Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Пояснительная записка по изо и художественному труду


Скачать 1.04 Mb.
НазваниеПояснительная записка по изо и художественному труду
страница1/5
Дата29.04.2016
Размер1.04 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА по ИЗО и художественному труду

      Программа составлена в соответствии с концепцией модернизации российского образования, на основе положений правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа и других народов страны.
      Основные цели программы:
      • обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Технология. Художественный труд»;
      • содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
      • способствовать усвоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн);
      • содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
      • обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами;
      • способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.
      Данная программа включает программы двух учебных предметов — «Изобразительное искусство» и «Художественный труд. Технология», что позволяет обеспечить интеграцию уроков искусства и художественного труда. Интегративные связи между предметами реализуются в процессе синхронного усвоения учебного материала и осуществляются на основе:
      • общности развивающих (развитие творческих способностей, проектных, художественно-трудовых умений) и воспитательных (нравственно-эстетических) задач;
      • общности основных качеств художественной вещи, изделия: материал, форма, пропорции, декор, а также средств выразительности, рассмотрение и освоение которых осуществляется и на уроках изобразительного искусства, и на уроках художественного труда.
      В построении содержания обеих программ предусмотрены:
      • вариативность в заданиях, выборе материалов и техник;
      • вариативность в выборе произведений изобразительного и народного искусства с учетом региональных особенностей;
      • вариативность в организации самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся в форме поисковой работы, экспериментов с художественными материалами, а также с бумагой, глиной, тканью, природными материалами.
      Программа составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение учебных предметов: «Изобразительное искусство» — 1 час, «Художественный труд» — 1 час из образовательной области «Технология» или из вариативной части базисного учебного плана.
      Содержание программы «Изобразительное искусство» представлено в виде взаимосвязанных разделов.
      Раздел «Основы художественного изображения» ориентирует на эмоционально-эстетическое восприятие произведений профессионального искусства, на формирование ценностного отношения к явлениям природы, к образам фольклора и литературы, к реальным людям, животным и птицам. Содержание раздела предполагает овладение учащимися художественно-творческим опытом в рисовании с натуры, по памяти и представлению; освоение приемов создания художественных образов с использованием средств художественной выразительности (цвет, свет, линия, силуэт, форма, пропорции, композиция).
      Раздел «Основы народного декоративно-прикладного искусства» нацелен на развитие эмоционально-ценностного восприятия учащимися народного декоративно-прикладного искусства России и народов мира, на познание многообразия видов народного искусства, их региональных особенностей. Содержание этого раздела предполагает накопление творческого опыта учащихся в упражнениях по освоению специфики образного языка народного искусства (на основе повтора, вариаций), самостоятельного составления композиций по мотивам народного творчества (на основе вариаций, импровизаций) и художественной деятельности по выполнению оформления изделий, изготовленных на уроках труда.

      Содержание программы «Художественный труд» представлено в программе в виде следующих разделов.
      Раздел «Работа с бумагой» ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги; предполагает овладение опытом практической деятельности по созданию полезных и красивых изделий из бумаги на основе освоения традиционной и современной технологии художественной обработки бумаги, применения средств художественной выразительности в декоративно-прикладных работах (силуэт, композиция, форма и пропорции, объем, пространство).
      Содержание раздела «Работа с текстильными материалами» нацелено на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани; предполагает овладение младшими школьниками опытом трудовой деятельности на материале традиционных художественных ремесел: ручного узорного ткачества, ручной набойки, лоскутного шитья, вышивки, знакомит с доступной учащимся начальной школы технологией выполнения элементов традиционного костюмного комплекса.
      Разделы «Работа с глиной (пластилином)» и «Работа с природными материалами» нацелены на ознакомление учащихся со свойствами, приемами обработки и декорирования изделий из пластических и природных материалов. Овладение опытом практической деятельности осуществляется в процессе создания художественных изделий по мотивам традиционных школ народного мастерства из бересты, соломки, глины и др. на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).
1 КЛАСС (30 ч) ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Ведущая тема года:
КАКОГО  ЦВЕТА  ЗИМА  И  ЛЕТО?


ОСНОВЫ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ИЗОБРАЖЕНИЯ

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. Отражение красоты, настроения, состояния явлений родной природы в графике, живописи, народном декоративно-прикладном искусстве.
      Развитие эстетических представлений и художественных умений в работе с различными художественными материалами (акварелью, гуашью, тушью, фломастерами), в изображении отдельных предметов симметричной формы (прием, отпечатка) и асимметричной формы (замкнутый контур), в изображении взаимосвязанных между собой предметов. Первоначальные знания об основных и смешанных цветах, знакомство с теплыми и холодными цветами, с простейшими правилами смешения цветов. Начальные знания о графике: о роли черной и белой линии, о разнообразии штриха, контура, о возможностях силуэта, штриха в графических работах.
      Опыт художественно-творческой деятельности в рисовании с натуры, по памяти и представлению:
      природы в разное время года и суток. Выявление роли цвета в передаче определенного состояния природы («Зимний пейзаж», «Цветущий луг», «Вешней воды никто не уймет»). Экспериментирование с цветом — превращение раздельных мазков, цветовых пятен в изображение пейзажа, воды, весенних цветов («Весна красна цветами», «Красуйся, красота, по цветам лазоревым» и т. д.). Использование в рисунках точек, линий (цветной, черной и белой), мазков, пятен («Загадочный зимний пейзаж»);
      натюрморта по представлению. Передача разнообразия форм плодов, овощей, фруктов, их цветовой окраски. Использование приема раздельного мазка;
      героев народных и литературных сказок (сказки А. С. Пушкина). Создание образов знакомых и любимых персонажей с передачей в их облике характерных особенностей («Краски природы в наряде русской красавицы»);
      сюжетно-тематических и декоративных композиций: «Осенний листопад», «Зимний пейзаж», «Узор с рябинкой», «Заснеженные цветы на морозном окне», «Цветущий луг», «Утро на реке», «Родные места вечером», «Богатыри земли Русской». Исполнение их черной и белой линиями, с помощью теплых и холодных, контрастных и сближенных оттенков цвета.

ОСНОВЫ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства. Нарядность, праздничность, привлекательность образов народного творчества, отражение в них теплоты рук мастера. Созвучность художественных образов народного и профессионального искусства. Связь содержания произведений с родной природой, с бытовыми, праздничными, трудовыми событиями (на примере лаковой миниатюры Палеха, Федоскина, лоскутных композиций, вырезанок из бумаги, произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства).
      Формирование представлений о символике народного орнамента. Образы-символы в орнаментальном искусстве: древо жизни, птица счастья, знаки-символы солнца, земли, воды, растений. Знакомство с простейшими схемами ритмического построения линейного и сетчатого орнаментов.
      Опыт художественно-творческой деятельности:
      упражнения по освоению приемов кистевой росписи, работы тычком в процессе самостоятельного выполнения орнамента на основе повтора, вариаций по мотивам народных орнаментов («В сентябре у рябины именины»);
      освоение хохломской росписи по дереву. Элементы травного хохломского орнамента («осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «ягодки»), приемы их выполнения. Украшение узором из «ягод» и «травинок» изделий, изготовленных на уроках художественного труда («Петушок — Золотой гребешок»);
      ознакомление с народной глиняной игрушкой. Знакомство с произведениями каргопольских и дымковских народных мастеров-игрушечников:
      дымковская игрушка. Особенности формы (округлость, статность барыни, стройность коня, богатство оперения, хвоста и элементов декора птицы), своеобразие орнамента, цветовой гаммы. Приемы выполнения орнаментальных элементов (кистью, тычком). Украшение бумажных силуэтов и лепных игрушек, изготовленных на уроке художественного труда («Жители слободы Дымково», «Ярмарка шумная, звонкая, яркая»);
      каргопольская игрушка. Своеобразие формы (обобщенность и простота силуэта), архаичность орнаментики, сдержанность цветовой гаммы. Упражнения на освоение приемов выполнения орнаментальных мотивов. Оживление орнаментом бумажных силуэтов и вылепленных на уроках труда каргопольских игрушек;
      ознакомление с народным костюмом. Первоначальные представления о женском народном костюме. Основные элементы северного костюма (рубаха, сарафан, головной убор, душегрея), традиционное украшение костюма вышивкой. Изображение женской фигуры в народном костюме («Русская красавица» — выполнение украшений по своему усмотрению).
      Первоначальные представления о воинском снаряжении (шлем, кольчуга, щит, меч). Примеры орнаментального украшения воинских доспехов в лаковой миниатюре Палеха. Самостоятельное создание орнаментов для украшения снаряжения воина-богатыря.
1 КЛАСС (30 ч) ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД

Ведущая тема года:
ДЕЛУ  ВРЕМЯ — ПОТЕХЕ  ЧАС


РАБОТА  С  БУМАГОЙ И  КАРТОНОМ

      Развитие эстетического восприятия изделий из бумаги, произведений декоративно-прикладного и народного искусства.
      Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с бумагой: бумага писчая, тетрадная, альбомная, белая, цветная; свойства бумаги (ее можно резать, сминать, обрывать, складывать, скручивать, склеивать); инструменты и материалы для скрепления (ножницы, клей ПВА); простейшие способы технологической обработки бумаги: сгибание, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание; склеивание; плетение (прямое) из бумажных лент; аппликация; простейшие базовые формы техники оригами («треугольник», «змей», «дверь»); обозначения в технологической карте (линия отреза, линия сгиба, место нанесения клея, направление складывания, вдавливание). Правила техники безопасности при работе с бумагой и инструментами (клей, ножницы). Культура организации рабочего места и работы с бумагой. Выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности), разметка по линейному рисунку, сгибу, тетрадной разлиновке, готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов сминания, обрывания, складывания, художественного вырезывания, плетение, техника оригами, аппликация, организация рабочего места, коллективная оценка результатов работы.
      Сминание бумаги в комочки («колобки», «камешки») различной величины и создание из них образов. Скручивание бумажной ленты в «завиток» без использования подручных средств или с помощью карандаша, ножниц. Использование «завитков» в создании образов. Сгибание и складывание листа бумаги вдвое, вчетверо с последующим симметричным вырезыванием силуэта листа, дерева и т. п. Создание рельефных композиций (зимние мотивы из мятой бумаги). Наклеивание (аппликация) в процессе создания декоративно-тематических композиций («Бумажный листочек как снежный комочек», «Весна-красна — праздник света и тепла», «Богатыри земли Русской» и др.). Плетение узоров из бумажных полос, создание плетеных плоскостных изделий. Комбинирование приемов обрывания и вырезывания для достижения выразительности образа.
      Знакомство с простейшими базовыми формами техники оригами (треугольник, змей, двойной треугольник, дверь и др.). Изготовление персонажей для пальчикового театра («Театр на ладошке»), птиц, корабликов и цветов в технике оригами. Создание простых конструкций в технике модульного оригами (новогодних игрушек — фонариков).
      Формирование творческого опыта в процессе изготовления изделий из бумаги: поздравительная открытка с использованием приемов складывания, вырезывания, надрезания, приклеивания, сминания;
      конструирование из бумаги: из вдвое сложенного листа (маски, флажки, гирлянды); по мотивам традиционного изделия (ковш-утица, птица-ковш и др.); оригами (птицы, кораблики, цветы, маски для пальчикового театра), модульное оригами (фонарики); конструирование «дымковской ярмарки» из бумаги (коллективная работа). Простейшие приемы изготовления элементов ярмарочного городка конической, цилиндрической формы по схемам.
      Конструирование из бумаги и готовых вспомогательных форм: санки.
      Моделирование и конструирование (разметка, сгибание, складывание, гофрирование, вырезывание, склеивание). Создание изделий по образцу, изображению, технологической карте, замыслу (новогодние маски, поздравительная открытка к 8 Марта).
      Декоративные композиции: панно в технике художественной вырезанки и аппликации по мотивам природных форм; салфетка по мотивам традиционной вышивки; коврик в технике плетения из бумажных лент; композиция в технике сминания и обрывания.

РАБОТА  С  ТКАНЬЮ

      Развитие эстетического восприятия изделий народного декоративно-прикладного искусства из текстильных материалов — вышитых, вытканных, сконструированных из ткани способом скручивания.
      Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с текстильными материалами.
      Понятие о тканях из натуральных растительных волокон (хлопчатобумажные, льняные). Основное назначение тканей. Различение тканей по толщине, фактуре (гладкая, шероховатая и т. п.), окраске, рисунку. Лицевая и изнаночная стороны. Выбор крупнофактурной ткани (полотняное переплетение) для счетных швов (украшающих). Обработка края ткани на срезах путем образования бахромы. Разметка ткани по выкройке прямоугольной формы. Резание ткани по разметке на столе (в отличие от резания бумаги на весу). Разнообразие видов ниток по назначению (швейные, вышивальные, вязальные, штопальные). Простейшие виды швов: шов «вперед иголку» с вариантами «веревочка», «змейка» и шов «за иголку». Отмеривание и отрезание ниток нужной длины, вдевание ниток в иглу, завязывание узелка. Правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами.
      Формирование творческого опыта в процессе ознакомления с народной вышивкой на предметах быта и народном костюме. Сюжеты и образы в русской вышивке. Изделия народных мастеров родного края. Составление орнамента-аппликации по мотивам строчевой вышивки из набора готовых форм. Вышивка изделий (салфетка, дорожка, закладка) на основе освоенных швов.
      Формирование творческого опыта в процессе ознакомления с лоскутной техникой.
      Лоскутное шитье, его использование в современном интерьере. Знакомство с орнаментами лоскутного шитья из квадратов («шахматка», «лесенка», «ромбики»). Цветовые сочетания в лоскутной композиции и подбор ткани. Приемы изготовления деталей квадратной формы по выкройке. Выполнение композиции из квадратов в технике аппликации по мотивам лоскутного шитья («Коврик разноцветный»).
      Формирование творческого опыта в процессе конструирования из ткани.
      Лоскутная кукла-скрутка — традиционная игрушка. Кукла как оберег и забава для ребенка. Разнообразие способов выполнения, материалы для изготовления куклы-скрутки. Приемы работы: скручивание, присборивание, отделка. Изготовление куклы-столбика, куклы-скалки. Сюжетные аппликации из ткани (коллаж) на основе деталей произвольной геометрической формы («Чудо-замок»), композиция («Необыкновенное дерево») с использованием ткани и других материалов (нитки, сутаж, тесьма, пуговицы ).

РАБОТА  С  ПЛАСТИЧНЫМИ  МАТЕРИАЛАМИ

      Развитие эстетического восприятия изделий из глины, произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества.
      Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с глиной (пластилином).
      Глина как художественный материал. Организация рабочего места при работе с глиной (пластилином). Инструменты и приспособления. Освоение разных способов лепки (по частям, из целого куска, приемами скатывания, раскатывания, вытягивания, сплющивания, скручивания, примазывания, заглаживания). Простейшие приемы декора лепных изделий (печатки, защипы, налепы).
      Формирование творческого опыта в процессе ознакомления с народной глиняной игрушкой. Знакомство с произведениями каргопольских и дымковских народных мастеров-игрушечников. Народные технологии лепки глиняных игрушек: дымковской (по частям), каргопольской (из целого куска). Освоение своеобразия формы, пропорций, способов лепки, декора. Лепка дымковской игрушки (барыня, лошадка, петушок — на выбор) и каргопольской игрушки (лошадка) с последующей грунтовкой и росписью на уроках изобразительного искусства.
      Формирование творческого опыта в процессе изготовления традиционного печенья. Лепка из теста (глины, пластилина) к событиям народного календаря (праздник урожая — каравай, калач, крендель; встреча весны — обрядовое печенье «жаворонки»).

РАБОТА  С  ПРИРОДНЫМИ  МАТЕРИАЛАМИ

      Развитие эстетического восприятия изделий из природных материалов, произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества из бересты, соломки, плодов, семян, цветов.
      Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с природными материалами. Материалы и инструменты. Заготовка природных материалов, знакомство с основами экологического сбора природных материалов, с применением природных материалов. Изготовление изделий с помощью доступных для детей традиционных технологических приемов (скручивание, связывание, сгибание, нанизывание, наклеивание, склеивание, скрепление на пластилине).
      Формирование творческого опыта в процессе художественной обработки природных материалов.
      Аппликация из листьев, цветов, трав, семян. Создание сказочного леса на основе идеи уподобления образов деревьев и листьев.
      Народные игрушки. Художественное конструирование (из соломки, бересты, мха, шишек, веточек) традиционных кукол-стригушек, кукол-лесовичков и кукол-моховичков; способы декора — плетение, перевязывание цветными лентами, тесьмой, нитками.
      Украшения из природных материалов: традиционные бусы из плодов, ягод; подбор материалов для бус; приемы соединения — нанизывание на нить с соблюдением чередования бусинок по цвету, форме, размеру.
Примерное планирование уроков изобразительного искусства

и художественного труда в 1 классе

№ урока

Тема урока ИЗО. Вид творческой работы

№ урока

Тема урока художественного труда. Вид творческой работы

I четверть. Уроки 1—8

Тема четверти:
Осень золотая


Тема четверти:
Осень-припасиха


1

      Какого цвета осень? Какой видят осень поэты, художники, народные мастера. Изображение золота осени (акварель, гуашь)

1

      Какого цвета осень? Сбор даров природы (листьев, цветов, трав, семян) для уроков художественного труда

2

      Земля-кормилица. Натюрморт. Сочинение сказки про осень (акварель, гуашь)

2

      Пучок соломы, обратись в куклу! Художественное конструирование по мотивам традиционных кукол-стригушек

3

      Щедра осенью земля-матушка. Композиции по представлению: «Богатый урожай», «Первый каравай» (акварель, гуашь)

3

      Хлебушко — калачу дедушка. Лепка из глины, пластилина или теста по мотивам традиционного печенья

4

      Природа-художница. Рисование осеннего пейзажа по памяти или представлению (акварель, гуашь)

4

      Природа-художница. Аппликация из природных материалов

5

      В сентябре у рябины именины. Превращение в рябину точек и пятен (акварель, гуашь или аппликация из цветной бумаги)

5

      Бусы с осеннего куста. Художественное конструирование из природных материалов

6

      Осенью капуста — барыня. Рисование нарядной сечки с натуры или по представлению (акварель, гуашь)

6

      Пора отлета птиц. Объемное конструирование птицы с использованием приема гофрирование

7

      В золоте Хохломы — золото осени. Рисование кистью золотого петушка (гуашь черная, красная)

7

      В золоте Хохломы — золото осени. Художественное конструирование из бумаги на заданную тему по мотивам традиционного изделия «птицы-ковша»

8

      В золоте Хохломы — золото осени. Рисование кистью элементов травного узора Хохломы (гуашь черная, красная)

8

      Моховички — лесные человечки. Объемное конструирование из природного материала по замыслу

Рекомендуемые для ознакомления в I четверти:

      произведения изобразительного искусства: Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень);
      произведения народного декоративно-прикладного искусства: Н. Гончарова. Поднос. Жостово; Н. Гончарова. Петух среди ягод. Жостово; И. Маркичев. Жнитво. Палех; С. Веселов. Ковш-утица; Рыбица. Хохлома; А. Карпова. Тарелка с травным орнаментом. Хохлома; И. Голиков. Перевозка хлеба; И. Ливанова. Капустница. Палех; произведения мастеров Хохломы, изделия народного творчества из природных материалов (соломки, бересты, шишек, плодов).

II четверть. Уроки 9—15

Тема четверти:
Зимняя сказка


Тема четверти:
Зима-рукодельница


9

      В золоте Хохломы — золото осени. Повтор и вариация элементов орнамента Хохломы

9

      Плетем разноцветный коврик. Плетение из бумажных полос по заданным условиям

10

      В золоте Хохломы — золото осени. Импровизация по мотивам хохломской росписи

10

      Куда иголочка — туда и ниточка. Украшение салфетки на основе вариантов шва «вперед иголка»

11

      Краски природы в наряде русской красавицы. Украшение наряда красавицы (акварель, гуашь, фломастер)

11

      Скрутим куклу ладную, милую, нарядную. Художественное конструирование из ткани по мотивам традиционной лоскутной куклы

12

      В гостях у зимней сказки. Дом Деда Мороза (графические материалы)

12

      Секреты вышитых узоров. Аппликация из бумаги по мотивам традиционной строчевой вышивки

13

      Герои русских народных сказок. Изображение героев зимних сказок

13

      Сани-самокаты разукрашены богато. Объемное конструирование из бумаги санок по образцу

14

      Снежный пейзаж. Изображение черной и белой линиями зимнего пейзажа (графические материалы)

14

      Бумажный листочек как снежный комочек. Плоскорельефное моделирование на основе приемов сминания, разрывания (зимние мотивы — деревья, снеговик, сугробы и т. д.)

15

      Цвет зимы — белый. Рисование снежных цветов на окне

15

      Мастерим новогодние маски и фонарики. Художественное конструирование новогодних масок, игрушек на основе приемов симметричного вырезания, складывания, скручивания, приклеивания, аппликации

Рекомендуемые для ознакомления во II четверти:

      произведения изобразительного искусства: Т. Маврина. За каменкой; А. Журавлева. Рисунок к месяцеслову; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка; Н. Рерих. Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К. Воробьев. Волшебный мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима. Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская лазурь; И. Билибин. Русский Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»;
      произведения народного искусства: С. Буторин. Жар-птица. Палех; И. Голиков. Сказочные звери. Палех; Н. Сулоева. Людмила в саду Черномора. Палех; произведения лаковой миниатюры Федоскина; Е. Ельфина. Поющее дерево. Кружево; изделия из текстильных материалов (народный костюм, вышитые изделия, тряпичные куклы).

III четверть. Уроки 16—25

Тема четверти:
Весна-красна


Тема четверти:
Весна ярмарочная


16—17

      В гостях у мастеров каргопольской игрушки. Роспись силуэтов игрушек. Роспись глиняных игрушек (акварель, гуашь)

16—17

      В гостях у мастеров каргопольской игрушки. Лепка из глины каргопольской игрушки

18—19

      Богатыри земли Русской. Украшение снаряжения русского богатыря. Портрет русского богатыря (акварель, гуашь, фломастер)

18—19

      Богатыри земли Русской. Художественное конструирование из бумаги на основе особенностей традиционного костюма и снаряжения русских богатырей

20

      Конь-огонь. Сказочная композиция (акварель, гуашь, фломастер)

20

      Чудо-замок. Архитектурная композиция на заданную тему в технике текстильного коллажа

21

      Весна-красна — праздник света и тепла. Весенняя природа в произведениях русских художников. Рисование первых весенних цветов (акварель, гуашь)

21

      Весна-красна — праздник света и тепла. Художественное конструирование из бумаги поздравительной открытки

22—23

      Дымковская игрушка. Повтор и вариации по мотивам дымковских узоров (гуашь)

22—23

      Дымковская игрушка. Лепка из глины (пластилина) по мотивам дымковской игрушки

24

      Красота весенней природы. Рисование с натуры весенней веточки (акварель, гуашь)

24

      Встречаем весну птицами. Лепка из теста (глины) по мотивам традиционного русского обрядового весеннего печенья

25

      Вешней воды никто не уймет. Рисование бегущего ручья по представлению (акварель, гуашь)

25

      Плыви, плыви, кораблик. Художественное моделирование корабликов из бумаги (оригами)

Рекомендуемые для ознакомления
в III четверти:


      произведения изобразительного искусства: Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река Тара; Е. Зверьков. Луг цветет; Н. Рерих. Весна священная; В. Васнецов. Богатыри; Н. Гончарова. Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин. Александр Невский; В. Суриков. Взятие снежного городка;
      произведения народного искусства: И. Щуркин. Илья Муромец и Калин-царь. Палех; У. Бабкина, В. Шевелев, И. и Е. Дружинины. Каргопольские игрушки; А. Петухов. Щепная птица; изделия из бересты.

IV четверть. Уроки 26—30

Тема четверти:
Разноцветное лето


Тема четверти:
Лето страдное


26

      «У лукоморья дуб зеленый...». Рисование героев сказок А. С. Пушкина по представлению (акварель, гуашь)

26

      Театр на ладошке. Художественное конструирование из бумаги пальчиковых кукол с элементами оригами

27

      Красуйся, красота, по цветам лазоревым. Рисование с натуры нежных весенних цветов (акварель, гуашь)

27

      Стежок за стежком, стебелек за стебельком. Вышивание салфетки по мотивам традиционных вышитых узоров

28

      Образ приближающегося лета. Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажей (акварель, гуашь)

28

      Сделаем из лоскутков коврик разноцветный. Лоскутная композиция в технике коллажа по мотивам традиционного лоскутного шитья

29

      Превращение красочного пятна в дерево. Экспериментирование с цветными пятнами и линией (акварель, гуашь)

29

      Праздник труда. Выполнение коллективной композиции (панно) по собственному замыслу с использованием разных материалов

30

      Какого цвета страна родная. Рисование родной природы по представлению (художественные материалы по выбору)

30

      Завершение темы урока 29

Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти:

      произведения изобразительного искусства: А. Венецианов. На пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Кончаловский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень. Весенняя аллея; Е. Ширяева. Батик; И. Айвазовский. Лунная ночь; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; Заморские гости; Е. Волошинов. Лук; И. Машков. Ягоды на фоне красного подноса; В. Телегин. Осенний вечер; К. Бритов. Мстера. Голубая весна; В. Юкин. Ранний снег; В. Крылов. Новодевичий монастырь; Е. Жуков. Натюрморт с незабудками;
      произведения народного искусства: А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Косс-Деньшина, З. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова, Л. Докина. Дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино; А. Журавлева. Рисунки к месяцеслову.
  1   2   3   4   5