Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Пояснительная записка по изо и художественному труду


Скачать 1.04 Mb.
НазваниеПояснительная записка по изо и художественному труду
страница4/5
Дата29.04.2016
Размер1.04 Mb.
ТипПояснительная записка
1   2   3   4   5
Литература: Аполлон: Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь/Под общ. ред. А. М. Кантора. — М., 1997; В и ш н е в с к а я  В. М. Хохлома. — Л., 1969; Д у р а с о в  Г. П.   Росписи хохломского мастера С. П. Веселова//Народные мастера. Традиции, школы. Вып. 1/Под ред. М. А. Некрасовой. — М., 1985; Н е к р а с о в а  М. А.   Народное искусство России. — М., 1983; Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства: 1 кл.: Альбом с методическими рекомендациями / Т. Я. Шпикалова и др. — М., 1996.

      В учебнике и тетради представлены произведения хохломы, отражающие разные виды орнаментальной росписи и композиций.

      Один из главных содержательных моментов в уроках, посвященных созданию ковша-птицы, заключен в открытии для первоклассников эстетической и функциональной значимости столь необычного сосуда.

      В искусствоведческой литературе этот вид сосуда называют скопкарь. Скопкарь — один из древнейших русских деревянных (иногда металлических) ковшей, распространенный на Руси с древности до середины XIX в.

      Любовь народа к этой форме ковша на протяжении многих веков не случайна. В нем с особой проникновенной силой передано поэтическое восприятие мира в народном творчестве. В нем слиты утилитарные функции ковша и образно-пластическое художественное решение. Уподобление живому одушевляло вещь, наделяло образ значительностью, силой, должной помогать человеку. Поэтому ковш-скопкарь был праздничным предметом.

      На пирах в знак единства и согласия обносили ковшом вкруговую. На свадьбе ковш преподносили жениху и невесте с пожеланием счастья и прибыли дому. Включенный в свадебный обряд, такой ковш нес символику, связанную с водой, с солнцем, нес фольклорное представление. С образом птицы в народном мировосприятии всегда было связано представление о добре, счастье, свете. Невеста сравнивалась с лебедушкой, уточкой. Это сравнение распространялось и на женщину.

По зеленому лужочку золота струя бежит,
Что и струинька за струинькой, белый лебедь плывет,
Что белая-то лебедка — красна девица душа,
Что и серый селезень — добрый молодец.

      Ковш-скопкарь выделялся не только размерами на пиршественном столе2, он был величав и торжествен, полон значения. В символике его сохранились следы древних верований (см. подробнее: Н е к р а с о в а  М. А.  Народное искусство России. — М., 1983. — С. 40).

      В итоге первое прикосновение первоклассников к тайне рождения необычного сосуда-птицы можно совместить с раскраской узора на поверхности ковша (Т, с. 16), что возможно выполнить на первом уроке художественного труда по теме. После упражнения на повтор учащиеся знакомятся с технологической картой (Т, с. 16), согласно которой и выполняют развертку ковша-утицы (уроки труда 1—2, в зависимости от подготовки учащихся). Готовую развертку, без росписи, они приносят на урок изобразительного искусства.

      Обратите внимание на то, что образ художественного предмета, который выполняется учащимися из бумаги, имеет ряд отличительных признаков декоративного обобщения:

       —   детализация силуэта, характер линий, обрисовывающих головку, хвост птицы (заострены и выбраны с учетом материала — бумаги для вырезания);

       —   ковш-петушок. Сказочный герой Петушок — золотой гребешок знаком детям и может вызвать разнообразные ассоциации для создания декоративного образа.

      Детское творчество в момент импровизации по мотивам хохломской росписи проявляется в следующем:

       —   как авторы располагают элементы, знакомые им по предыдущим занятиям, и какие новые, свои смогут нарисовать;

       —   как разнообразят ритм элементов, предназначенных для разных частей сосуда-птицы (хвост, тулово, шея).

      При оценке учащимися завершенных работ желательно полюбоваться всем вместе многоголосным звучанием орнаментальной росписи на многочисленных ковшах. Поиграть, подвигать бумажные ковши, находя наиболее выигрышные положения их на поверхности стола. Поставить в самые красивые из них небольшие пучки осенних сухих травинок, колосков.

      Обратите внимание родителей на духовную значимость этой небольшой работы первоклассников, которая помогает установить связь поколений, открыть красоту в праздничных обрядах прошлого. Пусть и в современной квартире найдется место для этого чудо-сосуда, созданного ребенком.

      Заканчивая уроки по ознакомлению с хохломской росписью, стоит подумать, как оценить результаты.

      Очевидно, удачей следует считать, если удалось в атмосфере творческих игр донести до первоклассников и помочь им усвоить представление о красоте родной природы в росписи хохломы; если была возможность открыть и увидеть золото осени в золоте хохломы, познакомить детей с народным мастером; если все рисунки, выполненные учащимися, не были похожи как близнецы; если педагог не требовал от первоклассников точного воспроизведения элементов кистевой росписи, так как эта задача не может решаться в условиях общеобразовательной школы.

      Общение учителя и учащихся с произведениями народного искусства открыло для них существование глубоких исторических и культурных корней зарождения хохломской росписи, позволило проникнуться восхищением образным строем художественных вещей, создаваемых мастером.

      Хохломская роспись — одна из негаснущих звезд в созвездии русских народных художественных промыслов, тот драгоценный кладезь памяти исторической и культурной, который помогает воспитывать чувство гордости за деятельность далеких предков, тех, кто мужественно пронес через века идеалы добра и красоты, вечной любви к своей земле.







      1  Впервые разработанные нами условия решения совокупности художественно-творческих задач на основе принципов народного творчества были опубликованы в учебной программе «Основы народного и декоративно-прикладного искусства», 1—4 классы (М., 1992), а также в последующих переизданиях программы, получившей название «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (М., 1994, 1996, 1999).

      2  В ГИМ хранится ковш из Поволжья, вмещающий около полутора ведер меда или пива. Он поражает не только своими внушительными размерами, но и красотой и пропорциональностью своих форм.

Тема «Любуйся узорами красавицы зимы»
(II четверть: уроки 12—15; III четверть: уроки 16—20)

      Вторая половина II четверти приходится на начало зимы. О новом состоянии природы говорят и древние названия зимних месяцев: студень (декабрь), просинец (январь), снежень (февраль).

      На уроке первоклассников вновь ждет встреча с жизнерадостным творчеством художницы Т. А. Мавриной. Среди заснеженных холмов они видят старинный русский город, «чудо-город» — Суздаль. Причудливые очертания храмов, звонниц, могучих стен сооружений старинной архитектуры напоминают сказочный цветок, расцветший на фоне зимнего пейзажа (У, с. 27, Т, с. 20).

      Радость детворы от появления первого снежка отражена в занятии по художественному труду, посвященном волшебному превращению бумажного листочка в снежный комочек (см. примерное планирование) и в занятии по изобразительному искусству, на котором предлагается создать наряд русской красавицы (Т, 20—21).

      Необычен и художественный прием получения снежного дерева путем сминания мягкого, тонкого листочка белой бумаги. Эффектная композиция зимнего дерева дана в тетради. На ней ясно видны последовательность сминания бумаги и момент ее надрывания (без ножниц) для получения больших и маленьких веточек.

      Выполнив бумажный силуэт, первоклассники приклеивают «дерево» в альбом, предварительно подготовив цветной фон.

      Кстати, обратите внимание на то, какие цветовые фоны используются в тетради. Вы обнаружите среди них не только гладко окрашенную поверхность, как у готовых цветных листов бумаги. Чаще фон создает живописную цветовую среду, желание фантазировать и рисовать, создавать цветовую гармонию.

      Урок 12. Урок-сочинение на заданную тему открывается беседой «В гостях у зимней сказки и ее героев». В беседу включены произведения живописи (В. Васнецов. «Снегурочка», Н. Рерих. «Лес»), книжной графики (Е. Чарушин. Иллюстрация к народной сказке «Заяц и Лиса»), бумажные вырезанки народного мастера К. Воробьева (У, с. 29—30). Постарайтесь самостоятельно найти и показать первоклассникам лаковую миниатюрную живопись А. Каморина «Снегурочка» (Холуй).

      Задачи беседы видятся в следующем:

      —  развивать эстетическое видение родной природы;

      —  способствовать проявлению детской фантазии, погружению в мир народной сказки, чудес, связанных с образом Деда Мороза, Снегурочки и Зимы;

      —  дать почувствовать неразрывную связь человека с природой.

      Разнообразный зрительный ряд, представленный в учебнике и тетради, помогает решать столь непростые задачи.

      Вглядываясь в картину В. Васнецова и эскиз декорации Н. Рериха «Лес», обратите внимание на единение реального и фантастического, как это бывает в сказке. Образ нежной Снегурочки неотделим от таинственного заснеженного леса. Все наполнено нежными звуками зимней лунной ночи.

      Среди произведений, которые будоражат воображение первоклассников и вызывают ассоциации для создания своей композиции, есть и такие, с которыми педагог встречается впервые. Это — бумажные вырезанки К. Воробьева.

Краткий справочный материал

      Васнецов Виктор Михайлович (1848—1926) — русский живописец. С 1880-х гг. создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, принесшие ему широкую популярность. Исполнил эскизы и декорации к пьесе-сказке «Снегурочка» А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882 г.) и одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова (поставлена в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886 г.). Искусство В. М. Васнецова зрелого периода предвосхищает некоторые черты стиля модерн.

      Литература: Шанина  Н.    В. Васнецов: Альбом. — Л., 1979; Васнецов  В. А. Страницы прошлого: Воспоминания о художниках братьях Васнецовых. — М., 1978.

      Рерих Николай Константинович (1874—1947) — русский живописец, археолог. Тематику творчества Рериха вначале определял интерес к славянскому язычеству («Дозор» — 1905, ГРМ), а с 20-х гг. — к буддизму («Тибет. Монастырь» — 1942, ГРМ), представление об историческом развитии как о цели мировых катаклизмов («Небесный бой» — 1912, ГРМ). Произведения Рериха отличает напряженная эмоциональность, лапидарность выразительных средств (контурный рисунок, локальные тона), а в поздний период — усложненный аллегоризм смысла («Знаки Гэсера» — 1940, ГРМ). С 1910-х гг. художник оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева (балет И. Ф. Стравинского «Весна священная» и др.).

      Литература: Полякова  Е.   Н. Рерих. — М., 1985.

      Корин Павел Дмитриевич (1892—1967) — русский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1958). Его произведениям присущи строгость и точность рисунка, монументальная цельность формы, напряженность и насыщенность цвета («Схимница» — 1930; триптих «Александр Невский» — 1942—1943 — все в ГТГ). Волевая собранность, высокое духовное напряжение образов характерны для портретного творчества Корина.

      Литература: Михайлов  Н. А.   П. Корин. — М., 1982.

      Гончарова Наталья Сергеевна (1881—1962) — русский живописец, график, театральный художник. Произведениям художницы присуща декоративная красочность и близкая русскому лубку выразительность.

      Литература: Лихачев  Д. С.  Русское искусство от древности до авангарда. — М., 1992.

      Капитон Иванович Воробьев (60-е гг. XIX в. — 30-е гг. XX в.) родился в деревне Тепляково Владимирской губернии. До пятнадцати лет рос в семье крестьянина Ивана Даниловича Воробьева, который усыновил мальчика, подброшенного младенцем в деревню Плешаково. Приемный отец отдал мальчика в обучение овчинному делу. После смерти отца он лишился дома и земли. С той поры всю жизнь этот бездомный одинокий странник, никогда не знавший любви и не имевший семьи, с котомкой за плечами бродил по деревням и селам. Бывал во Владимире и Суздале, Муроме и Шуе, Палехе, Холуе, Мстере… По найму выделывал и дубил овчину, зарабатывая на хлеб. А в минуты отдыха и печали вырезал все, что ему нравилось.

      Среди его вырезанок красивые деревенские избы, множество вариантов орнаментальных украшений крестьянских построек: наличники, коньки, фигурные столбики, перила крыльца, дымники. Есть и сказочные дворцы, терема, многокупольные церкви и соборы.

      Эта красота резная сказка Капитона Воробьева могла бы бесследно исчезнуть, если бы не счастливый случай — встреча с академиком живописи Николаем Николаевичем Харламовым, проживавшим в селе Тименка, неподалеку от Палеха. С 1901 по 1930-е гг. Капитон Воробьев находил приют в доме художника в весеннюю или осеннюю распутицу. За теплый прием, участие к себе Капитон Иванович расплачивался десятками бумажных вырезанок, которые специально приберегал для таких встреч.

      После смерти К. Воробьева художник оформил коллекцию вырезанок. В ней оказалось 1336 работ. Она была размещена на 234 листах картона. И в 1936 г. коллекция была передана женой Н. Харламова в палехский музей.

      Комитет по культуре и искусству администрации Ивановской области и Государственный музей палехского искусства издали в 1998 г. альбом вырезанок Капитона Воробьева. В учебник включено два произведения из альбома.

      Литература: Резная сказка. Из собрания Государственного музея палехского искусства / Сост. альбома С. И. Федосеева, Н. В. Ланина. — Иваново, 1998.

      Два последующих задания на уроках художественного труда («Волшебное превращение бумажного листка», о нем говорилось выше) и изобразительного искусства (см. урок 13 в планировании) посвящены сказочным сюжетам, созвучным ожиданию новогоднего праздника, и подготовке к нему.

      То и другое занятия имеют много общего в определении задач, которые видятся следующими:

      —  развитие детского творчества с использованием игровых приемов и опорой на фольклор;

      —  раскрытие выразительных возможностей декоративного образа в сказочном сюжете миниатюры и в бумажной пластике;

      —  создание условий для разыгрывания первоклассником сказочных ситуаций как с помощью созданных сказочных деревьев, так и с помощью нарисованных композиций в тетради.

      Декоративный образ жар-птицы и сказочные звери на миниатюре из Палеха (Т, с. 22) привлекают прежде всего своим необычайным цветом и сиянием. Золотистое сияние, которое они излучают, создает ощущение волшебной доброй силы. Этот свет символизирует действенную силу победы добра над злом. И мы знаем по ходу сказки, что и жар-птица, и сказочные звери помогут героям преодолеть многие трудности и выйти победителями из всех испытаний.

      Другие возможности для создания декоративного образа предоставляет прием художественного конструирования из бумаги — сминание (Т, с. 24). По технологической карте видно, как последовательно получается дерево из мятой бумаги. Варьируя цвета бумаги, приемы надрывания без ножниц, чередования ветвей различной величины, получаем разные деревья.

      Заключительные уроки II четверти возвращают нас к эксперименту получения художественного изображения с помощью разных технических приемов. Это замкнутый контур, штрих, спираль, линия и мазок в изображении с помощью черной и белой линий (в планировании уроки 14 и 15).

      Примечательно, что эксперименту с черной и белой линиями предшествует встреча с произведениями живописцев К. Юона и И. Грабаря (У, с. 31—34). Контраст, который возникает между эстетическим восприятием живописных пейзажей этих художников, наполненных праздником цвета, и пейзажей в технике графики И. Билибина, декоративных панно, выполненных черной и белой линиями, помогает почувствовать выразительные возможности живописного, графического и декоративного произведений в создании художественного образа. Такое сопоставление способно вызвать «восторг глаз», увидевших что-либо новое (по меткому выражению Т. Мавриной).

Краткий справочный материал

      Грабарь Игорь Эммануилович (1871—1960) — живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956). С начала 1900-х гг. Грабарь, творчески используя методы импрессионизма, работал над жизнерадостными, мажорными по цвету, пронизанными светом пейзажами, воссоздающими в каждом из полотен обобщенный образ русской природы («Сентябрьский снег» —1903; «Февральская лазурь», «Мартовский снег» — оба 1904; «Ясный осенний вечер» — 1923; все в ГТГ).

      Как историк искусства сыграл большую роль в распространении научных принципов искусствознания, стал одним из основоположников системы и методики охраны и реставрации памятников искусства, инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918—1930 гг. — директор, с 1944 г. — научный руководитель), был главным редактором и одним из авторов «Истории русского искусства»

      Литература: Подобедова О. И.   И. Э. Грабарь. — М., 1953—1969. — Т. 1—13; Егорова  Н. В.   И. Э. Грабарь. — М., 1979.

      Юон Константин Федорович (1875—1958) — живописец, народный художник СССР (1950). Юон обращался к мотивам русской провинции, раскрывал истинно национальное своеобразие ее быта и пейзажа в сочной, четкой живописной манере, сложившейся под влиянием импрессионизма («К Троице. Март» — 1903; «Мартовское солнце» — 1915). Произведениям 50-х гг. свойственны красочная декоративность, свежесть восприятия, лирическая проникновенность.

      Литература: К. Юон [Альбом]. — М., 1973; К. Ф. Юон: Столетие со дня рождения. 1875—1975. — М., 1976; Осмоловский  Ю.   К. Ф. Юон. — М., 1982.

      Билибин Иван Яковлевич (1876—1942) — график и театральный художник. В русской графике создал самобытный орнаментально-декоративный, графически выразительный «билибинский стиль» книжной иллюстрации, основанный на стилизации мотивов народного лубка, вышивок, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры. Поэтичные красочные иллюстрации (к былине «Вольга» — 1904; «Сказке о золотом петушке» А. С. Пушкина — 1910; «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова — 1941), эскизы театральных декораций и костюмов воссоздают сказочный фантастический мир русского фольклора.

      Литература: Липович И. Н.  И. Я. Билибин. — Л., 1966; И. Я. Билибин: Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. — Л., 1970; Голынец Г. В., Голынец С. В. И. Я. Билибин. — М., 1972; Климов Г. Е.  Поиски пера жар-птицы: Жизнь и творчество русского художника И. Я. Билибина по материалам собрания Е. П. Климова. — М., 1981; Семенов О.  Иван Билибин: Рассказ о художнике-сказочнике. — М., 1996.

      Общий характер задач уроков 14 и 15 можно увидеть в следующем:

      —  создавать педагогические условия для эстетического, яркого восприятия зимней природы;

      —  помогать находить слова для передачи красоты зимнего состояния природы;

      —  способствовать представлению о том, что солнечный снежный пейзаж — достопримечательность родной земли;

      —  используя игровые приемы (волшебные превращения черной и белой линий), создать увлекательную творческую атмосферу, в которой технические приемы помогают решать образную задачу

                                                                Примерный ход урока

      1.  Погружение учащихся в созерцание картин зимней природы (произведения И. Грабаря, К. Юона).

      2.  Рисование кистью на отдельном листе своего этюда «Зимнее солнышко».

      3.  В гостях у волшебной черной линии:

      —  знакомство с рисунками И. Билибина — пейзажи Русского Севера (У, с. 35—38);

      —  прием замкнутого контура и картина заснеженного леса;

      —  рисуем ответы на вопросы волшебной черной линии на отдельном листе (У, с. 35—38).

      4.  Итоги: чьи ответы в рисунках самые выразительные и кому помогла волшебная черная линия больше всего.

      Урок 14 возвращает нас к проблеме изучения технического приема как средства создания художественного изображения, образа. Для беседы «Волшебное превращение черной и белой линий в художественное изображение» предлагается произведение художника С. М. Никиреева «Зима» (Т, с. 24—25). С. М. Никиреев отдает предпочтение в своем творчестве пейзажу, а в нем особенно любит дерево1. Произведение «Зима» полно прелести тихой и размеренной жизни поселка или пригорода. Взгляд первоклассника, как и ваш, останавливается на деревьях. Хочется любоваться изящной кроной зимних деревьев в инее. Прозрачные кроны позволяют разглядеть все вокруг, узнать жителей этих уютных деревянных домов. Только теперь удается отметить, какой мастерский рисунок, в котором штрихи передают белизну снега, теплый цвет бревен сруба, малейшие изгибы веток.

      Когда ученики проникнутся настроением рисунка С. М. Никиреева, предложите им оглядеться вокруг, понаблюдать за природой в течение зимнего дня. Думается, что пейзажный рисунок художника чем-то одарил внимательных зрителей-первоклассников и теперь они смогут по-новому увидеть зимние картины у себя за окном или на прогулке. Об этом они расскажут в своем рисунке на страницах тетради и в альбоме.

      На уроке 15 первоклассники в гостях у волшебной белой линии вновь встречаются с одним из древнейших образов в народном творчестве — образом древа. Это панно В. Н. Ельфиной «Поющее дерево», выполненное в технике сцепного кружева (У, с. 36).

      Образный строй произведения проникнут духом народного мировосприятия. Цветок-дерево (прием уподобления) как бы прорастает живыми формами птиц. Орнаментальному ритму веток, листьев, плодов вторят орнаментальные ритмы «оперенья» птиц. Это создает ощущение звенящего пения множества птиц, радости, простора, любви ко всему живому…

Я любил вознесенное сказками древо,
На котором звенели всегда соловьи,
А под древом раскинулось море посева,
И шумели колосья, и пели ручьи.
К. Бальмонт

      Беседа с первоклассниками в момент рассматривания кружевного панно плавно переходит к изучению рисунка элементов кружева. Учащиеся открывают для себя в природных формах неиссякаемый источник рождения орнамента, работая по художественно-дидактической таблице и читая стихотворение «Окружают меня кружева…».

      Экспериментирование с белой линией начинается в тетради (с. 26). Композиция задания определена. Это окно. Зимний пейзаж миниатюр федоскинского мастера — все настраивает на рисование кистью снежных узоров по своему представлению.

      Второе задание на создание своего кружевного узорочья выполняется в альбоме. Пояснение к нему учащиеся читают в учебнике (с. 38). Рисуются узоры белой гуашью, поэтому заранее отдельный лист тонируется.

      В заключение урока проверяем, что учащиеся узнали в царстве красавицы зимы, в гостях у волшебных черной и белой линий.

      Третья четверть открывается циклом уроков, посвященных знакомству с каргопольской глиняной игрушкой. Впервые методические рекомендации по теме, связанные с каргопольской игрушкой, публиковались в журнале «Начальная школа» и в Альбоме для 1 класса2. Как показала практика, многие учителя с радостью открыли для себя и своих учеников этот удивительный мир народной культуры Русского Севера. Прикосновения к художественной культуре древнего Каргополья  — фольклору, деревянному зодчеству, крестьянской глиняной игрушке — стали неиссякаемыми родниками творчества педагогов и первоклассников. Приведем лишь два примера. Мы побываем на уроках у Галины Андреевны Величкиной, заслуженного учителя Российской Федерации.

      Первый урок «На родине каргопольской игрушки». На уроке учащиеся впервые встречаются с народной игрушкой и решают художественно-творческую задачу на повтор элементов росписи (в планировании — урок 16).

      Крестьянская игрушка связана с бытом и жизнью землепашца, отражает связь человека с природой. Из глубины веков донесла она архаические формы и таинственные знаки солнца, воды, земли.

      Творческая находка Галины Андреевны заключена в том, что она «оживила» знаки-символы, включив их изображение в занимательный рассказ из жизни Ульяны Бабкиной. Слава о глиняных игрушках У. Бабкиной давно перешагнула границы каргопольской земли. К ней в гости и собираются первоклассники. И Ульяна Бабкина, чтобы порадовать детей новыми вылепленными игрушками, отправляется за глинкой из деревянного домика по травяной дорожке. Учитель рисует прямой линией неяркой зеленой краской эту дорожку на листе, который прикреплен на классной доске. Первоклассники повторяют рисунок кистью на своих альбомных листах.

      Дальше ее путь лежит вдоль речки. Как можно изобразить линией речку? Дети показывают руками движение волнистой линии. Голубой краской рисуется речка.

      За речкой начались пригорки. Вверх-вниз поднималась Ульяна Бабкина с одного пригорка на другой. Как можно изобразить линией пригорки? Дети показывают руками движение ломаной линии. Черной и охрой рисуются пригорки.

      За пригорками открылось поле золотой ржи. Учитель рисует колоски черной и желтой краской. Первоклассники повторяют за учителем колоски.

      За полем накопала Ульяна глинки и стала возвращаться домой. Устала и пошла другой, короткой дорогой через лес. В лесу много больших и маленьких елочек. Учитель и первоклассники рисуют зеленой линией елочки.

      В лесу набрала Ульяна клюквы, чтобы утолить жажду. Как можно нарисовать круглые ягодки клюквы? Среди елочек появляются ритмично расположенные ягодки.

      Посмотрела Ульяна на солнце, а оно уже к закату клонится. Учитель рисует вверху листа, в левом углу, вечернее солнышко. В центре верхней половины — солнышко побольше — дневное. Оно играет и светит на все четыре стороны (крест в центре круга). Справа — солнышко утреннее.

      Все знаки-символы первоклассники находят на глиняных игрушках.

      В заключение им предлагается оживить бумажные силуэты каргопольских игрушек.

      Второй урок «Слушаем сказки народной мастерицы бабушки Ульяны». Урок-импровизация (в планировании — урок 17). К этому уроку Г. А. Величкина разработала сценарий. Предлагаем его вашему вниманию.

      Начало урока — действие в необычной обстановке:

      —  непривычная расстановка рабочих столиков и стульев в классе, такая, чтобы дети сели за столы друг против друга. В классе уютно, как в мастерской. Перед первоклассниками стоят глиняные игрушки, вылепленные ими на предыдущем уроке, и краски;

      —  непривычный внешний вид учительницы: на голове — народный женский убор, одета в красивую вышитую кофту, в руках — плетеная корзинка с народными глиняными игрушками;

      —  интересный прием, начинающий игровое действие: учитель предлагает первоклассникам позвонить валдайскими колокольчиками. Под веселый звон колокольчиков и раздольную мелодию народной песни (звучит пластинка) дети отправляются на крыльях фантазии далеко-далеко на Север, в Каргополь, в гости к народной мастерице Ульяне Бабкиной.

      Погружение детей в мир народного творчества. Учитель ведет беседу от лица Ульяны Бабкиной. Весь облик учителя преображен, и дело не только в народной одежде. Главное — перевоплощение в образ народной мастерицы. Лицо Галины Андреевны светится доброй улыбкой. Бережно вынимает она из корзины одну за другой каргопольскую игрушку, предоставляет возможность полюбоваться каждой. Речь ее течет плавно. Для характеристики каждой игрушечной фигурки она, как и Ульяна Бабкина, находит меткое народное выражение: «медведко — добрый хозяюшко леса», «конечки-бегуночки — верные помощники земледельца», «коровушка — кормилица крестьян» («Корова есть, и обед есть», — говорит народная пословица)…

      Кульминация в сценарии урока — неожиданный перерыв плавно развивающегося действия. Под впечатлением образной народной игрушки, яркого рассказа учителя дети уже готовы приняться расписывать свои глиняные игрушки. Вот и Галина Андреевна произнесла заветные слова: «А сейчас вы, как каргопольские мастера…» Но что это? Ее голос прерывает тревожный стук в дверь классной комнаты. Дверь открывается, и незнакомый человек сообщает, что «страшная кикимора и ее сообщники — злые силы — не дадут ребятам работать, если они не ответят на три вопроса».

      Все как в сказке. Дети принимают игру и весело отвечают на вопросы. Вопросы подбираются так, чтобы дети вспомнили главные элементы росписи каргопольской игрушки, с которыми знакомились на предыдущих уроках.

      Дальнейшее погружение детей в мир народной сказки и народной игрушки. Дети расписывают свои игрушки, учитель продолжает играть роль У. Бабкиной. С этой целью Г. А. Величкина рассказывает одну из сказок Ульяны Бабкиной, которую мастерица сочинила, когда лепила сказочного волка:

      «Вот лепит она волка, одного из самых страшных зверей в русских лесах, за что его прозвали лютым зверем. В народе сравнивали его с темной ночью. Лепит и приговаривает: я по лесу иду, а он (волк) бегит мне навстречу. Поди-ка, шумлю, он и убег. Волк, знать, добрый был. Вот и крашу его синим. А этот — черный. Он овечку ухватил, на плечо закинул и тащит. Я его прежде черным закрасила, синей кистью звезды на спине навела — ночью ведь приходил он»3.

      Детям предлагается самим сочинить сказку про своего игрушечного зверя. Детская речь льется неспешно и негромко. Доверительно каждый из говорящих делится своим замыслом. Устное и изобразительное детское творчество, сливаясь, дополняют друг друга, закрепляют, может быть, еще до конца не осознанное эстетическое чувство, пробужденное фольклорными образами. Это творческое настроение умело поддерживает и учитель. Внимательно прослушивает сказки, сочиненные детьми, тактично и осторожно делает акцент на выразительности детской игрушки, стараясь подчеркнуть ее достоинства и вдохновить автора на завершение работы. Например, автору игрушечного медведя и сказки о нем учитель говорит:

      —  Хорошая сказка у тебя получилась. Твой игрушечный медведь похож на доброго «хозяюшко леса», большой, но не страшный. Совсем как у народных мастеров — медведко веселый. Припомни-ка песенку о нем из учебника.

      Конец урока — возвращение из мира сказки. Но вот все игрушки расписаны, близится конец урока. Надо возвращаться из сказочного мира глиняной игрушки. В сценарии урока для этого повторяется тот же прием, с помощью которого дети перенеслись в Каргополь: вновь заливаются валдайские колокольчики, слышится раздольная русская песня. Дети возвращаются в свой класс. Им предлагается расставить свои игрушки на подоконниках, вместе полюбоваться сказочными героями. А когда расписные фигурки высохнут, каждый подарит свою игрушку кому пожелает.

      Чтобы пополнить свою копилку педагогического опыта, познакомьтесь с работой учителей, живущих в Архангельской области и имеющих возможность учиться у народных мастеров-игрушечников. Они успешно разрабатывают циклы уроков искусства и труда на основе традиций каргопольской игрушки4.

      «Богатыри земли Русской» — такова тема уроков 18—19 III четверти. В названии этой темы слышны отзвуки былинного напева — народного гимна отваге и мужеству богатырей, музыкальная мощь «Богатырской» симфонии А. П. Бородина. «Символ веры» русских богатырей — только защита и только освобождение родной земли.

Вот постойте-тко за веру, за отечество,
Вот постойте-тко за славный стольный Киев-град.

      В отличие от западно европейского в русском эпосе ни борьба за славу и богатство, ни кровная месть, ни верность господину не стали определяющими темами.

      «Вполне справедливо можно сказать, что русский народный эпос служит для народа неписаной, традиционной летописью, передаваем из поколения в поколение в течение сотен столетий. Это не только поэтическое воссоздание жизни, но и выражение исторического сознания народа… Русский народ в своих былинах осознал свое историческое значение», — писал знаменитый дореволюционный филолог академик Ф. И. Буслаев.

      Только вдумайтесь в это определение — «выражение исторического сознания народа», и станет очевидным, что обращение к героическому былинному эпосу должно произойти как можно раньше в процессе становления личности ребенка, гражданина нашего отечества. И первые шаги в этом направлении могут быть в мире изобразительного искусства, в мире художественных образов богатырей, утверждающем в этих героях лучшие человеческие качества: смелость, честность, верность, беззаветную любовь к Родине.

      Для беседы выбрана миниатюра палехского художника И. Щуркина «Илья Муромец и Калин-царь» (Т, с. 30). Во многих былинах прославляются подвиги Ильи Муромца, его чудесная сила. На миниатюре — момент победы богатыря над Калином-царем. Красивы доспехи и снаряжение русского воина. Не случайно палешане включают в орнамент, украшающий кольчугу и щит, розетку — знак солнца, света. Свет побеждает тьму.

      Первоклассники не только украшают снаряжение воина-богатыря по готовому рисунку (Т, с. 30—31), но и рисуют образ своего богатыря на листе. Примечательно, что, выполняя свои рисунки, дети довольно часто образ богатыря земли Русской ассоциируют с образом Полкана — защитника крестьян и птицей Сирин — символом счастья (У, с. 50—52). Развитию детского творчества посвящен урок 20 (см. планирование).







      1  См.: Художник рисует дерево // Юный художник. — 1978. — № 10. — С. 39.

      2  См.: Начальная школа. — 1991. — № 3, 8; Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Альбом. — М., 1996.

      3  См.: Запись рассказа  У. Бабкиной // Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. — Л., 1986. — С. 188.

      4  См.: Рогозина Н. И.  Как в старину на Руси весну кликали // Рогозина Н. И. Бабушкины уроки. — Архангельск, 1998. — С. 114—126.

Тема «Радуйся многоцветью весны и лета»
(III четверть: уроки 21—25; IV четверть: уроки 26—30)

      Своеобразным зачином цикла уроков, связанных с приходом весны, служит урок художественного труда «Птицы — вестники весны» (Т, с. 32—33).

      В народном календаре, обычаях и обрядах образ птицы неотделим от начала весны. Один из обычаев — печь «жаворонки», вкусные булочки в форме птичек, чтобы отмечать начало весны. Хорошо, что сегодня во многих школах живет этот древний обычай и дети, весело закликая весну, поют:

Жавороночки, прилетите к нам,
Красно летичко принесите нам,
А зимушку унесите от нас.

      Интересно отметить, что закликание весны с использованием выпеченных птиц или обрядового печенья имело много вариантов в разных регионах России. И ищущие педагоги разрабатывают интегрированные уроки труда, искусства (включая народное изобразительно-пластическое, песенное творчество, сведения по народной культуре), связанные с местными народными традициями встречи и закликания весны. В содержании уроков они учитывают, как в старину в этих краях люди жили и весну встречали, какие песни ей дарили, как солнышко благодарили, как дружно работали и большие и малые1.

      В нашем примере предлагается покликать весну, изготовив из белой и цветной бумаги летящих птиц.

                                                                           Примерный ход урока

      1.  Беседа о древних обрядах встречи весны, ожидания солнечного тепла и подготовке крестьян к самой важной работе — весеннему севу, будущему урожаю.

      2.  Обращение к первоклассникам с просьбой вспомнить веселые песни, заклички, добрые просьбы, обращенные к жаворонкам, пташкам: замкнуть зиму, отомкнуть лето…

      3.  Знакомство с образом птицы в разных видах народного творчества (Т, с. 32). Это щепная птица народного мастера А. Петухова из с. Волошки Архангельской области, вышитая птица-пава на полотенце из Ярославской области и лепная глиняная птица с птенцом на спине из Каргополя. В народе издавна считали, что своим громким щебетом птицы прогоняли с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. Поэтому большинство глиняных игрушек, в свое время тесно связанных с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и делалось со свистком-«голосом». О птице-солнце жила в народе и загадка:

Большая светлица,
Горит жар-птица,
Всяк ее знает и обожает.

      4.  Самостоятельная работа учащихся по технологической карте. Изготовление птиц из бумаги путем совмещения приемов симметричного вырезания и складывания.

      5.  Игровые действия закликания весны с использованием птиц, выполненных в течение урока.

      Последующие уроки изобразительного искусства и художественного труда (22—25), вплоть до окончания третьей четверти, посвящены дымковской игрушке. Эти уроки пронизывают игровые действия, приемы и ситуации. Они органично сочетаются с истинно народным явлением — ярмаркой. Рождение и развитие дымковской игрушки связано с ярмаркой, традиционной для города Вятки, местным праздником Свистопляски, Свистуньи.

      О ярмарке как о явлении народной жизни, в котором естественно объединялись и эстетические, и экономические стороны, емко сказано В. Беловым в книге «Лад: Очерки о народной эстетике»: «Торговле, экономическому обмену обязательно содействовал обмен, так сказать, культурный, когда эмоциональная окраска торговых сделок становилась порой важнее их экономического смысла. На ярмарке материальный интерес был для многих людей одновременно и культурно-эстетическим интересом…

      …Вероятно, ярмарки на Руси исчислялись не десятками, а сотнями, они как бы пульсировали на широкой земле, периодически вспыхивая то тут, то там. И каждая имела свои особые свойства. <…> Отличались ярмарки по времени года, преобладанием каких-либо отдельных или родственных товаров и, конечно же, величиной, своими размерами»2.

      К главным отличиям появления и бытования ярмарки в Вятке можно отнести следующие:

      —  в первой половине XIX в. в Вятке проходили народные праздники, на которых совершались панихиды по убитым и умершим; затем происходили прогулки и увеселения: бросание глиняных шаров с откоса в ров, кулачные бои, свист, пляски, отразившиеся в названии праздника — Свистопляска (Свистопляску проводили ежегодно в четвертую субботу после Пасхи);

      —  с 1888 г. праздник меняет свое название  — это уже не Свистопляска, а Свистунья, что свидетельствует о трансформации сложного древнего обряда в развлекательную ярмарку3;

      —  в 1890 г. Свистунью называют «детский праздник». На ярмарке во время проведения Свистуньи, как и на Свистопляске, продолжается продажа дымковской глиняной игрушки. Ассортимент заметно расширяется по сравнению с продававшимся на празднике Свистопляски.

      В итоге на протяжении длительного времени дымковские мастера создавали самобытное и неповторимое искусство, обладающее собственной художественной системой, яркой и мощной, сложившейся благодаря таланту многих поколений, явивших миру уникальный народный промысел. Художественные особенности дымковской игрушки рубежа веков отражают истинно народный характер этого искусства4.

      В предлагаемом планировании уроки располагаются в учебном пространстве так, чтобы было возможным создавать разнообразные условия для развития детского творчества. Вновь, как и на встречах с каргопольской глиняной игрушкой, учимся у народного мастера, решаем творческие задачи на повтор, вариации и импровизацию.

      Урок 22 на повтор и вариацию мотивов дымковского орнамента «Узнай, кто живет в игрушечной стране Дымково, кто хранит и создает красоту дымки».

      Предполагается, что на данном уроке учащиеся много и плодотворно работают с учебником (с. 60—69). Формы работы разные:

      —  выразительное чтение строк вятского поэта «Чем знаменито Дымково?»;

      —  эмоционально-эстетическое восприятие дымковских игрушек. Активность восприятия образного строя народной игрушки направляется вопросами, на которые первоклассники отвечают;

      —  ответы на важные вопросы, касающиеся определения типажа игрушек по одежде (городской или народный). Желательно обратить внимание на декоративное решение главных частей народной женской одежды (юбка, кофта, передник, кокошник);

      —  сравнение (общее и различное) в геометрическом орнаменте, украшающем фигурки кукол и животных; связь росписи с пластикой игрушек.

      Свободное общение во время знакомства с дымкой плавно подводит к самостоятельной работе — нарисовать в альбоме по впечатлению ту дымковскую игрушку, которая особенно понравилась. Рисунок выполняется кистью.

      Второе задание также выполняется кистью, но в тетради (с. 37). Повтор и вариации мотивов дымковского орнамента исполняются на готовом силуэте игрушки.

      Органично интегрируются уроки изобразительного искусства и художественного труда по теме «Добро пожаловать на ярмарку» (в планировании — уроки 23—24 и предыдущие уроки труда).

      Предлагается «оживить» праздник Свистунью с веселой ярмаркой-продажей игрушек с участием жителей слободы Дымковской и горожан Вятки. Творческая игра начинается на уроках художественного труда и завершается на уроках изобразительного искусства.

      На что следует обратить внимание? В основе создания художественного образа ярмарки, предметов, необходимых для создания праздничного гулянья, прием стилизации мотивов дымковского орнамента. Весь красочный ярмарочный городок (торговые киоски, карусели, деревья, кустарники) выполняются из бумаги. Бумажные силуэты деревьев, кустарников, входных ворот и др. имеют свою специфику выразительной декоративной формы, как и бумажные силуэты участников ярмарки. Этим объясняются и новые возможности расположения орнамента на бумажных формах, которые не увидишь на объемной глиняной игрушке. Эти новые возможности простого и доступного материала — бумаги создают притягательные условия для свободной импровизации в стиле дымковской орнаментики. В тетради (с. 38) представлены детские работы. Видно, какую эстетическую радость испытали дети.

      На уроках художественного труда учащиеся выполняют бумажные развертки киосков, деревьев и силуэты участников ярмарки. Очевидно, что в классе задания распределяются таким образом, чтобы в итоге получилась коллективно выполненная панорама ярмарочного городка. Готовые бумажные изделия расписываются на уроках изобразительного искусства.

      На уроке-импровизации 23 учащиеся готовятся к росписи городка. Они пробуют свои силы в исполнении различных ритмов геометрических элементов дымковского орнамента. Урок планируется по учебнику (с. 60—66):

      —  любуемся ритмом и вариациями дымковских узоров на таблице (с. 65—66);

      —  вспоминаем палитру дымковских мастеров;

      —  учащиеся импровизируют, создавая свои сочетания цвета и геометрических мотивов дымки в альбоме, следуя советам мастера;

      —  переносим силуэт понравившейся игрушки в альбом и исполняем кистевую роспись согласно своему представлению о красоте дымковской росписи.

      На уроке-импровизации 23 завершается роспись ярмарочного городка. Готовые изделия расставляются в классе так, чтобы получился городок. Учащиеся «оживляют» его, фантазируя на тему ярмарочных действий. Рассказ педагога о русской ярмарке, примеры шуточных (часто рифмованных) обращений торговцев к покупателям, шутки, песни — все многоголосье ярмарочного представления поможет первоклассникам представить себя действующими лицами этого веселого и эстетически выразительного праздника.

      Органично входит в цикл уроков, посвященных дымковской игрушке, и урок художественного труда, все они объединены в один целостный творческий процесс.

      Особенности лепки дымки, ее последовательность, роспись готовой игрушки раскрывает учащимся А. Ю. Бажин5 — почетный гражданин Кирова (Вятки), прекрасно владевший традициями дымковской пластики (У, с. 67—69).

      Культура организации рабочего места, бережное отношение к материалу, четкая аргументация каждого приема лепки и росписи — все это передает мастер ученикам.

      Поэтому так важно создать атмосферу уважительного отношения к народному мастеру, если возможно, попробовать разработать урок — по сценарию, ведя беседу с мастером.

      Завершая цикл уроков о дымке, вдумайтесь в слова И. Я. Богуславской о дымковской игрушке — удивительном явлении русского народного искусства: «…развитие дымковской игрушки можно уподобить извечному символу народного творчества  — могучему Древу жизни, из корней которого растет мощный ствол этого искусства, а крона тем ветвистее и шире, чем больше талантов развивает его в разных направлениях.

      …Мы ищем в них (в дымковских игрушках) не достоверности, а неповторимости того особого поэтического мира образов, который обогащает нашу жизнь, а ее приметы, которые оплодотворяют фантазию. Дымковская игрушка близка нам своим художественным содержанием, меткостью характеров, остроумной шуткой, чувством радости жизни.

      В этом непреходящая ценность уникального дымковского искусства, неподвластного времени»6.

      Четвертая четверть. Все задания четверти посвящены знакомству с богатством и многоцветием палитры весны и лета. Не зря народное древнее название весенних месяцев: цветень (апрель), травенъ (май); летних — разноцвет (июнь), страдник (июль), жнивень (август).

      Начиная с III четверти вместе с детьми пройдем увлекательной дорогой знания и творческого опыта, ведущей в мир широкого раздолья лугов и полей, лесов и прекрасного неба. Пейзажная живопись и наблюдения, видение красоты родной природы — ваши верные помощники на этом пути.

      Тема урока 21 — «Узнай, о чем могут рассказать художники и народные мастера, изображая родную природу». Для беседы предлагается обширный изобразительный материал: весенняя пашня на картине А. Венецианова; омытый теплым летним дождем луг на картине Ф. Васильева; величественные силуэты берез в изображении А. Куинджи. Пейзажную живопись дополняют натюрморты и произведения народных мастеров, раскрывающие красоту цветущей природы (У, с. 55—59).

      Представляется целесообразным не перегружать первоклассников вопросами по картинам. В учебнике сформулировано небольшое количество примерных вопросов, которые активизируют эстетическое восприятие и создают условия для высказывания учащимися своего эмоционально-оценочного суждения: сравнить особенности летнего дня в двух произведениях; мотивировать выбор понравившегося пейзажа; порассуждать о том, какое настроение передано в пейзажах; сравнить декоративные композиции цветов в произведениях народных мастеров; назвать цвета и их оттенки букетов сирени и купавок в натюрмортах.

      Для самостоятельной работы над своим весенним пейзажем и натюрмортом (рисование на листе) учащимся предлагается вспомнить технический прием (мазок и выразительную белую линию), чтобы оживить поток весенней воды (Т, с. 41). Желательно вспомнить народные пословицы и поговорки, посвященные весне: «Весна отмыкает ключи и воды»; «Вешней воды никто не уймет»; «Вода путь найдет»; «Была бы водица, а зелень народится»; «Вода на лугу — сено в стогу»; «Весна — зажги снега, заиграй овражки».

      Задание на составление панно «Цветочная фантазия» в технике бумажной пластики на уроках художественного труда органично продолжает тему весеннего многоцветия. Согласно технологической карте в тетради на странице 35 заготавливаются из цветной бумаги цветы, листья, бутоны, солнышки. Обращаем внимание на то, что в декоративном изображении бумажных растений можно различить и цветовое пятно, и линию (линии сгиба бумаги), хотя технические приемы получения пятна, линии, ритма совсем другие и не похожи на приемы работы с красками и кистями.

      С экспериментированием и новыми техническими приемами работы кистью и красками первоклассники знакомятся на следующих уроках в IV четверти.

Краткий справочный материал

      Венецианов Алексей Гаврилович (1780—1847) — русский живописец, один из основоположников реалистического бытового жанра в русской живописи. В своих картинах создавал поэтический образ крестьянской жизни, неразрывно связанной с красотой среднерусской природы (с 1819 г. поселился в деревне Сафонково Тверской губернии, где и писал свои картины). Работа на открытом воздухе позволила Венецианову передать эффекты дневного освещения («Гумно» — ок. 1821—1823; «Спящий пастушок» — 1823—1824, все в ГРМ; «На пашне. Весна» — 1820-е гг.; «На жатве. Лето» — 1820-е гг.; «Голова старика крестьянина» — 1825 г., все в ГТГ). Большую роль в демократизации русского искусства сыграла педагогическая деятельность Венецианова.

      Литература: Савинов А. Н. А. Г. Венецианов: Жизнь и творчество. — М., 1955; А. Г. Венецианов: Статьи. Письма. Современники о художнике. — Л., 1980; А. Г. Венецианов. Выставка произведений к 200-летию со дня рождения: Каталог. — Л., 1983; Алексеева Т. В.  Художники школы Венецианова. — М., 1982.

      Васильев Федор Александрович (1850—1873) — русский живописец. В ранних пейзажах Васильева образы родной природы приобрели особую поэтичность и глубину чувств. Они написаны насыщенными красками, одухотворены и романтически взволнованны («Перед дождем» — 1868, ГТГ). В некоторых произведениях («Оттепель» — 1871; «Мокрый луг» — 1872, оба в ГТГ) пейзаж приобретает эпический характер.

      «Впервые в русской живописи краски в пейзажах Васильева обретают влажный блеск. Сырость воздуха делается ощутимой, она размывает отчетливые контуры.

      Васильев умел писать кучевые облака, низко нависающие тучи, небо и земля в его пейзажах объединены живописно.

      „Картина, верная с природой, не должна ослеплять каким-нибудь местом, не должна резкими чертами разделяться на цветные лоскутки”, — говорил он. Художник Н. Н. Ге сказал о Васильеве, что „он открыл живое небо”. Это было большим завоеванием русского пейзажа» (см.: Богемская К. Г. Пейзаж: Страницы истории. — М., 1992. — С. 181).

      Литература: Федоров-Давыдов А. Ф. А. Васильев. — М., 1965; Дюженко Ю. В. Ф. А. Васильев. — Л., 1973; Ромашкова Л. И.  Ф. А. Васильев [Альбом]. — М., 1977.

      Куинджи Архип Иванович (1841—1910) — русский живописец, пейзажист. В произведениях зрелого периода художник, стремясь передать наиболее выразительные по освещению состояния природы, прибегал к острым композиционным приемам (высокий горизонт и т. д.), использовал световые эффекты и интенсивные, сведенные к нескольким главным тонам цвета («Украинская ночь» — 1876, «Березовая роща» — 1879, все в ГТГ).

      Литература: Манин В.  Куинджи. — М., 1976.

      Дейнека Александр Александрович (1899—1969) — советский живописец, народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947), вице-президент (1962—1966). Его графика островыразительна, включает приемы киномонтажа. Живописные произведения художника передают жизнерадостность, духовное и физическое здоровье, проникнуты ощущением стремительного движения времени и жизни; для них характерна монументализированная форма, четкость и динамизм ритмической организации композиции («Будущие летчики» — 1938, «Бег» — 1934, все в ГРМ).

      Литература: Сысоев В. П.  Дейнека [Альбом]. — Л., 1982.

      Задачи и план урока-эксперимента (см. планирование урока 27) видятся следующими:

      —  создать педагогические условия для демонстрации приемов красочного письма с помощью художественно-дидактической таблицы и живого показа;

      —  развивать эмоционально-эстетическое восприятие весенних деревьев и кустарников в природе и произведениях искусства;

      —  поощрять индивидуальное видение превращения цветового пятна в художественное изображение.

      Показ последовательности волшебного превращения красочного пятна приведен в учебнике (с. 72). Учащиеся повторяют показ на листе. Желательно «оживить» изображение приема, данного в художественно-дидактической таблице, вашей работой с кистью перед учащимися.

      В качестве творческого этюда первоклассники выполняют (также на листе) свой весенний пейзаж, превращая цветовые пятна в деревья и кустарники. Композиция разнообразна: только крона деревьев; группа деревьев; деревья и кустарник и т. д. Предварительно учащиеся делятся своими наблюдениями за весенней природой, работают над ответами на вопросы по картинам художника А. Зарянова (У, с. 72—75).

      Оценивая с первоклассниками завершенные работы, вспомните, какие произведения художников и народных мастеров на тему цветущей природы они могут назвать.

      Напряженную работу выполняют первоклассники, совершая путешествие в царство радуги-дуги (урок 27 в планировании). Сделать эту работу увлекательной помогают игровые приемы (У, с. 76—79).

      По ходу урока можно отметить следующие игровые ситуации и приемы:

      —  цветик-семицветик сопровождает путешественников в царство радуги-дуги;

      —  первая встреча с цветами радуги и трудные вопросы цветика-семицветика о цвете и оттенках каждого цвета;

      —  вторая встреча с картинами известных русских художников (И. Айвазовский. «Лунная ночь») и вопросы;

      —  третья встреча с тремя гордыми красками: красной, желтой и синей;

      —  задание цветика-семицветика: получить путем смешения двух гордых красок новые цвета (зеленый, оранжевый, фиолетовый) в альбоме;

      —  новая встреча с произведениями художника (Н. Рерих. «Битва при Керженце» и «Заморские гости») и народного мастера (М. Чижова. «Зима в Федоскино»), в которых дружат теплые и холодные цвета; их надо назвать;

      —  на отдельном листе надо передать в рисунке кистью солнечное тепло неба или холод зимнего дня (беспредметная композиция).

      Знания и умение применять различные технические приемы, с которыми первоклассники знакомятся на уроках изобразительного и народного искусства, успешно закрепляются и варьируются в создании различных художественных изделий на уроках труда. И одним из них является «кукольный театр на ладошке» (Т, с. 42).

      По технологической карте четко читается основная геометрическая форма всех кукольных героев — это цилиндр. Виден и простой прием изготовления выразительных деталей, характерных для конкретного сказочного зверя, птицы или человека. Большое значение для декоративной выразительности образа имеют выбор цвета и приемы декоративной разделки поверхности цилиндрической формы. Учителя, которые создали с детьми кукольных героев согласно сюжету выбранной народной русской сказки, говорят о радости детей во время разыгрывания представления как в своем классе, так и для ребят других классов.

      Заключительные уроки IV четверти (28—30) обозначены нами как урок-образ на заданную тему. Конечно, название это условно и может быть уточнено в процессе собственного педагогического творчества учителя. В этой связи хотелось бы обратиться к вам с вопросами: задумывались ли вы над проблемой, что означает образ в изобразительном детском творчестве? Склонность к творчеству присуща всем или избранным? И если вы сомневаетесь в положительном ответе на эти вопросы, посмотрите книгу (очень небольшую) одного из выдающихся отечественных психологов Л. С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте»7. В ней ясно и убедительно описывается воображение как вид мыслительной деятельности человека. Склонность к творчеству, выявляющаяся по-разному, признается за всеми людьми, а не только за немногими избранными (художниками). Показано отличие воображения ребенка от воображения взрослого, характеризуются основные линии его развития в детском возрасте.

      Важным является положение о том, что воображение работает только с материалами, взятыми из жизни, благодаря этому у взрослого человека воображение может получить еще большее развитие. Поэтому нам следует создавать условия, при которых младшие школьники смогут развивать свое воображение и применять его для решения соответствующих задач, расширять свой кругозор.

      Заключительные уроки-образы учебного года предоставляют разнообразный выбор стимулов для проявления детского воображения в изобразительном творчестве.

      Заключительные уроки четвертой четверти позволяют подвести некоторые итоги в творческом развитии учащихся. Поэтому ведущими являются задачи по созданию педагогических условий:

      —  для эмоционально-эстетического восприятия и оценки первоклассниками природы (мира и произведений искусства) как одного из условий, стимулирующих воображение первоклассника;

      —  проявления чуткости к поэтическому слову и проявлению ассоциаций, помогающих ученику по-новому комбинировать свой опыт в изобразительном творчестве;

      —  учета индивидуальных предпочтений и широкого выбора изобразительного и поэтического материала для эстетического видения и активизации творчества учащихся;

      —  применения по выбору художественных материалов, смешения техник, знаний и умений в создании художественного изображения.

      Урок 29 посвящен созданию образа лета. Введением в тему может стать обращение к картине А. Дейнеки «Раздолье» и изовикторина (У, с. 81—82). Рассматривается образное содержание работ А. Дейнеки, А. Журавлевой, И. Машкова8. Основные направления разговора с учащимися даны в учебнике.

      Важным представляется момент обобщения ответов и суждений первоклассников. Очевидно, что это может касаться утверждения о том, что и в натюрмортах, и в сюжетных рисунках есть общие черты, которые позволяют увидеть и почувствовать образ лета, это и плоды, и урожай жаркого лета. Это и народные праздники, которыми отличаются разные события летних дней, разные мастера и разные художественные решения вечной истины: «Весна — красная, а лето — страдное»; «Лето припасает, зима подбирает».

      Перед учащимися ставится творческая задача — найти свой способ изображения лета. Каким каждый из них может увидеть этот образ?

      Поэтическое слово в этом случае дает возможность активизировать детское воображение, создать игровую ситуацию. Приведем несколько примеров.

      —  Какой образ тихого солнечного летнего дня могут подсказать строки известного поэта К. Бальмонта? (У, с. 75.)

      —  Какой образ лета с теплым веселым дождиком можно нарисовать, слушая добрые стихи Л. Кузьмина?

Туча громом громыхнула,
Туча крылья распахнула,
Туча в небо поднялась
И на землю пролилась.
Пролилась, как из ведра,
На сухие клевера,
На пшеницу, на ячмень
И на крыши деревень,
И в бадейки, и в кадушки,
И мальчишкам на макушки;
Пусть повсюду все растет.
Пусть повсюду все цветет!9

      А где летний дождь, там и радуга — многоцветная корона летнего дня. И вновь строки поэта Л. Кузьмина, создающего мир сказочный и вместе с тем близкий к природе, фантастический и полный юмора:

Что нужно сделать, братцы,
Чтоб до небес добраться?
За стол сначала надо сесть,
Тарелку манной каши съесть,
Потом в зеленый лес пойти,
Большое дерево найти.
И вверх
По крепким сучьям
Подняться к белым тучам.
А там
На тучу встать ногой,
Шагнуть на радугу — другой,
И вот
Уже нас не достать!
И небеса все наши!

      Конечно, поэтическое слово, живопись, графика, передающие летнее состояние природы, соотносятся и с личными наблюдениями и впечатлениями первоклассников — эти импульсы творческой активности согласуются и с игровой ситуацией.

      При подведении итогов желательно похвалить всех участников творческой игры, выслушать высказывания авторов рисунков, поясняющих свой замысел, отметить разнообразие композиций, выбор технических приемов, художественных материалов. Несомненную радость доставит первоклассникам решение оформить класс фризом, составленным из рисунков этого урока: «Мы в гостях у лета».

      Небольшой комментарий к выбору на уроке поэтического слова к образу на заданную тему. Обратим внимание на необычное сочетание слов в стихотворении Л. Кузьмина. Необычность состоит в том, что соседствуют достаточно чуждые друг другу слова: туча и встать ногой; радуга и шагнуть на радугу — другой… Это заставляет нас отойти от привычного представления, найти вместе с автором (путем активизации воображения) «родство» между указанными словами, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Интересными в этой связи представляются высказывания Джанни Родари о биноме фантазии: «Одно слово оживает лишь тогда, когда оно встречает другое, его провоцирующее, заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности. Нет жизни без борьбы. Воображение отнюдь не составляет некую обособленную часть ума, оно — сам ум, одно с ним целое и реализуется путем одних и тех же приемов в самых различных областях. Ум же рождается в борьбе, а не в покое»10.

Краткий справочный материал

      Журавлева Анна Николаевна — филолог-русист, создала красочные изобразительные образы к «Месяцеслову». «Месяцеслов» — свод народных примет и наблюдений. Богатейший народный опыт, годичный цикл сельскохозяйственных работ слился в нем с церковным календарем. Живописные иллюстрации к этому календарю, выполненные А. Н. Журавлевой на досках, вошли в «Месяцеслов». «Месяцеслов» углубляет нашу историческую память, укрепляет связь с природой и пробуждает творческое начало.

      Литература: Журавлева А. Н.  Месяцеслов. — М., 1994.

      Волошинов Е. Н. (вторая половина XIX в.). В натюрмортной живописи второй половины XIX в. были и малоизвестные имена, среди них и имя этого художника, скромного учителя рисования. Все его сюжеты навеяны жизнью. Волошинов не только умел непосредственно увидеть природу, но и находил необходимые средства для передачи своего видения. Его натюрморты поражают условностью примитива, но в то же время индивидуальны и свежи. Художник старался нарисовать каждую травинку, каждую золотистую луковицу. В своем стремлении к сходству с натурой он был далек от безжизненности и безликости.

      Машков Илья Иванович (1881—1944) — живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1928). Портреты, пейзажи, натюрморты И. Машкова отличаются чувственной конкретностью образа, экспрессией контурного рисунка, сочной, пастозной манерой письма. В Русском музее и Третьяковской галерее находятся натюрморты И. Машкова, в которых живописец передает красоту мира во всей ее мощи, цветовой яркости, во всем богатстве пластических форм, разнообразии фактур («Натюрморт. Ягоды на фоне красного подноса» — 1908, ГРМ; «Фрукты на блюде» — 1910, ГТГ; «Камелия» — 1913, ГТГ; «Снедь московская: хлебы» — 1924, ГТГ, и др.).

      Литература: Арбузов Г. С., Пушкарев В. А.   И. Машков. — Л., 1973; Болотина И. С.  И. И. Машков [Альбом]. — М., 1977.







      1  См.: Рогозина Н. И.  Как в старину на Руси весну кликали // Рогозина Н. И. Бабушкины уроки. — Архангельск, 1998. — С. 114—126.

      2  См.: Белов В. И.  Лад: Очерки о народной эстетике. — М., 1982. — С. 207—208.

      3  См.: Богуславская И. Я.  Дымковская игрушка. — Л., 1988. — С. 12—37.

      4  Там же. — С. 47.

      5  Более подробно о методике преподавания А. Ю. Бажина см.: В мастерской дымковской игрушки // Начальная школа. — 1998. — № 3. — С. 290.

      6  Богуславская И. Я.  Дымковская игрушка. — Л., 1988. — С. 290.

      7  См.: Выготский Л. С.  Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб., 1997. — С. 96.

      8  Краткие сведения о художниках см. в конце урока.

      9  См.: Кузьмин Л. И.  Добрый день. Художник В. А. Чижиков. — М., 1995. — С. 40, 60. — (Серия «В гостях у Виктора Чижикова»).

      10  См.: Родари Дж. Грамматика фантазии / Пер. с итал. Ю. А. Добровольской. — М., 1978. — С. 25.

      
1   2   3   4   5