Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Пояснительная записка по изо и художественному труду


Скачать 1.04 Mb.
НазваниеПояснительная записка по изо и художественному труду
страница3/5
Дата29.04.2016
Размер1.04 Mb.
ТипПояснительная записка
1   2   3   4   5
1-й цикл (уроки 1—3). Это уроки-сочинения на заданную тему, связанную с красотой осени, с праздником урожая. Обратимся к характеристике компонентов учебного процесса.

      Задачи организации и создания условий для погружения учащихся в мир красоты нарядной осени требуют от учителя:

       —   активизировать эстетическое восприятие произведений поэзии, живописи, графики, народного искусства и красоты окружающего мира (У, с. 6—9, Т, с. 4—9);

       —   связать наблюдения детей за приметами осени родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства;

       —   способствовать формированию образной речи, развивая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (загадки, пословицы, поговорки, песни).

      Задачи создания педагогических условий для художественно-творческой работы учащихся нацеливают учителя:

       —   на помощь в организации рабочего места, разъяснение правил работы и обращения с художественными материалами согласно «Памятке» (У, с. 89 — 93);

       —   создание доброжелательного климата на уроке как необходимого условия для свободного общения и открытости в процессе творческой работы;

       —   применение разнообразных видов творческой работы: пейзаж (Т, с. 5), натюрморт (Т, с. 7), сюжет (У, с. 6, Т, с. 7), сказочный сюжет (У, с. 9);

       —   оказание содействия сочетанию работы по учебнику и в тетради, на отдельном листе;

       —   поощрение работы каждого ученика.

      Нам представляется, что особые трудности при подготовке к урокам может вызвать установка на эстетическое восприятие произведений искусства. Интеграция разных видов искусства, создающих единое образовательно-эстетическое пространство, помогающее маленькому человеку ощутить себя частицей вселенной, наследником культуры народов России и ее представителем,  —  ведущая идея УМК. Поэтому с первых страниц учебника и тетради многоликий мир искусства предстает во всей магической силе и прелести художественного образа. Ребенку надо помочь при разглядывании репродукции ощутить красоту и духовную значимость произведений художника, народного мастера.

Краткий справочный материал

      Маврина Татьяна Алексеевна (1902—1996)  —  один из самых ярких и национально-самобытных художников нашей страны. Ее произведения (пейзажи, портреты, книжные иллюстрации) входят в сокровищницу отечественного искусства. Главная тема творчества Т. А. Мавриной  —  Россия, богатство народного творчества, неповторимость среднерусского пейзажа, с опоэтизированными образами древнерусского зодчества в нем, неразрывность прекрасной старины с сегодняшним днем.

      В учебник и тетрадь вошли произведения из альбома Т. А. Мавриной «Пути-дороги» (1980). Пейзажи художницы далеки как от примитивной стилизации, так и от упрощенной экзотики. Неверно видеть в них только поверхностное сходство с декоративными приемами народной росписи. Самое важное, что отличает пейзажи Т. А. Мавриной, — это одухотворенность мировосприятия, мажорность, свойственные народному искусству. Та непосредственность, о которой говорят в связи с творчеством художницы, рождена свежестью и непринужденностью чувства, воплощенных с совершенным художественным мастерством.

      Литература: К о с т и н  В. Т.   А. Маврина. — М., 1966;  Д м и т р и е в а  Н.   Т. Маврина: Графика. Живопись. — М., 1981.

      Поленов Василий Дмитриевич (1844—1927) — русский живописец, народный художник Республики (1926). Продолжая традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева, передавал тихую поэзию и красоту скромных уголков русской природы, связанных с повседневной жизнью человека, добивался свежести колорита и естественной убедительности мотива, привнес в картины живую непосредственность этюда («Московский дворик» — 1878; «Заросший пруд» — 1879; обе в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ)). С середины 80-х гг. придавал образам родной природы эпическое звучание, монументальность и своеобразную декоративность («Золотая осень» — 1893; музей-усадьба им. В. Д. Поленова, Поленово).

      Литература: С а х а р о в а  В.   В. Д. Поленов: Письма, дневники, воспоминания. — М.; Л., 1960; В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова: Хроника семьи художника/Сост. Т. В. Юрова. — М., 1964;  В. Д. Поленов [Альбом]. — М., 1972.

      Остроухов Илья Семенович (1858 — 1929) — русский живописец и художественный деятель. Лучшие работы Остроухова — пейзажи средней полосы России («Золотая осень» — 1886—1887; «Сиверко» —  1889—1890, оба в ГТГ)  —  по эмоциональному строю близки «пейзажам настроения» И. И. Левитана.

      Литература: Р у с а к о в  Ю.  Остроухов. — М.; Л., 1962;  К у д р я в ц е в  С. В.   И. С. Остроухов. — Л., 1982.

      Куприянов С. — мастер современной живописи. В учебник включены работы художника, демонстрировавшиеся на выставке «Многоликая Русь» в залах Российской академии художеств в 1994 г. Произведения С. А. Куприянова вошли в каталог лучших работ мастеров современной живописи.

      Литература: Многоликая Русь: Художественный каталог. — М., 1994. — Вып. 2.

      Нетрудно заметить, что эти произведения отражают одну из ярких и самобытных традиций в развитии отечественной пейзажной живописи и графики — создание лирического пейзажа. Поэтому в картинах художников так явно чувствуется отношение к природе мастера, переживающего неповторимость выбранного момента. Индивидуальные чувства каждого из них, воплощенные с таким мастерством, не оставляют равнодушными никого из нас, зрителей. Создается впечатление, будто мы сами только что увидели такую красоту родной земли в осеннем уборе.

      Вот почему желательно во время беседы на уроке обратить внимание на сходство и различия в изображении художниками осеннего пейзажа (У, с. 6—9), привлечь произведения поэтов и музыку, чтобы у детей возник целостный многомерный образ пейзажа в пору золотой осени. Так вырабатывается отношение к родной природе как достопримечательности, постепенно зарождается ощущение своей причастности к ее красоте.

      Этому во многом помогает включение в беседу произведений народных мастеров и художников декоративно-прикладного искусства: русская лаковая миниатюра, расписные жостовские подносы, хохломская посуда, работы в технике коллажа и текстиля.

      Искусство лаковой миниатюрной живописи — одно из замечательных явлений русской художественной культуры. Учащимся предстоит познакомиться с изделиями мастеров различных центров лаковой миниатюры (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй). И открывает это знакомство излюбленный сюжет в палехской миниатюре — мотивы крестьянского труда. Их создали палешане Иван Голиков (1886—1937) — «Перевозка хлеба» и Иван Маркичев (1883—1955) —  «Жнитво».

      В живописи Палеха человек един с природой. Удлиненные фигуры, плавные и гибкие, излучают радость, будто цветы на черной лаковой поверхности. Миниатюра требует постепенного проникновения в сказочный мир цвета и линий, заставляя вспомнить переливчатую мелодию, плавность и задушевность народных песен. В миниатюре, словно в сказке, все празднично. Образы-символы отражают понятия народа о том, что вечно и необходимо для жизни. Это свет, солнце, труд, хлеб. В эпическом восприятии мира выразились живые силы народного творчества (см. подробнее: Н е к р а с о в а  М. А. Искусство древней традиции. Палех. — М., 1990).

      В итоге примерный ход уроков-сочинений может быть следующим:

      1.  Организация рабочего места согласно «Памятке» в учебнике.

      2.  Установка на эстетическое восприятие окружающего мира и произведений искусства. Тема беседы уточняется согласно примерному плану I четверти.

      3.  Художественно-творческая работа учащихся в тетради и на отдельном листе (урок 3). Создание композиции (Т, с. 5, 7—9). Не забываем использовать наблюдения детей за признаками осени в родном краю.

      4.  Просмотр рисунков учащихся.

      2-й цикл (уроки 4—6 и уроки художественного труда). Каждый из них обозначен в планировании как урок-эксперимент. Учащиеся экспериментируют с элементами художественного изображения. Это раздельный мазок, пятно, точка. Но познание технических приемов не ограничивается формальными упражнениями, а включено в процесс создания образа — художественного изображения. В содержании заданий вновь учитываем воздействие красоты осенней природы. Поэтому задачи создания педагогических условий, помогающих учащимся превратить реальный мазок, пятно, точку в художественное изображение, могут быть следующими:

       —   уметь непосредственно, заинтересованно и эмоционально воспользоваться игровым приемом «О чем могла рассказать нарядная осень и кисточки» с опорой на художественно-дидактические таблицы (У, с. 10—12);

       —   способствовать проявлению воображения, пробуждать ассоциации с увиденными произведениями искусства и приметами осеннего пейзажа в местности, где живут учащиеся;

       —   не препятствовать желанию учащихся при выполнении упражнений создавать свои композиции;

       —   обратить внимание на прием уподобления в создании образа художественной вещи в народном творчестве и детских работах;

       —   способствовать формированию представления о том, что создание художественного изображения с помощью мазка, пятна, точки может быть достигнуто не только при рисовании кистью, но и при обращении к технике аппликации, а также при «рисовании» ножницами (У, с. 10—16, Т, с. 10—15), при эксперименте с природными материалами.

      Именно последняя задача особенно наглядно помогает решать следующий важный момент в интеграции разных видов художественно-творческой деятельности учащихся: первоклассники учатся видеть и понимать общее в создании декоративного образа и художественном изображении реальных предметов и пейзажа. Поэтому так органично вписываются в циклы уроков изобразительного и народного искусства уроки художественного труда.

      Знакомство с тем, как можно из бумаги вырезать нарядное осеннее дерево, происходит на уроке с помощью пояснений мастера. Они представлены в технологической карте, графический язык которой доступен и понятен первокласснику (Т, с. 10). Выразительный силуэт, ритм прорезей-веточек — эти элементы присущи и декоративной росписи народных мастеров, которые с такой любовью и изобретательностью рисовали «древо» (У, с. 11—12). Одиночные декоративные силуэты первоклассники собирают в панно (Т, с. 11). И чем больше будет декоративных силуэтов, больших и маленьких, тем выразительней станет по силуэту и ритму осенний лес (Т, с. 11).

      Тема дерева, «древа» может иметь продолжение и развитие в очень интересном задании на эксперимент с засушенными листьями в альбоме. Учащиеся выполняют декоративную композицию, в которой каждый лист уподобляется дереву (У, с. 14): лист-дерево, цветок-дерево. Прием уподобления очень широко и разнообразно отражен в народном творчестве: ковш-птица, корабль-птица, свистулька-конь и т. д. Мы еще не раз будем обращаться к заданиям, в которых этот художественный прием помогает понять и почувствовать глубинные связи художественного образа вещи с миром природы.

      Этот же прием художественного уподобления находит отражение и в задании «Преврати глину в рябину» (У, с. 16, Т, с. 12). Листочки и ягодки рябины преобразуются в бусинки разной формы (новый материал — глина и новые возможности в создании художественного образа).

      Заключительный урок-эксперимент (в планировании это урок 6) посвящен красоте симметричной формы. Выбранный предмет — сечка, как и многие орудия крестьянского труда, сочетает красоту формы с целесообразностью, практическим назначением предмета. Палехская миниатюра «Капустница» (Т, с.  14) вводит в светлый мир крестьянского труда. Изящному кованому рисунку сечки вторят ритмы листьев капусты.

      3-й цикл. Завершающие уроки о нарядной осени посвящены народному искусству. Типы уроков согласуются с видами художественно-творческих задач на основе принципов народного творчества: повтор, вариация, импровизация1. Задачи разного типа решаются учащимися с использованием примеров орнамента (частично и сюжетно-декоративного) как на плоскости, так и в объемно-пластической композиции. Обратимся к краткой характеристике задач в детском творчестве.

      Повтор. Задача простая и направлена на повтор главных отличительных элементов орнамента, характерных для определенной школы народного мастерства. Решение таких задач связано с упражнением в рисовании кистью главных элементов орнамента. Повтор предполагает индивидуальное видение ребенком орнаментальных мотивов. Это не механическое повторение, а установка на творческое, эстетическое восприятие, усиливаемое восприятием природных мотивов и произведений народных мастеров.

      Вариация. Задача усложненного типа, направлена на повтор главных элементов определенной школы народного мастерства с вариациями. Рисование кистью главных элементов предполагает варианты их декоративной трактовки, привлечение разнообразных композиционных схем, включение новых элементов. Творческая активность определяется эстетическим восприятием природных мотивов и произведений народных мастеров из разных школ народного мастерства.

      Импровизация. Наиболее сложная задача, направлена на импровизацию по мотивам народного орнамента и эстетическое восприятие природы с целью создания нового образа (декоративного мотива или художественной вещи). Ритм, цвет, ритмические единицы (фигуры) такого орнамента разнообразны. Они могут исполняться как по мотивам народного творчества, так и на основе более опосредованной, отдаленной ассоциации, выходя за пределы традиций.

      На начальном этапе обучения эффективность развития творческого потенциала личности в процессе решения совокупности художественно-творческих задач трех типов определяется следующими психологическими особенностями младшего школьника: цельностью взгляда на мир в единстве познания и эмоциональной сферы, способностью естественно принимать правила игры, легкостью перевоплощения и обмена ролями. Одновременно по мере усложнения условий творческих задач, перехода от более простого образного решения к более сложному развиваются и такие основные новообразования личности, как произвольность, внутренний план действия и рефлексия. Именно эти качества обеспечивают дальнейшее развитие личности в подростковом возрасте и необходимы для становления индивидуальной культуры подростка, его художественных интересов и эстетического вкуса.

      Обозначенные типы художественно-творческих задач решаются на материале хохломской росписи (уроки 7—10).

      Радостное открытие мира родной природы в узорах Хохломы начинается со встречи с потомственным народным мастером Степаном Павловичем Веселовым. С первых шагов первоклассника в мир народного творчества его окружают произведения народного искусства, и главным проводником в этом мире становится сам народный мастер. Мастер учит понимать язык орнаментальных мотивов и изобразительно-пластических форм. Он раскрывает секреты рождения художественного образа и дает задание ученику. Все это обязывает каждого из педагогов совершать максимальное погружение в мир труда, искусства и быта народного мастера, чтобы проникнуться образом его мыслей и фантазий. Народный мастер — наше национальное богатство, наше духовное достояние. «Народный мастер — это особая творческая личность, духовно связанная со своим народом, с культурой и природой края; это носитель традиции коллективного опыта, носитель народного эпоса. Это „человек трудолюбивой души”. Такое определение особенно примечательно, поскольку мастерство, как правило, включает духовный опыт» — так отзывается о народных умельцах известный искусствовед М. А. Некрасова. Эти слова могут служить для педагога путеводным ориентиром в его работе с учащимися по усвоению духовного наследия, без которого немыслимо чтить историю и культуру своего народа, учиться уважать себя и других.

      Тема урока художественного труда, который открывает цикл занятий на материале хохломы, имеет название «В гостях у мастера» (см. планирование).

      Задачи урока видятся следующими:

       —   содействовать развитию эстетического восприятия произведений народных мастеров хохломской росписи, воспитывать уважительное отношение к труду мастера;

       —   раскрывать связи образа художественной вещи с образами родной природы, песенными ритмами родных напевов;

       —   создавать условия для выполнения художественно-творческой задачи на повтор элементов хохломской росписи.

      Примерный ход урока:

      1.  Молчаливое созерцание произведений мастеров хохломы (У, с. 17—19. Т, с. 16—19), желательно иметь на уроке натуральную деревянную расписную посуду.

      2.  Общение, направленное на предоставление детям возможности высказаться о том, что особенно им понравилось в художественных изделиях.

      3.  Работа с разделами учебника «Открой тайны узоров хохломы», «В гостях у мастера» (У, с. 17—19. Т, с. 16—19).

      4.  Рассказ мастера об узорах золотой, расписной хохломы, ее палитре (У, с. 17—23).

      5.  Выполнение задания мастера «Петушок — золотой гребешок» (Т, с. 16—17).

      6.  Задание мастера по рисованию кистью на листе (возможно дома): передать ощущение радости жизни, используя только сочетания цвета палитры хохломы, в композициях «Свет», «Солнце светит».

      Художественно-творческое задание на повтор находит отражение в трех этапах рисования в течение урока:

      1.  Задание на повтор на раскраску готовой орнаментальной композиции (Т, с. 17). Подготовительный этап.

      2.  Задание на повтор «ягодок» с помощью печатки-тычка (Т, с. 12—13). Подготовительный этап.

      3.  Задание на завершение композиции «Петушок — золотой гребешок». Свободное, ритмичное расположение «ягодок» вокруг стебля с «травинками».

      Следующий урок-повтор проходит в мастерской у другого мастера — Людмилы Васильевны Орловой (см. планирование, У, с. 20—22, Т, с. 18—19).

      Задачи урока аналогичны предыдущим. Но усложняется задание на повтор. В тексты учебника и тетради вводятся художественно-дидактические таблицы. Все элементы орнамента хохломы выполнены рукой мастера Л. В. Орловой.

      Элементы располагаются с нарастающей степенью трудности: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки». Названия сохраняют аромат раздольных заволжских полей, несут в слове бережное отношение народных мастеров к традиции, к родной земле.

      Объяснение мастера, как рисовать кистью каждый элемент, сопровождается рассматриванием таблиц (У, с. 20—23).

      Чтобы помочь первокласснику представить движение кисти при рисовании элемента, попробуйте вместе с детьми несколько раз повторить рисовальное движение кистью для одного элемента в воздухе. Затем они рисуют кистью элемент в тетради.

      Как показала практика, особенно эффективна помощь учителя, если он сможет нарисовать элемент на доске, обмакнув кисть в чистую воду.

      Если на первом уроке в мастерской Л. В. Орловой выполняются три элемента, то на втором уроке — два элемента на повтор («усики», «завитки») и новая задача на вариацию известных уже элементов с включением новых и расположением орнамента с учетом формы украшаемого предмета.

      Выбран несложный предмет — деревянная ложка. В основе традиционной росписи часто варьируется «завиток с ягодками». Эти примеры приведены в учебнике. Свою композицию учащиеся выполняют на листе бумаги.

      К заключительному заданию на  импровизацию по мотивам хохломской росписи учащиеся готовятся на уроках художественного труда (см. планирование, перед уроком-импровизацией 10).

      Мы вновь обращаемся к приему уподобления в народном творчестве: первоклассники совершают чудесное превращение бумаги в ковш-птицу (Т, с. 16).

      Уроки художественного труда рассматриваются в едином учебно-познавательном пространстве с изобразительным и народным искусством. (В составе УМК готовится издание тетради по художественному труду.) Поэтому задачи, связанные с эстетическими знаниями, решаются одновременно с задачами формирования приемов художественной обработки разных материалов и выработки у первоклассников умений работать самостоятельно по технологической карте. В данном случае эти задачи могут быть следующими:

       —   углублять представление о приеме уподобления в образе художественной вещи (ковш-птица);

       —   развивать эстетическое видение связи орнамента с поверхностью вещи, которую он украшает;

       —   демонстрировать разновидности хохломской росписи и варианты орнаментальных композиций («верховая» роспись, композиции: «травка», «под листок», «пряник»; роспись: «под фон», «кудрина»), умение видеть общее и различия в разных видах хохломской росписи;

       —   формировать умение самостоятельно работать по технологической карте и выполнять развертку предмета.

      Знакомство первоклассников с разновидностями хохломской росписи происходит и на уроках труда, и на уроках изобразительного и народного искусства. Виды росписи и варианты орнаментальных композиций обусловлены традиционной технологией, сохраняемой и развиваемой мастерами на протяжении веков.

Краткий справочный материал

      Хохломская роспись, хохлома  —  русский народный художественный промысел, традиционное изготовление деревянных расписных изделий. Возник во второй половине XVII в. в Заволжье на территории Ковернинского района Нижегородской области. Название промыслу дало село Хохлома, центр сбыта изделий местных ремесленников. Иконописцы-старообрядцы, знавшие приемы дешевого «золочения» дерева, способствовали возникновению здесь оригинальной техники окраски предметов без применения золота.

      Хохлома сохраняет старую технику до наших дней. Для хохломской росписи характерны две ее разновидности: «верховая» и «под фон».

      «Верховая» роспись — это рисунок черной или красной краской, наносимый на золотую поверхность, где он образует легкий ажурный узор (композиции «травка», «под листок», «пряник», «осочка»).

      Роспись «под фон» имеет золотистый силуэтный рисунок, окруженный черным или цветным фоном (своеобразная разновидность росписи — «кудрина»).

      С 1960-х гг. хохломские изделия выпускаются на двух предприятиях промысла: фабрика «Хохломской художник» на родине промысла с центром в селе Сёмино (Ковернинский район) и производственное объединение «Хохломская роспись» в городе Семенове.

      Мастера сёминского предприятия культивируют виртуозный травный орнамент, отличающийся красотой полевых трав, ягод, цветов.

      Мастера семеновского объединения предпочитают орнаментальную роспись «под фон» с мелкой прорисовкой деталей штрихом, крупную «кудрину».

      
1   2   3   4   5