Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Методическое пособие для учителей изобразительного искусства «Композиция» на уроках изобразительного искусства. Благовещенск 2009 |
 Скачать 63.5 Kb. |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Методическое пособие
для учителей изобразительного искусства «Композиция» на уроках изобразительного искусства.
Благовещенск 2009
ОДОБРЕНА Составлена в соответствии
предметной (цикловой) с государственными комиссией требованиями к минимуму содержания базового уровня подготовки выпускников
Председатель ПЦК:
Калашникова Ю.Б.
Составитель: Шерина Н. В. ЛИТЕРАТУРА
1. Алпатов М. Композиция в живописи. – Исторический очерк. – М.–Л.: Государственное издательство « Искусство», 1940 г.
2. Волков Н. Н. Композиция в живописи. – М., 1977.
3. Беда Г. В. основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. Учебное пособие. М., 1981.
4. Лойко Г. В., Жабцев В. М. Школа изобразительного искусства. –
Мн.: ООО «Харвест», 2004 г.
5. Сокольникова Н. М. Основы композиции. – ОБНИНСК: издательство «Титул», 1996 г.
6. Соколова Ю. О. Секреты композиции. Для начинающих художников. – М.: АСТ «Астрель», 2005 г.
7. Рисунок, живопись, композиция: Хрестоматия – составили Ростовцев Н. Н., Игнатьев С. Е., Шорохов Е. В.- М., 1989.
8. Паранюшкин Р. В. Композиция. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2001 г.
9. Чернецова Е. М. Мировое искусство. Энциклопедический словарь. – М.: «Вече», ОЛИСС, 2005 г.
10. Шорохов Е. В. Основы композиции: Учебное пособие для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1979 г.
11. Шорохов Е. В., Катханова Ю. Ф., Лебедко В. К. и др. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 – изобразительное искусство и черчение – М.: издательство «Флинта», «Наука», 2000 г.
11
5. «Самое главное, но самое трудное в работе художника, - удалить ненужное, мешающее общему и выработке формы. Много времени берет эта самая невидимая работа».
И.Е. Репин. 6. «Необыкновенность обыкновенного. Обыкновенное, что мы видим вокруг, интересно необыкновенно и требует в искусстве не обыкновенного, не ординарного решения.
Тогда действительность раскрывается в искусстве с особой силой, а необыкновенность решения художника раскрывает перед зрителем не замечаемую им часто сложность и глубину обыкновенной жизни.… Эта работа требует взволнованности, наблюдения, увлечения и воображения».
Ю.И. Пименов.
7. «Сюжеты самые прекрасные находятся перед вами, ибо это те сюжеты, которые вы знаете лучше всего».
Роден.
8. «Увидеть красоту в простых повседневных явлениях, найти для выражения этой красоты большой стиль – является для меня главной задачей».
П.П. Кончаловский.
10
Включает вводные лекции по общим вопросам композиции, где рассматриваются основные закономерности, правила и приемы курса, единые для всех видов и жанров изобразительного искусства.
В беседах должны освещаться такие вопросы, как связь изобразительных средств с идейно- художественным содержанием произведения, значение средств композиционной выразительности (контраст, ритм, симметрия, динамика, силуэтность, обобщение, масштабность) для создания образа, основные принципы композиции.
Примерный перечень вопросов для контроля знаний по композиции.
Что мы называем «композицией»?
Основные признаки композиции?
Основные типы композиции?
Основные композиционные правила?
Основные композиционные приемы?
Основные средства композиции?
Виды композиции. Фронтальная композиция.
Объемная композиция.
Пространственная композиция.
Что мы называем художественным образом?
В чем отличие науки от искусства?
Последовательность, этапы работы над композицией.
Художественная выразительность композиции.
Как рассматривать и анализировать художественное произведение.
Стиль и стилевое единство в пределах одной композиции.
Композиция натюрморта.
Цели и задачи в процессе выполнения композиции.
Композиция интерьера.
Цели и задачи в процессе выполнения композиции.
3
Композиция пейзажа. Цели и задачи … композиции.
Композиция портрета. Цели и задачи … композиции.
Композиция иллюстрации к литературному произведению. Цели и задачи … композиции.
Сюжетно - тематическая композиция.
Цели и задачи … композиции.
Монументальная композиция.
Цели и задачи … композиции.
Какие существуют направления изучения композиции в изобразительном искусстве?
Какой из них считается основным методом?
Что называется - «Реализм»
«Академизм»
«Натурализм»
«Формализм»
«Экспрессионизм»
«Абстракционизм» Композиция (от лат. сomposition – составление, сочинение) – построение произведения, согласованность его частей, отвечающие замыслу. Работа над композицией представляет собой поиск средств создания художественного образа: определение центра, узла композиции, отбор и подчинение ему второстепенных частей произведения, объединенных частей в гармоничное целое, соподчинение и группировка форм с целью достичь выразительности и пластической цельности произведения.
Для удачного решения композиции важны выбор точки зрения на изображаемое, а также группировка фигур, предметов, частей. 4
Композиция рассматривается как приёмы и средства, применяемые на уроках изобразительного искусства, и в то же время существует самостоятельно как дисциплина, свято соблюдая свои законы.
Распространение накопленного опыта
Педагогами - художниками по теме
«Композиция» на уроках изобразительного искусства. ЦИТАТЫ:
«Основы изучения рисунка и живописи тесно смыкаются с законами композиции».
А.А. Дейнека.
«Компоновать – это значит красноречиво сочетать».
Делакруа.
«Главное для меня композиция. Тут есть, какой – то твердый, неутолимый закон, который можно только чутьем угадать, но который до того непреложен, что каждый прибавленный или убавленный вершок холста или лишняя поставленная точка разом меняют всю композицию».
В.И. Суриков.
«Каждая действительно самобытная картина является отдельной работой; она подчиняется своим собственным законам…..».
Джон Констебль
9
Рисунок
Динамическая композиция
Скульптура
Объёмная композиция
8
«Натурный материал».
Асимметричная композиция
Симметричная композиция 5
Работа над композицией включает также выбор и разработку сюжета, поиска формата и размера, материала исполнения, тонального и цветового решения будущего произведения. Композиция в архитектуре решает вопросы организации комплекса построек, их связи со средой, окружающей природой.
Под эти термином понимаем упорядоченное соединение элементов в любом виде искусства: живописи, рисунке, декоративно – прикладном, скульптуре, дизайне и т.
6
Дизайн
Пространственная композиция
Живопись
Плоскостная (фронтальная) композиция
7 |
|
|