Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 1.05 Mb. |
Основной чертой художественной программы поколения (1) становление (2) которого (3) происходило во время Первой мировой войны (4) стало следование традициям французского импрессионизма.
Ответ: ___________________________________________
19.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Блокадный Ленинград стал символом несгибаемой стойкости и мужества (1) и (2) когда Международному трибуналу были продемонстрированы фотографии (3) на которых умирающие от голода дети делали снаряды для фронта (4) то многие отказывались верить (5) что такое возможно.
Ответ: _________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.
Сто процентов человеческого
(1)Ненавижу диктаторов – ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2)Но как быть с диктатурой гена – этого крохотного властителя нашей жизни?
(3)Говорят, против судьбы не попрёшь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: учёные утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6)Проще говоря, что досталось от родителей, то и определить нашу долгую или не очень долгую жизнь.
(7)Три четверти, что и говорить, очень много. (8)Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что всё заранее предопределено и нам остаётся только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9)Да, мы здорово зависим от судьбы. (10)Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.
(11)Величайший россиянин всех времён был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12)От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одарённым родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трёх наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16)Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17)А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчик отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.
(18)Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19)Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20)Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвёртой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.
(21)Я не учёный, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22)Иногда – любопытные. (23)Например, отчётливо вижу, как с течением времени меняются писательские жёны. (24)Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26)Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27)Дальше – рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30)И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы XX века. (31)Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32)Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?
(33)Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме неё, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. (34)А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35)Где хоть относительно безопасное место для рукописей? (36)Надежда Яковлевна такое место нашла – в собственном мозгу. (37)Стихи мужа она выучила наизусть, и все бескорыстные лагерные горы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторялось в уме. (38)Без всяких оговорок, это был подвиг. (39)Но ещё и потрясающая школа работы над словом. (40)Думаю, человек, способный прочесть на память «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. (41)А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать – сотни стихотворений мастера.
(42)С наукой не спорят – раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключено в четвёртой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44)Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены – а человеческое? (45)А человеческое в себе создаём мы сами. (46)На все четыре четверти. (47)На все сто процентов.
(По Л. Жуховицкому)
Леонид Аронович Жуховицкий (род. В 1932 г.) – русский писатель, публицист, драматург. В своём творчестве поднимает актуальные социально-нравственные вопросы.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста. Укажите номера предложений
1)Наша судьба заранее не предопределена генами, унаследованными от родителей.
2)Пушкин стал величайшим поэтом, потому что он унаследовал гены генерала Ганнибала – знаменитого крестника Петра Великого.
3)Судьба каждого человека зависит не столько от биологического фактора – наследственности, сколько от того, как он сам распорядится собственной жизнью.
4)Надежда Яковлевна Мандельштам выучила стихотворения мужа, чтобы воспитать в себе безукоризненное чутьё к слову.
5)Суворов был величайшим полководцем России за всю её историю.
Ответ: ________________________________________
21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1 – 6 представлено описание.
2) Предложение 27 содержит повествование.
3) Предложения 7 – 10 содержат элементы описания.
4) В предложении 17 присутствует элемент описания.
5) В предложениях 42 – 47 содержится рассуждение.
Ответ: ________________________________________
22.Из предложений 42 – 44 выпишите контекстные антонимы.
Ответ: ___________________________________
23. Среди предложений 6 – 10 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи утвердительного слова и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________________________
24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 – 23. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Автор, характеризуя важную роль генов в нашей судьбе, использует троп (А) ______ (предложение 2). Однако (Б) ______ («величайший россиянин всех времён» в предложении 11) подчёркивает важность поиска жизненного призвания вопреки наследственности. А какой, по мнению публициста, могла быть судьба А.В. Суворова, если бы он покорно подчинился «диктатуре генов»? Такой синтаксический приём, как (В) _________ (предложения 18 – 19), позволяет читателю понять это. Тогда что же поможет нам стать хозяевами собственной судьбы? (Г) _________ (предложение 43) даёт ответ на этот вопрос».
Список терминов:
перифраза
сравнительный оборот
ряд однородных членов
метафора
вопросно-ответная форма изложения
синонимы
контекстуальные антонимы
градация
лексический повтор
Ответ: |
|
|