Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 1.05 Mb. |
Протопта(1)ая в ягодниках и мхах тропинка ведёт к опытному полю, устрое(2)ому на болоте, поле окруже(3)о лесом – болотистой таинстве(4)ой тайгой.
Ответ: ___________________________________________
15.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1)Амундсен учитывал в своих путешествиях природные особенности Антарктики и опыт других учёных и технические возможности своего времени.
2)В национальном парке «Лосиный остров» произрастают как лиственные так и хвойные деревья.
3)Дали мне в дорогу письмо к дядюшке да денег три рубля ассигнациями.
4)Человеку посчастливилось слышать шёпот листьев и песню кузнечика журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе и восхищаться красотой звуков природы.
5)Старый моряк не блистал эрудицией и остроумием и отличался необузданным нравом.
Ответ: _____________________________________________
16.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В 1862 году Санкт-Петербургская академия художеств приняла решение уравнять в правах все жанры (1) отменив главенство исторической живописи (2) и присуждать золотую медаль независимо от темы картины (3) учитывая (4) только её достоинства.
Ответ: _______________________________________
17.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Достоевский очень гордился тем, что изобрёл или (1) лучше сказать (2) ввёл в русский язык глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (2) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя».
Ответ: ______________________________________________
18.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Учёные отмечают положительную роль конфликтов (1) эффективное управление (2) которыми (3) позволяет учесть (4) интересы всех сторон.
Ответ: ___________________________________________
19.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Повесть «Поединок» создавалась в годы (1) когда шла русско-японская война (2) и одно за другим следовали поражения русской армии на полях Маньчжурии (3) а публикация совпала по времени с разгромом русского флота при Цусиме (4) что и определило во многом громкое звучание повести Куприна.
Ответ: _________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.
(1)Прошлое, соответственно, и будущее Земли, судьба всего живого на ней – едва ли не главная тема в размышлениях многих учёных и публицистов, а также просто неравнодушных людей. (2)Обострение этой темы в пытливых умах наших соотечественников в год «космических юбилеев» (2011 год) понятно и закономерно – тот же Константин Эдуардович Циолковский предрекал будущее землян в виде космического «лучистого человечества»! (3)Впрочем, в наши дни здравствует немалое количество мыслителей, которые предполагают, что в случае глобальных земных катаклизмов возможное спасение всего живого в … воде! (4)Вернее, в акватории Мирового океана. (5)И, надо сказать, их теории и убеждения не так уж фантастичны – достаточно припомнить, что практически вся жизнь на «голубой планете» зародилась и вышла именно из водной стихии. (6)А также и то, что обжитое на сегодня людьми земное пространство – это лишь 29,2% поверхности суши, остальное – 70,8% – просторы Мирового океана, акватория и глубины которого изучены пока куда меньше, нежели бездны Космоса…
(7) «…Человек не совершенен. (8)Жизнь в воде дала бы человеку огромные преимущества. (9)Почему бы не вернуть человеку эту возможность? (10)Мы знаем, что некоторые наземные животные снова вернулись в воду. (11)Если бы люди проникли в океан, жизнь стала бы совершенно иной. (12)Эта пустыня с её неистощимыми запасами пищи и промышленного сырья могла вместить миллионы, миллиарды человек. (13)Миллиарды людей без тесноты и давки могли бы разместиться в океане. (14)А его мощность! (15)Практически беспредельный запас энергии. (16)Один Гольфстрим вместе с Флоридским течением двигают девяносто один миллиард тонн воды в час. (17)На суше живые существа не могут подняться высоко над поверхностью и не проникают очень глубоко внутрь её. (18)В океане жизнь всюду: от экватора до полюсов, от поверхности до глубин почти в десять километров. (19)Как же человечество использует эти силы? (20)Почти никак…»
(21) – Ну, конечно, конечно, уважаемый читатель, сие – пламенная речь профессора Сальватора из романа «Человек-амфибия» фантаста Александра Беляева. (22)Фантаста ли?
(23)В дни, когда писались эти строки, экспертная группа ООН, состоящая из 2,5 тысячи самых авторитетных учёных 130 стран мира, обнародовала «самый зловещий» доклад об угрозе прогнозируемого глобального потепления – результате деятельности человека на Земле. (24)Данное «достижение» уже в ближайшем будущем повлечёт за собой затопление некоторых островных государств и прибрежных городов (Шанхая, Буэнос-Айреса и др.), и вопрос о том, куда деваться и что со всем этим делать сотням миллионов сухопутных беженцев планеты, становится отнюдь не праздным и вовсе не из области научной фантастики!
(По Г.Рогову)
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста. Укажите номера предложений.
1) Человечество выживет, если сможет переселиться на другие планеты, похожие на Землю.
2) Если последуют глобальные земные катаклизмы, то спасение возможно в Мировом океане.
3) Авторитетные учёные разных стран считают, что неразумная деятельность людей может привести к глобальному затоплению островных государств и прибрежных городов.
4) Люди могли бы успешно жить и творить в воде, в океане, который они изучили даже хуже, чем бескрайний космос.
5) Большинство учёных уверены в том, что в будущем люди будут жить в воде.
Ответ: ________________________________________
21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 1 – 2 представляют собой рассуждение с элементами описания.
2) В предложениях 10 – 18 обосновываются суждения,высказанные в предложениях 7 – 9.
3) В предложениях 5 – 6 представлено повествование.
4) Предложение 22 фактически содержит и вопрос, и ответ на вопросы, вытекающие из предыдущего предложения.
5) В предложениях 4 – 6 представлено повествование с элементами описания.
Ответ: ________________________________________
22.Из предложений 12 – 13 выпишите контекстные синонимы.
Ответ: ___________________________________________________________
23. Среди предложений 1 – 6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________________________
24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 – 23. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Размышляя по проблемной теме, при обсуждении которой сталкиваются диаметрально противоположные точки зрения, автор не навязывает своего мнения, прибегая к такому приёму, как (А) __________ (предложения 7 – 20), и к такому синтаксическому средству, как (Б) _________(«впрочем» в предложении 3, «вернее» в предложении 4, «надо сказать» в предложении 5). Неравнодушие, заинтересованность Г.Рогова к проблеме выживания человечества в ближайшей перспективе выражается, в частности, в использовании такого тропа, как (В) ________ («пытливых умах» в предложении 2, «пламенная речь» в предложении 21), а такое синтаксическое средство, как (Г)_________ (предложения 2, 3, 14, 24), делает текст ярким, интонационно выразительным».
Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) вводные слова
3) сравнительный оборот
4) восклицательные предложения
5) разговорная лексика
6) риторические вопросы
7) эпитеты
8) диалектизмы
9) цитирование
Ответ:
Вариант 9
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
(1)Учёные и изобретатели придумали множество разнообразных осветительных приборов: уличные фонари, специальное освещение для фабрик, школ и других помещений, автомобильные фары, домашние светильники – и продолжают работать в этом направлении. (2) <…>, неоновая, или флуоресцентная, лампа, изобретённая Артуром Комптоном в 1934 году, является более современной по сравнению с электрической лампочкой, которую также называют «лампой накаливания»: неоновая лампа потребляет меньше энергии. (3)Ещё позднее были изобретены галогенные лампы, которые ярче, чем неоновые, и в то же время потребляют ещё меньше энергии, что позволяет экономить электричество.
1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся тексте. Запишите номера этих предложений.
1)Неоновая, или флуоресцентная, лампа, которая была изобретена Артуром Комптоном в 1934 году, является более современной по сравнению с электрической лампочкой, а галогенная лампа ещё более яркая.
2)Разнообразные осветительные приборы: уличные фонари, специальное освещение для фабрик, школ и других помещений, автомобильные фары, домашние светильники – благодаря учёным и изобретателям становятся всё более яркими и экономичными.
3)Учёные и изобретатели создают всё более совершенные осветительные приборы: неоновая лампа потребляет энергии меньше, чем электрическая, а галогенная лампа ярче и экономичнее неоновой лампы.
4)Сначала учёные и изобретатели придумали электрическую, потом галогенную и, наконец, неоновую лампу.
5)Результатом работы учёных и изобретателей в области совершенствования осветительных приборов стала сначала электрическая лампа, затем более экономичная неоновая и, наконец, более яркая и наиболее экономичная галогенная лампа.
Ответ: _____________________________
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Выпишите это слово (сочетание слов).
Наоборот
Так
Несмотря на это
К сожалению
Вопреки этому
Ответ: __________________________________________
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ШКОЛА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ШКОЛА, -ы, ж.
1)Выучка, достигнутый в чём-нибудь опыт, а также то, что даёт такую выучку, опыт. Школа жизни.
2)Направление в области науки, искусства. Создавать свою школу в науке.
3)Учебно-воспитательное учреждение; здание такого учреждения. Общеобразовательная школа.
4)Система обязательных упражнений (в фигурном катании). Откатать школу.
Ответ: __________________________________________
4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
дозИровать
зАвидно
срЕдства
некролОг
квартАл
Ответ: ___________________________________________
5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В усадьбе, которая до революции принадлежала сначала Ивану Тургеневу, а потом СТАРИННОМУ роду Боткиных, состоялась встреча потомков прежних хозяев дома.
В пресс-релизе указано на возросшее значение объединения всех прогрессивных и ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ сил.
М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её.
Колюбакинский завод является уникальным предприятием, специализирующимся на массовом производстве рыболовных крючков, мормышек и различных ИГОЛЬНЫХ изделий.
Комедия – ДРАМАТИЧЕСКОЕ произведение, в котором характеры, положения и действия представлены в смешных формах.
Ответ: ________________________________________
6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.
пара ЧУЛОК
известные ЛЕКТОРА
самый УМНЕЙШИЙ
полученные ПАСПОРТА
в ОБОИХ случаях
Ответ: _________________________________________
7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
А)Н.М.Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку»
|
| 1)нарушение связи между подлежащим и сказуемым
|
Б)Одним из известнейших драматургов, показавшим в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.
|
|
2)нарушение в построении предложении с несогласованным приложением
3)нарушение в построении предложения с причастным оборотом
| В)Те, кто изучал математику, конечно, знает о Евклиде.
|
| 4)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
|
Г)Превратившись из пограничной крепости в столицу княжества, изменилась оценка стратегического положения Москвы.
|
|
5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6)неправильное построение предложения с косвенной речью
|
Д)Все области человеческой природы не только работают в согласии с логикой и последовательностью, но и с подлинной правдой и верой.
|
|
7)ошибка в построении предложения с однородными членами
|
|
|
|
|
|
| Запишите в таблицу выделенные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: 8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставляя пропущенную букву.
сем..нарское
оз..рённый
сат..рический
пл..вучесть
заж..гательный
Ответ: ________________________________________
9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пред..юбилейный, п..едестал
ра..даривать, во..требовать
пр..имущество, пр..вратиться
непр..ступный, пр..рогатива
и..черпать, бе..злобный
Ответ: _________________________________________________________________
10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
зала..вший
выпил..ть
приметл..вый
обветр..нный
назойл..вый
Ответ: _________________________________________
11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
скро..шься
охот..шься
раста..шь
охлажда..мый
предусмотр..нный
Ответ: __________________________________________
12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Государственный переворот, который возвёл на престол Александра I, (не) обеспечил ему прочной власти.
А.С. Пушкин скончался после трёх дней (не) выносимых мучений.
(Не) всякий из приближённых Петра I мог похвастаться дворянским происхождением.
Князь Меньшиков (не) получил даже начального образования, однако стал первым русским членом Лондонского королевского общества, причём диплом ему подписал сам Исаак Ньютон.
Душа, никогда (не) страдавшая, не может постичь счастья.
Ответ: ______________________________________
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ВО)ОБЩЕ, наше отношение к другим людям формируется не только «по одёжке и уму», но и (ПО)ТОМУ, как они говорят, какие слова используют.
(ПО)РАЗНОМУ можно относиться к творчеству А.П. Чехова, но, ЧТО(БЫ) понимать его, нужно быть талантливым читателем.
(В)ОТЛИЧИЕ от Репина Куинджи не писал больших эпических полотен, ЗА(ТО) прославился как мастер пейзажной живописи.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ наш отряд двигался (В)ДОЛЬ берега Енисея.
(ПО)НЕВОЛЕ задумаешься о будущем, когда националисты (В)ОТКРЫТУЮ говорят о ненависти к инородцам.
Ответ: _______________________________________
14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Я до сих пор вижу дуги с узорами, писа(1)ыми масля(2)ной краской, золочё(3)ую упряжь коней с лебеди(4)ыми шеями, которые на масле(5)ой неделе наперегонки мчат по мощё(6)ой булыжником улице.
Ответ: ___________________________________________
15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1)С начала XIX века приходские училища образовывались как в городах так и в деревнях при церковных приходах.
2)С Македонской династии в Византии начинается практика широкой раздачи знати и боевым командирам больших угодий и пустующих земель.
3)Якорные цепи то опускались в воду то подымались с тяжёлым звоном.
4)Лесник развязал мешок и вытащил краюху чёрного хлеба да кусок сала.
5)Детство Петрова-Водкина прошло среди простых и добрых людей и оставило в его душе многоцветные и радостные воспоминания.
Ответ: _____________________________________________
16.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Родившись в семье известного книгоиздателя (1) будущий композитор Глазунов с детства воспитывался в атмосфере увлечённого музицирования (2) поражая родных (3) необыкновенной способностью мгновенно запоминать музыку (4) однажды услышанную.
Ответ: _______________________________________
17.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
По мнению учёных-египтологов (1) во II тысячелетии до н.э. металлургия меди достигла в Древнем Египте солидных масштабов: в стане в то время действовало (2) не менее (3) тысячи плавильных печей. Однако (4) затем, как свидетельствуют исторические документы, производство этого металла резко сократилось. Неужели (5) египтяне перестали нуждаться в меди?
Ответ: ______________________________________________
18.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
|
|
|