Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 1.05 Mb. |
Полы в комнатушке были некраше(1)ые, на стенах висели, покосившись, запылё(2)ые писа(3)ые маслом картины, а на столе стояла закопчё(4)ая посудина с травя(5)ым отваром.
Ответ: ___________________________________________
15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвёл алым и влажным огнём.
2) На улице весь декабрь то снег то дождь.
3) Видны были только верхушки деревьев да извилистый край противоположного берега.
4) Рука его и лицо и синяя спецовка лоснились от сажи и машинного масла.
5) В атмосфере тайных обществ проходила жизнь Пушкина как в Петербурге так и в дальнейшем на юге.
Ответ: _____________________________________________
16.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Художник Айвазовский умел изобразить пену (1) внезапно разбегающуюся (2) по изгибам волн (3) и морской песок (4) просвечивающий сквозь пенистую воду.
Ответ: _______________________________________
17.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Менделеев (1) по воспоминаниям друзей (2) был сторонником изнуряющего стиля в работе, всем доказывал, что непрерывные, долгие и упорные усилия необходимы. В его трудолюбии, терпении и упорстве была какая-то (3) казалось (4) богатырская русская былинность.
Ответ: ______________________________________________
18.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Более других (1) П.И. Чайковского привлекал балет А.Адана «Жизель» (2) в музыке (3) которого (4) фантастика органически сочеталась с лиризмом.
Ответ: ___________________________________________
19.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.
Ответ: _________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.
(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того – он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.
(5)Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6)Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с «фанатами». (7)Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные.
(8)Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В.Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». (9)А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая.
(10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.
(13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодёжи, звучат с экрана, пестрят в печати?
(17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной. (По Т.Жаровой*)
*Таисия Васильевна Жарова (родилась в 1923 году) – член Союза журналистов, ветеран Великой Отечественной войны. Основная тема творчества – судьба русского языка.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Ядро современного литературного языка составляет общеупотребительная лексика.
2) В художественной литературе иногда уместно употребление просторечных, жаргонных слов для создания местного колорита.
3) С течением времени язык меняется, но далеко не всегда эти изменения делают его лучше.
4) В средствах массовой информации часто поднимается проблема несоблюдения норм русского литературного языка.
5) Изменения в лексическом составе русского языка отражают изменения в обществе.
Ответ: ________________________________________
21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 1 – 4 включают элементы описания.
2) В предложениях 13 – 16 представлено рассуждение.
3) Предложение 12 содержит вывод рассуждения.
4) В предложениях 5 – 9 приводятся примеры к утверждению, высказанному в 4 предложении.
5) В предложениях 18 – 19 представлено повествование.
Ответ: ________________________________________
22.Из предложений 4 – 5 выпишите контекстные синонимы.
Ответ: _______________________________________________________
23. Среди предложений 10 – 19 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________________________
24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 – 23. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Речь автора текста особенно эмоциональна, когда речь идёт о красоте и богатстве русского языка. Это подчёркивает такое синтаксическое средство выразительности, как _______ (предложения 1,11), а такой приём, как ____ («всё приемлет, на всё отзывается»), и такие лексические средства, как ____ («сверхделовой» в предложении 12) и ____ («великий, могучий, правдивый и свободный» в предложении 18), делают речь экспрессивной, образной и позволяют глубже понять авторскую позицию».
Список терминов
1) эпитеты
2) диалектизм
3) лексический повтор
4) индивидуально-авторское слово
5) литота
6) парцелляция
7) просторечное слово
8) фразеологизм
9) восклицательные предложения
Ответ:
Вариант 3
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
(1) <…> видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, — пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. (2)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. (3)Учёные считают, что именно эти лучи улавливают совы, что помогает птицам охотиться в темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь).
1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся тексте?
1) Инфракрасные лучи, представляющие собой тепловое излучение нагретого предмета и относящиеся к невидимым человеческим глазом лучам, улавливают совы.
2) Ультрафиолетовые лучи, в отличие от цветовых элементов спектра: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, — невидимы.
3) Учёные считают, что совы улавливают цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, — что помогает птицам ориентироваться в темноте.
4) Тепловое излучение сов помогает им охотиться в ночное время.
5) Совы улавливают инфракрасные лучи, представляющие собой тепловое излучение всякого нагретого предмета, поэтому могут охотиться в темноте.
Ответ: _____________________________
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Выпишите это слово.
Кроме
Некоторые из
Одним из
Среди
Для
Ответ: __________________________________________
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЛУЧ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЛУЧ, - а, м.
1.Узкая полоска света, исходящая от яркого светящегося предмета. Луч прожектора
2.Остронаправленный поток частиц энергии (спец.) Рентгеновские лучи
3.Часть прямой линии, лежащая по одну сторону от какой-нибудь её точки (спец.) Лучевая энергия
Ответ: __________________________________________
4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
досУха
бОроду
жалюзИ
щемИт
откУпорить
Ответ: ___________________________________________
5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В этой ГОРИСТОЙ местности прячутся глубокие тёмные пропасти.
В театре состоялся БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ концерт, в котором приняли участие известные актёры.
Опера Д.Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» – это два с половиной часа непрерывной музыки, почти НЕСТЕРПИМОЙ в своём драматизме.
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ миссия завершилась успешно благодаря профессионализму представителей страны.
Научный эксперимент начнётся только после ОБОСНОВАНИЯ практической необходимости подобного исследования.
Ответ: ________________________________________
6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.
опытные ИНЖЕНЕРА
КРАСИВЕЕ дочери
в тысяча ДЕВЯТИСОТОМ году
полки для КУХОНЬ
ПРОПОЛОЩИ бельё
Ответ: _________________________________________
7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
А)Обнаружив в Мексике руины заброшенного древнего города, французским инженером Дюпе было положено начало исследования одной из великих цивилизаций доколумбовой Америки.
|
| 1)нарушение связи между подлежащим и сказуемым
| Б)Тех, кто в XVIII столетии высказали предположение о возможности передачи энергии по проводам, считали фантазёрами.
|
| 2)нарушение в построении предложении с несогласованным приложением
| В)Вечером мы уже были на туристической базе, стоявшей на берегу и которая занимала почти полпарка.
|
| 3)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
| Г)Согласно данных древнерусских летописей суздальский князь Юрий Долгорукий укрепил Москву в 1156 году.
|
| 4)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
| Д)Каждый день я поливал и любовался этими цветами.
|
| 5)ошибка в построении предложения с однородными членами
|
|
| 6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом
|
|
| 7)неправильное построение предложения с косвенной речью
| Запишите в таблицу выделенные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставляя пропущенную букву.
в..ртуоз
бл..стеть
одр..хлевший
л..леять
прик..сновение
Ответ: ________________________________________
9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
от..скать, пост..ндустриальный
пр..стыдить, пр..града
сни..хождение, ра..ценки
по..коп, на..треснутый
Ответ: _____________________________________________________________
10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
солом..нка
подчёрк..вать
усидч..вый
затм..вать
назойл..вый
Ответ: _________________________________________
11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
пряч..шься
уполномоч..нный
омыва..мый
хлопоч..шь
движ..мый
Ответ: __________________________________________
12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(Не) каждый может точно сформулировать свою мысль.
Князя Андрея раздражал холодный, (не) пропускающий в душу взгляд Сперанского.
Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них (не) надо.
Глубина идеи в романе (не) разрывно сочетается с художественностью.
(Не) будь случайного свидетеля, происшествие в гостинице сумели бы скрыть.
Ответ: ______________________________________
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
ЧТО(БЫ) ни говорил гость, Катерина смотрела ТАК(ЖЕ) строго, как и прежде.
Только с признанием Ильи Ильича Ольге (В)НАЧАЛЕ второй части «Обломова» возникает завязка, а (ЗА)ТЕМ и действие романа, отсутствовавшее в первых главах.
(С)НАЧАЛА Марина держалась в деревне неуверенно и даже, увидев вдалеке Лену, зашла в высокую густую рожь, поросшую васильками, ЧТО(БЫ) только не попасться соседке на глаза.
Обломов рисует Штольцу свой идеал семейной жизни со ссылкой на духовные запросы, неведомые его предкам, но (В)ЦЕЛОМ выдерживая патриархально-идиллический дух: прогулки (В)ДВОЁМ после сытного завтрака, неспешные беседы с друзьями.
(В)ОТЛИЧИЕ от других поэтов, Мандельштам сочинял стихи интуитивно, ТАК(ЖЕ), как композитор сочиняет музыку.
Ответ: _______________________________________
14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
В творчестве Сальвадор Дали был неутомимым искателем, ненавидевшим обыде(1)ость и создававшим обновлё(2)ые образы и неожида(3)ые композиции.
Ответ: ___________________________________________
15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В небе носились как ласточки так и стрижи.
2) У людей экваториальной расы курчавые или волнистые волосы.
3) При вторжении воздушных масс из Арктики летом и зимой чаще всего наступает похолодание.
4) Разговаривавший с нами старик то ласково щурил глаза то внезапно становился сухим.
5) Первоклассники с воодушевлением читали стихи и пели и танцевали.
Ответ: _____________________________________________
16.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.
Ответ: _______________________________________
17.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
«Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.
Ответ: ______________________________________________
18.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мелкие насекомые (1) расход кислорода у которых (2) невелик (3) могут очень долго не пополнять запас воздуха.
Ответ: ___________________________________________
19.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ольга пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда каблуки стали тяжело срываться с круглых булыжников мостовой (3) она вспомнила (4) как однажды уже возвращалась этой дорогой.
Ответ: _________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.
(1)Прошло 60 лет после окончания Второй мировой войны...
(2)Психологи утверждают, что человеческая память дольше хранит в своих кладовых информацию, связанную с положительными сторонами жизни. (3)Может быть, это потому, что человек всё же рождён для счастья, дружбы и любви, для чего и необходимо ему хранить добрые чувства к окружающему миру и отбрасывать всё то, что провоцирует в нём озлобленность и ожесточённость.
(4)Уходят всё дальше военные годы, совсем поредели ряды тех, кто был участником войны, а во внешней атрибутике повседневной жизни постепенно исчезает всё то, что напоминает о ней. (5)В целом жизнь Земли нельзя назвать мирной, потому что там и здесь постоянно возникают разной продолжительности и размеров конфликты, локальные войны, в которых льётся кровь и гибнут люди. (6)Но, к счастью, глобального, по масштабам подобного той войне не было за эти 60 лет, и потому подрастает новое поколение, которое сюжеты прошедшей войны могут волновать не более чем боевик-«ужастик». (7)И слава Богу, что уже вырастают люди, не знающие страха неба, бомбоубежищ - всего того, что пережили их бабушки и дедушки. (8)Но для того чтобы они могли принять эстафету борьбы за мир и сохранить его для своего поколения и поколения своих детей, они не должны жить без оглядки.
(9)Так устроен мир, что рядом с добром как-то находит себе место зло. (10)Вот росло у моего дома огромное дерево. (11)Крона роскошная, а подножие напоминало пустынный холмик с засохшей, серого цвета землёй, прорезанной выползающими на поверхность ответвлениями корней. (12)Перестала радовать меня эта картина, и обнесла я подножие каменистой оградкой, посадив в эту же засохшую землю простые, неприхотливые, но очень красивые цветочки. (13)И стали расти цветочки и расцветать неторопливо по законам своей природы. (14)Но меня крайне изумило, что тут же, где ранее ничего не росло, пошёл пышным агрессивным цветом сорняк, который, сколько ни срывай, наступает и наступает, пытаясь вытеснить нежные цветочки или затмить их красоту...
(15)Так в природе, и так в мире людей. (16)С этим нельзя не считаться, но с этим и не нужно мириться.
(17)Люди рождены для счастья, мира и любви! (18)Однако появляются среди них силы зла, которые хотят препятствовать гармонии между ними, нарушить их мир и покой. (19)Лев Толстой в «Войне и мире» писал, что зло агрессивно и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовыми к противостоянию. (20)И именно поэтому нельзя забывать трагические и величественные страницы истории, чтоб извлекать уроки из ошибок и гордиться победами, чтоб хранить и передавать из поколения в поколение опыт, который всегда может понадобиться.
(21)И именно поэтому люди доброй воли, объединяясь в разные формы сообществ, стараются доступными им способами хранить в памяти прошлое, чтобы на его уроках и примерах утверждать принципы человеколюбия, солидарности, дружбы.
(22)Утверждение «Никто не забыт и ничто не забыто!» - это призыв к тому, чтобы никто не был забыт и ничто не было забыто. (23)Это чрезвычайно актуально сейчас, когда миру угрожает беспрецедентный по масштабам и цинизму терроризм.
(24)В эпоху глобализации жизни землян тема войны и мира приобретает иные масштабы, неведомые ранее аспекты. (25)И потому именно сегодня обращение к теме Победы актуально как никогда ранее, потому что Великая Победа внесла свою лепту в систему основополагающих вечных, непреходящих ценностей, показав, как могущественны и непобедимы люди Земли, когда они руководимы мудростью поиска путей объединения сил добра и гуманизма против зла и человеконенавистничества. (26)И благодаря этим ценностям, перефразируя Б. Окуджаву, можно сказать, что «Земля ещё вертится», и благодаря им «ещё ...ярок Свет».
(По Л. Матрос*)
*Лариса Григорьевна Матрос – современный писатель, литературный критик.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста. Укажите номера предложений
1) Сейчас в жизни становится всё меньше того, что напоминает людям о прошедшей войне.
2) После окончания Второй мировой войны прошло более полувека.
3) Сюжеты минувшей войны воспринимаются молодыми людьми порой так же, как кадры кинофильма.
4) Чтобы сохранить мир для поколения своих детей, надо забыть о прошедших войнах.
5) Силы добра слишком малочисленны, чтобы противостоять силам зла.
Ответ: ________________________________________
21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 9 – 16 представлено рассуждение с элементами повествования и описания.
2) В предложениях 24 – 26 представлено рассуждение.
3) В предложениях 6 – 8 представлено повествование.
4) В предложении 20 содержится вывод из того, о чём говорится в предложениях 17 – 19
5) В предложении 21 содержится элемент описания.
Ответ: ________________________________________
22.Из предложений 23 – 26 выпишите фразеологизм.
Ответ: ___________________________________
23. Среди предложений 15 – 20 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________________________
24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 – 23. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
|
|
|