Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Вариант 1 Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3


Скачать 1.05 Mb.
НазваниеВариант 1 Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
страница5/7
Дата28.04.2016
Размер1.05 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5   6   7

«Размышляя на волнующую его тему, автор использует такой приём, как ______(в предложениях 6, 20), и такое синтаксическое средство выразительности, как ______ (предложения 4, 11). С помощью такого тропа, как ______ («в мире взрослых» в предложении 3, «многие спотыкаются» в предложении 5), Нарицын указывает на сложность ситуации, в которой оказывается подросток, а описывая опасности на жизненном пути молодого человека, автор использует такое синтаксическое средство, как _________ (предложение 24)».

 

Список терминов:

 

1) эпитет

2) цитирование

3) метафора

4) диалектизм

5) парцелляция

6) ряд однородных членов

7) восклицательные предложения

8) вопросительные предложения

9) профессиональная лексика

 

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 




Вариант 7

 

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

 

(1)Со временем форма денежного знака менялась.(2)Деньгами были шкуры, камни, раковины, черепа. (3)Постепенно люди отказались от громоздких и слишком тяжелых денег. (4)Катить перед собой тяжелый камень, денежную единицу, имевшую когда-то хождение на Каролинских островах, было не намного проще, чем вести за собой корову. (5)По другой причине не подошли на эту роль морские ракушки – уж слишком доступны они были. (6)Попытка римского императора Калигулы пополнить свою казну такими деньгами не удалась, поскольку раковины не имели никакой ценности. (7)Они были везде, и каждый мог набрать их столько, сколько хотел. (8)<…> в результате эволюции победили деньги в виде монет и купюр.

 

 

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1)В разное время деньгами были шкуры, раковины, камни, шкуры, черепа.

2)Постепенно люди отказались как от очень тяжелых денег, например камней, так и от очень доступных, какими были ракушки.

3)Монетами и купюрами люди стали пользоваться сравнительно недавно.

4)Человечество долго и трудно приходило к современной форме денежных знаков.

5)Со временем люди поняли, что деньги не должны быть ни громоздкими, ни легкодоступными.

 

Ответ: _____________________________

 

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в восьмом (8) предложении текста. Выпишите это слово.

 

Однако

Поэтому

Несмотря на это

Например

Хотя

 

Ответ: __________________________________________

 

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОРМА.  Определите значение, в котором это слово употреблено в  (1) предложении текста. Выпишите цифру.

ФОРМА, -ы, жен.

1)Способ существования содержания (во 2 знач.), неотделимый от него и служащий его выражением.

2)Внешнее очертание, наружный вид предмета.

3)Совокупность приемов и изобразительных средств художественного произведения.

4)В языкознании: материальное выражение грамматического значения.

5)перен. Внешний вид, видимость (как нечто противоречащее внутреннему содержанию, действительности).

6)Установленный образец чего-н.

7)Приспособление для придания чему-н. тех или иных очертании.

8)Одинаковая по покрою, цвету одежда

9)мн. Очертания частей тела, фигура (разг.).

 

Ответ: __________________________________________

 

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

зАтемно

воспринялА

тамОжня

цЕпочка

вернА

 

Ответ: ___________________________________________

      

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Конкретный эффект от увеличения угла обзора при работе с компьютером зависит от многих ФАКТОРОВ, в том числе и от того, в какую сторону пользователь отклоняется от центра экрана.

Воспитатель ещё раз напомнил родителям, чтобы они, собирая детей на дачу, ОДЕЛИ на них панамки.

Большое значение для формирования КОРНЕВЫХ систем имеет влажность почвы.

В начале января ШТАТНОЕ расписание было утверждено директором завода.

Это растение называется ЛОЖНАЯ акация.

 

Ответ: ________________________________________

 

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

 

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ строчками

более ВЫШЕ поднялся

все ДИРЕКТОРА гимназий

КРАТЧАЙШИЙ срок

ПОЕЗЖАЙТЕ поездом

 

Ответ: _________________________________________

 

7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

              ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                    ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ

 

А)Сразу по приезду в село Константиново – на родину поэта – школьники отправились в музей.

 

1)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б)Выполняя чертежи, Кулибиным использовалась особая плотная бумага.

 

2)нарушение в построении предложении с несогласованным приложением

В)12 октября 1492 года флот Колумба, состоявшего из трёх лёгких судов для плавания на дальние расстояния, различил на горизонте небольшой остров.

 

3)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г)По утверждению К.И.Чуковского, главная цель детских писателей заключается в том, чтобы «мы какою угодно ценою воспитали в ребёнке человечность».

 

4)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

 

5)неправильное построение предложения с прямой речью

Д)Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуют ежедневного поступления питательных веществ.

 

6)ошибка в построении предложения с однородными членами

 

 

7)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

 

 

 

 

Запишите в таблицу выделенные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставляя пропущенную букву.

                                                                             

об..няние

г..мназист

облок..тился

зап..реть

прик..саться

 

Ответ: ________________________________________

 

9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 

пр..градить, пр..лив

от..рвать, н..дписать

и..гибать, ра..жечь

по..строить, о..бить

пр..жать, пр..подать

 

Ответ: _________________________________________________________________

 

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

 

засушл..вый

дотраг..ваться

усидч..вый

ноч..вать

пристёг..вать

 

Ответ: _________________________________________

 

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

 

задремл..шь

сморщ..нный

пошепч..мся

колебл..мый

заброс..вший

 

Ответ: __________________________________________

 

12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Плохие стихи – стихи, (не) несущие информации или несущие её в слишком малой мере.

Издавна земля являлась собственностью (не) отдельных казаков, а всего Войска.

Благополучие казачьей семьи создавалось (не) знающим усталости трудом.

Около мельничной плотины плёс был (не) глубокий, но рыбный.

Новая статья о творчестве этого кинорежиссёра пока (не) напечатана.

 

Ответ: ______________________________________

 

13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

В разговоре люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ – в зависимости от темы, а ТАК(ЖЕ) мотива и цели общения.

В «Автопортрете художника с палитрой» и «Авиньонских девицах» Пикассо много общего: ТО(ЖЕ) самое выражение лиц, одни и ТЕ(ЖЕ) глаза, аналогичные цветовые тона.

(И)ТАК, базаровский нигилизм распространяется на общественную, философскую, а ТАК(ЖЕ) личную сферу.

Раннюю лирику Некрасова, (В)ПОСЛЕДСТВИИ ставшего великим поэтом, принято считать перепевающей мотивы русских романтиков, (ТО)ЕСТЬ ученической.

ЧТО(БЫ) лучше было видно округу, я забрался (НА)ВЕРХ пологого, но высокого холма.
 

Ответ: _______________________________________

 

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 

Церковь Василия Блаже(1)ого увенча(2)а огромной, радужного цвета главой, чрезвычайно похожей на хрустальную гранё(3)ую пробку стари(4)ого графина.

 

Ответ: ___________________________________________

 

15.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1)Многие набоковские размышления о Пушкине не потеряли значения и актуальности и в наши дни.

2)Ждал я вас в гости этим летом однако не дождался.

3)Любовь к изобразительному искусству проходит через всю жизнь М.Ю. Лермонтова и отражается в его творчестве.

4)В азбуке животные и рыбы и птицы разрисованы красками и золотом.

5)Он будет или вечером или завтра утром.

 

Ответ: _____________________________________________

16.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъяренного ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева.

 

Ответ: _______________________________________

 

17.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

 

Берёзки и осины (1) как будто (2) сбегают по пологому берегу к уносящей свои воды вдаль реке. Этот (3) казалось бы (4) ничем не примечательный пейзаж под кистью Левитана превращается в удивительный поэтический образ.

 

Ответ: ______________________________________________

 

18.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Уровень сервиса (1) рассчитывается по двадцати параметрам (2) среди (3) которых (4) особенно важны (5) дружелюбие и компетентность.

 

Ответ: ___________________________________________

 

19.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Гоголь верил в то (1) что от его пламенного слова вспыхнут человеческие сердца (2) и (3) когда его поэма попала в руки читателей (4) он напряжённо ждал минуты чудесного преображения.

 

Ответ: _________________________________________

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

 

 

(1)Мальчики и девочки в свои семнадцать лет сейчас почти всегда выглядят как взрослые «дяди» и «тёти», а чуть копни глубже – часто  ну такая неподготовленность к взрослой жизни: безответственность (неумение и нежелание отвечать за свои поступки), пассивность, чёрствость, бездушие...

(2)Но откуда всё это вдруг берётся? (3)Да и берётся ли вдруг?

(4)Часто приходится слышать: современная молодёжь горя не видела... (5)И это ставится чуть ли не в упрёк. (6)А разве только при виде горя люди становятся добрее? (7)Разве не рядом с прекрасными бабушками, дедушками, мамами, папами, не рядом с прекрасными близкими людьми вырастают эти носители чёрствости, бездушия, у которых доброта есть где-то внутри и у которых она часто в зачаточном состоянии? (8)Будет ли она со временем развиваться? (9)И не пытались ли родные своими делами отгородиться от подростка, как бы говоря: вот тебе всё, что необходимо, вот одежда, обувь, еда, вот тебе деньги, - только будь таким, каким мы хотим тебя видеть, и не причиняй нам хлопот...

(10)Разве может возвысить человека такое «добро» – сначала отправить учиться своё чадо в «престижную» школу, «престижный» вуз, а отдыхать только на «престижный» курорт, а потом напоминать об этом при каждом удобном и неудобном случае? (11)Вот, мол, бери, пользуйся, но помни... (12)Вряд ли такое «добро» сделает добрее. (13)Скорее будет наоборот.

(14)И ещё. (15)Дети получают в школах, «престижных» и обычных, необходимые знания: по математике, физике, литературе - много всего. (16)Детей учат музыке, рисованию. (17)Дети занимаются спортом - их учат быть сильными, красивыми. (18)А вот доброте, сочувствию (умению вместе чувствовать, сопереживать), такту, ответственности, наконец, могут научить только близкие люди. (19)Не формально близкие, а те, кому веришь безоговорочно, кто понимает тебя, кто не только хочет видеть тебя настоящим Человеком, но и растит в тебе этого Человека.

(20)...Однажды мой сын спросил у одного из своих друзей, почему его мама не попыталась устроить свою личную жизнь. (21)Тот чуть ли не возмущённо ответил: «Но у неё есть я!..» (22)Он принимал как должное то, что его молодая, красивая, добрая мама не имеет права ни на какую больше жизнь, кроме заботы о нём, тревоги за него. (23)Сейчас, спустя десять лет, друг сына уже женат, у него своя семья, своя, отдельная от матери, жизнь. (24)Он получил от близкого человека всё, что ему было нужно. (25)Но оправдана ли была та материнская жертва? (26)Он никогда об этом не задумывался. (27)Его этому не научили. (28)Страшно, когда человек остаётся в душевном одиночестве. (29)Почему-то, когда нет веры в кого-то одного, когда нет близкого умного друга, постепенно теряешь веру в остальных людей. (30)Подростку, который остаётся в одиночестве, ещё тяжелее. (31)Может быть, он не будет злым, жестоким. (32)Но и добрым он не будет.

                                                                                              (По А.Лиханову*)

* Лиханов Альберт Анатольевич (родился  в 1955 г.) – прозаик, публицист, педагог и общественный деятель, автор книг, посвященных детям.

 

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста. Укажите номера предложений.

 

1)Родители сами виноваты в том, что их дети вырастают бездушными.

2)Умению сочувствовать, сопереживать детей могут научить только самые близкие люди.

3)Современная молодежь выглядит очень взросло.

4)Если родители определят ребёнка в «престижную» школу, он вырастет добрым и хорошим человеком.

5)Материнские жертвы ради детей всегда нужны и оправданы.

 

Ответ: ________________________________________

 

21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1)В предложениях 4-9 представлено рассуждение.

2)Предложение 12 содержит аргумент к тому, о чём говорится в предложениях 10 – 11.

3)Предложение 22 объясняет содержание предложения 21.

4)Предложение 22 включает элемент описания.

5)Предложения 29 – 30 содержат повествование.

 

Ответ: ________________________________________

 

22.Из предложения 7 выпишите синонимы.

 

Ответ: ___________________________________________________________

 

23. Среди предложений 2 – 9 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ________________________________________________

 

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 – 23. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

 

«Проблема, о которой размышляет А.Лиханов, – одна из центральных в его творчестве. Синтаксическое средство выразительности – _______ (например, в предложениях 7,15) – помогает автору подчеркнуть наиболее важные аспекты этой проблемы. Лексические средства: ___ («дяди» и «тети» предложение 1) и ___ («злым, жестоким – добрым» предложения 31-32) в сочетании с таким синтаксическим средством, как __ (предложения 6,7). Служат для усиления эмоционального воздействия на читателя»

Список терминов:

 

1) метафора

2) синонимы

3) антонимы

4) ряды однородных членов

5) эпитет

6) разговорные слова

7) лексический повтор

8) риторические вопросы

9) вопросно-ответная форма изложения

 

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Вариант 8

 

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

 

(1)Архитекторы Древней Греции пошли на хитрость: они делали колонны своих построек разной толщины. (2)Примером тому служит знаменитый Парфенон – главный храм афинского Акрополя, построенный в 447 – 438 годах до н.э.: его создатели, архитекторы Иктин и Калликрат, учли, что для угловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных – тёмный фон, создаваемый святилищем храма, <…> они сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами. (3)Благодаря этим «поправкам» издали все колонны выглядели совершенно одинаково, а разница между ними обнаруживалась только при непосредственном измерении.

 

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1)Архитекторы Древней Греции делали колонны своих построек разной толщины, благодаря чему при непосредственном измерении между ними обнаруживалась разница.

2)Чтобы по-разному освещённые колонны построек выглядели одинаковыми, архитекторы Древней Греции делали их разной толщины.

3)При строительстве Парфенона архитекторы сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами.

4)Архитекторы Древней Греции учитывали степень освещённости колонн храмов и, чтобы они выглядели одинаковыми, делали их разной толщины.

5)Колонны храмов в Древней Греции издали выглядели одинаковыми.

 

Ответ: _____________________________

 

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Выпишите это слово (сочетание слов).

 

во-первых,

иными словами,

поэтому

хотя

потому что

 

Ответ: __________________________________________

 

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОН.  Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

ФОН, -а, м.

1)Основной цвет, тон, по которому сделан рисунок, узор. Купили ситец – на красном фоне мелкие цветочки.

2)Задний план картины, рисунка, способствующий выделению главных элементов композиции. Золотой фон иконы.

3)Задний план чего-либо, то, на чём вырисовывается, выделяется кто- или что-либо. Кружево чугунной решётки чётко вырисовывается на фоне жёлтой листвы.

4)Обстановка, среда, окружение, в которых кто-либо находится или что-либо происходит. Этот ученик выделяется на общем фоне.

 

Ответ: __________________________________________

 

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

обзвонИт

запертА

щАвель

надОлго

Исстари

 

Ответ: ___________________________________________

      

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОЕ взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка.

СКРЫТЫМ голодом принято называть хронический дефицит витаминов и микроэлементов в рационе питания.

ЖИЗНЕННЫЙ путь Н.А. Некрасова был очень нелёгок.

При проектировании ЛУКОВИЧНОЙ формы купола Екатерининского собора использовано «золотое сечение».

Старый чердак был буквально завален разными вещами, но ДЕЛЬНЫХ предметов будущие путешественники нашли совсем немного.

 

Ответ: ________________________________________

 

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

 

банка САРДИН

гора АПЕЛЬСИНОВ

почти в СТА странах

комплект ПОЛОТЕНЕЦ

несколько АБЗАЦЕЙ

 

Ответ: _________________________________________

 

7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

              ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                                   ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ

 

А)Все, кто изучали труды Г.О.Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики.

 

1)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

 

2)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

 

Б)Благодаря таланта дирижёра удалось ощутить своеобразие музыки П.И. Чайковского.

 

3)нарушение в построении предложении с несогласованным приложением

 

В)Статью «Луч света в тёмном царстве» Н.А. Добролюбов посвятил анализу «Грозы» – пьеса А.Н. Островского.

 

4)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

 

5)ошибка в построении предложения с однородными членами

 

Г)Пиктограмма представляет собой рисунок, который непосредственно изображает не только вещи, а события и явления.

 

 

6)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

 

7)неправильное построение предложения с прямой речью

Д)Побывав в Москве XVII века, у иностранных послов и купцов возникали ассоциации с Иерусалимом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Запишите в таблицу выделенные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставляя пропущенную букву.

                                                                                                             

агр..ном

благосл..вение

к..лыхаясь

р..сточек

пл..вец

 

Ответ: ________________________________________

 

9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 

пр..вратить, пр..вратник

о..скочить, на..бавки

ра..ход, чере..чур

пр..думать, пр..стижный

з..верять, п..глотить

 

Ответ: _______________________________________________________

 

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

 

насмешл..вый

тен..вой

ухаж..вать

обманч..вый

разукраш..вать

 

Ответ: _________________________________________

 

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

 

сыпл..шь

потревож..нный

поджар..шь

теря..мый

раста..л

 

Ответ: __________________________________________

 

12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Многие школьники понятия (не) имели о том, что звёзды, так же как и солнце и луна, передвигаются по небосводу.

Известно, что взрослые и дети часто (не) допонимают друг друга.

Если вы привыкли бросать дело, (не) доводя его до конца, преодолеть эту привычку очень трудно.

Этот вопрос до конца нами (не) изучен.

(Не) участвующие в игре ребята увлечённо следят за одноклассниками.

 

Ответ: ______________________________________

 

13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

Княгиня вела странный образ жизни: она внезапно уезжала (ЗА)ГРАНИЦУ и ТАК(ЖЕ) внезапно возвращалась в Россию.

Было тихо и нестерпимо жарко; лишь (ИЗ)ДАЛИ, (ОТ)ТУДА, где серебристой змейкой пригрелась на солнце река, долетали крики.

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего романа Л. Толстой не ограничивается анализом душевной жизни своих героев, с большим вниманием он относится ТАК(ЖЕ) к описанию их внешности.

Мысль о (ЗА)ГРАНИЦЕ, о необходимости покупать чемоданы, билеты, выбирать маршрут приводит Обломова, (В)ОТЛИЧИЕ от его друга Штольца, в состояние, близкое к паническому.

Берёзки (КАК)БУДТО застыли в задумчивости на склоне холма, любуясь уносящей свои воды (В)ДАЛЬ рекой.
 

Ответ: _______________________________________

 

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 
1   2   3   4   5   6   7