Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Содержание рабочей программы Круг чтения |
 Скачать 160.97 Kb. |
Содержание рабочей программы
Круг чтения. Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям; произведения о добре и зле, правде и кривде.
Жанровое разнообразие. Сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литературное произведение, фольклор, произведения фольклора народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Восприятие литературного произведения. Создание пи для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходств и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и их поступкам.
Творческая деятельность. Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения, фольклора. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок», <<Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Навык чтения*. Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему (200-250 слов) текстов. Чтение вслух не менее 55-60 слов в минуту. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Читательские умения:
самостоятельное чтение небольших произведений и детских книг (1-2 страницы);
умение самостоятельно прочитать фамилию автора II заглавие и правильно называть произведение, книгу (фамилия автора, заглавие);
определять тему чтения и жанр книги;
самостоятельно отбирать книгу на заданную тему из группы книг.
Раздел программы
| Программное содержание
| Характеристика деятельности учащихся
| Виды речевой и
читательской деятельности
| Аудирование (слушание)
Восприятие на слух произ-ведений литературы, вошед-ших в круг чтения.
Восприятие и понимание содержания произведения, ответы на вопросы по содер-жанию. Чтение произведений раз-ных жанров (загадок, сказок, былин, стихотво-рений, рассказов), понима-ние их содержания, ответы на вопросы, формирование вопросов по содержанию и кратких высказываний о произведении и героях.
Использование знаково-символичных средств для получения информации о произведении: тема, жанр, автор. Понятия: жанр, тема, рассказ, сказка, загадка, фольклор, писатель, баснописец, поэт.
| Воспринимать литератур-ные произведения (чтение учителя, одноклассников или самостоятельное чте-ние).
Сравнивать произведения разных жанров, произведе-ния одного автора, произведения по темам и жанрам.
Классифицировать произ-ведения (о Родине, о детях, о животных, о природе и т.д.), по жанру, по теме и авторской принадлежности. Моделировать обложку к изучаемому произведению (фамилия автора, заголовок, жанр, тема).
Формулировать вопросы по содержанию произведения и высказывания о произведе-нии героях.
Различать произведения по жанру (сказка, рассказ, стихотворение) и темам.
Использовать в речи слова: жанр, тема, заголовок, название произведения, ге-рой произведения.
|
| Чтение вслух и молча (про себя.
Чтение вслух целыми слова-ми в темпе, соответствую-щим индивидуальным возможностям учащихся. Упражнения по отработке темпа чтения, необходимого для понимания содержания произведений. Усвоение орфоэпических норм. Интонация в соответ-ствии со знаками препи-нания (запятая, точка, воп-росительный и восклица-тельный знаки, многоточие).
Чтение и смысловых частей текста, абзаца. Чтение молча (про себя) отрывков, абзацев, смысло-вых частей (без речедви-жения).
Чтение молча небольших по объёму произведений раз-ных жанров (загадки, песенки, сказки, рассказы) и понимание их содержания. Практическое освоение оз-накомительного, изучаю-щего, поискового и прос-мотрового видов чтения. Знакомство с повествова-нием, описанием картин природы, поступков героев и их внешнего вида.
| Читать вслух целыми сло-вами (с выделением удар-ного слога).
Упражняться в чтении многосложных слов по слогам.
Учить читать слова в соответствии с орфоэпичес-кими нормами: что, сегодня, конечно, первого и т.д.
Читать выразительно загадки, сказки, небольшие по объёму рассказы, отрыв-ки или абзацы по образцу в соответствии со знаками препинания с нужной инто-нацией (грустно, весело и т.д.)
Овладевать умением чи-тать молча абзацы, отрывки, небольшие по объёму произведения, читать и держать строку глазами, не шевеля губами.
Определять жанр и тему прочитанного произведе-ния, уметь правильно назы-вать произведение.
Пользоваться ознакоми-тельным, первичным чте-нием в работе с новым произведением, книгой.
Использовать поисковое чтение для информации о герое, его поступках, а так же о произведении и книге. Выделять в тексте описание картин природы, предметов, героев.
Сравнивать повествование и описание в текстах произ-ведений разных жанров.
|
| Работа с разными видами текста.
Знакомство с текстами: учебными, художествен-ными, научно-популяр-ными.
Структура текста: абзацы, части.
Особенности текстов ска-зок, рассказов, стихотворе-ний.
Форма текста: стихотвор-ная и прозаическая.
Деление текста на части.
Главная (основная мысль).
Иллюстрация к тексту: рассматривание иллюстра-ций и выбор соответствую-щего абзаца, отрывка или эпизода. Понятия: текст, текст про-изведения, произведение, заголовок, фамилия автора, абзац, смысловая часть, главная мысль.
| Различать учебный, худо-жественный и научно-попу-лярный тексты.
Выделять до чтения назва-ние произведения (фамилия автора, заголовок).
Сравнивать тексты сказок, рассказов, стихотворений по форме и структуре.
Характеризовать (аргумен-тированно) структуру текста (части, абзацы, присказка, зачин).
Соотносить иллюстрации с отрывками или эпизодом из текста.
Использовать в речи поня-тия: текст, произведение, абзац, части, название произведения, части текста, главная мысль.
|
| Работа с текстом худо-жественного произведе-ния.
Практическое определение особенностей художествен-ного произведения: эмоцио-нально-нравственное содер-жание, образы и поступки героев, позиция автора, средства выразительности.
Понимание заголовка произ-ведения и его соответствие содержанию произведения.
Понятия: Родина, честь, честность, дружба, ложь, правда. Формирование нравствен-ных ценностей и этических норм при изучении фольк-лорных произведений и произведений детских писа-телей.
Восприятие и оценка содер-жания произведения с токи зрения морали (отношение к людям, животным, родной природе).
Наблюдение и сравнение фольклорных произведений народов мира: жанр, тема, главная мысль, герои и их поступки.
Понятие о герое произве-дения, героях положитель-ных и отрицательных.
Пересказ текста произведе-ния по плану (кратко и подробно).
| Объяснять соответствие заглавия содержанию про-изведения.
Выделять особенности ху-дожественного текста: об-разность, эмоциональность, авторская позиция в оценке героев и их поступков, чувства (любовь, ненависть, дружба и т.п.).
Понимать и находить в тексте слова, характеризую-щие отношение автора к героям, выделять его речь и её языковые особенности.
Осознавать и объяснять понятия: Родина, честь, дружба, правда, честность и т.д.
Сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали.
Рассказывать о героях произведений и выражать своё отношение к ним. Составлять высказывание (2-3 предложения) о произ-ведении и герое.
Оценивать героев: описа-ние, речь, отношение к другим героям и т.д.
Сравнивать фольклорные произведения по жанру, сюжету, теме.
Сравнивать сказки литера-турные и фольклорные.
Классифицировать произ-ведения по темам, жанрам и авторской принадлежности.
Определять положитель-ных и отрицательных героев, мотивировать своё мнение.
Воспроизводить текст про-изведения (пересказ подроб-ный и краткий).
|
| Работа с текстом научно-популярного произведения.
Практическое знакомство с научно-популярными произ-ведениями: наличие точной информации о предмете, человеке, природе, живот-ных; изложение фактичес-кой информации в дос-тупной для читателя форме (сказки В. Бианки, В. Одоевского и др.).
Деление текста на микро-темы или части, выделение ключевых слов в предло-жениях.
Пересказ подробный и краткий по готовому плану.
| Выделять особенности на-учно-популярного текста: наличие информации, от-сутствие эмоционально-оценочных суждений в тексте.
Сравнивать научно-попу-лярные произведения по жанрам (сказка или рассказ) и темам.
Пересказывать текст о предметах, животных, чело-веке, явлениях природы, точно излагая факты.
Собирать информацию о оформлять её в виде схем и таблиц.
|
| Работа с учебным текс-том.
Чтение вступительных ста-тей и выделение учебных задач.
Работа с определениями ли-тературоведческих понятий: выделение ключевых слов.
| Читать учебные тексты и выделять необходимые сведения или учебные задачи.
Характеризовать понятие и подтверждать примерами из текста (статьи, выводы)
|
| Библиографическая куль-тура.
Книга учебная, художест-венная.
Аппарат книги: титульный лист, оглавление (содер-жание), словарик.
Типы книг: книга-произве-дение, книга-сборник.
Выбор книг по теме, жанру и авторской принадлеж-ности.
Детские журналы «Мурзил-ка», «Миша» и др.
| Характеризовать книгу: название (фамилия автора и заголовок), определять тип книги (книга-произведение или книга-сборник), когда и где издана (титульный лист). Определять жанр и тему книги.
Моделировать обложки книг и находить книги по модели.
Отбирать книги по заданной модели
|
| Говорение (культура ре-чевого общения).
Восприятие речи героев произведения, выделение её особенностей. Чтение диа-логов героев. Обсуждение произведения и поступков героев (диалог с учителем о произведении и героях).
Ответы на вопросы учителя и одноклассников, формули-рование вопросов по изучаемому произведению.
Чтение по ролям и инсце-нированные произведения фольклора или детской литературы.
Нахождение в речи обраще-ний, в виде монолога (3-4 предложения слов приветст-вия и выражений вежли-вости.
Монологическая речь авто-ра, героев произведений.
Построение монологов, (высказываний) о произве-дении, книге, героях и их поступках (3-4 предложе-ния). Понятия: диалог, реплики героев, обращение, монолог, полилог.
| Находить и выделять в тексте произведении диало-ги, и полилоги героев, обращения, реплики.
Конструировать диалоги с учителем, одноклассниками о произведении, о героях.
Формулировать вопросы о произведении, книге и отве-ты на них.
Инсценировать произведе-ния (эпизоды, отрывки).
Читать по ролям диалоги и полилоги героев произ-ведений.
Находить в произведениях монологи автора, героев.
Высказывать своё отношение о произведении, книге, героях произведений в виде монолога (3-4 предложения).
Доказывать свою точку зрения.
Пересказывать тексты произведений кратко или по готовому подробному пла-ну.
Использовать в речи лите-ратуроведческие понятия (диалог, реплика, монолог, обращение), слова-приве-тствия, выражения благо-дарности, вежливости.
|
| Письмо (культура пись-менной реи).
Разножанровые произведе-ния детской литературы как образцы письменной речи.
Знакомство с произведе-ниями в стихотворной и прозаической форме.
Выделение в тексте произ-ведений повествования, описания (предметов, порт-ретов героев, явлений и картин природы).
Употребление в письменной речи слов из произведений. Практическое знакомство с синонимами, антонимами.
Выявление особенностей художественного слова.
| Читать самостоятельно небольшие по объёму произ-ведения фольклора и детской литературы.
Сравнивать художествен-ные произведения фолькло-ра и детской литературы.
Сравнивать художествен-ные произведения в стихот-ворной и прозаической форме: по темам, жанрам, интонационному рисунку (темп и тон).
Находить в текстах произ-ведений повествования и описания и указывать их особенности.
Находить в авторском тексте слова и предложения, которые пропущены в отрывках текста, вписывать их.
Находить и вписывать пропущенные обращения, сравнения, эпитеты, сино-нимы.
| Круг чтения
| Произведения фольклора народов России и мира. Народные сказки: русские, татарские, ненецкие и т.д. Сходство сюжетов и тем; особенности.
Рассказы детских писате-лей, писателей – классиков о родной природе, детях, о животных.
Произведения отечествен-ных и зарубежных писате-лей.
Художественная, научно-популярная, юмористичес-кая и справочная детская книга; детская книга; детс-кие периодические издания: «Мурзилка», «Геолёнок» и др.
| Сравнивать произведения фольклора народов мира, произведения фольклора и авторские произведения.
Моделировать обложки к изученным произведениям и объяснять особенности модели (тема, жанр, ав-торская принадлежность).
Сравнивать басни по фор-ме с структуре.
Классифицировать изучен-ные произведения по форме (стихотворная и прозаичес-кая) или по жанру, или по теме, или по авторской принадлежности.
Выбирать и читать книги по изученному разделу.
Находить в детском жур-нале произведения по теме и жанру или авторской принадлежности, информа-цию об авторах.
| Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
| Понятия: произведение, текст, жанр, тема, фамилия автора, заголовок (заглавие), название произведения (фа-милия автора, заголовок), диалог, монолог, обраще-ние, сравнение, синонимы, герой произведения, описа-ние, повествование.
Стихотворная и прозаи-ческая форма произведения. Сказки народные и литературные (авторские). Виды народных сказок: о животных, бытовые и волшебные.
Общее представление о басне, рассказе, стихотворе-нии.
| Ориентироваться в лите-ратуроведческих понятиях и использовать их в речи.
Составлять модели раз-ножанровых произведений по форме текста.
Классифицировать произ-ведения по следующим признакам: авторская при-надлежность (народные или литературные); тема, жанр.
| Творческая деятельность учащихся
(на основе литературных произведений)
| Чтение по ролям художест-венных произведений: вы-бор роли и передача осо-бенностей образа героя произведения (тон и темп, мимика, жесты). Инсценирование произведе-ний, эпизодов, отрывков.
«Живые картины» отдель-ных эпизодов произведений. Словесное рисование вооб-ражаемых картин при слу-шании и чтении произве-дений. Пересказ от лица героя или автора.
Рассуждение о произведе-нии и героях, формулиро-вание особенной точки зрения.
Интерпретация позиции автора (точка зрения ав-тора). Создание небольших исто-рий, комиксов о героях или с героями изучаемых про-изведений.
Оформление книг-самоде-лок с моделями, планами, рисунками и текстами детей.
| Анализировать произведе-ние, распределять роли в произведении, читать роли в соответствии с выбранным образом.
Моделирование «Живых картин» к отдельным эпи-зодам по типу «стоп-кадра».
Конструировать описание картин к отдельным эпи-зодам.
Интерпретировать текст произведения: переска-зывать от имени автора, героя.
Высказывать свою точку зрения об изученных произведениях.
Аргументировать своё отношение к героям положительным и отрицательным.
Объяснять току зрения автора и главную мысль произведения.
Создавать индивидуально в парах, группах истории о героях произведений, комиксы с героями произведений. Оформлять коллективно или в группах книжки-самоделки с материалами учащихся (моделями книг, рисунками и т.д.)
| Чтение:
работа с информацией.
| Информация: книга, произ-ведение, автор произведе-ния, жанр, тема.
Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисло-вие, послесловие, «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя).
Чтение данных в таблице и использование их для харак-теристики героев, произве-дений, книг.
Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.
| Усваивать информацию о книге, произведении (жанр, тема, авторская принадлеж-ность) и пользоваться ею. Находить нужную инфор-мацию о книге в аппарате книги.
Характеризовать произ-ведение, героев по инфор-мации в таблице.
Заполнять таблицы, схемы, делать выводы, переводя табличную информацию в текстовую форму (сужде-ние, аргументация, вывод).
|
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: составление и запись предложений, запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
с уроками музыки: слушание музыкальных произведений к темам изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);
с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).
Тематическое планирование уроков литературного чтения во 2 классе
№
| Раздел (блок учебника)
| Количество часов
| 1
| О нашей Родине
| 3 часа
| 2
| Народная мудрость (устное народное творчество).
| 4 часа
| 3
| О детях и для детей.
| 9 часов
| 4
| Мир сказок
| 5 часов
| 5
| Уж небо осенью дышало …
| 5 часов
| 6
| Снежок порхает, кружится.
| 13 часов
| 7
| Здравствуй, праздник новогодний!
| 4 часов
| 8
| О братьях наших меньших (произведения о животных)
| 11 часов
| 9
| Лис Миккель и другие (зарубежные сказки).
| 9 часов
| 10
| Семья и я.
| 13 часов
| 11
| Весна, весна красная …
| 20 часа
| 12
| «Там чудеса…» (волшебные сказки).
| 4 часа
|
|
|
|