Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Вариант 1 Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3


Скачать 1.05 Mb.
НазваниеВариант 1 Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
страница1/7
Дата28.04.2016
Размер1.05 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7

Вариант 1

 

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

(1)На рубеже XX-XXI веков многие исследователи отмечают всё более глубокое проникновение новых информационных технологий в различные сферы функционирования языка и формирование массовой коммуникации нового типа, в результате появляются новые способы общения. (2)<…> наиболее «молодых» способов общения на сегодняшний день является мобильная связь и, в частности, так называемые смс (калька с английского SMS – Short Message Service – служба коротких сообщений). (3)Эта технология стала одним из символов современной жизни – сегодня сервис смс используют более 80% абонентов мобильной связи, а количество отправляемых по всему миру сообщений исчисляется сотнями миллиардов в год.

 

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1) Так называемые смс – калька с английского SMS – Short Message Service – служба коротких сообщений.

 

2) Одним из современных способов общения, появившихся в связи с развитием на рубеже XX-XXI веков новых информационных технологий, является мобильная связь, и в частности – служба коротких сообщений (смс), используемая большинством абонентов мобильной сети.

 

3) Одним из символов современной жизни является мобильная связь и, в частности, так называемые смс (калька с английского SMS – Short Message Service – служба коротких сообщений).

 

4) Большинство людей в мире пользуются службой смс: более 80% абонентов мобильной связи отправляются смс, количество отправляемых по всему миру сообщений исчисляется сотнями миллиардов в год.

 

5) Служба коротких сообщений (смс) используется большинством абонентов мобильной сети, хотя она появилась на рубеже XX-XXI веков в связи с развитием новых информационных технологий.

 

Ответ: _____________________________

 

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Выпишите это слово.

 

Однако

Хотя

Одним из

Среди

Для

 

Ответ: __________________________________________

 

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЕК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

ВЕК, - а, муж.

 

1)Период в сто лет, условно исчисляемый от рождества Иисуса Христа. Третий в. до нашей эры.

2)Срок в сто лет. Музею более двух веков.

3)Исторический период, эпоха, характеризующаяся чем-н. (со стороны производственной, научной, социальной). Рыцарские века.

4)Очень долгое время, вечность. Век дома сидит.

5)Жизнь, чьё-нибудь существование. На своём веку много повидал.

 

Ответ: __________________________________________

 

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

аэропОрты                                        

бАнты                                                 

ерЕтик

баловАть                                          

кУхонный

 

Ответ: ___________________________________________

      

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

В своих письмах Гоббс оставался противником ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО образа правления.

А внизу, над рекой, раздаётся чистый, ровный топот КОННЫХ копыт.

В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряжённой.

АДРЕСАТ получил телеграмму вовремя.

Наш ВЕЛИКИЙ русский язык, несмотря ни на что, живёт и развивается.

 

Ответ: ________________________________________

 

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

 

на ОБОИХ берегах

потерял ТУФЕЛЬ

менее СЕМИДЕСЯТИ рублей

килограмм ПОМИДОРОВ

нет КОЧЕРЁГ

 

Ответ: _________________________________________

7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

              ПРЕДЛОЖЕНИЯ                         ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ

 

А)Согласно приказа сотрудник был переведён на другую работу, но был очень недоволен.

 

1)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б)Все, кто знали великого писателя, отмечали его скромность и принципиальность.

 

2)нарушение в построении предложении с несогласованным приложением

В)О творчестве великого композитора П.И. Чайковского повествуется в рассказе К.Г. Паустовского «Скрипучих половицах»

 

3)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г)Родители любят и заботятся о детях.

 

4)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

 

Д)Совершая тысячекилометровые перелёты, восхищает способность птиц ориентироваться.

 

5)ошибка в построении предложения с однородными членами

 

 

6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

 

 

 

7)неправильное построение предложения с косвенной речью

 

Запишите в таблицу выделенные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставляя пропущенную букву.

 

м..тив                                                                                  

опров..ргать

выст..лать                                                                         

разг..реться

в..негрет

 

Ответ: ________________________________________

 

9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 

из..скать, сан..нспектор

пр..частный, пр..пятствие

и..дёргался, не..держанный

з..любоваться, пр..бабушка

 

Ответ: _________________________________________________________________

 

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

 

преодол..вавший                                                             

милост..вый

посме..ваться                                                                   

причудл..вый

размах..вать

 

Ответ: _________________________________________

 

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

 

застел..м

проветр..нный

прикле..нный

зате..нный

ненавид..мый

 

Ответ: __________________________________________

 

12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

С середины XIX века русские учёные (не) раз предпринимали экспедиции на вулканы Камчатки.

Черты лица Павла Ивановича (не) лишены приятности.

В этом (не) прореженном лесу молодые деревья растут медленно.

Рядом шелестел камыш с ещё (не) распустившимися кисточками.

В полном одиночестве он простоял с минуту, (не) решаясь двинуться дальше.

 

Ответ: ______________________________________

 

13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

ПО(МОЕМУ), ничего с нашей затеей уехать на экскурсию не выйдет, ЗА(ТО) в такую погоду всю неделю будем плодотворно трудиться.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ художник пожалел о своём решении, ТАК(КАК) многое было упущено.

ЗА(ТЕМ) поворотом шоссейной дороги оказалась (В)РОДЕ бы обитаемая деревня.

Режиссёр пригласил известного сценариста, а ТАК(ЖЕ) талантливого оператора, ЧТО(БЫ) снять продолжение сериала.

(НЕ)СМОТРЯ на любовь к городским пейзажам, мы ВСЁ(ТАКИ) не остались равнодушными к красотам природы на Валдае.
 

Ответ: _______________________________________

 

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 

Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

 

Ответ: ___________________________________________

 

15.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1) Разделяете вы точку зрения автора или не согласны с ним?

2) Раскольников старается контролировать свои мысли и чувства и не даёт возможности своей совести «выбраться» наружу.

3) Я видел и созвездие Дельфина и туманные огни и огненную черту Персея.

4) От верхушки до основания пень как бы тлел то ярко-сияющими то тускло-серебристыми пятнами.

5) Словарь синонимов предназначен и для широкого круга филологов и для переводчиков.

 

Ответ: _____________________________________________

 

16.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Дорога (1) поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное яровыми (4) и углублялась в лес.

 

Ответ: _______________________________________

 

 

17.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

 

Зайдёт (1) бывало (2) солнце, и ниспадёт на бархатную зелень сада золотисто-красный пепел. Вокруг всё ощутимо темнеет, облитое (3) будто (4) тёплым сумраком, – ночь идёт. 

 

Ответ: ______________________________________________

 

18.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Государственная Третьяковская галерея (1) основателем (2) которой (3) был московский купец Павел Михайлович Третьяков (4) в наши дни признана музеем русского искусства с мировым значением.

 

Ответ: ___________________________________________

 

19.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Встречающие поминутно смотрели на часы (1) и (2) когда вдали появился поезд (3) толпа подалась ему навстречу (4) хотя это никак не могло ускорить свидание с близкими людьми.

 

Ответ: _________________________________________

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)Аптека души... (2)При раскопках дворца одного из фараонов Древнего Египта археологи обнаружили богато украшенное помещение со странной надписью у входа: «Аптека души». (3)Аптека – место, где делают и продают лекарства, чтобы лечить болезни человеческого тела. (4)А что же такое «аптека души»?

(5)Однажды в нашей 607-й школе появился новый учитель. (6)Директор объяснил, что это наш новый преподаватель литературы, что зовут его Александр Александрович Титов, что просит любить его и жаловать. (7)Всё это время с лица гостя не сходило выражение лёгкой досады: (8)«Ну ладно, хватит уже, оставьте, мы разберёмся сами».

(9)Первое появление Сан Саныча запомнилось не случайно. (10)По программе на этом уроке полагалось начинать «проходить Толстого». (11)Мы и начали. (12)Но как!

(13)Уже через несколько минут новый учитель лицом к классу, раскрыв томик Горького, стал неторопливо и вразумительно читать по нему очерк о Льве Толстом.

(14)Мы, что называется, оторопели. (15)Оторопели прежде всего от непривычности проявленного к нам доверия: можно слушать, можно и отключиться. (16)В классе повисла абсолютная тишина. (17)Захватила сама увлекательность такого труда – слушать, только слушать, а не записывать, и не напрягаться для ответов, не тосковать от обязательности запоминания. (18)И захватила магия звучащего мастерского литературного слова, которое в исполнении чтеца как будто разогревало воздух, погружало нас, слушающих, в гипнотическую словесную ауру.

(19)Добавлю, что весьма непростая эта литературная вязь была адресована нам без скидок на нашу возможную неготовность оценить её по достоинству. (20)Тем не менее слушайте, тянитесь, верьте в себя – это теперь принадлежит и вам тоже! (21)Так можно было понять, да так и хотелось понимать происходящее.

(22)В центре послевоенной хулиганистой Марьиной Рощи, в оторопевшем от предложенных ему гуманитарных горизонтов классе, сплошь состоящем из всегда голодных, обношенных и при этом, конечно, искрящихся тайным подростковым зовом непременно состояться мальчишек, – в таком вот классе звучал удивительный текст об удивительном их соотечественнике.

(23)«Видел я его однажды так, как, может быть, никто не видел: шёл к нему в Гаспру берегом моря и под именем Юсупова, на самом берегу, среди камней, заметил его маленькую, угловатую фигурку, в сером, помятом тряпье и скомканной шляпе. (24)Сидит, подперев скулы руками, – между пальцев веют серебряные волосы бороды, – и смотрит вдаль,  в море, а к ногам его послушно подкатывают, ластятся зеленоватые волнишки, как бы рассказывая нечто о себе старому ведуну…(25)В задумчивой неподвижности старика почудилось нечто вещее, чародейское, углублённое во тьму под ним, пытливо ушедшее вершиной в голубую пустоту над землёй, как будто это он – его сосредоточенная воля – призывает и отталкивает волны, управляет движением облаков и тенями, которые словно шевелят камни, будят их…(26)Не изобразить словом, что почувствовал я тогда: было на душе и восторженно и жутко, а потом всё слилось в счастливую мысль:

(27)«Не сирота я на земле, пока этот человек есть на ней!»

(28)Не сиротами были и мы, потому что был этот человек. (29)Сан Саныч пронзил наши души Толстым – с помощью горьковского текста, дал нам лекарство от всяческого безобразия. (30)Каким образом директор раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой. (31)А теперь и не спросишь…(32)Может быть, они вместе воевали…(33)Александр Александрович, которого мы сразу упростили до Сан Саныча, был контужен под Сталинградом. (34)С тех пор плохо слышал. (35)Глухота у него получалась странная: в определённом регистре она вообще не давала о себе знать, но если собеседник форсировал голос, она сразу себя сказывала. (36)Тогда он просил, чтобы мы говорили тише. (37)Но это нам не мешало. (38)Именно там, на занятиях у Сан Саныча, мы услышали известную запись голоса Льва Толстого – обращение к яснополянским детям. (39)Перенесённый с эдисоновских восковых валиков на пластинку голос слышен отчётливо в каждом слове: (40) «Спасибо, ребята, что ходите ко мне!.. (41)А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. (42)Помните, когда уж меня не будет, что старик говорил вам добро».                                                       (По Д.Орлову*)

*Даль Константинович Орлов (родился в 1935 г.) – киновед, сценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1984).

 

20. Укажите предложение, в котором автор объясняет, что стало для него «аптекой души» в детские годы.

 

29                                          27                                         3                                             33

 

Ответ: ________________________________________

 

21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1) Предложение 15 объясняет содержание предложения 14.

2) Предложения 23 – 24 включают описание.

3) В предложениях 19 – 21 представлено повествование.

4) Предложения 28 – 29 содержат рассуждение.

5) В предложениях 9 – 13 представлено описание.

 

Ответ: ________________________________________

 

22.Из предложений 9 – 15 выпишите контекстные антонимы.

 

Ответ: ___________________________________

 

23. Среди предложений 14-19 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи сочинительного союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ________________________________________________

 

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 – 23. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

 

«Рассказывая о школьных годах, автор прежде всего вспоминает уроки литературы. Стремясь объяснить читателям, почему личность учителя оказала такое сильное воздействие на школьников, автор использует приём – (А)_________ (предложения 27, 40-42) – и выразительное синтаксическое средство – (Б)_______ (например, в предложениях 13,18). Эмоциональность авторской речи подчёркивает (В)_____________ (например, «оторопели» в предложениях 14,15). (Г)__________ («пронзил наши души Толстым» в предложении 29) – этот троп помогает понять ту роль, которую сыграл учитель литературы в жизни автора».

 

Список терминов:

  1. эпитет

  2. ряды однородных членов

  3. литота

  4. метафора

  5. лексический повтор

  6. цитирование

  7. противопоставление

  8. сравнительный оборот

  9. риторическое обращение

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Вариант 2

 

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

 

(1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3) … древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

 

1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся тексте?

 

1) Среди славян было много искусных ремесленников и мастеров, но основным занятием этих народов на протяжении веков оставалось земледелие.

2) Основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие, что нашло своё отражение в мировоззрении земледельца.

3) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение простых людей – земледельцев и ремесленников.

4) На Руси всегда было много искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов.

5) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца, так как основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие.

 

Ответ: _____________________________

 

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Выпишите это слово.

 

Однако

Хотя

Поэтому

Несмотря на это

Вопреки этому

 

Ответ: __________________________________________

 

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

ЗЕМЛЯ, - и, жен.

 

1) Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. Земля – планета людей.

2) Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю.

3) Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Сесть на землю.

4) Рыхлое, тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. Земля с песком и глиной.

5) Страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория Земли. Родная земля.

6) Территория с угодьями, находящаяся в чьём-нибудь владении, пользовании. Аренда земли.

 

Ответ: __________________________________________

 

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

оптОвый                                             

сОрит                                                  

влилАсь

слИвовый                                           

сОгнутый

 

Ответ: ___________________________________________

      

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Дени Дидро и Вольтер были ВЕЛИКИМИ мыслителями Франции.

Вдали, где на холме виднелась ВЕТРОВАЯ мельница, перебегали, пригнувшись, черные в туманной дымке фигуры людей.

Это была не ДЕМОНСТРАТИВНАЯ доброта, а естественное желание прийти нам на помощь.

В Англии XVIII-XIX веков таможенников и вербовщиков в королевский флот презрительно называли акулами за их АКУЛИЙ характер.

В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.

 

Ответ: ________________________________________

 

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

 

двести ГРАММОВ

не МАШИ руками

ЧЕТВЕРЫМИ кошками

ОДЕНЬТЕСЬ теплее

ПРИЛЯГТЕ на диван

 

Ответ: _________________________________________

 

7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

              ПРЕДЛОЖЕНИЯ                   ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ

 

А)Одержав ряд блестящих побед, Цезарю запретили переходить границу Италии.

 

1)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б)В натюрморте И.И. Машкова «Снеди московской» изображены возвышающиеся на столе караваи.

 

2)нарушение в построении предложении с несогласованным приложением

В)Одним из интеллигентнейших людей, обладавшим уважением к культуре прошлого, терпимостью к чужому мнению, был Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

 

3)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г)Все, кто читали стихи Владимира Маяковского, знакомы с особой ритмикой его лирики.

 

4)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

 

Д)Самая высокая степень человеческой мудрости – умение сохранять спокойствие духа вопреки внешних угроз.

 

5)ошибка в построении предложения с однородными членами

 

 

6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

 

 

 

7)неправильное построение предложения с косвенной речью

 

Запишите в таблицу выделенные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставляя пропущенную букву.

 

оз..рение                                                                                            

ср..жение

просв..щение                                                                    

бл..стать

л..нолеум

 

Ответ: ________________________________________

 

9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 

пр..морский, пр..следовать

ад..ютант, в..ются

раз..грать, по..скать

бе..ценный, не..говорчивый

 

Ответ: ________________________________________________________

 

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

 

ливн..вый

недоум..вая

раздва..ваться

почу..вший

стро..вой

 

Ответ: _________________________________________

 

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

 

успоко..нный

размеш..нный

самонаде..нный

заверт..шь

прикол..шь

 

Ответ: __________________________________________

 

12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Всю дорогу он жаловался на (не) существующие боли.

Николай Ильич, (не) любивший говорить о материальном, сказал, что деньги заканчиваются.

А.Н. Толстой умер, (не) успев дописать роман «Пётр I».

(Не) всякий способен вести себя в разговоре с малознакомыми людьми естественно.

Окно на кухне было (не) занавешено.

 

Ответ: ______________________________________

 

13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

(В) НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, (ЗА) ТО дни стоят тёплые, безветренные.

(И) ТАК, подытожим всё сказанное: лес – наш целитель, наше богатство и, (НА) КОНЕЦ, лучший наряд земли.

Надо было дождаться Семёнова во ЧТО (БЫ) то ни стало, (ПО) ТОМУ что его приезд решал многое.

Небо хмурилось ТАК (ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО) ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

(В) ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ) ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.

 

Ответ: _______________________________________

 

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 
  1   2   3   4   5   6   7