Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Тема. Роль взаимной связи между словами при построении высказываний


Скачать 158.98 Kb.
НазваниеТема. Роль взаимной связи между словами при построении высказываний
Дата25.02.2016
Размер158.98 Kb.
ТипДокументы

РУССКИЙ ЯЗЫК
ТЕМА.

Роль взаимной связи между словами при построении высказываний.
Цель.

Образовательная: познакомить с ролью взаимной связи между словами в построении высказывания; познакомить с другими вариантами типа взаимной связи (не только сущ.+глаг., но и сущ. + прил., мест. + сущ.).
Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, умение рассуждать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная цель: воспитывать уважение к защитникам Отечества.
1. Запись числа. Нас ждёт много интересной работы. Работаем быстро, внимательны к каждому слову. Как часовой на посту замечает каждый шорох, чтобы не допустить нарушителя, так и мы не допустим на одной ошибки в наших работах.

2. - Между словами высказывания существует несколько типов связи. Назовите их.

Определите тип связи в синтаксических единицах и покажите на сигналах.

(открываю задн. часть доски справа, там на бумаге написано:
солдаты и матросы



смелые и сильные - Когда связь между словами является сочинительной?
советские войска

- Назовите особенности подчинительной связи.

разгромили врага - Как называется синтаксич. единица с подчинительной связью?
воины защищают
народ гордится - Что такое «Взаимная связь»?
МОЛОДЦЫ! ВЫ ХОРОШО ОПРЕДЕЛЯЕТЕ ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ В СИНТАКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦАХ.

3. - Теперь будете работать самостоятельно.

Возьмите карточки на столе, найдите задание 1.Спишите синтаксические единицы в тетрадь, определите тип связи. Два человека будут работать у доски. (с обратной стороны)
1 вар.

п(а,о)мог с(а,о)лдату, с(а,о)лдат п(а,о)мог
2 вар.

охр(а,о)нять гр(а,о)ницу, гр(а,о)ница охр(а,о)няется


Проверяем. Согласны с работой … ? Встаньте у кого так же.

- Сравните слова 1-ой и 2-ой синтаксической единицы: что интересное заметили? Одни и те же слова или разные?

- А типы связи между ними какие?
- Какой вывод можно сделать об одинаковых словах в синтаксических единицах и типах связи между ними?
- ДА, ОДНИ И ТЕЖЕ СЛОВА МОГУТ БЫТЬ СВЯЗАНЫ РАЗНЫМИ ТИПАМИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ.

Сегодня на уроке мы более подробно остановимся на взаимной связи и узнаем какова её роль при построении высказываний.
(Открываю заголовок. Прикрепляю солдат помог)
4. - Какие части речи связаны между собой взаимной связью?

- Ребята, а как вы думаете: может ли этот тип связи связывать между собой другие части речи? (слушаю предположения)
- Ну что ж, мнения у нас разные , узнаем кто прав.

Запишем: … диктуй всем и не забывай называть и проверять орфограммы.
Читаю: ( в процессе записи вывешиваю на доску)

он заступник, армия крепка
- Определите , как связаны между собой слова в высказываниях. (работаем кол – но, дети отмечают в тетрадях, я – на доске.
он заступник
армия сильна
- КАКИЕ ЖЕ ЧАСТИ РЕЧИ КРОМЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ГЛАГОЛОВ МОГУТ СВЯЗЫВАТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ ВЗАИМНОЙ СВЯЗЬЮ?
- ДА, ВЗАИМНОЙ СВЯЗЬЮ МОГУТ СВЯЗЫВАТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ НЕ ТОЛЬКО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ И ГЛАГОЛЫ, НО И ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

5. (Вывешиваю на доску:

1. здоровый боец

2. боец здоров

3. он храбрец

4. он храбрый

5. броня крепка

6. крепкая броня

7. он силач

8. он сильный

Запишите на листок только номера тех высказываний, в которых слова связаны взаимной связью.

1 вариант по схеме : мест. сущ.
2 вариант по схеме: сущ. прил.
Проверяем 1 вар.: встаньте те, у кого такие же номера.

Проверяем 2 вар.
ФИЗМИНУТКА.



Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идём на пятках.

Нам лет ещё немного,

Но все мы молодцы.

И мы шагаем в ногу

Как в армии бойцы!


6. Запишите словосочетания и определите каким типом связи связаны слова

в них. Какие орфограммы в слове…?

российский солдат, охранять мир и покой
-Образуйте из этих словосочетаний одно высказывание
Российский солдат охраняет мир и покой.
- Повтори, что будешь записывать. Как на письме покажете начало и конец предложения?
- Посмотрите внимательно. Какой новый тип грамматической связи между словами , которого не было в словосочетаниях, в высказывании появился? Между какими словами? Зависимые это слова или независимые?(какую новую синтаксическую ед –цу можно выделить в высказывании? А каким типом связи связаны слова в ней? Зависимые это слова или независимые?)
- В высказывании вы обнаружили все три типа грамматической связи между словами: подчинительную, сочинительную и взаимную. А без какого из них высказывание разрушилось бы? (давайте проверим: уберём подчинительную связь, сочинительную, взаимную :

Солдат защищает мир и покой. Российский солдат защищает. – МОЖНО ТАК СКАЗАТЬ? Российский защищает мир и покой, Российский солдат мир и покой – ПОЛУЧИТСЯ ВЫСКАЗЫВАНИЕ?(по очереди закрываю листком слова).
-КАКОВА ЖЕ РОЛЬ ВЗАИМНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ СЛОВАМИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ? (Можно построить высказывание без взаимной связи? Высказывание получится без взаимной связь?)
7. Самостоятельная работа.

Возьмите карточки, найдите задание №2.
В эт(а,о)т день наша стр(а,о)на поздр(а,о)вля(и,е)т воин(а,о)в. Люди

бл(а,о)годарны св(а,о)им г(и,е)роям.

Они з(а,о)щитн(и,е)ки Отечества. Р(а,о)(с,сс)ия с(и,е)льна армии(и,е)й и

флот(а,о)м.

Прочитайте.

- О каком празднике идёт речь? Как можно озаглавить этот рассказ?

- За что весь народ благодарит воинов?

- Как мы можем выразить свою благодарность защитникам Отечества?

- Спишите текст (1 вариант – первый абзац , 2 вариант – второй абзац. Тот ,кто на первом варианте сделает работу раньше – можете продолжить работу над вторым абзацем), определите части речи, как связаны между собой слова в высказываниях, и укажите и связи между ними стрелочками.
Проверяем.

-Из каждого предложения назовите те слова, которые связаны взаимной связью.

- Какие это части речи?

- А если убрать взаимную связь из высказывания?(Закройте пальцем вз. связь в первом высказ. Что случилось с высказ.?)
- ЧТО НОВОЕ ВЫ УЗНАЛИ НА УРОКЕ?
- А НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ ВЫ УЗНАЕТЕ, КАК НАЗЫВАЕТСЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА, ОБРАЗОВАННАЯ С ПОМОЩЬЮ ВЗАИМНОЙ СВЯЗИ.

8. ОЦЕНКИ.

У доски работали ….. и …….

За работу на уроке …….

Все получат оценки за самостоятельную работу над текстом.
9. д/з с. 52 №242

Надо озаглавить текст , определить: повествование, описание или рассуждение это

и указать стрелочками связь между совами.


РУССКИЙ ЯЗЫК
ТЕМА.

Однородные члены предложения на примере подлежащих и сказуемых.
Цель.

Образовательная: познакомить с однородными членами предложения на примере подлежащих и сказуемых; закреплять умение ставить запятые при однородных членах предложения; учить определять в предложении подлежащее и сказуемое.
Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, умение рассуждать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная цель: воспитывать любовь к матери.


  1. Запись числа.

- С какими членами предложения мы познакомились?

- Сейчас проверим, как вы умеете находить сказуемое и подлежащее в предложении.
Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.
В окошко ………. долгожданная ………. . постучала наступит

Скоро ……….. мамин ……….. . праздник весна
Дети называют слова, я вставляю в текст.
В окошко постучала долгожданная весна.
- Покажите на сигналах, каким членом предложения является слово постучала ?

- Как вы определили сказуемое?

(В предложении сообщается о реальном, происходящем на самом деле. Изменю, я требую, чтобы произошло: Постучи в окошко долгожданная весна! Форма предложения изменилась благодаря изменению формы глагола постучи. Значит, сказуемое постучала.)

- Каким членом предложения является слово весна ?

- Докажи.

(Глагол постучала стоит в форме ж. р. , ед. ч., потомучто его ограничивает существительное весна. Оно ж. р., стоит в ед. ч. Значит, сущ. весна является подлежащим.)
- Восстановите второе предложение.
Скоро наступит мамин праздник.
- Каким членом предложения является слово наступит ?

- Каким членом предложения является слово праздник ?
ВЫВОД.

- Какой член предложения называется сказуемым?

(Сказуемое – это член предложения, с помощью которого выражается ГЗ предложения.)
- Что такое «подлежащее»?

(Подлежащее – это член предложения, от которого зависят гр. формы сказуемого.)
- СЕГОДНЯ МЫ БУДЕМ НАБЛЮДАТЬ ЗА ОСОБЕННОСТЯМИ ПОДЛЕЖАЩИХ И СКАЗУЕМЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Чтобы наблюдения были успешными, нам надо быть внимательными, работать дружно и быстро.


  1. - Вы уже многое знаете о сказуемом и подлежащем.

- А какой член предложения надо находить сначала, а какой потом?

(Сначала находят сказуемое, а потом – подлежащее.)

- Почему?

( Чтобы определить подлежащее, надо сначала найти сказуемое.)
-Найдите на листочках зад. 1.

-Прочитайте

1 вар.

Все дети г(а,о) товят п(а,о)дарки. Маша н(а,о)рисовала п(а,о)ртрет мамы.
- Объясните орфограммы. (объясняют по одному слову несколько человек)
-Прочитайте

2 вар.

Оля (з,с)делала кр(а,о)сивую (а,о)ткрытку. Ира выш(и,е)ла на салфетк(и,е) цв(и,е)ток. Мальч(и,е)ки сп(а,о)ют и станцуют для мам.
- Объясните орфограммы.
- Спишите предложения. Найдите в них сказуемое и подлежащее.

У доски будут работать …….. и ………

- Проверим. Согласны с работой ……?

- Встаньте, у кого так же как у … , как у ….

-Оля, что такое «сказуемое» ?

- Надя, что такое «подлежащее» ?
- Что-нибудь необычное заметили во втором предложении? Сколько в нём сказуемых?

- Можно их назвать однородными?

- А какие слова называют однородными?

(Однородные – это слова, которые выполняют одну работу и грамматически не зависят друг от друга.)

Докажите, что сказуемые однородные.

(Глагол споют стоит в 3 л., мн. ч., глагол станцуют стоит в 3 л., мн.ч., значит работа одинаковая, связь между ними сочинительная, выражена союзом и .)
- С помощью чего выражается связь между однородными словами в речи?

(с пом. союзов и интонации перечисления.)

- А на письме с помощью чего выражается связь между однородными словами?

(с пом. союзов и интонации перечисления).
- Нам встретились однородные сказуемые. А как вы думаете, могут быть однородными подлежащие?

- Дополните предложение так , чтобы подлежащее стало однородным.
В день 8 Марта принимают поздравления мамы бабушки сёстры учителя .

(добавляю листочки на магнитах)
(-Назовите подлежащее. Кого еще можно поздравить в день 8 Марта?

Прочитайте получившееся предложение.)
ВЫВОД.

- Как же называются несколько подлежащих при одном сказуемом или несколько сказуемых при одном подлежащем?

- Как называются подлежащие или сказуемые, которые выполняют одну и ту же работу и грамматически не зависят друг от друга?
ТЕМА НАШЕГО УРОКА ОДНОРОДНЫЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ И СКАЗУЕМЫЕ.

(вешаю на доску)
- Какие союзы могут стоять между однородными словами?

- Перед какими союзами ставится запятая?

- В нашем предложении всё записано правильно? Чего не хватает? Где? Кто поставит запятую?
ФИЗ. МИНУТКА.

Мы проверили осанку и свели лопатки.

Мы походим на носках, мы идём на пятках.


  1. Найдите в тетради зад. 2

-Прочитаем.
Тв(а,о)и первые сл(а, )ва или звуки обращают?ся к мам(и,е). Мама понима(и,е)т и угадыва(и,е)т без слов твое настр(а,о)ение.

С мамой и доч? и сын узнают всё нов(а,о)е в жизни. Очень част(а,о) мама (не) н(а,о)казывает а проща(и,е)т св(а,о)их детей.

Мама всегда будет любить нас.
- Я даже не спрашиваю, любите ли вы своих мам. А как вы можете выразить любовь к маме?

- Да, любить, это значит, жалеть маму, (ведь у неё много работы) и помогать ей по дому: делать то, что вам по силам.

- Кому посвящён этот текст?

-Как можно его озаглавить?

- Какой это текст: описание, повествование или рассуждение?
Вам надо списать этот текст.

1 вар. – первый абзац,

2 вар. – второй абзац.

Кто успеет – спишите последнее предложение.

В каждом предложении определите подлежащее и сказуемое. Не забывайте о знаках препинания при однородных членах предложения.
-Проверяем: читаем предложение, объясняем орфограммы, потом называем подлежащее и сказуемое.

1 вар. 2 чел.

2 вар. 2 чел.
-Кто записал последнее предложение?
(Вешаю на доску: Мама всегда будет любить нас.)
- Назовите подлежащее и сказуемое.

- Сколькими словами выражено сказуемое?

- Можно назвать сказуемое однородным?

- О средствах выражения сказуемого мы поговорим на следующих уроках.
ИТОГ.

- Что нового узнали на уроке?
ОЦЕНКИ.

У доски (2 чел.)

1-я самостоятельная работа. (2чел.)

2-я самостоятельная работа (4 чел.)
Д/З

С. 58, № 252.

Найти подлежащие и сказуемые, проверить нет ли среди них однородных и поставить где необходимо запятые.

МАТЕМАТИКА
ТЕМА.

Палетка. Работа с палеткой.
Цель.

Образовательная: познакомить с способом измерения площадей криволинейных фигур; с устройством для измерения площадей - палеткой; закреплять умение находить площади прямолинейных фигур.
Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, умение рассуждать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная цель: воспитывать аккуратность, контактность.

1. Сегодня на уроке мы продолжаем работу по измерению площадей геометрических фигур. Перед вами лежит листок с двумя фигурами. Найдите площадь одной из этих фигур по своему желанию.

(
1. вариант. 2 вариант. 3 вариант.


















































































































































1









2






















1







2
















1







2



















































4 вариант. 5 вариант. 6 вариант.



1 2 1

- Проверим.

- Согласны с решением……?

- Встаньте, у кого так же.
ВЫВОД.

- Каким способом можно найти площадь любого многоугольника?

(Разбить многоугольник на фигуры, площади которых легко найти.)

- Способов разбить фигуру много, а какой самый удобный?

(Когда надо сделать меньше всего измерений.)


2. - А почему никто из вас не находил площадь этих фигур?

(Показываю, вывешиваю на доску)




























































































- Все многоугольники состоят из прямых линий. Поэтому их называют прямолинейными.

- А из каких линий состоят эти фигуры?

- Как бы вы их назвали?

- В математике такие фигуры называют криволинейными.
- Площади прямолинейных фигур мы узнаём с помощью формул, а с помощью чего можно попробовать узнать площадь криволинейной фигуры?

- Можно использовать мерку?

КАК МОЖНО УЗНАТЬ ПЛОЩАДЬ ТАКИХ ФИГУР С ПОМОЩЬЮ МЕРКИ В

1 КЛЕТКУ?

(Снимаю с листа и оказываю мерку - квадрат.)


(Разбить на мерки, продолжив линии клеток –мерок.)

- Чтобы линии получились ровные, чем надо пользоваться?(линейкой)





















































- Разбейте на мерки - клетки.
(Вывешиваю другой лист.)





















































- Посчитайте площадь мерками.

- Сколько получилось?

- А разве все мерки полные?

- А неполные мерки-квадраты можно считать каждую, как полную?

- Как же их считать?

- В математике договорились количество неполных клеток делить на 2.

- Давайте ещё раз посчитаем.

- Скольки квадратным меркам равна площадь фигуры?

- Согласны? (если ответы разные – проверяем: показываем на доске)
- Ну вот, мы смогли найти площадь и этой криволинейной фигуры.

- А кто расскажет, как вы это делали?
1. Посчитать кол. полн. мерок (n)

2. Посчитать кол. неполн. мерок

и : 2

3. Сложить

- Разбейте фигуру №2 на мерки – клетки.


- Узнайте площадь фигуры №2.

- Проверим.

(Вызываю к доске с листочком ,дети рассказывают.)