Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Вариант 1 Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3


Скачать 1.05 Mb.
НазваниеВариант 1 Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
страница3/7
Дата28.04.2016
Размер1.05 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5   6   7

«Такое лексическое средство выразительности, как ______ («хранить» и «отбрасывать» в предложении 3), позволяет автору ярче выразить свой взгляд на поставленную проблему. Для подтверждения своих высказываний Л.Матрос прибегает к таким приёмам, как ________ (в предложениях 22, 26), __________ (предложения 20-21). Рассуждая о предназначении человека, автор использует такое синтаксическое средство, как ________(например, в предложении 17)».

Список терминов:

 

  1. анафора

  2. риторическое обращение

  3. фразеологизмы

  4. ряды однородных членов

  5. цитирование

  6. контекстные антонимы

  7. литота

  8. парцелляция

  9. разговорные и просторечные слова

 

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Вариант 4

 

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

 

(1)Согласно данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит от многих факторов: наследственности, внешней среды (в том числе – экологического состояния), уровня здравоохранения. (2)Однако наиболее значимыми факторами, влияющими на здоровье, являются образ жизни и питание. (3) <…> в образовательной политике России всё больше внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни: физкультуре и спорту, здоровому питанию и т.д.

 

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1)  Всемирная организация здравоохранения полагает, что наследственность, внешняя среда, уровень здравоохранения, условия и образ жизни и питание – основные факторы, влияющие на здоровье человека.

2)  Наследственность и внешняя среда влияют на условия и образ жизни, то есть на основные факторы здоровья человека.

3)  Согласно данным Всемирной организации здравоохранения в образовательной политике многих стран большое внимание уделяется физкультуре и спорту.

4)  В образовательной политике России всё больше внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни, так как здоровье человека, зависящее от многих факторов, во многом определяется образом жизни и питанием.

5) Здоровье человека зависит от многих факторов, в том числе от образа жизни и питания, поэтому пропаганде здорового образа жизни в России уделяется большое внимание.

 

Ответ: _____________________________

 

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Выпишите это слово.

 

Однако

Хотя

Именно поэтому

Несмотря на это

В результате  

 

Ответ: __________________________________________

 

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

СРЕДА, -ы, ж.

 

1.Вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие чего-нибудь. Воздушная среда.

2.Окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов. Географическая среда.

3.Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная среда.

 

Ответ: __________________________________________

 

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

лыжнЯ

опОшлить

Иксы

свЕрлит

гналА

 

Ответ: ___________________________________________

      

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

ВЕЧНЫЙ огонь – это народная память о героях, которые отдали свою жизнь, защищая Родину.

КОМАНДИРОВАННОЕ удостоверение инженер положил на стол.

Каждый выпускник школы должен владеть приёмами ИНФОРМАЦИОННОЙ переработки текста.

ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребёнка, уважительное отношение к этим исканиям.

Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.

 

Ответ: ________________________________________

 

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

 

ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками

ЕДЬ вперёд

спелых АБРИКОСОВ

ЖЁСТЧЕ дерева

ЧУДЕСНЕЙШИМ образом

 

Ответ: _________________________________________

 

7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

              ПРЕДЛОЖЕНИЯ                       ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ

 

А)Кемь является одним из самых старых городов России, расположенным на Белом море.

 

 

1)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б)На картине И.И. Фирсова «Юном живописце» изображена домашняя мастерская художника.

 

 

2)нарушение в построении предложении с несогласованным приложением

В)Анализируя стихотворный текст, учениками часто не учитывается ритм.

 

 

3)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г)К.Г. Паустовский интересовался и посвятил природе Мещёрского края своё творчество.

 

 

4)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

 

Д)Согласно правил вводные слова выделяются на письме запятыми.

 

5)ошибка в построении предложения с однородными членами

 

 

6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

 

 

 

7)неправильное построение предложения с косвенной речью

 

Запишите в таблицу выделенные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставляя пропущенную букву.

 

обж..гать

расст..лая

с..туация

рег..ональный

рел..гиозный

 

Ответ: ________________________________________

 

9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 

пр..старелый, пр..горел

с..ронизировать, со..скатель

и..подтишка, чере..чур

по..держка, о..биться

 

Ответ: _________________________________________________________________

 

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

 

претерп..вать

плутони..вый

успока..ваться

ткан..вый

танц..вать

 

Ответ: _________________________________________

 

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

 

заморож..нный

увид..нный

скрюч..шься

увлека..мый

негоду..шь

 

Ответ: __________________________________________

 

12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

(Не) сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.

Компьютер (не) подключён к сети.

Этот дом (не) большой, но очень уютный.

Дождь продолжался, но (не) сильный, как утром, а слабый, моросящий.

Привыкнув к людям, бобры (не) страшились выходить днём из своих хаток.

 

Ответ: ______________________________________

 

13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

(В) ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В) ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.

(В) СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО (ЖЕ) напряжение.

Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В) СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК (ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.

Неизвестно, (ОТ) КУДА у читателей существует устойчивое мнение, что читать книгу надо один раз. (НА) ПРОТИВ, если ум развит более, нежели чувства, то лучше всего возвращаться к прочитанному.

Он стоял ЗА (ТЕМ) большим деревом, ЧТО (БЫ) его не заметили.
 

Ответ: _______________________________________

 

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 

Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.

 

Ответ: ___________________________________________

 

15.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера предложений.

 

1) В музее есть картины и игрушки и предметы быта XV века.

2) В Москве и других городах со снегом и льдом на дорогах борются химическими способами.

3) Нужно быть вежливым как среди посторонних людей так и в домашнем кругу.

4) Много желал да ничего не поймал.

5) Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булгаков чаще других обращается к темам прозрения и своего пути в жизни и литературе.

 

Ответ: _____________________________________________

 

16.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Техника глубокой живописи (1) позволяющая свободно рисовать (2) без каких-либо физических усилий (3) оказалась особенно близка Шишкину (4) сохранявшему свободную и живую манеру рисунка.

 

Ответ: _______________________________________

 

17.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

 

Малиновые горы на Среднем Урале (1) по рассказам известных путешественников (2) получили своё название благодаря тому, что по увалам и россыпям росла в особенном изобилии малина. Она (3) правда (4) была мельче лесной, но, вызревая на солнце, эта горная малина приобретала неповторимый вкус.

 

Ответ: ______________________________________________

 

18.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

 

Ответ: ___________________________________________

 

19.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.

 

Ответ: _________________________________________

 

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

 

(1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:

– (3)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике – давали сознание. (5)Главное – сознание. (6)Можно стать безжалостным, привыкнуть к слезам, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?

(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.

– (13)Я скажу тебе правду. – (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. – (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне.

– (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы.

(21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.

– (26)Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли.

(27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29)Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (30)Как много во всём этом ума и чувства красоты!   

(По Л. Андрееву)

 

Андреев Леонид Николаевич (1871-1919) – прозаик, драматург, публицист, представитель Серебряного века русской литературы.

 

20. Какие высказывания соответствуют содержанию текста?

 

1) Старший брат на момент повествования вернулся с войны.

2) Младший брат не может понять смысла войны.

3) После короткого отпуска старший брат должен вернуться на фронт.

4) Младший брат никогда не был на войне.

5) Война убивает в людях лучшие чувства.

 

Ответ: ________________________________________

 

21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1) Предложение 11 объясняет и подтверждает суждение, высказанное в предложении 10 текста.

2) Предложение 21 текста содержит описательный фрагмент.

3) В предложениях 3–6 представлено повествование.

4) В предложениях 15–17 представлено рассуждение.

5) В предложениях 29 – 30 представлено повествование.

 

Ответ: ________________________________________

 

22.Из предложения 21 выпишите синонимы.

 

Ответ: ___________________________________

 

23. Среди предложений 7 – 14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения, частицы и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ________________________________________________

 

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 – 23. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

 

«Чувства одного из героев отражены в его развёрнутом монологе с помощью таких синтаксических средств выразительности, как _____ (предложение 6), _________ (предложения 15, 16). Состояние другого героя передают многочисленные ________ в предложениях 21 – 23. Младший брат и старший брат словно меняются своими возрастными ролями, что подчёркивается с помощью такого лексического средства выразительности, как ________ в предложении 26».

 

Список терминов:

1) анафора

2) гипербола

3) вопросительное предложение

4) олицетворение

5) парцелляция

6) диалектизм

7) риторическое восклицание

8) ряды однородных членов

9) антонимы

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

 

Вариант 5

 

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

 

(1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приёмы ораторского искусства; <...> фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3)Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

 

 

1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся тексте?

 

1)Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.

2)Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.

3)Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.

4)Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо понимать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

5)Важно знать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребляют, потому что фразеологизмы не только украшают нашу речь, но позволяют воздействовать на слушателя.

 

Ответ: _____________________________

 

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Выпишите это слово.

 

во-первых

наоборот

иными словами

лишь

таким образом

 

Ответ: __________________________________________

 

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФУНКЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

ФУНКЦИЯ, -и, ж.

 

1)В философии: явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления.

2)В математике: закон, по которому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие некоторая определённая величина, а также сама эта величина. Линейная функция.

3)Работа, производимая органом, организмом (книжн.). Функция желёз.

4)Роль, значение чего-нибудь (книжн.). Функции кредита.

5)Обязанность, круг деятельности (книжн.). Служебные функции.

 

Ответ: __________________________________________

 

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

звонИт

газопровОд

каталОг

вклЮченный

навралА

 

Ответ: ___________________________________________

      

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

ДРАМАТИЧЕСКОЕ действие, по мнению Аристофана, должно делиться на три основные части.

Хотя он и НЕВЕЖА, но при этом человек вежливый и воспитанный.

Этот ЗЕМЛЯНОЙ холм, по преданию, был насыпан воинами Чингисхана.

ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ уход нескольких депутатов из зала заседаний вызвал всеобщее волнение. 

Всю необходимую информацию вы найдете в рекомендованном вам КРАТКОМ справочнике по статистике.

 

Ответ: ________________________________________

 

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

 

пятеро СТУДЕНТОВ

НАИЛУЧШИХ снимков

у ОБОИХ берегов

более ТРУДНЕЕ

КЛАДИ сумку

 

Ответ: _________________________________________

7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

              ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                                   ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ

 

А)Многие из тех, кто знали А.П.Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.

 

1)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б)Исследуя творчество Г.Р.Державина, обнаруживаются черты классицизма, сентиментализма и романтизма.

 

2)нарушение в построении предложении с несогласованным приложением

В)Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

 

3)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г)Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим, что оплатите проезд.

 

4)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

 

Д)Благодаря труда реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря.

 

5)ошибка в построении предложения с однородными членами

 

 

6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

 

 

 

7)неправильное построение предложения с косвенной речью

 

Запишите в таблицу выделенные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставляя пропущенную букву.

 

гиг..енический

изб..ратель

д..станция

объед..нение

возр..стать

 

Ответ: ________________________________________

9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 

собез..янничать, с..ёжиться

пр..поведник, раз..брать

непр..ступный, пр..одолеть

..горбился, бе..грешный

 

Ответ: _________________________________________________________________

 

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

 

въедл..вый

миндал..вый

насла..вать

выдёрг..вать

услужл..вый

 

Ответ: _________________________________________

 

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

 

изгрыз..нный

разве..нный

прикле..шь

терза..мый

осяза..мый

 

Ответ: __________________________________________

 

12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Платон Афинский – знаменитый мыслитель – в своих представлениях о Вселенной (не) был во всём согласен с пифагорейцами.

Вводное слово (не) является членом предложения.

Существуют устойчивые выражения, (не) имеющие соответствия в реальности, например: решетом воду носить.

Ветер разгоняет накопившийся зной, и поднимается вихрь – (не) сомненный признак постоянной погоды.

В русском языке есть слова, грамматически (не) связанные с предложением, к таким словам относятся вводные слова и предложения, обращения, междометия, утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова.

 

Ответ: ______________________________________

 

 

13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

(ЗА)ЧАСТУЮ героями рассказов А.П. Чехова являются врачи, ТАК(КАК) сам писатель был врачом.

Произведения о детстве, написанные удивительно просто и в ТО(ЖЕ) время поэтично, (НА)ВСЕГДА вошли в сокровищницу нашей литературы.

Данте упоминает церковь Сан-Миниато и ведущую к ней лестницу (ЗА)ТЕМ, (ЧТО)БЫ показать, как высоки были лестницы, высеченные в склонах священной горы.

Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды (В)ПОЛГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая (КАК)БЫ слилась с обликом Ольги Ильинской, в (ТАК)ЖЕ и с драматическим итогом любви Обломова к ней.
 

Ответ: _______________________________________

 

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 
1   2   3   4   5   6   7