Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 1.05 Mb. |
«Такое лексическое средство выразительности, как ______ («хранить» и «отбрасывать» в предложении 3), позволяет автору ярче выразить свой взгляд на поставленную проблему. Для подтверждения своих высказываний Л.Матрос прибегает к таким приёмам, как ________ (в предложениях 22, 26), __________ (предложения 20-21). Рассуждая о предназначении человека, автор использует такое синтаксическое средство, как ________(например, в предложении 17)».
Список терминов:
анафора
риторическое обращение
фразеологизмы
ряды однородных членов
цитирование
контекстные антонимы
литота
парцелляция
разговорные и просторечные слова
Ответ: Вариант 4
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
(1)Согласно данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит от многих факторов: наследственности, внешней среды (в том числе – экологического состояния), уровня здравоохранения. (2)Однако наиболее значимыми факторами, влияющими на здоровье, являются образ жизни и питание. (3) <…> в образовательной политике России всё больше внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни: физкультуре и спорту, здоровому питанию и т.д.
1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Всемирная организация здравоохранения полагает, что наследственность, внешняя среда, уровень здравоохранения, условия и образ жизни и питание – основные факторы, влияющие на здоровье человека.
2) Наследственность и внешняя среда влияют на условия и образ жизни, то есть на основные факторы здоровья человека.
3) Согласно данным Всемирной организации здравоохранения в образовательной политике многих стран большое внимание уделяется физкультуре и спорту.
4) В образовательной политике России всё больше внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни, так как здоровье человека, зависящее от многих факторов, во многом определяется образом жизни и питанием.
5) Здоровье человека зависит от многих факторов, в том числе от образа жизни и питания, поэтому пропаганде здорового образа жизни в России уделяется большое внимание.
Ответ: _____________________________
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Выпишите это слово.
Однако
Хотя
Именно поэтому
Несмотря на это
В результате
Ответ: __________________________________________
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СРЕДА, -ы, ж.
1.Вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие чего-нибудь. Воздушная среда.
2.Окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов. Географическая среда.
3.Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная среда.
Ответ: __________________________________________
4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
лыжнЯ
опОшлить
Иксы
свЕрлит
гналА
Ответ: ___________________________________________
5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ВЕЧНЫЙ огонь – это народная память о героях, которые отдали свою жизнь, защищая Родину.
КОМАНДИРОВАННОЕ удостоверение инженер положил на стол.
Каждый выпускник школы должен владеть приёмами ИНФОРМАЦИОННОЙ переработки текста.
ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребёнка, уважительное отношение к этим исканиям.
Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.
Ответ: ________________________________________
6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.
ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками
ЕДЬ вперёд
спелых АБРИКОСОВ
ЖЁСТЧЕ дерева
ЧУДЕСНЕЙШИМ образом
Ответ: _________________________________________
7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
А)Кемь является одним из самых старых городов России, расположенным на Белом море.
|
| 1)нарушение связи между подлежащим и сказуемым
| Б)На картине И.И. Фирсова «Юном живописце» изображена домашняя мастерская художника.
|
| 2)нарушение в построении предложении с несогласованным приложением
| В)Анализируя стихотворный текст, учениками часто не учитывается ритм.
|
| 3)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
| Г)К.Г. Паустовский интересовался и посвятил природе Мещёрского края своё творчество.
|
| 4)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
| Д)Согласно правил вводные слова выделяются на письме запятыми.
|
| 5)ошибка в построении предложения с однородными членами
|
|
| 6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом
|
|
| 7)неправильное построение предложения с косвенной речью
|
Запишите в таблицу выделенные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставляя пропущенную букву.
обж..гать
расст..лая
с..туация
рег..ональный
рел..гиозный
Ответ: ________________________________________
9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..старелый, пр..горел
с..ронизировать, со..скатель
и..подтишка, чере..чур
по..держка, о..биться
Ответ: _________________________________________________________________
10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
претерп..вать
плутони..вый
успока..ваться
ткан..вый
танц..вать
Ответ: _________________________________________
11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
заморож..нный
увид..нный
скрюч..шься
увлека..мый
негоду..шь
Ответ: __________________________________________
12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(Не) сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.
Компьютер (не) подключён к сети.
Этот дом (не) большой, но очень уютный.
Дождь продолжался, но (не) сильный, как утром, а слабый, моросящий.
Привыкнув к людям, бобры (не) страшились выходить днём из своих хаток.
Ответ: ______________________________________
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В) ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В) ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.
(В) СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО (ЖЕ) напряжение.
Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В) СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК (ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.
Неизвестно, (ОТ) КУДА у читателей существует устойчивое мнение, что читать книгу надо один раз. (НА) ПРОТИВ, если ум развит более, нежели чувства, то лучше всего возвращаться к прочитанному.
Он стоял ЗА (ТЕМ) большим деревом, ЧТО (БЫ) его не заметили.
Ответ: _______________________________________
14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.
Ответ: ___________________________________________
15.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера предложений.
1) В музее есть картины и игрушки и предметы быта XV века.
2) В Москве и других городах со снегом и льдом на дорогах борются химическими способами.
3) Нужно быть вежливым как среди посторонних людей так и в домашнем кругу.
4) Много желал да ничего не поймал.
5) Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булгаков чаще других обращается к темам прозрения и своего пути в жизни и литературе.
Ответ: _____________________________________________
16.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Техника глубокой живописи (1) позволяющая свободно рисовать (2) без каких-либо физических усилий (3) оказалась особенно близка Шишкину (4) сохранявшему свободную и живую манеру рисунка.
Ответ: _______________________________________
17.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Малиновые горы на Среднем Урале (1) по рассказам известных путешественников (2) получили своё название благодаря тому, что по увалам и россыпям росла в особенном изобилии малина. Она (3) правда (4) была мельче лесной, но, вызревая на солнце, эта горная малина приобретала неповторимый вкус.
Ответ: ______________________________________________
18.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.
Ответ: ___________________________________________
19.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.
Ответ: _________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.
(1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:
– (3)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике – давали сознание. (5)Главное – сознание. (6)Можно стать безжалостным, привыкнуть к слезам, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?
(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.
– (13)Я скажу тебе правду. – (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. – (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне.
– (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы.
(21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.
– (26)Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли.
(27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29)Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (30)Как много во всём этом ума и чувства красоты!
(По Л. Андрееву)
Андреев Леонид Николаевич (1871-1919) – прозаик, драматург, публицист, представитель Серебряного века русской литературы.
20. Какие высказывания соответствуют содержанию текста?
1) Старший брат на момент повествования вернулся с войны.
2) Младший брат не может понять смысла войны.
3) После короткого отпуска старший брат должен вернуться на фронт.
4) Младший брат никогда не был на войне.
5) Война убивает в людях лучшие чувства.
Ответ: ________________________________________
21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 11 объясняет и подтверждает суждение, высказанное в предложении 10 текста.
2) Предложение 21 текста содержит описательный фрагмент.
3) В предложениях 3–6 представлено повествование.
4) В предложениях 15–17 представлено рассуждение.
5) В предложениях 29 – 30 представлено повествование.
Ответ: ________________________________________
22.Из предложения 21 выпишите синонимы.
Ответ: ___________________________________
23. Среди предложений 7 – 14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения, частицы и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________________________
24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 – 23. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Чувства одного из героев отражены в его развёрнутом монологе с помощью таких синтаксических средств выразительности, как _____ (предложение 6), _________ (предложения 15, 16). Состояние другого героя передают многочисленные ________ в предложениях 21 – 23. Младший брат и старший брат словно меняются своими возрастными ролями, что подчёркивается с помощью такого лексического средства выразительности, как ________ в предложении 26».
Список терминов:
1) анафора
2) гипербола
3) вопросительное предложение
4) олицетворение
5) парцелляция
6) диалектизм
7) риторическое восклицание
8) ряды однородных членов
9) антонимы
Ответ:
Вариант 5
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
(1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приёмы ораторского искусства; <...> фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3)Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.
1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся тексте?
1)Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.
2)Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.
3)Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.
4)Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо понимать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.
5)Важно знать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребляют, потому что фразеологизмы не только украшают нашу речь, но позволяют воздействовать на слушателя.
Ответ: _____________________________
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Выпишите это слово.
во-первых
наоборот
иными словами
лишь
таким образом
Ответ: __________________________________________
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФУНКЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ФУНКЦИЯ, -и, ж.
1)В философии: явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления.
2)В математике: закон, по которому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие некоторая определённая величина, а также сама эта величина. Линейная функция.
3)Работа, производимая органом, организмом (книжн.). Функция желёз.
4)Роль, значение чего-нибудь (книжн.). Функции кредита.
5)Обязанность, круг деятельности (книжн.). Служебные функции.
Ответ: __________________________________________
4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
звонИт
газопровОд
каталОг
вклЮченный
навралА
Ответ: ___________________________________________
5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ДРАМАТИЧЕСКОЕ действие, по мнению Аристофана, должно делиться на три основные части.
Хотя он и НЕВЕЖА, но при этом человек вежливый и воспитанный.
Этот ЗЕМЛЯНОЙ холм, по преданию, был насыпан воинами Чингисхана.
ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ уход нескольких депутатов из зала заседаний вызвал всеобщее волнение.
Всю необходимую информацию вы найдете в рекомендованном вам КРАТКОМ справочнике по статистике.
Ответ: ________________________________________
6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.
пятеро СТУДЕНТОВ
НАИЛУЧШИХ снимков
у ОБОИХ берегов
более ТРУДНЕЕ
КЛАДИ сумку
Ответ: _________________________________________
7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
А)Многие из тех, кто знали А.П.Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.
|
| 1)нарушение связи между подлежащим и сказуемым
| Б)Исследуя творчество Г.Р.Державина, обнаруживаются черты классицизма, сентиментализма и романтизма.
|
| 2)нарушение в построении предложении с несогласованным приложением
| В)Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».
|
| 3)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
| Г)Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим, что оплатите проезд.
|
| 4)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
| Д)Благодаря труда реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря.
|
| 5)ошибка в построении предложения с однородными членами
|
|
| 6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом
|
|
| 7)неправильное построение предложения с косвенной речью
|
Запишите в таблицу выделенные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставляя пропущенную букву.
гиг..енический
изб..ратель
д..станция
объед..нение
возр..стать
Ответ: ________________________________________
9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
собез..янничать, с..ёжиться
пр..поведник, раз..брать
непр..ступный, пр..одолеть
..горбился, бе..грешный
Ответ: _________________________________________________________________
10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
въедл..вый
миндал..вый
насла..вать
выдёрг..вать
услужл..вый
Ответ: _________________________________________
11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
изгрыз..нный
разве..нный
прикле..шь
терза..мый
осяза..мый
Ответ: __________________________________________
12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Платон Афинский – знаменитый мыслитель – в своих представлениях о Вселенной (не) был во всём согласен с пифагорейцами.
Вводное слово (не) является членом предложения.
Существуют устойчивые выражения, (не) имеющие соответствия в реальности, например: решетом воду носить.
Ветер разгоняет накопившийся зной, и поднимается вихрь – (не) сомненный признак постоянной погоды.
В русском языке есть слова, грамматически (не) связанные с предложением, к таким словам относятся вводные слова и предложения, обращения, междометия, утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова.
Ответ: ______________________________________
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ЗА)ЧАСТУЮ героями рассказов А.П. Чехова являются врачи, ТАК(КАК) сам писатель был врачом.
Произведения о детстве, написанные удивительно просто и в ТО(ЖЕ) время поэтично, (НА)ВСЕГДА вошли в сокровищницу нашей литературы.
Данте упоминает церковь Сан-Миниато и ведущую к ней лестницу (ЗА)ТЕМ, (ЧТО)БЫ показать, как высоки были лестницы, высеченные в склонах священной горы.
Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды (В)ПОЛГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.
Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая (КАК)БЫ слилась с обликом Ольги Ильинской, в (ТАК)ЖЕ и с драматическим итогом любви Обломова к ней.
Ответ: _______________________________________
14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
|
|
|