Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 1.05 Mb. |
Среди развалин древнего города на прочных столбах установле(1)ы колокола с высече(2)ыми на них подли(3)ыми греческими письменами. В студё(4)ые осе(5)ие туманы эти колокола заменяли морякам маяк.
Ответ: ___________________________________________
15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Проблема нового поэтического языка для Хлебникова имела как формальный так и мировоззренческий характер.
2) Пространство и время в философии и естественных науках – основные формы существования материи.
3) В испанских замках применялась каменная или кирпичная кладка.
4) Процесс творчества казался мне то лёгким то трудным то восхитительным.
5) Рябина прекрасна и по весне и осенью.
Ответ: _____________________________________________
16.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ольга (1) покоренная красотой соснового бора (2) вслушивалась в тишину (3) нарушаемую лишь шумом ветра (4) доносившимся откуда-то с вершин деревьев.
Ответ: _______________________________________
17.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Даниил Чёрный (1) по мнению искусствоведов (2) был живописцем первой величины. Самая большая его заслуга (3) однако (4) в том, что он увидел одарённость Андрея Рублёва и повлиял на формирование индивидуальной манеры этого величайшего художника.
Ответ: ______________________________________________
18.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В печати не раз появлялись статьи (1) авторы (2) которых (3) пробуют объяснить загадки древней истории (4) с помощью гипотезы о космических пришельцах.
Ответ: ___________________________________________
19.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Он доложил князю Багратиону (1) что против его полка была конная атака французов и (2) что (3) хотя атака эта была отбита (4) полк потерял больше половины людей.
Ответ: _________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 21.
(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благородные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.
(4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5)Итак, «честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6)И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести…Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью…Знал бы ты честь…Поле чести…Честь моя требует крови…»
(7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее – завтра утром. (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать. (13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.
(14)А как же Пушкин? (15)Какая непоправимая и бессмысленная гибель…
(16)Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17)Да, «невольник честь», но ведь чести!
(18)За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19)Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20)Всё остальное им не нужно, всё остальное – неважно. (21)Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.
(По Д.Шеварову)
20. Какие высказывания соответствуют содержанию текста?
1) Человек должен уметь защищать свою честь.
2) Гибель Пушкина на дуэли бесполезна и бессмысленна.
3) Потомкам достаётся имя и честь отцов, всё остальное неважно.
4) Дуэль была способом восстановить нравственное равновесие.
5) Пушкин думал о материальном благополучии семьи.
Ответ: ________________________________________
21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1 – 3 представлено рассуждение.
2) Предложение 6 содержит примеры к определению понятия, приведённому в предложении 5.
3) Предложения 9 – 12 подтверждают суждение, высказанное в предложениях 7 – 8.
4) Предложения 16 – 17 подтверждают суждение, высказанное в предложении 15.
5) В предложениях 19 – 20 содержится повествование.
Ответ: ________________________________________
22.Из предложения 4 выпишите фразеологизм.
Ответ: ___________________________________
23. Среди предложений 1 – 9 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи частицы, указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________________________
24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 – 23. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Каждая строчка, каждое слово Дмитрия Шеварова пронизаны искренним уважением к личности Пушкина. Эмоциональное, неравнодушное отношение автора выражено с помощью такого синтаксического средства, как ________ (предложения 7,17), а также лексических – ___________ («подлец», «пошляк», «сплетник») и __________ («честь и имя» в предложениях 18-19). ___________ («звон … стали в слове…», в предложении 3, «разряд …. силы» в предложении 8, «слово … отливалось в свинец» в предложении 13) придают особую образность тексту Д.Шеварова».
Список терминов:
1) риторический вопрос
2) лексический повтор
3) эмоционально-оценочные слова
4) гипербола
5) эпитеты
6) метафоры
7) вопросно-ответная форма изложения
8) сравнительный оборот
9) риторическое восклицание
Ответ: Вариант 6
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
(1)Во второй половине XVIII века человеческая личность делает ещё один важный шаг, который связан с появлением в искусстве и литературе течения, известного под названием «романтизм». (2)Романтизм стал утверждать личные чувства и переживания: вместо культа здравого смысла, разума – культ человеческих чувств. (3)В области искусства романтизм выдвинул на первый план пейзажную живопись, <…> природа вызывает в человеке глубокие чувства удивления и восхищения, без которых невозможно восприятие прекрасного.
1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся тексте?
1) Во второй половине ХVIII века человеческая личность делает ещё один важный шаг, связанный с появлением в искусстве и литературе течения под названием «романтизм», благодаря чему в области искусства был отвергнут принцип, в соответствии с которым о произведениях искусства судили исключительно по их содержанию.
2)Романтизм учил восприятию прекрасного с помощью пейзажной живописи, без которой сложно описать человеческие чувства.
3) Зародившийся во второй половине ХVIII века романтизм стал утверждать личные чувства вместо культа здравого смысла и выдвинул в искусстве на первый план пейзажную живопись, так как без природы невозможно восприятие чувств.
4) В области искусства самым значительным проявлением романтизма как течения стала пейзажная живопись, и место это пейзажная живопись сохранила до наших дней, ибо природа вызывает в человеке глубокие чувства удивления и восхищения, без которых невозможно восприятие прекрасного.
5) Романтизм, появившийся во второй половине XVIII века и утверждавший культ чувств человека, в области искусства выдвинул на первый план пейзажную живопись, считая, что именно природа вызывает в человеке чувства, без которых невозможно восприятие прекрасного.
Ответ: _____________________________
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Выпишите это слово.
лишь
если
ибо
таким образом
следовательно
Ответ: _____________________________
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ШАГ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ШАГ, -а, м.
1.Движение ногой при ходьбе, беге, а также расстояние от ноги до ноги при таком движении. Сделать ш.
2.Движение пешим способом (о животных – не рысью, не галопом). Замедлить ш.
3.То же, что поступь. Уверенный ш.
4.перен. Действие, поступок. Ответственный ш.
5.Один из последовательно сменяющих друг друга моментов в каком-н. процессе, явлении. Ш. к победе.
6.Повторяющееся расстояние между какими-н. элементами, деталями. Ш. колеса.
Ответ: __________________________________________
4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
свЁкла мозАичный
послАла зАгодя дефИс
Ответ: ___________________________________________
5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
У Флеминга был НИЗКИЙ голос, говорил он с шотландским акцентом, не разжимая губ.
Растительность становилась беднее, чаще попадался камыш и голые песчаные полянки со ЗВЕРИНЫМИ следами.
ЛИЧНОЕ имущество охраняется законом.
Катерина начала читать письмо намеренно ДЕРЕВЯННЫМ, глухим от скрытого раздражения голосом.
Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРНОМ региональном этапе.
Ответ: ________________________________________
6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.
несправедливые ПРИГОВОРЫ
с ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ двумя тетрадями
ПОЛОЖИ на полку
У КНЯЗЬЁВ
НОВЫЙ тюль
Ответ: _________________________________________
7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
А)Те, кто обращался к поэзии Б.Л.Пастернака, ошеломлён неожиданными метафорами, выразительностью антитез, сцеплением антонимов.
|
| 1) неправильное построение предложения с косвенной речью
2) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
| Б)Пользуясь простейшими инструментами, в Древнем Египте достигалась необычайная точность измерения.
|
| 3) нарушение в построении предложении с несогласованным приложением
| В)А.П.Чехов вспоминал о том, что он и его сёстры знали французский, немецкий и английский благодаря их отца.
|
| 4)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
| Г)В дипломной работе студент детально проанализировал роман Ф.М. Достоевского «Братьев Карамазовых».
Д)Счастливы те, кто приближается в своей жизни к идеалу, сложившемся в юности.
|
| 5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6)нарушение связи между подлежащим и сказуемым
7)ошибка в построении предложения с однородными членами
| Запишите в таблицу выделенные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставляя пропущенную букву.
предл..жение
проф..лактика
расст..лить
хр..нитель
к..сается
Ответ: _______________________________________________
9.Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
н..громоздить, п..урочный
воз..меть, вз..мать
ра..творить, ди..баланс
квартирос..ёмщик, фортеп..яно
Ответ: __________________________________________________________
10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
разруш..нный
расслаб..вшийся
сирен..ватый
циркони..вый
врач..вать
Ответ: _________________________________________
11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
неотъемл..мый
соскуч..шься
обижа..т
крикн..м
колебл..мый
Ответ: __________________________________________
12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Вводное слово грамматически (не) связано с другими словами в предложении.
(Не) варёные овощи и фрукты намного полезнее, чем варёные.
(Не) заметь реставратор трещины, древнейшие фрески могли бы погибнуть.
Кто поверит, что эскиз написан человеком, никогда (не) выезжавшим за пределы Москвы и её окрестностей!
Действовать на сцене естественно, свободно требуют (не) условности театра, а законы живой, органической природы.
Ответ: ______________________________________
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(НА) ВСТРЕЧУ нашей компании вышел сторож и (В) ТЕЧЕНИЕ некоторого времени недоверчиво оглядывал нас.
ЧТО (БЫ) хотелось мне сказать вам на прощание, дорогие друзья мои, которых нынче покидаю, быть может, (НА) ВСЕГДА?
(НЕ) СМОТРЯ на данное уже Юле обещание, пришлось повторить ТО (ЖЕ) самое еще раз ее брату.
НЕ (ЗА) ЧЕМ было теперь оставаться в имении, нужно было как можно скорее уезжать в Петербург, ЧТО (БЫ) успеть к началу торгов.
Снег уже местами (НА) СТОЛЬКО осел, что по насту можно было проехать ТАК (ЖЕ), как по твёрдой грунтовой дороге.
Ответ: _______________________________________
14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Природа начала быстро перестраиваться, подчиняясь нежела(1)ой, незва(2)ой ра(3)ей осени: деревья торопились сбросить мороже(4)ую листву, на лугах нескоше(5)ая трава покрылась инеем.
Ответ: ___________________________________________
15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта и запечатлевается в его лирических строках.
2) Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.
3) Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.
4) В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.
5) Проблема нового поэтического языка для Хлебникова имела как формальный так и мировоззренческий характер.
Ответ: _____________________________________________
16.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В лучах солнца роща озарялась, словно в ней всё улыбалось, тонкие стволы берёз (1) принимавшие отблеск белого шёлка (2) были ещё влажными от дождя, пестрели и загорались червонным золотом (3) лежавшие на земле (4) листья.
Ответ: _______________________________________
17.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Численность серых журавлей на Дальнем Востоке за последнее время (1) очевидно (2) значительно увеличилась. Этот факт (3) может быть (4) иллюстрацией того, как расширение заповедных территорий приводит к увеличению популяции охраняемых видов.
Ответ: ______________________________________________
18.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должны стоять запятые.
Основную идею «Героя нашего времени» (1) первым определил Белинский (2) статьи (3) которого (4) помогли читателям (5) понять огромную художественную и общественную ценность.
Ответ: ___________________________________________
19.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Батальон свернул на опушку (1) и (2) когда ударили тяжёлые снаряды (3) нужно было быстрее проскочить открытое место (4) чтобы сократить потери.
Ответ: _________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.
(1)У человека, «вступающего в жизнь», есть целых две серьёзные проблемы: определить своё место в окружающем мире и найти смысл жизни, цель своего существования. (2)Вопросы эти по плечу не каждому взрослому, и далеко не каждый взрослый их себе задаёт.
(3)Да, подросток естественным образом беспокоится о том, что он будет делать в мире взрослых, что его ждёт впереди. (4)Теперь он вроде бы должен сам идти по жизни, но КУДА? (5)Тут многие спотыкаются, потому что не могут найти ответа на этот вопрос.
(6)Вообще истоки подростковой озабоченности смыслом жизни – в одной довольно распространённой установке: «До пяти лет воспитывай ребёнка как господина, с пяти до пятнадцати – как слугу, а после пятнадцати – как друга». (7)Эта установка привлекает своей определённостью и очень нравится многим родителям. (8)Но переход пятилетнего человечка из статуса господина в статус слуги – это серьёзная психологическая травма. (9)И даже если ребёнок смирится с тем, что он теперь в семье «омега», после этого родителям практически невозможно будет стать его друзьями. (10)Дружба предполагает равенство статусов, поэтому сложно подружиться со своим слугой…(11)И – опять же – будет ли он вам доверять после стольких лет унижения?
(12)А если ребёнка изначально воспитывают как друга, он будет значимой хотя бы в семье персоной, причём не избалованной, а именно ценимой по достоинству. (13)Тогда для него общий смысл жизни ясен: я – достойная часть общества, я ему непременно пригожусь. (14)И вопрос уже становится «техническим» – как и когда «пригождаться», но сомнений в том, нужен ли он миру сам по себе, у такого подростка практически не возникает.
(15)Когда же в мир взрослых выходит «слуга», то мир как бы поворачивается к нему своей «злой» стороной, потому что такой человек, задавленный родительским диктатом, просто не умеет подавать с достоинством самого себя. (16)Его начинают унижать все окружающие. (17)Далее реакция такого человека имеет несколько вариантов: либо это упреждающая агрессия, часто называемая немотивированной, либо замкнутость в качестве защиты от «своего мира», либо полная растерянность, либо неадекватные попытки самоутвердиться за счёт других.
(18)Невозможно вручить подростку смысл жизни на блюдечке – это будет ВАШ смысл, а не его. (19)Молодому человеку самому необходимо увидеть и почувствовать, для чего он живёт. (20)Но если предоставить ему возможность определяться, как сумеет, ситуация будет как в старом анекдоте, где человек потерял часы, «там, за углом, но ищет под фонарём – потому что здесь посветлей».». (21)Точно так же и подросток нередко ищет свою значимость не там, где она на самом деле находится (потому что не знает ничего в первую очередь о самом себе), а «где посветлей» – где указывает ближайшее окружение, общественное мнение или друзья. (22)И такого подростка в принципе легко убедить в чём угодно, если сказать вовремя: «Твоё предназначение ЗДЕСЬ». (23)Да ещё по пути дать ему хотя бы иллюзию того уважения и понимания, которого он лишён в семье…
(24)Вот таким образом затягивают подростков в свои ряды и сектанты, и фашисты, и наркодилеры и тому подобные «организации».
(По Н.Нарицыну*)
*Николай Николаевич Нарицын – автор ряда научно-популярных книг по психологии.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста. Укажите номера предложений
1) Обеспокоенность подростков поисками смысла жизни вполне естественна.
2) Разъяснить подростку, в чём смысл его жизни, можно и нужно – это прямая обязанность родителей.
3) Если ребёнка воспитывать как слугу, то он не сможет в дальнейшем доверять своим родителям.
4) Правильное воспитание ребёнка в семье заключается в признании самоценности его личности.
5) Подростки трудно поддаются влиянию со стороны.
Ответ: ________________________________________
21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 6 – 11 представлено рассуждение.
2) В предложении 11 указана причина того, о чём говорится в предложении 9.
3) В предложении 24 представлено описание.
4) В предложении 15 указана причина того, о чём говорится в предложениях 16 – 17.
5) В предложениях 23 – 24 представлено повествование.
Ответ: ________________________________________
22.Из предложения 2 выпишите фразеологизм.
Ответ: ___________________________________
23. Среди предложений 18 – 22 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________________________
24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 – 23. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
|
|
|