Примерные упражнения: Закрывание глаз; зажмуривание обоих глаз; зажмуривание правого, левого глаза; оскаливание зубов; надувание щек; задувание свечи; Имитация мимических движений с использованием картинок:
Дети загорают. Солнечный теплый день. Дети лежат на песке с закрытыми глазами, им приятно и тепло. Спокойно закройте глаза. Щеки, лоб, губы расслаблены. Вам спокойно.
Дедушка подарил мальчику коньки. Мальчик очень доволен, он улыбается. Улыбнемся вместе с мальчиком.
Мальчик ест кислый лимон. Сделаем так, как будто и мы едим кислый лимон.
В зоопарке мальчик впервые увидел жирафа. И очень удивился, что у жирафа такая длинная шея. Удивимся и мы: поднимем брови, раскроем глаза.
В дальнейшем работа проводится над развитием движений языка и губ. Развитие артикуляционных движений проводится в 2х направлениях:
Развитие кинетической основы движений,
Развитие кинестетических ощущений.
Приведем рекомендуемые артикуляторные упражнения (по Хватцеву М.Е.), которые можно использовать на различных этапах коррекции нарушений звукопроизношения. Гимнастика для губ и щек:
Надувание обеих щек одновременно.
Надувание щек попеременно.
Втягивание щек в ротовую полость.
Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой, а затем возвращаются в нормальное положение.
Оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
Чередование оскал – хоботок (улыбка – трубочка).
Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.
Поднимание только верхней губы, обнажаются только верхние зубы.
Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются нижние зубы.
Поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губы.
Имитация полоскания зубов.
Нижняя губа под верхними зубами.
Верхняя губа под нижними зубами.
Чередование двух предыдущих упражнений.
Вибрация губ.
При вдохе удерживать губами карандаш, стеклянные трубочки.
Гимнастика для челюстей:
Опускание и поднимание нижней челюсти.
Движение нижней челюсти вправо.
Движение нижней челюсти влево.
Попеременное движение челюсти вправо и влево.
Гимнастика для языка:
Высовывание широкого языка «лопатой», своими боковыми краями язык касается углов рта. Если широкий язык не получается. То предлагается похлопать по спинке языка шпателем, «пожевать» язык (можно произносить при этом бя – бя - бя), сильно подуть на высунутый язык, протяжно произнести звук и или улыбнуться.
Высовывание языка жалом. Если это движение не сразу удается, то предлагают просунуть кончик языка между сжатыми зубами и вытянутыми губами, потянуть язык за отодвигаемым пальцем или карандашом, двигать кончиком языка вправо – влево.
Поочередное высовывание языка то лопатой, то жалом.
Высунуть язык, сделать язык сначала лопатой, а затем жалом.
Сильное высовывание языка из рта, а затем возможно более глубокое втягивание его в глубь ротовой полости, так чтобы кончик языка стал незаметным.
Движения высунутого языка вправо и влево (маятник).
Поднимание и опускание спинки языка при широко открытом рте.
Присасывание к небу спинки языка.
Круговое облизывание губ кончиком языка.
Облизывание зубов под верхней и нижней губой (почистить зубки).
Поднимание и опускание широкого кончика языка на верхнюю и нижнюю губу, на верхние и нижние зубы.
Поднимание и опускание широкого кончика языка внутри ротовой полости: к верхней десне, к нижней десне.
Загибание узкого кончика языка вверх и вниз: к носу и подбородку, далее – на верхнюю и нижнюю губу, затем на верхние и нижние зубы.
Поочередное загибание узкого кончика языка внутри ротовой полости, к альвеолам верхних и нижних зубов.
«Желобок», или «лодочка», снаружи рта: боковые края языка подняты, кончик языка лежит на нижней губе, посередине языка – впадина. Этому движению помогает надавливание на среднюю часть языка шпателем или зондом.
«Желобок» внутри ротовой полости.
Сделать язык «желобком», осторожно загнуть кончик языка вверх.
Язык чашечкой (ковшиком) вне ротовой полости (боковые края и кончик языка поднимается кверху, средняя часть спинки языка опущена).
Чашечка внутри ротовой полости.
Задувание на чашечку внутри ротовой полости.
Закусывание боковых краев языка коренными зубами.
Методические рекомендации по развитию фонематического анализа и синтеза.
1.Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
Пример: Выделение звука Р на фоне слова.
Поднять руку или карточку с буквой Р, если в слове имеется звук Р. Слова называет логопед. Примерные слова, рама, нос, рыбак, шапка, санки, рак, книга, арбуз, крыша др.
Отобрать предметные картинки, в названии которых есть звук Р.
По сюжетной картинке назвать слова со звуком Р.
Придумать слова со звуком Р.
Назвать животных, овощи, фрукты, растения, посуду или игрушки, в названии которых есть звук Р.
Добавить слог со звуком Р, чтобы получилось слово. Например: го….(ра). Логопед предлагает детям назвать все слово, определить, в каком слоге указанный звук – во втором или в третьем; затем произнести все слово, уточнить место звука в слове.
Логопед произносит – слова. Дети пишут букву Р в тетради, если в слове есть звук Р. Если в слове нет звука Р, то ставят черточку. Предъявляются слова, в которых звук произносится в начале, середине, в конце слова.
Дополнить предложение словами, в которых содержится звук Р с опорой на картинки. Например, логопед называет часть предложения, а ученики выбирают картинку на звук Р и дополняют предложение соответствующими словами: Мама посадила на грядке …(свекла, лук, морковь).
Игра в лото. Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие звук Р и не имеющие его, а также цветные квадратики с буквой Р. Логопед называет слова, дети находят на карточке соответствующую картинку квадратиком с буквой Р, если в слове есть звук Р, и цветным квадратиком – если в слове нет данного звука.
Рекомендуемые задания по вычленению 1 ударного гласного:
Определить 1 звук в словах: ослик, утка, Аня, утро, уши.
Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударного гласного.
Подобрать слова, которые начинаются на гласный А, О, У.
Отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные (а, о, у).
Игра в лото. Предлагаются карточки со словами. Ученик закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово. Например, картинка с изображением охотника закрывается буквой О.
Рекомендованные задания по вычленению первого согласного из слова:
Подобрать названия на вычленение цветов, животных, птиц, посуды, овощей т.д., которые начинаются с заданного звука.
Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука.
Изменить 1 звук слова. Логопед им предлагает заменить это 1 звук в слове на другой. Например: соль на боль.
Лото «Необычные цветы». На доску прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки с изображениями различных предметов. Из предложенных лепестков дети выбирают только те предметные изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их к контуру цветка.
Вписать первую букву в схему слова под картинкой.
Лото «Какой 1 звук?» Детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся, например, со звуков М, Ш, Р. и соответствующие буквы. Логопед называет слова, дети находят картинки, называют их, определяют первый звук и закрывают картинки буквой, соответствующей первому звуку слова.
«Найди картинку». Детям предлагаются 2 карточки. На одной из них нарисован предмет, другая пустая. Дети называют предмет, определяют 1 звук в его названии, находят соответствующую букву и кладут букву между карточками. Затем они выбирают среди других ту картинку, название которой начинается с этого же звука, и кладут на пустую карточку.
Отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке.
Определение конечного согласного в слове.
Предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами: ам – сам, ом – сом, ук – сук, уп – суп т т.д. Определяется конечный согласный сначала в слоге, потом в слове.
Изводится в словах (типа дом) на слух, при самостоятельном произношении, по слухопроизносительным представлениям.
При определении конечного согласного звука используются те же виды заданий, что и при определении 1 гласного и согласного звука. Определение места звука в слове (начало, середина, конец).
Уточняют, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Используется полоска «светофор», разделенная на 3 части: красная – начало слова, средняя часть желтого цвета – середина слова, правая зеленая часть – конец слова.
Вначале предлагается определить место ударной гласной в односложных словах, затем в двухсложных словах. Гласные произносятся протяжно, интонируются. При этом используются картинки.
В дальнейшем проводится работа по определению места согласного звука в слове.
2.Определение количества, последовательности и места звука в слове.
Рекомендуемые виды работ по закреплению функции фонематического анализа:
1.Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки: дом, мак, рот, волк, крыша, капуста и др. 2.Вставить в данные слова пропущенные буквы: руч…а, кры…а.
3.Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Например, придумать слова, в которых звук К был бы на 1 месте, на 2 месте, на 3 месте (кот – окно, - мак). 4.Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков или записать их. 5.Подобрать слова с определенным количеством звуков, например с тремя звуками (дом, дым, рак). 6.Выбрать предметные картинки, в названии которых определенное количество звуков. 7.Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске. К о ш
Кот он шар
Каша окна шуба
Конь осень шалаш
Камень ослик шиповник 8.Переставлять звуки:
пила – липа карп – парк
палка – лапка гора – рога
кукла – кулак рыбак – рыбка
9.Преобразовывать слова:
Например: добавить звук в конце слова.
Бок – бок…
Вол – вол…
Стол – стол… 10.Какие сова можно составить из букв слова: ствол (стол, вол). 11.Игра в кубик. На гранях кубика различное число точек. Дети бросают и придумывают слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика. 12.Составление графической схемы предложения и слова: ___________________________________ предложение ______ _________ _____ слово
__ __ __ __ __ __ слоги
…………………………………………………. Звуки
13.Вписать буквы в кружки.
ра, са ки, но а. 14.разложить предметные картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии. 15.Придумать слова к графической схеме.
16.выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме. 17.Определить количество звуков в названии предметов на картинке и положить под картинки соответствующие цифры. 18.Вписаь недостающие первые 3 буквы в названия предметов на схеме. Предлагаются картинки. 19.Определить последующие и предыдущие звуки в названии предметов на картинках. 20.Вписать названия предметов в данную схему. Предъявляются картинки с изображением предметов, названия которых как соответствуют, так не соответствуют схеме.
____________________ л________________а
л________________а
л______________а 21.Составить слово из первых звуков названий картинок и мн.др.
3.Методические рекомендации по развитию лексико - грамматической стороны речи.
Развитие лексики. Примерные задания:
Назвать, одним словом все предметы.
Назвать овощи, фрукты и т. д.
Придумать второе слово в паре по аналогии с образцом: яблоко - фрукты, свекла - …, чашка - …, или наоборот: фрукты – груша, овощи - …, посуда - ….
Найти лишнюю картинку. Предъявляется несколько картинок одной группы и одна картинка другой группы. Сначала предлагаются группы семантически далекие (морковь, лук, самолет, капуста), затем семантически близкие (лук, картошка, репа, груша).
Разложить картинки на две группы. Сначала даются картинки на семантически далекие слова (животные, растения), затем семантически близкие (домашние и дикие животные).
Отгадывание загадок. Предлагаются загадки с использованием обобщающих слов. Например:
Что за птица? Красные лапки, щиплют за пятки. (гусь)
Зверь горбатый, а нравлюсь ребятам. (верблюд)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка: Был цветок и нет цветка. (одуванчик)
Придумывание детьми загадок с использованием обобщающих слов. Дети по одному выходят к столу, берут картинки и незаметно для других рассматривают ее. Затем загадывают загадку об этом предмете с использованием обобщающего слова (например: это домашнее животное, маленькое, пушистое).
В логопедической работе по обогащению словаря особого внимания требует предикативный словарь (глаголы и прилагательные).
В младших классах вспомогательной школы расширение словаря предполагает введение наиболее употребительных глаголов, при этом используются различные игры. Кто как передвигается. Человек ходит, черепаха ползает, птица летает. Лягушка прыгает, заяц скачет, рыба плавает. Кто как голос подает. Голубь воркует, корова мычит, воробей чирикает, кошка мяукает, петух кукарекает, собака лает, курица кудахчет, свинья хрюкает, гусь гогочет. Мышка пищит, утка крякает, волк воет, кукушка кукует, медведь рычит. Какие звуки издает. Дверь скрипит, ветер свистит, машина гудит, дождь шумит, листья шелестят, ручей журчит. Кто как ест. Кошка лакает молоко, заяц грызет морковку, теленок сосет молоко, собака грызет кость, корова жует сено, курица клюет зерно.
Кто что делает. Учитель учит, доктор лечит, повар варит, уборщица убирает, маляр красит, художник рисует, продавец продает, парикмахер стрижет, шофер водит машину. В процессе работы необходимо дифференцировать следующие пары глаголов.
Дифференциация глаголов, близких по семантике: шить – вязать, класть – ставить, строить – чинить, чистить – подметать, нести – везти, мыть – стирать, лежать – спать, лежать – стоять.
Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов: умывает – умывается, купает – купается, качает – качается и т. д.
Дифференциация глаголов, противоположных по значению: одеть – снять, поднять – опустить, бросить – поймать, найти – спрятаться.
(Предполагаются пары картинок по этим действиям.)
Дифференциация глаголов осуществляется как в импрессивной, так и в экспрессивной речи.
Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета, величину, форму. В дальнейшем отрабатываются слова, обозначающие высоту, толщину, вкусовые качества, качества поверхности.
На более поздних этапах проводится работа над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов (дерево – деревянный, береза – березовый). Так же необходимо уточнять значение прилагательных, сложных по семантике, например оценочных, обозначающих внутренние качества человека (добрый, злой, ленивый и т. д.)
При этом используются такие приемы работы:
Описание предметов (по цвету, форме, величине и т. д.) Детям предлагаются картинки и задаются вопросы. Например: «Какой помидор»? и т. д.
Отгадывание загадок: Желтый, овальный, кислый. Что это?
Добавление прилагательных в предложение. Детей просят закончить предложение. Используются пары картинок: Груша сладкая, а лимон …. Огурец овальный, а помидор….
|