Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Методическая разработка проведения урока по теме: «Органы пищеварения. Органы ротовой полости. Глотка. Пищевод. Пищеварение в ротовой полости». по дисциплине: «Анатомия и физиология животных»


Скачать 341.21 Kb.
НазваниеМетодическая разработка проведения урока по теме: «Органы пищеварения. Органы ротовой полости. Глотка. Пищевод. Пищеварение в ротовой полости». по дисциплине: «Анатомия и физиология животных»
Дата22.04.2016
Размер341.21 Kb.
ТипМетодическая разработка


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ СПО «Коломенский аграрный колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

проведения урока

по теме: «Органы пищеварения.

Органы ротовой полости. Глотка. Пищевод. Пищеварение в ротовой полости».
по дисциплине: «Анатомия и физиология животных»

для специальности 111201 «Ветеринария»


Коломна 2009 год


Рассмотрена на заседании

Цикловой комиссии

Зооветеринарных дисциплин

Протокол №____ от_______

Председатель комиссии

___________________В.Н.Швецова





Автор - преподаватель зооветеринарных дисциплин - О.В.Соколова

Рецензент – Зав. методическим кабинетом, преподаватель В.Н.Швецова
Содержание

  1. -Введение

  2. - Подготовительный этап




  1. – Структура урока

  2. - План урока

V - Методика проведения урока

VI - Выводы

VII - Литература

Аннотация
В данной разработке представлена методика проведения урока изучения нового материала по дисциплине «Анатомия и физиология животных» для специальности 111201 «Ветеринария». Методика предусматривает применение различных методов и разнообразных средств обучения, таких как: графологический, демонстрационный, эвристическая беседа, поисковый и другие. Методика проведения урока является примером активного обучения, она отличается четкостью разработки каждого этапа урока сопровождением дидактическим иллюстративным материалом, обеспечением постоянной обратной связи со студентами. Методическая разработка предназначена для преподавателей ветеринарных дисциплин средних сельскохозяйственных учебных заведений.

Введение

Важнейшая задача каждого преподавателя - дальнейшее повышение эффективности обучения. Это особенно справедливо в наше время, когда стремительно развивается все отрасли науки и техники, постоянно повышается требования к качеству подготовки специалистов. Вместе с развитием науки и техники, с повышением требований к подготовке специалистов должно развиваться и совершенствоваться методика преподавания. В условиях постоянного возрастания объема знаний, необходимых специалисту, изменений в содержании дисциплины, при улучшении технического оборудования лаборатории, должна меняться система и способы преподавания. Ставится задача: так организовать обучение, чтобы в единицу времени студент получил бы максимум необходимых знаний и навыков. Одним из способов активизации деятельности студентов на уроке является применение разнообразных форм и методов обучения. Все большее распространение получает идея проблемного обучения, метод самостоятельной работы с учебником, с дидактическим материалом.

Каждая тема для написания методической разработки выбрана для того
чтобы поделиться опытом работы по применению графологических схем
(опорных конспектов), модульно - поурочным пособием, демонстрационным
методом при объяснении нового материала и использованием разнообразия
активных методов обучения.

Активные методы такие как: словесные - эвристическая беседа, работа с учебником; наглядные - демонстрация презентации, экранных пособий; практические – исследовательский, поисковый, тренировочные упражнения, доказывают что такое обучение эффективнее традиционного.

В процессе обучения активные методы выполняют несколько функций:

  • служат наглядным пособием при объяснении;

  • упрощают и ускоряют процесс подготовки студентов к уроку;

  • позволяют увеличить объем изучаемого материала на уроке;

  • развивают творческое мышление и познавательные силы студентов, активизируют процесс обучения.

Тема «Органы пищеварения» изучается на 2 курсе по специальности «Ветеринария». На ее освоение программой 10 часов, из них лабораторных работ – 2 часа, практических занятий - 2 часа .
Подготовительный этап.

Дидактическая сторона связана с выбором средств наглядности применительно к содержанию той или иной формы учебного процесса. Именно для решения дидактической цели обеспечивает успех применения модульно - поурочного пособия, экранного пособия частично поискового, демонстрационного метода графологических схем опорных конспектов технических средств в учебно-воспитательном процессе.

Выбрана тема: «Органы пищеварения. Органы ротовой полости. Глотка. Пищевод. Пищеварение в ротовой полости» - является актуальной по применению и разнообразию форм и методов обучения.

Для данной темы разработано модульно - поурочное пособие, графологические схемы, опорные конспекта экранное пособие,

самостоятельная работа.
Структура урока.
1. Организационный момент – 1- 3 минуты

2. Актуализация и постановка целей урока 2 минуты

3. Изложение нового материала 60 - 72 минуты

4. Закрепление нового материала 10-20 минут

5. Аттестация студентов 1 - 2 минуты

6. Задание на дом 3-4 минуты

План – карта междисциплинарных связей по дисциплине

«Анатомия и физиология животных».

Раздел «Органы пищеварения»


Обеспечиваемые дисциплины

Дисциплина Анатомия и

физиология животных

Обеспечиваемые

дисциплины

Анатомия человека (8 класс)

Раздел «Пищеварение»



Раздел «Органы

пищеварение»



Дисциплины:

«Патологическая анатомия и патологическая физиология»;

«Внутренние незаразные болезни» -

- раздел: «Исследование органов пищеварения»,

- раздел: «Болезни органов пищеварения».


Методика проведения урока.

План урока

ТЕМА: «Органы пищеварения. Органы ротовой полости. Глотка. Пищевод .

Пищеварение в ротовой полости».
ЦЕЛИ:

Образовательные - формировать у студентов новые анатомо-физиологические понятия о строении и функции органов пищеварения. Продолжать развивать у студентов общебиологические понятия о клеточном строении, об обмене веществ и связи организма со средой, о взаимосвязи строения и функции органов пищеварения. Развивать умение экспериментировать, работать с книгой, раздаточным материалом.

Воспитательные - формирование у студентов научного мировоззрения, показывая анатомо-физиологическое сходство, единство пищеварительной системы млекопитающих и человека, воспитание любви к учебной дисциплине, специальности; убеждение материальности живого мира.

Развивающие - развитие творческого мышления и речи, развитие интеллектуальных, творческих и познавательных способностей студентов.
ТИП УРОКА: Изучение нового материала
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ: самостоятельная работа с дидактическим материалом, демонстрационный метод с экранными пособиями, вопрос - ответ, эвристическая беседа, рассказ, презентация, исследовательский, частично - поисковый, демонстрация учебных видеоматериалов, опережающее задание.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ - аудитория № 31

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ – 90 минут

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ И ТСО: демонстрационный текстовый материал; компьютер; проектор; выставка литературы по специальности; видеофильмы; слайды; модульно – поурочное пособие; распил черепа; череп, язык крупного рогатого скота, свиньи – натуральные препараты; зубы, языки – муляжи; строение зуба, языка, слюнных желез – рисунки; гистологические препараты; микроскопы.
ОСНАЩЕННОСТЬ РАБОЧЕГО МЕСТА СТУДЕНТА:

  1. Учебник «Анатомия сельскохозяйственных животных»;

  2. Модульно - поурочное пособие

  3. Варианты контрольных работ;

  4. Влажные препараты - язык крупного рогатого скота, свиньи;

  5. Гистопрепараты, микроскопы.

  6. Рисунки

ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА


Преподаватель переходит к сообщению нового раз­дела. Излагается тема и цель урока, подчеркивается важность изучае­мой темы для будущих ветеринарных фельдшеров.

Перед тем как перейти к изложению нового материала, преподаватель ставит проблемный вопрос.

Проблемный вопрос
Вспомните из анатомии 9 класса: Какие органы относятся к органам пищеварения у человека (см. приложение). Студенты делают запись в рабочую тетрадь.

Преподаватель объясняет значение органов пищеварения для организма и его связь с другими системами – методом эвристической беседы.

Преподаватель напоминает последовательность расположения органов пищеварения. К системе органов пищеварения относятся:

- ротовая полость;

- глотка;

- пищевод;

- желудок;

- кишечник;

- печень;

- поджелудочная железа.
Затем переходит к объяснению материала и излагает первый вопрос: «Органы ротовой полости». Студентам предлагается слайд:
Органы ротовой полости:


  • Преддверие ротовой полости

  • Собственная полость рта

  • Губы

  • Десны

  • Щеки

  • Твердое нёбо

  • Мягкое нёбо

  • Язык

  • Зубы

  • Слюнные железы

  • Миндалины


Прежде чем перейти к разбору органов ротовой полости, преподаватель ставит актуальный вопрос:

Какие функции осуществляют органы пищеварения?

__________________________________________________________________
Студенты самостоятельно, под руководством преподавателя делают записи в тетрадь.

- Пищеварением называют процесс превращения корма с помощью физической и химической его обработки в более простые питательные вещества, которые могут всасываться и усваиваться организмом. Белки, липиды и углеводы в процессе пищеварения подвергаются фи­зическим, химическим, биологическим воздействиям и превращаются в простые вещества, способные всасы­ваться в пищеварительном тракте. Вода, минеральные вещества и витамины всасываются и усваиваются в том виде, в каком они поступают с кормом.

Органы пищеварения выполняют следующие основ­ные функции: секреторную, двигательную (моторную), всасывательную и выделительную (экскреторную).

Секреторная функция состоит в выделении- пищева­рительными железами в пищеварительный канал соков: слюны, желудочного, поджелудочного, кишечного соков и желчи. Пищеварительные соки, или секреты, смачи­вают корм и посредством ферментов расщепляют бел­ки, липиды и углеводы до простых соединений.

Моторная, или двигательная, функция осуществля­ется мышцами органов пищеварения и обеспечивает прием корма, его перемешивание и продвижение по пи­щеварительному каналу.

Всасывательная функция выполняется слизистой оболочкой пищеварительного канала и обеспечивает поступление воды и расщепленных питательных веществ до простых соединений в кровь и в лимфу.

Экскреторная функция состоит в том, что органы пищеварения выделяют из организма некоторые продукты обмена (желчные пигменты, мочевину и другие), минеральные и случайно попавшие в организм вещества.

А затем поэтапно совместно с преподавателем, работая с учебником, студенты отвечают на следующие поставленные вопросы:
На какие части делится ротовая полость?

Ротовая _______________________________________________________

полость _______________________________________________________
Губы ___________________________________________________________

рта ___________________________________________________________

Щеки В основе находится щёчная мышца, на уровне 3-4

верхних коренных зубов имеется проток околоушной

слюнной железы,
валики

Твердое нёбо нёбный шов

нёбная дуга или занавес

Мягкое нёбо нёбно – глоточная дуга

нёбно – язычная дуга

Объяснение материала сопровождается показом слайдов и фотографий, сделанных студентами и преподавателем во время практических занятий на учебной ферме, по дисциплине: «Внутренние незаразные болезни».
Ротовая полость.— cavum oris (крупного рогатого скота) — подразделяется на преддверие рта и собствен­но полость. Преддверием ротовой полости называется пространство между губами, щеками и зу­бами. Вся остальная часть — от зубов до нёбной зана­вески носит название собственно полос т и }) т а. Слизистая оболочка ротовой полости образует:, десны, твердое нёбо, мягкое нёбо (нёбная занавеска); покры­вает язык, губы, щеки и продолжается в глотку. У круп­ного рогатого скота многослойный плоский эпителий слизистой оболочки отличается сильным развитием ро­гового слоя, который имеет на сосочках роговые чехлики. Их верхушки направлены в сторону глотки, что способствует удержанию корма в ротовой полости при жвачке.

Губы рта — labia oris — кожно-мышечные; складки, закрывающие вход в ротовую полость. Различают верхнюю и нижнюю губы. В их основе лежит круговая мышца губ, которая снаружи покрыта кожей, а. внутри слизистой оболочкой. Место соединения губ называется углом рта. У крупного рогатого скота верхняя губа малоподвижная и имеет носо-губное зеркало, обычно влажное и холодное у здоровых животных.

Десны — gingivae — образования слизистой обо­лочки, расположенной у основания видимой части зу­бов. У жвачных на месте отсутствующих верхних рез­цов слизистая оболочка имеет особенно толстый рого­вой слой, образующий зубную пластинку.

Щеки — bucca — образуют боковые стенки ротовой полости. В ее основе находится щечная мышца, покры­тая снаружи фасцией и кожей, а изнутри слизистой оболочкой, которая на уровне 3—4-го верхние корен­ных зубов имеет сосочек протока околоушной слюнной железы.

Твердое нёбо — palatum durum— слизистая оболочка, выстилающая свод ротовой полости. На нем находятся поперечные валики с роговыми сосочками, направленными в сторону глотки.

Мягкое небо, или нёбная занавеска — palatum molle — служит продолжением твердого нёба; она сво­бодно свешивается в виде пластинки и отделяет рото­вую полость от глотки. При глотании под влиянием пищевого кома мягкое нёбо приподнимается, пропуская пищу в глотку.
Характеризуя рассмотренные подвопросы, преподаватель обращает внимание на части ротовой полости, каким эпителием выстлана ротовая полость, какова роль мягкого неба, в чем особенности верхней губы у свиней. После эвристической беседы студенты в тетрадях письменно отвечают на поставленные вопросы.
??? Вопросы:
1. На какие части делится ротовая полость ____________________________

2. Каким эпителием выстлана ротовая полость_________________________

3. Какова роль мягкого нёба _________________________________________

4. В чем особенность верхней губы у свиньи ___________________________

Вопросы строения языка сопровождаются наглядными пособиями, натуральными препаратами, гистологическими препаратами, ставятся вопросы при изучении нового материала, проводится закрепление в форме эвристической беседы, предлагается самостоятельная поисковая работа с учебниками и наглядными пособиями.

Язык

верхушка

Язык тело

корень

спинка
Нитевидные
Механические Конусовидные

Сосочки

языка

Вкусовые

Грибовидные

Валиковидные

Листовидные

Рассмотрите препарат:

Поперечнополосатая мышечная ткань языка кошки.

На рисунке укажите:

1 - поперечно-полосатые волокна в продольном разрезе:

а - сарколемма,

б - саркоплазма,

в - ядро мышечного волокна,

г - поперечно-полосатая нсчерченность;

2 - поперечный раз-рез поперечно-полосатых мышечных волокон;

3 - прослойка рыхлой соединительной ткани между мышечными волокнами;

4 - скопление жировых клеток.
??? Вопросы:
1. Из какой мышечной ткани построен язык?

______________________________________________________________________

2. Каким эпителием выстлан язык?

______________________________________________________________________
ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА



А - коровы; Б - свиньи; В - лошади; а - верхушка;

б - тело и а - корень языка; 1 - нитевидные и

2 - грибовидные сосочки; 3 - подушка языка;

4 - валиковидные сосочки; 5 - спинка языка;

6 - нёбно-язычная дужка; 7 - нёбная миндалина;

8 - сильно развитые сосочки; 9 - боковая поверхность; 10 - язычно-надгортанная складка; 11 - листовидные сосочки.

Самостоятельная работа (стр.137-138)
Крупный рогатый скот ________________________________________________

Свинья ____________________________________________________________

Лошадь ____________________________________________________________
??? Вопросы:


  1. Покажите и назовите на натуральных препаратах особенности языка:

- крупного рогатого скота_____________________________________________

- свиньи.____________________________________________________________

- лошади ___________________________________________________________
Язык — lingua — мышечный подвижный орган. Им захватывается корм и перемещается во рту при пере­жевывании. На языке различают верхушку, среднюю часть – 4 - тело и аборальную часть — корень. Корнем язык прикрепляется к телу подъязычной кости и. мягкому нёбу. Верхняя поверхность языка (спинка) у крупного рогатого скота с утолщением — подушкой языка.; Слизистая оболочка языка содержит нитевид­ные сосочки, играющие механическую роль, и вкусовые сосочки: грибовидные и валиковидные. У крупного рогатого скота листовидные сосочки отсутствуют. В пе­редней части тела, при переходе в слизистую оболочку дна ротовой полости, слизистая оболочка языка обра­зует ;складку — уздечку языка. Поперечнополосатые мышечные волокна в языке образуют глубокие про­дольное, поперечные и перпендикулярные пучки. К ар­териям языка относятся: язычная и подъязычная Ин -нервируется язык следующими нервами: подъязычным, язычным, барабанной струной (вкусовой нерв), языко-глоточным нервом (вкусовой).

Зубы

Вопрос «Строение зубов» частично отводится на самостоятельную работу с текстом учебника для воспроизведения графологических схем, методом самостоятельной работы студентов, который дополняется такими приемами обучения как: инструктаж, контроль и обратная связь.
Дополнить схему: (в процессе изложения вопроса).

__________________

Зуб __________________

__________________

________________________

По расположению на челюсти ________________________

________________________


Длиннокоронковые

(КРС (коренные), лошадь).

По строению Короткокоронковые

(свинья, собака, КРС(резцы))

Зубчатые (собака).




Зубы

По форме жевательной

поверхности Бугорчатые (свинья)

Лунчатые (КРС)

Складчатые (лошадь)

______________________

По смене ______________________

СТРОЕНИЕ ЗУБА (стр.133-134)




Длиннокоронковые Короткокоронковые

_________________________ __________________________

_________________________ __________________________

_________________________ __________________________


Количество молочных и постоянных зубов

Вид животного

Зубы молочные

Зубы постоянные

J

C

P

M

Всего

J

C

P

M

Всего

Рогатый скот

8

-

12

-

20

8

-

12

13

32

Лошадь:

самки

самцы


12

12


-

4


12

12


-

-


24

28


12

12


-

4


12

12


12

12


36

40

Свинья

12

4

12

-

28

12

4

16

12

44


J - ______________________________

C - ______________________________

P - ______________________________

M - _____________________________
(стр.134)

??? Вопросы:
1. Какие части различают на языке:

______________________________________________________________________

2. Дайте классификацию сосочков языка



Механические




Вкусовые


3. Как различаются зубы по форме жевательной поверхности

Собака ____________________________________________________________

Свинья ___________________________________________________________

Крупный рогатый скот ______________________________________________

Лошадь ___________________________________________________________
4. Количество постоянных зубов

Крупный рогатый скот ______________________________________________

Лошадь: самки _____________________________________________________

самцы _____________________________________________________

Свинья ____________________________________________________________
Давая резюме по вопросу «строение зубов», преподаватель демонстрирует натуральные препараты зубов на черепах разных видов животных, тем самым методически закрепляет изучаемый материал.
3 у б ы — dentes — служат для захвата и измельче­ния корма. От их состояния во многом зависит Здоро­вье и продуктивность животного. Различают резцы, клыки и коренные зубы. Последние делятся на предкоренные -премоляры и коренные-моляры (Рис.51). Все зубы развиваются из слизистой оболочки роговой полости и являются ее производными. Зубы, которые появляются после рождения, а некоторые из них. и до рождения называются молочными. С возрастом молочные зубы выпадают и сменяются постоянными. У трех последних коренных зубов на нижней и верхней челюстях. Гнет молочных предшественников. Молочные зубы белее и мельче постоянных.

На зубе различают коронку, выступающую над дес­ной шейку и корень, находящиеся в зубной лунке. В зависимости от развития и особенностей строения зубы подразделяют на короткокоронковые и длиннокоронконые. К короткокоронковым относятся резцы жвачных, зубы свиньи и собаки. Коронка у таких зубов короткая, а корень длинный. Внутри зуба находится зубная полость, заполненная пульпой зуба (рис. 52).

В нее через канал корня проходят кровеносные сосуды и нервы.

Основное вещество, из которого состоит зуб называется дентином. В области коронки он покрыт слоем эмали - самого твердого вещества в теле животного, а в области корня — цементом. По строению цемент сходен с костной тканью.

Длиннокоронковые зубы отличаются длинной коронкой, коротким корнем и сложным строением по тако­му типу построены коренные зубы жвачных и все зубы лошади. Длиннокоронковые зубы по мере стирания выдвигаются из зубных альвеол, пока не выпадут. Коронка зуба у молодого животного состоит из 2—5ко­нусов. После их стирания жевательная поверхность зу­ба приобретает складчатость, на основании чего зубы этого типа относятся к складчатым зубам. Складки ко­ренных, зубов жвачных животных напоминают серп луны, поэтому называются лунчатыми зубами. У них широкая жевательная поверхность, и они хорошо дро­бят корм. По строению длиннокоронковые зубы имеют особенности: их коронка снаружи покрыта цементом, под которым лежит эмаль, а затем дентин.

У крупного рогатого скота резцы есть только на нижней челюсти. Их четыре пары: зацепы (централь­ные), средние внутренние, средние наружные и окрай­ки. Корни резцов не полностью погружаются в лунки челюстей, поэтому наблюдается незначительная по­движность резцов. Клыков нет. Премоляры имеют мо­лочных предшественников, моляры не сменяются. У премоляров на жевательной поверхности по две лун­ки, у моляров по четыре. С обеих сторон каждой че­люсти по три премоляра и по три моляра, всего 24 ко­ренных зуба.

Резцы условно обозначаются буквой J (dentes incisivi), клыки — С (dentes canini), премоляры — P (den­tes praemolares), моляры — M (dentes molares).

По прорезыванию и смене зубов можно определить возраст животного. У новорожденного теленка уже есть молочные зацепы и средние внутренние резцы. В пер­вые недели после рождения прорезываются средние наружные резцы и окрайки на нижней челюсти.

Слюнные железы

Вопрос «Слюнные железы и «Миндалины» целесообразно объединить в один общий вопрос. Данные вопросы излагаются методами – рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, показ слайдов. Указывается на необходимое значение функции миндалин.
Слюнные железы _____________________________________________________
Застенные слюнные железы.


Название

Топография

Проток открывается

Околоушная слюнная железа (серозная).

Позади края нижней

челюсти под ушной

раковиной

На дне ротовой полости в защищенное пространство на уровне 3-4-го коренного зуба

Подчелюстная (смешанная).

Под ветвью нижней челюсти

На дне ротовой полости

Подъязычная (смешанная).

Под языком

На дне ротовой полости



Миндалины (стр.137) _________________________________________________

Функция ____________________________________________________________
Слюнные железы — glandulae salyvales — вы­деляют секрет — слюну. Кроме мелких слюнных желез, расположенных в слизистой оболочке губ, нёба, щек, есть три нары крупных слюнных желез: околоушная, нижнечелюстная и подъязычная. Они располагаются вне слизистой оболочки рта, поэтому относятся к застенным слюнным железам.

Околоушная слюнная железа – glandulae рarotis - красно-бурого цвета, выделяет "белковый (серозный) секрет. Она находится под колеей в треугольнике меж­ду основанием ушной раковины, углом нижней челюс­ти и крылом атланта (рис. 54). Железа состоит из соединительнотканного ос­това и паренхимы. Ос­новная часть, выделяю­щая слюну, — паренхи­ма — состоит из альвеол. Стенки альвеол образо­ваны двумя слоями кле­ток: железистыми и кор-зинчатыми. Железистые клетки выделяют слюну; корзинчатые клетки, со­кращаясь, сжимают аль­веолы и вытесняют слю­ну из железы. Проток околоушной слюнной же­лезы проходит по меди­альной поверхности ни­жней челюсти, переходит через сосудистую вырезку на слизистую поверхность и выводит слюну в полость преддверия рта на уровне 3-го или 4-го верхнего коренного зуба. Питает железу поверхностная височная артерия; иннервируют ветви языкоглоточного нерва и ветви краниального симпати­ческого ганглия.

Нижнечелюстная слюнная железа —– glandula mandibularis располагается с медиальной стороны нижней челюсти от ее сосудистой вырезки до 1-го шейного позвонка; она желтого цвета. Паренхима состоит из альвеол "и трубок, образованных двумя типами железис­тых клеток. Одни из них, как и в околоушной слюнной железе, выделяют серозный секрет, другие — слизис­тый. С помощью электронного микроскопа выяснена их структура. Клетки, выделяющие серозный секрет, нахо­дятся снаружи слизистых клеток и отличаются от них большой складчатостью плазмалеммы. Слюна из этой железы смешанного состава,-поступает в проток нижнечелюстной железы, открывающийся в подъязычной бо­родавке; впереди уздечки языка. Артерии железы на­чинаются от наружной челюстной артерии; иннервируют барабанная струна и язычный нерв.

Подъязычная слюнная железа - glandulae_sublingualis -— находитс на дне ротовой полости, сбоку тела языка. Передняя ее часть называется однопротоковой, подъязычной железой, задняя — короткопротоковой. У последней более 30 протоков, выделяющих слюну по бокам тела языка. Паренхима железы состоит из аль­веол и трубок с двумя видами железистых клеток и напоминает по строению нижнечелюстную слюнную же­лезу. Клетки, выделящие серозный секрет, находятся на концах альвеол. Основную часть секреторного отде­ла занимают .железистые клетки, выделяющие слизь, или муцин.

Миндалины — tonsillae — представляют собой скопление ретикулярной ткани в виде мелких лимфо-узелков. Поверхность их бугристая из-за складок сли­зистой оболочки. Различают ненаpную небную минда­лину, лежащую в основании мягкого иеба,а непарную язычную миндалину, лежащую у корня языка,непарную глоточную миндалину и несколько парных миндалин.

Глотка

Вопрос «Строение глотки» отводится на самостоятельную работу с текстом учебника для воспроизведения таблицы «Отверстия глотки». Перед началом работы преподаватель ставит вопрос: Какие пути перекрещиваются в глотке, какова значимость путей и куда они ведут. Работа сопровождается демонстрацией слайда «Отверстия глотки». Преподаватель использует метод мозгового штурма.
Глотка _________________________________________________________
Отверстия глотки

Название

Парные, не парные

Функция

-

-

-

-

-

-

-








По закреплению данного материала задается вопрос и предлагается фрагмент видеофильма «Исследование глотки».

Глотка - pharynx (крупного рогатого скота) - по строению относится к трубчатым органам; имеет форму воронки с вершиной, направленной вниз, а расширен­ной частью вверх — к основанию черепа. Расположена она каудально от носовой и ротовой полостей, соединяя их с началом пищевода и гортанью. В глотке семь отверстий. Через непарное отверстие - зев, который на­ходится на границе ротовой полости и глотки, корм попадает в глотку, а затем проталкивается в пищеводное отверстие. Парные отверстия — хоаны, проводят воздух из носовой полости в глотку. У жвачных они узкие, разделены сошником, находятся в заднем конце носовой полости. Струя воздуха из глотки попадает в отверстие гортани и в дыхательное горле.. В боковые стенки глотки вблизи хоан открываются два отверстия слуховых труб, которые ведут в полость среднего уха. Слизистая оболочка верхней части глотки — свода, где проходит воздух, выстлана мерцательным эпителием, а боковые ее стенки и дно — многослойным плоский эпителием.

Корм проглатывается произвольно вследствие со­кращения мышечной оболочки глотки, состоящей из поперечнополосатых мышц. Сжимают глотку три пар­ные мышцы: ростральный констриктор глотки, средний констриктор глотки и каудальный, или гортанный, кон­стриктор глотки. Ростральный констриктор при глота­нии подтягивает глотку и пищевод вперед к ротовой полости, остальные мышцы сжимают глотку и вытал­кивают пищевой ком в пищевод. При этом хоаны за­крываются нёбной занавеской, а вход в гортань особым хрящом — надгортанником.

У домашних животных других видов строение глотки в основном такое же, как и у крупного рогатого ско­та. Лишь у лошади слуховые трубы образуют расширеиия — воздухоносные мешки.
Пищевод

Перед изложением вопроса « Строение пищевода» преподаватель напоминает о строении трубчатого органа и его оболочках, а затем студенты составляют графологические схемы: оболочки пищевода, части пищевода. Совместно с преподавателем работают студенты с гистологическим препаратом строения пищевода и сообщают характерные его особенности, затем закрепляют материал в форме эвристической беседы.
Пищевод (стр.138) ____________________________________________________
Гистологическое строение пищевода.

I – слизистая оболочка:

1 – эпителий – многослойный плоский;

2 – собственный слой слизистой оболочки;

3 – мышечный слой слизистой оболочки;

4 – подслизистый слой:

а – слизистые железы.

II – мышечная оболочка:

5 – кольцевой слой;

6 – продольный слой.

III – адвентиция или серозная оболочка.

Части пищевода

-

-

-

Пищевод - oesophagus — относится к типичным трубчатым органам. Через него в результате сокращения мышечной оболочки корм продвигается из глотки в желудок. Пищевод подразделяется на шейную, грудную и брюшную части. Шейная часть пищевода начинается от задней стенки глотки и тянется по дорсальной поверхности гортани и трахеи; под 3-м и 5-м шейными позвонками он смещается на левую поверхность трахеи, затем входит в грудную полость и вновь ложит­ся на ее дорсальную поверхность. Образованная таким образом складка пищевода при вытягивании шеи рас­правляется и способствует ее свободному движению. Грудная часть пищевода располагается на дорсальной поверхности трахеи, затем ниже и правее аорты прохо­дит через диафрагму в брюшную полость. Брюшная часть пищевода очень короткая. Сейчас же за. диаф­рагмой она расширяется и впадает в преддверие руб­ца, а затем продолжается в пищеводный желоб.

На всем протяжении пищевода его слизистая обо­лочка выстлана многослойным плоским эпителием. Мы­шечная оболочка довольно толстая и состоит из попе­речнополосатой мышечной ткани. В шейной части, пи­щевод покрыт адвентицией, в грудной и брюшной по­лостях — серозной оболочкой. Его васкуляризует артерия пищевода и ветви общей сонной артерии. Ин­тернируется он блуждающим нервом.

У свиньи и лошади мышечная оболочка пищевода в конце грудной части состоит из гладкой мышеч­ной ткани.

Роль ферментов в пищеварении

Вопросы «Роль ферментов в пищеварении», «Пищеварение в ротовой полости» и «Слюноотделение» преподаватель проводит в форме поискового метода, с использованием экранных пособий и самостоятельного опережающего домашнего задания. Студенты решают проблемные вопросы, добывают новые знания путем просмотра фрагмента фильма, постановки опыта, процесса дискуссии.
Ферменты – это _____________________________________________ (стр.304)

Группы ферментов ___________________________________________________



Название

Действие

-




-




-





t0 ферментов - ______________________________________________________
Среда ферментов - ____________________________________________________
Пищеварение в ротовой полости (стр.305-306)




Состав слюны


жвачные ______________________________________

pH слюны лошади ______________________________________

свиньи ______________________________________

(фермент)


Бактерицидные

свойства слюны


Слюноотделение у животных (стр.306)

Лошадь _____________________________________________________________________

Свинья _____________________________________________________________________

Жвачные _____________________________________________________________________

Роль ферментов в пищеварении. Ферменты являют­ся биологическими катализаторами белковой природы, которые осуществляют переваривание питательных ве­ществ.

Пищеварительные ферменты специфичны: каж­дый фермент действует на определенное питательное вещество. Активность ферментов зависит от температу­ры, реакции среды. Наиболее активны ферменты при температуре 37—40 СС; при нагревании свыше 60 °С они теряют свою активность. Одни ферменты действуют только в кислой среде, другие — в щелочной, третьи — в нейтральной.

Ферменты пищеварительных соков подразделяют на три группы: протеазы расщепляют белки (протеины), липазы — липиды, а амилазы — углеводы.

Методы изучения функций органов пищеварения. И. П. Павлов разработал метод хронических опытов, с помощью которых удалось установить основные зако­номерности в деятельности органов пищеварения. Были разработаны методики выведения протоков слюн­ных желез, поджелудочной железы, создания изолиро­ванного желудочка. Оперированные животные после выздоровления почти ничем не отличались от неоперированных и долгое время служили объектами, для изу­чения функций органов пищеварения. Павловские мето­дики с некоторыми усовершенствованиями применяют и сейчас для изучения пищеварения у сельскохозяйст­венных животных. Наряду с павловскими методиками используют также гистохимический метод для изучения функции слизистой оболочки различных отделов пище­варительного канала. Сократительную и электрическую активность органов пищеварения изучают баллонографическим, электрофизиологическим, рентгенологиче­ским, радиотелеметрическим и другими методами.

Пищеварение в полости рта. С помощью рта проис­ходит поедание Корма и прием воды. В ротовой поло­сти корм обрабатывается, а затем заглатывается,

Поедание корма. Животные разных видов по­едают корм и пьют воду пo-разному. Это зависит от подвижности и формы губ, строения языка, формы верхней и нижней челюстей и, особенностей их движе­ния, от строения зубов. Лошадь, овца, коза, имеют по­движные губы и при поедании зерна захватывают его губами, траву подрезают резцами и при помощи языка направляют в ротовую полость. У коров губы короткие и менее подвижны; корм захватывается языком. Коро­ны подрезают траву при боковом движении нижней че­люсти, когда ее резцы соприкасаются с дентальной пластинкой верхней челюсти. Свиньи из корыта захва­тывают корм зубами и языком. В естественных услови­ях они роют землю и добытый корм забирают нижней челюстью. Плотоядные животные берут корм резцами и клыками. Сельскохозяйственные животные пьют воду, насасывая ее через небольшую щель у середины губ после их смыкания. Плотоядные лакают воду и жидкую пищу языком.

Попавший в ротовую полость корм подвергается ме­ханической обработке в результате жевательных дви­жений. Лошадь тщательно пережевывает корм при за­крытой ротовой полости. Свиньи тоже тщательно жуют корм. Жвачные животные принятый корм вначале слег­ка пережевывают и проглатывают, а потом после отрыгивания повторно тщательно пережевывают. Плото­ядные разминают, раздробляют корм и быстро прогла­тывают, не пережевывая его.

Слюна и слюноотделение. Слюна — про­дукт секреции трех слюнных желез: околоушных, подъязычных и нижнечелюстных. Околоушные железы — серозные железы, выделяют прозрачную жидкую слюну. Подъязычные и подчелюстные железы смешанные, образуют бесцветную, вязкую слюну, содержащую муцин. Мелкие железы выделяют в ротовую полость тягучую мутную слюну, богатую слизистым веществом — му­цином.

Для изучения деятельности слюнных -желез И. П. Павлов разработал методику наложения хронических фистул протоков слюнных желез у собак.

В состав слюны входят вода, органические вещества (белок - муцин и др.), неорганические вещества ( сульфаты, карбонаты натрия, калия).

Слюна — вязкая жидкость слабошелочной реакции .и с плотностью 1,002—1,012: содержит 99—99,4% воды и 0,6—1 % сухих .веществ; рН слюны жвачных 8,1—8,3, лошади и свиньи —7,2—7,5. В слюне свиньи имеются ферменты а-амилаза (птиалин) и мальтаза; а - амилаза расщепляет крахмал до декстринов и мальтозы, а мальтаза превращает мальтозy в глюкозу. В слюне лошади, жвачных и плотоядных этих ферментов Нет.

Количество отделяемой слюны зависит от количест­ва поедаемого корма и его физического состояния. Чем суше и грубее корм, тем больше, образуется слюны. Выделение слюны вызывает не только корм, но и не­съедобные вещества, если они попадают в рот живот­ному.

Слюна, смачивая корм, облегчает процесс желания. Посредством муцина она склеивает и обволакивает пищевой ком, облегчает его проглатывание. Своими ще­лочными основаниями слюна нейтрализует кислотность же­лудка. Она содержит вещества,, обладающие бактери­цидным действиём (лйзоцим и ингибан). При слюноот­делении у некоторых животных (например, собак() про­исходит отдача тепла организмом.

Слюноотделение у животных различ­ных видов. У лошади слюноотделение происходит при приеме корма и его пережевывании. Она жует корм попеременно то на одной, то на другой стороне, поэтому и слюна выделяется больше на топ стороне, на ко­торой происходит жевание. В течение суток у нее выде­ляется до 40 л слюны. У свиньи слюна отделяется пери од и чески, то есть при приеме корма и его пережевы­вании; за сутки выделяется до.15 л слюны.

Процесс слюноотделения у жвачных отличается от слюноотделе­ния лошади и свиньи.

Околоушные железы выделяют слюну постоянно во время приема корма, жвачки и в период покоя Нижнечелюстные и подъязычные железы образуют слюну периодически — при приеме корма и жвачке. Постоянная секреция околоушных же­лез происходит вследствие раздражения хемо – и мехопорсцепторов рубца. Накопление пищевых масс, повышение кислотности и давления в нем вызывают усилен­ное выделение слюны. У крупного рогатого скота за сутки выделяется 90—190 л слюны, у овец — 6—10 л слю­ны. У собак слюна выделяется только при приеме корма.

Регуляция слюноотделения. Слюноотделе­ние у животных происходит рефлекторно. Когда в рото­вую полость попадает корм, он раздражает вкусовые рецепторы. Возбуждения от рецепторов по центростре­мительным нервам передаются в продолговатый мозг, где находится центр слюноотделения, а оттуда — по центробежным нервам к слюнным железам. В центро­бежных нервах имеются волокна симпатической и парасимпатической нервной системы. Парасимпатические нервы: вызывают образование в большом количестве жидкой слюны, симпатические — небольшое количество густой слюны.

Деятельность слюноотделительного центра продолговатого мозга контролируют гипоталамус и кора больших полушарий. Роль коры больших полушарий в ре­гуляции слюноотделения установил И. П. Павлов. На центр слюноотделения влияют раздражения рецеп­торов желудка и кишечника, возбуждая или тормозя слюноотделение.

Закрепление нового материала преподаватель проводит частично поисковым демонстрационным методом работы с экранными пособиями.

Методом эвристической (поисковой) беседы решают проблемные вопросы и добывают часть новых знаний в процессе дискуссий, коллективных размышлений, индуктивных и дедуктивных умозаключений, опираясь на следующие вопросы:

Опрос по цепочке

1. Перечислите органы пищеварения, их последовательность ___________________

2. Чем образованы десны? _________________________________________________

3. Какова роль мягкого нёба? ______________________________________________

4. На какие части делится язык? ____________________________________________

5. Какие вы знаете зубы на смене? __________________________________________

6. Перечислите слюнные железы ___________________________________________

7. На какие отделы делится пищевод? _______________________________________

8. Назовите семь отверстий глотки _________________________________________

9. Назовите функции органов пищеварения __________________________________

10. Как происходит слюновыделение у лошади _______________________________

Свиньи _________________________________________________________________

Жвачных _______________________________________________________________
После опроса «По цепочке» студентам предлагается закрепить изученный материал в форме тестового контроля.

Тестовый контроль по дисциплине: «Анатомия и физиология животных», по теме: «Органы ротовой полости. Глотка. Пищевод.»
Вариант 1

1. Сколько резцовых зубов у коровы?

а) 8; 6)12; в)20; г)24

2. Каким эпителием покрыта слизистая оболочка ротовой полости?

а) железистым эпителием;

б) призматическим эпителием;

в) многослойным плоским эпителием;

3. Какие части различают на языке?

а) верхушка, тело, корень, спинка;

б) валики, корень;

в) небная дуга, спинка, корень.

4. Какие части различают на твердом небе?

а) небный шов, небно-глоточная дуга;

б) валики, небный шов;

в) корень, спинка, валики.

5. Какие части различают на пищеводе?

а) шейная, брюшная пупочная;

б) грудная, вентральная, дорсальная;

в) шейная, грудная, брюшная.

Вариант 2

1. Сколько резцовых зубов у лошади?

а) 8; б) 12; в) 20; г) 24

2. Каким эпителием покрыта слизистая оболочка пищевода?

а) многослойным плоским эпителием;

б) однослойным кубическим эпителием;

в) переходный эпителий.

3. Какие части имеет зуб?

а) шейка, корень, эмаль;

б) коронка, шейка, корень;

в) коронка, цемент, дентин;

4. Какие сосочки различают на языке по их действию?

а) листовидные, конусовидные;

б) вкусовые, валиковидные;

в) механические, вкусовые.

5. Как классифицируются зубы по расположению на челюсти?

а) длиннокоронковые, короткокоронковые;

б) резцы, клыки, коренные;

в) молочные, постоянные.
В конце урока преподаватель объявляет домашнее задание
Домашнее задание
1. Учебник под ред. А.П. Елисеева и др. «Анатомия и физиология сельскохозяйственных

животных». - М: ВО Агропромиздат, 1991г. - стр. 129-139; 303-307.

2. Повторить: Деление брюшной полости на отделы и полости. стр. 139-140.

3. Ответить на вопросы: «Регуляция слюновыделения», стр.307.

3.1. Действие
Симпатической Нарасимпатической

нервной системы нервной системы

_______________ ___________________

_______________ ___________________

_______________ ___________________

_______________ ___________________
3.2. Центр слюноотделения расположен _____________________________________

________________________________________________________________________

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ РОТОВОЙ ПОЛОСТИ И ГЛОТКИ.

ДЕЙСТВИЕ СЛЮНЫ НА КРАХМАЛ.

1. Используя рис. 1, выясните, какое строение имеет ротовую полость и глотка. Какие органы расположены в ротовой полости? Какое значение для пищеварения имеют парные слюнные железы, язык и зубы?


________________________________________________________________________
2. Рассмотрите рис.2 и схему акта глотания. Обратите внимание, что в глотке перекрещиваются дыхательные и пищеварительные пути, поэтому существует специальный рефлекторный механизм, отделяющий их друг от друга во время проглатывания пищевого комка. Когда пищевой комок попадает на корень языка, находящиеся там рецепторы раздражаются. В ответ на это раздражение рефлекторно сокращаются мышцы, участвующие в глотании. Надгортанник опускается и преграждает пище путь в гортань, а мягкое нёбо поднимается и закрывает вход в носоглотку. Дыхание во время глотания задерживается. Объясните, почему во время еды вредно разговаривать.


Рис.2 . Акт глотания.

________________________________________________________________________

3. Прикоснитесь предварительно продезинфицированной ручкой чайной ложки к корню языка. Что происходит? Осуществляется ли акт глотания? Постарайтесь сделать подряд как можно больше глотательных движений. Много ли вы смогли их сделать? Объясните причины наблюдаемых явлений. Какова роль слюны и пищи в акте глотания?
________________________________________________________________________
4. Изучите действие ферментов слюны на крахмал. Для этого возьмите два накрахмаленных бумажных фильтра. На одном из них с помощью ватной палочки, смоченной слюной, напишите букву «И». На другом фильтре напишите ту же букву ватной палочкой, смоченной в воде.

Зажмите фильтры поочередно между ладонями и через 1-2 минуты обработайте оба фильтра йодной водой (рис. 3). Что наблюдаете? Объясните результат опыта. Сделайте вывод о действии ферментов слюны на крахмал. В каких условиях работают ферменты слюны?

Рис.3. Действие слюны на крахмал.
________________________________________________________________________
Выводы: Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества преподавателя и студентов.

Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – приложить – проверить результат. Данная методическая разработка дает возможность проследить основной закон усвоения нового материала методом многократного повторения.

Литература:

Т.Л.Богданова Биология задания и упражнения . «Колос»- Москва, 1966

Г.М. Муртазин Активные формы и методы обучения биологии Москва «Просвещение», 1989 .

Научно – методический журнал «Биология в школе» 2009 № 5; 2008 № 2; 2008 № 7; 2009 № 3; 2009 № 4.