Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Методическая разработка проведения урока по теме: «Органы пищеварения. Органы ротовой полости. Глотка. Пищевод. Пищеварение в ротовой полости». по дисциплине: «Анатомия и физиология животных» |
 Скачать 341.21 Kb. |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ФГОУ СПО «Коломенский аграрный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
проведения урока
по теме: «Органы пищеварения.
Органы ротовой полости. Глотка. Пищевод. Пищеварение в ротовой полости». по дисциплине: «Анатомия и физиология животных»
для специальности 111201 «Ветеринария»
Коломна 2009 год
Рассмотрена на заседании
Цикловой комиссии
Зооветеринарных дисциплин
Протокол №____ от_______
Председатель комиссии
___________________В.Н.Швецова
|
| Автор - преподаватель зооветеринарных дисциплин - О.В.Соколова
Рецензент – Зав. методическим кабинетом, преподаватель В.Н.Швецова Содержание
-Введение
- Подготовительный этап
– Структура урока
- План урока
V - Методика проведения урока
VI - Выводы
VII - Литература
Аннотация В данной разработке представлена методика проведения урока изучения нового материала по дисциплине «Анатомия и физиология животных» для специальности 111201 «Ветеринария». Методика предусматривает применение различных методов и разнообразных средств обучения, таких как: графологический, демонстрационный, эвристическая беседа, поисковый и другие. Методика проведения урока является примером активного обучения, она отличается четкостью разработки каждого этапа урока сопровождением дидактическим иллюстративным материалом, обеспечением постоянной обратной связи со студентами. Методическая разработка предназначена для преподавателей ветеринарных дисциплин средних сельскохозяйственных учебных заведений.
Введение
Важнейшая задача каждого преподавателя - дальнейшее повышение эффективности обучения. Это особенно справедливо в наше время, когда стремительно развивается все отрасли науки и техники, постоянно повышается требования к качеству подготовки специалистов. Вместе с развитием науки и техники, с повышением требований к подготовке специалистов должно развиваться и совершенствоваться методика преподавания. В условиях постоянного возрастания объема знаний, необходимых специалисту, изменений в содержании дисциплины, при улучшении технического оборудования лаборатории, должна меняться система и способы преподавания. Ставится задача: так организовать обучение, чтобы в единицу времени студент получил бы максимум необходимых знаний и навыков. Одним из способов активизации деятельности студентов на уроке является применение разнообразных форм и методов обучения. Все большее распространение получает идея проблемного обучения, метод самостоятельной работы с учебником, с дидактическим материалом.
Каждая тема для написания методической разработки выбрана для того чтобы поделиться опытом работы по применению графологических схем (опорных конспектов), модульно - поурочным пособием, демонстрационным методом при объяснении нового материала и использованием разнообразия активных методов обучения.
Активные методы такие как: словесные - эвристическая беседа, работа с учебником; наглядные - демонстрация презентации, экранных пособий; практические – исследовательский, поисковый, тренировочные упражнения, доказывают что такое обучение эффективнее традиционного.
В процессе обучения активные методы выполняют несколько функций:
служат наглядным пособием при объяснении;
упрощают и ускоряют процесс подготовки студентов к уроку;
позволяют увеличить объем изучаемого материала на уроке;
развивают творческое мышление и познавательные силы студентов, активизируют процесс обучения.
Тема «Органы пищеварения» изучается на 2 курсе по специальности «Ветеринария». На ее освоение программой 10 часов, из них лабораторных работ – 2 часа, практических занятий - 2 часа . Подготовительный этап.
Дидактическая сторона связана с выбором средств наглядности применительно к содержанию той или иной формы учебного процесса. Именно для решения дидактической цели обеспечивает успех применения модульно - поурочного пособия, экранного пособия частично поискового, демонстрационного метода графологических схем опорных конспектов технических средств в учебно-воспитательном процессе.
Выбрана тема: «Органы пищеварения. Органы ротовой полости. Глотка. Пищевод. Пищеварение в ротовой полости» - является актуальной по применению и разнообразию форм и методов обучения.
Для данной темы разработано модульно - поурочное пособие, графологические схемы, опорные конспекта экранное пособие,
самостоятельная работа. Структура урока. 1. Организационный момент – 1- 3 минуты
2. Актуализация и постановка целей урока 2 минуты
3. Изложение нового материала 60 - 72 минуты
4. Закрепление нового материала 10-20 минут
5. Аттестация студентов 1 - 2 минуты
6. Задание на дом 3-4 минуты
План – карта междисциплинарных связей по дисциплине
«Анатомия и физиология животных».
Раздел «Органы пищеварения»
Обеспечиваемые дисциплины
| Дисциплина Анатомия и
физиология животных
| Обеспечиваемые
дисциплины
| Анатомия человека (8 класс)
Раздел «Пищеварение»
| Раздел «Органы
пищеварение»
| Дисциплины:
«Патологическая анатомия и патологическая физиология»;
«Внутренние незаразные болезни» -
- раздел: «Исследование органов пищеварения»,
- раздел: «Болезни органов пищеварения».
|
Методика проведения урока.
План урока
ТЕМА: «Органы пищеварения. Органы ротовой полости. Глотка. Пищевод .
Пищеварение в ротовой полости». ЦЕЛИ:
Образовательные - формировать у студентов новые анатомо-физиологические понятия о строении и функции органов пищеварения. Продолжать развивать у студентов общебиологические понятия о клеточном строении, об обмене веществ и связи организма со средой, о взаимосвязи строения и функции органов пищеварения. Развивать умение экспериментировать, работать с книгой, раздаточным материалом.
Воспитательные - формирование у студентов научного мировоззрения, показывая анатомо-физиологическое сходство, единство пищеварительной системы млекопитающих и человека, воспитание любви к учебной дисциплине, специальности; убеждение материальности живого мира.
Развивающие - развитие творческого мышления и речи, развитие интеллектуальных, творческих и познавательных способностей студентов. ТИП УРОКА: Изучение нового материала МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ: самостоятельная работа с дидактическим материалом, демонстрационный метод с экранными пособиями, вопрос - ответ, эвристическая беседа, рассказ, презентация, исследовательский, частично - поисковый, демонстрация учебных видеоматериалов, опережающее задание.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ - аудитория № 31
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ – 90 минут
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ И ТСО: демонстрационный текстовый материал; компьютер; проектор; выставка литературы по специальности; видеофильмы; слайды; модульно – поурочное пособие; распил черепа; череп, язык крупного рогатого скота, свиньи – натуральные препараты; зубы, языки – муляжи; строение зуба, языка, слюнных желез – рисунки; гистологические препараты; микроскопы. ОСНАЩЕННОСТЬ РАБОЧЕГО МЕСТА СТУДЕНТА:
Учебник «Анатомия сельскохозяйственных животных»;
Модульно - поурочное пособие
Варианты контрольных работ;
Влажные препараты - язык крупного рогатого скота, свиньи;
Гистопрепараты, микроскопы.
Рисунки
ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Преподаватель переходит к сообщению нового раздела. Излагается тема и цель урока, подчеркивается важность изучаемой темы для будущих ветеринарных фельдшеров .Перед тем как перейти к изложению нового материала, преподаватель ставит проблемный вопрос. Проблемный вопросВспомните из анатомии 9 класса: Какие органы относятся к органам пищеварения у человека (см. приложение). Студенты делают запись в рабочую тетрадь. Преподаватель объясняет значение органов пищеварения для организма и его связь с другими системами – методом эвристической беседы. Преподаватель напоминает последовательность расположения органов пищеварения. К системе органов пищеварения относятся: - ротовая полость; - глотка; - пищевод; - желудок; - кишечник; - печень; - поджелудочная железа. Затем переходит к объяснению материала и излагает первый вопрос: «Органы ротовой полости». Студентам предлагается слайд: Органы ротовой полости: Преддверие ротовой полости
Собственная полость рта
Губы
Десны
Щеки
Твердое нёбо
Мягкое нёбо
Язык
Зубы
Слюнные железы
Миндалины
Прежде чем перейти к разбору органов ротовой полости, преподаватель ставит актуальный вопрос: Какие функции осуществляют органы пищеварения? __________________________________________________________________ Студенты самостоятельно, под руководством преподавателя делают записи в тетрадь. - Пищеварением называют процесс превращения корма с помощью физической и химической его обработки в более простые питательные вещества, которые могут всасываться и усваиваться организмом. Белки, липиды и углеводы в процессе пищеварения подвергаются физическим, химическим, биологическим воздействиям и превращаются в простые вещества, способные всасываться в пищеварительном тракте. Вода, минеральные вещества и витамины всасываются и усваиваются в том виде, в каком они поступают с кормом.Органы пищеварения выполняют следующие основные функции: секреторную, двигательную (моторную), всасывательную и выделительную (экскреторную).Секреторная функция состоит в выделении- пищеварительными железами в пищеварительный канал соков: слюны, желудочного, поджелудочного, кишечного соков и желчи. Пищеварительные соки, или секреты, смачивают корм и посредством ферментов расщепляют белки, липиды и углеводы до простых соединений.Моторная, или двигательная, функция осуществляется мышцами органов пищеварения и обеспечивает прием корма, его перемешивание и продвижение по пищеварительному каналу.Всасывательная функция выполняется слизистой оболочкой пищеварительного канала и обеспечивает поступление воды и расщепленных питательных веществ до простых соединений в кровь и в лимфу. Экскреторная функция состоит в том, что органы пищеварения выделяют из организма некоторые продукты обмена (желчные пигменты, мочевину и другие), минеральные и случайно попавшие в организм вещества.А затем поэтапно совместно с преподавателем, работая с учебником, студенты отвечают на следующие поставленные вопросы: На какие части делится ротовая полость?Ротовая _______________________________________________________ полость _______________________________________________________ Губы ___________________________________________________________ рта ___________________________________________________________ Щеки В основе находится щёчная мышца, на уровне 3-4 верхних коренных зубов имеется проток околоушной слюнной железы, валики Твердое нёбо нёбный шов нёбная дуга или занавес Мягкое нёбо нёбно – глоточная дуга нёбно – язычная дуга Объяснение материала сопровождается показом слайдов и фотографий, сделанных студентами и преподавателем во время практических занятий на учебной ферме, по дисциплине: «Внутренние незаразные болезни». Ротовая полость.— cavum oris (крупного рогатого скота) — подразделяется на преддверие рта и собственно полость. Преддверием ротовой полости называется пространство между губами, щеками и зубами. Вся остальная часть — от зубов до нёбной занавески носит название собственно полос т и }) т а. Слизистая оболочка ротовой полости образует:, десны, твердое нёбо, мягкое нёбо (нёбная занавеска); покрывает язык, губы, щеки и продолжается в глотку. У крупного рогатого скота многослойный плоский эпителий слизистой оболочки отличается сильным развитием рогового слоя, который имеет на сосочках роговые чехлики. Их верхушки направлены в сторону глотки, что способствует удержанию корма в ротовой полости при жвачке. Губы рта — labia oris — кожно-мышечные; складки, закрывающие вход в ротовую полость. Различают верхнюю и нижнюю губы. В их основе лежит круговая мышца губ, которая снаружи покрыта кожей, а. внутри слизистой оболочкой. Место соединения губ называется углом рта. У крупного рогатого скота верхняя губа малоподвижная и имеет носо-губное зеркало, обычно влажное и холодное у здоровых животных.Десны — gingivae — образования слизистой оболочки, расположенной у основания видимой части зубов. У жвачных на месте отсутствующих верхних резцов слизистая оболочка имеет особенно толстый роговой слой, образующий зубную пластинку.Щеки — bucca — образуют боковые стенки ротовой полости. В ее основе находится щечная мышца, покрытая снаружи фасцией и кожей, а изнутри слизистой оболочкой, которая на уровне 3—4-го верхние коренных зубов имеет сосочек протока околоушной слюнной железы.Твердое нёбо — palatum durum— слизистая оболочка, выстилающая свод ротовой полости. На нем находятся поперечные валики с роговыми сосочками, направленными в сторону глотки.Мягкое небо, или нёбная занавеска — palatum molle — служит продолжением твердого нёба; она свободно свешивается в виде пластинки и отделяет ротовую полость от глотки. При глотании под влиянием пищевого кома мягкое нёбо приподнимается, пропуская пищу в глотку. Характеризуя рассмотренные подвопросы, преподаватель обращает внимание на части ротовой полости, каким эпителием выстлана ротовая полость, какова роль мягкого неба, в чем особенности верхней губы у свиней. После эвристической беседы студенты в тетрадях письменно отвечают на поставленные вопросы. ??? Вопросы:1. На какие части делится ротовая полость ____________________________ 2. Каким эпителием выстлана ротовая полость_________________________ 3. Какова роль мягкого нёба _________________________________________ 4. В чем особенность верхней губы у свиньи ___________________________ Вопросы строения языка сопровождаются наглядными пособиями, натуральными препаратами, гистологическими препаратами, ставятся вопросы при изучении нового материала, проводится закрепление в форме эвристической беседы, предлагается самостоятельная поисковая работа с учебниками и наглядными пособиями. Язык верхушка Язык тело корень спинка Нитевидные Механические Конусовидные Сосочки языка Вкусовые Грибовидные Валиковидные Листовидные Рассмотрите препарат: Поперечнополосатая мышечная ткань языка кошки. На рисунке укажите: 1 - поперечно-полосатые волокна в продольном разрезе: а - сарколемма, б - саркоплазма, в - ядро мышечного волокна, г - поперечно-полосатая нсчерченность; 2 - поперечный раз-рез поперечно-полосатых мышечных волокон; 3 - прослойка рыхлой соединительной ткани между мышечными волокнами; 4 - скопление жировых клеток. ??? Вопросы: 1. Из какой мышечной ткани построен язык?______________________________________________________________________ 2. Каким эпителием выстлан язык?______________________________________________________________________ ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКАА - коровы; Б - свиньи; В - лошади; а - верхушка; б - тело и а - корень языка; 1 - нитевидные и 2 - грибовидные сосочки; 3 - подушка языка; 4 - валиковидные сосочки; 5 - спинка языка; 6 - нёбно-язычная дужка; 7 - нёбная миндалина; 8 - сильно развитые сосочки; 9 - боковая поверхность; 10 - язычно-надгортанная складка; 11 - листовидные сосочки. Самостоятельная работа (стр.137-138)Крупный рогатый скот ________________________________________________ Свинья ____________________________________________________________ Лошадь ____________________________________________________________ ??? Вопросы: Покажите и назовите на натуральных препаратах особенности языка:
- крупного рогатого скота_____________________________________________ - свиньи.____________________________________________________________ - лошади ___________________________________________________________ Язык — lingua — мышечный подвижный орган. Им захватывается корм и перемещается во рту при пережевывании. На языке различают верхушку, среднюю часть – 4 - тело и аборальную часть — корень. Корнем язык прикрепляется к телу подъязычной кости и. мягкому нёбу. Верхняя поверхность языка (спинка) у крупного рогатого скота с утолщением — подушкой языка.; Слизистая оболочка языка содержит нитевидные сосочки, играющие механическую роль, и вкусовые сосочки: грибовидные и валиковидные. У крупного рогатого скота листовидные сосочки отсутствуют. В передней части тела, при переходе в слизистую оболочку дна ротовой полости, слизистая оболочка языка образует ;складку — уздечку языка. Поперечнополосатые мышечные волокна в языке образуют глубокие продольное, поперечные и перпендикулярные пучки. К артериям языка относятся: язычная и подъязычная Ин -нервируется язык следующими нервами: подъязычным, язычным, барабанной струной (вкусовой нерв), языко-глоточным нервом (вкусовой).ЗубыВопрос «Строение зубов» частично отводится на самостоятельную работу с текстом учебника для воспроизведения графологических схем, методом самостоятельной работы студентов, который дополняется такими приемами обучения как: инструктаж, контроль и обратная связь. Дополнить схему: (в процессе изложения вопроса). __________________ Зуб __________________ __________________ ________________________ По расположению на челюсти ________________________ ________________________ Длиннокоронковые (КРС (коренные), лошадь). По строению Короткокоронковые (свинья, собака, КРС(резцы)) Зубчатые (собака). Зубы По форме жевательной поверхности Бугорчатые (свинья) Лунчатые (КРС) Складчатые (лошадь) ______________________ По смене ______________________ СТРОЕНИЕ ЗУБА (стр.133-134) Длиннокоронковые Короткокоронковые _________________________ __________________________ _________________________ __________________________ _________________________ __________________________ Количество молочных и постоянных зубов Вид животного
| Зубы молочные
| Зубы постоянные
| J
| C
| P
| M
| Всего
| J
| C
| P
| M
| Всего
| Рогатый скот
| 8
| -
| 12
| -
| 20
| 8
| -
| 12
| 13
| 32
| Лошадь:
самки
самцы
|
12
12
|
-
4
|
12
12
|
-
-
|
24
28
|
12
12
|
-
4
|
12
12
|
12
12
|
36
40
| Свинья
| 12
| 4
| 12
| -
| 28
| 12
| 4
| 16
| 12
| 44
| J - ______________________________ C - ______________________________ P - ______________________________ M - _____________________________ (стр.134) ??? Вопросы: 1. Какие части различают на языке:
______________________________________________________________________
2. Дайте классификацию сосочков языка
Механические
Вкусовые
3. Как различаются зубы по форме жевательной поверхности
Собака ____________________________________________________________
Свинья ___________________________________________________________
Крупный рогатый скот ______________________________________________
Лошадь ___________________________________________________________ 4. Количество постоянных зубов
Крупный рогатый скот ______________________________________________
Лошадь: самки _____________________________________________________
самцы _____________________________________________________
Свинья ____________________________________________________________ Давая резюме по вопросу «строение зубов», преподаватель демонстрирует натуральные препараты зубов на черепах разных видов животных, тем самым методически закрепляет изучаемый материал. 3 у б ы — dentes — служат для захвата и измельчения корма. От их состояния во многом зависит Здоровье и продуктивность животного. Различают резцы, клыки и коренные зубы. Последние делятся на предкоренные -премоляры и коренные-моляры (Рис.51). Все зубы развиваются из слизистой оболочки роговой полости и являются ее производными. Зубы, которые появляются после рождения, а некоторые из них. и до рождения называются молочными. С возрастом молочные зубы выпадают и сменяются постоянными. У трех последних коренных зубов на нижней и верхней челюстях. Гнет молочных предшественников. Молочные зубы белее и мельче постоянных.
На зубе различают коронку, выступающую над десной шейку и корень, находящиеся в зубной лунке. В зависимости от развития и особенностей строения зубы подразделяют на короткокоронковые и длиннокоронконые. К короткокоронковым относятся резцы жвачных, зубы свиньи и собаки. Коронка у таких зубов короткая, а корень длинный. Внутри зуба находится зубная полость, заполненная пульпой зуба (рис. 52).
В нее через канал корня проходят кровеносные сосуды и нервы.
Основное вещество, из которого состоит зуб называется дентином. В области коронки он покрыт слоем эмали - самого твердого вещества в теле животного, а в области корня — цементом. По строению цемент сходен с костной тканью.
Длиннокоронковые зубы отличаются длинной коронкой, коротким корнем и сложным строением по такому типу построены коренные зубы жвачных и все зубы лошади. Длиннокоронковые зубы по мере стирания выдвигаются из зубных альвеол, пока не выпадут. Коронка зуба у молодого животного состоит из 2—5конусов. После их стирания жевательная поверхность зуба приобретает складчатость, на основании чего зубы этого типа относятся к складчатым зубам. Складки коренных, зубов жвачных животных напоминают серп луны, поэтому называются лунчатыми зубами. У них широкая жевательная поверхность, и они хорошо дробят корм. По строению длиннокоронковые зубы имеют особенности: их коронка снаружи покрыта цементом, под которым лежит эмаль, а затем дентин.
У крупного рогатого скота резцы есть только на нижней челюсти. Их четыре пары: зацепы (центральные), средние внутренние, средние наружные и окрайки. Корни резцов не полностью погружаются в лунки челюстей, поэтому наблюдается незначительная подвижность резцов. Клыков нет. Премоляры имеют молочных предшественников, моляры не сменяются. У премоляров на жевательной поверхности по две лунки, у моляров по четыре. С обеих сторон каждой челюсти по три премоляра и по три моляра, всего 24 коренных зуба.
Резцы условно обозначаются буквой J (dentes incisivi), клыки — С (dentes canini), премоляры — P (dentes praemolares), моляры — M (dentes molares).
По прорезыванию и смене зубов можно определить возраст животного. У новорожденного теленка уже есть молочные зацепы и средние внутренние резцы. В первые недели после рождения прорезываются средние наружные резцы и окрайки на нижней челюсти.
Слюнные железы
Вопрос «Слюнные железы и «Миндалины» целесообразно объединить в один общий вопрос. Данные вопросы излагаются методами – рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, показ слайдов. Указывается на необходимое значение функции миндалин. Слюнные железы _____________________________________________________ Застенные слюнные железы.
Название
| Топография
| Проток открывается
| Околоушная слюнная железа (серозная).
| Позади края нижней
челюсти под ушной
раковиной
| На дне ротовой полости в защищенное пространство на уровне 3-4-го коренного зуба
| Подчелюстная (смешанная).
| Под ветвью нижней челюсти
| На дне ротовой полости
| Подъязычная (смешанная).
| Под языком
| На дне ротовой полости
|
Миндалины (стр.137) _________________________________________________
Функция ____________________________________________________________ Слюнные железы — glandulae salyvales — выделяют секрет — слюну. Кроме мелких слюнных желез, расположенных в слизистой оболочке губ, нёба, щек, есть три нары крупных слюнных желез: околоушная, нижнечелюстная и подъязычная. Они располагаются вне слизистой оболочки рта, поэтому относятся к застенным слюнным железам.
Околоушная слюнная железа – glandulae рarotis - красно-бурого цвета, выделяет "белковый (серозный) секрет. Она находится под колеей в треугольнике между основанием ушной раковины, углом нижней челюсти и крылом атланта (рис. 54). Железа состоит из соединительнотканного остова и паренхимы. Основная часть, выделяющая слюну, — паренхима — состоит из альвеол. Стенки альвеол образованы двумя слоями клеток: железистыми и кор-зинчатыми. Железистые клетки выделяют слюну; корзинчатые клетки, сокращаясь, сжимают альвеолы и вытесняют слюну из железы. Проток околоушной слюнной железы проходит по медиальной поверхности нижней челюсти, переходит через сосудистую вырезку на слизистую поверхность и выводит слюну в полость преддверия рта на уровне 3-го или 4-го верхнего коренного зуба. Питает железу поверхностная височная артерия; иннервируют ветви языкоглоточного нерва и ветви краниального симпатического ганглия.
Нижнечелюстная слюнная железа —– glandula mandibularis располагается с медиальной стороны нижней челюсти от ее сосудистой вырезки до 1-го шейного позвонка; она желтого цвета. Паренхима состоит из альвеол "и трубок, образованных двумя типами железистых клеток. Одни из них, как и в околоушной слюнной железе, выделяют серозный секрет, другие — слизистый. С помощью электронного микроскопа выяснена их структура. Клетки, выделяющие серозный секрет, находятся снаружи слизистых клеток и отличаются от них большой складчатостью плазмалеммы. Слюна из этой железы смешанного состава,-поступает в проток нижнечелюстной железы, открывающийся в подъязычной бородавке; впереди уздечки языка. Артерии железы начинаются от наружной челюстной артерии; иннервируют барабанная струна и язычный нерв.
Подъязычная слюнная железа - glandulae_sublingualis -— находитс на дне ротовой полости, сбоку тела языка. Передняя ее часть называется однопротоковой, подъязычной железой, задняя — короткопротоковой. У последней более 30 протоков, выделяющих слюну по бокам тела языка. Паренхима железы состоит из альвеол и трубок с двумя видами железистых клеток и напоминает по строению нижнечелюстную слюнную железу. Клетки, выделящие серозный секрет, находятся на концах альвеол. Основную часть секреторного отдела занимают .железистые клетки, выделяющие слизь, или муцин.
Миндалины — tonsillae — представляют собой скопление ретикулярной ткани в виде мелких лимфо-узелков. Поверхность их бугристая из-за складок слизистой оболочки. Различают ненаpную небную миндалину, лежащую в основании мягкого иеба,а непарную язычную миндалину, лежащую у корня языка,непарную глоточную миндалину и несколько парных миндалин.
Глотка
Вопрос «Строение глотки» отводится на самостоятельную работу с текстом учебника для воспроизведения таблицы «Отверстия глотки». Перед началом работы преподаватель ставит вопрос: Какие пути перекрещиваются в глотке, какова значимость путей и куда они ведут. Работа сопровождается демонстрацией слайда «Отверстия глотки». Преподаватель использует метод мозгового штурма. Глотка _________________________________________________________ Отверстия глотки
Название
| Парные, не парные
| Функция
| -
-
-
-
-
-
-
|
|
|
По закреплению данного материала задается вопрос и предлагается фрагмент видеофильма «Исследование глотки».
Глотка - pharynx (крупного рогатого скота) - по строению относится к трубчатым органам; имеет форму воронки с вершиной, направленной вниз, а расширенной частью вверх — к основанию черепа. Расположена она каудально от носовой и ротовой полостей, соединяя их с началом пищевода и гортанью. В глотке семь отверстий. Через непарное отверстие - зев, который находится на границе ротовой полости и глотки, корм попадает в глотку, а затем проталкивается в пищеводное отверстие. Парные отверстия — хоаны, проводят воздух из носовой полости в глотку. У жвачных они узкие, разделены сошником, находятся в заднем конце носовой полости. Струя воздуха из глотки попадает в отверстие гортани и в дыхательное горле.. В боковые стенки глотки вблизи хоан открываются два отверстия слуховых труб, которые ведут в полость среднего уха. Слизистая оболочка верхней части глотки — свода, где проходит воздух, выстлана мерцательным эпителием, а боковые ее стенки и дно — многослойным плоский эпителием.
Корм проглатывается произвольно вследствие сокращения мышечной оболочки глотки, состоящей из поперечнополосатых мышц. Сжимают глотку три парные мышцы: ростральный констриктор глотки, средний констриктор глотки и каудальный, или гортанный, констриктор глотки. Ростральный констриктор при глотании подтягивает глотку и пищевод вперед к ротовой полости, остальные мышцы сжимают глотку и выталкивают пищевой ком в пищевод. При этом хоаны закрываются нёбной занавеской, а вход в гортань особым хрящом — надгортанником.
У домашних животных других видов строение глотки в основном такое же, как и у крупного рогатого скота. Лишь у лошади слуховые трубы образуют расширеиия — воздухоносные мешки. Пищевод
Перед изложением вопроса « Строение пищевода» преподаватель напоминает о строении трубчатого органа и его оболочках, а затем студенты составляют графологические схемы: оболочки пищевода, части пищевода. Совместно с преподавателем работают студенты с гистологическим препаратом строения пищевода и сообщают характерные его особенности, затем закрепляют материал в форме эвристической беседы. Пищевод (стр.138) ____________________________________________________ Гистологическое строение пищевода.
I – слизистая оболочка:
1 – эпителий – многослойный плоский;
2 – собственный слой слизистой оболочки;
3 – мышечный слой слизистой оболочки;
4 – подслизистый слой:
а – слизистые железы.
II – мышечная оболочка:
5 – кольцевой слой;
6 – продольный слой.
III – адвентиция или серозная оболочка.
Части пищевода
-
-
-
Пищевод - oesophagus — относится к типичным трубчатым органам. Через него в результате сокращения мышечной оболочки корм продвигается из глотки в желудок. Пищевод подразделяется на шейную, грудную и брюшную части. Шейная часть пищевода начинается от задней стенки глотки и тянется по дорсальной поверхности гортани и трахеи; под 3-м и 5-м шейными позвонками он смещается на левую поверхность трахеи, затем входит в грудную полость и вновь ложится на ее дорсальную поверхность. Образованная таким образом складка пищевода при вытягивании шеи расправляется и способствует ее свободному движению. Грудная часть пищевода располагается на дорсальной поверхности трахеи, затем ниже и правее аорты проходит через диафрагму в брюшную полость. Брюшная часть пищевода очень короткая. Сейчас же за. диафрагмой она расширяется и впадает в преддверие рубца, а затем продолжается в пищеводный желоб.
На всем протяжении пищевода его слизистая оболочка выстлана многослойным плоским эпителием. Мышечная оболочка довольно толстая и состоит из поперечнополосатой мышечной ткани. В шейной части, пищевод покрыт адвентицией, в грудной и брюшной полостях — серозной оболочкой. Его васкуляризует артерия пищевода и ветви общей сонной артерии. Интернируется он блуждающим нервом.
У свиньи и лошади мышечная оболочка пищевода в конце грудной части состоит из гладкой мышечной ткани.
Роль ферментов в пищеварении
Вопросы «Роль ферментов в пищеварении», «Пищеварение в ротовой полости» и «Слюноотделение» преподаватель проводит в форме поискового метода, с использованием экранных пособий и самостоятельного опережающего домашнего задания. Студенты решают проблемные вопросы, добывают новые знания путем просмотра фрагмента фильма, постановки опыта, процесса дискуссии. Ферменты – это _____________________________________________ (стр.304)
Группы ферментов ___________________________________________________
t0 ферментов - ______________________________________________________ Среда ферментов - ____________________________________________________ Пищеварение в ротовой полости (стр.305-306)
Состав слюны
жвачные ______________________________________
pH слюны лошади ______________________________________
свиньи ______________________________________
(фермент)
Бактерицидные
свойства слюны
Слюноотделение у животных (стр.306)
Лошадь _____________________________________________________________________
Свинья _____________________________________________________________________
Жвачные _____________________________________________________________________
Роль ферментов в пищеварении. Ферменты являются биологическими катализаторами белковой природы, которые осуществляют переваривание питательных веществ.
Пищеварительные ферменты специфичны: каждый фермент действует на определенное питательное вещество. Активность ферментов зависит от температуры, реакции среды. Наиболее активны ферменты при температуре 37—40 СС; при нагревании свыше 60 °С они теряют свою активность. Одни ферменты действуют только в кислой среде, другие — в щелочной, третьи — в нейтральной.
Ферменты пищеварительных соков подразделяют на три группы: протеазы расщепляют белки (протеины), липазы — липиды, а амилазы — углеводы.
Методы изучения функций органов пищеварения. И. П. Павлов разработал метод хронических опытов, с помощью которых удалось установить основные закономерности в деятельности органов пищеварения. Были разработаны методики выведения протоков слюнных желез, поджелудочной железы, создания изолированного желудочка. Оперированные животные после выздоровления почти ничем не отличались от неоперированных и долгое время служили объектами, для изучения функций органов пищеварения. Павловские методики с некоторыми усовершенствованиями применяют и сейчас для изучения пищеварения у сельскохозяйственных животных. Наряду с павловскими методиками используют также гистохимический метод для изучения функции слизистой оболочки различных отделов пищеварительного канала. Сократительную и электрическую активность органов пищеварения изучают баллонографическим, электрофизиологическим, рентгенологическим, радиотелеметрическим и другими методами.
Пищеварение в полости рта. С помощью рта происходит поедание Корма и прием воды. В ротовой полости корм обрабатывается, а затем заглатывается,
Поедание корма. Животные разных видов поедают корм и пьют воду пo-разному. Это зависит от подвижности и формы губ, строения языка, формы верхней и нижней челюстей и, особенностей их движения, от строения зубов. Лошадь, овца, коза, имеют подвижные губы и при поедании зерна захватывают его губами, траву подрезают резцами и при помощи языка направляют в ротовую полость. У коров губы короткие и менее подвижны; корм захватывается языком. Короны подрезают траву при боковом движении нижней челюсти, когда ее резцы соприкасаются с дентальной пластинкой верхней челюсти. Свиньи из корыта захватывают корм зубами и языком. В естественных условиях они роют землю и добытый корм забирают нижней челюстью. Плотоядные животные берут корм резцами и клыками. Сельскохозяйственные животные пьют воду, насасывая ее через небольшую щель у середины губ после их смыкания. Плотоядные лакают воду и жидкую пищу языком.
Попавший в ротовую полость корм подвергается механической обработке в результате жевательных движений. Лошадь тщательно пережевывает корм при закрытой ротовой полости. Свиньи тоже тщательно жуют корм. Жвачные животные принятый корм вначале слегка пережевывают и проглатывают, а потом после отрыгивания повторно тщательно пережевывают. Плотоядные разминают, раздробляют корм и быстро проглатывают, не пережевывая его.
Слюна и слюноотделение. Слюна — продукт секреции трех слюнных желез: околоушных, подъязычных и нижнечелюстных. Околоушные железы — серозные железы, выделяют прозрачную жидкую слюну. Подъязычные и подчелюстные железы смешанные, образуют бесцветную, вязкую слюну, содержащую муцин. Мелкие железы выделяют в ротовую полость тягучую мутную слюну, богатую слизистым веществом — муцином.
Для изучения деятельности слюнных -желез И. П. Павлов разработал методику наложения хронических фистул протоков слюнных желез у собак.
В состав слюны входят вода, органические вещества (белок - муцин и др.), неорганические вещества ( сульфаты, карбонаты натрия, калия).
Слюна — вязкая жидкость слабошелочной реакции .и с плотностью 1,002—1,012: содержит 99—99,4% воды и 0,6—1 % сухих .веществ; рН слюны жвачных 8,1—8,3, лошади и свиньи —7,2—7,5. В слюне свиньи имеются ферменты а-амилаза (птиалин) и мальтаза; а - амилаза расщепляет крахмал до декстринов и мальтозы, а мальтаза превращает мальтозy в глюкозу. В слюне лошади, жвачных и плотоядных этих ферментов Нет.
Количество отделяемой слюны зависит от количества поедаемого корма и его физического состояния. Чем суше и грубее корм, тем больше, образуется слюны. Выделение слюны вызывает не только корм, но и несъедобные вещества, если они попадают в рот животному.
Слюна, смачивая корм, облегчает процесс желания. Посредством муцина она склеивает и обволакивает пищевой ком, облегчает его проглатывание. Своими щелочными основаниями слюна нейтрализует кислотность желудка. Она содержит вещества,, обладающие бактерицидным действиём (лйзоцим и ингибан). При слюноотделении у некоторых животных (например, собак() происходит отдача тепла организмом.
Слюноотделение у животных различных видов. У лошади слюноотделение происходит при приеме корма и его пережевывании. Она жует корм попеременно то на одной, то на другой стороне, поэтому и слюна выделяется больше на топ стороне, на которой происходит жевание. В течение суток у нее выделяется до 40 л слюны. У свиньи слюна отделяется пери од и чески, то есть при приеме корма и его пережевывании; за сутки выделяется до.15 л слюны.
Процесс слюноотделения у жвачных отличается от слюноотделения лошади и свиньи.
Околоушные железы выделяют слюну постоянно во время приема корма, жвачки и в период покоя Нижнечелюстные и подъязычные железы образуют слюну периодически — при приеме корма и жвачке. Постоянная секреция околоушных желез происходит вследствие раздражения хемо – и мехопорсцепторов рубца. Накопление пищевых масс, повышение кислотности и давления в нем вызывают усиленное выделение слюны. У крупного рогатого скота за сутки выделяется 90—190 л слюны, у овец — 6—10 л слюны. У собак слюна выделяется только при приеме корма.
Регуляция слюноотделения. Слюноотделение у животных происходит рефлекторно. Когда в ротовую полость попадает корм, он раздражает вкусовые рецепторы. Возбуждения от рецепторов по центростремительным нервам передаются в продолговатый мозг, где находится центр слюноотделения, а оттуда — по центробежным нервам к слюнным железам. В центробежных нервах имеются волокна симпатической и парасимпатической нервной системы. Парасимпатические нервы: вызывают образование в большом количестве жидкой слюны, симпатические — небольшое количество густой слюны.
Деятельность слюноотделительного центра продолговатого мозга контролируют гипоталамус и кора больших полушарий. Роль коры больших полушарий в регуляции слюноотделения установил И. П. Павлов. На центр слюноотделения влияют раздражения рецепторов желудка и кишечника, возбуждая или тормозя слюноотделение.
Закрепление нового материала преподаватель проводит частично поисковым демонстрационным методом работы с экранными пособиями.
Методом эвристической (поисковой) беседы решают проблемные вопросы и добывают часть новых знаний в процессе дискуссий, коллективных размышлений, индуктивных и дедуктивных умозаключений, опираясь на следующие вопросы:
Опрос по цепочке
1. Перечислите органы пищеварения, их последовательность ___________________
2. Чем образованы десны? _________________________________________________
3. Какова роль мягкого нёба? ______________________________________________
4. На какие части делится язык? ____________________________________________
5. Какие вы знаете зубы на смене? __________________________________________
6. Перечислите слюнные железы ___________________________________________
7. На какие отделы делится пищевод? _______________________________________
8. Назовите семь отверстий глотки _________________________________________
9. Назовите функции органов пищеварения __________________________________
10. Как происходит слюновыделение у лошади _______________________________
Свиньи _________________________________________________________________
Жвачных _______________________________________________________________ После опроса «По цепочке» студентам предлагается закрепить изученный материал в форме тестового контроля.
Тестовый контроль по дисциплине: «Анатомия и физиология животных», по теме: «Органы ротовой полости. Глотка. Пищевод.» Вариант 1
1. Сколько резцовых зубов у коровы?
а) 8; 6)12; в)20; г)24
2. Каким эпителием покрыта слизистая оболочка ротовой полости?
а) железистым эпителием;
б) призматическим эпителием;
в) многослойным плоским эпителием;
3. Какие части различают на языке?
а) верхушка, тело, корень, спинка;
б) валики, корень;
в) небная дуга, спинка, корень.
4. Какие части различают на твердом небе?
а) небный шов, небно-глоточная дуга;
б) валики, небный шов;
в) корень, спинка, валики.
5. Какие части различают на пищеводе?
а) шейная, брюшная пупочная;
б) грудная, вентральная, дорсальная;
в) шейная, грудная, брюшная.
Вариант 2
1. Сколько резцовых зубов у лошади?
а) 8; б) 12; в) 20; г) 24
2. Каким эпителием покрыта слизистая оболочка пищевода?
а) многослойным плоским эпителием;
б) однослойным кубическим эпителием;
в) переходный эпителий.
3. Какие части имеет зуб?
а) шейка, корень, эмаль;
б) коронка, шейка, корень;
в) коронка, цемент, дентин;
4. Какие сосочки различают на языке по их действию?
а) листовидные, конусовидные;
б) вкусовые, валиковидные;
в) механические, вкусовые.
5. Как классифицируются зубы по расположению на челюсти?
а) длиннокоронковые, короткокоронковые;
б) резцы, клыки, коренные;
в) молочные, постоянные. В конце урока преподаватель объявляет домашнее задание Домашнее задание 1. Учебник под ред. А.П. Елисеева и др. «Анатомия и физиология сельскохозяйственных
животных». - М: ВО Агропромиздат, 1991г. - стр. 129-139; 303-307.
2. Повторить: Деление брюшной полости на отделы и полости. стр. 139-140.
3. Ответить на вопросы: «Регуляция слюновыделения», стр.307.
3.1. Действие Симпатической Нарасимпатической
нервной системы нервной системы
_______________ ___________________
_______________ ___________________
_______________ ___________________
_______________ ___________________ 3.2. Центр слюноотделения расположен _____________________________________
________________________________________________________________________
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ РОТОВОЙ ПОЛОСТИ И ГЛОТКИ.
ДЕЙСТВИЕ СЛЮНЫ НА КРАХМАЛ.
1. Используя рис. 1, выясните, какое строение имеет ротовую полость и глотка. Какие органы расположены в ротовой полости? Какое значение для пищеварения имеют парные слюнные железы, язык и зубы?
________________________________________________________________________ 2. Рассмотрите рис.2 и схему акта глотания. Обратите внимание, что в глотке перекрещиваются дыхательные и пищеварительные пути, поэтому существует специальный рефлекторный механизм, отделяющий их друг от друга во время проглатывания пищевого комка. Когда пищевой комок попадает на корень языка, находящиеся там рецепторы раздражаются. В ответ на это раздражение рефлекторно сокращаются мышцы, участвующие в глотании. Надгортанник опускается и преграждает пище путь в гортань, а мягкое нёбо поднимается и закрывает вход в носоглотку. Дыхание во время глотания задерживается. Объясните, почему во время еды вредно разговаривать.
Рис.2 . Акт глотания.
________________________________________________________________________
3. Прикоснитесь предварительно продезинфицированной ручкой чайной ложки к корню языка. Что происходит? Осуществляется ли акт глотания? Постарайтесь сделать подряд как можно больше глотательных движений. Много ли вы смогли их сделать? Объясните причины наблюдаемых явлений. Какова роль слюны и пищи в акте глотания? ________________________________________________________________________ 4. Изучите действие ферментов слюны на крахмал. Для этого возьмите два накрахмаленных бумажных фильтра. На одном из них с помощью ватной палочки, смоченной слюной, напишите букву «И». На другом фильтре напишите ту же букву ватной палочкой, смоченной в воде.
Зажмите фильтры поочередно между ладонями и через 1-2 минуты обработайте оба фильтра йодной водой (рис. 3). Что наблюдаете? Объясните результат опыта. Сделайте вывод о действии ферментов слюны на крахмал. В каких условиях работают ферменты слюны?
Рис.3. Действие слюны на крахмал. ________________________________________________________________________ Выводы: Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества преподавателя и студентов.
Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – приложить – проверить результат. Данная методическая разработка дает возможность проследить основной закон усвоения нового материала методом многократного повторения.
Литература:
Т.Л.Богданова Биология задания и упражнения . «Колос»- Москва, 1966
Г.М. Муртазин Активные формы и методы обучения биологии Москва «Просвещение», 1989 .
Научно – методический журнал «Биология в школе» 2009 № 5; 2008 № 2; 2008 № 7; 2009 № 3; 2009 № 4.
|
|
|