Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«Звук и буква Т» |
 Скачать 80.66 Kb. |
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква Т».
Цели и задачи:
В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:
Научить характеризовать звук т по акустическим и артикуляционным признакам (согласный, глухой , твердый звук);
Закреплять понятия: гласный, согласный звук;
Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей;
Развивать у детей фонематический слух;
Закреплять понятие о месте звука в слове;
Упражнять детей в выделении звука т в начале, конце, середине слова;
Учить детей составлять звуковые схемы и анализировать их;
Закреплять образование существительных с помощью суффиксов – ик, - ищ;
Развитие лексико-грамматического строя речи;
Познакомить с буквой Т, печатать букву Т в тетрадях, знать основные отличия звука от буквы;
Учить соотносить звук с буквой;
Тренировать память, внимание, мышление;
Воспитывать умение внимательно слушать учителя, выполнять поставленную задачу.
Оборудование:
Презентация для проведения НОД;
Зеркала, прищепки, домик для дыхательной гимнастики, кассы, экранчики, тетради, ручки, буквы К,О,Т, счетные палочки, домашнее задание, салфетки, цветные карандаши.
Образовательная деятельность
| Вид деятельности
| Содержание деятельности
| Коммуникация
| Коммуникативная деятельность
| 1 слайд
Организационный момент.
Психологический настрой детей.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть занятие принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка, трудолюбие.
2 слайд
-Похлопайте в ладошки те, у кого настроение радостное, а у кого грустное.
-Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным.
Актуализация знаний детей
Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.
Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? (Да.)
К нам в гости сегодня пришел кот Том из мультфильма «Том и Джерри».
3 слайд
Кот – это, какое животное? (Домашнее животное.)
Он очень любит играть в дразнилки. Давайте поиграем вместе с ним.
Я буду произносить звуки беззвучно, а вы будете их называть.
Ветер с листьями играет у – у (Дети узнают и называют звуки)
Листья с веток обрывает и – и
Листья желтые летят о – о
Прямо под ноги ребят а – а
А, О, У, И – это что за звуки? (Гласные звуки)
- Почему они гласные?
4 слайд
А теперь вспомним, какие согласные звуки мы знаем.
Назовите мне, губной, согласный, глухой, твердый звук. (п)
Назовите его пару.
Дайте характеристику звуку [К] [К'].
5 слайд
Почему они согласные?
| Физическая культура
| Двигательная деятельность
| 6 слайд
Развитие мелкой моторики рук.
- А сейчас разогреем наши пальчики. Превратились в кота
Возьмите прищепку и повторяйте за мной.
Кусается сильно Том – глупышка,
Думает, что это не палец, а мышка.
Но, я, же играю с тобой малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе «Кыш»!
7 слайд
Артикуляционная гимнастика.
А, теперь ребята покажем Тому, как мы укрепляем язычок, чтобы научиться выговаривать правильно звуки.
8 слайд
(Делают упражнения с зеркалами.)
Том утром встал,
9 слайд
Чистить зубки побежал.
Вправо-влево, вправо-влево
Чистим зубки мы умело.
Пополощем ротик,
Как чистюля котик.
10 слайд
Томик наш расческу взял
И причесываться стал.
Мы за ним не отстаем:
Все покажем язычком.
11 слайд
А теперь чаек попьем.
Чай мы в чашечку нальем.
Томик сыт, томик рад!
Томик любит всех ребят!
12 слайд
А теперь язык наш- мяч.
Начинаем футбольный матч!
Гол забили мы! Ура!
Вот и закончилась игра.
13 слайд
Как сметану любит котик?
Оближи скорее ротик. Развитие дыхания.
Тома есть любимый друг, он живет в домике. Мы узнаем его только тогда, когда подуем на занавески.
(Дуют на окошко домика.)
Кто же спрятался в домике? (Мышка Джерри.)
14 слайд
| Коммуникация
| Коммуникативная деятельность
| Сообщение темы.
Сегодня мы вместе с Томом будем изучать новый звук, а какой вы догадаетесь сами.
Этот звук услышишь в стуке вагонных колес.
15 слайд
Молоток стучит.
16 слайд
Этот звук есть в имени нашего гостя Тома.
Вы уже догадались? (Это звук Т.)
17 слайд
Акустико – артикуляционный образ звука.
Произнесите звук Т. (Хоровое и индивидуальное произнесение звука Т с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом.)
Что делают губы? (Губы слегка растянуты в улыбке.)
Что делает кончик языка (Кончик языка касается верхних передних зубов.)
Что происходит с воздухом? Воздух не выходит свободно, он встречает
преграду- язык и верхние зубы.)
Значит, какой звук Т? (Звук Т – согласный звук.)
А теперь, послушайте, как я твердо произношу звук: т – т - т.
Согласный звук Т – твердый, обозначаем фишкой синего цвета.
(Воспитатель выставляет фишку синего цвета) .
Посмотрите звук Т – глухой или звонкий?
Приложите руку к горлышку.
(Прикладывают руку к горлышку тыльной стороной.)
Что происходит с горлышком? (Горлышко молчит.)
Значит звук Т – глухой.
18 слайд
Дайте характеристику звуку Т. (Звук Т – согласный твердый глухой звук (воздушная струя встречает преграду, обозначаем фишкой синего цвета.)
| Социализация
| Игровая деятельность
| 19 слайд
Развитие фонематического восприятия.
Давайте поиграем с Томом.
Навострили ушки, ушки на макушке.
Я буду произносить звуки, а вы поднимите воздушный синий шарик, если услышите звук Т.
Ряд звуков: п, а, т, к, м, д, о, т.
(Дети поднимают воздушный шарик, когда услышат звук Т.)
Ряд слогов: АТ,АК, АП, ИТ,УП,ТУ,ДУ,ПЫ,ТЫ
ИЗ ряда слов:
20 слайд Паук
21 слайд ---Танк
22 слайд --платок
23 слайд ---Самолет
24 слайд ---часы
Чистоговорки
Кот Том любит мастерить из дерева разные предметы, он стучит молотком вот так:
Тук – тук – так.
(Повтори …. ) (Дети повторяют индивидуально.)
Гвоздь не забивается, Том сердится.
Тук – так – тук.
(Повтори)
Вдруг молоток упал и покатился с лестницы вниз.
Утк – атк – утк.
Атк – утк – утк.
| Физическая культура
| Двигательная деятельность
| 25 слайд
Физкультминутка.
Вышел кот погулять
Хочет с нами поплясать,
Вы скорее выходите
Вместе с Томом попляшите
подняться, подтянуться
согнуться, ног коснуться
присесть
прыгнуть
тихонько спинку выгнуть
на место тихо сесть
(Выполнение движений по тексту)
| Социализация, комуникация
| Продуктивная деятельность
| Знакомство с буквой Т.
Ребята, мы с вами говорили о звуке, но каждый звук обозначается буквой.
Чем отличается звук от буквы?
26-27 слайд
28 слайд
Воспитатель показывает букву. Т
На что похожа буква т.
Гриб на букву Т похож.
С толстой ножкой. Ну и что ж!
Потрудитесь - ка немножко:
Палка - шляпка, палка ножка.
29 слайд
Из каких элементов состоит буква т.
Выложите букву Т из счетных палочек.
(Выкладывание буквы из счетных палочек.)
Откройте кассы и найдите букву т.
30 слайд
Работа в тетрадях.
-нарисуем полоски грозному коту
- напиши букву Т (сначала в воздухе)
- назвать те предметы в названиях, которых звук т стоит в начале слова, в конце слова
- раскрасить те предметы, названия которых заканчиваются на букву т
- обсуждение пословицы: Терпенье и труд - все перетрут.
- составление предложений по картинкам
31 слайд
Чтение слог и слов
| Социализация
| Игровая деятельность
| Игра «Живые буквы»
Кот-ток
То, что течет по проводам и доставляет в наши дома и квартиры свет и тепло, связывает нас с внешним миром посредством сети интернет и с помощью телефонной связи. Ток опасен, он может убить человека.
32 слайд
| Социализация, комуникация
| Продуктивная деятельность
| 33-36 слайд
Схема слова Кот
-Ребята, а сейчас мы составим схему слова Кот. (Шкатулочки)
-сколько слогов в слове кот?
- сколько звуков,
-сколько букв?
- На какой звук падает ударение?
- Какой первый звук? (Звук к.)
Дайте звуку [к ]характеристику.
(к – согласный звук, глухой, твердый обозначаем фишкой синего цвета.)
- Какой второй звук вы слышите ? (Звук о)
Дайте характеристику звуку.
(звук о-гласный, обозначаем фишкой красного цвета)
- Назовите 3 звук в слове?
(Т– согласный звук,глух, тверд обозначаем фишкой синего цвета)
Откройте кассы и составьте слово КОТ
| Социализация
| Игровая деятельность
| 37 слайд
Лексика (грамматический строй речи) .
Том предлагает закончить стихотворную строчку.
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это?. (Мышка Джерри.)
Давайте, их сравним
У мышки усики, у кота. ? (усищи)
У мышки лапки, а у кота. ? (лапищи)
У мышки хвостик, а у кота.? (хвостище)
У мышки носик, а у кота. ? (носище)
| Социализация
| Коммуникативная деятельность
| Итог
Кто был у нас в гостях?
38 слайд
Том, спрашивает : «С какого звука начинается его имя»?
39 слайд
Дайте ему характеристику?
40 слайд
Молодцы. Понравилось вам занятие. Давайте посмотрим.
Похлопайте те, у кого оно стало лучше.
41 слайд
Том благодарит вас и за ваше трудолюбие дарит вам воздушные шары синего цвета.
Д/з: раскрасить черно-белую фотографию Тома и Джерри, составить рассказ по этой фотографии.
| |
|
|