Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Особенности речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»


Скачать 0.69 Mb.
Название«Особенности речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
страница2/5
Дата24.02.2016
Размер0.69 Mb.
ТипАнализ
1   2   3   4   5



Выводы: недостатки в развитии общей моторики (снижено качество выполнения, ошибки в пространственной организации, затруднено переключение с одного движения на другое) отмечены у всех детей, что составляет 100%.

Обследование произвольной моторики пальцев рук.



Приемы

Содержание задания

Характер выполнения


1. Исследование статической координации движений.

А. распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в вертикальном положении под счет от 1 до 15;

Б. аналогично выполнить левой рукой;

В. выполнить эту позу на обеих руках одновременно;

Г. распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удерживать в этом положении под счет (1 –5) на правой руке, затем на левой и на обеих и на обеих руках одновременно;

Д. выставить первый и пятый пальцы и удерживать эту позу под счет (1 – 15) в той же последовательности;

Е. показать второй и третий пальцы, остальные пальцы собрать в щепоть – поза «зайчик», удерживать на счет (1 – 15), выполнение осуществляется в той же последовательности;

Ж. Сложить первый и второй пальцы в кольцо, остальные выпрямить, удерживать под счет (1 – 15) в той же последовательности;

З. положить третий палец на второй, остальные собрать в кулак, удерживать под счет (1 – 15) в той же последовательности.



Напряженность, скованность движений, невозможность удержания созданной позы

2. Исследование динамической координации движений.

А. выполнять под счет: пальцы сжать в кулак (5 – 8 раз на правой ноге, на левой, обеих руках);

Б. держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5 – 8 раз) на правой, левой, обеих руках;

В. сложить пальцы в кольцо – раскатать ладонь (5 - 8 раз) в той же последовательности;

Г. попеременно соединить все пальцы руки с большим пальцем (первым), начиная со второго пальца правой руки, затем левой, обеих рук одновременно;

Д. менять положение обеих рук одновременно: одна кисть в позе «ладони», другая сжата в кулак (5 – 8 раз);

Е. положить вторые пальцы на третьи на обеих руках (5 – 8 раз).

Невыполнение движения



Выводы: обследовались все дети, выявлены нарушения у 4 детей, что составляет 40%, отмечены основные недостатки ( трудности выполнения проб, нарушена переключаемость, невыполнение отдельных проб, наличие синкенезий).

Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата.
Обследовалось строение у 8 учащихся.


Органы артикуляции

Д. Кристина

Ш. Максим

С. Маша

А. Руслан

С. Данил

В. Линда

В. Игорь

В. Алена

губы

естественной толщины

тонкие

толстые

естественной толщины

загубные уздечки укорочены

естественной толщины

естественной толщины

тонкие

зубы

ровные

мелкие, редкие

расположены вне челюстной дуги

ровные

кариозные

кариозные

кариозные

ровные

прикус

в норме

физиологический

открытый передний

в норме

в норме

в норме

в норме

физиологический

Строение челюсти

норма

норма

прогения

норма

норма

норма

норма

норма

язык

норма

маленький длинный

толстый

норма

оттянут в глубь рта

массивный

массивный

норма

Подъязычная уздечка

эластичная

неэластичная

короткая

эластичная

короткая

эластичная

неэластичная

эластичная

Маленький язычок

норма

отклоняется в сторону

отклоняется в сторону

норма

укорочен

норма

отклоняется в

сторону

норма

небо

норма

норма

куполообразное

норма

норма

норма

норма

норма


Выводы: у 4 детей грубых нарушений в анатомическом строении артикуляционного аппарата не выявлено. У других детей выявлены отклонения в строении, что составляет 40% .
Обследование моторики органов артикуляционного аппарата.
А. Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата.
Обследовались дети с нарушением звукопроизношения (Ш. М., С. М.,С. Д., Д. К., В. И.).

Приемы


Содержание задания

Характер выполнения

1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции (проводятся после выполнения задания по показу).

А. сомкнутые губы;

Б. округлить губы, как при произнесении звука «о», - удержать позу под счет до 5;

В. вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у» и удерживать позу под счет до 5;

Г. сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их), удержать позу под счет до 5;

Д. растянуть губы в «улыбке» (зубов н видно) и удержать позу под счет до 5;

Е. поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы), удержать позу;

Е. опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы), удержать позу;

Ж. Одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю;

З. многократно произносить губные звуки «б - б - б».



Диапазон движений невелик, истощаемость движений, наличие содружественных движений

2. Исследование двигательной функции челюсти по показу, затем по словесной инструкции

А. широко раскрыт рот, как при произношении звука «а», и закрыть;

Б. сделать движение верхней челюстью вправо;

В. сделать движение влево;

Г. выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

Движения челюсти недостаточного объема

3. Исследование двигательных функций языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции.

А. положить широкий язык на нижнюю губу и подержать его под счет до 5;

Б. положить широкий язык на верхнюю губу и подержать его под счет до 5;

В. переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;

Г. сделать язык «лопатой» (широким), а затем «иголкой» (узким);

Д. упереть кончик языка к верхним губам, подержать под счет и опустить к нижним губам;

Е. поднять кончик языка к верхним губам, подержать под счет и опустить к нижним губам;

Е. выдвинуть широкий язык вперед, а затем занести назад в ротовую полость;

Ж. Стоя вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза (логопед поддерживает рукой спину ребенка).

Язык движется неуклюже, неточно; тремор; гиперкинезы

4. Исследование двигательной функции мягкого неба.

А. широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается);

Б. провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появиться рвотный рефлекс);

В. при высунутом между зубами языке надуть щеки и сделать сильный выдох, как будто задувается пламя свечи.

Объем движений ограничен, наличие содружественных движений

5. Исследование продолжительности и силы выдоха.

А. сыграть на любом звуковом инструменте – игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте);

Б. сделать выдох на легкий предмет (пушинку, листок бумаги).

Укороченный выдох

Выводы: движения выполняются не в полном объеме, истощаемость движений, наличие гиперкинезов, саливация.
Б. Исследование динамической организации движений органов артикуляционного аппарата.



Содержание задания

Характер выполнения

1. Оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, завести язык за нижние зубы, закрыть рот.

Проявляется замена одного движения другим, нарушена плавность

2. Широко открыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть губы в трубочку, закрыть рот и сомкнуть губы.

Поиск артикуляции

3. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его.

Инертность движений

4. Широко раскрыть рот, дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхним зубам, затем опустить за нижние зубы и закрыть рот.

Напряженность языка, недифференцированность движений

5. Положить широкий язык на нижнюю губу, приподнять боковые края и кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести ее в рот, опустить кончик языка за нижние зубы и закрыть рот.

Наблюдаются гиперкинезы, саливация, синкенезии

6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков или слогов изменяется): »а – и – у».

Затруднения в переключении


Выводы: движения артикуляционного аппарата снижены, присутствует замена движений, застревание на одном движении, моторная напряженность. У детей отмечены дизартрические признаки. Недостатки в атрикуляционной моторике выявлены у 4 детей, что составляет 40%.

ВЫВОДЫ по II главе:

Выявлены недостатки в развитии устной речи у детей – ОВЗ.

2.2. Содержание формирующего эксперимента работы.
Характер нарушения высшей нервной деятельности, психопатологические особенности умственно отсталого ребенка, прежде всего низкий уровень аналитико – синтетической деятельности, особенности речевого развития и структуры речевого дефекта определили следующие направления формирующего эксперимента работы:

Развитие познавательной деятельности детей (формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).

  • Логопедическая работа проводилась над речевой системой в целом.

  • Формирование речевых действий осуществляется по следующим этапам:

  1. Материализация действий с опорой на вспомогательные средства.

  2. Выполнение действий в речевом плане.

  3. Выполнение действия во внутреннем плане.

  • Максимальное включение всех анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности.

  • Дифференцированный подход к учащимся.

  • Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно с развитием ручной и артикуляционной моторики.

  • Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.

  • Тщательно отрабатываются этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме.

  • Закрепление правильных речевых навыков в различных ситуациях.

  • Частая смена видов деятельности, переключение ребенка с одного вида деятельности на другой.

  • Тщательная дозировка заданий и речевого материала.

  • Цели занятия должны быть изложены умственно отсталому ребенку чрезвычайно конкретно, в доступной форме.

  • Необходим определенный, не очень быстрый темп работы.

  • Следует поддерживать интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.

  • Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.

  • Необходимость тесной взаимосвязи работы логопеда, учителя, воспитателя и родителей.

  • Логопед проводит работу в тесной связи с медицинским персоналом, чтобы осуществлять комплексный медико – педагогический подход к устранению речевых нарушений.

Работа над речью строится в целом над словарем, грамматическим строем, звукопроизношением, связной речью, чтением, фонематическими процессами. Развивается коммуникативная, регулирующая, планирующая функция речи.

На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения проводятся различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

По данным М.И. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.
1   2   3   4   5