Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Особенности речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»


Скачать 0.69 Mb.
Название«Особенности речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
страница5/5
Дата24.02.2016
Размер0.69 Mb.
ТипАнализ
1   2   3   4   5

Формирование грамматического строя речи.



Формирование глубинной и поверхностной структуры предложения.
Задания можно модифицировать:

    1. Логопед показывает предметы на картинке в определенной последовательности и называет их, а дети придумывают предложение.

    2. Логопед только показывает предметы на картинке, а дети придумывают предложение.

    3. Логопед только называет слова, обозначающие предметы (без использования картинки), а дети придумывают различные предложения.


Развитие навыков словоизменения и словообразования.
Пример: дифференциация единственного и множественного числа существительных.

Предлагается из ряда картинок выбрать следующие предметы (слон, столы, слоны, стол, тазы). Уточняется семантика слов: « Покажи, где слон, где столы, вазы, слоны» и т. д. Выясняется, где изображено много предметов. Выясняется, какой звук слышится в конце этих слов (звук ы).

Пример: уточнение формы винительного падежа.

  1. игра «Кто самый наблюдательный». Дети должны назвать, что они видят: «Я вижу стол, стул, окно»;

  2. ответы на вопросы, требующие постановки существительного в В.п.

Что ты возьмешь на урок физкультуры?

Что ты любишь?

Что ты нарисуешь красным карандашом?

Пример: уточнение формы Д. падежа.

Заучивание стихотворения «Кому что» и беседа по вопросам.

Иголке – нитка, Супу – картошка,

Забору – калитка, А книжке – обложка,

Мышке – нора, Солнышко – лету,

А братишке – сестра, Стихи – поэту,

Уткам – пруд, И всем воскресенья

А лентяю труд. Нужны без сомненья.

Пример: уточнение формы Р. падежа.

Игра «Угадай. Чьи это хвосты».

На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Логопед показывает изображения хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост.

Пример: уточнение формы Т. падежа.

  1. Ответы на вопрос кто кем работает? По картинкам.

  2. Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой.

  3. Назвать, с чем пьют чай (с печеньем, с булкой).

  4. Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами.

Пример: уточнение формы П. падежа.

Ответы на вопросы по картинкам и без картинок: где что лежит? Где что хранится? Где что покупают? (лекарство, хлеб, газеты, молоко). Где что изготавливают? Где что растет? (грибы, овощи, фрукты, пшеница).

Пример: уточнение формы Р. падежа множественного числа.

Игра «Назови 5 предметов». Детям даются карты, на которых изображено неодинаковое количество предметов (2 голубя, 5 помидоров), логопед задает вопрос: «У кого 5 предметов?». Дети отвечают: «У меня 5 помидоров».

Пример: словоизменение глаголов.

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида в импрессивной и экспрессивной речи (Мальчик рисует дом. Мальчик нарисовал дом).

Пример: согласование существительного с прилагательным.

Игра, а лото «Какой формы предмет?» Детям предлагаются карты, на которых слева вертикально изображены фигуры различной формы (круг, квадрат, овал). Дети должны взять по одной картинке с изображением предметов и назвать форму предмета (репа круглая, яйцо овальное, сумка квадратная), затем положить картинку около сходной фигуры.
Развитие связной речи.
В младших классах проводятся игры – драматизации коротких стихотворных текстов, которые сначала заучиваются целиком, а затем воспроизводятся по ролям.

Пример:

Разговор лягушек.

  • Кума, ты к нам? - А кого, кого, кума?

  • К вам, к вам. - Рака, карпа и сома.

К воде скачу, - Как поймаешь, дашь ли нам?

Ловить хочу. – Как не дать, конечно, дам.

Проводятся также игры – драматизации прозаических произведений, чтение по ролям.

Машенька.

Спит Машенька на крылечке и громко плачет. Подходит к ней петух и спрашивает:

  • Ты чего это, Машенька, плачешь? Давай лучше жуков искать.

  • Не хочу жуков искать, хочу плакать.

Подходит к Машеньке кошка.

  • Что ты, Машенька, плачешь? Давай лучше мышек ловить.

  • НЕ хочу мышек ловить, хочу плакать.

Подходит к Машеньке теленочек и говорит:

  • Давай Машенька, реветь со мной.

  • Давай, - сказала Машенька. И заревела. Но тут подошла к ней корова Ревушка, посмотрела сердито и сказала:

  • Ты что это, Маша, меня передразниваешь?

Испугалась, Маша и перестала плакать.
Воспроизведению этого диалога также могут помочь изображения петуха, кошки, теленка, коровы.
4.Виды работ по формированию навыков смыслового программирования текста:
1.Сравнение 2 сходных сюжетных картинок, на одной из которых отсутствует ряд предметов. Это вид работы способствует привлечению внимания к содержанию картинки, выделению элементов изображенной ситуации, ее анализу.

2.Работа с сюжетной и предметными картинками. Рекомендуются следующие задания:

  1. Подобрать к сюжетной картинке соответствующие предметные изображения;

  2. Найти лишние предметные картинки, которые не соответствуют данной сюжетной картинке;

  3. На основе анализа сюжетной картинки определить, изображения каких предметов отсутствуют в серии предметных картинок;

  4. К каждому фрагменту сюжетной картинки подобрать соответствующую пару из предметных картинок (мальчик – сачок, дедушка – лопата и т. д.), опираясь на которые в дальнейшем, дети придумывают предложения.

3.Работа с серией сюжетных картинок.

Рекомендуются следующие виды заданий:

    1. Восстановить последовательность картинок по памяти. Детям предлагается запомнить последовательность картинок, которая затем заменяется. Дается задание восстановить ее;

    2. Отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к рассказу на определенную тему;

    3. Определить место «выпавшей» картинки среди других;

    4. Расположить сюжетные картинки в определенной последовательности;

    5. Определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа логопедом;

    6. Найти ошибку в читаемом тексте, сравнивая его с серией сюжетных картинок;

    7. «распутать» 2 события. Детям предлагаются вперемежку сюжетные картинки двух версий (например, 3 картинки сери и «На снежной горке» и 3 картинки серии «Верный друг»). Дается задание распределить картинки по двум смысловым группам.

4.Работа с текстом. Используются следующие виды заданий:

  1. сравнить текст и совокупность изолированных предложений;

  2. сравнить 2 текста: правильный и искаженный, правильный и с пропущенными смысловыми звеньями. Дети определяют в первом случае, что неправильно в тексте, во втором случае – что пропущено;

  3. добавить 1 – 2 предложения к незаконченному тексту (по серии сюжетных картинок);

  4. вставить пропущенные предложения в текст (с использованием сюжетных картинок);

  5. придумать небольшой рассказ с опорой на предметные картинки, слова (например, дети, лес; цветы, земляника, грибы; ель, белка);

  6. работа с деформированным текстом.



С целью овладения языковыми средствами используются следующие специальные задания:


    1. назвать, какими словами обозначается предмет высказывания (например, в рассказе о медведе – словами медведь, он, зверь);

    2. заменить в тексте слово, обозначающее главное действующее лицо события, другими словами (синонимами или местоимениями);

    3. определить, какие слова в тексте помогают связывать предложения друг с другом;

    4. закончить предложение, которое начинается со связующего слова (а, поэтому, вот как, потом, наконец и др.);

    5. добавить слова, соединяющие 2 соседних предложения текста.






1   2   3   4   5