Формирование грамматического строя речи.
Формирование глубинной и поверхностной структуры предложения. Задания можно модифицировать:
Логопед показывает предметы на картинке в определенной последовательности и называет их, а дети придумывают предложение.
Логопед только показывает предметы на картинке, а дети придумывают предложение.
Логопед только называет слова, обозначающие предметы (без использования картинки), а дети придумывают различные предложения.
Развитие навыков словоизменения и словообразования. Пример: дифференциация единственного и множественного числа существительных.
Предлагается из ряда картинок выбрать следующие предметы (слон, столы, слоны, стол, тазы). Уточняется семантика слов: « Покажи, где слон, где столы, вазы, слоны» и т. д. Выясняется, где изображено много предметов. Выясняется, какой звук слышится в конце этих слов (звук ы).
Пример: уточнение формы винительного падежа.
игра «Кто самый наблюдательный». Дети должны назвать, что они видят: «Я вижу стол, стул, окно»;
ответы на вопросы, требующие постановки существительного в В.п.
Что ты возьмешь на урок физкультуры?
Что ты любишь?
Что ты нарисуешь красным карандашом?
Пример: уточнение формы Д. падежа.
Заучивание стихотворения «Кому что» и беседа по вопросам.
Иголке – нитка, Супу – картошка,
Забору – калитка, А книжке – обложка,
Мышке – нора, Солнышко – лету,
А братишке – сестра, Стихи – поэту,
Уткам – пруд, И всем воскресенья
А лентяю труд. Нужны без сомненья.
Пример: уточнение формы Р. падежа.
Игра «Угадай. Чьи это хвосты».
На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Логопед показывает изображения хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост.
Пример: уточнение формы Т. падежа.
Ответы на вопрос кто кем работает? По картинкам.
Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой.
Назвать, с чем пьют чай (с печеньем, с булкой).
Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами.
Пример: уточнение формы П. падежа.
Ответы на вопросы по картинкам и без картинок: где что лежит? Где что хранится? Где что покупают? (лекарство, хлеб, газеты, молоко). Где что изготавливают? Где что растет? (грибы, овощи, фрукты, пшеница).
Пример: уточнение формы Р. падежа множественного числа.
Игра «Назови 5 предметов». Детям даются карты, на которых изображено неодинаковое количество предметов (2 голубя, 5 помидоров), логопед задает вопрос: «У кого 5 предметов?». Дети отвечают: «У меня 5 помидоров».
Пример: словоизменение глаголов.
Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида в импрессивной и экспрессивной речи (Мальчик рисует дом. Мальчик нарисовал дом).
Пример: согласование существительного с прилагательным.
Игра, а лото «Какой формы предмет?» Детям предлагаются карты, на которых слева вертикально изображены фигуры различной формы (круг, квадрат, овал). Дети должны взять по одной картинке с изображением предметов и назвать форму предмета (репа круглая, яйцо овальное, сумка квадратная), затем положить картинку около сходной фигуры. Развитие связной речи. В младших классах проводятся игры – драматизации коротких стихотворных текстов, которые сначала заучиваются целиком, а затем воспроизводятся по ролям.
Пример:
Разговор лягушек.
Кума, ты к нам? - А кого, кого, кума?
К вам, к вам. - Рака, карпа и сома.
К воде скачу, - Как поймаешь, дашь ли нам?
Ловить хочу. – Как не дать, конечно, дам.
Проводятся также игры – драматизации прозаических произведений, чтение по ролям.
Машенька.
Спит Машенька на крылечке и громко плачет. Подходит к ней петух и спрашивает:
Ты чего это, Машенька, плачешь? Давай лучше жуков искать.
Не хочу жуков искать, хочу плакать.
Подходит к Машеньке кошка.
Что ты, Машенька, плачешь? Давай лучше мышек ловить.
НЕ хочу мышек ловить, хочу плакать.
Подходит к Машеньке теленочек и говорит:
Давай Машенька, реветь со мной.
Давай, - сказала Машенька. И заревела. Но тут подошла к ней корова Ревушка, посмотрела сердито и сказала:
Ты что это, Маша, меня передразниваешь?
Испугалась, Маша и перестала плакать. Воспроизведению этого диалога также могут помочь изображения петуха, кошки, теленка, коровы. 4.Виды работ по формированию навыков смыслового программирования текста: 1.Сравнение 2 сходных сюжетных картинок, на одной из которых отсутствует ряд предметов. Это вид работы способствует привлечению внимания к содержанию картинки, выделению элементов изображенной ситуации, ее анализу.
2.Работа с сюжетной и предметными картинками. Рекомендуются следующие задания:
Подобрать к сюжетной картинке соответствующие предметные изображения;
Найти лишние предметные картинки, которые не соответствуют данной сюжетной картинке;
На основе анализа сюжетной картинки определить, изображения каких предметов отсутствуют в серии предметных картинок;
К каждому фрагменту сюжетной картинки подобрать соответствующую пару из предметных картинок (мальчик – сачок, дедушка – лопата и т. д.), опираясь на которые в дальнейшем, дети придумывают предложения.
3.Работа с серией сюжетных картинок.
Рекомендуются следующие виды заданий:
Восстановить последовательность картинок по памяти. Детям предлагается запомнить последовательность картинок, которая затем заменяется. Дается задание восстановить ее;
Отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к рассказу на определенную тему;
Определить место «выпавшей» картинки среди других;
Расположить сюжетные картинки в определенной последовательности;
Определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа логопедом;
Найти ошибку в читаемом тексте, сравнивая его с серией сюжетных картинок;
«распутать» 2 события. Детям предлагаются вперемежку сюжетные картинки двух версий (например, 3 картинки сери и «На снежной горке» и 3 картинки серии «Верный друг»). Дается задание распределить картинки по двум смысловым группам.
4.Работа с текстом. Используются следующие виды заданий:
сравнить текст и совокупность изолированных предложений;
сравнить 2 текста: правильный и искаженный, правильный и с пропущенными смысловыми звеньями. Дети определяют в первом случае, что неправильно в тексте, во втором случае – что пропущено;
добавить 1 – 2 предложения к незаконченному тексту (по серии сюжетных картинок);
вставить пропущенные предложения в текст (с использованием сюжетных картинок);
придумать небольшой рассказ с опорой на предметные картинки, слова (например, дети, лес; цветы, земляника, грибы; ель, белка);
работа с деформированным текстом.
С целью овладения языковыми средствами используются следующие специальные задания:
назвать, какими словами обозначается предмет высказывания (например, в рассказе о медведе – словами медведь, он, зверь);
заменить в тексте слово, обозначающее главное действующее лицо события, другими словами (синонимами или местоимениями);
определить, какие слова в тексте помогают связывать предложения друг с другом;
закончить предложение, которое начинается со связующего слова (а, поэтому, вот как, потом, наконец и др.);
добавить слова, соединяющие 2 соседних предложения текста.
|