Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами»


Скачать 70.3 Kb.
НазваниеЮ. Коваль «Вода с закрытыми глазами»
Дата17.02.2016
Размер70.3 Kb.
ТипДокументы

Литературное чтение УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами»

Тип урока: Формирование предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Планируемые результаты:

- Предметные: провести сравнительный анализ двух рассказов Ю.Коваля с общими героями - «Березовый пирожок» и «Вода с закрытыми глазами»; формировать навык осознанного и выразительного чтения, умение анализировать художественный текст и живописное произведение.

-Метапредметные:

-познавательные: формировать умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;

-регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль и самоконтроль в процессе деятельности;

-коммуникативные: формировать умения выражать свою точку зрения и аргументировать свое мнение, правильно и четко формулировать мысль в понятной собеседнику форме;

-Личностные: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию; умение наблюдать то, что трудно увидеть глазами; умение обнаруживать красоту природы в произведениях искусства и переживать эту красоту вместе с близкими.

Юрий Коваль. Вода с закрытыми глазами.

Ход урока.

1. Актуализация знаний

- Назовите главу, над которой, мы работаем (Учимся наблюдать и копим впечатления)

- Предположите тему нашего урока (Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами)

2. Планирование

- Рассмотрите условные обозначения к рассказу и скажите, какие виды работ ждут нас на уроке. (Вспомним пройденное, выскажем свое мнение, выполним задание повышенной сложности)

- Что поможет нам справиться с работой? (текст Ю. Коваля «Вода с закрытыми словами»

Другими словами, это анализ произведения. ( слайд)

Анализ произведения

Обратимся к учебнику.

- Какая еще работа нам предстоит? (Поход в Музейный дом) ( слайд)

Поход в Музейный дом

- Какое условное обозначение вы заметили?

(Слушаем музыкальное произведение)

Слушаем музыкальное произведение

- Как одним словом назвать нашу запись? (план)

3. Целеполагание и мотивация

Это план нашей работы на уроке. Назовите главную цель нашей работы. ( Учимся наблюдать и копим впечатления)

Да, ребята мы будем учиться у талантливых мастеров. Вы- способные и внимательные дети , и у нас с вами всё получится.

4. Работа над произведением

Назовите цели работы над 1 пунктом плана.

(Будем учиться анализировать содержание, отыскивать в тексте информацию, перечитывать текст с разными заданиями, находить главную мысль)

- О чем нам говорит 1 пиктограмма?

Прочитайте про себя 1 блок вопросов и подготовьте развернутый ответ.

- Обратимся к следующему условному обозначению. Озвучьте его.

Прочитаем вслух вопросы.

-Вернитесь к тексту и найдите ответы на поставленные вопросы.

- Прочитайте следующий вопрос. На какую страницу учебника нам надо вернуться? (с. 34)

- Красота очень быстротечна, и очень важно запечатлеть каждое ее мгновение.

- Ребята , а сейчас внимательно послушайте следующий вопрос.

-Ты когда-нибудь испытывал чувство одиночества, когда кажется , что никто тебя не любит и после каких неудач это было?

- Кто помог вам справиться с чувством одиночества?

- Какую работу подсказывает нам следующее условное обозначение?

-Что случилось с Нюркой в школе?

Выскажите свое мнение.

Выборочное чтение

- Сейчас нам предстоит обсудить две точки зрения: Кости Погодина и Маши.

- Найдите и прочитайте точку зрения Кости.

Теперь перечитайте точку зрения Маши.

Чьё мнение вам ближе и почему?

Ну что же, каждый имеет право на свою точку зрения.

-Прочитайте, какой вопрос нам подготовила Анишит Йокоповна.

Подтвердите словами из текста.

Да ребята , Нюрка тонко чувствует мир природы, ее необыкновенную целебную силу, она не только открыла замечательный вкус ключевой воды – она знает , как вытащить этот вкус наружу и научить этому других.

Обратимся снова к вопросам учебника.

( Рассказ поделен …)

Предлагаю провести эту работу в парах. Обсудите ответы.

Какая пара готова к ответу ?

- Есть ли другое мнение?

Нам необходимо вернуться к 3 части рассказа. Найдите ее .

Предлагаю прочитать ее по ролям . ( Чтение по ролям)

- Какая работа предстоит дальше? ( Выскажи свое мнение)

Прочитайте вопросы и подготовьтесь к ответу.

(Герой очень серьёзно относится к переживаниям девочки, он видит, как ей трудно справиться с неприятностями и делает все, чтобы помочь ей.) – Он даже мысленно разделяет с Нюркой воображаемую картину смерти.)

- Не может быть для человека большего подтверждения хорошего отношения к нему, любви к нему, чем готовность другого человека разделить его участь. « Давай уж поживем немного, а? А то деревню жалко» - это готовность быть рядом , разделить переживания, участь – успокаивают девочку, которая засомневалась , что она кому- то нужна.

О чем говорит следующая пиктограмма ?

Прочитайте вопрос.

- Кто готов ответить?

Я полностью с вами согласна. В жизни важно и то и другое: природа успокаивает нас и укрепляет в нас желание жить , а любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся , придают нам силы.

-Ребята , как вы думаете , а наши выводы чем являются по отношению к рассказу? ( Тем, чем хотел поделиться с нами автор)

-Я думаю , мы выявили то главное ,что хотел сказать Юрий Коваль. В литературе это называется основная мысль.

Физкультминутка.

Встаньте , посмотрите в окно.

Совсем недавно мы любовались золотом берез , а сегодня за окном погода грустит , почти облетели листья. Но мы не будем грустить . Потому что я предлагаю вам упражнение «Радуга»

Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и представьте , что вы вместе с этим вдохом взбирайтесь вверх по радуге, а выдыхая - съезжаете с нее , как с горки. Повторите 3 раза.

Садитесь.

5. Поход в Музейный дом.

Сейчас нам предстоит работа над 2 пунктом плана .

Какую цель поставим ? ( рассмотреть картину , поработать с лупой и рамочкой , высказать своё мнение, выявить главное переживание картины)

Обратимся к условному обозначению.

О чем оно говорит? (Выскажи свое мнение. )

Прочитаем вопрос Анишит Йокоповны. ( Можно ли назвать этот пейзаж безлюдным?)

( Место обитаемое , хотя заброшенное )

- Какая работа предстоит дальше? Прочитаем

- Рассмотри в лупу фигурку дамы. Что можно сказать о её возрасте? Чем она занимается, сидя на скамейке?

( Дама пожилая , читает книгу, которую держит на коленях)

Озвучьте следующее задание. (Работа с рамкой.)

Выдели с помощью рамки такой фрагмент картины, в котором главным героем будет человек. Дай название этому фрагменту.

( « Летний день» , «Тихая скамейка», «Под кронами деревьев», «За книгой» и другие)

Работа в парах

Поработайте с соседом, посовещайтесь и дайте ответы на вопросы. Вернись от фрагмента к картине. Чем привлек художника уголок природы? В чем его особенная красота? Рассмотри деревья и растения на берегу пруда? Они тебе известны? Рассмотри в лупу цветущие травы. Ты знаешь их названия? Видно ли, что вода в пруду стоячая? Обнаружил(а) ли ты лодку в камышах?

(Тишиной, заброшенностью. Здесь есть что рассмотреть, чем полюбоваться)

- С чем работаем дальше ? ( с рамкой)

- Заметили , что небо облачное? Где обнаружили облака? Выдели рамкой пейзаж с лодкой. Красиво получилось?

Как Василий Поленов создает впечатление тишины? ( Стоячая вода, без морщин, безлюдно, безветренно)

А как - с помощью каких предметов - художник «оттеняет» эту тишину: напоминает нам о том, что в этом уголке бывают люди?

( С помощью контраста: обширный участок земли и крошечная дама. Лодка, ствол дерева, мостики. Когда- то здесь было людно и шумно.)

Обратимся к учебнику. Прочитаем вопрос Миши.

-Интересно, а можно ли сумерничать в этом уголке?

Как ты ответишь Мише?

- Как ты думаешь: какое литературное произведение вспомнил Миша, когда задавал свой вопрос?

- А какое произведение вспомнилось тебе?

- Помог ли тебе художник Василий Поленов обнаружить скромную прелесть заросшего пруда?

(Здесь тихо , красиво , спокойно, никто не мешает)

-Так в чем же главное переживание картины? ( Отношение художника к тому, что он изображает. Это красивое, уютное место, где можно побыть в одиночестве, поразмышлять, отдохнуть, помечтать)

Вот в этом и кроется скромная прелесть тихого уголка природы.

Слушаем музыку.

Анишит Йокоповна предложила послушать пьесы П. Чайковского: «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года» и «Сладкая грёза» из «Детского альбома»

Слушаем музыку.

-Что почувствовали , слушая музыку?

Поделитесь впечатлениями.

Почему Анишит Йокоповна предложила именно эту музыку?

( Она успокаевает ,рождает в душе добрые чувства.)

- Согласитесь вы со мной, что музыка, ее гармония, стройное звучание помогают человеку в трудную минуту

Рефлексия: Что было самым важным на уроке?

Слайд.

В трудную минуту помогают:


1. Общение с природой

2. Произведения изобразительного искусства

3. Музыка


- Ребята, я довольна вашей работой на уроке. Самое главное в жизни – никогда не оставаться равнодушным.

Слайд

Вдумайтесь в эти слова:

Всматривайтесь в привычное -

И вы увидите неожиданное.

Всматривайтесь в некрасивое -

И вы увидите красивое.

Всматривайтесь в простое -

И вы увидите сложное.

Всматривайтесь в частицы -

И вы увидите целое.

Всматривайтесь в малое -

И вы увидите великое.

Всматривайтесь, вслушивайтесь,

Вникайте, не проходите мимо!