Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 450.27 Kb. |
Примерная учебная программа по скалолазанию
(2 год обучения)
1. Физическая подготовка
1.1. Общая физическая подготовка (ОФП)
Практические занятия.
Подготовительный этап занятия
Изучение комплексов разминочных упражнений, включающих в себя:
Различные виды ходьбы (на пяточках, на носочках, на боковых поверхностях стопы, в полуприседе и присиде; с ускорением, с замедлением; боком, спиной; с перестроением).
Легкий бег с выполнением упражнений (приставной шаг, скрестный шаг, захлестывание голени, бег с вращениями руками, подскоками).
Выполнение общеразвивающих циклических упражнений невысокой интенсивности (вращения, наклоны, махи).
Подвижные игры.
Гимнастические и танцевальные упражнения.
Упражнения на растяжку.
Дыхательные упражнения.
Основной этап занятия
Общеразвивающие упражнения с предметами и без предмета (скакалка, гантели, мешочки с песком и др.).
Упражнения на координацию движений,
Упражнения на развитие скоростных способностей.
Упражнения на развитие гибкости (для снижения травматизма у детей, для успешного освоения различных движений, для корректировки мышечного баланса, улучшение осанки).
Упражнения, направленные на укрепления мышечного корсета спины, гимнастические и акробатические упражнения. Подвижные игры (для развития внимания, быстроты реакции, ловкости).
Силовые упражнения (для формирования у детей выносливости, правильной осанки, для развития физических качеств таких как, например, способность успешно выполнять двигательные действия на соревнованиях, конкурсах, эстафетах).
Восстановительные и релаксационные упражнения.
Подвижные игры.
Упражнения на формирование двигательных навыков.
Дыхательные упражнения.
Заключительный этап занятия
Упражнения с низкой интенсивностью.
Гимнастические упражнения с элементами йоги.
Дыхательная гимнастика.
Упражнения на растяжку.
Восстановительные и релаксационные упражнения.
1.2. Специальная физическая подготовка (СФП)
Практические занятия.
Изучение и отработка комплексов специальной физической разминки, включающую в себя упражнения, направленные на подготовку организма к СФП.
Упражнения по скалолазанию в игровой форме «Облезь меня»
Упражнения в лазании и перелазании.
Упражнения на развитие цепкости:
висы на зацепках, планках, турнике;
упражнения с кистегрузом, на удержание отягощений;
упражнения с эспандером;
пальчиковые игры.
Упражнение на перекладине.
упражнения на развитие подъемной силы;
упражнения, включающие в себя элементы подтягивания;
на подъём и удержание ног под прямым углом в прямом или согнутом положении.
Упражнение на мышцы пресса.
Упражнения с элементами скалолазания в игровой форме.
Упражнение на развитие гибкости, равновесия, на развитие и расслабление мышц.
1.3. Подвижные игры
Практические занятия.
Подвижные игры.
Подвижные игры с элементами скалолазания: «Нарисуй-ка», «Обруч», «Подарочек», «Облезь меня», «Найди конфетку», «Потанцуем», «Мешочник», «Рывок», «Выполни задание», «Повторюшки», «Кто быстрее», «Догонялки», «Оденься», «Самый шустрый», «Самый быстрый», «Игры с веревкой», «Игры с завязанными глазами».
1.4. Выполнение контрольных нормативов
Сдача контрольных нормативов по ОФП (с. 23). 2. Основы скалолазания
2.1. Личность спортсмена-скалолаза
Понятие личности, требования которые предъявляет скалолазание как вид деятельности к личности спортсмена. Характеристика основных черт.
Практические занятия.
Составление модели личности спортсмена – скалолаза. 2.2. Соревнования по скалолазанию
Что такое соревнований в спорте. Какие виды соревновательных дисциплин выделены в скалолазании: трудность, скорость, болдеринг, многоборье. Краткая характеристика каждого вида. Об особенностях судейства в зависимости от дисциплины.
Практические занятия.
Участие в учебно-тренировочных соревнованиях по скалолазанию в дисциплинах трудность, скорость, болдеринг, многоборье. 2.3. Составляющие скалолазной подготовки
О готовности в скалолазании, что это? Состовляющие готовности спортсмена скалолаза: физическая, функциональная, психологическая, личностная. Пути формирования готовности.
Практические занятия.
Определение у ребят состояния физической, функциональной, психологической, личностной готовности. 2.4. Основы психологической подготовки
Понятие психологической готовности, ее значение на тренировках, соревнованиях. Способы формирования психологической готовности. Влияние мотивации, ситуаций успеха/неуспеха, спортивного коллектива на психологическую составляющую,
Практические занятия.
Изучение способов «настройки», снятия напряженности и мобилизации. Ролевые игры, решение психологических задач, тестирование с целью выявление актуального состояния психологической готовности к занятиям скалолазанием. 2.5. Основы технической подготовки
Изучение и отработка основных технических приемов: диагональный шаг, накат, скрутка. Техника постановки ног и рук на зацепах. Лазание в упор и распор. Техника траверсирования. Техника лазания по активам, пассивам, подхватам. Особенности техники при лазании по микрорельефу. Техника отдыха на зацепах различной формы. 2.6. Основы тактическая подготовки
Тактическая подготовка, ее содержание, приемы. Тактическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Тактика спортсмена в процессе соревнований. Взаимосвязь техники и тактики, выбор тактики.
Практические занятия.
Тактические игры в классе с использованием отчетов о скальных маршрутах, обсуждение тактики движения по трассе на скальном тренажёре. Решение ситуационных тактико-технических задач (умозрительное - в классе и практическое на полигоне-стенде). 2.6. Средства и приемы страховки
Организация страховки и обеспечение безопасности во время тренировок. Основные средства страховки: веревки, узлы, карабины, петли, оттяжки, страховочная система, самостраховка.
Виды страховки - гимнастическая, верхняя, нижняя. Применение каждого вида страховки.
Практические занятия.
Особенности верхней страховки. Принцип действия и применение верхней страховки. Узлы, разрешенные Правилами для применения в верхней страховке. Отработка взаимодействия (устные команды) спортсмена и страховщика. Отработка действий страховщика в зависимости от момента лазанья. Приемы страховки и самостраховки. Последовательность приема и выдачи веревки. Сохранение равновесия, реакция на рывок. Предупреждение опасных ситуаций. Спуск. Приземление. Требования к площадке приземления. 3. Основы гигиены и здорового образа жизни 3.1. Здоровье как общечеловеческая ценность. Понятие культуры ЗОЖ
Что такое зоровье, его составляющие. Характеристика здорового человека, его привычки, режим дня. Значение здоровья.
3.1. Профилактика различных заболеваний
Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений и спорта, их значение и основные задачи. Личная гигиена занимающихся скалолазанием, гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание).
Гигиена обуви и одежды, гигиена мест занятий скалолазанием.
Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях альпинизмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание Солнцем, воздухом и водой.
Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме дня юного спортсмена. Режим дня во время соревнований.
Вредное влияние курения и употребления алкоголя на здоровье и работоспособность спортсменов. Профилактика вредных привычек.
Практические занятия.
Разучивание комплекса гимнастических упражнений. Применение средств личной гигиены в скалолазных мероприятиях, походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок, скалолазных мероприятий, походов и уход за ними. 3.2. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм во время тренировок
Врачебный контроль во время скалолазных мероприятий и медицинский самоконтроль.
Значение разминки и особенности ее содержания перед тренировочными занятиями различной направленности, контрольными тренировками и соревнованиями. Понятия переутомления и перенапряжения организма.
Потертости. Правильный подбор обуви и одежды для лазания и тренировочных занятий. Оказание первой доврачебной помощи при ссадинах, ранах без артериального кровотечения, тепловой удар, горная болезнь в неярко выраженной форме, обморок и другие формы сердечно-сосудистой недостаточности, носовое кровотечение, простудные заболевания, расстройства кишечника.
Практические занятия.
Прохождение врачебного контроля.
Измерение объективных данных самоконтроля: веса, частоты пульса до нагрузки и после, восстановление. 3.3. Факторы влияющие на работоспособность организма и самочуствие.
Факторы влияющие на работоспособность организма и самочуствие. Эмоции человека, понятие психосоматических заболеваний. Стресс, способы снятия нервного напряжения.
Практические занятия.
Определение эмоционального фона обучающихся, изучение и отработка способов снятия нервного напряжения, упражнения на релаксацию. 4. Основы туристской подготовки
4.1. Характеристика основных видов туризма.
Виды туризма, характеристика каждого вида туристического путешествия: экскурсия, поход, экспедиция. 4.2. Походная практика - участие в выездном мероприятии
Определение состава группы, смотр готовности. Распределение обязанностей, составление плана и сметы похода. Сбор необходимого снаряжения.
Практические занятия.
Участие в н/к походе. 5. Техника безопасности
5.1. Полный инструктаж по технике безопасности
Ознакомление с полным переченем инструкций по охране труда и технике безопасности. 5.2. Техника безопасности и правила поведения на занятиях
Познакомить ребят с правилами поведения в зале. Дать подробный инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по физической культуре и скалолазанию. 5.3. Техника безопасности при проведении туристских походов, выездных мероприятий
Познакомить ребят с правилами поведения на выездных мероприятиях. Дать подробный инструктаж по технике безопасности при проведении экскурсий, туристических походов, путешествий, учебно-тренировочных сборах. Знания, умения, навыки, формируемые в течение 1 года обучения.
Знать/понимать Основные сведения о скалолазании, туризме как виде спорта и активного отдыха.
Правила поведения и техника безопасности на занятиях.
Средства и приемы страховки и самостраховки. Виды страховки и самостраховки. Узлы (проводник – простой, восьмерка; булинь, штык, грепвайн).
Туристское снаряжение. Требования, предъявляемые к туристскому снаряжению с учетом сезона.
Техника безопасности при проведении туристических походов, выездных мероприятий
Гигиенические требования при занятиях скалолазанием.
Сведения о здоровье, режиме дня, о способах закаливания организма, об организации оптимального двигательного режима в течение дня.
Скалолазное снаряжение и техника страховки.
Классификация скальных маршрутов.
Основные сведения о технике и тактике скалолазания.
Виды лазанья.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Описывать и объяснять показатели здоровья, характеризовать здорового человека.
Составление перечня необходимого личного и группового снаряжения для занятий по скалолазанию, туризму.
Укладывать рюкзак, фасовать и упаковывать продукты для выездного мероприятия, преодолевать основные естественные препятствия.
Самостоятельно надевать и использовать страховочную систему, карабин.
Обеспечивать верхнюю страховку и самостраховку. Вязать узлы (проводник – простой, восьмерка; булинь, штык, грепвайн).
Ухаживать за телом, одеждой, обувью.
Самостоятельно выполнять комплекс утренней гимнастики.
Следить на основании показателей здоровья за состоянием своего организма и организма близких использовать восстановительные упражнения.
В организации и проведения самостоятельных физических упражнений, комплекса утренней гимнастики закаливающих процедур.
Методическое обеспечение программы Построение программы позволяет систематично решать поставленные перед педагогом задачи.
В программе каждого года обучения выделяется несколько крупных направлений: физическая подготовка, скалолазная подготовка, подвижные игры, туризм. По каждому направлению выделены знания, умения и навыки,, которые обучаемые должны уметь использовать в практической деятельности и повседневной жизни.
О формах занятий, методах и приемах, применяемых при проведении занятий, подробно изложено в пояснительной записке. Задачи, определенные программой решаются при помощи методического обеспечения. За время реализации программы у обучаемых формируется устойчивая потребность в движении, закладывается культура здорового образа жизни, развивается интерес к занятиям спортом, в частности скалолазанием, туризмом.
В разделе туризм и немаловажная роль отводится УТЗ, которые проводятся на выездных мероприятиях. Обучаемые получают первичные знания о походах, личном и групповом снаряжении, закрепляя их при совершении однодневных походов в окрестностях города. Ознакомление с основами скалолазания и туризма, практическими навыками и техническими приемами, проводится с использованием словаря-справочника «В помощь юному скалолазу», учебного стенда «Узлы», домино «Все для скалолазания», настольная игра-экспедиция «Восхождение», карта-мозаика «Маршруты путешественника», учебных видеофильмов «Основные приемы лазания», «Собираем рюкзаки», «Поднебесный поход». Ознакомление и изучение практических навыков и технических приемов по скалолазанию происходит на специальном скальном тренажере, которым оборудован спортивный зал или на местности (скалы).
На этапе базовой подготовки обучаемые изучают основные элементы скалолазания, расширяют объем знаний о технике и тактике скалолазания, приобретают соревновательный опыт, участвуя в различных соревнованиях по спортивному скалолазанию. На этом этапе акцент делается на большое количество учебно-тренировочных занятий, проводимых на местности. Обучающиеся совершают выезды на естественный рельеф (скалы).
На этапах начальной и учебно-тренировочной скалолазной подготовки возрастает роль физической подготовки воспитанников. Значительная роль в совершенствовании техникой и тактической подготовки отводится соревновательному методу. Ребята участвуют в соревнованиях различного уровня, совершенствуя своё мастерство. Навыки работы с веревкой, полученные на выездных мероприятиях и тренировках по скалолазанию обеспечивают безопасность.
Немаловажную роль в реализации программы играет диагностика результатов.
Контрольно-диагностический блок В течение учебного года в качестве диагностики используют методику оценки физической подготовленности детей и подростков адаптированную Тимофеевым А.В., Ващенко О.А. (см. приложение).
Сдача контрольных нормативов осуществляется в три этапа:
Входной контроль проводится в начале учебного года (сентябрь). Ведется для выявления у обучаемых имеющихся знаний, умений и навыков.
Промежуточный контроль (январь-февраль) проводится в середине учебного года. По его результатам, при необходимости, происходит коррекция учебно-тематического плана.
Итоговый контроль (май) проводится в конце каждого учебного года, который позволяет оценить результативность работы педагога за учебный год и выстроить дальнейшую деятельность.
В течение учебного года проводится сдача контрольных нормативов по ОФП и СФП. Тестирование позволяет оценивать динамику развития физических качеств обучающихся. Оценить уровень тактико-технической подготовленности по скалолазанию у обучающихся можно по результатам тренировочных или спортивных соревнований.
Результаты проведенной диагностики позволяют увидеть актуальную картину развития как группы ребят в целом, так и отдельно взятого ребенка. Такие знания позволяют выстраивать дальнейшую работу с учетом актуальных показателей развития объединения, а также индивидуально подходить к развитию способностей обучаемых и составлять личную программу подготовки для каждого занимающегося, работая вместе с ним в нужном направлении.
|
|
|