Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 450.27 Kb. |
1. Физическая подготовка
1.1. Общая физическая подготовка (ОФП)
Практические занятия.
Подготовительный этап занятия
Изучение комплексов разминочных упражнений, включающих в себя:
Различные виды ходьбы (на пяточках, на носочках, на боковых поверхностях стопы, в полуприседе и присиде; с ускорением, с замедлением; боком, спиной; с перестроением).
Легкий бег с выполнением упражнений (приставной шаг, скрестный шаг, захлестывание голени, бег с вращениями руками, подскоками).
Выполнение общеразвивающих циклических упражнений невысокой интенсивности (вращения, наклоны, махи).
Подвижные игры.
Гимнастические и танцевальные упражнения.
Упражнения на растяжку.
Дыхательные упражнения.
Основной этап занятия
Общеразвивающие упражнения с предметами и без предмета (скакалка, гантели, мешочки с песком и др.).
Упражнения на координацию движений,
Упражнения на развитие скоростных способностей.
Упражнения на развитие гибкости (для снижения травматизма у детей, для успешного освоения различных движений, для корректировки мышечного баланса, улучшение осанки).
Упражнения, направленные на укрепления мышечного корсета спины, гимнастические и акробатические упражнения. Подвижные игры (для развития внимания, быстроты реакции, ловкости).
Силовые упражнения (для формирования у детей выносливости, правильной осанки, для развития физических качеств таких как, например, способность успешно выполнять двигательные действия на соревнованиях, конкурсах, эстафетах).
Восстановительные и релаксационные упражнения.
Подвижные игры.
Упражнения на формирование двигательных навыков.
Дыхательные упражнения.
Заключительный этап занятия
Упражнения с низкой интенсивностью.
Гимнастические упражнения с элементами йоги.
Дыхательная гимнастика.
Упражнения на растяжку.
Восстановительные и релаксационные упражнения.
1.2. Специальная физическая подготовка (СФП)
Практические занятия.
Изучение и отработка комплексов специальной физической разминки, включающую в себя упражнения, направленные на подготовку организма к СФП.
Упражнения по скалолазанию в игровой форме «Облезь меня»
Упражнения в лазании и перелазании.
Упражнения на развитие цепкости:
висы на зацепках, планках, турнике;
упражнения с кистегрузом, на удержание отягощений;
упражнения с эспандером;
пальчиковые игры.
Упражнение на перекладине.
упражнения на развитие подъемной силы;
упражнения, включающие в себя элементы подтягивания;
на подъём и удержание ног под прямым углом в прямом или согнутом положении.
Упражнение на мышцы пресса.
Упражнения с элементами скалолазания в игровой форме.
Упражнение на развитие гибкости, равновесия, на развитие и расслабление мышц.
1.3. Подвижные игры
Практические занятия.
Подвижные игры.
Подвижные игры с элементами скалолазания: «Нарисуй-ка», «Обруч», «Подарочек», «Облезь меня», «Найди конфетку», «Потанцуем», «Мешочник», «Рывок», «Выполни задание», «Повторюшки», «Кто быстрее», «Догонялки», «Оденься», «Самый шустрый», «Самый быстрый», «Игры с веревкой», «Игры с завязанными глазами».
1.4. Выполнение контрольных нормативов
Сдача контрольных нормативов по ОФП (с. 23). 2. Основы скалолазания
2.1. Знакомство со скалолазанием.
Скалолазание как вид спорта, его история возникновения и развития.
Где и как тренируются скалолазы. Знакомство со скалодромом: понятие зацепа, их формы, расположение, использование. Основные действия и команды при работе на тренажере. Виды скалолазания. 2.2. Скалолазное снаряжение, одежда и обувь
Снаряжение, применяемое скалолазами на тренировках. Страховочные системы, страховочные веревки. Страховочные карабины. Страховочная «восьмерка», другие страховочные тестированные устройства. Знакомство со специальным снаряжением скалолаза. Гигиенические требования к одежде занимающихся. Особенности подбора обуви. Особенности подбора страховочной системы.
Практические занятия.
Самостоятельный подбор снаряжения для занятия на скальном тренажере, самостоятельное надевание страховочной системы (контроль педагога за правильностью действий). 2.3. Знакомство с понятием «техники лазания»
Определение понятия «спортивная техника». Техника - основа спортивного мастерства. Развитие техники, ее особенности в скалолазании. Индивидуальные особенности спортивной техники, связанные с анатомическим строением спортсмена. 2.4. Основы технической подготовки
Изучение и отработка основных технических приемов: диагональный шаг, накат, скрутка. Техника постановки ног и рук на зацепах. Лазание в упор и распор. Техника траверсирования. Техника лазания по активам, пассивам, подхватам. Особенности техники при лазании по микрорельефу. Техника отдыха на зацепах различной формы. 2.5. Основы тактическая подготовки
Тактическая подготовка, ее содержание, приемы. Тактическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Тактика спортсмена в процессе соревнований. Взаимосвязь техники и тактики, выбор тактики.
Практические занятия.
Тактические игры в классе с использованием отчетов о скальных маршрутах, обсуждение тактики движения по трассе на скальном тренажёре. Решение ситуационных тактико-технических задач (умозрительное - в классе и практическое на полигоне-стенде). 2.6. Средства и приемы страховки
Организация страховки и обеспечение безопасности во время тренировок. Основные средства страховки: веревки, узлы, карабины, петли, оттяжки, страховочная система, самостраховка.
Виды страховки - гимнастическая, верхняя, нижняя. Применение каждого вида страховки.
Практические занятия.
Особенности верхней страховки. Принцип действия и применение верхней страховки. Узлы, разрешенные Правилами для применения в верхней страховке. Отработка взаимодействия (устные команды) спортсмена и страховщика. Отработка действий страховщика в зависимости от момента лазанья. Приемы страховки и самостраховки. Последовательность приема и выдачи веревки. Сохранение равновесия, реакция на рывок. Предупреждение опасных ситуаций. Спуск. Приземление. Требования к площадке приземления.
3. Основы гигиены и здорового образа жизни
3.1. Понятие здоровья и его ценность в жизнедеятельности человека
Что такое здоровье, его составляющие. Характеристика здорового человека, его привычки, режим дня. Значение здоровья.
3.1. Личная гигиена, закаливание, режим дня, профилактика различных заболеваний
Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений и спорта, их значение и основные задачи. Личная гигиена занимающихся скалолазанием, гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание).
Гигиена обуви и одежды, гигиена мест занятий скалолазанием.
Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях альпинизмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание Солнцем, воздухом и водой.
Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме дня юного спортсмена. Режим дня во время соревнований.
Вредное влияние курения и употребления алкоголя на здоровье и работоспособность спортсменов. Профилактика вредных привычек.
Практические занятия.
Разучивание комплекса гимнастических упражнений. Применение средств личной гигиены в скалолазных мероприятиях, походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок, скалолазных мероприятий, походов и уход за ними. 3.2. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм во время тренировок
Врачебный контроль во время скалолазных мероприятий и медицинский самоконтроль.
Значение разминки и особенности ее содержания перед тренировочными занятиями различной направленности, контрольными тренировками и соревнованиями. Понятия переутомления и перенапряжения организма.
Потертости. Правильный подбор обуви и одежды для лазания и тренировочных занятий. Оказание первой доврачебной помощи при ссадинах, ранах без артериального кровотечения, тепловой удар, горная болезнь в неярко выраженной форме, обморок и другие формы сердечно-сосудистой недостаточности, носовое кровотечение, простудные заболевания, расстройства кишечника.
Практические занятия.
Прохождение врачебного контроля.
Измерение объективных данных самоконтроля: веса, частоты пульса до нагрузки и после, восстановление. 3.3. Влияние утренней гимнастики и физических упражнений на развитие человека, его работоспособность и самочувствие.
Значение занятий физическими упражнениями, их влияние на организм. Оптимальный двигательный режим в течение дня, организация отдыха. Влияние утренней гимнастики на самочувствие и работоспособность в течении дня.
Практические занятия.
Разучивание комплекса утренней гимнастики для самостоятельного выполнения дома. Составление оптимального двигательного режима в течении дня.
4. Основы туристской подготовки
4.1. Туризм как вид спорта и отдыха.
Значение туризма для человека. Виды туризма, характеристика каждого вида. 4.2. Личное и групповое туристское снаряжение
Требования к туристскому снаряжению: прочность, лёгкость, безопасность эксплуатации, удобство в использовании, гигиеничность, эстетичность. Групповое и личное снаряжение туриста. Подготовка личного снаряжения к походу (экспедиции) с учётом сезона, условий похода (экспедиции). Обеспечение влагонепроницаемости вещей в рюкзаке, палатке. Обувь и уход за ней. Сушка одежды и обуви в походе (экспедиции).
Кухонное оборудование для летних и зимних условий: таганки, тросики, котлы, топоры и пилы, чехлы к ним. Заточка и разводка пилы, усовершенствование пил и топоров для походов. Ремонтный набор.
Практические занятия.
Комплектование личного и общественного снаряжения. Подгонка личного снаряжения. Изготовление, усовершенствование и ремонт снаряжения. 4.4. Характеристика естественных препятствий и способы их преодоления.
Основные препятствия встречающиеся в туристическом путешествии, их характеристика и способы преодоления.
Практические занятия.
Развитие навыков преодоления естественных препятствий. 4.5. Подготовка к походу, выездному мероприятию - походная практика
Подбор группы и распределение обязанностей. Подготовка снаряжения, продуктов, их закупка и фасовка. Укладка рюкзака.
Практические занятия.
Подготовка снаряжения к выезду, укладка рюкзака. Участие в н/к походе.
5. Техника безопасности
5.1. Полный инструктаж по технике безопасности
Ознакомление с полным переченем инструкций по охране труда и технике безопасности. 5.2. Техника безопасности и правила поведения на занятиях
Познакомить ребят с правилами поведения в зале. Дать подробный инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по физической культуре и скалолазанию. 5.3. Техника безопасности при проведении туристских походов, выездных мероприятий
Познакомить ребят с правилами поведения на выездных мероприятиях. Дать подробный инструктаж по технике безопасности при проведении экскурсий, туристических походов, путешествий, учебно-тренировочных сборах. Знания, умения, навыки, формируемые в течение 1 года обучения.
Знать/понимать: Основные сведения о скалолазании, туризме как виде спорта и активного отдыха.
Правила поведения и техника безопасности на занятиях.
Средства и приемы страховки и самостраховки. Виды страховки и самостраховки. Узлы (проводник – простой, восьмерка; булинь, штык, грепвайн).
Туристское снаряжение. Требования, предъявляемые к туристскому снаряжению с учетом сезона.
Техника безопасности при проведении туристических походов, выездных мероприятий
Гигиенические требования при занятиях скалолазанием.
Сведения о здоровье, режиме дня, о способах закаливания организма, об организации оптимального двигательного режима в течение дня.
Скалолазное снаряжение и техника страховки.
Классификация скальных маршрутов.
Основные сведения о технике и тактике скалолазания.
Виды лазанья.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Описывать и объяснять показатели здоровья, характеризовать здорового человека.
Составление перечня необходимого личного и группового снаряжения для занятий по скалолазанию, туризму.
Укладывать рюкзак, фасовать и упаковывать продукты для выездного мероприятия, преодолевать основные естественные препятствия.
Самостоятельно надевать и использовать страховочную систему, карабин.
Обеспечивать верхнюю страховку и самостраховку. Вязать узлы (проводник – простой, восьмерка; булинь, штык, грепвайн).
Ухаживать за телом, одеждой, обувью.
Самостоятельно выполнять комплекс утренней гимнастики.
Следить на основании показателей здоровья за состоянием своего организма и организма близких использовать восстановительные упражнения.
В организации и проведения самостоятельных физических упражнений, комплекса утренней гимнастики закаливающих процедур.
2 год обучения
Основные задачи:
Повысить уровень разносторонней физической и функциональной подготовленности;
Продолжать формировать потребность в движении,
Способствовать осознанию ценности здоровья;
Дать знания по основам скалолазной подготовки, туристской подготовки и помочь овладеть ими;
Совершенствовать специальную физическую подготовленность;
Учебно-тематический план программы по скалолазанию
(2 год обучения)
№
| Тема
| Количество часов | Всего
| Теория
| Практика
| 1.
| Физическая подготовка
| 137
| 0
| 135
| 1.1
| Общая физическая подготовка (ОФП)
| 56
| 0
| 56
| 1.2
| Специальная физическая подготовка (СФП)
| 47
| 0
| 47
| 1.3
| Подвижные игры
| 28
| 0
| 28
| 1.4
| Выполнение контрольных нормативов и тестов
| 6
| 0
| 6
| 2.
| Основы скалолазания
| 54
| 11
| 43
| 2.1
| Личность спортсмена-скалолаза
| 3
| 2
| 1
| 2.2
| Соревнования в скалолазании
| 8
| 2
| 6
| 2.3
| Составляющие скалолазной подготовки
| 3
| 2
| 1
| 2.4
| Основы психологической подготовки
| 5
| 2
| 3
| 2.5
| Основы технической подготовки
| 20
| 0
| 20
| 2.6
| Основы тактическая подготовки
| 10
| 1
| 9
| 2.7
| Средства и приемы страховки
| 5
| 2
| 3
| 3.
| Основы гигиены и здорового образа жизни
| 12
| 6
| 3
| 3.1
| Здоровье как общечеловеческая ценность. Понятие культуры ЗОЖ
| 1
| 1
| 0
| 3.2
| Профилактика различных заболеваний
| 3
| 2
| 1
| 3.3
| Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм во время тренировок
| 2
| 1
| 1
| 3.4
| Факторы влияющие на работоспособность организма и самочуствие.
| 3
| 2
| 1
| 4.
| Основы туристской подготовки
| 9
| 2
| 7
| 4.1
| Характеристика основных видов туризма.
| 1
| 1
| 0
| 4.2
| Походная практика - участие в выездном мероприятии
| 8
| 1
| 7
| 5.
| Техника безопасности
| 6
| 6
| 0
| 5.1
| Полный инструктаж по технике безопасности
| 2
| 2
| 0
| 5.2
| Техника безопасности и правила поведения на занятиях
| 2
| 2
| 0
| 5.3
| Техника безопасности при проведении туристских походов, выездных мероприятий
| 2
| 2
| 0
| Итого за период обучения
| 216
| 25
| 191
| |
|
|