Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Образовательная программа «Основы скалолазания» |
 Скачать 450.27 Kb. |
Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
"Военно-спортивный центр "Патриот"
Экспериментальная образовательная программа «Основы скалолазания»
Тематическая направленность – физкультурно-спортивная. Возраст обучающихся – с 7 лет до 10 лет Срок реализации программы - 2 года
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Военно-спортивный центр "Патриот"
Протокол № ____________
"____" ___________ 200__ г.
|
| Составители и ответственные за реализацию программы Педагог дополнительного образования:
Суздальцева П.С.
|
Утверждаю: директор муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Военно-спортивный центр "Патриот" Приказ № ____________
от "___" ___________ 200__ г.
|
Новокузнецк 2010
Пояснительная записка
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена содействовать гармоничному физическому развитию детей младшего школьного возраста, формировать представления о скалолазании как виде спорта и активного отдыха, а также закладывать культуру здорового и безопасного образа жизни.
Скалолазание – динамично развивающийся вид спорта и активного отдыха, пользующийся большой популярностью среди детей и взрослых, способный удовлетворить потребность в движении и закалить характер.
Актуальность разработки данной программы обоснована следующими причинами:
Во-первых, потребностью детей младшего школьного возраста в движении и растущим интересом ребят и их родителей к скалолазанию, с одной стороны, и отсутствием программ с такой спецификой для данного возраста, с другой, поскольку рекомендуемый возраст для начала занятий данным видом спорта по санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам – 10 лет.
Во-вторых, развивающим и воспитательным потенциалом скалолазания как вида деятельности. Помимо физических нагрузок, обеспечивающих физическое развитие, занятия скалолазанием способствуют развитию памяти, внимания, мышления, воспитанию трудолюбия, волевых качеств и сильных черт личности. Скалолазание – это больше, чем просто спорт, это разумный компромисс между умственной и физической нагрузкой.
В-третьих, необходимостью создать условия для формирования культуры здорового образа жизни и успешной физкультурно-спортивной ориентации. В 7-10 лет у детей начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта.
Все это послужило веским основанием для разработки программы по «Основы скалолазания» для ребят младшего школьного возраста (7-10 лет), которая, с одной стороны, будет направлена на физическое развитие и укрепление детского организма, а с другой стороны, включать в себя основы скалолазания.
Новизна данной программы состоит в том, что авторы разработали программу, направленную на содействие общему физическому развитию и на освоение элементов скалолазания. Авторы адаптировали материал для детей младшего школьного возраста, используя лучший опыт, существующий в скалолазании, теории и методике физического воспитания, а также свой собственный.
При разработке данной программы, прежде всего, была учтена преемственность с учебной программой для начальных классов общеобразовательных учреждений «Физическая культура». Также авторы опирались на комплексную программу по физическому воспитанию учащихся 2-5 классов общеобразовательных школ (Лях В.И., Зданевич А.А., 2007), комплексную физкультурно-оздоровительную программу «Спортивный класс» (Титюк В. П., Винников В. В., Соловьева Н. И., 2005), адаптированную образовательную программу «Скалолазание» (2009), специальную литературу и методические рекомендации, нормативные документы Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения.
Цель программы – содействие физическому развитию детей младшего школьного возраста, формированию культуры здорового образа жизни, воспитанию позитивных морально-волевых качеств.
Реализация основной цели осуществляется через решение ряда задач:
Формировать мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, качества личности, позволяющие вести здоровый образ жизни (волевые, морально-этические и эстетические качества, дисциплинированность, активность, доброжелательность, ответственность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, ценностное отношение и мотивационные установки для систематических занятий физической культурой).
Формировать умения вести здоровый и безопасный образ жизни (соблюдение режима дня, правил гигиены, закаливания организма, умения самостоятельно выполнить и провести гимнастику, развивать психофизические качества: сила, выносливость, скорость, гибкость, координация).
Формировать знания и умения, определяемые спецификой скалолазания (знание и владение основами скалолазания: дисциплины (трудность, боулдеринг, скорость), техническими и тактическими приемами, средствами и приемами страховки, соблюдение мер личной и общественной безопасности во время занятий).
Программа предназначена для детей 7-10 лет. Срок реализации программы – 2 года.
Основными теоретико-прикладными разделами программы являются «Физическая подготовка» и «Основы скалолазания», которые реализуются в течение двух годов обучения. Данные разделы решают основополагающие задачи программы – обеспечивают физическое и духовное развитие ребенка, а также осуществляют подготовку ребят к освоению программы «Скалолазание».
На первом и втором году обучения занятия по общефизической подготовке создают базу для расширения функциональных возможностей организма. Специальная физическая подготовка обеспечивает развитие специфических качеств, необходимых скалолазу: выносливость, ловкость, пластичность, равновесие, гибкость, сила. Подвижные игры являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка 34.
На втором году обучения увеличивается доля специальной физической подготовки, в связи с необходимостью сформировать специфические двигательные качества, способствующие эффективному освоению основных технических приемов скалолазания.
«Основы скалолазной подготовки» являются вторым ключевым разделом программы, который знакомит ребят со скалолазанием как видом спорта, его базовыми техническими и тактическими приемами, способствует формированию у ребят морально-волевых качеств, трудолюбия, мотивации на успех, развитию эмоциональной сферы, психических познавательных процессов, воспитанию коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.
Во избежание несчастных случаев и травм во время занятий по программе в нее включен раздел «Техника безопасности», который знакомит ребят с правилами поведения во время занятий в спортивном зале, выездных мероприятиях, действиями при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Раздел «Основы гигиены и здорового образа жизни» включен в программу в связи с необходимостью сформировать у ребят представление о значении личной гигиены, способах закаливания и оздоровления организма, способствовать осознанию ценности здорового образа жизни, правильного режима дня и отдыха.
Наличие походной, выездной деятельности, занятия на скалах и посещение горных районов потребовали включения в программу раздела «Основы туристской подготовки», который готовит ребят к участию в учебно-тренировочных занятиях (УТЗ) на местности, туристских походах, путешествиях, и прочих выездных мероприятиях. Количество часов этого раздела ограничено, но появляется он уже на 1 году обучения, в связи с необходимостью подготовки ребят к УТЗ на местности.
1 год обучения
На первый год обучения зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься по программе «» и имеющие письменное разрешение врача. С ребятами проводится физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами скалолазания. В конце года учащиеся выполняют контрольные нормативы для зачисления на следующий учебный год.
2 год обучения
На второй год зачисляются ребята, успешно усвоившие материал 1 года, сдавшие контрольные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Программное содержание преимущественно направлено на дальнейшее развитие общефизической подготовки ребят, формирование специфических двигательных навыков, ознакомление с техникой лазания, закрепление навыков безопасного поведения на тренировках, приобретение соревновательного опыта. В конце года учащиеся также выполняют контрольные нормативы для зачисления на следующий учебный год по программе «Скалолазание».
Практические занятия составляют большую часть программы. Выбор того или иного графика занятий осуществляется на усмотрение педагога в зависимости от возможностей конкретной учебной группы, ее характера, степени утомляемости, а также временных возможностей обучающихся, самого педагога, учебного помещения.
|
|
|