Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Ненаучное познание»


Скачать 0.74 Mb.
Название«Ненаучное познание»
страница1/5
Дата23.04.2016
Размер0.74 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5

Учебно-методическая карта (план) занятия №

4


Дисциплина

«Обществознание»




Тема занятия

«Ненаучное познание»




Время

90 минут

Вид занятия (тип урока)

Деловая игра





Цели занятия

учебная

Ознакомить с формами и способами ненаучного познания.




Через демонстрацию разных типов мировоззрения




показать роль ненаучного познания как основы научного.

развивающая

Развивать умение сравнивать, делать выводы и




обобщения, рационально решать познавательные и проблемные




задания

воспитательная

Воспитывать объективное отношение к субъективным







понятиям. Способствовать воспитанию уважительного







отношения к многогранности проявлений познавательных







возможностей человека, мотивации познавательной







деятельности.

Межпред-метные связи

обеспечивающие

Литература, биология, история, изобразительное искусство

обеспечиваемые

Основы экономики, литература, основы социологии и




политологии, философия







Внутренние связи

Со всеми темами модуля 1 «Природа человека, врожденные и приобретенные

качества»




Со всеми темами модуля 3 «Духовная жизнь общества»


Обеспечение занятия


А.Наглядные пособия

Четыре настоящих яблока: два спелых, красивых; одно чуть подпорченное; одно гнилое

Б. Раздаточный материал

Отпечатанные задания для каждой группы, книги: Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции», «Русские народные сказки и пословицы», альбом с репродукциями полотен художников.

В. Технические средства обучения


Мультимедийная установка




Г. Место проведения

Аудитория

Д. Литература:

Основная

Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей.- М.: Академия, 2010.

Дополнительная

Анишина В.И. Обществознание без шпаргалки. – М.: Материк-Альфа, 2006.

Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. – М.: ВАКО, 2010.

Белокрылова О.С. Обществознание. Пособие- репетитор. - Р/Д.: Феникс, 2006.

Боголюбов Л.Н. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2007.

Клименко А.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2006.

Корсаков Г.Г. Готовимся к экзамену по обществознанию.- Р/Д.: Феникс, 2005.

Кравченко А.И. Социология и политология. – М.: Академия, 2006. Куликов Л.М.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции – Новосибирск: Наука, 1991

Основы социологии и политологии.- М.: Финансы, 1999

План занятия

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Мотивация – 2 мин.

3. Актуализация базовых данных – 5 мин.

4. Формирование новых знаний и представлений – 76 мин.

5. Контроль усвоения знаний - 3 мин.

6. Подведение итогов - 2 мин.

7. Домашнее задание - 1 мин.


эле-

мента

Элементы занятия, учебные вопросы

Время

Формы, методы

обучения и контроля.

Примечания

I

Организационный момент

  1. Приветствие студентов.



  1. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.



  1. Знакомство с темой занятия: «ненаучное познание»



  1. Знакомство целями и задачами занятия

План занятия:

I. Определение целей и задач работы в группах

II. Определение многообразия путей познания

III. Знакомство со способами ненаучного познания

1. Задание группам

2. Подготовка к защите выступлений

3. Выступление студентов

4. Подведение итогов выступления



1

мин.

Традиционное приветствие уч-ся

Отметить отсутствующих в журнале

Запись темы в тетрадь

На доске представлен план занятия

Преподаватель обращает внимание на план, (слайд1)

II

Мотивация

Проблемность изучения нового материала

«Представить себе это нельзя,

а по­нять можно».

Л.Д. Ландау
Способов познания мира много, на предыдущем уроке вы говорили о научном способе, когда человек познает мир через физику, химию, биологию, географию, экономику. Но наука появилась не сразу, а потребность в познании была всегда. Каким же было познание мира до появления науки? Нужна ли человечеству вера в чудесное? Какую роль играет фантазия в процессе познания истины? Помогает ли искусство лучше понять мир? Поразмышляем над этими вопросами.

2

мин.

Беседа над смыслом эпиграфа и соотношением его к теме занятия

Слова преподавателя


III

Актуализация базовых знаний учащихся

1.Вопросы, направленные на проверку домашнего задания:

(?) – Какова цель познания?

(?) – Какова проблема истины?

(?) – Назовите свойства и критерии истины

(?) – Перечислите виды истины

(?) - Приведите примеры из математики, когда, казалось, абсолют­ные истины не выдерживали проверки временем.
2. Вопросы, направленные на актуализацию личного опыта уч-ся:

(?) – Как происходило познание мира до появления науки?

(?) – Как понимаете четверостишье?

В сознанье все сплетается моем
И миф, и опыт, и народа мудрость.
И все что мы о мире узнаем,
В душе хранится, вызывая гордость.


5

мин.

Опрос

Беседа


IY

Организация и управление

учебно-познавательной деятельностью

студентов

План

I. Определение целей и задач работы в группах

II. Определение многообразия путей познания

III. Знакомство со способами ненаучного познания

1. Задание группам

2. Подготовка к защите выступлений

3. Выступление студентов

4. Подведение итогов выступления


76

мин.

(3)

(3)
(2)

(40)

(28)

(2)

Работа в группах

(см. содержание лекции)

Y

Контроль усвоения знаний

Беседа, направленная на проверку восприятия и усвоения материала:

(?) - В чем проявляется многообразие путей познания мира человеком?

(?) - Какие пути познания мира, помимо научного познания, существуют? Что их объединяет? Чем они различаются?

(?) -  Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? Ответ аргументируйте.

(?) -  Чем отличается результат познания средствами искусства от иных результатов познавательной деятельности человека?

(?) - Какой из способов ненаучного познания вам показался самым убедительным?


3




YI

Подведение итогов

1. Резюме

Итак, согласимся, что познавательная деятельность весьма разнообразна. Она не может быть представлена как торжественное шествие к абсолютной истине, в ходе которого осуществляется прирост все новых и новых истин. На пути познания человека ждут и заблуждения, и разочарования, и ошибки. Передовые научные знания могут уживаться с предрассудками и невежеством. Все это не отменяет значения научного познания, но лишь подчеркивает, что многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требуют и многообразия познания действительности, сочетания разных способов и форм познавательной деятельности.

2. Выставление оценок за работу на занятии

2

мин.

Устно

YII

Домашнее задание

Важенин А.Г. «Обществознание…» (стр. 48-60)

1

мин.

Повторение


Дисциплина: «Обществознание»

Занятие № 5

Тема: «Ненаучное познание»
План

I. Определение целей и задач работы в группах

II. Определение многообразия путей познания

III. Знакомство со способами ненаучного познания

1. Задание группам

2. Подготовка к защите выступлений

3. Выступление студентов

4. Подведение итогов выступления
Содержание основной части занятия

I. Определение целей и задач работы в группах

В истории рассматривались различные виды знаний:

 рациональ­ное и чувственное,

 логичное и алогичное,

 научное и ненаучное,

 обыденное и художественное, нравственное и философское и др.

И далеко не всегда процесс познания совершается за письменными столами или в научных лабораториях. Не всегда люди стремились и к академическим знаниям. Всякая молитва, говорил И.С. Турге­нев, сводится к одному: «Господи, сделай так, чтобы дважды два не было четыре».

Наверняка, вам доводилось слышать выражение «древо познания», на котором зреют плоды (Слайд 2) (демонстрация настоящего яблока). И чтобы получить плоды ненаучного познания я сегодня предлагаю вам поработать в группах (Слайд 3)

Каждая группа будет представлять определенную роль убежденных сторонников своих, ненаучных способов познания мира и истины. Условие лишь одно: вы должны быть убедительны во время представления своего способа познания. А для этого вам придется поработать с дополнительным материалом. Задача остальных учащихся - дать оценочное суждение услышанному как по содержанию, так и по технике выступления.

Катись, катись яблочко, по тарелочке, да покажи нам: первый способ (и т.д.)
II. Определение многообразия путей познания

Представитель от каждой группы зачитывает задание и предлагает вариант ответа на поставленный вопрос. После выступления каждой группы следуют комментарии преподавателя.

Задание группе №1

1. Из трех яблок выберите «на глазок» самое вкусное. На основании чего вы сделали этот выбор? (Выдаются заранее приготовленные три настоящих яблока: одно красивое, спелое; одно чуть с гнильцой; одно совсем гнилое, чем хуже, тем лучше.)

2. Каким способом ненаучного познания Вы пользовались? (опытом)

Комментарии преподавателя

«И опыт, сын ошибок трудных...» Жизненная практика – опыт повседневной жизни. Усвоение не только практических знаний, но и оценок, норм поведения. Человек получает духовно – практический опыт. (Слайд 3)
Задание группе №2

1. Прочитай текст:

«Первой была Темнота, а из Темноты возник Хаос. От союза Темноты с Хаосом возникли Ночь, День, Эреб (мрак) и Воздух.

От союза Ночи с Эребом возникли Рок, Старость, Смерть, Убийства, Сладострастие, Сон, Сновидения, Ссора, Печаль, Досада, Немесида, Неотвратимость, Радость, Дружба, Сострадание, мойры (богини судьбы) и Геспериды (нимфы, хранительницы золотых яблок вечной молодости).

От союза Ночи, Воздуха и Дня возникли Гея-Земля, Небо и Море».

2. Каков философский смысл данного текста? Какие знания хранит в себе он?

3. Определи вид данного способа ненаучного познания.

Комментарии преподавателя

Мифы это сказания о прошлом, содержащие целостную картину мира, это своеобразная «лаборатория» человеческой мысли. (Слайд 4)
Задание группе №3

1. Прочитайте предложения:
 Яблоко от яблони не далеко падает.
Друг познается в беде

 Родная земля и в гордости мила.
 Терпение и труд все перетрут!

2. Какие знания можно почерпнуть из этих пословиц?

3. Какой способ познания мира они иллюстрируют?

Комментарии преподавателя

Народная мудрость – здравый смысл. Обобщение практических знаний в афоризмах, поговорках, пословицах, загадках. (Слайд 5)
Задание группе №4

1. Рассмотрите репродукции прилагаемых картин:

2. Что можно сказать по этим картинам о прошлом России?

3. Какой способ ненаучного познания связан с художественным творчеством?

Комментарии преподавателя

Познание средствами искусства это передача знаний через образы. Образ обладает определенными свойствами реально существующего предмета. Приложение 1 (Слайд 6)
Задание группе №5

1. Прочитай текст:

«Способ сведения бородавок»

Разрежь яблоко. Протри половинкой яблока бородавку. Сложи яблоко пополам. Обвяжи ниткой. Закопай в землю. Как яблоко в земле сгинет, так и ты от бородавки вылечишься
2. Чему учат эти премудрости?

3. К какому способу ненаучных знаний они относятся?

Комментарии преподавателя

Паранаука это область околонаучных знаний.

(?) - С какими паранауками вы сталкивались?

Так как наука не может ответить на все вопросы, человек прибегает к объяснениям, не проверяемым экспериментам. (Слайд 7)
III. Знакомство со способами ненаучного познания

1. Задание группам

Задание: Показать роль ненаучного познания как основы научного. Каждая группа предъявит результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания дополнительного материала.
 Группа 1 и готовит выступление в защиту обыденных знаний, используя дополнительный материал «И опыт, сын ошибок трудных...»

 Группа 2 готовит выступление в защиту мифологических зна­ний, используя дополни­тельный материал «Миф и познание мира»

 Группа 3 готовит выступление в защиту народной мудрости и здравого смысла «Народная мудрость и здравый смысл»

 Группа 4 готовит выступление в защиту художественно-образных знаний, используя дополнитель­ный материал «Познание средствами искусства».

 Группа 5 готовит выступление в защиту паранаучных знаний «Там, где кончается наука»
2. Подготовка к защите
3. Выступление студентов
4. Подведение итогов выступления

Приложение 1

Материал для группы 1

«И опыт, сын ошибок трудных...»
Цель работы: Показать роль опыта (жизненной практики) как основы научного познания мира.

Условие: вы должны быть убедительны во время представления своего способа познания.
Задачи:

  1. Ознакомьтесь с предложенным по теме материалом

  2. С помощью заданий, предложенных преподавателем, проанализируйте текст, сделайте выводы

  3. Выделите важные моменты в каждом тексте, на которые можно опереться при выступлении

  4. Вспомните примеры из своей жизни, которые могут дополнить предложенный преподавателем материал,

  5. Подготовьте план выступления. Четко определите, какой материал будете озвучивать

  6. Распределите роли выступающих в группе


Примерный план выступления

  1. Роль и значение опыта в жизни человека.

  2. Жизненный опыт сочетает практическое и духовно-практическое знание

  3. Практическая деятельность или житейские ситуации являются основой народной мудрости, которая передается из поколения в поколение

  4. Литературно – исторический пример: строительство Успенского собора в Московском Кремле
  1   2   3   4   5