Главная страница

Апробация нового умк по английскому языку для начальной школы : опыт, проблемы, перспективы


Скачать 85.44 Kb.
Название Апробация нового умк по английскому языку для начальной школы : опыт, проблемы, перспективы
Дата 26.02.2016
Размер 85.44 Kb.
Тип Документы

АПРОБАЦИЯ НОВОГО УМК ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ : ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.
В настоящее время в педагогике постоянно встает вопрос о применении новых технологий в обучении. Говоря о новых технологиях, имеются ввиду не только современные технические средства обучения, но и новые формы и методы обучения, новые подходы к организации процесса обучения, новые учебно-методические комплексы.

Тот факт, что изучение иностранного языка уже с 2004 года предлагается начинать во 2 классе, является общественным признанием объективно существующего социального интереса и подтверждением важности предмета для решения перспективных задач развития личности ребенка. Изучение иностранных языков в данном возрасте полезно всем детям, независимо от стартовых способностей, поскольку оказывает положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.; имеет стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка, что в свою очередь сказывается на владении родным языком. В Примерной программе по иностранным языкам для начальной школы указывается, что «иностранный язык наряду с русским языком и литературным чтением … входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций.»

Развитие личности ребенка, его творческих способностей и накопление опыта разнообразных видов деятельности на начальном этапе происходит наиболее эффективно в игре. Игровая деятельность позволяет, с одной стороны, удовлетворить естественную тягу детей к игре как способу познания мира, с другой – дает возможность моделировать условия реального общения, позволяя ребенку одновременно получать удовольствие и учиться, расслабляться и работать, проявлять себя индивидуально и в команде. На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с новыми ФГОС, достигается смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому социально организованному обучению с привлечением других видов трудовой, поисковой и творческой деятельности. Деятельностный характер предмета «иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственной ребенку данного возраста.

Исходя из обозначенных выше идей Федерального государственного образовательного стандарта и Программы , современные УМК по иностранным языкам должны соответствовать главному требованию – созданию условий для всестороннего развития личности ребенка средствами иностранного языка в рамках специально организованной разнообразной деятельности.

Разработкой учебно-методических комплектов, соответствующих новым требованиям и стандартам занимаются разные авторские коллективы.

Одним из таких творческих коллективов в 2010 году создан УМК для начальной школы по английскому языку «Forward» при поддержке издательского центра «Вентана-Граф». Этот учебник проходит апробацию в 3 общеобразовательных учреждения города Сыктывкара: МОУ «СОШ №18» (учитель Чередова Э.Р.), МОУ «СОШ №28» (учитель Шарапова ОВ), МОУ «НОШ № 37» (учитель Головкина ЕВ).

Отличительные особенности апробируемого курса состоят в построении учебного материала с учетом психологических и возрастных особенностей каждого ребенка, близости предлагаемых тем и ситуаций общения уровню восприятия и интересам учащихся начальной школы, организации обучения в рамках близких детям, естественных ситуаций, включая ситуации игровые, бытовые, учебные с использованием опор этикетного характера. Предлагаемые упражнения не только закрепляют языковой материал, стимулируют речемыслительную деятельность, но и развивают логику, языковую догадку.

Деятельностная сущность обучения иностранным языкам осуществляется через «деятельностные задания» (activities), которые строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения. В ходе апробации были проанализированы задания учебника с точки зрения реализации основных положений системного деятельностного подхода. Хочется отметить наиболее интересные находки авторского коллектива по сочетанию речемыслительной деятельности с другими видами деятельности учащихся.

Обучение чтению и алфавиту на начальном этапе всегда представляет для учащихся большие трудности, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка. Учитывая психологические особенности младших школьников, авторы учебника для 2 класса предлагают разнообразные упражнения на развитие навыков чтения с использованием картинок и карточек со словами (метод обучения чтению слогами, целыми словами). Прием иллюстрирования звуков с помощью разноцветных шаров позволяет приучить учащихся следить во время прослушивания записи упражнений за диктором., выделять, классифицировать звуки, запоминать их графическое изображение.Организация упражнений на чтение слогов и слов с заданными звуками удобна для работы учащихся в паре по самостоятельной отработке навыков чтения – учащиеся могут варьировать чтение по столбикам и по строчкам.

Авторы учебника предлагают разнообразные игровые упражнения с использованием «ноутбука», являющегося эффективным наглядным средством обучения. Учащиеся очень любят находить новые буквы, «озвучивать» клавиатуру – т.е. произносить название букв, «печатать» изученные слова – это позволяет закрепить орфографические навыки и навыки чтения. На своих уроках я использовала «ноутбук» и как средство контроля.. Таким образом, формируются метапредметные результаты учебной деятельности – умение вводить текст с клавиатуры, анализировать, сопоставлять изображения, знаки, устанавливать звуко-буквенные соответствия.

Обучение аудированию начинается с первых дней изучения английского языка и строится так, чтобы поддерживать уже сложившиеся умения, постепенно развивая их. С этой целью в учебнике используются тексты разного характера: песни, стихи, рифмовки, а также диалоги, записанные носителями языка. Все тексты проиллюстрированы в учебнике в виде комиксов, так как именно картинки помогают ученикам младших классов лучше понять и запомнить содержание диалога или рассказа. В рабочей тетради есть задания на активное слушание и закрепление письменной формы речевого образца. Особенно нравятся учащимся задания «послушай и раскрась», «послушай и нарисуй».

В учебник и рабочую тетрадь включены разнообразные лексико-грамматические игры: настольные, игры с мячом, лото, имитационные и двигательные игры, а также кукольный театр и другие игры с использованием созданного учащимися игрового материала. В некоторых задания учащимся предлагается самим придумать правила игры, объяснить эти правила учащимся, сыграть в неё с одноклассниками.

Общим для всех младших школьников является то, что у них еще недостаточно развито произвольное внимание и такие виды памяти, как логическая, эмоционально-образная, ассоциативная, кинестетическая (моторная). Впечатыванию в память способствует создание соответствующих условий: яркости, образности предъявления, необходимости данного материала для решения соответствующих возрасту интересных и посильных учащимся речевых задач. Учителю-экспериментатору дается право дополнения заданий учебника, поэтому мной разработан ряд презентационных игр на основе Power Point презентаций, реализующих принцип наглядности. Эти игры позволяют в нетрадиционной форме познакомить со звуками, буквами, закрепить изученный материал. Результатом применения разработанных ресурсов стало успешное овладение учащимися правилами чтения.

Для закрепления лексических единиц в уроки включены задания с кроссвордами, чайнвордами, «змейка» слов в рабочей тетради. Но, на мой взгляд, этих упражнений не так много, поэтому к урокам готовились подобные задания для устной работы на этапе повторения, активизации, введения в иноязычную атмосферу.

Начало каждого раздела в учебнике оформлено с помощью цветной «закладки», на которой располагаются рисунки, цифры, буквы, позволяющие обсудить содержание раздела, установить связь между материалом пройденного и нового раздела, т.о. организовать этап целеполагания.

Оценка результатов учебной деятельности предполагает формирование ученического «портфолио». В него включаются творческие и проектные работы учащихся в течение учебного года. В учебнике и рабочей тетради предлагаются задания, с одной стороны, стимулирующие и развивающие воображение и творческое мышление, с другой – позволяющие закрепить речевые образцы. Творческие задания усложняются по мере усложнения изучаемых структур. В программу 2 класса включено 10 различных по сложности и форме выполнения проектов. В рабочей тетради предлагается заполнение своего словаря. Для того, чтобы на начальном этапе обучения учащимся было интереснее заполнять этот словарь , перечень проектов был дополнен мини-проектами «Загадочные буквы», «Словарь в картинках», которые учащиеся выполняли постепенно по мере знакомства с лексикой.

Как отмечается отечественными и зарубежными психологами и методистами, введение в структуру урока элементов ручного труда оказывает существенное влияние на процесс овладения детьми иностранным языком, так как определяет наличие сильного мотивационного компонента создания детьми собственных инициативных высказываний, без которого невозможна речевая деятельность. Авторы УМК опираются на мнение о том, что включение элементов ручного труда в процесс обучения иностранному языку младших школьников является одним из основных принципов деятельностного подхода. Процесс изготовления поделок и их последующее использование в играх, диалогах и историях создает на уроке подлинно коммуникативные ситуации, необходимые для обучения учащихся говорению. Задания с использованием ручного труда помимо повышения мотивации детей способствуют развитию их речевых навыков, позволяют наиболее эффективно обучаться детям, у которых ведущий канал восприятия информации – кинестетический, то есть через действие и движение. В рабочей тетради содержатся задания по созданию поздравительной открытки, волчка для настольной игры, пальчиковых кукол для разыгрывания диалогов. Однако, стоит отметить, что у учителя иностранного языка не всегда хватает времени на организацию работы с проектом на своем уроке, поэтому необходима кооперация с учителем начальных классов, преподающем в этом классе.

Воспитательное воздействие на младших школьников оказывается и в ходе непосредственного общения, организуемого учителем с целью формирования коммуникативных умений в устной речи, чтении и письме. Так, разыгрывая диалоги этикетного характера в ситуациях повседневного общения, школьники приобретают жизненный и социальный опыт за счет расширения спектра проигрываемых ролей.

В уроки курса включены упражнения, которые позволяют организовать динамические паузы: чтение рифмовки совмещенное с выполнением двигательных упражнений.

Благодаря интересным творческим заданиям, игровым формам отработки языкового материала, формам активного слушания, заданиям на драматизацию учебных диалогов повышается мотивация к изучению английского языка, реализуется индивидуальный подход к оценке результатов учебной деятельности, соблюдаются требования к организации урока с учетом здоровьесберегающих технологий.

Проведенное анкетирование родителей учащихся 2 а класса МОУ «НОШ №37» показало: большинство родителей удовлетворены тем, что интерес к изучению предмета у их детей не снижался в течение года, несмотря на возникающие трудности в восприятии, повысилась самостоятельность детей в выполнении заданий, что говорит об их доступности и посильности. Широк спектр заданий, которые выделяются респондентами в качестве наиболее полюбившихся.

Основная проблема, выявившаяся в ходе апробации, заключается в недостаточной сформированности контрольно-оценочной базы. К УМК разработаны тесты для промежуточного контроля и контрольные работы по тематическим блокам. Однако, нет четких критериев оценивания текущих достижений учащихся. И это – серьезная тема для размышления учителю, создателям УМК на ближайшую перспективу, потому что как учитель, так и ребенок и его родители хотят видеть и знать реальную картину успешности в изучении предмета.

Хочется отметить, что данный учебно-методический комплект предоставляет определенную долю свободы и творчества учителю, так как основные идеи, заложенные в учебнике, легко поддаются дополнению, расширению, интерпретации в зависимости от уровня восприятия и сформированности тех или иных навыков, психологического настроя и индивидуальных особенностей учащихся. Поэтому работать с этим учебником было сложно, но интересно: вспоминались забытые или давно не использовавшиеся в практике приёмы, находила новые и более эффективные подходы к организации урока. Интересно было наблюдать за реакцией детей на разные формы работы, способы представления учебного материала. С другой стороны, учащиеся, зная, что они первые знакомятся с этим учебником, старались внимательнее относиться к выполнению инструкций, задавали вопросы, делали замечания, а в конце года высказали свои пожелания по работе в следующем году. Таким образом, в ходе апробации нового учебника достигнута самая главная цель процесса обучения – переход к сотрудничеству, сотворчеству.

Учитель английского языка МОУ «НОШ №37» г. Сыктывкара

Головкина Екатерина Вячеславовна.