Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Ненаучное познание»


Скачать 0.74 Mb.
Название«Ненаучное познание»
страница5/5
Дата23.04.2016
Размер0.74 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5

Народная мудрость - обобщенные практические знания. Примеры народной мудрости:

 афоризмы: «Любишь кататься - люби и саночки возить»;

 поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;

 суждения: «Куй железо, пока горячо»;

 загадки: «Что хочешь, того не купишь; чего не надо, не про­дашь».

Отличительная черта народной мудрости - свод рецептов пове­дения для разных случаев жизни.

Здравый смысл - стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта


Представить себе это нельзя, а по­нять можно.

Л.Д. Ландау

Цели: ознакомить с формами и способами ненаучного познания; развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения; воспи­тывать объективное отношение к субъективным понятиям.

Тип урока: урок систематизации знаний. Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель сообщает тему и цели урока.) Мы рассмотрим следующие вопросы:

Мифология.

Жизненный опыт.

Народная мудрость.

Паранаука.

Искусство.

Этот материал несложный, поэтому сегодня будут заслушаны со­общения, а задача остальных учащихся - дать оценочное суждение услышанному как по содержанию, так и по технике выступления.

III. Изучение нового материала

IV. Закрепление изученного материала

- Напишите эссе на одну из следующих тем:

На примере одного из мифов определить, какие события в жизни человека считались особенно значимыми в Древней Греции или в Древнем Риме (на выбор).

Французский поэт А. Мюссе сказал, что опыт - это имя, ко­торое большинство людей дает наделанным глупостям или пережитым неприятностям. Прав ли он?
Вспомните и запишите несколько пословиц и поговорок. Дай­те им оценочное суждение.

Сделайте анализ русской народной сказки (на выбор учащихся) как формы познания и формирования способа мышления.

(Учитель собирает эссе для проверки.)

Домашнее задание

Повторите основные понятия и термины изученного материала модуля.

Урок 6. Социальное познание

Государство с обширной территорией и большим народонаселением не может существовать без органов управления. С объединением русских княжеств вокруг Москвы и утверждением самодержавной власти великого князя на Руси начала создаваться система государственного управления, важное место в которой заняли приказы - прообразы последующих министерств.

Приказам предшествовали два общегосударственных органа, существовавших в XV веке при великом князе, - Дворец (дворцовое ведомство) и Казна. Кроме того, сложилась система, когда великий князь поручал (приказывал) кому-то из бояр или окольничих выполнять определенный круг обязанностей, связанный с обеспечением функционирования различных сторон жизни государства. Естественно, что у таких исполнителей разовых или постоянных поручений появлялись помощники, а то и целый штат людей, которые объединялись в постоянно действующий «путь», повытье или «избу». Постепенно утвердилось и название этого своеобразного административного органа - приказ.

Приказная система создавалась постепенно, путем «отпочковывания» от дворцового ведомства и Казны отдельных функций, а также передачей новым административным образованиям части функций, бывших прерогативой великого князя и его ближайшего окружения, в том числе судебных, финансовых, военных, дипломатических и т.п. Первое дошедшее до нас упоминание о приказах относится к 1512 году, когда в документе зафиксирован термин «Казённый приказ».

Четкой классификации приказов в те времена не существовало, но условно можно их разделить на функциональные (ведомственные) и территориальные, дворцовые и общегосударственные. Особенностью российских приказов было то, что они объединяли судебную и административную власть, а также значительно дублировали функции друг друга. Первоначально руководили приказами бояре, но затем руководителями небольших приказов стали назначать и дьяков. Так как количество приказов стремительно увеличивалось, дьяки стали назначаться и на государственно значимые приказы, получая при этом чин думных дьяков. Некоторые бояре и дьяки могли одновременно возглавлять несколько приказов. Например, в начале XVIII века думный дьяк Виниус руководил тремя приказами.



Реконструкция интерьера «приказной избы» XVII века в музее «Коломенское»

Даже по сроку «жизни» приказы существенно различались. Одни существовали всего несколько лет, другие - столетиями. «Долгожителями» были дворцовые и военные приказы, а также Посольский и Поместный.

Крупнейшим военным приказом был Разрядный, ведавший комплектованием русской армии и административного аппарата людьми, служащими по наследственной сословной повинности. Его дьяки периодически проводили специальные смотры, на которых определялась способность детей боярских и людей, претендующих на этот чин, к воинской службе. Всех прошедших смотры разряжали (верстали) на службу: определяли размер земельного и денежного жалованья, назначали в конкретные полки, на сторожевую или городовую службу. В приказе вёлся пофамильный учет всех служилых людей в государстве с записью перемещений по службе и фиксацией изменений поместного и денежного жалованья. Фактически этот приказ выполнял функции министерства обороны или генштаба, в нем оформлялись все распоряжения о военных походах и материальном обеспечении войск, осуществлялось руководство постройкой крепостей и закладкой пограничных городков, организацией гарнизонной и пограничной сторожевой службы. Кроме того, в его ведении было назначение на многие государственные должности, включая самые ответственные. Именно высокие госдолжности были «головной болью» руководства этого приказа, так как при назначении наместников и воевод возникали самые ожесточенные местнические споры, первичное разрешение которых тоже входило в компетенцию этого приказа.

С Разрядным приказом был тесно связан Поместный приказ, который наделял служилых людей поместьями, ведя для этого учет всех государственных земель. В этом же приказе осуществлялось оформление земель в вотчинное владение и рассматривались все земельные споры между дворянами.

К военным приказам также относились Пушкарский Оружейный и Ствольный, главными задачами которых было снабжение армии оружием и боеприпасами. Комплектованием армии служилыми людьми «по прибору» и иностранцами занимались Стрелецкий, Казачий, Рейтарский и Иноземный приказы. Существовал специальный приказ, занимавшийся выкупом и обменом пленных - Полоняничный. А на период войны могли создаваться временные приказы Сбора даточных людей и Сбора ратных людей. Кроме этого, еще до десятка приказов в разное время ведали руководством и обеспечением различных сторон военного дела.

Самостоятельную группу приказов составляли так называемые дворцовые приказы. Среди них и один из старейших приказов - Казённый, в ведении которого находилась финансовая система государства. Приказ Большого дворца занимался снабжением монарха и его двора, управлял дворцовыми землями и т.д. Значительное количество приказов ведало обеспечением отдельных направлений жизни царской фамилии, это - Постельничий, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий и другие. Возглавляли дворцовые приказы, как правило, только бояре.

Особое место в государстве занимал Посольский приказ, который «ведал дела всех окрестных государств». Любопытно, что среди бояр толковых дипломатов было немного, поэтому Посольский приказ часто возглавляли думные дьяки, как, например, И.М. Висковатый и братья А.Я. и В.Я. Щелкаловы.

Особую группу приказов составляли судебно-полицейские: Судный, Разбойный, Земский, Холопий и др. Судный приказ рассматривал судебные тяжбы в отношении служилых людей. Разбойный приказ назначал и контролировал деятельность губных старост, целовальников и дьяков во всём государстве, санкционировал приговоры губных органов, вел все разбойные дела, кроме совершенных в Москве и Московском уезде. Земский приказ обеспечивал безопасность и порядок в городах. Холопий приказ занимался поиском и возвращением владельцам беглых холопов.

Длительное время в государстве существовал Приказ тайных дел, в функции которого входило обеспечение безопасности монарха негласными методами, надзор за деятельностью должностных лиц и контроль исполнения ими царских поручений.

Начало формы

Конец формы


Количество одновременно функционировавших приказов в России доходило до 80. Приказная система была очень громоздкой, неповоротливой и сложной в управлении. Слом приказной системы начал Петр I, заменивший основные приказы коллегиями. Но последний приказ, Сибирский, был ликвидирован только при Екатерине II в 1763 году.

Картина отражает расхожее представление о приказах как обители взяткобрателей и «кувшинных рыл». На картине – приказная изба XVII в. в разгар рабочего дня. С шести часов утра начиналась в приказах толчея. С разных концов Москвы собирался в Кремль народ со своими делами. Через Спасские или Боровицкие ворота люди шли к приказам, расположенным на Ивановской площади.

Во главе приказа стоял судья из бояр, окольничьих или думных дворян. Все дела решали судья, его товарищи и дьяк – главный секретарь приказа. Они сидят в небольшой комнате, которая называлось «казенкой», так как там хранились казна и наиболее важные документы приказа.

Перед судьей на столе, покрытом сукном, развернута книга. Это или Соборное уложение 1649 года, или Указная книга приказа, которыми и должны были руководствоваться в своих решениях судья и его товарищи.

У двери, прислонившись к притолоке, стоит пристав в красном кафтане. От него зависит пропуск просителя в «казенку» к судье и дьяку. Перед дверью теснятся просители. Один из них, в богатой шубе с собольим воротником, говорит со старшим подьячим.

Подьячие, которые вели все делопроизводство в приказе, делились на старших, средних и младших, но число их было чрезвычайно мало по сравнению с тем огромным объемом работы, который им приходилось выполнять. В Посольском приказе, например, в 1660-е годы было всего 14 подьячих! Справляться с делами они могли только за счет высокой квалификации, полученной в славившейся по всей России приказной школе, и ненормированного рабочего дня. Поскольку брать работу на дом в этом (и некоторых других) приказе не разрешалось, дьяки, подьячие и переводчики часто сидели в Кремле сутками, чтобы утром представить Думе полученные вечером сведения со всеми нужными справками. Волокита в государственных делах не допускалась: это тем более удивительно, что почти все документы многократно редактировались и переписывались. Иное дело частные, особенно судебные дела, входившие в функции почти всех приказов.

Писали в то время гусиными перьями на листках бумаги, которые подклеивали один к другому. Получавшиеся длинные ленты сматывали на палочках в свитки, называвшиеся столбцами. Чем дольше тянулось дело, тем длиннее становился свиток. До нас дошли свитки 50 и 80 метров длиной. Чтобы найти нужную строку, надо было перематывать весь свиток. Лента волочилась, отсюда пошло выражение «приказная волокита».

В центре картины виден стол, на нем чернильницы, столбцы, горшок с клеем, которым подклеивали листы, горшочки с киноварью. Красной киноварью писали первую строку в жалованных грамотах или заглавную букву в рукописи (отсюда пошло выражение «писать с красной строки»). На столе лежат сургуч и воск для печатей. Стол залит чернилами и закапан воском.

Один из подьячих пишет на коленке, подвесив чернильницу на шею, другой выводит буквы скорописью. У многих перья за ухом, один из подьячих взял перо в рот и обернулся к просителю.

Один из старших подьячих проверяет грамоту, написанную младшим подьячим: если тот напутает в важной бумаге, его прикажут бить батогами перед приказом. Старший подьячий также «метит» столбцы, т.е. ставит с обратной, чистой стороны свою подпись на месте склейки двух листков, чтобы нельзя было на место одного листа вклеить другой.

Без взятки – «поминка» - в приказ обращаться было бесполезно. На картине мы видим просителей с «поминками» в руках: у одного – гусь, у другого – рыба, кто несет яйца, кто – бублики, а кто-то положил на скамейку мешок с мукой.

Взяточничество и другие злоупотребления в приказах привели в возникновению ряда поговорок и крылатых выражений: «Положить дело в долгий ящик» (долгие ящики стояли в приказах), «Не ходи в суд с одним носом, а ходи с приносом».

Вопросы:

1. Что можно сказать относительно центрального управления в Русском государстве XVII в. на основании картины?

2. Как было поставлено делопроизводство в Русском государстве в XVII в.?

3. Как на картине показано взяточничество в приказах XVII в.?




Рассказ “Левша” полон народного духа, любви и близости автора к простому люду. Н.С. Лесков увидел в русском национальном характере то, что оставалось скрытым от других писателей, а именно – одухотворенность. Мастера в рассказе, в том числе и Левша, трудятся, делая ювелирную работу на заказ (подковать механическую английскую блоху очень маленького размера).

Делают они это не из выгоды. Им просто интересно, для них – это способ самовыражения. Они день и ночь сидят в избе, забыв о еде и отдыхе. Центральным образом в рассказе является Левша. В нем есть телесная сила, помогающая выжить в суровой жизни. Он – не богатырь, скорее наоборот – тщедушен. Но, изможденный поездкой в Англию (по приглашению) и безразличным отношением на Родине после возвращения, больной, умирающий, выполняет свой долг перед государством и русским народом: сообщает выведанную им тайну о том, как чистят ружья в Англии. Хотя иностранцы предлагали ему остаться, ведь его талант незаменим. А это – уже душевная сила, высокая нравственность. В этом образе показано и бесконечное терпение русского человека. Он – гений, а грудь – впалая. Его дерут за волосы стражи порядка – и ни слова возмущения или протеста с его стороны. Левша – патриот. В Англии его угощают изысканными блюдами. Но он скептически относится к ним. Лучше простой, грубой пищи да кваса для него нет ничего. И утонченные английские невесты его не устраивают. Лучше русских – нет. Левша отказывается от райской жизни в Англии, спешит в Россию, как оказывается, на гибель. В этом рассказе есть и другие герои-носители русского характера – это атаман Платов. Он уже немолодой вояка, но мужественный в боях человек. Хотя и врага не боится, но на дворцовом паркете перед царем теряет гордость бесстрашного воина. Таков у Толстого капитан Тушин. Храбрый, инициативный в бою, он теряется перед наглым начальником: не умеет защитить себя. Беда России, в отличие от зарубежья, заключается в том, что все замечательные качества людей, их способности – не ценятся. Так было в то время, к сожалению, так осталось и теперь. Лесков особенно ценил финал рассказа, где умирающий Левша просит сообщить государю то ценное, что он увидел в Англии. Но военный министр скрыл завещание умирающего, и от этого в Крымской войне большой конфуз вышел. Автор издевается над тупостью, жестокостью, непросвещенностью николаевского режима, который не ценит простого талантливого человека, съедает его, терпеливого и безропотного.

Сказок и легенд о тульских мастерах великое множество. Но лучшие из них собрал писатель Иван Панькин в своей книге «Легенды о мастере Тычке». Рассказы в ней маленькие, как сам автор говорил, с «ладошку», но занятные. Откроем самый первый из них…

В Тулу как-то приехал Петр I. Появилась у него мысль основать здесь оружейный завод. Остановился царь у воеводы, но отдыхать не стал, а попросил привести к нему лучшего «ружейного» мастера. Воевода почесал затылок. Мастеров в кузнечной слободе уйма, а вот кто из них лучший… Привели первого попавшегося. Царь, конечно, именем его поинтересовался. Парень назвал себя Тычкой.

Петр I попросил починить его пистолет, сделанный в Англии. Тычка взял его да и пропал на три дня. Воевода с ног сбился в поисках мастера, что отвечать царю? Но Тычка сам явился и отдал пистолет Петру I. Тот пощелкал – работает. А потом и говорит: «Вот если бы у вас все мастера были такие. Хорошая работа. А сделать смогли бы?» Тычка в ответ: «А чего их делать?» Петр I не удержался и гневно замахнулся на парня. Не любил царь, когда зря чужую работу ругали. Тут Тычка, недолго думая, достает пистолет, который брал у царя и подает ему.

Тычка-то за три дня не только починил царский пистолет, но и новый сделал, похожий на него, как две капли воды. С того времени Петр I поверил в тульских мастеров и велел строить здесь завод…



Н. Алдунин

Рано осиротев, Иван Панькин перепробовал много профессий, прежде чем «прибился» к писательскому труду. Как-то, вспоминает Виктор Астафьев в книге «Зрячий посох», попросило начальство Ивана Панькина написать историю оружейного завода, а он создал легенды о мастере Тычке. Панькин любил книги Лескова. И всегда в разговоре о своем любимом герое подчеркивал, что «его» Тычка – учитель Левши. 10 лет назад не стало Ивана Панькина, а его книгу по-прежнему зачитывают до дыр.

А мы продолжим наш рассказ о мастеровых людях.

В своем сказе «Левша» писатель Николай Лесков поведал о мастерстве тульских умельцев, которые смогли металлическую блоху подковать. О своей изобретательности мастер Левша говорил: «Я мельче этих подковок работал… гвоздики выковывал, их никакой мелкостоп взять не может. У нас глаз уже пристрелявши».

Но прежде писатель рассказал читателям о том, что англичане, узнав о приезде к ним императора Александра I, преподнесли ему танцующую блоху, чем очень удивили государя. А записал Лесков эту легенду в Сестрорецке со слов старого оружейника, который переехал из тульских мест на Сестру-реку во время царствования государя Александра I.



Блоха, созданная Н. Алдуниным

Давно уже стало хорошей традицией для тульских оружейников изготавливать миниатюрные модели оружия. Всегда считалось, что тем ценнее искусство мастера, чем меньше его изделие. В Тульском музее оружия есть экспонаты в разделе «боевые малютки», некоторые образцы из них экспонировались на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Здесь можно увидеть винтовку 1870 года, калибр 3,5 мм, вес 185 граммов, револьверы системы Лефоше, охотничьи ружья и т.д.

Многие образцы действующие. Однако работникам музея не удалось установить фамилий мастеров этих изделий. Но известно, что 82-летний мастер Алексей Медведев в 1845 году преподнес русскому царю саблю, которая весила 6 граммов, и два миниатюрных пистолета.



Из коллекции К. Сушкина

Среди признанных мастеров современности Б. Попов, С. Архипов, К. Сушкин, А. Баташов и другие. Борис Попов создал целую коллекцию русских пушек маленького размера. Квартира мастера Константина Сушкина, нашего современника, – и музей, и мастерская. Сушкин создал свыше 130 моделей. Все их умелец мастерит на глаз. Интерес к этому делу появился у Константина в детстве. В его «арсенале» револьверы, пистолеты и пушки. Калибр стволов оружия мастера не больше 2 миллиметров. Каждая вещь Сушкина уникальна. Долгие годы мастерит миниатюрное оружие туляк Вячеслав Корнаухов. Он создал винтовку 1891 года конструктора С. Мосина, пистолеты «Парабеллум», «Маузер», «ТТ».

Давно мечтал повторить достижения Левши тульский токарь завода «Тяжпромарматура» Николай Алдунин. Чтобы воплотить идею в жизнь, Николай перерыл массу литературы, подготовил необходимые инструменты. Алдунин подковал блоху размером в 2 миллиметра. Золотые гвоздики сделал толщиной в 1,5 микрона, диаметр шляпки – 5 микрон. Над этой работой мастер трудился три месяца.

«Порой, - признался Алдунин, - во время работы ощущал удары своего сердца. Для такого дела особый настрой нужен, спокойствие и терпение».

За последние 8 лет его коллекция пополнилась новыми изделиями. Николай изготовил крошечный танк Т-34, который установил на семечке от яблока. Танк состоит из 257 деталей, а его длина – 2 миллиметра. Есть в коллекции мастера миниатюрный автомат Калашникова, винтовка Мосина. Многие экспонаты можно рассмотреть с помощью микроскопа. Так, Алдунин разместил в игольном ушке караван верблюдов, каждый из них высотой в 28 микрон…

Исследователи сделали вывод, что надписи на зернах и микроакварели были известны еще в Древней Греции. Занятие миниатюрами было свойственно также мастерам Китая и Японии. Акварели создавали на дощечках, рисовом зерне и шелке, которые не превышали современной монеты.



Букет из рыбьей чешуи. Автор - Э. Казарян

Н. Лесков сумел доказать, что наши мастера не хуже заморских. А уж «глаз» Левши достоин особого восхищения. Однако и сейчас от умельцев, как и прежде, требуется хорошая чувствительность пальцев, художественный вкус и терпение.

Если Н. Алдунин стал заниматься микроминиатюрой в зрелом возрасте, то москвич Эдуард Казарян – в 18 лет. За 25 лет он создал свыше 300 маленьких шедевров. Он привык использовать в работе разные материалы. В ход идут маковое зерно, рыбья чешуя, слоновая кость, швейная игла. Эдуард не только мастер миниатюрных изделий, но еще и поэт, музыкант и композитор. Казарян играет на многих музыкальных инструментах, им написано более ста песен.

40 лет трудится над микроминиатюрами житель Украины Николай Сядристый. Создавая крошечные экспонаты, мастер перепробовал множество материалов. У него есть изделия из золота и платины, он работает с рисовыми зернами, иголками, фруктовыми косточками, гвоздями и т.д. Кажется, что такому художнику подвластно все. Николай всегда работает руками, используя лишь крохотный инструмент, который в несколько раз тоньше человеческого волоса.



Н. Сядристый

Николаю удалось создать чайный сервиз из золота и поместить его на сахарной крупинке. Выставки микроминиатюр мастера видели практически во всех странах мира.

Среди продолжателей Левши достойное место занимает мастер из Казахстана Николай Савидов. Его имя внесено в Книгу рекордов планеты – 2000 года. Николай установил на обычном курином яйце 122 подковы, причем каждая из них закреплена на скорлупе тремя гвоздиками. Сам художник считает, что это дело под силу каждому. Когда Николая спрашивают, что необходимо для такой работы, он скромно отвечает: «Руки, глаза и микроскоп».

Крошечными резцами на человеческом волосе Савидов «вырезает» пословицы. На специальных стеклах, куда запаяны микроминиатюры, с помощью микроскопа можно прочитать: «И золото в грязи блестит», «Не зная броду – не лезь в воду» и другие. Савидов всегда проявляет изобретательность. В его коллекции (300 микроминиатюр) есть настоящая домбра, которая помещена в половинку макового зернышка диаметром около миллиметра.
1   2   3   4   5