Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Ненаучное познание»


Скачать 0.74 Mb.
Название«Ненаучное познание»
страница2/5
Дата23.04.2016
Размер0.74 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5

Материал для группы 1

«И опыт, сын ошибок трудных...»
Задание: Историк прошлого века С.М. Соловьев описал строительство Успенского собора в Московском Кремле. Прочитайте текст и по­думайте, какие практические знания появились у русского народа в ходе сооружения собора.
Из «Истории России с древнейших времен»

Главным украшением города считался соборный храм, и Москва менее всего могла похвалиться этим украшением. Соборная церковь Успения, построенная при Иване Калите, уже успела так обветшать, что своды тронулись, и потому принуждены были подпереть здание толстыми деревянными стол­пами; надобно было думать о построении другой церкви.

И вот в 1472 г. ми­трополит Филипп призвал двух мастеров - Кривцова да Мышкина - и спро­сил их, возьмутся ли они построить церковь такую же, как владимирский собор Богородицы. Мастера взялись, и митрополит назначил большой сбор серебра со всех священников и монастырей на церковное строение, а бояре и гости добровольно давали деньги; когда серебро было собрано, приступили к делу, разрушили старую церковь и начали строить новую; но когда на третий год стали сводить своды, здание рухнуло.

София Фоминична, приехавшая незадолго перед тем в Москву, уговорила мужа вызвать из Италии более надежного художника, и великий князь, отправляя в Венецию Семена Толбузина, велел ему искать там цер­ковного мастера.

Толбузин нашел в Венеции много мастеров, но только один из них согласился ехать в Москву за десять рублей в месяц жалованья: то был болонский уроженец Аристотель Фиораванти; и его даже насилу отпустили с Толбузиным, Аристотель привез его; осмотревши старые церковные работы, он похвалил гладкость их, но сказал, что известь не клеевита и камень не тверд, почему и объявил, что начнет все делать снова; остатки прежнего строения разбил стенобитною машиною - бараном.

«Удивительное дело, - говорит летописец. - Три года делали, а он меньше чем в неделю развалил, не успевали выносить камень».

Печь для обжигания кирпича он устроил за Андроньевым монастырем, делал кирпичи уже прежних, но продолговатее и тверже; чтоб разломить их, нужно было прежде в воде размачивать; известь также велел мешать густо, так что ко­гда засохнет, то и ножом нельзя расколупать; для поднятия камней вверх Аристотель сделал колесо; чудно было смотреть, как поднимали колесом камни, прицепив их за веревку.

В 1475 г. начал Аристотель свои работы, в 1479-м кончил. Освящение соборной церкви Иоанн праздновал великолеп­но: велел раздать милостыню на весь город, угостил обедом митрополита, епископов, архимандритов и всех бояр; на следующий день митрополит и все соборы (белое духовенство) обедали у государя в средней горнице, а сам великий князь стоял перед ними и с сыном своим. Все соборы ели и пили на дворе великокняжеском семь дней.

Но построением Успенского собора не ограничилась деятельность Аристотеля, ибо он был не только искусный муролъ (архитектор), но умел также лить пушки и стрелять из них, лить колокола, чеканить монету.
Материал для группы 1

«И опыт, сын ошибок трудных...»
Задание 1. Подумайте над тем, каким образом жизненный опыт сочетает практическое и духовно-практическое знание
Практическое знание - это усвоение социального опыта не толь­ко с помощью языка, но и на уровне: «Дай мне дейст­вовать, и я пойму».

Учитель физкультуры сна­чала объясняет и показывает, как совершить бросок баскетбольного мяча в корзину. Но только во время бросков ученик сам освоит технику забрасывания.

Духовно-практическое знание опыта - это сведения о том, как нужно относиться к миру, другим людям, самому себе.

Вспомните религи­озные заповеди.

В буддизме существует принцип: «Не делай другим того, что считаешь злом».

В даосизме: «Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю - своей потерей».

В индуизме: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

В исламе: «Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе».

В иудаизме: «Что ненавистно тебе, не делай другому».

В христианстве: «Делай другим то, что хотел бы, чтобы они делали тебе».

Главная общая мысль вышеприведенных цитат - все люди рав­ны по отношению друг к другу и все они достойны человеческого отношения. Это универсальное правило моральной оценки и оно известно как «золотое правило нравственности (морали).

В процессе приобретения жизненного опыта человек усваивает не только практические знания, но и оценки, нормы поведения, причем усваивает их как бы исподволь, без специальных усилий, действуя по образцу. Оценочные знания, связанные с повседневным опытом, иногда называют духовно-практическими. От них один шаг до народной мудрости.
Задание 2. Какая практическая деятельность или житейские ситуации породили следующие пословицы и поговорки? Продолжите их ряд, подобрав свои примеры.
 Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь.

 Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей.

 Покупатель дома нахваливает, а купец - в лавке.

 Домашняя копейка лучше заезжего рубля.
Материал для группы 1

«И опыт, сын ошибок трудных...»
Задание: Определите роль и значение опыта:
Издавна люди не только стремились объяснять мир в целом, но и просто трудились, мучились неудачами, добивались результатов. При этом они накапливали и определенные знания.

В отличие от науки, где знания — самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт». Например, человек, живший на берегу реки или озера, строил корабль, лодку для плавания по волнам. Основным результатом такой деятельности должно было стать судно, а побочным — знание о том, какое дерево взять, как и чем его обработать, какую форму придать плавучему средству передвижения. При этом закон Архимеда не был известен строителю судна. Но если лодка получалась удачной, то, скорее всего, правила, по которым она была построена, вполне соответствовали научным положениям, пусть даже неизвестным строителю-практику.

Массу знаний практического характера давала людям деятельность ремесленника, земледельца, повара, лекаря, винодела, строителя и т. д. Способом формирования практического знания являлось ученичество у опытного наставника, мастера, умельца.

Практическому знанию, возникающему в ходе накопления опыта, соответствует и свой язык. Припомните: «на глазок», «чуть-чуть», «щепотку» и т. п. Попробуйте точно определить в граммах, минутах, сантиметрах, сколько это. Профессиональное мастерство обладателя такого практического знания требует способности определять микроны и миллиграммы, доли секунды; умения ориентироваться во всем многообразии инструментов, материалов, условий труда при помощи памятных знаков, привычки, сноровки.

Большинство практических знаний не претендует на теоретическое обоснование и обходится без него. Сегодня трудно найти ребенка, который не умеет пользоваться телевизором, хотя вряд ли он знает принципы передачи изображения на расстояние. Каждый сможет завязать шнурки и при этом обойтись без всякой научной теории.


Приложение 2

Материал для группы 2

«Миф и познание мира»
Цель работы: Показать роль мифологического сознания как основы познания мира.

Условие: вы должны быть убедительны во время представления своего способа познания.
Задачи:

  1. Ознакомьтесь с предложенным по теме материалом

  2. С помощью заданий, предложенных преподавателем, проанализируйте текст, сделайте выводы

  3. Выделите важные моменты в каждом тексте, на которые можно опереться при выступлении

  4. Вспомните примеры из своей жизни, которые могут дополнить предложенный преподавателем материал,

  5. Подготовьте план выступления. Четко определите, какой материал будете озвучивать

  6. Распределите роли выступающих в группе


Примерный план выступления

  1. Что называется мифом.

  2. Когда и с какой целью возник миф. Роль и значение мифа в жизни древнего человека

  3. Чем мифологическое сознание отличается от научного. Какие сведения об окружающем мире содержат в себе мифы

  4. Взаимоотношение мифа и религии

  5. Взаимоотношение мифа, литературы и искусства

Материал для группы 2

Миф и познание мира
Задание 1. Прочтите текст и ответьте на вопросы:

  1. Чем мифологическое сознание отличается от научного?

  2. Какие сведения об окружающем мире содержали в себе мифы?


Самым ранним способом понимания природной и общественной действительности был миф. Кто из нас не восхищался поэтичностью, волшебством мифов древних народов?

Миф — это всегда повествование, причем истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей.

В отличие от науки, которая стремится объяснить мир, установить взаимосвязь между причиной и следствием, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных частей.

Все происходящее в мифе приобретает значение своеобразного образца для воспроизведения. Он как бы совмещает в себе обязательный рассказ о прошлом и объяснение настоящего и будущего. Так, в греческой мифологии происхождение науки, знаний о мире объясняется подвигом Прометея.

В мифах, наряду с рассказами, повествованиями о событиях, важных для людей, утверждалась и принятая в данном обществе система правил и ценностей. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях.

Сами мифы служили особой «лабораторией» человеческой мысли, в которой были накоплены и систематизированы в определенном порядке социально одобренные образцы поведения на все случаи жизни.

Прежде всего, в мифах описывались творения мира, животных, людей, происхождение природных сил, особенности рельефа, различные обычаи и обряды. Вероятно, вы можете припомнить такие мифы. Во многих из них творение изображалось как «добывание» героем элементов культуры (например, путем похищения у первоначальных хранителей) или как изготовление творцом. Так, в Древнем Междуречье существовал миф о первых мудрых правителях-полубогах, которые будто бы научили людей всем достижениям техники и культуры.

Процесс творения мира часто представлялся как превращение хаоса в космос путем постепенного упорядочения, которое сопровождалось борьбой богов или героев с демоническими силами. Описывалось отделение неба от земли, выделение суши из первичного океана, появление трех миров: небесного, земного и подземного.

Знания о смене времен года содержались в календарных мифах и были связаны с повествованием об умирающих и о воскресающих богах и героях (Осирисе, Деметре, Персефоне и др.).

У некоторых народов еще в древности существовали мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой следует или не следует его возрождение. Идеи гибели космоса или его частей присутствуют в мифах о потопе, который посылают всемогущие боги для испытания людей, давая возможность спастись отдельным представителям рода человеческого.

Наряду с космическими темами в мифах присутствовали биографические мотивы: рождение, посвящение в полновозрастной статус, брак, смерть мифологических героев. Все эти мифы содержали описания определенных испытаний, через которые герои успешно проходили. Вокруг некоторых мифологических героев складывались целые циклы, как и вокруг отдельных исторических персонажей. Пример первого типа мифов — мифы об Одиссее, Тезее, Геракле. Пример мифов о реальных событиях — мифы о Троянской войне, о которой известно не только по дошедшим до нас сказаниям, но и по данным раскопок немецкого археолога Г. Шлимана.

Мифы, очищенные от ритуала и элементов святости, дали начало сказкам. Мифы, сказки, эпос служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народов. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире. Итальянский философ Д. Вико (1668—1744 гг.) остроумно назвал мифы первым изданием умственного словаря человечества.

Постигая мифы своего народа, индивид начинал соотносить свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей. В дописьменную эпоху мифы были вместилищем социальной памяти. Это была своеобразная «живая память», сохранявшая совокупность знаний, умений, опыта, накопленного не одним поколением людей.
            Мифологические представления древних людей об устройстве мира, деяниях богов и героев остались в прошлом. Но некоторые черты мифологического сознания сохраняются и поныне. Многие из нас по-прежнему верят, что с помощью нескольких простых идей можно объяснить все многообразие мира.

В XIX в. эту роль приписывали идеям «чистоты рас», «государства всеобщего благоденствия», «царства всеобщей свободы» и т. д. И сегодня одних известных людей общественное мнение героизирует, а других демонизирует. Люди по-прежнему ждут «культурного героя», который откроет перед ними новые, невиданные возможности.

Материал для группы 2

Миф и познание мира
Задание 1. Прочтите текст и ответьте на вопросы:

  1. Что мы называем мифом?

  2. Когда и с какой целью возник миф?


Мифология (греч. mythos—повествование, сказание и logos — учение, слово) — фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве.

Миф — возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т. п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества.

“Всякая мифология преодолевает, подчиняет и преобразовывает силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы” (Маркс К., Энгельс Ф.).

Поскольку в мифологии имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии.

В мифах отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности.

Материал для группы 2

Миф и познание мира
Задание 1. Прочтите текст и ответьте на вопрос: в чем проявляется взаимоотношение мифа и религии?
Давно отмечено в науке, что многие мифы служат как бы разъяснением религиозных обрядов. Исполнитель обряда воспроизводит в лицах рассказанные в мифе события.

Есть основания полагать, что культовые мифы распространены широко, что они есть везде, где совершаются религиозные обряды. Религиозный обряд и миф тесно между собой связаны. Связь эта давно признана в науке. Но разногласия вызывает вопрос: что здесь является первичным, а что производным? Создавался ли обряд на основе мифа, или миф сочинился в обоснование обряда? Этот вопрос имеет разные решения в научной литературе.

Мифы составляют как бы священное духовное сокровище племени. Они связаны с заветными племенными традициями, утверждают принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживают и санкционируют определенные нормы поведения.

Миф как бы объясняет и дает разрешение существующему в обществе и мире порядку. Миф так объясняет человеку его самого и окружающий мир, чтобы поддержать этот порядок. В культовых мифах момент обоснования, оправдания отчетливо преобладает над моментом объяснения. Культовый миф всегда является священным, он, как правило, окружен глубокой тайной, он сокровенное достояние тех, кто посвящен в соответствующий ритуал.

Мифология не связана с религией, но безусловно, что уже на ранних стадиях своего развития мифология органически связывается с религиозно-магическими обрядами, входит существенной частью в состав религиозных верований. Первобытная мифология, хотя и находилась в тесной связи с религией, отнюдь к ней не сводима.

 

Материал для группы 2

Миф и познание мира
Задание 1. Прочтите текст и ответьте на вопрос: в чем проявляется взаимоотношение мифа, литературы и искусства?
Через сказку и героический эпос, возникшие в глубоких недрах фольклора, с мифологией оказывается генетически связанной и литература.

Соответственно драма и отчасти лирика воспринимали первоначально элементы мифа непосредственно через ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии.

Следы тесной связи с мифологическим наследием отчетливо хранят и первые шаги развития науки, например древнегреческая натурфилософия, история (Геродот), медицина и др. (еще дольше начатки науки в Древней Индии или Китае). Но и позднее, когда из мифологии окончательно выделяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, политическая идеология и др., они еще долго пользуются мифом как своим "языком", расширяя и по-новому толкуя мифологические символы. Литература (а также живопись, пластические искусства) на протяжении своего развития широко использовала традиционные мифы в художественных целях. Мотивы античной, библейской (а на Востоке индуистской, буддистской и др.) мифологии были арсеналом поэтической образности, источником сюжетов, своеобразным языком поэзии.


Приложение 3

Материал для группы 3

«Народная мудрость и здравый смысл»
Цель работы: Показать роль народной мудрости как основы познания мира.

Условие: вы должны быть убедительны во время представления своего способа познания.
Задачи:

  1. Ознакомьтесь с предложенным по теме материалом

  2. С помощью заданий, предложенных преподавателем, проанализируйте текст, сделайте выводы

  3. Выделите важные моменты в каждом тексте, на которые можно опереться при выступлении

  4. Найдите примеры «народной мудрости» в литературе. Что они демонстрируют? Чему учат?

  5. Подготовьте план выступления. Четко определите, какой материал будете озвучивать

  6. Распределите роли выступающих в группе


Примерный план выступления

1. Что мы называем народной мудростью и здравым смыслом.

2. Практические знания - основа народной мудрости.

3. Отличительные черты народной мудрости

4. Генетическая связь поколений
Материал для группы 3

«Народная мудрость и здравый смысл»
Задание. Прочтите текст и ответьте на вопросы:

  1. Что мы называем народной мудростью?

  2. Как практические знания служат основой народной мудрости?

  3. Почему отличительной чертой народной мудрости является ее неоднородность, противоречивость?


Обобщенные практические знания составили основу народной мудрости.

На ранних этапах истории человеческая мудрость приписывалась, прежде всего, богам, которые в виде дара наделяли ею отдельных людей. Считалось, что люди, которых коснулась «искра Божья», приобретали способность судить о неведомом, предрекать ход событий, направляемых самими богами. Сегодня изменилось понимание мудрости. Она стала объясняться как умение разбираться в земных событиях самих по себе, без соотнесения с миром богов.

Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы. Все знают выражение «Куй железо, пока горячо». Родилось это суждение из наблюдения, что металл следует обрабатывать в таком состоянии, когда он легче поддается воздействию. Оно означает призыв делать что-либо своевременно, пока условия способствуют деятельности. Сейчас оно может означать действия, вовсе не связанные с кузнечным ремеслом. Большинство свидетельств народной мудрости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, связано первоначально с практической предметной деятельностью.

Загадки тесным образом связаны с искусством древних оракулов, предсказателей, прорицателей. И вместе с тем народная загадка доступна любому человеку, обладающему природным умом и жизненным опытом. Вспомните, как часто в сказке Иванушка-дурачок на деле оказывается достаточно сообразительным, чтобы найти ответы на загадки Василисы Премудрой.

Отличительной чертой народной мудрости как своеобразного свода рецептов поведения для разных случаев является ее неоднородность, противоречивость. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одним и тем же явлениям, поступкам, поэтому встречаются прямо противоположные суждения по одному и тому же поводу. Например: «Работа — не волк, в лес не убежит», а рядом «Не спеши языком — торопись делом». Вы сами можете продолжить подбор такого рода суждений народной мудрости.

Мудрость накапливается с годами. Мудрость не может существовать без рассуждений. Рассуждения не могут жить без наблюдений. А без наблюдений и окружающий мир становится скудным или скучным. Поэтому мудрость — это еще и гармония с окружающим миром. Ибо в нем находятся многие ответы на интересующие человека вопросы. И во время решения каких-либо вопросов, мудрость может отвергать логику, полностью ссылаясь на окружающий мир.

Что такое народная мудрость? Это накопление, сохранение и следование великому закону взаимозависимости, взаимопользы, взаимопомощи. Народная мудрость приобреталась не в школах, не в институтах, она передавалась в труде рядом со взрослыми, по наследству, генетически. Она выражена в стремлении жить в согласии с законами мироздания.

Материал для группы 3

«Народная мудрость и здравый смысл»
Задание. Прочтите текст и ответьте на вопрос: что мы называем здравым смыслом?
Теперь обратимся к тому, что такое здравый смысл. Словарь определяет его как «стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали».

Попытаемся разобраться в этом толковании. Прежде всего, здравый смысл включает сведения (их можно также назвать знаниями), усвоенные стихийно, без специальной познавательной деятельности. Они усваиваются в той мере, в какой человек овладевает живым, непосредственным опытом современников, навыками человеческой жизнедеятельности.

В этом понимании здравый смысл составляет так называемое природное мышление и присущее каждому здоровому человеку. Так, с точки зрения здравого смысла, если не знаешь, как пользоваться каким-то прибором, целесообразно спросить у знающего, а если такового нет — не трогать прибор без крайней нужды. Здравый смысл подсказывает, что лучше не делать того, что может повредить другим и самому деятелю.

Несомненно, здравый смысл фиксирует многократно проверенные, казалось бы, очевидные сведения. Но можно ли всегда и во всем доверять только ему? Иными словами, достаточно ли для полноценной деятельности только здравого смысла?

Стоит заметить, что здравый смысл, будучи тесно связанным с опытом многих людей, опутан заблуждениями, предубеждениями, устойчивыми представлениями, стереотипами, принимаемыми людьми данной эпохи в качестве абсолютных, незыблемых истин. Так, во времена Гомера полагали возможным существование людей с песьими головами. Это вызывало удивление, но не сомнение. Здравый смысл — явление достаточно консервативное, он меняется мало, новые сведения с трудом вытесняют прежние, однако все-таки с течением времени изменения происходят. Может быть, и неплохо, что в процессе непрерывного развития представлений о мире остаются неизменными некоторые области знаний, опирающихся не столько на науку, сколько на живой опыт предков.
1   2   3   4   5