Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Ненаучное познание»


Скачать 0.74 Mb.
Название«Ненаучное познание»
страница4/5
Дата23.04.2016
Размер0.74 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5

Задание группе №1

1. Из трех яблок выберите «на глазок» самое вкусное.

2. На основании чего вы сделали этот выбор?

3. Каким способом ненаучного познания Вы пользовались?
Задание группе №2

1. Прочитай текст:

«Первой была Темнота, а из Темноты возник Хаос. От союза Темноты с Хаосом возникли Ночь, День, Эреб (мрак) и Воздух.

От союза Ночи с Эребом возникли Рок, Старость, Смерть, Убийства, Сладострастие, Сон, Сновидения, Ссора, Печаль, Досада, Немесида, Неотвратимость, Радость, Дружба, Сострадание, мойры (богини судьбы) и Геспериды (нимфы, хранительницы золотых яблок вечной молодости).

От союза Ночи, Воздуха и Дня возникли Гея-Земля, Небо и Море».

2. Каков философский смысл данного текста? Какие знания хранит в себе он?

3. Определи вид данного способа ненаучного познания.
Задание группе №3

1. Прочитайте предложения:
Яблоко от яблони не далеко падает.
Друг познается в беде

Родная земля и в гордости мила.
 Терпение и труд все перетрут!


2. Какие знания можно почерпнуть из этих пословиц?

3. Какой способ познания мира они иллюстрируют?
Задание группе №4

1. Рассмотрите репродукции прилагаемых картин:

2. Что можно сказать по этим картинам о прошлом России?

3. Какой способ ненаучного познания связан с художественным творчеством?
Задание группе №5

1. Прочитай текст:

«Способ сведения бородавок»

Разрежь яблоко. Протри половинкой яблока бородавку. Сложи яблоко пополам. Обвяжи ниткой. Закопай в землю. Как яблоко в земле сгинет, так и ты от бородавки вылечишься”

2. Чему учат эти премудрости?

3. К какому способу ненаучных знаний они относятся?




Упрямая жена

Жили муж с женой. Муж поехал на базар и купил коты. Приезжает домой. Жена поглядела: в мешке коты. «Муж, - говорит, - кому коты ку­пил?» - «Матушке».- «Умру! Зачем коты матери купил?»

День не ест, два не ест. Пришел муж: «Ну, что ты делаешь, за что уми­раешь?»- «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке».

Она не пьет, не ест, больна лежит. Опять муж приходит: «Ну, за что умираешь?» - «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке».

Она пуще захворала; послали за священником. Приходит муж: «Ну, за что умираешь?» - «Кому ты коты купил?» - «Матушке».

Пришел священник. Опять муж подходит. Она спрашивает: «Кому ты коты купил?» - «Матушке».- «Делай гроб, клади меня в гроб!»

Сделали гроб, положили в гроб, понесли хоронить. Муж подходит к ней: «Глупая! За что умираешь?» - «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке!» - «Зарывайте меня в землю!»

Так и зарыли.
Шемякин суд

Жили-были два брата: один был богатый, другой бедный. Бедный при­шел к богатому лошадь попросить. Богатый лошадь дал, а сбруи не дал. Ну, что делать бедному брату? Привязал телегу к хвосту, поехал в лес и нару­бил большой воз дров. Приехал домой, ворота отворил, а телега застряла в них; лошадь дернулась - хвост оторвался. Приводит он к брату лошадь без хвоста, а брат рассердился: «Я тебя поведу к Шемяке-судье!»

Поехали. Ехали-ехали, ночь настала. Зашли к богатому купцу. Богатый с богатым сидят, едят, водку пьют, а бедняк лежит на печке; захотелось ему посмотреть, что кушают богатые, свесился с печки, не удержался, упал в ко­лыбель и задавил ребенка. Купец закричал: «И я пойду к Шемяке-судье!»

Поехали уже втроем. Едут - по дороге большой мост. Бедняк и дума­ет: «Все равно пропал я. Дай соскочу с моста и убьюсь». А внизу барин вез больного отца. Бедный соскочил с моста, да попал прямо на больного и убил его.

Барин запричитал: «И я пойду к Шемяке-судье!» Приезжают к судье. Богатый брат жалуется, а бедный завернул камень в платок и показыва­ет судье. Шемяка-судья думает, что тот ему деньги хочет дать, и говорит богатому брату: «Отдай ему лошадь, и пусть он ее у себя держит, пока не вырастет хвост!»

Стал купец жаловаться, а бедняк опять на камень в платке судье пока­зывает. Шемяка-судья говорит купцу: «Отдай ему жену, и пусть он ее у себя держит, пока не родится ребенок!»

Стал барин жаловаться, а бедняк опять Шемяке на камень в платке показывает. Он и говорит: «Ты, бедняк, встань под мостом, а ты, - говорит он барину, - соскочи на него и убей».

Когда ушли все, Шемяка зовет бедного мужика: деньги, мол, давай, а тот разворачивает платок и говорит: «Не по мне бы расудил, я бы Шемяку-судью убил!» Шемяка-судья обрадовался: «Слава богу, что я так рассудил!»

Вот приходит бедняк к брату за лошадью, а тот ему говорит: «Я дам тебе корову, несколько четвертей хлеба, только оставь лошадь!» Взял все это бедняк и пошел к купцу. Испугался купец и стал его просить: «Я дам тебе быка и несколько четвертей хлеба, только не бери хозяйку!» Взял все это бедняк и пошел к барину. «Ну, - говорит, - я стану под мостом, а ты на меня прыгай». Испугался барин прыгать с моста и просит: «Возьми лошадь и несколько четвертей хлеба, только не буду я прыгать...»

Взял это все себе бедняк и сейчас живет богато.
Какие оценочные суждения вытекают из следующих посло­виц? Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой?

 Не спрашивай старого - спрашивай бывалого.

 Иному горе - ученье, иному - мученье.

 Не испортив дела, мастером не станешь.

 В людях живал, свету видал; топор на ногу обувал, топорищем подпоясывался.

 Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.
Народная мудрость и здравый смысл

Народная мудрость - обобщенные практические знания. Примеры народной мудрости:

 афоризмы: «Любишь кататься - люби и саночки возить»;

 поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;

 суждения: «Куй железо, пока горячо»;

 загадки: «Что хочешь, того не купишь; чего не надо, не про­дашь».

Отличительная черта народной мудрости - свод рецептов пове­дения для разных случаев жизни.

Здравый смысл - стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта

Миф - первая форма познания и объяснения общества

Основные тематические циклы мифов:

 космогонические мифы - мифы о происхождении мира и Все­ленной;

 антропогонистические мифы - мифы о происхождении че­ловека и человеческого общества;

 мифы о культурных героях - мифы о происхождении и вве­дении тех или иных культурных благ;

 эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времени;

биографические мотивы - рождение, посвящение в полно­возрастной статус, брак, смерть мифологических героев.

Роль и значение мифов:

 черпаем знания о принятой в данном обществе системе пра­вил и ценностей;

 создаем картину целостной жизни народа;

 мифы сохраняют жизненный опыт народов;

 постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с ро­довым опытом коллектива, сообщества людей;

 обеспечивает преемственность культурного опыта;

 передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.


Роль и значение опыта:

 Опыт повседневной жизни (жизненная практика) - особый способ познания мира.

 Его особенность состоит в том, что получение знаний здесь не самоцель, а «побоч­ный продукт».

 Способ формирования практического знания - трудовая дея­тельность.

 Практические знания не претендуют на теоретическое обос­нование и обходятся без него.

 Практическому знанию свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок».

 Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения (духовно-практические).
Роль и значение мифов:

 черпаем знания о принятой в данном обществе системе пра­вил и ценностей;

 создаем картину целостной жизни народа;

 мифы сохраняют жизненный опыт народов;

 постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с ро­довым опытом коллектива, сообщества людей;

 обеспечивает преемственность культурного опыта;

 передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.
Комментарии преподавателя

Мифы это сказания о прошлом, содержащие целостную картину мира, это своеобразная «лаборатория» человеческой мысли. (Слайд 7)

Адам и Ева поселились в раю. Они не знали там ни холода, ни голода, ни горя. Вокруг царил мир и покой. Адам и Ева слушались Бога и были очень счастливы. Но злые ангелы завидовали им и хотели лишить райской жизни. Для этого дьявол превратился в змия, взобрался на дерево и спросил Еву, почему они едят плоды не со всех деревьев. Она ответила, что Бог запретил им есть плоды с дерева, которое растет посередине сада: иначе они умрут. Засмеялся Змий: «Нет, не умрете. Знает Бог, что в день, когда вы вкусите эти плоды, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги знающие добро и зло». Змий сорвал самое красивое яблоко и подал Еве. Ева не удержалась от соблазна. Она забыла запрет Бога, а может, не захотела его вспоминать. Ева сама вкусила яблоко и дала Адаму.

(?) - Какой философский смысл передает образ яблока? (Новые знания, меняющие жизнь человека.)
1. А теперь проведем анализ мифов. Прочитайте миф, определите, к какому типу он относится (этиологический, космогенический, календарный, эсхатологический, биографический). Установите, какие сведения о мире отражает этот миф; можно ли эти сведения назвать знаниями
Комментарии преподавателя

Народная мудрость – здравый смысл. Обобщение практических знаний в афоризмах, поговорках, пословицах, загадках. (Слайд 3)

Но народная мудрость передается не только через пословицы и поговорки, но и через сказки.

Ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал девушек затрагивать: «Девицы - красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня и замуж пойдет». Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. Яблочки то висели близко, под руками, а поднялись высоко над головами. Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают. Хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как не бились, не метались – руки изодрали, а достать не смогли. Подошла Хаврошечка – веточки к ней наклонились. Угостила она того сильного молодца, и он на ней женился. И стала она в добре поживать и лиха не знать.

(?) - А почему яблоко наклонилось именно к Хаврошечке? Какой жизненный опыт передавали от поколения к поколению? (О нравственных нормах жизни).
Комментарии преподавателя

Народная мудрость – здравый смысл. Обобщение практических знаний в афоризмах, поговорках, пословицах, загадках. (Слайд 3)

Но народная мудрость передается не только через пословицы и поговорки, но и через сказки.

Ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал девушек затрагивать: «Девицы - красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня и замуж пойдет». Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. Яблочки то висели близко, под руками, а поднялись высоко над головами. Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают. Хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как не бились, не метались – руки изодрали, а достать не смогли. Подошла Хаврошечка – веточки к ней наклонились. Угостила она того сильного молодца, и он на ней женился. И стала она в добре поживать и лиха не знать.

(?) - А почему яблоко наклонилось именно к Хаврошечке? Какой жизненный опыт передавали от поколения к поколению? (О нравственных нормах жизни).

Народный фольклор изучается на уроках литературы, музыки, ИЗО.

Народная мудрость сохраняет и передает из поколения в поко­ление важные сведения о мире, природе, людях. Но эти сведения не являются предметом специального анализа, рефлексии. Люди оперируют ими, не задумываясь над их происхождением или дос­товерностью.

Часто по одному и тому же поводу сведения содержат по смыс­лу противоположную информацию. Например, в русских сказках бедняк всегда умнее и находчивее богача (у бедняка большой прак­тический опыт), бедный почти всегда предстает неутомимым тру­жеником, но русские поговорки говорят о другом: «От работы кони дохнут», «Работа не волк, в лес не убежит».

- Как вы думаете, каковы причины этого феномена. (Народ включает в себя разные социальные группы, иногда имеющие противоположные интересы; фольклор не имеет конкрет­ного автора.)

4. Паранаука

(Организуется дискуссия на основе заранее подготовленных сообщений сторонников и противников паранауки. Желательно при­гласить на урок специалиста или взрослого любителя паранауки.)
Итак, паранаука-околонаучное шпшпч

Познавательные возможности челонеки и нОщосгиа ограничены, а объекты познания безграничны.

(Учитель рисует на доске круг, внутри ico'iopom стилизованная фигура человека.)

Все, что знает человек, расположено внутри круга. Понятно, что непознанного человеком значительно больше, чем познанного.

Сложности и трудности научного познания порождают как фе­номены, ждущие научных объяснений и подтверждений (теорема Ферма), так и спекуляции, далекие от истины или стремления к ней (тайские таблетки как универсальное средство от ожирения и нор­мализации обмена веществ).
Познание средствами искусства

Произведения искусства помогают ощутить дух времени.

Особенность этой формы познания - художественное обоб­щение, образ. Они помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.

Художественный образ создает гипотезу окружающего мира или его частей.
Учитель с использованием слайд презентации, говорит о содержании картин:

(Слайд 4) Поль Сезанн подчинял композиции на холсте внутреннему единству предметов, которого никто кроме него не ощущал. Он утверждал: Все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра. Надо научиться писать в этих простых фигурах. И если вам это будет под силу, то вы сможете осуществить в жизни все, что захотите. Цвет же в картинах Сезанна всегда несет энергетический заряд.

(Слайд 5) Игорь Грабарь в натюрморте «Неприбранный стол» показал перед внешней серостью и беспорядком на столе, совершенство и красоту естественных форм в виде яблок, в их цвете.

(Слайд 6) Художник Кустодиев через «Натюрморт с фруктами» отображает благополучие и дородность своей героини. Обратите внимание на щечки, которые подобны «наливным яблочкам».

5. Искусство

Искусство использует для познания художественный образ и вы­ражает эстетическое отношение к действительности.

Гесиод утверждал, что музы говорят ложь, которая похожа на правду. Дело в том, что в художественном образе соединяются два начала: объективно-познавательное и субъективно-творческое. Художественный образ - это отражение действительности через субъективное восприятие его самим художником и тем, кто воспри­нимает произведение искусства.

(Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию картины В.А. Серова «Девочка с персиками». Картина написана в 1887 г. и представляет собой портрет Верочки Мамонтовой. Далее учитель просит определить главную фигуру картины.

Учащиеся обычно отвечают, что это девочка, судя по названию картины).

А вот искусствовед убежден, что это солнечный свет. Яркий свет заливает комнату через большие окна, солнечные блики играют на светлых стенах, переливаются на белой скатерти, раскрашивая ее разноцветными оттенками, этот же свет отражается на лице и оде­жде героини. Игра света и тени делает привлекательной картину, потому что именно эту игру человек постоянно наблюдает в дей­ствительности.

- Что для каждого из вас является символом ушедшего XX в.?

(Выслушав несколько ответов, учитель предлагае г рассмотреть иллюстрацию скульптуры О. Родена «Мыслитель» (1880).)

Сам Роден говорил, что он хотел создать обрач чепонека, олице­творяющего новую эпоху - XX в. Для Родена тго бы па рука рабочего и лицо мыслителя: «Мой «Мыслитель» мысли i не шиько мозгом, насупленными бровями, раздувающимися нещрими и сжатыми губами, но и каждым мускулом своих рук, спит.! и ног, сжатыми кулаками и подобранными пальцами ног». Роден был отчасти прав: именно XX в. дал такое количество открытий и изобретений, кото­рые во многом этот мир изменили.

Итак, ответим на вопросы урока:

Каковы способы ненаучного познания?

Что такое ненаучное познание?

(Идет обсуждение вопросов учащимися, ответы записываются в тетради).

Таким образом, мы представляем себе два способа познания мира из всего многообразия: научное и ненаучное познание. Предлагаю проверить свои знания.

Приложение 1 (Слайд 8)

У вас на партах находится яблоко с помещенным на нем утверждением. Вам нужно подумать к какому древу познания оно относится?

( Бумажные яблоки, желательно ламинированные, с нанесенными на обратную сторону утверждениями, относящиеся к одному из способов познания раскладываются на столах перед началом урока. Ученики должны определить, к какому способу познания относится утверждение, помещенное на яблоке и с помощью двухстороннего скотча закрепить его на одном из деревьев, символизирующих научный или ненаучный способ познания. Деревья изображены на последнем слайде презентации.)

Приклеили, пояснили.

Посмотрите, пожалуйста, на эти деревья. Здесь они расположены рядом, тесно переплетаясь ветвями. А как бы вы изобразили эти деревья. Может быть, у вас появится свой вариант.

Учитель читает: “…от поколения к поколению передается жизнь - медленно, как растет

дерево, – а с нею передается и сознание. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звезды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы – люди – и поднимались все выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия. Старая крестьянка передала детям не только жизнь, она их научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, что досталось ей на сохранение, – скромный запас преданий, понятий и верований, все, что отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря”.

Вопрос: Красиво сказал Экзюпери?

Пожелание учителя:

Пусть ваше дерево познания всегда зеленеет, будет могучим, крепким.

Пусть оно приносит яркие плоды, которые станут символом познания, но не предметом раздора.

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 3

Материал для группы 3

Народная мудрость и здравый смысл
Перед вами русские народные сказки и пословицы на социально-бытовые темы. Познакомившись с ними, постарайтесь доказать правомерность высказывания Н.А. Некрасова: «Русские народные предания, пословицы... наконец, русские народные сказки- память нашего давно минувшего, хранилище русской истории».

Упрямая жена

Жили муж с женой. Муж поехал на базар и купил коты. Приезжает домой. Жена поглядела: в мешке коты. «Муж, - говорит, - кому коты ку­пил?» - «Матушке».- «Умру! Зачем коты матери купил?»

День не ест, два не ест. Пришел муж: «Ну, что ты делаешь, за что уми­раешь?»- «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке».

Она не пьет, не ест, больна лежит. Опять муж приходит: «Ну, за что умираешь?» - «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке».

Она пуще захворала; послали за священником. Приходит муж: «Ну, за что умираешь?» - «Кому ты коты купил?» - «Матушке».

Пришел священник. Опять муж подходит. Она спрашивает: «Кому ты коты купил?» - «Матушке».- «Делай гроб, клади меня в гроб!»

Сделали гроб, положили в гроб, понесли хоронить. Муж подходит к ней: «Глупая! За что умираешь?» - «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке!» - «Зарывайте меня в землю!»

Так и зарыли.
Шемякин суд

Жили-были два брата: один был богатый, другой бедный. Бедный при­шел к богатому лошадь попросить. Богатый лошадь дал, а сбруи не дал. Ну, что делать бедному брату? Привязал телегу к хвосту, поехал в лес и нару­бил большой воз дров. Приехал домой, ворота отворил, а телега застряла в них; лошадь дернулась - хвост оторвался. Приводит он к брату лошадь без хвоста, а брат рассердился: «Я тебя поведу к Шемяке-судье!»

Поехали. Ехали-ехали, ночь настала. Зашли к богатому купцу. Богатый с богатым сидят, едят, водку пьют, а бедняк лежит на печке; захотелось ему посмотреть, что кушают богатые, свесился с печки, не удержался, упал в ко­лыбель и задавил ребенка. Купец закричал: «И я пойду к Шемяке-судье!»

Поехали уже втроем. Едут - по дороге большой мост. Бедняк и дума­ет: «Все равно пропал я. Дай соскочу с моста и убьюсь». А внизу барин вез больного отца. Бедный соскочил с моста, да попал прямо на больного и убил его.

Барин запричитал: «И я пойду к Шемяке-судье!» Приезжают к судье. Богатый брат жалуется, а бедный завернул камень в платок и показыва­ет судье. Шемяка-судья думает, что тот ему деньги хочет дать, и говорит богатому брату: «Отдай ему лошадь, и пусть он ее у себя держит, пока не вырастет хвост!»

Стал купец жаловаться, а бедняк опять на камень в платке судье пока­зывает. Шемяка-судья говорит купцу: «Отдай ему жену, и пусть он ее у себя держит, пока не родится ребенок!»

Стал барин жаловаться, а бедняк опять Шемяке на камень в платке показывает. Он и говорит: «Ты, бедняк, встань под мостом, а ты, - говорит он барину, - соскочи на него и убей».

Когда ушли все, Шемяка зовет бедного мужика: деньги, мол, давай, а тот разворачивает платок и говорит: «Не по мне бы расудил, я бы Шемяку-судью убил!» Шемяка-судья обрадовался: «Слава богу, что я так рассудил!»

Вот приходит бедняк к брату за лошадью, а тот ему говорит: «Я дам тебе корову, несколько четвертей хлеба, только оставь лошадь!» Взял все это бедняк и пошел к купцу. Испугался купец и стал его просить: «Я дам тебе быка и несколько четвертей хлеба, только не бери хозяйку!» Взял все это бедняк и пошел к барину. «Ну, - говорит, - я стану под мостом, а ты на меня прыгай». Испугался барин прыгать с моста и просит: «Возьми лошадь и несколько четвертей хлеба, только не буду я прыгать...»

Взял это все себе бедняк и сейчас живет богато.
Какие оценочные суждения вытекают из следующих посло­виц? Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой?

 Не спрашивай старого - спрашивай бывалого.

 Иному горе - ученье, иному - мученье.

 Не испортив дела, мастером не станешь.

 В людях живал, свету видал; топор на ногу обувал, топорищем подпоясывался.

 Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.
Народная мудрость и здравый смысл
1   2   3   4   5