Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Ненаучное познание»


Скачать 0.74 Mb.
Название«Ненаучное познание»
страница3/5
Дата23.04.2016
Размер0.74 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5

Материал для группы 3

«Народная мудрость и здравый смысл»
Задание. Прочтите текст и ответьте на вопросы:

  1. В чем выражается мудрость народа по мнению писателя В.А. Солоухина

  2. В описании В.А Солоухина найдите сходство растений с поведением человека.


Любовь к природе, знание ее выражено в обрядах: в первый день сева люди одевались во все чистое, шли на поле, как на праздник, становились на колени и просили землю-кормилицу о помощи. Не утюжили землю тракторами и комбайнами, не жгли стерню по теплу, уничтожая все живое, что рыхлит и обогащает почву.

Песни сопровождали любые виды работы. Их пели все, а не заезжие артисты. Мудрость народа выражена в пословицах и поговорках. Любовь передана в названиях трав, цветов: касатик, чистотел, заманиха, стыдливица, солнцегляд…

Во всех названиях – наблюдение за жизнью растений: к чему пригодны, где любят расти, какой у них «характер»?.. Приобретенную мудрость не отметали, не охаивали, а стремились сохранить, приумножить, через наблюдения за природой раскрывали особенности поведения человека.

Многое объясняла практика обряда крещения. При опускании младенца в воду одни вытягивались, другие сжимались в комочек. Вот она, изначальная данность, природа, которая не критикуема!.. Давайте предположим дальнейшее поведение подрастающих малышей – первого и второго…

Хмель, едва появившись на свет, ищет опору. Если ее рядом нет, то он будет ползти, пока не найдет. Был проделан такой опыт: росток начал движение влево, а испытатель натянул шпагат справа. Росток пополз в сторону натянутой опоры, как будто он зрячий. (Удивительно, что двигается стебель по часовой стрелке, так же, как выливается вода из ванны).

А разве нет таких людей, которые живут в постоянных поисках опоры; другие же – наоборот, сами становятся опорой, им приятно ощущать собственную силу.

Мимоза, стоит дотронуться до ее листьев, мгновенно свертывается.

И есть такие люди, которые от взгляда, слова «закрываются», «свертываются».

Одуванчик прячет свое соцветие в пасмурную погоду и вечером, но раскрывается навстречу солнцу, свету.

Крапива, почему мы ее не любим?.. Потому что знаем ее только по прикосновению: она жалится!.. Мы обходим ее стороной.

И все же – давайте познакомимся с крапивой поближе. Крапива – путешественница, она не может жить без человека. Только поставит кто-то забор, срубит колодец – она тут как тут. А до этого ее поблизости не видно было. Сейчас по зарослям крапивы узнают, где были стоянки наших предков. Еще народ подметил, что крапива разрастается в тяжелые годы. Может быть, она «знает», что нужна людям – и спешит на помощь. Крапива – одна из самых питательных и целебных трав. Ее темный цвет показывает, что в ней большое количество железа. Издавна ею лечили малокровие.

А вот – из научной статьи, о сходстве характера крапивы с характером человека: «Крапива напоминает людей, которые делают очень много хорошего, делают нужное дело, но не показывают этого. Ее сила и красота замкнута в себе».

Часто мы слышим: «И что это он нашел в ней?..» Или: «Уж я бы никогда за такого не вышла…» Они имели счастье обратить внимание не на внешнее, а разглядеть в другом человеке спрятанную для многих красоту души.

На основе длительного наблюдения за жизнью растений, животных рождалось и бережное отношение к природе. Не переделывать природу, а понимать ее и следовать ей, чтобы жить по ее законам разумной целесообразности, беречь окружающий мир. Без научных изысканий, без научных формулировок, симпозиумов и форумов народ знал и понимал, что каждое растение обладает способностью чувствовать. Оно входило в обыденную жизнь и передавалось по наследству.

Материал для группы 3

«Народная мудрость и здравый смысл»
Задание. Прочтите текст и ответьте на вопрос: как ученые объясняют «невидимую» связь поколений
Обратимся к наследственным механизмам, работающим в нас… Долгое время считали, что мозг новорожденных похож на чистый лист бумаги. И, хотя практика отвергала это, но, объявив генетику лженаукой, на доказательства обратного не обращали внимания или слишком явное противоречие игнорировали.

Несколько десятилетий назад поощряли решение десятиклассников ехать поднимать сельское хозяйство. Энтузиазм! И… сколько искалеченных жизней, самоубийств.

Оказывается, если в предшествующих поколениях не было тех, кто был связан с крестьянским трудом, адаптация к нему невероятно сложна. Нужны исключительные условия: интерес.

Сейчас многие городские жители уезжают в деревню и, к своему удивлению, несмотря на сложности быта, радуются такому изменению в своей жизни. Значит?..

Безусловные рефлексы. Наследственная память. Набор проверенных и выстраданных поколениями действий, переданных по наследству другим поколениям, чтобы облегчить им жизнь на пути дальнейшего развития – приспособления к постоянно меняющейся среде обитания.

Хранителями и передатчиками генетической информации являются ДНК и РНК (дезоксирибонуклеиновая и рибонуклеиновая кислоты).

Вспомним! Ген – материальный носитель наследственной информации – обеспечивает преемственность в поколениях того или иного признака или свойства организма.

Опыт

Для мучного червя в муке делают «изгородь» под слабым током. На протяжении своей жизни в этом состоянии он несколько раз получает электрические удары. Затем червь становится куколкой, и когда из нее появляется жучок, он, несмотря на небольшое жизненное пространство, не приближается к «изгороди».

Для мышей делают лабиринт, при выходе из него – кусочек сыра. Эксперимент повторяется в течение нескольких недель. Мышь, привлеченная запахом, каждый раз проходит лабиринт немного быстрее прежнего. Постепенно она выучивает дорогу и в конце концов находит выход за рекордно короткий срок. Ее мышата «ставят рекорды» уже с самого первого забега по лабиринту. Память о приобретенном опыте передается с каждым поколением мышей. Путь в лабиринте становится все короче.

Только что вылупившимся цыплятам показывают рисунки: кубики, треугольники, круги… Цыплята спокойно клюют свой первый корм. Затем показывают другие рисунки, напоминающие кошку, коршуна. Цыплята перестают клевать и в страхе сбиваются в угол.

У только что появившегося на свет котенка есть нейрон, который реагирует на «мяу».
Приложение 4

Материал для группы 4

«Познание средствами искусства»
Цель работы: Показать роль искусства как основы познания мира.

Условие: вы должны быть убедительны во время представления своего способа познания.
Задачи:

  1. Ознакомьтесь с предложенным по теме материалом

  2. С помощью заданий, предложенных преподавателем, проанализируйте текст, сделайте выводы

  3. Выделите важные моменты в каждом тексте, на которые можно опереться при выступлении

  4. Выберите из предложенного материала художественное произведение, на основе которого продемонстрируйте, каким образом художник (поэт, писатель) знакомит нас с окружающим нас миром. На что обращает внимание автор? Какие новые знания дает произведение?

  5. Подготовьте план выступления. Четко определите, какой материал будете озвучивать

  6. Распределите роли выступающих в группе


Примерный план выступления

  1. Искусство помогает познавать окружающий мир

  2. Роль художественного образа в искусстве

  3. Значение искусства в жизни общества (образовательная, воспитательная, нравственная, эстетическая функция)

  4. Анализ произведений искусства, литературы



Материал для группы 4

Познание средствами искусства
Задание. Прочтите текст и ответьте на вопрос: как искусство помогает познавать окружающий мир?
Иной тип познания дает искусство. Оно имеет дело с художественным освоением мира.

В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности.

Так, можно изучать историческое прошлое по архивным документам и археологическим находкам, систематизируя и обобщая их. Но можно узнавать о прошлом и с помощью художественных произведений, созданных мастерами литературы, живописи, театра.

Художественное произведение дает эмоционально окрашенное и яркое представление не только о том, как выглядели герои прошлого, но и о том, что они думали и чувствовали, как вели себя в определенных обстоятельствах, помогает ощутить дух времени.

В свое время литературный критик В. Г. Белинский называл роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Действительно, читатели знакомятся с различными сторонами жизни русского общества начала XIX в.

Материал для группы 4

Познание средствами искусства
Задание. Прочтите текст и ответьте на вопрос: Что мы называем художественным образом?
Художественный образ – это специфический для искусства способ освоения и постижения действительности, преломленный сквозь чувства и мысли художника. Художественный образ – это всегда «выдумка», опирающаяся на действительность, «домысел», возникающий из логики реальной жизни, «догадка», которая дополняет недостающее.

Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а прежде всего как творческое отношение к этой действительности, рождаясь в воображении, в мыслях и чувствах художника и воссоздаваясь в воображении зрителя, читателя, слушателя.

Литературный рассказ о событии не является самим событием, но дает возможность воссоздать его при помощи фантазии читателя. Мрамор не является живой плотью, но стоит «отсечь от глыбы лишнее», как утверждал великий скульптор Микеланджело, придать холодному камню форму художественного образа — и вот перед восхищенным зрителем мощное тело красавца атлета или озаренное светом мудрости лицо философа.

Плоскость холста, использованного живописцем при помощи мастерства, цвета, линии, композиции, превращается в трехмерное пространство. Такое замещение одного предмета другим ведет свое начало от первобытного миросозерцания, согласно которому все вещи могут превращаться друг в друга. Один предмет может заменять собой другой, при этом яснее становится суть и предназначение обоих.

В античном и средневековом искусстве место художественного образа занимал канон - свод прикладных правил художественного или поэтического ремесла. Следование ему было необходимым условием художественной деятельности.

В эпоху Возрождения появилось представление о стиле как праве художника создавать произведение в соответствии со своей творческой инициативой, т. е. творить мир по собственному представлению о нем.

В XVIII в., когда бурно развивались знания о природе, художественная форма стала восприниматься как своеобразная организация, упорядоченность, подчиненная внутренним целям. Художник, познавая мир, преображал его в художественных образах.

У М. Ю. Лермонтова в стихотворении «Поэт» находим образ: поэзия — «колокол на башне вечевой». Здесь сопоставляются далекие друг от друга реально существующие объекты. Но с помощью замещения одного другим появляется возможность открыть в поэзии такое свойство, как способность объединять людей, созывать их в минуты, важные для жизни, и т. д.

С помощью художественного образа искусство создает своего рода гипотезу окружающего мира или его частей. Эта гипотеза непременно требует от воспринимающего и познающего мир собственной фантазии, творчества, глубокой мыслительной деятельности, наконец, готовности воспринимать мир таким способом.
Приложение 5
Материал для группы 5

«Там, где кончается наука»
Цель работы: Показать роль паранауки как основы познания мира.

Условие: вы должны быть убедительны во время представления своего способа познания.
Задачи:

  1. Ознакомьтесь с предложенным по теме материалом

  2. С помощью заданий, предложенных преподавателем, проанализируйте текст, сделайте выводы

  3. Выделите важные моменты в каждом тексте, на которые можно опереться при выступлении

  4. Выберите из предложенного материала художественное произведение, на основе которого продемонстрируйте, каким образом художник (поэт, писатель) знакомит нас с окружающим нас миром. На что обращает внимание автор? Какие новые знания дает произведение?

  5. Подготовьте план выступления. Четко определите, какой материал будете озвучивать

  6. Распределите роли выступающих в группе


Примерный план выступления

  1. Что называется паранаукой.

  2. Специфика паранаучных знаний

  3. Паранаучные концепции

  4. Случаи, когда паранаука вошла в сферу «нормальной» науки.



Материал для группы 5

Там, где кончается наука
Задание. Прочтите текст и ответьте на вопрос: в чем специфика паранаучных знаний?
Еще одним следствием существования вненаучного знания является появление время от времени таких направлений, которые получили обобщенное наименование «паранаука» (от лат. para — после, при), т. е. околонаучное знание.

В отличие от здравого смысла, который неизменно стремится к ясности, однозначности, рецептурности (делай так-то и не делай того-то), паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует.

Как часто приходится читать или слышать о неких загадочных, необъяснимых явлениях (неопознанных объектах, фантастических случаях исцеления неизлечимо больных, отвергнутых медицинской наукой и практикой, и т. д.). Нет сомнения, далеко не все тайны природы, общества, самого человека открыты, никто не возьмется утверждать, что наука проникла в самые далекие уголки мироздания.

В силу ограниченности возможностей науки ответить на все без исключения вопросы всегда существует некое неисследованное пространство, проникнуть в которое стремится человек. Это пространство занимает паранаука, нередко используя сведения, не подтверждающиеся экспериментом, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятым и проверенным практикой научным знаниям.

Вероятно, было бы неверным считать, что все, что сегодня наука объяснить не может, — это область паранауки. Конечно, возможны прорывы на отдельных участках познания, обгоняющие развитие теорий. Существуют достоверные факты, не вписывающиеся в сложившиеся научные системы. Но это не значит, что недобросовестное обращение с такими фактами дает право на отрицание их научной ценности. Подход к таким вопросам должен быть продуманным и объективным.

Паранаука отличается претензией на универсальность: часто найденные лекарства или метод лечения, далекие от традиционной медицины, сторонники паранауки спешат объявить универсальным средством от всех болезней. Нередко паранаука, претендуя на исключительность, прибегает к псевдонаучной терминологии, труднопереводимой и загадочной или бессмысленной. Например, утверждение «Человек рождается со сферическим биополем» содержит больше вопросов, чем информации. Что такое сферическое биополе? Кто и как определил его сферичность? На какое расстояние оно распространяется? Если геометрически человек не точка, то значит ли это, что на разных участках тела биополе имеет разную толщину, чтобы оставаться сферой? Но паранаука не стремится к ответам на эти бесконечные вопросы, она безапелляционно использует подобную формулу, объясняя с ее помощью причины болезней или другие проблемы человека.

Для паранауки характерны также завышенные претензии на внимание к себе (это выглядит примерно так: «Я предложил новое лекарство от всех болезней, но фармацевтам объяснять этого не буду, поскольку они еще не доросли. Организуйте мне доклад перед президиумом Академии наук или выступление по телевидению на всю страну, иначе я слова не скажу»). Всякие предложения провести дополнительные экспертизы или проверки воспринимаются как оскорбление и недоверие. При этом паранаука нередко демонстрирует нетерпимость к науке традиционной, апеллирует не к профессионалам, а к массам, прессе и т. п.

Хотя паранаука иногда и способствует выдвижению новых научных проблем, для нее характерны уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые не соответствуют или противоречат используемым ею методам.

Материал для группы 5

Там, где кончается наука
1. Какое явление иллюстрирует приведенный ниже текст? Что
вы думаете по поводу данного явления?


Знаменитый английский физик Дж. Рэлей интересовался парапсихоло­гией и спиритизмом, а под конец жизни даже был президентом Общества психических исследований. К изучению всех этих таинственных явлений он подходил с основательностью физика-экспериментатора. Так, для провер­ки способностей одного медиума, который умел на спиритическом сеансе в темноте заставить духов писать и рисовать, Рэлей запаял в большую реторту лист бумаги и два карандаша. Опыт закончился неудачей, гости с того света не смогли оставить на бумаге ни следа. Эта реторта хранит­ся в доме-музее Рэлея в Эссексе, и бумага остается чистой уже более 120 лет.
2. Каково ваше мнение по поводу следующей информации? От­вет аргументируйте.

Некоторые энтузиасты пытаются если не доказать существование
призраков и привидений, то хотя бы рационально объяснить, откуда могут
браться эти фантомы. Канадский нейрофизиолог М. Персинджер собрал
203 сообщения о появлении призраков умерших за последние 37 лет и со­поставил их с географическими данными о магнитной активности в соот­ветствующие дни. Оказалось, что обычно призраки появляются во время высокой геомагнитной активности, в периоды магнитных бурь.
Материал для группы 5

Там, где кончается наука
Задание. Прочтите текст и ответьте на вопросы:

  1. Что называется паранаукой?

  2. Какие паранаучные концепции существуют?

  3. Известны ли случаи, когда некоторые паранауки со временем входили в сферу «нормальной» науки.


Паранау́ка (др.-греч. παρα — около) — группа учений псевдотеоретического характера, стремящихся к применению научной методологии к предметам ненаучного и вненаучного характера (в том числе к так называемым «паранормальным явлениям»).

«Пара» (от греческого pará — возле, мимо, вне) как часть сложных слов означает находящееся рядом, отклоняющееся от нормы или нарушающее что-либо. Близость по смыслу понятий „квазинаука“ и „паранаука“ позволяет использовать их как синонимы».

Наиболее ярким примером является парапсихология, стремящаяся к распространению психологической методологии в исследованиях на свой специфический предмет — неординарные, подчас невоспроизводимые, психические явления.

Паранаучное знание возникает как альтернатива, дополнение к существующим видам научного знания, не соответствует критериям построения и обоснования научных теорий и не способно дать рациональное толкование изучаемых фактов.

По определению доктора философских наук В. А. Кувакина: «Термин „паранаука“ относится к утверждениям или теориям, которые в большей или меньшей степени отклоняются от стандартов науки и содержат в себе как существенно ошибочные, так и, возможно, истинные положения.

Принято выделять различные типы паранаучных концепций:

 Древнейшие учения медицинского, алхимического, астрологического, гадательного и пр. характера, имевшие распространение в Древнейших Египте, Вавилоне, Индии и Китае;

 Древние учения аналогичного типа, свойственные для Античной Греции и Античного Рима (например, некромантия и нумерология);

 Неортодоксальные средневековые учения (такие как каббала, алхимия);

 Церковные средневековые учения (демонология)

 Эволюционно восходящие к средневековым учения Эпохи Возрождения, Нового и Новейшего Времени (дополняясь такими направлениями, как физиогномика, хиромантия и спиритизм);

 Некоторые побочные разработки учёных позднего времени, лишённые собственного научного характера (например, опыты по телепатии В. М. Бехтерева или по достижению бессмертия через переливание крови А. А. Богданова).

 Примеры таких теорий, как космонавтика Циолковского или теория дрейфа материков Вегенера, свидетельствуют, что некоторые паранауки со временем имеют шанс войти в сферу «нормальной» науки.

К паранаукам обычно не относят те разделы некоторых наук, в которых изучаются методы, средства и практики, находящиеся вне основного содержания данной науки. Например, паралингвистика — раздел языкознания, изучающий неязыковые средства в составе речевого сообщения; парамедицина — раздел медицины, изучающий методы оказания доврачебной медицинской помощи.
Там, где кончается наука

Характерные черты паранауки - туманность и загадочность сведений, которыми она оперирует.

Причина появления - ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.

Отличительные черты паранауки:

 Паранаука отличается претензией на универсальность.

 Завышенные претензии на внимание к себе.

 Нередко нетерпимость к традиционной науке.

Положительное воздействие паранауки в том, что она способ­ствует выдвижению новых научных проблем.

Паранаука
Паранау́ка (др.-греч. παρα — около), квазинау́ка — группа учений псевдотеоретического характера, стремящихся к применению научной методологии к предметам ненаучного и вненаучного характера (в том числе к так называемым «паранормальным явлениям»).

Наиболее ярким примером является парапсихология, стремящаяся к распространению психологической методологии в исследованиях на свой специфический предмет — неординарные, подчас невоспроизводимые, психические явления.

Паранаучное знание возникает как альтернатива, дополнение к существующим видам научного знания, не соответствует критериям построения и обоснования научных теорий и не способно дать рациональное толкование изучаемых фактов.

По определению доктора философских наук В. А. Кувакина: «Термин „паранаука“ относится к утверждениям или теориям, которые в большей или меньшей степени отклоняются от стандартов науки и содержат в себе как существенно ошибочные, так и, возможно, истинные положения. „Пара“ (от греческого pará — возле, мимо, вне) как часть сложных слов означает находящееся рядом, отклоняющееся от нормы или нарушающее что-либо. Близость по смыслу понятий „квазинаука“ и „паранаука“ позволяет использовать их как синонимы».

Принято выделять различные типы паранаучных концепций, специфицирующиеся принадлежностью к тому или иному культурно-историческому контексту своего возникновения:

Древнейшие учения медицинского, алхимического, астрологического, гадательного и пр. характера, имевшие распространение в Древнейших Египте, Вавилоне, Индии и Китае;

Древние учения аналогичного типа, свойственные для Античной Греции и Античного Рима (например, некромантия и нумерология);

Неортодоксальные средневековые учения (такие как каббала, алхимия);

Церковные средневековые учения (демонология)

Эволюционно восходящие к средневековым учения Эпохи Возрождения, Нового и Новейшего Времени (дополняясь такими направлениями, как физиогномика, хиромантия и спиритизм);

Некоторые побочные разработки учёных позднего времени, лишённые собственного научного характера (например, опыты по телепатии В. М. Бехтерева или по достижению бессмертия через переливание крови А. А. Богданова).

Примеры таких теорий, как космонавтика Циолковского или теория дрейфа материков Вегенера, свидетельствуют, что некоторые паранауки со временем имеют шанс войти в сферу «нормальной» науки.

К паранаукам обычно не относят те разделы некоторых наук, в которых изучаются методы, средства и практики, находящиеся вне основного содержания данной науки. Например, паралингвистика — раздел языкознания, изучающий неязыковые средства в составе речевого сообщения; парамедицина — раздел медицины, изучающий методы оказания доврачебной медицинской помощи.

Приложение 6
1   2   3   4   5