Главная страница

Актуальность опыта


Скачать 222.98 Kb.
Название Актуальность опыта
Дата 22.02.2016
Размер 222.98 Kb.
Тип Документы

Актуальность опыта
Истинная мудрость состоит

не в усвоении знаний,
а в правильном применении их во благо.
Святая Царица-мученица
Александра Федоровна Романова

Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы от опоры на ценности духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура – одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания.

Сейчас эта проблема решается за счет введения в систему школьного образования курса «Основ православной культуры». В соответствии с этим, данный опыт ориентирован на возрождение в обществе и школьном образовании традиционных культурно-нравственных ценностей, направленных на сохранение здоровья ребенка, нации, единого образовательного и культурного пространства страны. Вместе с тем, опыт рассматривается как эффективное средство социализации, формирования мотивации к учению, повышение качества базового образования.

Развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности и общества, подготовка человека к успешной преобразовательной деятельности в современном социуме происходит, в том числе, через формирование ключевых компетентностей учащихся в рамках курса «Основы православной культуры».
Цели занятий по основам православной культуры:


  • усвоение детьми вечных человеческих ценностей:

милосердия, сострадания, любви и уважения к людям;

  • воспитание стремления к добру и неприятия зла;

  • пробуждение интереса к пониманию традиционной русской православной культуры;

  • формирование нравственных, патриотических, гражданских идеалов

  • формирование интеллектуального потенциала гражданина, опирающееся на основные виды деятельности ученика и учителя: эвристический и исследовательский методы, которые являются инструментами развития мыслительной деятельности.

Решение данных целей позволяет обеспечить компетентностный подход к образованию учащихся. Компетентностный подход к обучению позволит реализовать субъектно-объектный, интерактивный образовательный процесс, в результате чего возрастет интерес учеников к духовному наследию России, на примере которого возможно воспитать человека, развитого духовно и нравственно.


Теоретическое обоснование опыта

Немаловажной проблемой является понимание учителем места и значимости компетентностного подхода в современной модели образования. Как соотносится компетентностный подход с другими подходами в организации образовательного процесса? Как строить процесс обучения в контексте компетентностного подхода, результатом которого является формирование ключевых компетентностей школьников?

В современной психологии разрабатывается субъектный подход (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, В. В. Знаков, З. И. Рябикина, А. Н. Кимберг и др.) и фактически претендует в ней на системообразующую роль. Описание теоретической модели субъекта мы находим у А. В. Брушлинского – важнейшее из всех качеств человека – быть субъектом, т. е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути. Это значит инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, содержание и другие виды специфически человеческой активности (творческой,духовной, нравственной, свободной) и добиваться необходимых результатов. Развитие субъектного подхода в психологии не может не учитывать педагогика и система образования, обоснование которого выполнено В. П. Бедерхановой. Она пишет: «в образовании можно выделить два направления, в которых развивается субъектный подход. В первом «субъектность» и «субъектная позиция» рассматриваются как цель образования. Делаются попытки определить основные критерии и показатели субъектности учащегося. В контексте второго направления – развитая субъектность учащегося, воспитанника, его субъектная позиция выступают как необходимое условие продуктивности образовательного процесса» (цитируется с сокращениями). Субъектную характеристику человека дает Д. В. Ольшанский:

«Человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за неё и передавая другим гуманистические ценности. Это предполагает, что он уверен в себе, постоянно расширяет свои возможности и использует их на практике; способен к самообразованию; умеет принимать решения и достигать результата в соответствии с поставленной целью; умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя прав и свободы других; умеет быть терпимым к другим людям».

«Способность к рефлексии, направленной на себя – ключ к превращению человека в субъекта. Субъект – это тот, кто обладает свободой выбора и принимает решения о совершении нравственных поступков, основываясь на результатах самопознания, самоанализа, самопонимания»,– пишет В. В. Знаков.

Авторский коллектив (Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова и др.), описывая механизмы реализации и раскрывая возможности использования педагогической поддержки в обеспечении саморазвития ребенка в сфере образования, предлагают следующее понимание понятия субъект «тот, кто, оказавшись в сложной ситуации, смог её осознать, выбрать цель и направление собственных действий, сам их реализовал, оценил происшедшее и осознанно отнесся к оценке других», а так же «Субъект – это тот, кто, соединяя возможности и способности реально действовать и выбирать то, что считает для себя важным, проявляет себя, свой характер, отношение к другим людям и вещам» .

Смысловой анализ понятий субъект и компетентность, представленный в нижеследующей таблице, позволил зафиксировать объём сопоставимых дефиниций. Понятие «субъект» значительно шире, чем компетентность, что позволяет сделать вывод: компетентность – компонент субъектности личности, позволяющий человеку успешно выполнять разнообразные виды деятельности.

Механизмом становления базовых компетентностей школьников в процессе обучения является формирование культуры учебного труда учащихся. Основной задачей современной школы, включая и высшую, состоит не в том, чтобы сообщать обучаемым определенную сумму знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, сформировать интеллектуальные, креативные, научно-исследовательские умения, развивать теоретическое, творческое и критическое мышление, способствовать овладению способами мыследеятельности, иными словами сформулировать качества ума (интеллекта) познавательные мотивы, потребности, запросы, интересы, способности, нравственные ориентиры как личностные новообразования. Становление культуры мышления обучающихся включает в себя и нравственные изменения, так как неясность жизненной позиции влечет за собой неясность ума. Проблемы, не решенные на уровне совести, не могут быть решены логически. Между тем культуре учебного труда не учат специально ни в школе, ни в вузе.

Для формирования субъектности школьника в процессе обучения необходимы определенные социальные условия и педагогическая поддержка. Традиционный урок не способствует становлению субъектной позиции школьника. Значит, важно совершить переход к новой модели обучения, к новой образовательной парадигме. Как отмечают исследователи, достаточно развитой педагогической (психолого-педагогической) теории, лежащей в основании компетентностного подхода пока нет. Нельзя не учитывать определенный консерватизм педагогической системы, её сопротивление нововведениям. Субъектом такого сопротивления является, прежде всего учитель, тяготеющий к привычным формам, способам, средствам, методам обучения, субъект объектному взаимодействию с учащимися на уроке.

Переход общеобразовательной школы к новой образовательной парадигме займет достаточно длительное время. Стремительный период к новой образовательной парадигме за короткий срок, потребует от государства огромных затрат – интеллектуальных, психологических, материальных.

Становление субъектности школьника в процессе обучения.

Свойства личности обеспечивающие субъектную позицию школьника

Свойства личности обеспечивающие компетентность школьника.

  • активный созидатель своей жизни;

  • целенаправленный;

  • нравственный;

  • толерантный;

  • самостоятельный;

  • ответственный;

  • способный к самопознанию, самоанализу, саморазвитию;

  • способный совершать выбор;

  • креативный.

  • знания, умения, навыки;

  • опыт практической и творческой деятельности;

  • учебные потребности и мотивы;

  • ценностные ориентации;

  • познавательные интересы и способности;

  • теоретическое и творческое мышление.




Теория контекстного обучения

Технологии обучения

Предметно-ориентированная модель обучения

Личностно-ориентированная модель обучения

  • технология полного усвоения;

  • технология уровневой дифференциации;

  • технология модульного и проблемно-модульного обучения;

  • технология концентрированного обучения (погружения в предмет);

  • технология «опорного конспекта»;

  • технологии современного урока

  • технология «Мастерская знаний»;

  • технология проектного обучения;

  • технология обучения как учебного исследования;

  • технология коллективной мыследеятельности;

  • технология «Учебные портфолио»;

  • технологии проблемного обучения.

Компьютерные технологии обучения

Субъект–объектная модель педагогического взаимодействия

Субъект-субъектная модель педагогического взаимодействия.


Реализация опыта
Современный уровень жизни обновляется и требует поиска новых путей реформирования предметно-содержательной стороны образования.
Основополагающая идея закона «Об образовании» - органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России,- легла в основу разработанного курса «Основы православной культуры» для школ Краснодарского края. Изучение основ православной культуры способствует защите и развитию национальной культуры, кубанских культурных традиций, воспитанию у школьников гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к соотечественникам и согражданам.

Когда стала преподавать курс «Основы православной культуры», передо мной встал вопрос о том, как сделать так, чтобы мы с детьми влились в новую для нас предметную дисциплину, чтобы они почувствовали приоритет знаний по основам православной культуры, заострили внимание на отдельных моментах урока и внеурочной деятельности.

Как получить результат, используя минимальное число шагов для этого?

Как организовать эффективное обучение?

Как научиться учить?

Вначале надо было определить, что есть у меня? какие это знания? Что именно для них (ребят) будет интересно в данном возрасте? Несмотря на то, что с данными классами работаю только год, определила их особенности: они активны, любят перевоплощаться, схватывают то, что видят. Исходя из характеристики ребят, определила следующее:

^ развивать творческий потенциал;

^ работать на образах;

^ переходить от целого к частному;

^ практиковать тренинги внимания.

Формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира предполагает работу учителя над такими качествами ребёнка, как восприятие, реагирование, усвоение и организация ценностной ориентации, ее распространение на деятельность.

Восприятие подразумевает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие, в том числе, через художественные образы и музыкальные произведения (на уроках основ православной культуры реализуется за счет демонстрации лучших образцов живописи, иконографии; прослушивания духовных песнопений и произведений духовной направленности современных композиторов). Я как преподаватель основ православной культуры, работая в этом направлении, формирую активную позицию ребёнка: он прислушивается к слову художника, поэта, композитора, пытается осознать художественно-образное восприятие мира, проявляет восприимчивость к проблемам жизни.

Реагирование подразумевает активные проявления, исходящие от самого ученика. На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности. Позиция ребёнка на уроках основ православной культуры заключается в том, что он добровольно знакомится с художественным произведением, участвует в обсуждении его проблематики на уроке или во внеклассном занятии, проявляет интерес. Ученики, заинтересовавшись материалом, рассказанным учителем, пытаются подготовить самостоятельные мини-проекты, доклады, творческие работы (стихотворения, рисунки с духовной тематикой).

Усвоение ценностной ориентации заключается в её принятии, в предпочтении той или иной ценностной ориентации, в убежденности. Организация ценностных ориентаций, раскрывающихся на занятиях по основам православной культуры, охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Распространение ценностной ориентации на деятельность обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий или жизненный стиль. Ребёнок пытается, к примеру, при изучении произведений духовной направленности, определить черты своего любимого произведения, понимает свои возможности и ограничения, строит жизненные планы в соответствии с осознаваемыми им самим собственными способностями, интересами и убеждениями. Эта категория обозначает такой уровень ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль. Для решения данного аспекта, полагаю, очень важно изучение Евангельских образов и житийной литературы.

На уроках основ православной культуры также происходит формирование когнитивных компетенций – готовности к постоянному повышению своего образовательного уровня, потребности в актуализации и реализации личностного потенциала, способности самостоятельно приобретать новые знания и умения, стремления к саморазвитию, одним словом, к постоянному обогащению своей читательской компетентности.

Современные тенденции развития школьного литературного образования представлены развивающим, проблемным обучением, проектным исследовательским подходом, ориентированы на формирование ключевых компетенций. Использование данных образовательных технологий дают возможность не угнетать личность ребёнка, а создавать условия для формирования ключевых компетентностей.

Не менее важно правильно выбрать формы и методы обучения школьников предмету.
Урочная и внеклассная работа по предмету

Классно-урочная система при всей её академичности обладает рядом преимуществ: класс при изучении темы можно разделить на микрогруппы и в рамках урока организовать микроисследование, дискуссию, путешествие . Эффективны индивидуальные задания.

Чтобы уроки основ православной культуры были интересными для детей, целесообразно использование нестандартных форм проведения урока. И если в 5-ых классах они носят больше игровой характер, то в 9-ом включают не только ролевые, ситуативные игры, но и исследовательскую деятельность учащихся, диспуты, проведение заочных (в том числе по сети Интернет) экскурсий, где экскурсоводами становятся учащиеся.

Наряду с классно-урочной системой образования, ведется внеклассная работа с учащимися в форме кружковой деятельности, где реализуется школьная программа по духовно-нравственному воспитанию «Милость сердца». Отрадно заметить, что кружок посещают не только пятиклассники, но и учащиеся седьмого класса, у которых курс основ православной культуры был ограничен одним годом обучения в 5 классе. Ученики 7 «Б» класса сами просили о том, чтобы во внеурочное время приходить заниматься вместе с пятиклассниками. На кружковых занятиях ребята погружаются в творческую работу – рисуют, изготавливают поделки, учатся писать стихи. Работы некоторых учащихся отмечены почетными грамотами за участие в творческих конкурсах. Важной частью кружковых занятий является постановка мини-спектаклей с духовно-нравственной тематикой. Этой работе рады не только ученики, но и школьная, и родительская общественность. В рамках программы «Милость сердца» организуются встречи с интересными людьми (кубанские поэты Л. Мирошникова, В. Архипов, ветераны Великой отечественной войны). А также ведется работа с ветеранами и пожилыми людьми, которым нужна помощь. Ребята с удовольствием помогают старикам.

Внеурочная воспитательная работа, система дополнительного образования детей имеют немаловажное значение в приобщении школьников к изучению предмета «Основы православной культуры». Интеграция урочной, внеурочной, внеклассной деятельности, по нашему убеждению, позволяет сделать уроки основ православной культуры не строго академическими, но интересными, увлекательными и полезными, а значит, формирующим читательские компетентности. Ведь только то, что человек пропустил через себя, прочувствовал, становится его опытом, его собственными компетентностями.

Процесс интеграции в предметы гуманитарно-эстетического цикла при проведении конкурсов, олимпиад, внеклассных мероприятий

Важную роль в системе работы с детьми, стали играть олимпиады по основам православной культуры. Подготовка к ним ведётся целенаправленно в течение всего года, при содействии учителей гуманитарно-эстетического цикла. Заинтересованность учащихся необычными по форме и содержанию заданиями, нетрадиционно сформулированными вопросами даёт возможность учителю выйти за рамки школьной программы, а детям – нестандартно мыслить, размышлять над прочитанным, творить, приобретать новый опыт. Ежегодно учащиеся нашей школы участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников по основам православной культуры «Русь святая, храни веру православную». Учащиеся, показали высокие результаты (Павлова Аделина, учащаяся 5 «В» класса, заняла первое место в школьном этапе и второе место в районной олимпиаде, Цупко Максим, учащийся 9 «Г» класса, занял первое место и в школьном, и в районном этапе Всероссийской олимпиады).

Но не только к олимпиадам дети относятся с интересом. Ученики всегда рады участвовать в творческих конкурсах, в выставках работ, где они показывают высокие результаты. Активно проявляют себя здесь следующие учащиеся – Головко Надежда, ученица 5 «В» класса – неоднократная победитель творческих конкурсов; Павлова Аделина, ученица 5 «В» класса, призер конкурсов и создательница многих детских мини-проектов по основам православной культуры, Цупко Людмила, Сенюшкина Татьяна, ученицы 7 «Б» класса – участницы районных и краевых конкурсов творческих работ.

Так как уроки основ православной культуры являются основой духовно-нравственного воспитания учащихся, то они должны быть неразрывно связаны с предметами гуманитарно-эстетического цикла. Каждое занятие носит интеграционный характер с такими предметами, как русский язык, литература, история, кубановедение, обществознание, ИЗО, музыка, технология. Так для ежегодного празднования Дня народного единства, Рождества, Богородичных праздников, Пасхи Христовой, Дня славянской письменности, проводятся интегрированные уроки при активном содействии священнослужителей (Священника Свято-Андреевской церкви ст. Новотитаровской – отца Владимира), учителей-словесников, музыки, ИЗО, технологии. Организуются школьные выставки работ, конкурсы-чтецов.

Организация поисковой и научно-исследовательской деятельности.

Учащиеся питают большой интерес не только к творческой работе, но и к научно-исследовательской и поисковой деятельности. В этом году учащиеся начали подготовку проекта «Новомученики земли Кубанской», основанного на поисковой деятельности, связанной с Новомучеником кубанским отцом Михаилом (Лекторским). При активной помощи отца Владимира, священника Свято-Андреевского храма, нам удалось собрать информацию об отце Михаиле. В процессе работы ребята узнали о существовании на территории нашей станицы трех церквей, которые были разрушены в начале ХХ века. На основании этой информации мы создали второй поисковый проект «Разоренные храмы станицы». С этой работой ребята выступали на встрече с ветеранами, и после этой встречи многие из них подходили и рассказывали учащимся о каких-то новых сведениях, которые впоследствии были включены в работу.
Организация экскурсионной работы.

Для достижения поставленных перед учителем задач не менее важен выбор средств обучения. В условиях современной школы, кабинет основ православной культуры оснащён мультимедийным проектором, интерактивной доской и компьютером, который подключён к локальной сети, используются возможности Интернета, есть выход на образовательный веб-сайт. Пока ещё серьезной проблемой является недостаточная разработанность методик, современных компьютерных технологий, электронных средств обучения на уроках основ православной культуры. Но в подготовке к уроку часто использую компакт-диски, дидактические пособия и раздаточный материал. Современное оснащение кабинета позволяет проводить занятия в новой форме – это и уроки-презентации, и уроки, где учитель и учащиеся представляют свои мини-проекты, также это уроки-заочные интерактивные экскурсии.

Особенно нравятся детям экскурсионные уроки, где они, не имея возможности посетить те или иные места паломничеств, отправляются в заочные интерактивные путешествия, при помощи карт святых мест, дисков с описаниями памятников архитектуры и документальными съемками и материалами сети Интернет, чаще всего это сайты епархий той или иной области или монастырей. Наиболее удачными и запомнившимися учащимся являются заочные экскурсии в Дивеево, в Троице-Сергиеву лавру, в Валаамскую обитель.

Заочные путешествия чередуются с экскурсионными поездками: посещением православных храмов ст. Новотитаровской, церквей города Краснодара (экскурсия «Купола над городом»), путешествие в поселок Тамань на открытие этно-культурного комплекса «Атамань», с посещением храма Святой Богородицы, поездка в национальный парк «Добродея», а также посещение других святых мест Кубани. Поездки на концерты и спектакли с духовной тематикой (выступления Кубанского казачьего хора –

«Светлая Пасха», «Широкая масленица», «Учение – свет…»). Каждый раз дети приезжают с новыми впечатлениями, которыми потом делятся в своих отзывах.
Работа с педагогической и родительской общественностью. Взаимодействие с Благочинием.
В воспитание духовной и нравственной личности вносит лепту не только школа и церковь, но и семья. Поэтому ежемесячно устраиваются родительские собрания и лектории:

  • - «Православная культура и ее роль в духовном
    становлении человека»;


  • - «Роль семейного общения в воспитании
    личности ребенка»;


  • - «Счастлив тот, кто счастлив дома»;

  • - «Пути-дороги наших детей»;

  • - «Отец и мать – первые воспитатели»;

  • - «Воспитание трудолюбия в семье и школе»;

  • - «Этот трудный возраст»;

  • - «Что посеешь, то и пожнешь»;

  • - «Ювенальная юстиция – стена между нами и детьми»;

  • - «Искусство жить с детьми».

Ведется работа с коллегами в форме выступлений на педагогических советах, где поднимаются самые важные темы в воспитании учащихся. Так были освещены вопросы Ювенальной юстиции («Ювенальная юстиция – шаг в пропасть»); самопознания и самореализации детей (выступление в форме презентации «Есть ли смысл в нашей жизни»).

Тема обсуждения Ювенальной юстиции стоит сейчас особенно остро, поэтому священнослужители стараются привлечь учителей к работе, связанной с неприятием данного закона. Я неоднократно посещала семинары, устроенные Динским Благочинием, посвященные этой теме. Принимала участие во Вторых Кореновских Благовещенских чтениях.

Являясь прихожанкой храма Святого Андрея Первозванного станицы Новотитаровской, тесно сотрудничаю со священнослужителями этого храма. В рамках курса основ православной культуры организую открытые мероприятия (беседы, уроки, экскурсии) с участием священников. С учащимися регулярно посещаем Свято-Андреевский храм.

Совместно с отцом Владимиром, священником храма Святого Андрея Первозванного, разработана Программа деятельности по основам православной культуры «Милость сердца». В рамках этой программы для учащихся были организованы конкурсы, викторины, выставки творческих работ, встречи с писателями Кубани, экскурсии по святым местам Кубани, посещение ветеранов и помощь им.



Работа по повышению профессионального мастерства.
Преподавание курса «Основы православной культуры» накладывает на педагога большую ответственность. Часто учитель в светской школе сталкивается с проблемой недостатка необходимых материалов по подготовке к уроку. Чтобы решить эту проблему, а также проблему получения необходимых знаний по новому предмету и более тесного сотрудничества духовенства и школы, устраиваются различные конференции, форумы, семинары, чтения, конференции, где поднимаются проблемы духовно-нравственного воспитания и образования учителей, преподающих основы православной культуры. Мне, как молодому преподавателю, необходимо учиться у более опытных учителей. Поэтому после курсов повышения квалификации, пройденных в 2008 году в НЧОУ ВПО «Армавирском Православно-Социальном Институте», я старалась активно участвовать в различных мероприятиях, затрагивающих тему духовного образования.

Так мною были посещены:

Межрегиональная конференция «Актуальные проблемы духовно-нравственного возрождения России (ВДЦ «Орленок», 2008 год);

Благовещенский православно-педагогический форум (ВДЦ «Орленок», 2009 год);

Кореновские Благовещенские духовно-образовательные чтения (г. Кореновск, 2009 и 2010 годы);

Всекубанские духовно-образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения (г. Краснодар, 2009 год).

Систематически посещаю районные семинары учителей основ православной культуры, где есть возможность обменяться опытом с коллегами, посмотреть мастер-классы по преподаванию предмета, посетить открытые уроки учителей района. Часто семинары проходят с участием священников Благочиния церквей Динского округа. В марте 2010 года семинар организовывал настоятель Свято-Вознесенского храма станицы Пластуновской отец Сергий (Максимец) на территории храма.

В ходе преподавания курса основ православной культуры встала проблема учебно-методического сопровождения курса. Поэтому приходится не только приобретать литературу, но и посещать православные библиотеки при храмах (ст. Новотитаровской, ст. Динской, ст. Пластуновской).

В эпоху развитых компьютерных технологий передо мной как перед преподавателем основ православной культуры открывается широкая перспектива использования материалов православных образовательных сайтов, сайтов православных храмов и монастырей, находящихся на территории России и за ее пределами. Следуя Методическим рекомендациям для ОУ Краснодарского края по преподаванию регионального учебного курса «Основы православной культуры» в 2009 – 2010 учебном году, при подготовке к урокам, использую Интернет-ресурсы: www.hram-rh.ru – сайтом Храма Рождества Христова; http://darkaterina.narod.ru – Екатеринодар православный. Фотогалереи, художественная и документальная литература по православию; http://www.prokimen.ru – Русская Православная Церковь. Отдел религиозного образования и катехизации.

Результативность педагогической деятельности

Учащиеся, посещающие уроки основ православной культуры, элективные курсы и кружковые занятия, стараются принимать активное участие в районных и краевых конкурсах и олимпиадах. Где занимают достойные места:

Гордеева Полина, ученица 8 «Г» класса, заняла I место в муниципальном этапе конкурса «Мой любимый праздник», в номинации «Поэзия» (2008 г);

Гордеева Полина, ученица 8 «Г» класса, заняла III место в муниципальном этапе конкурса «Светлый праздник – Рождество Христово», в номинации «Проза» (2009 г);

Сенюшкина Татьяна, ученица 6 «Б» класса, ставшая лауреатом краевого заочного конкурса сочинений «Возвращаясь к истокам…» (2008 г);

Бугаев Кирилл, ученик 7 «Г» класса, занял III место в муниципальном этапе конкурса «И было слово…» (2009 г);

Павлова Аделина, ученица 5 «В» класса – победительница Всероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры «Русь святая, храни веру православную» (2009 г);

Цупко Максим, ученик 9 «Г» класса – победитель Всероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры «Русь святая, храни веру православную» (2009 г);

Головко Надежда, ученица 5 «В» класса, заняла II место в районном конкурсе чтецов «Богородице Дево радуйся…» (2009 г);

Головко Надежда, ученица 5 «В» класса, заняла I место в муниципальном этапе конкурса «Светлый праздник – Рождество Христово», в номинации «Поэзия» (2010 г);

Цупко Людмила, ученица 7 «Б» класса, заняла I место в муниципальном этапе конкурса «Светлый праздник – Рождество Христово», в номинации «Проза» (2009 г);

Сенюшкина Татьяна, ученица 7 «Б» класса, заняла III место в муниципальном этапе конкурса «Казачьи традиции и современность» (2010 г).

Для эффективной работы на занятиях по основам православной культуры стоит выделить основные методы работы, применяемые мной на уроках

Методы работы
Диалогический Проектный Частично-поисковый

Интерактивный Игровой

Диалогический, проектный и частично-поисковый методы помогают воспитывать и поддерживать на уроках:


  • Самостоятельность;

  • Активность;

  • Открытость;

  • Прочность знаний;

  • Интерес к предмету.


Ниже приводятся данные анкетирования, проведенного в классах, где преподается ОПК. В анкетировании участвовали учащиеся 5-ых и 9-го класса, в которых ведется курс основ православной культуры. Анкета состояла из нескольких вопросах, относящихся к необходимости изучения курса и результатов изучения.


Реализация интерактивного метода позволяет:

  • Усилить обучающий эффект;

  • Управлять процессами познания;

  • Нестандартно решать задачи урока;

  • Получать обратную связь с учениками.

Анализ игрового метода можно представит в виде схемы
Декоративно-прикладное искусство Театрализация

ИГРОВОЙ МЕТОД



Дидактические игры
На уроках основ православной культуры мною используются следующие виды дидактических игр:


  • «Совмести понятие»;

  • «Подбери слово»;

  • «Реставрация текста»;

  • «Восстанови последовательность»;

  • «Интеллектуальная разминка»;

  • «Древо жизни».



Вышеперечисленное позволяет усилить учебную и воспитательную составляющие работы по духовно-нравственному формированию личности учащихся.



Духовность

в системе воспитания


Учебная деятельность Внеклассная Творческая деятельность

воспитательная работа учителя и учащихся



Преподавание Программа *конкурсы;

ОПК по духовно-нравст- *фестивали;

(в рамках элективного венному воспитанию *чтения, форумы

курса (9 «Г»), уроков (5-е «Милость сердца» (Кирилло-Мефодиевские;

классы), кружковой Благовещенские,

деятельности (5 «В», 7 «Б»)) Екатерининские)

*выставки

Интеграция - Поездки к православным

в учебных предметах памятникам Кубани;

русский язык, - Встречи с интересными

литература, людьми

история, - Участие в православных

кубановедение, праздниках;

обществознание, ИЗО, - Организация помощи

музыка, технология нуждающимся людям.