Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Рабочая программа основного общего образования по предмету «Технология. Технологии ведения дома» |
 Скачать 359.09 Kb. |
1 2 3 Пояснительная записка
Рабочая программа основного общего образования по предмету «Технология. Технологии ведения дома» для 5-х классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
В основе настоящей рабочей программы лежат следующие нормативные документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) (http://минобрнауки.рф/документы/938)
СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (http://www.epidemiolog.ru/law/san/?ELEMENT_ID=3240117&sphrase_id=116586)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» (http://bazazakonov.ru/doc/?ID=3687740)
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
Учебный план Средней школы №3 г. Лысково на 2015-2016 учебный год.
Тищенко А.Т. Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов, машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
основы черчения, графики и дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
творческая, проектно-исследовательская деятельность;
технологическая культура производства;
история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
распространенные технологии современного производства.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися творческого проекта. При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда – изделия, которое оби выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных операций и графических построений: с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
В базисном учебном плане образовательного учреждения для изучения предмета «Технология» в 5 классе выделено 68 часов из расчета 2часа в неделю.
Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Ценностные ориентиры содержания предмета
Программа предусматривает формирование у обучающихся общетрудовых умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
навыками применения распространенных ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Результаты освоения учебного предмета
При изучении технологии обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
формирование основ экологической культуры, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регулирование своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; объективное оценивание вклада своей деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение учащимися основ проектно-исследовательской деятельности;
оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
выражение готовности к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
стремление к экономии и бережливости в расходовании материалов, времени, денежных средств, труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объектов труда и оптимальное планирование работ;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Тематический план
№ п/п
| Тема
| Кол-во часов
| 1.
| Вводный урок
| 2
| Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
| 6
| 2.
| Интерьер кухни, столовой
| 2
| 3.
| Бытовые электроприборы
| 2
| 4.
| Исследовательская и созидательная деятельность
| 2
| Раздел «Кулинария»
| 16
| 1.
| Санитария и гигиена на кухне
| 1
| 2.
| Физиология питания
| 1
| 3.
| Бутерброды и горячие напитки
| 2
| 4.
| Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
| 2
| 5.
| Блюда из овощей и фруктов
| 4
| 6.
| Блюда из яиц
| 2
| 7.
| Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку
| 2
| 8.
| Исследовательская и созидательная деятельность
| 2
| Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
| 30
| 1.
| Свойства текстильных материалов
| 4
| 2.
| Конструирование швейных изделий
| 4
| 3.
| Швейная машина
| 4
| 4.
| Технология изготовления швейных изделий
| 10
| 5.
| Исследовательская и созидательная деятельность
| 8
| Раздел «Художественные ремесла»
| 16
| 1.
| Декоративно-прикладное искусство
| 2
| 2.
| Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства
| 2
| 3.
| Лоскутное шитье
| 4
| 4.
| Исследовательская и созидательная деятельность
| 8
| Итого
| 70
|
Содержание программы
Вводный урок
Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения.
Понятие о творческой проектной деятельности. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Этапы выполнения проекта.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Тема 1. Интерьер кухни, столовой
Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.
Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на рабочую и обеденную зоны. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни с помощью ПК.
Тема 2. Бытовые электроприборы
Общие сведения о видах, принципе действия, правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.
Тема 3. Исследовательская и созидательная деятельность
Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому изделию. Расчет затрат на изготовление проекта.
Раздел «Кулинария»
Тема 1. Санитария и гигиена на кухне
Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготавливающим пищу, к приготовлению пищи, к хранению продуктов и готовых блюд.
Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.
Безопасные приемы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.
Тема 2. Физиология питания
Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.
Тема 3. Бутерброды и горячие напитки
Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.
Виды горячих напитков. Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зерен кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.
Тема 4. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка к варке. Время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.
Тема 5. Блюда из овощей и фруктов
Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание влаги в продуктах, ее влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов.
Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов в химическихлабораториях, при помощи бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей.
Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука, чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей.
Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространенные формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.
Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью.
Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из вареных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.
Тема 6. Блюда из яиц
Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц. Подача вареных яиц. Жарение яиц. Подача готовых блюд.
Тема 7. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку
Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.
Тема 8. Исследовательская и созидательная деятельность
Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому изделию. Расчет затрат на изготовление изделия.
|
1 2 3 |
|