Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Урок технологии 5 класс Тема: Тепловая обработка овощей. Приготовление блюда «Винегрет» Пояснительная записка


Скачать 168.69 Kb.
НазваниеУрок технологии 5 класс Тема: Тепловая обработка овощей. Приготовление блюда «Винегрет» Пояснительная записка
Дата24.04.2016
Размер168.69 Kb.
ТипУрок

Самчук Юлия Михайловна,

учитель технологии

МОБУ Гимназии №9 г. Сочи

Урок технологии

5 класс

Тема: Тепловая обработка овощей. Приготовление блюда «Винегрет»
Пояснительная записка
Урок имеет практическую направленность – учащиеся на уроке обучаются приготовлению блюда, знакомятся с кулинарными традициями, которые используют для проектной работы по кулинарии.
Цель: организовать деятельность обучающихся по приготовлению блюда «Винегрет» из вареных овощей.

Задачи обучения:

  1. Сформировать знания о способах тепловой обработки овощей.

  2. Обучить на практике кулинарной обработке овощей - приготовлению блюда «Винегрет» и подаче на стол.

  3. Рассказать о популярности винегрета на Руси, о разнообразии рецептов, ознакомить с питательной ценностью блюда.

4. Сформировать бережное отношение к русской кухне; стремление к познанию через кладовую народной мудрости.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ (изучение нового материала через просмотр презентации в программе Microsoft Office PowerPoint, использование ресурса сети Internet и выполнение практической работы).

Используемые методики:

  • сотрудничества

  • проектирования


Активные формы обучения, применяемые на уроке:

  • практическая направленность деятельности учащихся;

  • игровой и творческий характер обучения;

  • интерактивность учебного процесса;

  • включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога;

  • использование знаний и опыта обучающихся;

  • задействование в процессе обучения всех органов чувств;

  • рефлексия процесса обучения учениками.


Материально-техническое оснащение:

  1. Оборудование учебной мастерской, инструменты и приспособления для нарезки: ножи, доски, терки; посуда для сервировки стола.

  2. Учебно-наглядные пособия:

  • инструкционная карта «Винегрет»,

  • таблицы «Пищевые вещества», «Первичная обработка продуктов», «Тепловая обработка продуктов»,

  • таблицы «Правила безопасной работы ножом и приспособлениями», «Санитарно-гигиенические правила»,

  • компьютерная презентация,

  • учебники.

3. Техническое оснащение: мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер для просмотра презентации в программе Microsoft Office PowerPoint, подключение к сети Internet.

4. Материальное обеспечение: продукты для практического задания.
Основные виды деятельности учащихся (универсальные учебные действия):

Познавательные - формируется умение результативно мыслить и работать с информацией при подготовке и выполнении практической работы;

Регулятивные – у учащихся формируется умение организовывать свою деятельность индивидуально и в команде при выполнении практической работы;

Коммуникативные – формируется умение общаться, взаимодействовать со всеми членами команды при подготовке и выполнении практической работы;

Личностные – формируется устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения практических задач.
Планируемые результаты урока:

1) предметные – учащиеся научаться: выполнять кулинарную механическую обработку овощей; готовить блюдо из варёных овощей - «русский салат», осваивать безопасные приемы труда при работе с ножом и приспособлениями и при тепловой обработке овощей; осуществлять органолептическую оценку готовых блюд;

2) метапредметные:

- регулятивные – у учащихся отрабатывается точность и координация движений при выполнении приёмов нарезки;

- коммуникативные – учащиеся овладевают навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады;

- познавательные – формируется умение: находить и представлять информацию об овощах, применяемых в кулинарии, о блюдах из них, влиянии на сохранение здоровья человека, о способах тепловой обработки, способствующих сохранению питательных веществ и витаминов; читать технологическую документацию и соблюдать последовательность приготовления блюд по технологической карте при выполнении практической работы;

3) личностные – формируются учебно-познавательные интересы.
Технологическая карта урока


Деятельность

Учитель

Учащиеся

1. Этап мотивации

Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, объявление организации работы на уроке в группах (командах) по 4 человека.


Демонстрируют свою готовность к уроку

2. Актуализация знаний

С целью актуализации знаний проводится беседа с учениками, в ходе которой задаются следующие вопросы (слайд 1):

  1. Для чего нужны овощи в питании человека?

  2. Какие правила необходимо соблюдать при кулинарной обработке овощей для сохранения в них витаминов.

  3. Перечислите последовательность первичной обработки овощей.

  4. Перечислите способы нарезки овощей.

  5. Какие виды тепловой обработки вы знаете? (слайд 2)

Смотрят на слайды

Думают, анализируют

Работают в паре, общаются

Отвечают на вопросы

Проверяют свои ответы на 5 вопрос по слайду 2

Планируемые образовательные результаты:




Предметные: формируют умение устанавливать аналогии; представляют информацию в разных формах.

Метапредметные: выделяют главное, существенные признаки; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их; оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Личностные: ответственно относятся к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к умениям другого человека.

3. Фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии

Капитаны 3-х команд получают кроссворд, отгадав который команды выбирают продукты для приготовления неизвестного пока им блюда (слайд 3)

Что мы готовим? Назовите блюдо (ключевое слово кроссворда по вертикали) (слайд 4):

- этот салат, обязательным условием которого являет­ся наличие в нем свеклы, получил свое название от соуса, которым его заправляют. Для соуса смешивают расти­тельное масло, уксус, сахар, соль и специи. Для салата смешивают свеклу и отварные овощи, добавля­ют по выбору: мясопродукты, рыбу, грибы, желтки.

Как называется этот любимый на Руси салат?

Попробуем разгадать кроссворд, и узнать, какие овощи входят в классический винегрет (см. Приложение 1)


Отвечают: Винегрет.

Записывают ответы в кроссворд.


Планируемые образовательные результаты:




Предметные: учатся анализировать.

Метапредметные: выдвигают простейшие гипотезы.

Личностные: демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

4. Формулирование темы урока

(слайд 5) Тема нашего урока связана с этим блюдом. Попробуем сформулировать ее (слайд 6)


Отвечают, формулируя тему.

Записывают тему в тетрадь

5. Целеполагание

Учитель подводит учащихся к осознанию цели. Фиксирует учебную цель (слайд 6)


Определяют цель урока

Команды подходят к столу, на котором находятся все продукты и выбирают отгаданные продукты для приготовления блюда

Планируемые образовательные результаты:




Предметные: обозначают пути решения проблемы.

Метапредметные: ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней.

Личностные: корректируют получаемую информацию, импровизируют, организовывают свою деятельность.

6. Планирование

Где мы возьмем информацию для достижения цели?

Сообщение учителя (см. Приложение 2)

Откройте учебник на стр.65, ознакомьтесь с информацией и перечислите этапы практической работы


Отвечают: прочитать, услышать
Чтение учебника. Отвечают на вопрос, сравнивая ответ со слайдом 8

Планируемые образовательные результаты:




Предметные: выбор наиболее эффективных способов решения задач

Метапредметные: планирование, прогнозирование, учёт разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Личностные: корректируют получаемую информацию, импровизируют, организовывают свою деятельность.

7. Практическая работа – приготовление блюда

Вводный инструктаж:

- объявить тему, цели и задачи практической работы;

- ознакомить с технологической последовательностью приготовления салата (слайд 7);

- ознакомить с нарезкой овощей (слайд 8)

- предупредить о затруднениях;

- напомнить о соблюдении санитарно-гигиенических требований;

- провести инструктаж по безопасным приемам труда.

Ознакомить с критериями оценки практической работы (слайд 10)

Текущий инструктаж (формирование новых умений):

- проверка организованности начала работы учащихся;

- проверка организованности рабочих мест;

- соблюдение безопасности на рабочем месте;

- инструктирование по выполнению задания.

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует технологию приготов-

ления, правильные приёмы работы, соблюдение безопасных приемов труда.

Заключительный инструктаж. Оповестить обучающих­ся о том, что пришло время завершить приготовление блюда и приступить к дегустации.

Распределяют обязанности в команде (2 повара, официант, посудомойщик) для выполнения задания

Просмотр приготовления винегрета на сайте (слайд 9 – гиперссылка Винегрет):

http://gotovim-doma.ru/view.php?r=224-recept-Vinegret
Осуществляют учебные действия по технологической и инструкционной картам (применяется групповой метод), применение полученной информации на практике -

учащиеся выполняют бригадами практическую работу «Винегрет», используя инструкционную карту (см. Приложение 3), сервируют стол.

Планируемые образовательные результаты:




Предметные: выполнение действий по алгоритму

Метапредметные: контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения

Личностные: ответственно относятся к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

8. Осуществление контроля и коррекции

Учитель, а затем и учащиеся осуществляют дегустацию блюд: осуществляется контроль вкусовых качеств блюда, его внешнего вида и правильность сервировки стола.

Контроль выполнения практической работы:

во время дегустации в соответствии с критериями оценки практической работы (слайд 10) вместе с девочками обсудить каче­ство приготовленного блюда, соблюдение правил санитарной гигиены и безопасного труда. При этом учитывать мнение капитана.

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Проводят взаимоконтроль

Проверяют свою работу и работу своей команды

Планируемые образовательные результаты:




Предметные: выполнение контроля и самоконтроля

Метапредметные: проверяют свою работу и работу одноклассников

Личностные: демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

9. Оценивание учащихся

Учитель задает вопросы, а ребята отвечают на них.

Вопрос: как правильно приготовить пищу, чтобы сохранить в продуктах витамины и минеральные соли?

Вопрос: для чего мы украшаем наши блюда красиво и эстетично?

Вопрос: что такое органолептическая оценка, каковы её критерии?

При необходимости корректирует ответы учащихся
Организует оценивание учащимися собственной деятельности на уроке, и корректирует результат оценки в соответствии с готовыми критериями.
Итоговая оценка результатов труда учащихся на уроке – средняя отметка (оценка всей команды в целом и оценка работы каждого члена команды) за умения, проявленные на уроке.



Предполагаемый ответ: так как витамины разрушаются при длительной варке, то следует варить ровно столько времени, сколько нужно для того, чтобы продукт был готов; следует варить в кожуре.

Предполагаемый ответ: для того чтобы блюда выглядели привлекательно, вызывали аппетит у родных и гостей.

Предполагаемый ответ: это оценивание блюда органами чувств человека по внешнему виду и по вкусовым качествам

Обсуждают ошибки, используя речевые средства

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности членов команды)

Планируемые образовательные результаты:




Предметные: выполнение оценивания работы

Метапредметные: обсуждаются и отмечаются качества работы, оценка деятельности команд по результатам

Личностные: ответственно относятся к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

10. Подведение итогов занятия

Необходимые замечания по уроку и выполнению заданий.

Рефлексия (слайд 11)

С учащимися проводится беседа - учащиеся отвечают на вопросы:

Понравился ли вам урок? Что именно? Что нового узнали на сегодняшнем уроке? Чему я научилась? Где мне пригодится это?



Обсуждаются и отмечаются качества работы

Проводят самооценку своей работы на уроке

Определяют эмоциональный настрой и

познавательную ценность урока для себя.

Планируемые образовательные результаты:




Предметные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Метапредметные: ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней; выдвигают простейшие гипотезы, высказывают суждения, аргументируют их; работают с информацией и преобразуют ее, планируют учебное сотрудничество

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

14. Домашнее задание  (слайд 12)

1. Изучить § 11 и ответить на вопросы.

2. Выполнить задания «Используй компьютер» из учеб­ника (по выбору)

3. Принести на следующее занятие продук­ты в соответствии с рецептурой выбранного для приготовле­ния блюда.


Учащиеся выполняют дома задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Планируемые образовательные результаты:




Предметные: анализируют содержание видов домашнего задания

Метапредметные: озвучивание своего выбора, выбирают задание из предложенных с учетом индивидуальных возможностей, работают с информацией и преобразуют ее.

Личностные: ответственно относятся к выполнению учебных задач

Информационные источники

  1. Ермакова В.И. Основы кулинарии 8-11.- М.: Просвещение, 1993.

  2. Е. Молоховец. Старая кухня России.— Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1991

  3. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М.: Просвещение, 1991

  4. Программа: Технология: программа. 5–8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2013.

  5. Учебник: Синца Н.В. Технология. Технологии ведения дом: 5 класс/Н.В. Синица, В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2012.

  6. http://gotovim-doma.ru/view.php?r=224-recept-Vinegret


Приложение 1
Кроссворд


По горизонтали

1. Над землёй трава, 
Под землёй алая голова (Свёкла)

3. Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи,

Нам зелёный хвост не нужен (Морковь)

5. Лето целое старалась, 
Одевалась, одевалась,
А как осень подошла,
Нам одёжки отдала,
Сотню одёжек,
Сложили в бочонок (Капуста)

7. Неказиста, шишковата, 
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картофель)

По вертикали
2. Вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда не приду,
Всех до слёз доведу (Лук)

4. Что легче воды? (Масло)

6. Что родится из воды, а воды боится? (Соль)




Приложение 2
Винегрет от французского «винегр», что означает «уксус». В буквальном переводе слово «ви­негрет» означает «уксусный са­лат». В России первоначально так называли окрошку без кваса, но с добавлением уксуса. Впослед­ствии этим словом начали обозна­чать холодное кушанье из мелко нарезанных овощей, мяса или рыбы с острым соусом, иными словами - нечто вроде салата, обязательно со свеклой (варе­ной). Любопытно, что это обру­севшее слово при обратном пере­воде на французский язык озна­чает уже «русский салат».

Поскольку в винегретах не существует абсолютно точной пропорции продуктов, то составление их всегда немножко искусство. Основное – не сделать винегрет ни слишком острым, ни безвкусно пресным, а найти «золотую середину». 

Отваривать овощи для винегрета надо всегда в кожуре, чтобы они были вкуснее, не вываривались; еще лучше - использовать не отварные, а запеченные овощи. Для сохранения всеми ингредиентами собственного цвета свёкла режется первой и заливается маслом.

Заправку надо приготавливать отдельно, пробовать ее на вкус и лишь затем подливать в овощную массу, следя, чтобы вся заправка впиталась в овощи без остатка, а не плавала на дне тарелки. Смешивать винегреты надо всегда в удобных, просторных, глубоких эмалированных или фарфоровых блюдах или мисках, но не в металлических кастрюлях. 

Держать винегреты после приготовления, даже в холодильнике, не следует: они быстро теряют вкус. Их надо использовать сразу же после приготовления. Винегрет, заправленный маслом и смешанный с солёными огурцами, - быстропортящееся блюдо.

В русский классический винегрет входят: свекла, морковь, картофель -отваренные и охлажденные, соленые огурцы и квашеная капуста, лук репчатый и (или) зеленый, - все примерно в равных объемах. В этот овощной винегрет входит также заправка - смесь слабого, трехпроцентного уксуса, растительного масла, соли и черного перца. Классический русский винегрет обязательно включает рубленое крутое яйцо. Салат сытный и полезный: в нем присутствуют весь набор питательных веществ.





Винегрет


Наименование продуктов

Количество

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь

Свекла

1 шт.

Сварить, остудить, очистить, нарезать мелкими кубиками

Кастрюля, нож, разделочная доска

Картофель

2 шт.

Сварить, остудить, очистить, нарезать мелкими кубиками

Кастрюля, нож, разделочная доска

Морковь

1 шт.

Сварить, остудить, очистить, нарезать мелкими кубиками

Кастрюля, нож, разделочная доска

Огурцы соленые

или

Капуста квашеная

1 шт.

Нарезать мелкими кубиками

Нож, разделочная доска

2 ст. ложки

Перебрать, нашинковать крупные куски

Нож, разделочная доска

Лук репчатый

1 шт.

Очистить, мелко нарезать

Нож, разделочная доска

Зелень

1 пучок

Мелко нарезать

Нож, разделочная доска

Соль

Перец

Масло растительное

Щепотка
2 ст. ложки

Смешать все продукты, посолить, поперчить,

заправить маслом

Столовая ложка, салатник

Лук зеленый

1 шт.

Вырезать украшение, украсить винегрет

Нож, разделочная доска