Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Урок технологии 5 класс Тема: Тепловая обработка овощей. Приготовление блюда «Винегрет» Пояснительная записка |
 Скачать 168.69 Kb. |
Самчук Юлия Михайловна,
учитель технологии
МОБУ Гимназии №9 г. Сочи
Урок технологии
5 класс
Тема: Тепловая обработка овощей. Приготовление блюда «Винегрет» Пояснительная записка Урок имеет практическую направленность – учащиеся на уроке обучаются приготовлению блюда, знакомятся с кулинарными традициями, которые используют для проектной работы по кулинарии. Цель: организовать деятельность обучающихся по приготовлению блюда «Винегрет» из вареных овощей.
Задачи обучения:
Сформировать знания о способах тепловой обработки овощей.
Обучить на практике кулинарной обработке овощей - приготовлению блюда «Винегрет» и подаче на стол.
Рассказать о популярности винегрета на Руси, о разнообразии рецептов, ознакомить с питательной ценностью блюда.
4. Сформировать бережное отношение к русской кухне; стремление к познанию через кладовую народной мудрости. Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ (изучение нового материала через просмотр презентации в программе Microsoft Office PowerPoint, использование ресурса сети Internet и выполнение практической работы).
Используемые методики:
сотрудничества
проектирования
Активные формы обучения, применяемые на уроке:
практическая направленность деятельности учащихся;
игровой и творческий характер обучения;
интерактивность учебного процесса;
включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога;
использование знаний и опыта обучающихся;
задействование в процессе обучения всех органов чувств;
рефлексия процесса обучения учениками.
Материально-техническое оснащение:
Оборудование учебной мастерской, инструменты и приспособления для нарезки: ножи, доски, терки; посуда для сервировки стола.
Учебно-наглядные пособия:
инструкционная карта «Винегрет»,
таблицы «Пищевые вещества», «Первичная обработка продуктов», «Тепловая обработка продуктов»,
таблицы «Правила безопасной работы ножом и приспособлениями», «Санитарно-гигиенические правила»,
компьютерная презентация,
учебники.
3. Техническое оснащение: мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер для просмотра презентации в программе Microsoft Office PowerPoint, подключение к сети Internet.
4. Материальное обеспечение: продукты для практического задания. Основные виды деятельности учащихся (универсальные учебные действия):
Познавательные - формируется умение результативно мыслить и работать с информацией при подготовке и выполнении практической работы;
Регулятивные – у учащихся формируется умение организовывать свою деятельность индивидуально и в команде при выполнении практической работы;
Коммуникативные – формируется умение общаться, взаимодействовать со всеми членами команды при подготовке и выполнении практической работы;
Личностные – формируется устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения практических задач. Планируемые результаты урока:
1) предметные – учащиеся научаться: выполнять кулинарную механическую обработку овощей; готовить блюдо из варёных овощей - «русский салат», осваивать безопасные приемы труда при работе с ножом и приспособлениями и при тепловой обработке овощей; осуществлять органолептическую оценку готовых блюд;
2) метапредметные:
- регулятивные – у учащихся отрабатывается точность и координация движений при выполнении приёмов нарезки;
- коммуникативные – учащиеся овладевают навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады;
- познавательные – формируется умение: находить и представлять информацию об овощах, применяемых в кулинарии, о блюдах из них, влиянии на сохранение здоровья человека, о способах тепловой обработки, способствующих сохранению питательных веществ и витаминов; читать технологическую документацию и соблюдать последовательность приготовления блюд по технологической карте при выполнении практической работы;
3) личностные – формируются учебно-познавательные интересы. Технологическая карта урока
Деятельность
| Учитель
| Учащиеся
| 1. Этап мотивации
Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, объявление организации работы на уроке в группах (командах) по 4 человека.
|
Демонстрируют свою готовность к уроку
| 2. Актуализация знаний
С целью актуализации знаний проводится беседа с учениками, в ходе которой задаются следующие вопросы (слайд 1):
Для чего нужны овощи в питании человека?
Какие правила необходимо соблюдать при кулинарной обработке овощей для сохранения в них витаминов.
Перечислите последовательность первичной обработки овощей.
Перечислите способы нарезки овощей.
Какие виды тепловой обработки вы знаете? (слайд 2)
| Смотрят на слайды
Думают, анализируют
Работают в паре, общаются
Отвечают на вопросы
Проверяют свои ответы на 5 вопрос по слайду 2
| Планируемые образовательные результаты:
|
| Предметные: формируют умение устанавливать аналогии; представляют информацию в разных формах.
Метапредметные: выделяют главное, существенные признаки; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их; оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
Личностные: ответственно относятся к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к умениям другого человека.
| 3. Фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии
Капитаны 3-х команд получают кроссворд, отгадав который команды выбирают продукты для приготовления неизвестного пока им блюда (слайд 3)
Что мы готовим? Назовите блюдо (ключевое слово кроссворда по вертикали) (слайд 4):
- этот салат, обязательным условием которого является наличие в нем свеклы, получил свое название от соуса, которым его заправляют. Для соуса смешивают растительное масло, уксус, сахар, соль и специи. Для салата смешивают свеклу и отварные овощи, добавляют по выбору: мясопродукты, рыбу, грибы, желтки.
Как называется этот любимый на Руси салат?
Попробуем разгадать кроссворд, и узнать, какие овощи входят в классический винегрет (см. Приложение 1)
|
Отвечают: Винегрет.
Записывают ответы в кроссворд.
| Планируемые образовательные результаты:
|
| Предметные: учатся анализировать.
Метапредметные: выдвигают простейшие гипотезы.
Личностные: демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
| 4. Формулирование темы урока
(слайд 5) Тема нашего урока связана с этим блюдом. Попробуем сформулировать ее (слайд 6)
|
Отвечают, формулируя тему.
Записывают тему в тетрадь
| 5. Целеполагание
Учитель подводит учащихся к осознанию цели. Фиксирует учебную цель (слайд 6)
| Определяют цель урока
Команды подходят к столу, на котором находятся все продукты и выбирают отгаданные продукты для приготовления блюда
| Планируемые образовательные результаты:
|
| Предметные: обозначают пути решения проблемы.
Метапредметные: ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней.
Личностные: корректируют получаемую информацию, импровизируют, организовывают свою деятельность.
| 6. Планирование
Где мы возьмем информацию для достижения цели?
Сообщение учителя (см. Приложение 2)
Откройте учебник на стр.65, ознакомьтесь с информацией и перечислите этапы практической работы
|
Отвечают: прочитать, услышать Чтение учебника. Отвечают на вопрос, сравнивая ответ со слайдом 8
| Планируемые образовательные результаты:
|
| Предметные: выбор наиболее эффективных способов решения задач
Метапредметные: планирование, прогнозирование, учёт разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Личностные: корректируют получаемую информацию, импровизируют, организовывают свою деятельность.
| 7. Практическая работа – приготовление блюда
Вводный инструктаж:
- объявить тему, цели и задачи практической работы;
- ознакомить с технологической последовательностью приготовления салата (слайд 7);
- ознакомить с нарезкой овощей (слайд 8)
- предупредить о затруднениях;
- напомнить о соблюдении санитарно-гигиенических требований;
- провести инструктаж по безопасным приемам труда.
Ознакомить с критериями оценки практической работы (слайд 10)
Текущий инструктаж (формирование новых умений):
- проверка организованности начала работы учащихся;
- проверка организованности рабочих мест;
- соблюдение безопасности на рабочем месте;
- инструктирование по выполнению задания.
Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует технологию приготов-
ления, правильные приёмы работы, соблюдение безопасных приемов труда.
Заключительный инструктаж. Оповестить обучающихся о том, что пришло время завершить приготовление блюда и приступить к дегустации.
| Распределяют обязанности в команде (2 повара, официант, посудомойщик) для выполнения задания
Просмотр приготовления винегрета на сайте (слайд 9 – гиперссылка Винегрет):
http://gotovim-doma.ru/view.php?r=224-recept-Vinegret Осуществляют учебные действия по технологической и инструкционной картам (применяется групповой метод), применение полученной информации на практике -
учащиеся выполняют бригадами практическую работу «Винегрет», используя инструкционную карту (см. Приложение 3), сервируют стол.
| Планируемые образовательные результаты:
|
| Предметные: выполнение действий по алгоритму
Метапредметные: контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения
Личностные: ответственно относятся к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
| 8. Осуществление контроля и коррекции
Учитель, а затем и учащиеся осуществляют дегустацию блюд: осуществляется контроль вкусовых качеств блюда, его внешнего вида и правильность сервировки стола.
Контроль выполнения практической работы:
во время дегустации в соответствии с критериями оценки практической работы (слайд 10) вместе с девочками обсудить качество приготовленного блюда, соблюдение правил санитарной гигиены и безопасного труда. При этом учитывать мнение капитана.
| Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Проводят взаимоконтроль
Проверяют свою работу и работу своей команды
| Планируемые образовательные результаты:
|
| Предметные: выполнение контроля и самоконтроля
Метапредметные: проверяют свою работу и работу одноклассников
Личностные: демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
| 9. Оценивание учащихся
Учитель задает вопросы, а ребята отвечают на них.
Вопрос: как правильно приготовить пищу, чтобы сохранить в продуктах витамины и минеральные соли?
Вопрос: для чего мы украшаем наши блюда красиво и эстетично?
Вопрос: что такое органолептическая оценка, каковы её критерии?
При необходимости корректирует ответы учащихся Организует оценивание учащимися собственной деятельности на уроке, и корректирует результат оценки в соответствии с готовыми критериями. Итоговая оценка результатов труда учащихся на уроке – средняя отметка (оценка всей команды в целом и оценка работы каждого члена команды) за умения, проявленные на уроке.
|
Предполагаемый ответ: так как витамины разрушаются при длительной варке, то следует варить ровно столько времени, сколько нужно для того, чтобы продукт был готов; следует варить в кожуре.
Предполагаемый ответ: для того чтобы блюда выглядели привлекательно, вызывали аппетит у родных и гостей.
Предполагаемый ответ: это оценивание блюда органами чувств человека по внешнему виду и по вкусовым качествам
Обсуждают ошибки, используя речевые средства
Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности членов команды)
| Планируемые образовательные результаты:
|
| Предметные: выполнение оценивания работы
Метапредметные: обсуждаются и отмечаются качества работы, оценка деятельности команд по результатам
Личностные: ответственно относятся к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
| 10. Подведение итогов занятия
Необходимые замечания по уроку и выполнению заданий.
Рефлексия (слайд 11)
С учащимися проводится беседа - учащиеся отвечают на вопросы:
Понравился ли вам урок? Что именно? Что нового узнали на сегодняшнем уроке? Чему я научилась? Где мне пригодится это?
|
Обсуждаются и отмечаются качества работы
Проводят самооценку своей работы на уроке
Определяют эмоциональный настрой и
познавательную ценность урока для себя.
| Планируемые образовательные результаты:
|
| Предметные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Метапредметные: ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней; выдвигают простейшие гипотезы, высказывают суждения, аргументируют их; работают с информацией и преобразуют ее, планируют учебное сотрудничество
Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
| 14. Домашнее задание (слайд 12)
1. Изучить § 11 и ответить на вопросы.
2. Выполнить задания «Используй компьютер» из учебника (по выбору)
3. Принести на следующее занятие продукты в соответствии с рецептурой выбранного для приготовления блюда.
|
Учащиеся выполняют дома задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей
| Планируемые образовательные результаты:
|
| Предметные: анализируют содержание видов домашнего задания
Метапредметные: озвучивание своего выбора, выбирают задание из предложенных с учетом индивидуальных возможностей, работают с информацией и преобразуют ее.
Личностные: ответственно относятся к выполнению учебных задач
| Информационные источники
Ермакова В.И. Основы кулинарии 8-11.- М.: Просвещение, 1993.
Е. Молоховец. Старая кухня России.— Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1991
Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М.: Просвещение, 1991
Программа: Технология: программа. 5–8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2013.
Учебник: Синца Н.В. Технология. Технологии ведения дом: 5 класс/Н.В. Синица, В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2012.
http://gotovim-doma.ru/view.php?r=224-recept-Vinegret
Приложение 1 Кроссворд
По горизонтали
1. Над землёй трава, Под землёй алая голова (Свёкла)
3. Красный нос в землю врос, А зелёный хвост снаружи,
Нам зелёный хвост не нужен (Морковь)
5. Лето целое старалась, Одевалась, одевалась, А как осень подошла, Нам одёжки отдала, Сотню одёжек, Сложили в бочонок (Капуста)
7. Неказиста, шишковата, А придёт на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картофель)
| По вертикали 2. Вырос на грядке, Характер мой гадкий: Куда не приду, Всех до слёз доведу (Лук)
4. Что легче воды? (Масло)
6. Что родится из воды, а воды боится? (Соль)
|
Приложение 2 Винегрет — от французского «винегр», что означает «уксус». В буквальном переводе слово «винегрет» означает «уксусный салат». В России первоначально так называли окрошку без кваса, но с добавлением уксуса. Впоследствии этим словом начали обозначать холодное кушанье из мелко нарезанных овощей, мяса или рыбы с острым соусом, иными словами - нечто вроде салата, обязательно со свеклой (вареной). Любопытно, что это обрусевшее слово при обратном переводе на французский язык означает уже «русский салат».
Поскольку в винегретах не существует абсолютно точной пропорции продуктов, то составление их всегда немножко искусство. Основное – не сделать винегрет ни слишком острым, ни безвкусно пресным, а найти «золотую середину».
Отваривать овощи для винегрета надо всегда в кожуре, чтобы они были вкуснее, не вываривались; еще лучше - использовать не отварные, а запеченные овощи. Для сохранения всеми ингредиентами собственного цвета свёкла режется первой и заливается маслом.
Заправку надо приготавливать отдельно, пробовать ее на вкус и лишь затем подливать в овощную массу, следя, чтобы вся заправка впиталась в овощи без остатка, а не плавала на дне тарелки. Смешивать винегреты надо всегда в удобных, просторных, глубоких эмалированных или фарфоровых блюдах или мисках, но не в металлических кастрюлях.
Держать винегреты после приготовления, даже в холодильнике, не следует: они быстро теряют вкус. Их надо использовать сразу же после приготовления. Винегрет, заправленный маслом и смешанный с солёными огурцами, - быстропортящееся блюдо.
В русский классический винегрет входят: свекла, морковь, картофель -отваренные и охлажденные, соленые огурцы и квашеная капуста, лук репчатый и (или) зеленый, - все примерно в равных объемах. В этот овощной винегрет входит также заправка - смесь слабого, трехпроцентного уксуса, растительного масла, соли и черного перца. Классический русский винегрет обязательно включает рубленое крутое яйцо. Салат сытный и полезный: в нем присутствуют весь набор питательных веществ.
Винегрет
Наименование продуктов
| Количество
| Последовательность приготовления
| Посуда и инвентарь
| Свекла
| 1 шт.
| Сварить, остудить, очистить, нарезать мелкими кубиками
| Кастрюля, нож, разделочная доска
| Картофель
| 2 шт.
| Сварить, остудить, очистить, нарезать мелкими кубиками
| Кастрюля, нож, разделочная доска
| Морковь
| 1 шт.
| Сварить, остудить, очистить, нарезать мелкими кубиками
| Кастрюля, нож, разделочная доска
| Огурцы соленые
или
Капуста квашеная
| 1 шт.
| Нарезать мелкими кубиками
| Нож, разделочная доска
| 2 ст. ложки
| Перебрать, нашинковать крупные куски
| Нож, разделочная доска
| Лук репчатый
| 1 шт.
| Очистить, мелко нарезать
| Нож, разделочная доска
| Зелень
| 1 пучок
| Мелко нарезать
| Нож, разделочная доска
| Соль
Перец
Масло растительное
| Щепотка 2 ст. ложки
| Смешать все продукты, посолить, поперчить,
заправить маслом
| Столовая ложка, салатник
| Лук зеленый
| 1 шт.
| Вырезать украшение, украсить винегрет
| Нож, разделочная доска
| |
|
|