Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа декоративно-прикладного искусства»


Скачать 0.49 Mb.
НазваниеМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа декоративно-прикладного искусства»
страница1/2
Дата05.03.2016
Размер0.49 Mb.
ТипПрограмма
  1   2

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская художественная школа декоративно-прикладного искусства»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области декоративно - прикладного искусства

«Декоративно - прикладное творчество»

Предметная область

ПО.01. Художественное творчество

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПО.01. УП.04. РАБОТА В МАТЕРИАЛЕ. КЕРАМИКА

Сургут 2013

«Рассмотрено»

Методическим советом

образовательного учреждения

_________________________

(дата рассмотрения)

«Утверждаю»

Директор Дьячкова В.И.

______________

(подпись)

_________________________ дата утверждения)


Разработчик: ­Мамонов Е.Т., преподаватель.

Рецензент: Сапрыкина Назира Накиповна

Методист художественного отделения БУ «Центр искусств для одарённых детей Севера»

Рецензент:___________________________________________________

фамилия, имя, отчество

_____________________________________________________________

Должность____________________________________________________

Структура программы учебного предмета:

  1. Пояснительная записка.

II. Учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов).

III. Содержание учебного предмета.

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся.

V. Формы и методы контроля, система оценок.

VI. Методическое обеспечение учебного процесса.

VII. Средства обучения.

VIII. Список литературы и средств обучения.

I.Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Работа в материале» по виду «Керамика», далее – «Работа в материале. Керамика» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество».

Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях.

Учебный предмет «Работа в материале. Керамика» в детских художественных школах и в детских школах искусств дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является учебным предметом обязательной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество».

Программа ориентирована не только на расширение уровня грамотности учащихся в области декоративно-прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир подростков.

Особенностью данной программы является сочетание традиционной техники керамических изделий с современными видами керамики и новых технологий, используемыми в качестве активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся. Кроме того, умения, навыки и знания, полученные учащимися на предметах «Рисунок», «Живопись» и «Композиция», достаточно полно реализуются в подготовке «керамистов» по настоящей программе.

Учебный предмет «Работа в материале. Керамика» реализуется при 5 (6)-летнем сроке обучения - в 1-5(6) классах.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Основное внимание уделяется практическим занятиям.

Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «Работа в материале. Керамика» при 5 (6) - летнем сроке обучения реализуется 5(6) лет – с 1 по 5 (6) класс.

При реализации программы «Работа в материале. Керамика»» с 5(6) - летним сроком обучения: аудиторные занятия в 1-2 классах – четыре часа в неделю, 3-4 классах – пять часов, 5-6 классах - шесть часов, самостоятельная работа в 1-3 классах – два часа, 4-6 классах - три часа.

Цели и задачи учебного предмета

Цель учебного предмета:

Целью учебного предмета «Работа в материале. Керамика» является: владение знаниями и представлениями об искусстве керамики, формирование практических умений и навыков, развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося, а также подготовка одаренных учащихся к поступлению в средние и высшие учебных заведения по профилю предмета.

Задачи учебного предмета:

-изучение народных художественных традиций русской

керамики и создание на их основе новых декоративных образов;

  • формирование специальных навыков в керамике, развитие на их основе эстетического вкуса и образного мышления;

  • формирование средствами керамики духовной культуры учащихся и потребности общения их с искусством;

  • развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в процессе создания образа в керамике;

  • развитие зрительной и вербальной памяти, представления и воображения детей на основе работы с цветом.

Форма проведения аудиторных занятий

Занятия по предмету «Работа в материале. Керамика» и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Продолжительность уроков – 40 минут.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-распределение учебного материала по годам обучения;

-описание дидактических единиц учебного предмета;

-требования к уровню подготовки обучающихся;

-формы и методы контроля, система оценок;

-методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

-практический;

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий

реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

Мастерская по керамике должна быть оснащена рабочими столами, турникетками, гончарными кругами, компьютером, предметами натурного фонда.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета, сведения о затратах учебного времени, графике промежуточной и итоговой аттестации
При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» с нормативным сроком обучения 5 лет общая трудоемкость учебного предмета «Работа в материале. Керамика» составляет 1188 часов (в том числе, 792 аудиторных часа, 396 часов самостоятельной работы). При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» с дополнительным годом обучения общая трудоемкость учебного предмета «Работа а материале. Керамика» составляет 1485 часов (в том числе, 990 аудиторных часа, 495 часов самостоятельной работы).

Аудиторная нагрузка: 1-2 годы обучения – по 4 часа в неделю, 3-4 годы обучения – по 5 часов в неделю, 5-й год обучения – 6 часов в неделю. Дополнительный, шестой год обучения – 6 часов в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка): 1-3 годы обучения – 2 часа, 4-5 годы обучения – 3 часа. Дополнительный, шестой год обучения –3 часа в неделю.

При нормативном сроке обучения 5 лет экзамен проводится во 2,4,6,8,10 семестре. В остальное время в каждом году обучения в первом полугодии видом промежуточной аттестации служит контрольный урок.

При обучении с дополнительным годом обучения экзамен проводится во 2,4,6,8,10,12 семестре. В остальное время в каждом году обучения в первом полугодии видом промежуточной аттестации служит контрольный урок.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

- начальный (входной) контроль (сентябрь);

- текущий контроль (в течение всего учебного года);

- промежуточный контроль

- итоговый контроль

Примерные темы экзаменационных творческих работ.

1. Выполнение традиционных керамических игрушек (4-6 шт., копии или по мотивам: дымковской, филимоновской, каргопольской. и др.)

2. Многофигурная скульптурная композиция малых форм 4-6 фигур, тема по выбору.

3. Серия рельефных композиций 2-3 рельефа, техника, сюжет по выбору.

4. Серия сувенирной продукции (подвески, украшения, памятные знаки и тому подобное)

5. Серия гончарных форм 2-4 шт. (вазы, кашпо, посуда) техника и материалы по выбору учащегося.

Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой аттестации

Срок освоения образовательной программы «Декоративно-прикладное творчество» 5 лет



Вид учебной работы,

аттестации, учебной нагрузки







Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации

Всего часов







Классы/полугодия

1




2

3

4

5

1

2

3




4

5

6

7

8

9

10

Аудиторные занятия

64



68

64




68

80

85

80

85

96

102

792



Самостоятельная работа

(домашнее практическое задание)



32



34

32






34



32



34



48



51

48



51



396

Вид промежуточной аттестации

зачет

экзамен

зачет




экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

Экзамен




Максимальная учебная нагрузка

96

102

96




102

112

119

128

136

144

153

1188



Срок освоения образовательной программы «Декоративно-прикладное творчество» 6 лет



Вид учебной работы,

аттестации, учебной нагрузки







Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации




Всего часов







Классы/полугодия




1




2

3

4

5

6

1

2

3




4

5

6

7

8

9

10

11

12

Аудиторные занятия

64



68

64




68

80

85

80

85

96

102

96

102

990



Самостоятельная работа

(домашнее практическое задание)



32



34



32






34



32



34



48



51



48



51



48



51



495

Вид промежуточной аттестации

зачет

экзамен

зачет




экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

Экзамен




Максимальная учебная нагрузка

96

102

96




102

112

119

128

136

144

153

144

153

1485




II.Учебно-тематический план

1 год обучения.

№ №

Наименование раздела, темы

Вид учебн. занятия

Максим. нагрузка

Самостоя

Тельные

задания



Ауди-

торные

зада-ния








1 полугодие
















1 четверть













1.

Настольная композиция из пластов. (Вазочки для сухостоя, карандашей и т.п.)

урок

48

16

32




2 четверть













2.

Настенная композиция

урок

18

6

12

3.

Стилизация птиц

урок

29

9

19

4.

Контрольный урок

урок

1

1

1




Итого за полугодие

урок

96

32

64

2 полугодие




3 четверть













5.

Кашпо для кактусов. Коллективная работа.

урок

30

10

20

6.

Стилизация рыб

урок

30

10

20




4 четверть













7.

Фактура создаваемая методом отпечатков стеков, штампов. Изготовление штампов.

Урок

42

14

28




Итого за полугодие:

урок

10 2

34

68




Итого за год:

урок

198

66

132

Второй год обучения



Наименование темы


Вид

Учебн.

занятия

Максим.

нагрузка

Самос-

тояте-

льные

задания

Ауди-

торное

зада-ния





I полугодие










1 четверть













1.

Скульптура малых форм «Животные». Лепка с натуры.

урок

48

16

32




2 четверть













2.

Скульптура малых форм «Животные». Декоративная переработка.

урок

18

6

12

3.

Скульптура малых форм «Персонаж хантыйской сказки».

урок

29

9

19

4.

Контрольный урок

урок

1

1

1




Итого за полугодие:

урок

96

32

64

II полугодие













3 четверть













4.

Формовка вазы жгутом. Отработка фактур.

урок

30

10

20

5.

Ангобная роспись вазы с последующей глазуировкой.

урок

30

10

20




4 четверть













6.

Жанровая скульптурная композиция

урок

42

14

28




Итого за полугодие:

урок

102

34

68




Итого за год:

Урок

198

66

132


Третий год обучения




Наименование раздела, темы

Вид

Учебн.

занятия

Максим.

нагрузка

Самос-

тояте-

льные

задания


Ауди-

торные

зада-ния





I полугодие










1 четверть













1.

Контурный рельеф.

урок

28

8

20

2.

Декоративный натюрморт

урок

28

8

20




2 четверть













3.

Барельеф по мотивам хантыйских сказок.

урок

55

15

39

4.

Контрольный урок

урок

1

1

1




Итого за полугодие:

урок

112

32

80

II полугодие













3 четверть













4.

Рельефная композиция на свободную тему.

урок

42

12

30

5.

Разработка и изготовление сувенирной продукции

урок

28

8

20




4 четверть













6.

Жанровая скульптурная композиция

урок

49

14

35




Итого за полугодие:

урок

119

34

85



Итого за год:

урок

231

66

165



Четвертый год обучения





Наименование раздела, темы

Вид

Учебн.

занятия

Максим.

нагрузка

Самос-

тояте-

льная

работа

Ауди-

торное

зада-ние





I полугодие










1 четверть













1.

Многофигурная скульптурная композиция.

урок

64

24

40




2 четверть













2.

Сюжет по выбору обучающегося.

урок

63

23

39

3.

Контрольный урок

урок

1

1

1



Итого за полугодие:

урок

128

48

80

II полугодие













3 четверть













3.

Разработка и макетирование экзаменационной творческой работы.

урок

80

30

50




4 четверть













4.

Экзаменационная творческая работа. Тема по выбору обучающихся.

урок

56

21

35



Итого за полугодие:

урок

136

51

85



Итого за год:




264

99

165



Пятый год обучения





Наименование раздела, темы

Вид

Учебн.

занятия

Максим.

нагрузка

Самос-

тояте-

льные

задания

Ауди-

торные

задания





I полугодие










1 четверть













1.

Станковая пластика из шамота. Проектирование. Макетирование.

урок

72

24

48




2 четверть













2.

Выполнение в материале с последующим декорированием.

урок

71

23

47

3.

Контрольный урок

урок

1

1

1



Итого за полугодие:

урок

144

48

96

II полугодие













3 четверть













3.

Выполнение декоративной вазы сложной конфигурации.

урок

90

30

60




4 четверть













4.

Ангобная роспись вазы с последующим глазуированием.

урок

63

21

42



Итого за полугодие:

урок

153

51

102



Итого за год:

урок

297

99

198


6 год обучения


П№



Наименование раздела, темы

Вид

Учебн.

занятия

Макси-

мальная

нагрузка

Самос-

тояте-

льные

задания


Ауди-

торные

задания





I полугодие










1 четверть













1.

Декоративный горельеф. Пластические поиски. Макетирование.

урок

72

24

48




2 четверть













2.

Выполнение горельефа в материале с последующим декорированием.

урок

45

15

30

3.

Сувенирная продукция.

урок

27

9

18

4.

Контрольный урок

урок

1

1

1



Итого за полугодие:

урок

144

48

96

II полугодие













3 четверть













4.

Станковая композиция в шамоте по выбору обучающихся. Проектирование, макетирование.

урок

45

15

30

5.

Выполнение в материале с последующим декорированием.

урок

45

15

30




4 четверть













6.

Ваза, выполненная в свободной формовке жгутом с последующим декорированием.

урок

63

21

42




Итого за полугодие:

урок

153

51

102




Итого за год:

Урок

297

99

198



  1. Содержание учебного предмета.


Первый год обучения


  1   2