№
п/п
| Дата
| Вид урока
| Тема урока
| Содержание урока
| Основные
компетенции
| Произведения для заучивания наизусть
|
П
| Ф
|
1
|
|
| Беседа.
| Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.
| Роль литературы в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы.
Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
| Знать о литературе как искусстве слова, самосознании народа, воплощении героической биографии Родины, о специфике художественного отображения действительности.
Уметь конспектировать статью из учебника, высказываться на научную тему.
|
|
2
|
|
| Лекция. Беседа.
| Литература Древней Руси.
«Слово о полку Игореве»
| Самобытный характер
древнерусской литературы.
Богатство и разнообразие жанров
литературы Древней Руси.
«Слово о полку Игореве»
- величайший памятник древнерусской литературы.
4. История открытия памятника.
5. Русская история в «Слове…»
| Знать характеристику древнерусской литературы, историческую основу «Слова», историю открытия памятника.
Уметь определять жанр, составлять связный ответ на вопрос.
| НАИЗУСТЬ: «Вступление» или «Плач Ярославны»
|
3
|
|
| Практикум
| Художественные особенности «Слова о полку игореве».
| Художественные особенности
«Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.
Проблема авторств «Слова…».
Подготовка к домашнему сочинению.
| Знать художественные особенности памятника, авторское отношение к происходящему в «Слове», роль изобразительно-выразительных средств
Уметь находить нужную информацию об отношении автора к происходящему в произведении, создавать связный устный текст.
|
|
4
|
|
| Лекция
| Общая характеристика русской литературы 18 века.
| Общая характеристика русской литературы 18 века.
Классицизм в русском и мировом искусстве.
Особенности русского классицизма.
Гражданский пафос русского классицизма.
| Знать основные черты классицизма как литературного направления.
Уметь определять принадлежность произведения к классицизму.
|
|
5
|
|
| Лекция. практикум
| М.В. Ломоносов: слово о поэте и учёном
| М.В. Ломоносов – поэт, учёный.
М.В. Ломоносов -реформатор
русского языка и системы стихосложения.
«Вечернее размышление о
Божием величестве при случае великого северного сияния»:особенности содержания и формы произведения.
| Знать о роли Ломоносова в развитии русской литературе и языкознании; новаторство М. Ломоносова как поэта.
| НАИЗУСТЬ: отрывок из «Вечернего размышления…» (по выбору)
|
6
|
|
| Беседа
| М.В. Ломоносов.
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества Государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
| «Ода на день восшествия на
Всероссийский престол ея Величества Государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Ода как жанр лирической
поэзии.
Прославление Родины, мира,
науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова.
| Знать, как просветительские взгляды и патриотизм отражаются в лирике М. Ломоносова
Уметь работать с художественным текстом, производить анализ лирического произведения.
|
|
7
|
|
| Урок внеклассного чтения
| Г.Р. Державин.
Слово о поэте-философе.
| Знакомство с личностью
Державина.
Основные темы лирики.
Идеи просвещения и
гуманизма в лирике Державина.
Обличение несправедливости в
стихотворении «Властителям и судиям».
Высокий слог и ораторские
интонации стихотворения.
| Знать биографию писателя, основные темы лирики и поэтическое новаторство
Державина.
Уметь работать с художественным текстом, производить анализ лирического произведения
| НАИЗУСТЬ: «Властителям и судиям» или «Памятник»
|
8
|
|
| Практикум
| Г.Р. Державин.
Тема поэта и поэзии в лирике Державина.
| Тема поэта и поэзии в лирике
Державина.
«Памятник»: оценка в
стихотворении собственного поэтического новаторства
Мысль о бессмертии поэта.
Традиции и новаторство в
творчестве Державина.
| Знать основные темы лирики и поэтическое новаторство Державина.
Уметь работать с художественным текстом, производить анализ лирического произведения
|
|
9
|
|
| Рассказ учителя.
Беседа
| А.Н. Радищев Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву»
| А.Н. Радищев Слово о
писателе.
«Путешествие из Петербурга в
Москву».(главы).
Изображение российской
действительности.
Критика крепостничества.
Обличительный пафос
произведения.
| Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,.
|
|
10
|
|
| Практикум
| А.Н. Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву»
| Идейное и художественное
своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву .
Понятие о жанре путешествии и его художественном наполнении.
| Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,.
|
|
11
|
|
| Лекция
| Н.М. Карамзин Слово о писателе и историке
| 1. Слово о писателе и историке.
2. Понятие о сентиментализме.
3. «Осень» как произведение сентиментализма.
4. «Бедная Лиза»: внимание писателя к внутренней жизни человека.
5. Утверждение общечеловеческих ценностей.
| Знать о языке повести, о конфликте между любовным чувством и нравственными традициями.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения.
|
|
12
|
|
| Практикум
| Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
| 1. «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма.
2. Новые черты русской литературы
| Знать содержание повести.
Уметь находить черты сентиментализма, формулировать идею, проблематику изучаемого произведения.
|
|
13
|
|
| Урок развития речи
| Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя»
|
14
|
|
| Лекция
| Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века.
| Общая характеристика русской
и мировой литературы 19 века.
Понятие о романтизме и
реализме.
Поэзия, проза и драматургия
19 века.
Русская критика,
публицистика, мемуарная литература.
| Знать определения понятия «Золотой век» русской литературы, о двух способах изображения жизни в литературе. основные черты романтизма и реализма как литературного направления.
Уметь делать записи конспекта в тетрадь, владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания.
|
|
15
|
|
| Лекция. Практикум
| Романтическая лирика начала 19 века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море»
| 1. Романтическая лирика начала 19 века.
2. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).
3. «Море»: романтический образ моря.
4. «Невыразимое»: границы выразимого в слове и чувстве.
4. Возможности поэтического языка.
5. Отношение романтика к слову.
6. Обучение анализу лирического стихотворения
| Знать родоначальников романтизма в русской литературе (творчество Жуковского «Светлана») и реализма, определение жанра баллады.
Уметь находить черты романтизма, формулировать идею, проблематику изучаемого произведения.
|
|
16
|
|
| Беседа. практикум
| В.А. Жуковский. «Светлана»
| 1. Особенности жанра баллады.
2.Жанр баллады в творчестве Жуковского:
3. Нравственный мир героини баллады как средоточие народного духа и христианской веры.
4. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в бога и не поддавшейся губительным чарам.
5. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика образы-символы
| Знать родоначальников романтизма в русской литературе (творчество Жуковского «Светлана») и реализма, определение жанра баллады.
Уметь находить черты романтизма, формулировать идею, проблематику изучаемого произведения.
|
|
17
|
|
| Лекция
| А.С. Грибоедов. Личность и судьба драматурга.
| .1. Личность и судьба драматурга.
2. Знакомство с личностью писателя и его временем.
| Знать основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Грибоедова.
Уметь записывать лекцию.
|
|
18
|
|
| Беседа
| А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Обзор содержания
| 1.Обзор содержания.
2. Картина нравов.
3. Особенности композиции комедии.
| Знать теоретико-литературные понятия: проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь составлять речевую характеристику героев.
|
|
19
|
|
| Беседа
| А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Фамусовская Москва в комедии
| Фамусовская Москва в комедии
Галерея живых типов и острая
сатира.
| Знать своеобразие конфликтов и смысл названия комедии.
Уметь давать сравнительную характеристику персонажей, выявлять авторскую позицию, строить связное устное высказывание на тему
|
|
20
|
|
| Беседа
| А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Фамусовская Москва в комедии
| Фамусовская Москва в комедии.
Галерея живых типов и острая
сатира.
| Знать своеобразие конфликтов и смысл названия комедии.
Уметь давать сравнительную характеристику персонажей, выявлять авторскую позицию, строить связное устное высказывание на тему
|
|
21
|
|
| Беседа
| А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Чацкий в системе образов
| Чацкий в системе образов
Сравнительная характеристика персонажей.
| Знать своеобразие конфликтов и смысл названия комедии.
Уметь давать сравнительную характеристику персонажей, в том числе речевую
| НАИЗУСТЬ: один из монологов Чацкого
|
22
|
|
| Беседа
| А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Чацкий в системе образов
| Чацкий в системе образов.
Общечеловеческое звучание
образов персонажей.
| Знать своеобразие конфликтов и смысл названия комедии.
Уметь выявлять авторскую позицию, строить связное устное высказывание на тему «Всегда ли ровесники - единомышленники?».
|
|
23
|
|
| Урок развития речи
| А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Язык комедии
| Язык комедии Грибоедова.
Преодоление канонов
классицизма в комедии.
Обучение анализу эпизода
драматического произведения.
| Знать содержание комедии, знать мнения А. С. Пушкина о Чацком
Уметь сопоставлять эпизоды, владеть театральной лексикой, определить идейно-композиционную роль бала в комедии; работать с критической статьёй.
|
|
24
|
|
| Урок развития речи
| А.С. Грибоедов «Горе от ума» Критика о комедии: И.А.- Гончаров «Мильон терзаний» Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»
|
25
|
|
| Лекция.
Беседа
| А.С. Пушкин. Жизнь и творчество
| 1. Жизнь и творчество.
2. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя.
3. Лицейская лирика.
4. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.
| Знать взгляды А. С. Пушкина и основные этапы его жизни и творчества, тематику и жанровое своеобразие творчества.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
| НАИЗУСТЬ: «К Чаадаеву», «Анчар», «Пророк», «Мадонна», «Я Вас любил» ( 2 по выбору)
|
26
|
|
| Беседа
| А.С. Пушкин. Лирика петербургского периода
| 1. Лирика петербургского периода.
2. «К Чаадаеву»: проблема свободы, служения Родине.
4. Тема свободы и власти в лирике Пушкина: «К морю», «Анчар».
| Знать, что свобода в лирике А. С. Пушкина представлена как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметь анализировать лирическое произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции
| .
|
27
|
|
| Семинар
| А.С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике
| 1. Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина.
2. Одухотворённость, чистота, чувство любви в стихотворениях: «На холмах Грузии…», « Я Вас любил…»
4. Адресаты любовной лирики поэта.
| Знать адресаты пушкинской любовной лирики, историю создания стихотворений.
Уметь анализировать лирическое произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции
|
|
28
|
|
| Практикум
| А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии
| 1. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.
2 . Раздумья о смысле жизни, о поэзии: «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…», «Бесы».
3. Обучение анализу одного стихотворения.
| Знать взгляды А.С. Пушкина на тему творчества.
Уметь анализировать лирическое произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции
|
|