Вариант 3
Текст 1
(1)… (2)Разумеется, главная задача лексикологии состоит не в том, чтобы установить точное количество слов в языке, а в описании, характеристике этих слов. (3)Лингвисты изучают слова с точки зрения их лексического значения, смысловой связи с другими словами в языке. (4)… на слово смотрят и с точки зрения его употребления в разных сочетаниях, с точки зрения частоты и сфер использования в речи, происхождения, стилистических различий.
При выполнении заданий этой части укажите в бланке ответов цифру, которая обозначает выбранный Вами ответ.
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 6.
1 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Суффиксы, приставки и окончания передают очень важную информацию о слове.
2) Давно родилась специальная наука о происхождении слов – этимология.
3) Межстилевая лексика может употребляться и в письменной речи, и в обычном непринуждённом разговоре.
4) Разобраться в словах помогает особый раздел лингвистики – лексикология (от греческого lexis – «слово») , изучающая словарный состав языка.
2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста?
1) Наоборот, 2) Кроме того, 3) Не так плохо 4) Вопреки этому
3 Какие слова являются грамматической основой в третьем (3) предложении текста?
1) изучают 2) лингвисты изучают 3) изучают слова 4) лингвисты изучают слова Текст 2
(1)К сожалению, не все обитатели лесов и степей помогают расти травам
и деревьям. (2) Многие вредят полям, садам, лесам. (3)Одни растаскивают плоды, губят появившиеся всходы и молодые побеги, другие вытаптывают заливные луга, подгрызают деревья.
(4) Доказано, что лоси и олени портят молодые сосняки, вредят осине и другим деревьям. (5) Там, где лосей много, ель и берёза вытесняют сосну.
(6) Жирафы в Африке тоже так объедают акации, что совсем не дают им расти, и в саваннах немало мест, где из сухой земли торчат только жалкие кустики акаций, обглоданные жирафами.
(7) Но, пожалуй, ни одно животное в мире не причинило столько вреда зеленеющим травам и деревьям, не истребляло их с такой быстротой, как маленькая козочка.
(8) Гибель лесов, принесённых в жертву козьему обжорству, – одна из самых печальных страниц в непрерывной истории цивилизации...
(По И. Воронову)
4 Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
1) сложносочинённое 2) сложноподчинённое 3) сложное бессоюзное 4)простое осложнённое
5 Укажите правильную морфологическую характеристику слова КОЛИЧЕСТВО из второго (2) предложения текста.
1) существительное 2) причастие 3) наречие 4) числительное
6 Укажите значение выражения ТОЧКА ЗРЕНИЯ в предложениях 3, 4.
1) то, что сделано так, как нужно
2) предел, при котором наступает какое-либо явление
3) место, пункт, в котором что-либо расположено
4) мнение, взгляд на что-либо
7 Какова цель автора данного текста?
1) Дать определение саванны.
2) Рассказать только о вытеснении сосны елью и берёзой.
3) Рассказать о своём отношении к козам.
4) Сообщить о роли некоторых животных в гибели лесов.
8 Какое предложение содержит доказательство того, о чём говорится в предложении 4?
1) Жирафы в Африке тоже так объедают акации, что совсем не дают им расти, и в саваннах немало мест, где из сухой земли торчат только жалкие кустики акаций, обглоданные жирафами.
2) Одни растаскивают плоды, истребляют всходы и молодые побеги, другие вытаптывают заливные луга, подгрызают деревья.
3) Но, пожалуй, ни одно животное в мире не причинило столько вреда зеленеющим травам и деревьям, не истребляло их с такой быстротой, как маленькая козочка.
4) Там, где лосей много, ель и берёза вытесняют сосну.
9 Какое высказывание соответствует содержанию текста?
1) Все обитатели лесов и степей помогают расти травам и деревьям.
2) Там, где лосей много, сосна вытесняет ель и берёзу.
3) Жирафы в Африке тоже так объедают сосны, что совсем не дают им расти.
4) Быстрее всех истребляют зелёные травы и деревья козы.
10 В каком примере приведён эпитет?
1) заливные (луга) (предложение 3)
2) молодые (сосняки) (предложение 4)
3) сухая (земля) (предложение 6)
4) жалкие (кустики) (предложение 6)
11 Укажите вариант ответа, в котором содержится правильное объяснение написания Н и НН в словах текста.
1) ДОКАЗАНО – -Н- пишется, потому что это суффикс прилагательного -АН-.
2) ДОКАЗАНО – -Н- пишется, потому что это суффикс -Н- краткого страдательного причастия прошедшего времени.
3) ОБГЛОДАННЫЕ – -НН- пишется, потому что это суффикс -АНН- полного страдательного причастия прошедшего времени.
4) ОБГЛОДАННЫЕ – -НН- пишется, потому что это суффикс отымённого прилагательного -АН- и суффикс полного страдательного причастия прошедшего времени -Н-.
12 В каком ряду во всех словах есть безударная проверяемая гласная корня?
1) печальных, расти, страниц 2) вредят, вытесняют, заливные 3) сосняки, молодые, обжорству
4) истребляло, помогают, олени
13 Укажите слово с приставкой, правописание которой зависит от значения морфемы.
1) растаскивают (предложение 3) 2) подгрызают (предложение 3)
3) обглоданные (предложение 6) 4) принесённых (предложение 8)
14 В каком ряду в обоих словах текста правописание окончания глагола и суффикса причастия зависит от спряжения глагола?
1) вытесняют, появившиеся 2) торчат, обглоданные
3) портят, зеленеющим 4) истребляло, принесённых
15 Укажите вариант ответа, в котором содержится правильное
объяснение слитного написания НЕ в словах текста.
1) НЕМАЛО – приставка НЕ образует слово с противоположным значением
2) НЕМАЛО – неопределённое местоимение без предлога
3) НЕПРЕРЫВНОЙ – причастие, нет зависимого слова
4) НЕПРЕРЫВНОЙ – имя прилагательное, образовано от существительного с НЕ
16 Какая форма глагола ПОДГРЫЗАТЬ (ПОДГРЫЗАЮТ в предложении 3) образована неверно?
1) подгрызши 2) подгрызаемый 3) подгрызённый 4) подгрыз
17 Какое слово, подчёркнутое в предложении текста, можно заменить однокоренным глаголом со словом КОТОРЫЙ?
1) Одни растаскивают плоды, истребляют появившиеся всходы и молодые побеги, другие вытаптывают заливные луга, подгрызают деревья.
2) Многие вредят полям, садам, лесам.
3) Но, пожалуй, ни одно животное в мире не причинило столько вреда зеленеющим травам и деревьям, не истребляло их с такой быстротой, как маленькая козочка.
4) Гибель лесов, принесённых в жертву козьему обжорству, — одна из самых печальных страниц в непрерывной истории цивилизации.
18 Запишите номер предложения, в котором содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Почему гибель лесов, съеденных козами, можно считать одной из самых печальных страниц цивилизации?»
19 Из предложений 3 – 6 выпишите слово со значением «молодые ветки, стебли растения с листьями».
20 Из предложений 4 – 6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
21 Из предложений 1 – 3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
22 Из предложений 6 – 7 выпишите синоним глагола УНИЧТОЖАТЬ (УНИЧТОЖАЛО).
23 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые на границах причастного оборота.
Но,(1) пожалуй,(2) ни одно животное в мире не причинило столько вреда зеленеющим травам и деревьям,(3) не истребляло их с такой быстротой,(4) как маленькая козочка. Гибель лесов,(5) принесённых в жертву козьему обжорству,(6) – одна из самых печальных страниц в непрерывной истории цивилизации...
24 Выпишите грамматическую основу предложения 2.
25 Среди предложений 4 – 6 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. Вариант 4
(1)… (2) Левое полушарие контролирует интеллектуальную деятельность, что отражается на правой стороне лица. (3) Правое полушарие управляет эмоциями, воображением, поэтому левая сторона лица их отражает. (4) … известно, что ярче всего на левой стороне лица проявляются отрицательные эмоции.
1 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Художникам и фотографам известно, что лицо человека прекрасно.
2) Эмоция – это душевное переживание, волнение, чувство.
3) Правая сторона нашего лица может отражать чувства.
4) Разные стороны лица находятся под контролем разных полушарий головного мозга.
2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста?
1) Вопреки этому 2) Потому что 3) Наоборот, 4) Из работ психологов
3 Какое слово или сочетание слов является(-ются) грамматической основой в предложении текста или в одной из его частей?
1) что отражается (предложение 2) 2) сторона лица отражает (предложение 3)
3) лица проявляются (предложение 4) 4) ярче эмоции (предложение 4)
4 Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
1) сложносочинённое
2) сложноподчинённое
3) сложное бессоюзное
4) простое осложнённое
5 Укажите правильную морфологическую характеристику слова НАПРАВЛЕН из второго (2) предложения текста.
1) прилагательное 2) причастие 3) наречие 4) деепричастие
6 Укажите значение слова КОМПОНЕНТ (КОМПОНЕНТЫ) в предложении 4.
1) совокупность, сочетание чего-либо
2) полный набор, состав
3) составная часть чего-либо
4) строение, соотношение и взаимное расположение частей
1) Удивительны и разнообразны свойства металлов. (2) Ртуть, например, не замерзает даже при тридцатиградусном морозе, а вольфрам не боится жары, прегорячих объятий пламени. (3) Серебро и медь лучше проводят электрический ток, чем титан: он словно отказывается проводить ток, замирает. (4) Алюминием одарена наша планета, а франций настолько редок, что его содержание в земной коре измеряется буквально граммами. (5) Трудно даже представить, что произошло бы с миром, окружающим нас, если бы вдруг исчезли металлы. (6) Не будь железа – мы лишились бы автомобилей и поездов, стальных мостов и рельсов. (7) Без алюминия немыслимы сегодня авиация и строительство. (8) Не окажись вольфрама – погаснут миллиарды электрических лампочек. (9) Без хрома и никеля нержавеющая сталь теряет свои свойства. (10) Свойства сплавов тоже интересны. (11) С бронзой, удивительным сплавом меди с оловом, человек познакомился, по-видимому, в четвёртом тысячелетии до нашей эры: именно так датируют учёные самые ранние бронзовые орудия, найденные в Иране, Турции, Месопотамии. (12) С давних пор бронза пришлась по душе ваятелям. (13) Некоторые статуи из бронзы, отличающиеся гигантскими размерами, относят к чудесам света. (По И. Голубеву) 4 Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста. 1) сложносочинённое 2) сложноподчинённое 3) сложное бессоюзное 4) простое осложнённое 5 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ИХ из третьего (3) предложения текста. 1) личное местоимение 2) притяжательное местоимение 3) имя существительное 4) указательное местоимение 6 Укажите значение слова ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ в предложении 2. 1) соблюдающий правила приличия; учтивый
2) отличающийся высокоразвитым интеллектом, разумный
3) отличающийся воспитанностью, культурный
4) усердный, старательный
7 Какова цель автора данного текста?
1) Дать определение металла.
2) Убедить, что металлов и их сплавы нужны людям.
3) Дать описание поверхности металлов.
4) Вызвать у читателей определённое отношение к металлам.
8 Какое предложение текста является тезисом, который доказывается при помощи предложения 6?
1) Свойства сплавов тоже интересны.
2) Не окажись вольфрама – погаснут миллиарды электрических лампочек.
3) Трудно даже представить, что произошло бы с окружающим нас миром, если бы вдруг исчезли металлы.
4) Без хрома и никеля покроется ржавчиной нержавеющая сталь.
9 Какой металл, необходимый людям, чтобы осветить дома при помощи электричества, назван в тексте?
1) вольфрам 2) титан 3) железо 4) франций
10 В каком примере приведено олицетворение?
1) удивительные свойства (предложение 1)
2) вольфрам не боится (предложение 2)
3) франций редок (предложение 4)
4) содержание измеряется (предложение 4)
11 Укажите вариант ответа, в котором содержится правильное объяснение написания НН в словах текста.
1) НАЙДЕННЫЕ (предложение 11) – -НН- пишется, потому что это суффикс полного страдательного причастия прошедшего
времени -ЕНН-, образованного от глагола совершенного вида. вида.
2) НАЙДЕННЫЕ (предложение 11) – -НН- пишется, потому что это суффикс полного страдательного причастия прошедшего времени -НН-, у причастия есть зависимые слова.
3) РАННИЕ (предложение 11) – -НН- пишется, потому что это суффикс качественного прилагательного -НН-.
4) РАННИЕ (предложение 11) – -НН- пишется, потому что это суффикс относительного прилагательного -НН-.
12 В каком ряду во всех словах есть безударная проверяемая гласная корня?
1) удивительны, замерзает, строительство
2) разнообразны, замирает, планета
3) богата, познакомился, миллиарды
4) датируют, титан, содержание
13 Укажите слово с приставкой, правописание которой зависит от значения морфемы.
1) измеряется (предложение 4)
2) прегорячих (предложение 2)
3) замерзает (предложение 2)
4) погаснут (предложение 8)
14 В каком ряду в обоих словах текста правописание окончания глагола и суффикса причастия зависит от спряжения глагола?
1) отказывается, отличающиеся
2) относят, найденные
3) лишились, окружающим
4) одарена, пришлась
15 Укажите вариант ответа, в котором содержится правильное объяснение слитного и раздельного написания НЕ в словах текста.
1) НЕ БУДЬ (предложение 6) – глагол с частицей НЕ пишется раздельно.
2) НЕ БУДЬ (предложение 6) – глагол только в форме повелительного наклонения в значении условного с частицей НЕ пишется раздельно.
3) НЕКОТОРЫЕ (предложение 13) – причастие, нет зависимого слова.
4) НЕКОТОРЫЕ (предложение 13) – существительное, слово без НЕ не употребляется.
16 Какая форма глагола ЗАМЕРЗАТЬ (ЗАМЕРЗАЕТ в предложении 2) образована неверно?
1) замерзая 2) замерзавший 3) замерзаемый 4) замерзающий
17 Какое слово, подчёркнутое в предложении текста, можно заменить однокоренным глаголом со словом КОТОРЫЙ?
1) Трудно даже представить, что произошло бы с миром, окружающим нас, если бы вдруг исчезли металлы.
2) Удивительны и разнообразны свойства металлов.
3) С давних пор бронза пришлась по душе ваятелям.
4) Алюминием одарена наша планета, а франций настолько редок, что его содержание в земной коре измеряется буквально граммами.
18 Запишите номера предложений, в которых содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Почему в мире невозможно обойтись без металлов?»
19 Из предложений 11 – 12 выпишите слово со значением «художник, создающий произведения скульптуры».
20 Из предложений 3 – 5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
21 Из предложений 1 – 4 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
22 Из предложений 1 – 3 выпишите антонимы в начальной форме.
23 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые на границах причастного оборота.
А с бронзой,(1) сплавом меди с оловом,(2) человек познакомился,(3) по-видимому,(4) в четвёртом
тысячелетии до нашей эры: именно так датируют учёные самые ранние бронзовые орудия,(5) найденные в Иране,(6) Турции,(7) Месопотамии. Некоторые статуи из бронзы,(8) отличающиеся гигантскими размерами,(9)относят к чудесам света.
24 Выпишите грамматическую основу предложения 13.
25 Среди предложений 3 – 6 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
Вариант 3
(1)… (2)Этот процесс направлен на восприятие, узнавание, а также понимание речевых произведений. (3)Осмысливая текст, данный в письменной или устной форме, мы стараемся воспринять всю совокупность особенностей текста: его тему и идею, его микротемы и их последовательность, композицию, стиль и средства выразительности, языковые средства связи и развёртывания высказывания. (4)… мы каждый раз мысленно производим комплексный анализ текста в единстве всех его компонентов.
1 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Психолингвистика – довольно молодая наука, сформировавшаяся в 60-ые годы прошлого века.
2) Всем необходимо знать правила речевого этикета.
3) Психологи установили, что чтение и слушание представляют собой активный мыслительный процесс.
4) Загадочный мир слов без преувеличения можно назвать волшебным.
2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста?
1) Совсем иначе 2) Наоборот, 3) Не так плохо 4) Таким образом,
3 Какие слова являются грамматической основой в третьем (3) предложении текста?
1) мы стараемся воспринять
2) стараемся воспринять
3) воспринять совокупность
4) воспринять всю совокупность
(1)Первым металлом, оказавшимся в руках человека, стала медь. (2)Медную руду добывали во многих местах земного шара. (3)Особой популярностью пользовались небезызвестные рудники острова Кипр, которому, как полагают, медь и обязана своим латинским названием «купрум». (4)Русское же слово «медь», по мнению некоторых учёных, происходит от слова «смида» – так племена, населяющие когда-то европейскую часть территории нашей страны, называли всякий металл.
(5)Упоминания о меди можно встретить в легендах и самых ранних литературных источниках. (6)Гомер описал в «Илиаде», как античный бог Гефест выковал победный щит из меди герою Троянской войны Ахиллу.
(7)Медь внесла заметный вклад в развитие материальной культуры, но ещё более важную роль суждено было сыграть сплаву меди с оловом – бронзе.
(8)С давних пор бронза пришлась по душе скульпторам. (9)Например, Колосс Родосский – статуя бога Солнца Гелиоса на острове Родос, превышавшая 32 метра, – считался одним из семи чудес света. (10)К сожалению, это грандиозное творение просуществовало лишь немногим более полувека: землетрясение разрушило статую, и в конце концов она была продана сирийцам как металлолом.
(По В.Сергееву)
7 Какова цель автора данного текста?
1) Дать определение меди и бронзы.
2) Сообщить познавательные сведения о меди и бронзе.
3) Рассказать о своём отношении к меди и бронзе.
4) Вызвать у читателей определённое отношение к меди и бронзе.
8 Какое предложение содержит доказательство того, о чём говорится в предложении 7?
1) Гомер описал в «Илиаде», как античный бог Гефест выковал победный щит из меди герою Троянской войны Ахиллу.
2) С давних пор бронза пришлась по душе скульпторам.
3) Например, Колосс Родосский – статуя бога Солнца Гелиоса на острове Родос, превышавшая 32 метра, – считался одним из семи чудес света.
4) К сожалению, это грандиозное творение просуществовало лишь немногим более полувека: землетрясение разрушило статую, и в конце концов она была продана сирийцам как металлолом.
9 Какое высказывание содержит оценку значения меди для человечества?
1) Первым металлом, оказавшимся в руках человека, стала медь.
2) Упоминания о меди можно встретить в самых ранних литературных источниках.
3) Медь внесла заметный вклад в развитие материальной культуры.
4) Землетрясение разрушило статую, и она была продана сирийцам как металлолом.
10 В каком примере приведён эпитет?
1) первый (металл) (предложение 1)
2) античный (бог) (предложение 6)
3) материальная (культура) (предложение 7)
4) грандиозное (творение) (предложение 10)
11 Укажите вариант ответа, в котором содержится правильное объяснение написания Н и НН в словах текста.
1) ОБЯЗАНА – -Н- пишется, потому что это суффикс полного страдательного причастия прошедшего времени.
2) ОБЯЗАНА – -Н- пишется, потому что это суффикс краткого страдательного причастия прошедшего времени.
3) РАННИЙ – -НН- пишется, потому что это суффикс качественного прилагательного -НН-.
4) РАННИЙ – -НН- пишется, потому что это суффикс относительного прилагательного -НН-.
12 В каком ряду во всех словах есть безударная проверяемая гласная корня?
1) металл, оказавшийся, упоминания
2) война, легенда, землетрясение
3) описал, продана, остров
4) внесла, сожаление, выковал
13 Укажите слово с приставкой, правописание которой зависит от значения морфемы.
1) описал (предложение 6)
2) разрушило (предложение 10)
3) превышавшая (предложение 8)
4) просуществовало (предложение 10)
14 В каком ряду в обоих словах текста правописание окончания глагола и суффикса причастия зависит от спряжения глагола?
1) добывали, оказавшимся 2) полагают, населяющие 3) просуществовало, суждено
4) разрушило, превышавшая
15 Укажите вариант ответа, в котором содержится правильное объяснение слитного написания НЕ в словах текста.
1) НЕБЕЗЫЗВЕСТНЫЕ (предложение 3) – имя прилагательное, нет зависимого слова.
2) НЕБЕЗЫЗВЕСТНЫЕ (предложение 3) – имя прилагательное, слово без НЕ не употребляется.
3) НЕКОТОРЫХ (предложение 4) – отрицательное местоимение без предлога.
4) НЕКОТОРЫХ (предложение 4) – относительное местоимение, слово без НЕ не употребляется.
16 Какая форма глагола НАЗЫВАТЬ (НАЗЫВАЛИ в предложении 4) образована неверно?
1) называемый 2) называя 3) называвший 4) называв
17 Какое слово, подчёркнутое в предложении текста, можно заменить однокоренным глаголом со словом КОТОРЫЙ?
1) Первым металлом, оказавшимся в руках человека, стала медь.
2) Медную руду добывали во многих местах земного шара.
3) Упоминания о меди можно встретить в легендах и самых ранних литературных источниках.
4) Ещё более важную роль суждено было сыграть сплаву меди с оловом – бронзе. 18 Запишите номер предложения, в котором содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Почему Колосс Родосский считался одним из семи чудес света?»
19 Из предложений 8 – 10 выпишите слово со значением «художник, создающий объёмные произведения путём резьбы, высекания, лепки или отливки».
20 Из предложений 1 – 3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
21 Из предложения 10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
22 Из предложения 8 выпишите выражение, которое является синонимом глагола ПОНРАВИЛАСЬ.
23 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые на границах причастного оборота.
Особой популярностью пользовались небезызвестные рудники острова Кипр,(1) которому,(2) как полагают,(3)медь и обязана своим латинским названием «купрум». Русское же слово «медь»,(4) по мнению некоторых ученых, (5) происходит от слова «смида» – так племена,(6)населяющие когда-то европейскую часть территории нашей страны,(7) называли всякий металл.
24 Выпишите грамматическую основу предложения 5.
25 Среди предложений 5 – 7 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
|