Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

1)… (2)Разумеется, главная задача лексикологии состоит не в том, чтобы установить точное количество слов в языке, а в описании, характеристике этих слов.


Скачать 165.88 Kb.
Название1)… (2)Разумеется, главная задача лексикологии состоит не в том, чтобы установить точное количество слов в языке, а в описании, характеристике этих слов.
Дата22.04.2016
Размер165.88 Kb.
ТипЗадача

Вариант 3

Текст 1

(1)… (2)Разумеется, главная задача лексикологии состоит не в том, чтобы установить точное количество слов в языке, а в описании, характеристике этих слов. (3)Лингвисты изучают слова с точки зрения их лексического значения, смысловой связи с другими словами в языке. (4)… на слово смотрят и с точки зрения его употребления в разных сочетаниях, с точки зрения частоты и сфер использования в речи, происхождения, стилистических различий.

При выполнении заданий этой части укажите в бланке ответов цифру, которая обозначает выбранный Вами ответ.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 6.

1 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Суффиксы, приставки и окончания передают очень важную информацию о слове.

2) Давно родилась специальная наука о происхождении слов – этимология.

3) Межстилевая лексика может употребляться и в письменной речи, и в обычном непринуждённом разговоре.

4) Разобраться в словах помогает особый раздел лингвистики – лексикология (от греческого lexis – «слово») , изучающая словарный состав языка.

2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста?

1) Наоборот, 2) Кроме того, 3) Не так плохо 4) Вопреки этому

3 Какие слова являются грамматической основой в третьем (3) предложении текста?

1) изучают 2) лингвисты изучают 3) изучают слова 4) лингвисты изучают слова
Текст 2

(1)К сожалению, не все обитатели лесов и степей помогают расти травам

и деревьям. (2) Многие вредят полям, садам, лесам. (3)Одни растаскивают плоды, губят появившиеся всходы и молодые побеги, другие вытаптывают заливные луга, подгрызают деревья.

(4) Доказано, что лоси и олени портят молодые сосняки, вредят осине и другим деревьям. (5) Там, где лосей много, ель и берёза вытесняют сосну.

(6) Жирафы в Африке тоже так объедают акации, что совсем не дают им расти, и в саваннах немало мест, где из сухой земли торчат только жалкие кустики акаций, обглоданные жирафами.

(7) Но, пожалуй, ни одно животное в мире не причинило столько вреда зеленеющим травам и деревьям, не истребляло их с такой быстротой, как маленькая козочка.

(8) Гибель лесов, принесённых в жертву козьему обжорству, – одна из самых печальных страниц в непрерывной истории цивилизации...

(По И. Воронову)

4 Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1) сложносочинённое 2) сложноподчинённое 3) сложное бессоюзное 4)простое осложнённое

5 Укажите правильную морфологическую характеристику слова КОЛИЧЕСТВО из второго (2) предложения текста.

1) существительное 2) причастие 3) наречие 4) числительное

6 Укажите значение выражения ТОЧКА ЗРЕНИЯ в предложениях 3, 4.

1) то, что сделано так, как нужно

2) предел, при котором наступает какое-либо явление

3) место, пункт, в котором что-либо расположено

4) мнение, взгляд на что-либо

7 Какова цель автора данного текста?

1) Дать определение саванны.

2) Рассказать только о вытеснении сосны елью и берёзой.

3) Рассказать о своём отношении к козам.

4) Сообщить о роли некоторых животных в гибели лесов.

8 Какое предложение содержит доказательство того, о чём говорится в предложении 4?

1) Жирафы в Африке тоже так объедают акации, что совсем не дают им расти, и в саваннах немало мест, где из сухой земли торчат только жалкие кустики акаций, обглоданные жирафами.

2) Одни растаскивают плоды, истребляют всходы и молодые побеги, другие вытаптывают заливные луга, подгрызают деревья.

3) Но, пожалуй, ни одно животное в мире не причинило столько вреда зеленеющим травам и деревьям, не истребляло их с такой быстротой, как маленькая козочка.

4) Там, где лосей много, ель и берёза вытесняют сосну.

9 Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1) Все обитатели лесов и степей помогают расти травам и деревьям.

2) Там, где лосей много, сосна вытесняет ель и берёзу.

3) Жирафы в Африке тоже так объедают сосны, что совсем не дают им расти.

4) Быстрее всех истребляют зелёные травы и деревья козы.

10 В каком примере приведён эпитет?

1) заливные (луга) (предложение 3)

2) молодые (сосняки) (предложение 4)

3) сухая (земля) (предложение 6)

4) жалкие (кустики) (предложение 6)

11 Укажите вариант ответа, в котором содержится правильное объяснение написания Н и НН в словах текста.

1) ДОКАЗАНО – -Н- пишется, потому что это суффикс прилагательного -АН-.

2) ДОКАЗАНО – -Н- пишется, потому что это суффикс -Н- краткого страдательного причастия прошедшего времени.

3) ОБГЛОДАННЫЕ – -НН- пишется, потому что это суффикс -АНН- полного страдательного причастия прошедшего времени.

4) ОБГЛОДАННЫЕ – -НН- пишется, потому что это суффикс отымённого прилагательного -АН- и суффикс полного страдательного причастия прошедшего времени -Н-.

12 В каком ряду во всех словах есть безударная проверяемая гласная корня?

1) печальных, расти, страниц 2) вредят, вытесняют, заливные 3) сосняки, молодые, обжорству

4) истребляло, помогают, олени

13 Укажите слово с приставкой, правописание которой зависит от значения морфемы.

1) растаскивают (предложение 3) 2) подгрызают (предложение 3)

3) обглоданные (предложение 6) 4) принесённых (предложение 8)

14 В каком ряду в обоих словах текста правописание окончания глагола и суффикса причастия зависит от спряжения глагола?

1) вытесняют, появившиеся 2) торчат, обглоданные

3) портят, зеленеющим 4) истребляло, принесённых

15 Укажите вариант ответа, в котором содержится правильное

объяснение слитного написания НЕ в словах текста.

1) НЕМАЛО – приставка НЕ образует слово с противоположным значением

2) НЕМАЛО – неопределённое местоимение без предлога

3) НЕПРЕРЫВНОЙ – причастие, нет зависимого слова

4) НЕПРЕРЫВНОЙ – имя прилагательное, образовано от существительного с НЕ

16 Какая форма глагола ПОДГРЫЗАТЬ (ПОДГРЫЗАЮТ в предложении 3) образована неверно?

1) подгрызши 2) подгрызаемый 3) подгрызённый 4) подгрыз

17 Какое слово, подчёркнутое в предложении текста, можно заменить однокоренным глаголом со словом КОТОРЫЙ?

1) Одни растаскивают плоды, истребляют появившиеся всходы и молодые побеги, другие вытаптывают заливные луга, подгрызают деревья.

2) Многие вредят полям, садам, лесам.

3) Но, пожалуй, ни одно животное в мире не причинило столько вреда зеленеющим травам и деревьям, не истребляло их с такой быстротой, как маленькая козочка.

4) Гибель лесов, принесённых в жертву козьему обжорству, — одна из самых печальных страниц в непрерывной истории цивилизации.

18 Запишите номер предложения, в котором содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Почему гибель лесов, съеденных козами, можно считать одной из самых печальных страниц цивилизации?»

19 Из предложений 3 – 6 выпишите слово со значением «молодые ветки, стебли растения с листьями».

20 Из предложений 4 – 6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

21 Из предложений 1 – 3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

22 Из предложений 6 – 7 выпишите синоним глагола УНИЧТОЖАТЬ (УНИЧТОЖАЛО).

23 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые на границах причастного оборота.

Но,(1) пожалуй,(2) ни одно животное в мире не причинило столько вреда зеленеющим травам и деревьям,(3) не истребляло их с такой быстротой,(4) как маленькая козочка. Гибель лесов,(5) принесённых в жертву козьему обжорству,(6) – одна из самых печальных страниц в непрерывной истории цивилизации...

24 Выпишите грамматическую основу предложения 2.

25 Среди предложений 4 – 6 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
Вариант 4

(1)… (2) Левое полушарие контролирует интеллектуальную деятельность, что отражается на правой стороне лица. (3) Правое полушарие управляет эмоциями, воображением, поэтому левая сторона лица их отражает. (4) … известно, что ярче всего на левой стороне лица проявляются отрицательные эмоции.

1 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Художникам и фотографам известно, что лицо человека прекрасно.

2) Эмоция – это душевное переживание, волнение, чувство.

3) Правая сторона нашего лица может отражать чувства.

4) Разные стороны лица находятся под контролем разных полушарий головного мозга.

2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста?

1) Вопреки этому 2) Потому что 3) Наоборот, 4) Из работ психологов

3 Какое слово или сочетание слов является(-ются) грамматической основой в предложении текста или в одной из его частей?

1) что отражается (предложение 2) 2) сторона лица отражает (предложение 3)

3) лица проявляются (предложение 4) 4) ярче эмоции (предложение 4)

4 Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.


1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) сложное бессоюзное

4) простое осложнённое


5 Укажите правильную морфологическую характеристику слова НАПРАВЛЕН из второго (2) предложения текста.

1) прилагательное 2) причастие 3) наречие 4) деепричастие

6 Укажите значение слова КОМПОНЕНТ (КОМПОНЕНТЫ) в предложении 4.


1) совокупность, сочетание чего-либо

2) полный набор, состав

3) составная часть чего-либо

4) строение, соотношение и взаимное расположение частей


1) Удивительны и разнообразны свойства металлов. (2) Ртуть, например, не замерзает даже при тридцатиградусном морозе, а вольфрам не боится жары, прегорячих объятий пламени. (3) Серебро и медь лучше проводят электрический ток, чем титан: он словно отказывается проводить ток, замирает. (4) Алюминием одарена наша планета, а франций настолько редок, что его содержание в земной коре измеряется буквально граммами. (5) Трудно даже представить, что произошло бы с миром, окружающим нас, если бы вдруг исчезли металлы. (6) Не будь железа – мы лишились бы автомобилей и поездов, стальных мостов и рельсов. (7) Без алюминия немыслимы сегодня авиация и строительство. (8) Не окажись вольфрама – погаснут миллиарды электрических лампочек. (9) Без хрома и никеля нержавеющая сталь теряет свои свойства. (10) Свойства сплавов тоже интересны. (11) С бронзой, удивительным сплавом меди с оловом, человек познакомился, по-видимому, в четвёртом тысячелетии до нашей эры: именно так датируют учёные самые ранние бронзовые орудия, найденные в Иране, Турции, Месопотамии. (12) С давних пор бронза пришлась по душе ваятелям. (13) Некоторые статуи из бронзы, отличающиеся гигантскими размерами, относят к чудесам света.

(По И. Голубеву)

4 Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

1) сложносочинённое 2) сложноподчинённое 3) сложное бессоюзное 4) простое осложнённое

5 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ИХ из третьего (3) предложения текста.

1) личное местоимение 2) притяжательное местоимение

3) имя существительное 4) указательное местоимение

6 Укажите значение слова ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ в предложении 2.


1) соблюдающий правила приличия; учтивый

2) отличающийся высокоразвитым интеллектом, разумный

3) отличающийся воспитанностью, культурный

4) усердный, старательный


7 Какова цель автора данного текста?


1) Дать определение металла.

2) Убедить, что металлов и их сплавы нужны людям.

3) Дать описание поверхности металлов.

4) Вызвать у читателей определённое отношение к металлам.


8 Какое предложение текста является тезисом, который доказывается при помощи предложения 6?

1) Свойства сплавов тоже интересны.

2) Не окажись вольфрама – погаснут миллиарды электрических лампочек.

3) Трудно даже представить, что произошло бы с окружающим нас миром, если бы вдруг исчезли металлы.

4) Без хрома и никеля покроется ржавчиной нержавеющая сталь.

9 Какой металл, необходимый людям, чтобы осветить дома при помощи электричества, назван в тексте?

1) вольфрам 2) титан 3) железо 4) франций

10 В каком примере приведено олицетворение?

1) удивительные свойства (предложение 1)

2) вольфрам не боится (предложение 2)

3) франций редок (предложение 4)

4) содержание измеряется (предложение 4)

11 Укажите вариант ответа, в котором содержится правильное объяснение написания НН в словах текста.

1) НАЙДЕННЫЕ (предложение 11) – -НН- пишется, потому что это суффикс полного страдательного причастия прошедшего

времени -ЕНН-, образованного от глагола совершенного вида. вида.

2) НАЙДЕННЫЕ (предложение 11) – -НН- пишется, потому что это суффикс полного страдательного причастия прошедшего времени -НН-, у причастия есть зависимые слова.

3) РАННИЕ (предложение 11) – -НН- пишется, потому что это суффикс качественного прилагательного -НН-.

4) РАННИЕ (предложение 11) – -НН- пишется, потому что это суффикс относительного прилагательного -НН-.

12 В каком ряду во всех словах есть безударная проверяемая гласная корня?


1) удивительны, замерзает, строительство

2) разнообразны, замирает, планета

3) богата, познакомился, миллиарды

4) датируют, титан, содержание


13 Укажите слово с приставкой, правописание которой зависит от значения морфемы.


1) измеряется (предложение 4)

2) прегорячих (предложение 2)

3) замерзает (предложение 2)

4) погаснут (предложение 8)


14 В каком ряду в обоих словах текста правописание окончания глагола и суффикса причастия зависит от спряжения глагола?


1) отказывается, отличающиеся

2) относят, найденные

3) лишились, окружающим

4) одарена, пришлась


15 Укажите вариант ответа, в котором содержится правильное объяснение слитного и раздельного написания НЕ в словах текста.

1) НЕ БУДЬ (предложение 6) – глагол с частицей НЕ пишется раздельно.

2) НЕ БУДЬ (предложение 6) – глагол только в форме повелительного наклонения в значении условного с частицей НЕ пишется раздельно.

3) НЕКОТОРЫЕ (предложение 13) – причастие, нет зависимого слова.

4) НЕКОТОРЫЕ (предложение 13) – существительное, слово без НЕ не употребляется.

16 Какая форма глагола ЗАМЕРЗАТЬ (ЗАМЕРЗАЕТ в предложении 2) образована неверно?

1) замерзая 2) замерзавший 3) замерзаемый 4) замерзающий

17 Какое слово, подчёркнутое в предложении текста, можно заменить однокоренным глаголом со словом КОТОРЫЙ?

1) Трудно даже представить, что произошло бы с миром, окружающим нас, если бы вдруг исчезли металлы.

2) Удивительны и разнообразны свойства металлов.

3) С давних пор бронза пришлась по душе ваятелям.

4) Алюминием одарена наша планета, а франций настолько редок, что его содержание в земной коре измеряется буквально граммами.

18 Запишите номера предложений, в которых содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Почему в мире невозможно обойтись без металлов?»

19 Из предложений 11 – 12 выпишите слово со значением «художник, создающий произведения скульптуры».

20 Из предложений 3 – 5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

21 Из предложений 1 – 4 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

22 Из предложений 1 – 3 выпишите антонимы в начальной форме.

23 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые на границах причастного оборота.

А с бронзой,(1) сплавом меди с оловом,(2) человек познакомился,(3) по-видимому,(4) в четвёртом

тысячелетии до нашей эры: именно так датируют учёные самые ранние бронзовые орудия,(5) найденные в Иране,(6) Турции,(7) Месопотамии. Некоторые статуи из бронзы,(8) отличающиеся гигантскими размерами,(9)относят к чудесам света.

24 Выпишите грамматическую основу предложения 13.

25 Среди предложений 3 – 6 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

Вариант 3

(1)… (2)Этот процесс направлен на восприятие, узнавание, а также понимание речевых произведений. (3)Осмысливая текст, данный в письменной или устной форме, мы стараемся воспринять всю совокупность особенностей текста: его тему и идею, его микротемы и их последовательность, композицию, стиль и средства выразительности, языковые средства связи и развёртывания высказывания. (4)… мы каждый раз мысленно производим комплексный анализ текста в единстве всех его компонентов.

1 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Психолингвистика – довольно молодая наука, сформировавшаяся в 60-ые годы прошлого века.

2) Всем необходимо знать правила речевого этикета.

3) Психологи установили, что чтение и слушание представляют собой активный мыслительный процесс.

4) Загадочный мир слов без преувеличения можно назвать волшебным.

2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста?

1) Совсем иначе 2) Наоборот, 3) Не так плохо 4) Таким образом,

3 Какие слова являются грамматической основой в третьем (3) предложении текста?

1) мы стараемся воспринять

2) стараемся воспринять

3) воспринять совокупность

4) воспринять всю совокупность



(1)Первым металлом, оказавшимся в руках человека, стала медь. (2)Медную руду добывали во многих местах земного шара. (3)Особой популярностью пользовались небезызвестные рудники острова Кипр, которому, как полагают, медь и обязана своим латинским названием «купрум». (4)Русское же слово «медь», по мнению некоторых учёных, происходит от слова «смида» – так племена, населяющие когда-то европейскую часть территории нашей страны, называли всякий металл.

(5)Упоминания о меди можно встретить в легендах и самых ранних литературных источниках. (6)Гомер описал в «Илиаде», как античный бог Гефест выковал победный щит из меди герою Троянской войны Ахиллу.

(7)Медь внесла заметный вклад в развитие материальной культуры, но ещё более важную роль суждено было сыграть сплаву меди с оловом – бронзе.

(8)С давних пор бронза пришлась по душе скульпторам. (9)Например, Колосс Родосский – статуя бога Солнца Гелиоса на острове Родос, превышавшая 32 метра, – считался одним из семи чудес света. (10)К сожалению, это грандиозное творение просуществовало лишь немногим более полувека: землетрясение разрушило статую, и в конце концов она была продана сирийцам как металлолом.

(По В.Сергееву)

7 Какова цель автора данного текста?

1) Дать определение меди и бронзы.

2) Сообщить познавательные сведения о меди и бронзе.

3) Рассказать о своём отношении к меди и бронзе.

4) Вызвать у читателей определённое отношение к меди и бронзе.

8 Какое предложение содержит доказательство того, о чём говорится в предложении 7?

1) Гомер описал в «Илиаде», как античный бог Гефест выковал победный щит из меди герою Троянской войны Ахиллу.

2) С давних пор бронза пришлась по душе скульпторам.

3) Например, Колосс Родосский – статуя бога Солнца Гелиоса на острове Родос, превышавшая 32 метра, – считался одним из семи чудес света.

4) К сожалению, это грандиозное творение просуществовало лишь немногим более полувека: землетрясение разрушило статую, и в конце концов она была продана сирийцам как металлолом.

9 Какое высказывание содержит оценку значения меди для человечества?

1) Первым металлом, оказавшимся в руках человека, стала медь.

2) Упоминания о меди можно встретить в самых ранних литературных источниках.

3) Медь внесла заметный вклад в развитие материальной культуры.

4) Землетрясение разрушило статую, и она была продана сирийцам как металлолом.

10 В каком примере приведён эпитет?


1) первый (металл) (предложение 1)

2) античный (бог) (предложение 6)

3) материальная (культура) (предложение 7)

4) грандиозное (творение) (предложение 10)


11 Укажите вариант ответа, в котором содержится правильное объяснение написания Н и НН в словах текста.

1) ОБЯЗАНА – -Н- пишется, потому что это суффикс полного страдательного причастия прошедшего времени.

2) ОБЯЗАНА – -Н- пишется, потому что это суффикс краткого страдательного причастия прошедшего времени.

3) РАННИЙ – -НН- пишется, потому что это суффикс качественного прилагательного -НН-.

4) РАННИЙ – -НН- пишется, потому что это суффикс относительного прилагательного -НН-.

12 В каком ряду во всех словах есть безударная проверяемая гласная корня?


1) металл, оказавшийся, упоминания

2) война, легенда, землетрясение

3) описал, продана, остров

4) внесла, сожаление, выковал


13 Укажите слово с приставкой, правописание которой зависит от значения морфемы.


1) описал (предложение 6)

2) разрушило (предложение 10)

3) превышавшая (предложение 8)

4) просуществовало (предложение 10)


14 В каком ряду в обоих словах текста правописание окончания глагола и суффикса причастия зависит от спряжения глагола?

1) добывали, оказавшимся 2) полагают, населяющие 3) просуществовало, суждено

4) разрушило, превышавшая

15 Укажите вариант ответа, в котором содержится правильное объяснение слитного написания НЕ в словах текста.

1) НЕБЕЗЫЗВЕСТНЫЕ (предложение 3) – имя прилагательное, нет зависимого слова.

2) НЕБЕЗЫЗВЕСТНЫЕ (предложение 3) – имя прилагательное, слово без НЕ не употребляется.

3) НЕКОТОРЫХ (предложение 4) – отрицательное местоимение без предлога.

4) НЕКОТОРЫХ (предложение 4) – относительное местоимение, слово без НЕ не употребляется.

16 Какая форма глагола НАЗЫВАТЬ (НАЗЫВАЛИ в предложении 4) образована неверно?

1) называемый 2) называя 3) называвший 4) называв

17 Какое слово, подчёркнутое в предложении текста, можно заменить однокоренным глаголом со словом КОТОРЫЙ?

1) Первым металлом, оказавшимся в руках человека, стала медь.

2) Медную руду добывали во многих местах земного шара.

3) Упоминания о меди можно встретить в легендах и самых ранних литературных источниках.

4) Ещё более важную роль суждено было сыграть сплаву меди с оловом – бронзе. 18 Запишите номер предложения, в котором содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Почему Колосс Родосский считался одним из семи чудес света?»

19 Из предложений 8 – 10 выпишите слово со значением «художник, создающий объёмные произведения путём резьбы, высекания, лепки или отливки».

20 Из предложений 1 – 3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

21 Из предложения 10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

22 Из предложения 8 выпишите выражение, которое является синонимом глагола ПОНРАВИЛАСЬ.

23 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые на границах причастного оборота.

Особой популярностью пользовались небезызвестные рудники острова Кипр,(1) которому,(2) как полагают,(3)медь и обязана своим латинским названием «купрум». Русское же слово «медь»,(4) по мнению некоторых ученых, (5) происходит от слова «смида» – так племена,(6)населяющие когда-то европейскую часть территории нашей страны,(7) называли всякий металл.

24 Выпишите грамматическую основу предложения 5.

25 Среди предложений 5 – 7 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.