Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа кружка «Мастерская добрых дел» |
 Скачать 428.54 Kb. |
Утверждаю Согласовано
«____»_____________2013г. «____»_____________2013г
Директор школы Зам. дир. По УВР
______________________ _______________________
.
Программа кружка « Мастерская добрых дел»
( социальное направление) 1 «б » класс
учителя начальных классов Ширшовой Марии Александровны
Пояснительная записка Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу , выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем, самоопределения. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Каким образом этого можно достичь? Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность? Это возможно через проектную деятельность. Направления внеурочной деятельности- социальное.
Программа кружка « Мастерская добрых дел» предназначена для организации внеурочной деятельности по направлениям «Проектная деятельность», «Общественно-полезная деятельность», « Художественное творчество» для обучающихся 1-4 классов. Программа кружка « Мастерская добрых дел» объединена идеей социально преобразующей добровольческой деятельности, представляет собой интегрированный модуль. Направление «Проектная деятельность», «Общественно-полезная деятельность» и « Художественное творчество» объединены в связи с интеграционным характером задач, решаемых предлагаемыми формами организации внеурочной деятельности.
Актуальность данной программы обусловлена следующими противоречиями:
С одной стороны, школа должна создать условия для успешной реализации каждого обучающегося, с другой стороны, невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, не зависящее от успеваемости. В урочной деятельности ребёнок не имеет возможности отработать модели поведения в ситуации общего дела .Внеурочная деятельность в виде работы над проектами – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. В процессе проектной деятельности меняется позиция ученика: от объекта получателя готовой учебной информации до активного субъекта учения, самостоятельно «добывающего» необходимую информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий. Предполагается высокая степень самостоятельности обучающихся в выполнении проекта. Знания, полученные по предмету на обычных уроках, наблюдения на экскурсиях закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом.
Работа над проектами способствует:
- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
- развитию творческих способностей и активности учащихся;
- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
- расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным.
На наш взгляд, проектная деятельность в первом классе не соответствует возрастным возможностям. Поэтому мы в своей работе заменяем её на проектные задачи, которые имеют свои специфические цели, способы, место применения.
Цели:
Раскрытие творческого потенциала ребенка через проектную деятельность. Способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Социализировать личность младшего школьника через выполнение общественно - полезной деятельности и участие в коллективных творческих делах.
Задачи:
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе;
обучение умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества средствами ИКТ;
формирование умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повтора образца до воплощения собственного замысла;
формирование умения планирование последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
формирование навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в коллективных творческих делах.
приобретение школьниками нового ценностно окрашенного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.
формирование мотивов достижения и социального признания;
развитие природных задатков и способностей детей;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов;
развитие мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса;
воспитание внимания, аккуратности , целеустремленности;
развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображениея;
формирование интереса и любви к труду.
Данная программа ориентирована на достижение результатов определённого уровня:
в 1 классе программа ориентирована на приобретение школьниками социальных знаний в различных видах деятельности;
Преимущества метода проектов и коллективных творческих дел :
-Ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность.
-Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.
-Ведение уроков методом творческих проектов, в коллективных творческих дел позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.
-Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта , коллективных творческих дел учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?
-При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1.Гуманистический принцип предполагает:
Создание благоприятных условий для жизни и обучения всех детей, уважение их достоинства, признание значимости и ценности каждого ученика независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности.
Организацию обучения и воспитания на основе моделей гуманистических отношений, связанных с усвоением нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим людям и миру в целом (взаимопонимание, миролюбие, уважение, ответственность и доброта).
Реализацию свободы самовыражения и обеспечение самостоятельного выбора.
Коммуникативный принцип:
Этот принцип позволяет:
Строить обучение на основе общения равноправных партнеров и собеседников, процесс которого обеспечивает учащимся свободу высказывания при их взаимном уважении;
Обеспечить интенсивное формирование коммуникативно-речевых навыков и развивать умение договариваться при решении конфликтных ситуаций;
Развить систему межличностного общения на основе усвоения норм и правил нравственности, сформировать культуру речевого общения;
Понимать общение не только как процесс информационный, но и духовно-практический, обогащающий собеседников духовно-нравственными ценностями и идеалами.
Принцип целостности картины мира.
Предполагает отбор такого содержания занятий, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Одним из основных путей реализации этого принципа является учет межпредметных связей.
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.
Этот принцип ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся. Он позволяет сохранить разноуровневые представления знаний в течение всех лет начального обучения
Принцип «Идти от простого к сложному»
Принцип творческой активности
Предполагает активное использование творческой деятельности школьников. Современное общество предъявляет новые требования к развитию личности человека: сегодня каждому человеку необходимо обладать творческим мышлением, собственным мнением, гибкостью в различных жизненных ситуациях.
Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.
Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.
Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка.
Предполагает ориентацию содержания на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия обучения, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность
9. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.
На первом этапе дети самостоятельно от других выполняют одинаковое задание, в конце все работы объединяются в одну композицию.
На втором этапе дети выполняют более сложное и разнообразное задание - для каждого отдельная задача. В конце занятия создается общая композиция, дополняется деталями в соответствии с содержанием.
На третьем этапе дети планируют, выбирают материалы для творчества, договариваются между собой, создают коллективную работу.
9. Принцип динамичности.
Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми:
В начальном этапе дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;
На втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;
постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр.
10. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению. 11. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе. Правильно организованная деятельность на занятиях помогает:
Улучшить отношение в коллективе;
Разнообразить общение детей;
Скомпенсировать самооценку младших школьников;
Учит их лучше понимать друг друга и самих себя;
5. Удовольствие и радость от совместной работы положительно сказывается на развитии всех психических функций, что повышает учебный потенциал, способствует личностному росту каждого ребенка Педагогическая целесообразность программы кружка « Мастерская добрых дел» заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи в рамках внеурочной деятельности: в ходе учебного года системно отслеживать пути становления, прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников, с другой стороны, закладывается основа для эффективного внедрения проектной деятельности через выполнение коллективных творческих дел как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте. Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи
Педагогическая ценность ученического проекта определяется: возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива; содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта, коллективного творческого дела ; навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом; заинтересованностью ученика в работе « от всего сердца». Обязательно присутствуют три момента – выбор проекта, планирование проекта, критика проекта. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Ребенок должен быть заинтересован в проектах.
Возрастная логика обучения, основанная на принципе «Великой дидактики» идти от простого к сложному, предполагает следующие формы самостоятельной работы учащихся: творческую работу (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т.д.), сообщение, доклад, реферат, исследование, проект. -. Особенности учебных проектов, коллективных творческих дел младших школьников Основу проектной деятельности составляет метод проектов, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий, коллективных творческих дел
или специально созданной системы проектных задач.
Под проектной задачей А. Б. Воронцов понимает задачу, в которой через систему или набор заданий, целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и входе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Решение проектных задач дает возможность младшим школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.
Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приёмов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближённых к реальным. На такой задаче нет “этикетки” с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее “оторван” от самой задачи и жить отдельной жизнью.
Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий её решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.). основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.
Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт- коллективное творческое дело . Подобные задачи, как правило, занимают несколько занятий.
Включение в воспитательный процесс задач подобного типа позволяет учителю в ходе учебного года системно отслеживать пути становления, прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников.
Следует так же отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса в 1-м классе
результаты
| формируемые умения
| средства формирования
| личностные
| формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
| организация на уроке
парно-групповой работы
| Метапредметные результаты
| регулятивные
| • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
| в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
| познавательные
| умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
| осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
| коммуникативные
| Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
| учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
|
Организационно - методические условия.
В качестве организационно-методических условий реализации данной программы следует выделить следующее:
системность и преемственность по годам обучения;
единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;
единство урочной и внеклассной работы по научно-познавательному, общественно-полезному, художественно-эстетическому обучению и воспитанию;
стимулирование познавательной активности младших школьников.
.
Рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников:
«Исходи от ребёнка». Узнай, чем интересуются дети, о чём хотели бы узнать, что сделать.
Приступай к выполнению проекта немедленно, пока не угас интерес.
Чем младше школьник - тем проще проект. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов
«Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе».
Межпредметные связи на занятиях по решению проектных задач:
с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Сроки реализации программы :
Программа предусматривает 4 года обучения. 1 класс -33 учебных часов( по 35 минут) .
Продолжительность периода является ориентировочной- она определяется не временем , а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых работ. Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с исследованиями через проектные задачи, с их ролью в жизни , в результате – выполнение .
Режим занятий.
Занятия проводятся в 1 классе -1 раз в неделю. Программа рассчитана на весь учебный год. Во время каникул дети выполняют индивидуальные творческие задания по выбранной теме, ведут поиск , обработку информации. Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя , в связи с освоением учащимися пройденных тем. Поэтому тема, содержание, форма проведения занятий кружка могут быть изменены по усмотрению учителя. Индивидуальные творческие задания ( по ряду тем ) по желанию обучающихся могут выполняться дома, тогда в классе предусмотрена презентация выполненных работ.
Реализация данной программы осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:
учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа);
индивидуальная учебная деятельность (в том числе, домашняя самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
творческая и проектная деятельность (художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);
исследовательская деятельность;
трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях).
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
— репродуктивный (воспроизводящий);
— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники. Теоретическая часть дается в форме бесед, экскурсий , просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Типы проектов:
Проект одного действия
Проект-наблюдение
Проекты игр
Конструктивные проекты (изготовление материальных предметов)
Экскурсионные проекты
Этапы работы над проектом:
Выбор проекта
Планирование проекта
Исследование, сбор материала
Оформление
Презентация проекта
Презентация проекта
Презентация проектов может проходить в рамках урока, внеклассной работы, научно-практической конференции, родительского собрания.
Задача учителя помочь ребятам грамотно подготовить презентацию: коротко обосновать суть работы, продемонстрировать конечный продукт.
Последовательность выполнения проекта Этапы
| Задачи
| Деятельность учащихся
| Деятельность учителя
| 1.Целеполагание
| Определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп.
| Уточняют информацию. Обсуждают здание. Выявляют проблемы
| Мотивирует учащихся. Объясняет цели. Наблюдает.
| 2.Планирование
| Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез.
| Выдвигают гипотезы. Формируют задачи.
| Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.
| 3.Выбор методов проверки принятых гипотез
| Осуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации
| Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации.
| Наблюдает. Консультирует. Советует.
| 4.Выполнение
| Поиск необходимой информации, подтверждающий или опровергающий гипотезу. Выполнение проекта.
| Работа с информацией. Синтезируют и анализируют идеи. Проводят исследование. Оформляют проекты.
| Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо). Проверяет письменные черновые записи.
| 5.Защита проекта
| Представление результатов проектирования. Оценка результатов.
| Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности.
| Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования.
| Технологический (творческий) проект
|
1-й этап. Разработка проекта
| Для чего и кому нужен проект?
| Сделать подарок.
Подготовиться к празднику.
Что-то другое…
| Что будем делать?
| Обсуждаем и выбираем изделие(-я).
Определяем конструкцию изделия.
Подбираем подходящие материалы.
Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.
Выбираем лучший вариант.
| Как делать?
| Подбираем технологию выполнения.
Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.
Подбираем инструменты.
|
2-й этап. Выполнение проекта
| Воплощаем замысел
| Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).
Изготавливаем изделие.
Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).
| 3-й этап. Защита проекта
| Что делали и как?
| Что решили делать и для чего.
Как рождался образ объекта.
Какие проблемы возникали.
Как решались проблемы.
Достигнут ли результат.
| Информационный проект 1-й этап. Разработка проекта
| Для чего и кому нужен проект?
| 1. Выступить перед школьниками.
2. Выступить перед взрослыми.
3. Что-то другое…
| Что будем делать?
| 1. Обсуждаем и выбираем тему(-ы).
2. Определяем форму подачи информа- ции (сообщение, доклад, альбом, стен- газета, компьютерная презентация).
3. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы оформления.
4. Выбираем лучший вариант.
| Как делать?
| 1. Решаем, где искать информацию.
2. Продумываем возможные проблемы и их решение.
3. Подбираем материалы, инструмен- ты, технические средства.
| 2-й этап. Выполнение проекта
| Воплощаем замысел
| 1. Распределяем роли или обязанности
(в коллективном, групповом проекте).
2. Ищем и отбираем нужную информа- цию (журналы, книги, энциклопедии).
3. Оформляем информационный проект.
4. Вносим необходимые дополнения, исправления (в содержание, оформле- ние).
| 3-й этап. Защита проекта
| Что делали и как?
| 1. Что решили делать и для чего.
2. Как работали над замыслом.
3. Какие проблемы возникали.
4. Как решались проблемы.
5. Достигнут ли результат.
| Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников: альбом,
газета,
гербарий,
журнал, книжка-раскладушка,
коллаж,
коллекция,
макет,
модель,
наглядные пособия,
плакат,
план,
стенгазета,
сувенир-поделка,
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом,
эк экскурсия.
. Основные содержательные линии курса. (33часа)Проектных задач -15 .Общественно-полезная деятельность -11ч. Введение. 5часов , индивидуальные консультации- 2 часа Как научиться ставить цели. Вместе весело шагать или Учимся работать в команде. Что такое исследование? Кто такие исследователи? Основные методы исследования .Как задавать вопросы? Учимся распределять роли Коллективная игра- исследование Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления 1 Направление . Человек и природа. Содержание данного раздела направлено на воспитание бережного отношения к природе, ответственности за любое живое существо и за тех, с кем он сосуществует. В ходе этой работы у детей формируется активная гуманная позиция по отношению к природе, ответственность за судьбу своего общего дома – планета Земля. Общественно-полезная деятельность .Акция .Не жгите опавшей листвы. Прогулка –предостережение Акция «Берегите птиц» Операция « Покормите птиц зимой» Сохраним в чистоте нашу землю Проектные задачи:1."Осень разноцветная"; 2.«Мастерская Деда Мороза» ; 3. «Птицы вокруг нас» ; 4.«Мои домашние животные Экскурсии: на пришкольный участок, в лес. 2 Направление . Человек и общество.В данном разделе предусмотрены проектные задачи, которые дают важнейшие представления детям об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом. Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим.. Один из способов взаимодействия людей в обществе труд и общение. Общение со старшими это один из источников получения новых знаний, а трудовая деятельность- особенность жизни человека. Воспитание уважения к своему труду и труду работников школы, родителей. Оказание посильной помощи, стремление доставить радость родным людям, уважение к старшим членам семьи, участникам войны. Общественно-полезная деятельностьАкция «Чужих стариков не бывает» Мои ручки – не белоручки (помощь маме, беседа). Устный журнал «Домоводство» (как помочь маме?). Акция «Поздравь ветерана» Проектные задачи:1.День любимых бабушек и дедушек» 2.«Как поздравить наших мам, пап», 3.«Мама – главное слово». 4.«Слава героям!» Экскурсии3Направление . Я учусь дружить и находить друзей.Работа в этом разделе направлена формирование у детей этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы, как деликатность, доброта, внимание к окружающим. Эта работа должна дать возможность каждому ученику без перегрузки и с учетом его индивидуальных особенностей развить коммуникативные способности, т.е. умение общаться и слушать собеседника, соблюдать правила поведения. Общественно-полезная деятельность«У кого в порядке ручки тетрадки?» "Береги учебник" Проектные задачи:1.«Символика нашего класса», День проектов 2.«Я, ты, мы, наша учительница- дружная семья» 3. День проектов «1 класс, мы прощаемся с тобой – переходим во 2» 4Направление .Я и культураРабота в этом разделе направлена на формирование у детей чувства прекрасного, позволяет развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина. Общественно-полезная деятельность.Представление спектакля Проектные задачи:1.«Рождественский сувенир.» 2.«Создаем свой букварь» 3.«В гостях у сказки» 4.«Пасхальная открытка» Тематическое планирование кружка « Мастерская добрых дел» сентябрь
| Проектная задача
| дата
| 1неделя
| Как научиться ставить цели. Вместе весело шагать или Учимся работать в команде.
Что такое исследование? Кто такие исследователи?
|
| 2неделя
| Основные методы исследования .Как задавать вопросы? Учимся распределять роли
|
| 3неделя
| Проект «Символика нашего класса».
Коллективная игра- исследование
|
| 4неделя
| Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования
Общественно-полезная деятельность .Акция Не жгите опавшей листвы. Прогулка -предостережение
|
| октябрь
| проект
|
| 1неделя
| Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления
День проектов" Осень золотая"
Учимся планировать свою деятельность.
Разучиваем стихи и песни
|
| 2неделя
| День проектов "День любимых бабушек и дедушек»
Презентация продукта. Рефлексия.
|
| 3неделя
| День проектов проект "Осень разноцветная"
Учимся планировать свою деятельность.
|
| 4неделя
| День проектов проект Проект «Мама – главное слово».
Учимся создавать продукт проектной деятельности
|
| ноябрь
| проект
|
| 1неделя
| День проектов
"Осень разноцветная".
Презентация продукта. Рефлексия.
|
| 2неделя
| День проектов
Проект «Как поздравить наших мам» праздник
Презентация продукта. Рефлексия.
|
| 3неделя
| Проект"Спорт-это здорово" Учимся создавать продукт проектной деятельности
Общественно-полезная деятельность
«У кого в порядке ручки тетрадки?»
|
| 4неделя
| Проект "Спорт-это здорово" Презентация продукта. Рефлексия
Индивидуальные консультации
Общественно-полезная деятельность
Мои ручки – не белоручки (помощь маме, беседа).
|
| декабрь
|
|
| 1неделя
| Проект Мастерская Деда Мороза Песни. стихи, танцы.
Учимся планировать свою деятельность
|
| 2неделя
| Проект Мастерская Деда Мороза
Выпуск стенгазеты Презентация продукта. Рефлексия.
|
| 3неделя
| Рождество.
Проект Мастерская Деда Мороза «Рождественский сувенир.
|
| 4неделя
| Проект Мастерская Деда Мороза
Создание коллективной работы (поздравительная открытка Презентация продукта. Рефлексия
|
| январь
|
|
| 1неделя
| Индивидуальные консультации
Общественно-полезная деятельность
Акция «Берегите птиц»
|
| 2неделя
| Индивидуальные консультации
Общественно-полезная деятельность Операция « Покормите птиц зимой»
|
| 3неделя
| День проектов
Проект «Птицы вокруг нас»
Учимся планировать свою деятельность
|
| 4неделя
| День проектов
Проект «Птицы вокруг нас» Презентация продукта. Рефлексия.
|
| февраль
| проект
|
| 1неделя
| Проект Мои домашние животные
Выставка рисунков и фотографий домашних любимцев «Зверьё моё»
|
| 2неделя
| Индивидуальные консультации
Общественно-полезная деятельность
Рейд «Береги учебник
|
| 3неделя
| День проектов
Проект «Как поздравить наших пап»,
планирование, прогнозирование;
|
| 4неделя
| День проектов
я, ты, мы, наша учительница- дружная семья
Учимся планировать свою деятельность
|
| март
| День проектов
я, ты, мы, наша учительница- дружная семья Презентация продукта. Рефлексия.
|
| 1неделя
| День проектов
Проект «Как поздравить наших мам»,
планирование, прогнозирование;
«Подарок маме». Творческая работа.
|
| 2неделя
| Общественно-полезная деятельность
Устный журнал «Домоводство» (как помочь маме?).
А что у Вас» (дискуссия – мамы всякие нужны).
|
| 3неделя
| День проектов
Проект. Создаем свой букварь
Учимся планировать свою деятельность
|
| 4неделя
| День проектов
Проект Создаем свой букварь
Презентация продукта. Рефлексия
|
| апрель
| проект
|
| 1неделя
| День проектов
Проект ««В гостях у сказки. Учимся планировать свою деятельность. Распределяем роли
|
| 2неделя
| День проектов Проект «В гостях у сказки» Учимся выступать публично
Презентация продукта – спектакль Рефлексия.
|
| 3неделя
| Общественно-полезная деятельность. Представление спектакля
|
| 4неделя
| Проект «Пасхальная открытка Учимся планировать свою деятельность. Презентация продукта. Рефлексия.
|
| май
| проект
|
| 1неделя
| Проект «Слава героям!»
Встреча с ветеранами В.О.в. Чтение стихов, рассказов о войне.
|
| 2неделя
| День проектов Выпуск стенгазеты ко Дню Победы.
Общественно-полезная деятельность
Акция «Поздравь ветерана»
|
| 3неделя
| День проектов «1 класс, мы прощаемся с тобой – переходим во 2 Учимся планировать свою деятельность.
|
| 4неделя
| День проектов «1 класс, мы прощаемся с тобой – переходим во 2
Презентация продукта. Рефлексия.
|
| Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: Первый уровень результатов
(1 класс)
| Второй уровень результатов (2-3 класс)
| Третий уровень результатов
(4 класс)
| предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
| предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
| предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
| Планируемые результаты. Должны научиться
| Сформированные действия
| Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
| В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
| Контроль и оценка достижений обучающихся (критерии оценки учебно-исследовательских работ) Раздел
| Баллы
| Критерии оценки
| Общение
| 3
| Легко общается в коллективе, владеет навыками вежливого поведения.
| 2
| Требуется незначительная помощь воспитателя в сотрудничестве с детьми, стремление к общению со сверстниками.
| 1
| Ребёнок не инициативен в общении: необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.
| Планирование
| 3
| Умеет совместно со сверстниками планировать и раскрывать тему, находить пути решения задач, доброжелательно относится к мнению других.
| 2
| Строит разнообразные новые идеи: индивидуально подходит к творческим замыслам, но не воспринимает мнения других.
| 1
| Не умеет находить пути решения задач без помощи взрослого.
| Оценивание
| 3
| Умеет адекватно оценивать работу. Понимает о недопустимости равнодушия (от качества труда каждого ребенка зависит результат работы)
| 2
| Умеет видеть положительные работы сверстников, но выделять только свой труд.
| 1
| Не умеет оценивать и сравнивать конечный результат.
| Изо-навыки
| 3
| Легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами.
| 2
| Испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами.
| 1
| Выполняет работу однотипно, материал использует неосознанно.
| Творчество
| 3
| К выполнению задания относится с творческой фантазией, работа отличается оригинальностью.
| 2
| Требуется незначительная помощь воспитателя в стремлении к наиболее полному раскрытию замысла.
| 1
| Не стремится к полному раскрытию замысла, необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.
| Итого:
| 15
|
| Критерии оценки докладов № п/п
| Оцениваемые параметры
| Оценка в баллах
| 1.
| Качество доклада: - производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом;
| 3
| - четко выстроен;
| 2
| - рассказывается, но не объясняется суть работы;
| 1
| - зачитывается.
| 0
| 2.
| Использование демонстрационного материала: - автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался;
| 2
| - использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности;
| 1
| - представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно.
| 0
| 3.
| Качество ответов на вопросы: - отвечает на вопросы;
| 3
| - не может ответить на большинство вопросов;
| 2
| - не может четко ответить на вопросы.
| 1
| 4.
| Владение научным и специальным аппаратом: - показано владение специальным аппаратом;
| 3
| - использованы общенаучные и специальные термины;
| 2
| - показано владение базовым аппаратом.
| 1
| 5.
| Четкость выводов: - полностью характеризует работу;
| 3
| - нечетки;
| 2
| - имеются, но не доказаны.
| 1
| Итого:
| 14 баллов
| Методические и учебные пособия Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
Василовская А. И. «Метод проектов на уроках в начальной школе» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
По материалам пособия для учителя: Проектные задачи в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.
Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе. – М.: «Просвещение», 2009.
Воронцов А. Б. Некоторые подходы к созданию условий для внедрения государственных образовательных стандартов второго поколения. – Московский центр качества образования, 2010
Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2008.
А.И.Савенков Методика исследовательского обучения младших школьников, -Изд. Учебная литература,2010
Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Программа, занятия, проекты . Авторы-составители :М.Ю.Шатилова, Н.Н.Селезнева, Н.И.Ильина и др.
|
|
|