Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Методическая разработка «Развитие образных представлений и творческих проявлений детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях» |
 Скачать 1.27 Mb. |
1 2 3 4 5 6 7 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» с.Усть-Цильма
Методическая разработка
«Развитие образных представлений и творческих проявлений детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях»
Тиранова Татьяна Геннадьевна
музыкальный руководитель
с. Усть-Цильма
2010 год
Содержание
Введение……………………………………………………….1 стр.
Глава I. «Теоретическая основа развития образных представлений и творческих проявлений детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях»……………………………………………..……...4 стр.
Глава II. «Содержание, формы и методы развития образных представлений и творческих проявлений детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях»……………………………………………….......11 стр.
Заключение …………………………………………………..26 стр.
Библиографический список…………………………………29 стр.
Приложение………………….………………………… 30 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребёнка. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, её оценке, самостоятельном музыкальном творчестве ребёнок видит собственную значимость.
В процессе занятий музыкой дети знакомятся с лучшими образцами народной и классической музыки, что способствует обогащению их духовного мира. Музыкальная деятельность развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно-эмоциональную сферу.
Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование эффективно проходит в различных видах художественной деятельности. Творческую личность необходимо воспитывать с детского возраста, используя для этого все резервы педагогического воздействия, новые формы занятий, условия для управления музыкально-эстетическим развитием детей
Одной из главных задач в воспитательно-образовательной работе для меня является развитие творческих способностей ребёнка. Переход на личностно-ориентированный подход в обучении требует от современного педагога инновационных форм и методов, способствующих достижению первых проявлений эстетического вкуса детей, активизации их творческого воображения, направление всесильной детской фантазии в творческое русло. Работая много лет с дошкольниками, обучая, воспитывая и образовывая их, я пришла к выводу , что развитию творческих способностей мы уделяем крайне мало времени, в частности в музыкально-ритмических движениях. Этот раздел музыкальной деятельности для меня особенно близок, т.к. с детства я занималась танцами в детском саду, затем во дворце пионеров и школьников, а обучаясь в педагогическом училище и, впоследствии, работая - танцевала в музыкальных коллективах.
Одной из актуальных задач дальнейшего совершенствования ритмики является усиление формирования у детей творческих проявлений через движение. Диагностические срезы развития музыкально-ритмических умений и навыков, а также танцевально-игрового творчества у детей старших и подготовительных к школе групп в мае 2007г. показали, что лишь у 10 % наших воспитанников уровень музыкально-ритмической деятельности - творческий. Такой низкий процент выявил противоречия между сформированностью у дошкольников танцевально-ритмических навыков и умений и развитием их творческого воображения, которые и должен решить данный опыт.
Замечательное высказывание А.И. Бурениной, автора оригинальной программы музыкально-ритмического воспитания детей, подчёркивает значимость природного детского воображения: «Возможно самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни - это свободное движение под музыку, и научиться этому можно только у ребёнка». Действительно, детской двигательной лёгкости, раскрепощённости, непосредственности можно только позавидовать. Хотя, без обучения двигательным навыкам не может быть красивой пластики, изящных движений. Но как построить это обучение, чтобы не погасить детское творческое начало, желание ребёнка самостоятельно действовать, творить? Такой вопрос был поставлен передо мной в начале этой работы.
Ведущая педагогическая идея заключается в развитии творческих способностей и образных представлений старших дошкольников в музыкально-ритмической деятельности на основе интеграции и при создании определённых условий и средств, способствующих усвоению детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих формированию у них самостоятельности, творческой активности.
Опыт работы разрабатывался и внедрялся в практику с сентября 2007года.
1 этап диагностический: сбор информации по проблеме, проведение диагностики, изучение и анализ исследований в данной области.
2 этап практический: проведение занятий, индивидуальная работа с детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
3 этап обобщающий: итоговая диагностика творческих способностей детей, оценка результатов.
Развитие творческого воображения детей является вершиной мастерства любого педагога. Поэтому главную цель работы с детьми старшего дошкольного возраста на музыкально - ритмических занятиях вижу:
- в развитии творческих способностей дошкольников на основе музыкально - игрового и художественно-эстетического творчества;
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
Развивать способность «видеть» музыку, передавая в движении её характер, образ.
Совершенствовать свободу, пластику танцевальных движений.
Научить детей творчески осмысливать образное содержание, воплощаемое ими в танце, через освоение ими языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных), который используется в танце для образного исполнения.
Глава I: «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОБРАЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЯХ»
Изучение данной проблемы показало, что на протяжении всей истории люди искали пути и средства для всестороннего личностного развития и совершенствования. Ещё древни эллины с целью «воспитания тела и духа» использовали сочетание музыки и движения – « орхестриху», которая позволяла развивать физические качества. Пластику, красивую осанку, музыкальные способности, а также эстетический вкус. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. Ввиду этого воспитание в музыке надо считать главным…».
Идея синтеза музыки и движения во всестороннем развитии личности стала основой системы музыкально-ритмического воспитания детей, разработанной швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом еще в начале ХХ века. Она пользовалась известностью и популярностью во многих странах Европы и в России, она современна и актуальна посей день. Заслуга Ж.Далькроза, прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. При этом он считал важным и то, как организован сам процесс занятия с детьми, который «должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».
О его идеях в начале ХХ века вспомнили и в России. Популяризатор идей Ж.Далькроза С.М.Волконский писал: «Ритмические движения в сочетании с музыкой должны стать средством всестороннего воспитания будущих поколений».
Прогрессивная система музыкально-ритмического воспитания Жака Далькроза была положена в основу работы Российских педагогов в разработке программы музыкально-ритмического воспитания: Н.Г.Александровой, Н.А.Ветлугиной, А.В.Кенеман, Е.Н.Соковниной.
Ангелина Николаевна Зимина, под руководством М.А.Ветлугиной, автора системы эстетического воспитания в детском саду, в конце 60-х годов прошлого столетия разработала систему музыкально-ритмических движений, где в помощь музыкальным руководителям и воспитателям детских садов был подобран материал для развития самостоятельности, активности, творческой инициативы детей старшего дошкольного возраста. Как педагог-практик она очень точно подметила, что «музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развиваются художественные восприятия ребенка, богаче становятся переживания». И это действительно так. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детства ребенок в движении выражает свои чувства, рожденные музыкой. Мы часто с умилением наблюдаем как самые маленькие воспитанники, впервые пришедшие на музыкальное занятие, услышав веселую музыку, ритмично прихлопывают, приплясывают, их лица озаряются улыбкой.
Известный балетмейстер 60-х годов прошлого века К.Я.Голейзовский описал природу танца, особенности танцевального искусства. Он подчеркивал: «Под словом «танец» следует подразумевать нечто более содержательное и идейно осмысленное, чем простую сумму технических приемов… Народная пляска - не набор виртуозных коленец и акробатических трюков, а плавно текущая речь, сознательно развивающаяся перед зрителем, рассказ на определенную тему с сюжетом, пересказ событий действительной жизни, понятная и реальная картина окружающего». То есть, хореограф – педагог уже в то время доказывал, что танцу изначально присущ образный, сюжетный характер: «Если любопытный человек разложит пляску на элементы, то ему бросится в глаза, что каждый, самый незаметный ее прием и коленце что-то изображает, о чем- то говорит». Отсюда вытекает утверждение, что танец – очень эффективное средство для развития у танцующего образного воображения.
Очень многие педагоги – современники работают над созданием наиболее адаптированных к работе дошкольниками методик, технологий в области музыкально-ритмического воспитания, и в частности, развития детского творчества в танцах, ритмических этюдах и упражнениях. Это такие авторы, как: А.И.Буренина, Т.Н.Сауко, Е.В.Горшкова, С.Л.Слуцкая, А.Е.Чибрикова-Луговская, М.И.Чистякова, Т.И.Суворова.
Анна Евграфовна Чибрикова-Луговская творчески обогащала достижения ведущих отечественных педагогов-ритмистов, доказывая, что в ритмике, как учебной дисциплине, должно отводиться значительное место в системе общего музыкального образования. «Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это должны быть направлены занятия ритмикой, которые необходимо систематически проводить с детьми уже с самого раннего возраста».
Маргарита Ивановна Чистякова, создатель уникальной методики «Психогимнастика», разработала цикл упражнений для детей старшего дошкольного возраста на развитие выразительных движений и основных эмоций. Она отмечала, что «ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и побуждать интерес ребенка к деятельности. Музыка, в свою очередь, усиливает эмоции и делает ярче образные представления детей».
В программе «Топ-хлоп, малыши» Т.Н. Сауко даны рекомендации использования ритмопластики для детей раннего возраста. Движения под музыку, по убеждению Татьяны Никитичны, «используют очень широко как средство творческого музыкального развития детей.
Считая главным в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников артистичность, выразительность движений, умение осмысленно воплощать танцевальный образ, я свою методику работы строю на основе программы по ритмопластике А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика», методики Е.В.Горшковой по развитию детей 5-7 лет творчества в танце «От жеста к танцу», учебно-методическом пособии Т.И.Суворовой «Танцевальная ритмика».
Основная идея музыкально-ритмического воспитания Анны Иосифовны Бурениной, кандидата педагогических наук, заведующей кафедрой психологии и педагоги детства ЛОИРО – развития способности «видеть» музыку, передать в движении ее характер, образ, тончайшие нюансы, а так же свободное и осознанное владение своим телом. Программу «Ритмическая мозаика», она рассматривает как: «… своеобразный этап первоначального развития способности ребенка в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слушать музыку и выражать свое «видение» музыкального произведения пластической импровизации».
Но что особо импонирует автору данной работы, что программа Анны Иосифовны Бурениной дает ориентацию не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявления индивидуального стиля деятельности в этой связи коррекция содержания работы: «…на себя во взаимодействии с детьми».
Особенность методики Е.В.Горшковой - это взаимопроникновение обучающих и творческих моментов в едином процессе, который строится по принципу: «… от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству». Елена Викторовна главным условием формирования и развития у детей творчества в танце считает «…оптимальное сочетание в едином процессе обучающих и творческих моментов». При этом, творчество рассматривает не столько, как итог обучения, сколько как его своеобразный «метод».
Учебно-методическое пособие Т.И. Суворовой позволяет развивать координацию движений рук, мелкой моторики, ритмического слуха, выразительности движений, пространственной ориентировки, внимания, быстроту реакции, в том числе творческие способности и яркий игровой образ. Творческое самовыражение в движении под музыку- основное направление в работе со старшими дошкольниками.
Использование регионального компонента – «Усть- Цилемский фольклор» выявляет много новых граней в развитии творческих способностей детей. Фольклор – явление синкретическое. В нём неразрывно связано - музыка, пение, движение и ещё игра на доступных музыкальных инструментах. Этим я не могла не воспользоваться, начиная работу по данной теме.
Усть-Цильма - одно из уникальных мест на Русском севера, где во всем многообразии представлена живая старина: от староцерковного перстосложения и книжности до величавого разножанрового пения и обрядности. «Затерявшись» в тайге, нижнепечорские староверы (поморцы) сохраняют свои традиции.
Целью музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами национального детского музыкального фольклора является становление духовного мира личности ребёнка в реализации своих творческих способностей и творческих возможностей. Цель занятий с детьми народной Усть-цилемской музыкой не только познакомить с образами фольклора (игровыми и плясовыми песнями, играми и хороводами), но и привить любовь к родному краю (своей малой Родине Усть-Цильме), к родной природе (чувствовать ее, соприкасаться с ней).
В старшей группе, используя народную хореографию, детей обучают простому хороводному шагу, сочетанию движений рук и ног. В хороводе используются такие движения как: хоровод «по солнцу», «против солнца», «капустка» (улитка), «стенка на стенку», выворачивание круга, два круга в разные стороны. Все орнаментальные хороводы выполняются по команде: выбирается один ведущий, который диктует порядок перестроения. В старших группах поощряется приплясывание во время исполнения весёлых песен, предлагается солирование. В подготовительных группах вводятся новые элементы народного танца, овладение дробями в сочетании с частушкой. Разучиваются также новые элементы хоровода: «плетень», «ниточка с иголочкой», «улица», «вывертывание рукава». Говоря о синкретизме фольклора (пляска, музыка, песня существуют в единстве), не следует забывать, что любые плясовые или хороводные элементы могут использоваться детьми в любых ситуациях: при исполнении песен, игр, игре на музыкальных инструментах и т.д. И это надо всячески поощрять в детях.
Знакомство с традициями и историей народной музыки обуславливает творческий, познавательный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей и его результативность. Педагогическим коллективом детского сада была разработана программа по краеведению и сохранению традиций «Усть-Цилемского района» для детей дошкольного возраста под названием «Помни, люби и знай родной Усть-Цилемский край». В нее включены такие разделы как: ознакомление с окружающим, развивающая среда, речевая деятельность, изобразительная деятельность, игровая деятельность и музыкальная деятельность (приложение 23). Программа рассчитана на 4 года.
Использование опыта традиционного воспитания во всем его многообразии способствует формированию национального самосознания и сохранению общекультурных ценностей. Дети принимают участие в детских «Посидках» («Посиделках»), на «Святках» переодеваются в ряженых, что является в настоящее время любимым развлечение жителей Усть-Цилемского района. «Пасха» - первый весенний праздник, открывающий игрищный цикл хороводов. «Горка»- второй важный весенний обряд , которому придан статус республиканского праздника.
Новизна опыта состоит в сочетании комбинаций известных методик в едином процессе обучающих и творческих моментов, в использовании регионального компонента – Усть-Цилемский фольклор.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность и применения этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.
Глава II. «СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЯХ».
Для осуществления идеи воспитания творческих способностей старших дошкольников, развития у ребёнка умения самовыражаться в движении под музыку в качестве экспериментальной группы были взяты дети старшей группы. Работа началась в сентябре 2007 года с диагностирования музыкально-ритмических навыков и умений, с психолого-педагогической характеристики каждого ребёнка. Из бесед с психологом, воспитателями группы, медицинской сестрой, родителями было выяснено, что из 20 человек 1 группу здоровья имеют - 7 детей, 2 группу здоровья - 2 детей, 3 группу здоровья 9 детей, 4 группу здоровья – 2 детей. У Артёма Ш. выявлена задержка психического развития, у Андрея П. –диагноз ДЦП (детский церебральный паралич), несколько детей страдают различными речевыми нарушениями, плоскостопием, у Маши Ч.- ВПС (врождённый порок сердца), у Кристины П. – ФСШ (функционально-систолический шум).
Также в характеристиках детей отмечались такие качества психических процессов, как неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, повышенная возбудимость и такие качества личности, как застенчивость, замкнутость, зажатость или излишняя расторможенность, неуверенность в собственных знаниях и умениях, проблемы в общении.
Диагностические срезы, проведённые по методике О.П. Радыновой, выявили недостаточную выразительность детских движений и их несоответствие характеру музыки с малоконтрастными частями и музыкальному ритму, слабую эмоциональную подачу игрового образа.
Первые музыкальные и ритмопластические занятия показали, что у некоторых ребят к пятому году жизни двигательные возможности заметно отстают в развитии: слабо развита координация движений, плохо развито чувство равновесия, ориентировки в пространстве. Отсюда и маленький объём овладения танцевальными и образными движениями.
Диагноз у Андрея П., Маши Ч., Леры Д., Кристины П. предполагал подбор специальных упражнений для занятий ритмическими движениями.
С учётом этого необходимо было найти такие формы музыкально-ритмических занятий, где бы детям давалась щадящая нагрузка; разработать такие танцевальные композиции, в которых при простейших движениях, дети смогли бы показать развитие сюжетной линии танца с помощью выразительных танцевальных и мимических средств.
Исходя из данных, на 1 первый этап (сентябрь - декабрь 2007г.) педагогом были поставлены следующие задачи:
- воспитание у ребят интереса, потребности в движении под музыку;
- подведение воспитанников к эмоциональному раскрепощению, уверенности в себе, формирования ощущения своей значимости;
- развития динамической стороны детского общения: лёгкости вступления в контакт с партнёром, инициативности, эмпатии.
- обогащение детских впечатлений, их двигательного опыта.
Для их осуществления необходимо было подобрать такие формы и методы работы, которые позволили бы заинтересовать детей музыкально-ритмическими движениями. С первых занятий начала включать в работу с детьми коммуникативные танцы, элементы психогимнастики, релаксационные упражнения и этюды.
Ребятам очень понравился « язык жестов», который усложнялся от занятия к занятию.
Чтобы узнать, понимают ли ребята музыку, происходит ли общение с её эстетической сущностью, на занятиях ритмикой широко использовалось слушание музыки. Педагог не раз замечала, что во время слушания музыки у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально выплёскивают свои эмоции: пытаются хлопать в ладоши, притопывать, покачиваться, т.е. как бы «переживают» ритм. Тем самым дети подтверждают слова замечательного русского психолога Б.Теплова: «Нельзя просто слышать ритм, слушатель только тогда переживает ритм, когда он его сопереживает, соделывает».
Раз детям легче передавать своё понимание музыки не словом , а посредством движений, была использована эта особенность детского восприятия, как предпосылка для творческого процесса, просила ребят изобразить смешных клоунов, величавых русских красавиц, бравых оловянных солдатиков и т.д. Такое « восприятие-исполнение» (термин Д.Б.Кабалевского) значительно способствовал активному, осознанному восприятию детьми красоты музыки.
Во время пения дети вновь обращались к движению, стараясь выразительными жестами передать вокальный образ. Ребятам нравилось участвовать в подборе « поющих жестов» к песням различного содержания и характера (взмах скрещенными ладонями - улетают птицы, выставление ладошек вверх - падают капельки дождя, движение руки «змейкой»- вьётся след замысловатый и т.д.). Неоценимую помощь в развитии выразительности движений оказывали инсценировки песен, таких как «Листопад» М. Красева, «Осень спросим» Т.Ломовой, «Зверобика» Б. Савельева, «Дед Мороз» Л. Вихаревой, «Отличное настроение» З.Роот и др.
Такой любимый дошкольниками вид музыкальной деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах, педагог особенно часто включала в занятия ритмикой с целью совершенствования ритмического чувства. Исполняя песенки Е.Тиличеевой из музыкального букваря «Ноги и ножки», «Кукла шагает и бегает» «Лесенка» и пр. и аккомпанируя себе на металлофоне, дети упражнялись в выделении сильной доли такта, на которую в ритмических движениях обращалось внимание детей при исполнении притопов, хлопков, в окончании танца либо в поклоне. Дети ярче ощущали ритмическую пульсацию, что помогало им осваивать скорость танцевальных шагов или танцевального бега.
Но основное обучение выразительных движений происходило на занятиях по ритмопластике. Для разучивания танцевальных движений мной постоянно использовались «подговорки» и песенки, раскрывающие последовательность выполнения движений.
Чтобы была возможность наблюдать за каждым ребёнком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать ребят собственным показом, использовала фонограммы для песен, хороводов и танцевальных композиций.
Первые результаты такой целенаправленной работы дети смогли показать на новогоднем утреннике. Это и сопровождение выразительными движениями хороводов у ёлки, и уверенное исполнение сюжетного танца «Чунга-Чанга» на музыку В.Шаинского. Участие ребят в свободном переплясе на русскую мелодию, умелая ориентировка в пространстве при передвижении цепочкой в музыкальной игре «Золотые ворота» на русскую мелодию были их первыми хореографическими достижениями.
Можно было переходить ко второму этапу работы (январь-май 2008г.) Основная задача - обучению языку движений с целью формирования исполнительского творчества детей. Основные направления обучения детей определялись двумя разделами языка движений: музыкальная пантомима (в том числе и жесты общения) и танцевальные движения.
|
1 2 3 4 5 6 7 |
|