Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Методическая разработка урока по физической культуре тема «Прыжки в длину» для учащихся 6 класса. Автор: Айчанова М. Б., учитель физической культуры. 2011-2012 г |
 Скачать 206.05 Kb. |
МБОУ «Астрахановкая ООШ»
Методическая разработка урока по физической культуре тема « Прыжки в длину » для учащихся 6 класса.
Автор: Айчанова М.Б.,
учитель физической культуры. 2011-2012 г.
Аннотация
Урок физической культуры в 6 классе разработан для раздела
программы «Лёгкая атлетика».
Ввиду значительных индивидуальных различий в способности выполнять физическую нагрузку даже между детьми одного возраста, урок построен на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Используется технологии; проблемного обучения , здоровьесбережения, .Диагностика типов конституции проводилась мной на первых уроках по методике М.В.Чернорубского. У учащихся был замерен рост, масса, окружность грудной клетки и по формуле рассчитан индекс Пинье. На основании этих расчётов класс был поделён на три группы: астеники, нормостеники, гиперстеники (см. приложение 1).Построение класса осуществляется с учётом типа: первыми стоят гиперстеники, далее нормостеники, в конце гиперстеники. Это обусловлено их физиологическими особенностями, так-как дети астенического типа легче переносят длительные нагрузки, в отличие от гиперстеников.
Особенностью данного урока является использование ИКТ в виде презентации (см. приложение 2), что делает урок более многогранным, интересным и ярким.. На каждом уроке отводится мной 2-3 минуты на самоконтроль учащихся. Пульсометрию дети осуществляют самостоятельно, что позволяет формировать у них такое важное качество как воля.
В основной части много времени отводится на подвижные игры, что позволяет в более интересной для детей форме подготовить их для обучения техники прыжка в длину с разбега. овладение техникой прыжка в длину «согнув ноги»;
формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно- значимых результатов в физическом совершенстве.
Структура урока даёт основание полагать, что нагрузки на данном уроке были оптимальны для детей данного возраста.
Урок предпологает в дружескую, доброжелательную обстановку, чему способствовует взаимопонимание между учителем и учениками.
Технологичекая карта урока по физической культуре.
УМК- М.Я. Виленский «Физическая культура 5-7 классы» 2008 г. урок № 10
Место проведения: спортивный зал.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Инвентарь: мячи, свисток, секундомер, рулетка, флажки, скакалки. Литература:
Программа; В.И. Лях «Физическая культура» 2012 г.
Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту, 1985.
Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991.
Панкеев И. Русские народные игры.- Москва, 1998.
Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986. Правила:
1.Вовремя приходи на занятия
2.Самовольно пользоваться спортивным инвентарем опасно, после занятия дежурный убирает инвентарь на место.
3.Помоги слабому
4.Соблюдай дисциплину
5.Оценивая работу товарища, сначала укажи на достоинства, а потом на недостатки.
6.Мальчики внимательно и заботливо относятся к девочкам
7.Одежда и обувь аккуратны.
-
Класс
| 6
| Тип урока: Метод проведения:
• поточный,
• фронтальный,
• групповой,
• игровой
| урок усвоения новых знаний, с
использованием ИКТ
• поточный,
• фронтальный,
• групповой,
• игровой
| Тема урока
| Совершенствование техники выполнения прыжка в длину способом «согнув ноги» с разбега 6-7 шагов
| Цель темы
| Способствовать овладению техникой выполнения прыжка в длину способом «согнув ноги».
| Задачи урока
| Совершенствовать технику выполнения прыжка в длину способом «согнув ноги».
Способствовать развитию скоростно-силовых двигательных качеств и воспитанию морально-волевых качеств (упорства, целеустремленности) посредством прыжковых упражнений;
Способствовать укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей организма.
| План урока
| Вводная часть 10 мин.
- организационный этап
- разминка
- ОРУ
Цели:
- организация подготовки учащихся к уроку;
- постановка цели урока и обеспечение ее восприятия учащимися;
- психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока и активная познавательно-рекреационно-двигательная деятельность занимающихся Основная часть 30 мин.
- подготовительные прыжковые упражнения
- теоретические знания ( просмотр презентации):
повторение техники выполнения прыжка в длину;
знакомство с другими способами прыжка в длину.
- выполнение прыжка в длину способом «согнув ноги»
- проведение командных соревнований и игровых упражнений
Цели:
- развитие двигательных качеств;
- воспитание духовно-нравственных и волевых качеств личности;
- контроль, оценка и анализ результатов учебной деятельности занимающихся;
- коррекция учебно-воспитательных воздействий; Заключительная часть 5 мин.
- упражнения на релаксацию
аутотренинг, элементы самомассажа
- рефлексия
- подведение итогов
- дом. задание.
Цели:
- снижение физической нагрузки учащихся;
- восстановление основных функциональных систем организма.
- организованное завершение
| Планируемый результат
| Предметные умения
| УУД
|
(объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств, объяснять правила выполнения прыжка в длину способом «согнув ноги», выполнять прыжок, анализировать и находить ошибки при выполнении прыжка; находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками;
получат возможность научиться: способам профилактики плоскостопия и самомассажа;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий.
(компоненты культурно- компетентностного опыта (приобретенная компетентность):
| Личностные: овладение техникой прыжка в длину способом «согнув ноги»;
формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно- значимых результатов в физическом совершенстве.
Регулятивные:
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
- владение знаниями о способах прыжка в длину.
- владение знаниями о способах профилактики плоскостопия и самомассажа.
- овладеют способностью оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;
Коммуникативные:
-владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности
-выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; овладевают диалогической формой речи, способностью вступать в речевое общение.
| Основные понятия
| Разбег, толчок, приземление, способы: «согнув ноги»
| Организация пространства
| Межпредметные связи
| Формы работы
| Ресурсы
| Биология, ОБЖ.
| Индивидуальная, поточная, соревновательная, игровая, групповая (в парах), фронтальная.
| - учебник;
- презентация в программе «PowerPoint» (приложение1), разработанная учителем к данному уроку по теме: «Техника выполнения прыжка в длину способом «согнув ноги».
|
п/п №
| Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Планируемые результаты
| Личностные
| метапредметные
| предметные
| 1
| 1-й этап «Организационно-мотивационный»
Вводная часть 10 мин.
Задача: мотивировать учащихся на выполнение поставленных задач.
| Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; принимает рапорт;
создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета.
Настраивает учащихся на работу, проверка пульса.
| Построение, приветствие, сдают рапорт,
знакомятся с планом урока, принимают участие в беседе, проверяют свой пульс.
| формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью
| Коммуникативные
Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
Регулятивные
Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой
|
|
| Актуализация знаний.
Задача: Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока.
Техника безопасности на занятиях «Легкой атлетикой» (Приложение 2)
Разминка
1. Ходьба по спортивному залу с изменением направления движения:
а) руки вверх — идём на носках;
б) руки на пояс — идём на пятках;
в) спортивная ходьба.
2.Равномерный бег.
3.Равномерный бег с заданием ( высоким подниманием бедра, приставными шагами, с заглестыванием голени)
Перестроение в две шеренги лицом друг к другу.
Упражнения на восстановление дыхания:
а) и.п.: стоя, взявшись за руки;
руки вверх — вдох, вниз — выдох (8—10 раз);
б) сидя на полу, взявшись за руки;
руки вверх, плечи развернуть — вдох, руки вниз — выдох (8-10 раз);
в) сидя на полу, руки на плечи друг другу.
Наклон влево — вдох, наклон вправо — выдох (8—10 раз);
г) сидя на полу,
руки вверх , лечь - вдох, вернуться в и.п., руки вперёд — выдох;
встать (2 раза). Туловище держать прямо.
4. ОРУ на месте:
А. И.П – О.с.
1- руки в стороны,
2- руки вверх,
3- руки в стороны,
4- И.
Б И.П.- стойка, ноги вместе руки в замок перед грудью.
1- выпрямить руки вперед,
2- И.П.
3 – выпрямить руки вверх,
4 – И.П.
В - И.П.- стойка, ноги врозь, руки перед грудью в замок.
1,2 –повороты туловища вправо,
3,4 – повороты туловища влево.
Г - И.П.- стойка, ноги врозь, руки на поясе
1,2 – наклоны вправо,
3,4 – наклоны влево.
Д - И.П.- стойка, ноги врозь, руки на поясе.
1,2,3 – наклоны вперёд,
4 – И.П.
Ж - И.П.- стойка, ноги врозь, руки в стороны.
1- наклон вперёд с поворотом вправо, касаясь правой рукой левой ноги.
2- И.П.
3- наклон вперёд с поворотом влево, касаясь левой рукой правой ноги.
4 – И.П.
З - И.П.- присед на правой ноге, левая в сторону прямая.
1-3- наклон вперёд к прямой ноге,
4 – перенос центра тяжести на левую ногу.
И - И.П.- выпад правой ногой вперёд, руки за спину, спина прямая.
1-3- пружинистые покачивания,
4 – смена положения ног прыжком.
К - И.П.-стойка, ноги врозь, руки вперёд, немного в стороны.
1- мах правой ногой к левой ноге,
2 – И.П.
3 – мах левой ногой к правой ноге.
4 – И.П.
Л - И.П.- стойка ноги врозь, руки внизу.
Прыжки с подтягиванием коленей к груди
Построение. Контроль ЧСС после нагрузки.
5. Перестроение для основной части урока.
6. Упражнения для укрепления сводов стопы
– из и.п. стоя подниматься на носки и опускаться на всю ступню;
- и.п.: стоя, подняв левую (правую) ногу. Разгибание и сгибание стопы (оттянуть носок вниз, носок на себя). Темп быстрый; – то же. Повороты стопы наружу, внутрь;
- Просмотр презентации (Приложение 3)
| Чтобы подготовить свой организм к физическим нагрузкам, что необходимо сделать в первую очередь?
организующая роль в выборе проводящего упражнения, корректировка выполнений упражнений, привлечение учащихся к проведение разминки
2 счета – вдох, 2 счета – выдох.
Встать на носки.
Руки выпрямлять полностью.
Руки отвести за голову.
Постепенно повышать амплитуду движений.
Локти не опускать.
Наклон выполнять точно в сторону, ноги в коленях не сгибать.
Ноги в коленях не сгибать, наклон выполнять глубже.
Наклон выполнять глубже, рукой коснуться ноги.
Спину выпрямлять до конца.
Наклон выполнять грудью к колену, ногу не сгибать.
Выпад шире, присед глубже.
Тянуться ногой к руке, мах резкий.
Сильнее подтягивать колени к груди.
«За направляющим, в колонну по одному «марш!».
Существует выражение: «Есть сильная стопа – есть хороший прыгун!».
| Во время движения по кругу выполняют дыхательные упражнения.
Разминку проводит один из учащихся
Выполняют упражнения под музыкальное сопровождение.
| осознание своих возможностей в учении;
формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений.
| Коммуникативные
Продуктивно взаимодействовать при проведении разминки как со сверстниками при работе в парах, так и с учителем, уметь четко давать команды при проведении разминки, уметь пользоваться терминологией.
Регулятивные:
уметь оценивать правильность выполнения упражнений
| Правильно выполнять упражнения
овладение знаниями о способах профилактики плоскостопия
| 2.
| 2-й этап «Осмысление»
Задача: показать влияние разминки мышц ног на готовность к прыжковым упражнениям
Основная часть 30 мин.
Совершенствование маховых движений.
Ученики располагаются у стенке, толчковая нога ближе к опоре. Отвести согнутую маховую ногу назад и затем быстрым движением от таза вывести её вперёд-вверх. То же самое лицом к стене . Выполнить это упражнение 8-10 р
Подвижная игра «Кто дальше ?».
Натягиваем веревку, наклонно, в данном случае веревка с флажками. Учащиеся прыгая, пытаются достать ногами до флажков. По мере доставания флажков на более низкой для себя длины, переходят на более высокую. Результат будет равен разнице между достигнутой высотой и ростом ученика.
Развиваем скоростно-силовые качества.
Игра «Лягушки».
Перед началом игры учитель показывает детям, как скачет лягушка, а потом предлагает повторить.
Ребенок глубоко приседает, затем, резко выпрямляя ноги, отталкивается ими от пола и совершает прыжок, вытянув руки вперед. Во время прыжка ноги подтягиваются к рукам. Ребенок опускается на обе ноги. Каждый ученик делает по 3 прыжка. Какая команды прыгнет дальше.
Игра «Не урони мяч»
Цель игры: обучение в игровой манере прыжкам и бегу, ловкости и координации движений.
На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 6 м.
Команды выстраиваются в колонну у первой черты на расстоянии 1,5 м друг от друга. Каж¬дый стоящий первым получает мяч и зажимает его меж¬ду ног.
По сигналу дети начинают прыгать на двух ногах до второй линии. После пересече¬ния линии они берут мяч в руки, бегом возвращаются назад, передают мяч следующему игроку, а сами стано¬вятся в конец колонны.
Побеждает та команда, чей последний игрок пересе¬чет первым линию «старта» с мячом в руках.
| Проводит подготовительные упражнения, объясняет правила выполнения, следит за выполнением упражнений, исправляет ошибки,
Объясняет правила игры,
следит за дисциплиной, направляет и корректирует действия учащихся.
| выполняют задания учителя.
Образно воспринимают двигательное действие, выделяя более сложные элементы техники выполнения упражнения.
выполнять прыжок, анализировать и находить ошибки при выполнении прыжка
| Понимание необходимости выполнения подготовительных прыжковых упражнений
осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.
| Регулятивные:
Оценивать правильность выполнения упражнений
умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
| извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;
осуществляют поиск необходимой информации.
Овладение знаниями о
влияние элементов прыжка на результат (отталкивание толчковой ногой; вынос маховой ноги, правильное приземление – движения рук и ног)
Овладение знаниями о способах прыжка в длину.
Закрепление техники выполнения прыжка в длину способом «согнув ноги»;
|
| Изучение нового материала.
Задача: выполнять прыжок, анализировать и находить ошибки при выполнении прыжка.
Просмотр презентации по теме
« Техника выполнения прыжка способом «перешагивания»
| Теория. Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся:
1) проведение проверки знаний по фазам и технике выполнения прыжка.
2) даёт знания о новых видах прыжка в высоту.
Демонстрация техники выполнения.
Помогает учащимся корректировать и исправлять ошибки. Контролирует технику выполнения.(Обратить внимание на скорость выполнения шагов разбега, активное отталкивание, выполнение маха и приземления.
Следить за соблюдением дистанции учащихся при выполнении прыжка.)
Выявить лучшего прыгуна.
| Выбирают более эффективные способы решения задач. Прогнозируют свою деятельность.
Слушают, выполняют упражнение
Используют речевые средства для выполнения задания
| овладение техникой выполнения прыжка в высоту способом «перешагивания»;
формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью
| Регулятивные:
Осуществлять самоконтроль правильности ответов на вопросы, а также
правильности выполнения упражнений
действуя с учетом выделенных учителем ориентиров;; осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений
Коммуникативные
уметь вступать в диалог, адекватно воспринимать оценку учителя, учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.
|
| Самостоятельное творческое использование
сформированных УУД
Задача: совершенствовать скоростно-силовые качества; развитие морально-волевых качеств
Прыжок в длину с 6-7 шагов разбега (3 прыжка).
Прыжок в длину с разбега на результат
( 3 прыжка)
|
Помогает учащимся корректировать и исправлять ошибки. Контролирует технику выполнения прыжков.
| Выполняют учебные действия, используя речь для регуляции своей деятельности.
Слушают, выполняют упражнение
| умение правильно выполнять технику прыжка в длину способом «согнув ноги»;
| Коммуникативные уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; контролировать действия партнера.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений; принимать инструкцию педагога и четко ей следовать; осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
|
| осмысление и закрепление
Командные соревнования по прыжкам в высоту.
Игровые упражнение.
переправа в обручах;
прыжки через катящийся обруч;
упражнения в движении:
участники команды, стоя в шеренге, взявшись за руки, приставными шагами перемещаются на место другой команды;
участники команд, стоя в шеренгах, выполняют прыжки с места через гимнастическую скамейку (3 прыжка).
| Организует командные соревнования и игровые упражнения
Поясняет задание, контролирует его выполнение.
Отметить лучшие команды. Выявить самых активных ребят.
| Выполняют соревновательные и игровые упражнения, используя речь для регуляции своей деятельности
| формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью
| Коммуникативные уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности.
|
| 3
| 3-й этап «Рефлексия»
Задача: восстановление основных функциональных систем организма.
Заключительная часть 5 мин.
Бег по кругу. Построение в шеренгу (выполняется по вызову номеров).
Силовые упражнения для мальчиков. Упражнения на растяжку для девочек.
Аутотренинг под музыку (3 упражнения на расслабление).
И. п. -Лежа на спине – поднять руки вверх - вдох, руки опустить – выдох.
И.п. то же; – поднять руки вверх – прогнуться в пояснице - вдох и.п.- выдох.
И.п. то же; считаем вдох, выдох.
Элементы самомассажа.
Поглаживание голени легкими круговыми движениями;
Поглаживание голени с применением силы.
Легкое похлопывание по мыщце;
Поглаживание голени легкими круговыми движениями.
Проверка пульса.
РЕФЛЕКСИЯ.
Задача: Подвести итоги учебной деятельности на уроке, выявить степень достижения цели урока
Поощрение лучшего прыгуна и самых активных ребят.
Предлагается разноуровневое домашнее задание.
- Прыжки через скакалку (1 уровень)
- Подготовить комплекс прыжковых упражнений (2 уровень)
- Прыжки через скаклку (3 уровень)
| Проводит упражнения на восстановление дыхания.
Аутотренинг в сопровождении музыки.
Знакомит со способами самомассажа ног.
Какие группы мышц мы сегодня с вами укрепляли?
Сделайте шаг вперед
-Кто считает, что выложился полностью?
-Кто считает, что работал не в полную силу?
- Кто считает, что выполнял все упражнения правильно?
- У кого получилось не все и еще надо работать?
- Кому понравился сегодняшний урок?
Подводит итоги урока.
Объясняет смысл разноуровнего задания.
Выставляет оценки.
| Выполняют дыхательные упражнения.
Выполняют упражнения на восстановление основных функций организма.
Выполняют элементы самомассажа.
Отвечают на вопросы учителя.
Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания
| умение воздействовать на организм в целях восстановления основных функциональных систем.
Умение определять связь с другими предметными областями.
Умение проводить самоконтроль своего состояния в процессе урока.
| Коммуникативные
уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Регулятивные:
умение оценивать свою собственную деятельность, эмоциональное состояние, выявлять ошибки, корректировать дальнейшую деятельность
| Овладение знаниями о способах восстановле- ния основных функциональ-ных систем организма
(релаксация), таких как самомассаж , аутотренинг.
Умение проводить самоконтроль состоянием организма.
| |
|
|