Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Развитие» г. Армавира


Скачать 0.96 Mb.
НазваниеЧастное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Развитие» г. Армавира
страница1/5
Дата09.02.2016
Размер0.96 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5

Частное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа «Развитие» г. Армавира

__________________________________________________________________________________

(из опыта работы пилотной школы)





СБОРНИК

самостоятельных и

проверочных работ

по литературе

учени__ 11 класса

____________________

_____________________

Часть 2

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

2013 – 2014 учебный год
ЧАСТЬ ВТОРАЯ





    1. Алексей Николаевич Толстой

1882 – 1945

Роман «Петр Первый»

  1. Расскажите об истории создания романа.

  2. Определите авторскую задачу. Аргументируйте.

  3. Прочитайте части 1 – 5 первой главы первой книги. Зачем они введены в повествование? Почему с них начинается роман?

  4. Перечитайте части 6, 12, 16 – 19 первой главы первой книги и части 1,6 второй главы первой книги. Какое значение имеют эти части в романе?




  1. Каким предстает в романе образ Петра? Сравните с историческими описаниями и фактами.

  2. Каково отношение автора к заглавному герою? Аргументируйте примерами из романа.

  3. Какими предстают в романе петровские преобразования? Сравните с историческими фактами.

  4. Каково отношение автора к преобразованиям Петра I? Аргументируйте.


    1. Михаил Афанасьевич Булгаков

1891 – 1940

2. А) Пьеса «Дни Турбиных»

  1. Расскажите об истории создания пьесы:

а) С чем было связано решение Булгакова написать пьесу по мотивам романа «Белая гвардия»?

б) Как менялись замысел пьесы и ее названия?

в) В чем принципиальное различие идеи пьесы и идеи романа?

  1. Какова композиция пьесы? Что можно сказать о хронотопах произведения? Какие исторические моменты нашли отражение в пьесе?

  2. Почему пьеса начинается с эпизода бегства Тальберга? Что меняется в доме Турбиных после его отъезда?

  3. Можно ли считать роль Елены главной в пьесе? Почему? Как она относится к повышенному вниманию к себе со стороны мужчин?

  4. Какое место среди персонажей занимает Лариосик? Кого из героев классической русской литературы он напоминает?

  5. В каких эпизодах пьесы раскрывается характер Алексея Турбина? Как решение Алексеем участи юнкеров сказывается на его собственной судьбе? Почему герой погибает? (В романе «Белая гвардия» Турбин выживает).

  6. Кто из персонажей пьесы, по вашему мнению, кажется лишним в доме Турбиных? Почему?

  7. Какую роль в пьесе играют Шервинский, Студзинский, Мышлаевский? Как они переживают крах белого движения? Какой выбор для себя делает каждый из них?

  8. В чем смысл финала пьесы? Как вы думаете, почему финал понравился Сталину?

  9. Кого в пьесе можно считать настоящим патриотом? Почему вы так думаете?


2. Б) Пьеса «Бег»

  1. Что известно об истории написания и попыток постановки пьесы при жизни писателя? Каким было первоначальное название пьесы? Чьи воспоминания легли в основу «Бега»?

  2. Почему пьеса разделена не на явления, а на «сны»?

  3. В чем особенность хронотопа пьесы?

  4. Можно ли утверждать, что эпизоды бегства белых из России свидетельствуют об их духовном поражении?

  5. Кто из персонажей вам наиболее симпатичен, а кто антипатичен? Почему?

  6. Как соотносятся в пьесе военные эпизоды в России со сценами мирной жизни в Константинополе и Париже? Как раскрываются характеры Чарноты, Корзухина, Хлудова, Голубкова по ходу сюжета?

  7. Какое решение в финале пьесы принимает Голубков? Почему Чарнота не одобряет этого решения?

  8. В чем смысл финальных фраз Голубкова и Серафимы?

  9. Кого в этой пьесе можно назвать истинным патриотом? В чём, по вашему мнению, проявляется патриотизм?

  10. Согласны ли вы с утверждением, что «Бег» – это пьеса о любви и ненависти?




  1. В) Повесть «Собачье сердце»

Это острый памфлет на современность.

Печатать ни в коем случае нельзя.

Л.Б. Каменев

Вряд ли найдётся в мире хоть один

человек, который бы предъявил властям

образец сатиры дозволенной.

М.А. Булгаков.

«Жизнь господина де Мольера»

  1. Какие сатирические произведения Булгакова вам известны? Какое место среди них занимает (по проблематике и характеру изображения действительности) повесть «Собачье сердце»?

  2. Какое произведение Булгакова похоже по замыслу и фабуле на «Собачье сердце»? Какие ещё произведения русской и зарубежной литературы можно соотнести с булгаковской повестью?

  3. С чем, по вашему мнению, был связан более чем шестидесятилетний запрет на публикацию повести?

  4. О чём размышляет Шарик в начале повести? Насколько близки его размышления автору? Чем Шарик не похож на других собак, описанных в литературе?

  5. Каковы истоки фабулы повести? Почему Булгаков обращается к фантастике и называет свою повесть «чудовищной историей»? Зачем потребовалось превращение собаки в человека? Каков политический подтекст этого превращения?

  6. На кого из героев русской литературы похож профессор Преображенский?

  7. Каков род занятий профессора Преображенского? Объясняется ли в повести, благодаря чему профессор стал «мировым светилом»? Почему он не опасается Швондера?

  8. Профессор Преображенский, по вашему мнению, вызывает скорее симпатию или антипатию у читателя?

  9. Использует ли Булгаков приёмы комического при создании образа профессора?

  10. Каковы убеждения Филиппа Филипповича? За что он, по его же словам, «не любит пролетариата»? Какие фразы профессора можно считать афористическими?

  11. Как меняется по ходу сюжета поведение Шарика-Шарикова – с того момента, как он попал в дом профессора, до назначения на пост заведующего подотделом очистки?

  12. Как вы думаете, почему в очеловеченной собаке проснулось тёмное, агрессивное начало? Какие поступки Шарикова об этом свидетельствуют?

  13. Кто виноват в изменении характера и поведения Шарикова? Мог ли из Шарикова получиться порядочный человек без влияния Швондера?

  14. Литературный критик М. Золотоносов считает, что «Преображенский в создании Шарикова виноват не меньше Швондера»? Согласны ли вы с этим утверждением?

  15. В какой момент профессор принимает решение об обратном превращении? Почему он не делает этого раньше?

  16. Каково значение имён и фамилий в повести? Есть ли в произведении символические даты?

  17. В чём философский смысл повести? Можно ли считать её финал «хэппи-эндом»? Почему?




  1. Г) роман «Мастер и Маргарита»

  1. Проблематика и жанровая природа романа «Мастер и Маргарита»

  1. Как создавался роман? Что вам известно об эволюции авторского замысла?

  2. Сколько известно редакций романа?

  3. Где и когда впервые был опубликован роман «Мастер и Маргарита»?

  4. Сколько сюжетных линий в романе, какие проблемы занимают центральное место в каждой из них?

  5. Чем необычен хронотоп «Мастера и Маргариты»? Какой композиционный приём положен в основу произведения?

  6. Попробуйте определить жанр романа.

  7. Какими были варианты названия произведения? В чём смысл окончательного названия романа? Какие значения имеет слово «мастер»? Каково происхождение имени Маргариты?


II. Значение и место «ершалаимских глав» (гл. 2, 16, 25, 26, 32, эпилог)

Человека никто не может сделать

более свободным,

чем сам он свободен внутренне.

А.И. Герцен

  1. С какой целью Булгаков использовал прием «романа в романе»?

  2. Кто является повествователем истории о Понтии Пилате и Иешуа?

  3. В чем сходство и различие романа мастера и евангельских рассказов? Почему Воланд утверждает, что описанные в Евангелиях события никогда не происходили?

  4. Кто, по словам мастера, является главным героем его романа? Почему?

  5. Что означает имя Иешуа? Чем похож и не похож герой на евангельского Иисуса?

  6. Как ведет себя Иешуа во время допроса? Чего он боится?

  7. В чем смысл беседы Пилата и Иешуа об истине? Как это понятие развивает арестованный? Выпишите четыре определения истины из «ершалаимских» глав.

  8. Когда и почему Пилат принимает решение в пользу Иешуа? Что это за решение?

  9. По какой причине Пилат отказывается от своего решения? Чего он боится? Почему мысль о бессмертии вызывает у него тоску?

  10. Как в романе мастера объясняется предательство Иуды?

  11. На какой поступок решается Пилат, пытаясь смягчить муки совести?

  12. Что говорит распятый Иешуа о пороках человека?

  13. Как ведет себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа? Выполняет ли он последний долг перед учителем?

  14. Кем и как Пилат наказан за трусость? Кем и почему он прощен? Кто еще из героев мировой литературы так наказан?

15.Каким эпизодом завершается роман мастера? В чем смысл этого эпизода?
III. Судьба Мастера и его романа

Юродствуй, веруй, молись!

Будь одинок, как перст!

Словно быкам – хлыст,

Вечен богам крест.

И.А.Бродский

  1. В каком эпизоде впервые появляется мастер? С чем связано его нахождение в клинике Стравинского?

  2. Почему мастер в романе не назван по имени? Какой смысл вложен в слово «мастер»? Почему сам герой противопоставляет слова «писатель» и «мастер»?

  3. В чём проявилась сила таланта мастера? Чем он отличается от писателей МАССОЛИТа? Какие детали в романе свидетельствуют о противоположности «писателей» и мастера (сравните, в частности, описание обстановки в квартирах мастера и критика Латунского)?

  4. Как в МАССОЛИТе определяется принадлежность человека к литературе? Каковы жизненные устремления писателей? О чём они мечтают?

  5. Кто из «писателей» прозревает по отношению к собственному таланту и почему?

  6. Почему мастер и Иван Бездомный проникаются доверием друг к другу? Что их объединило?

  7. Восстановите по тексту романа прошлое мастера. Какие события, на ваш взгляд, сыграли решающую роль в жизни героя?

  8. Что означает фраза мастера о своём романе: «И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась»?

  9. Как литературный мир Москвы встретил публикацию части романа? Почему? Что опасного для себя они увидели в романе мастера?

  10. Какое место в МАССОЛИТе занимал Берлиоз? Почему, по вашему мнению, именно Берлиоз и Бездомный оказываются слушателями романа? Как Берлиоз отреагировал на историю допроса Иешуа?

  11. За что наказан Берлиоз?

  12. Можно ли сравнить МАССОЛИТ с «храмом старой веры» из ершалаимских глав?

  13. Какую роль в судьбе мастера сыграл Алоизий Могарыч? Что говорит

о нём мастер?

  1. Как со временем мастер объяснил себе нападки на его роман?

  2. Почему мастер сжёг роман? Что сломило его? Почему он заявляет Воланду, что роман ненавистен ему?

  3. Как Маргарита пытается помочь мастеру? Почему она чувствует свою вину?

  4. Что произошло в ту ночь, когда Маргарита покинула мастера? Можно ли, опираясь на текст романа, доказать, что мастер подвергся аресту?

  5. Почему Воланд спасает мастера и его роман? Как вы понимаете слова Воланда «Рукописи не горят»?

  6. Почему, по вашему мнению, мастер «не заслужил света», но заслужил покой? Почему в то же время герой не наказан «тьмой», подобно Берлиозу? Как изображён дарованный мастеру покой?


IV. Маргарита

  1. Когда мы впервые в романе узнаём о Маргарите? Какое впечатление складывается у читателя о героине после рассказа мастера?

  2. Что рассказывает автор о героине в 19 главе? В какой момент жизни мы застаём Маргариту?

  3. Почему Маргарита решилась на сделку с нечистой силой? Что изменилось в Маргарите после того, как она стала ведьмой?

  4. Каково ваше отношение к Маргарите? Заслужила ли она покой вместе с мастером? Почему?

  5. Как ведёт себя Маргарита во время великого бала у Сатаны? Что приходится ей вытерпеть и пережить?

  6. Почему, на ваш взгляд, Маргарита попросила за Фриду, а не за мастера? Какие качества характера она при этом проявила?

  7. Справедлив ли Булгаков, называя отношения мастера и Маргариты «настоящей, верной, вечной любовью»?


V. Чёрная магия и её разоблачение

А я – лишь части часть, которая была

В начале той же тьмы, что свет произвела,

Надменный свет, что спорить стал с рожденья

С могучей ночью, матерью творенья.

И.В.Гёте. «Фауст»

  1. В чём смысл эпиграфа к роману? В какой степени он может быть отнесён на счёт Воланда и его свиты?

  2. Можно ли однозначно утверждать, добро или зло творит Воланд? Почему? Какую позицию занимает Воланд по отношению к проблеме добра и зла?

  3. Каково происхождение образа и имени Воланда?

  4. Каково происхождение имён и образов Коровьева, Азазелло, Геллы и кота Бегемота?

  5. С какой целью Воланд прибыл в Москву?

  6. Перечислите всех, кто стал жертвой Воланда и его свиты. За что они наказаны?

    п/п

    Имя жертвы

    За что наказаны





































  7. Всегда ли справедлив суд Воланда? Можно ли считать Воланда олицетворением высшей справедливости?

  8. Какую задачу ставил перед собой Воланд, давая представление в театре Варьете?

  9. В чём смысл финальных сцен романа, когда сгорают дом Грибоедова, магазин и нехорошая квартира?

  10. Какова символика чисел в романе?




    1. Илья Ильф (Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг, 1897 – 1937) и Евгений Петров (Евгений Петрович Катаев, 1903—1942)

«Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»

  1. Какое место в литературном процессе 1920 – 1930-х гг. занимает творчество Ильфа и Петрова? Какие произведения Ильфа и Петрова вам известны?

  2. Насколько остра сатира в романах «12 стульев» и «Золотой телёнок»? Почему эти романы не оказались под запретом, как большинство других советских сатирических произведений?

  3. Признаки каких жанров обнаруживаются в романах Ильфа и Петрова?

  4. Каких героев русской и зарубежной литературы можно считать «предшественниками» Остапа Бендера?

  5. Что читателю известно об Остапе? Почему авторы мало сообщают о прошлом героя?

  6. Какова завязка романа «Двенадцать стульев»? Где начинается действие романа?

  7. Можно ли считать Кису Воробьянинова антиподом Остапа? Почему? Кто, на ваш взгляд, умнее и благороднее из них? Каковы жизненные цели обоих героев?

  8. В каких эпизодах раскрывается характер Ипполита Матвеевича?

  9. С какой целью авторы «отправляют» героев в путешествие по стране?

  10. В чём секрет обаяния Остапа? Почему его мошенническая сущность не вызывает отвращения у читателя?

  11. Что позволяет Остапу подчинять далеко не наивных людей своему влиянию?

  12. Ю. Щеглов писал, что Остап Бендер играет «роль розги для жуликов и дураков». Есть ли среди жертв Бендера честные, благородные, добродетельные люди? Осознанно ли Остап вершит справедливый суд над мошенниками?

  13. Кто из второстепенных героев «Двенадцати стульев» привлёк ваше внимание? Чем?

  14. Есть ли в романе «Двенадцать стульев» эпизоды, в которых раскрывается нерасчётливая, «романтическая» сущность Остапа?

  15. В каких эпизодах особенно подчёркнут актёрский талант героя?

  16. Всегда ли Остапу сопутствует удача?

  17. Почему история со стульями завершается попыткой убийства Остапа и крахом?

  18. В чём смысл названия романа «Золотой телёнок»?

  19. Что изменилось в главном герое?

  20. При каких обстоятельствах знакомятся Шура Балаганов и Остап Бендер?

  21. Чем Паниковский похож на Воробьянинова? С какой целью Остап взял с собой откровенно низкого, трусливого и наглого Паниковского?

  22. Какую роль при Остапе, Шуре и Паниковском играл Адам Козлевич? Можно ли утверждать, что он в известной степени противостоит своим товарищам?

  23. Что поразило Остапа при первой встрече с Корейко?

  24. Как Александру Ивановичу удалось стать мультимиллионером в социалистическом государстве?

  25. Какие явления советской действительности высмеяны в связи с историей Корейко и попыткой Остапа возглавить контору «Рога и копыта»?

  26. Кто из второстепенных героев романа «Золотой телёнок», по вашему мнению, наделён ярким, запоминающимся характером?

  27. Почему после смерти Паниковского распадается компания главных героев?

  28. Что меняется в жизни Остапа с того момента, как он остаётся один?

  29. Какова роль в романе истории влюблённости Остапа в Зосю?

  30. Насколько оправдан эпизод с отправкой с трудом добытого миллиона в Наркомфин?

  31. Почему Остапу не удалось осуществить свои мечты, связанные с деньгами Корейко? Чем завершается роман?

  32. Выпишите из романов «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» крылатые выражения.



    1. Владимир Владимирович Набоков

1899 – 1977

«Облако. Озеро. Башня»

  1. Почему герой рассказа – русский? Чем еще он отличается от остальных персонажей?

  2. Когда для Василия Ивановича начинается «приглашение на казнь»?

  3. За что Василий Иванович подвергается издевательствам со стороны попутчиков?

  4. Как доказать, что все персонажи, за исключением Василия Ивановича, марионетки?

  5. С чем ассоциируется в сознании Василия Ивановича облако, озеро, башня? Какова символика этих образов?

  6. Почему Василию Ивановичу не позволили остаться? Почему он подчинился своим «палачам»?

  7. Какие чувства вызывает финал рассказа?

  8. Где и когда в рассказе появляется автор?

  9. Какие «трехчленные» образы встречаются в рассказе? В чем их символические значения?


В.В. НАБОКОВ. «ПРИГЛАШЕНИЕ НА КАЗНЬ»

  1. Почему роман начинается с объявления смертного приговора? Чем интригует начало романа?

  2. Как в первой главе подчеркивается абсурдность происходящего? С какой целью?

  3. В чем вина Цинцинната? Как он сам относится к своему положению приговоренного к смерти?

  4. Что известно читателю о жизни героя до приговора? Была ли эта жизнь хуже пребывания в тюрьме?

  5. Как в романе подчеркивается одиночество Цинцинната? Чем он отмечается от остальных персонажей?

  6. Почему в романе реально лишь то, что происходит в сознании Цинцинната? Как автор подчеркивает искусственность, бутафорию окружающего мира?

  7. В чем различие миров «там» и «тут»? Как это различие связано с душевной драмой героя?

  8. Как в роман вводится образ палача? Что можно сказать о характере месье Пьера? Почему палач стремится к дружбе со своей жертвой?

  9. Какой вопрос постоянно волнует Цинцинната? Почему на этот вопрос никто не хочет отвечать?

  10. Какими способами отсчитывается время в романе? Как отсчет времени связан с ожиданием казни?

  11. Сколько раз и в связи с чем Цинциннат обретает и утрачивает надежду на спасение?

  12. Какую роль в жизни героя сыграли мать и жена? почему в романе подчеркивается похотливость этих женщин?

  13. С какой целью мать рассказывает Цинциннату о «нетках»?

  14. Какие чувства к герою испытывает Эммочка? Почему она обещает его спасти, но не спасает?

  15. Как относится к женщинам месье Пьер? Почему он любит рассуждать об эротических наслаждениях?

  16. Почему месье Пьера называют «маэстро»? С чем связана его популярность?

  17. Как подчеркнута карикатурность образов директора тюрьмы, адвоката, тюремщика? Чем отличается от них библиотекарь?

  18. Какова роль в романе записей Цинцинната? Сопоставьте характер записей в VIII и в XIX главах.

  19. О чем герой пишет Марфиньке? Почему ее возмущает письмо мужа?

  20. Какие события предвещают спасение Цинцинната? Проанализируйте эпизоды

а) шахматной игры (гл. XIII);

б) спасения ночной бабочки;

в) обрушения тюрьмы;

г) казни.

  1. В чем смысл финала романа? Благодаря чему Цинциннату удалось избежать смерти и увидеть крушение жестокого бутафорного мира? Соотнесите финал романа с эпиграфом.

  2. Как – при всей условности пространства романа – подчеркивается то, что действие происходит где-то в России?

  3. Чем Цинциннат похож и не похож на романтического героя?

  4. Что общего у Цинцинната и князя Мышкина – главного героя романа Достоевского «Идиот»?

  5. Какой вопрос вы задали бы В. В. Набокову после прочтения романа «Приглашение на казнь»?




    1. Михаил Александрович Шолохов

1905 – 1984

Роман-эпопея «Тихий Дон»

Расскажите об истории создания романа «Тихий Дон».

  1. В чем смысл названия романа?

  2. Почему этот роман является романом-эпопеей? Приведите примеры широкого охвата пространства, времени и событий.

  3. Какова историческая основа изображенных в романе событий?

  4. С чьей точки зрения показаны исторические события в романе?

  5. На чьей стороне автор?

  6. В чем вы видите трагедию Григория Мелехова?

  7. Закономерен ли, с вашей точки зрения, трагический финал любви Григория и Аксиньи?

  8. Женские образы в романе. Кратко осветите каждый из них. Какова их роль?

  9. Проанализируйте по схеме любой эпизод романа-эпопеи.


6. Образ праведника в современной русской литературе

Александр Исаевич Солженицын (1918 - 2008)«Матренин двор».

Валентин Григорьевич Распутин (род. 1937) «Прощание с Матерой»

  1. С чем, по вашему мнению, связано пробуждение интереса к проблемам нравственности в советской литературе 60-х гг.? Затрагивалась ли тема нравственности, национального русского характера в литературе сталинского времени?

  2. В каких произведениях русской классической литературы сюжет основывался на ситуации выбора? Какие писатели 19 – 20 вв. делали праведника центральным героем?

  3. Почему именно «деревенская проза» обратилась к проблеме праведности и нравственности?

  4. Где происходит действие рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?

  5. Прочитайте описание дома и двора Матрёны. На что писатель обращает внимание?

  6. Что известно о прошлом Матрёны? Можно ли считать её несчастливым человеком? Почему вы так думаете?

  7. Матрёна – типичная героиня своей эпохи или она – «исключение из правил»? Если второе, то в чём вы видите её исключительность?

  8. Как первоначально называлось произведение? Как это название характеризует Матрёну?

  9. Почему трагичен финал рассказа? Кто виновен в гибели героини?

  10. Можно ли считать Распутина продолжателем традиций Солженицына? Почему?

  11. В чём идейное сходство и различие «Матрёниного двора» и «Прощания с Матёрой»?

  12. Какое событие положено в основу сюжета?

  13. Кто населяет остров Матёра?

  14. Как воспринимают жители острова известие о затоплении Матёры и о переселении?

  15. Какие группы персонажей и по какому признаку можно выделить в повести?

  16. Какова роль в произведении старика Богодула?

  17. Как противопоставляются деревенская и городская жизнь? Почему жизнь в городе, в условиях цивилизации, представляется одной из героинь неполноценной?

  18. Чем распутинские старухи отличаются от Матрёны?

  19. Какие поступки персонажей вызывают возмущение? В какой мере свидетельствуют они о нравственном оскудении?

  20. Прав ли Распутин, утверждая мысль о выхолащивании нравственности в условиях урбанистической жизни?

  21. Свидетельствует ли затопление Матёры о нравственном кризисе в государственном масштабе, или это всего лишь неизбежное следствие технического прогресса?

  22. В чём смысл финала повести?



Иосиф Александрович Бродский

(1940 – 1996)

Лирика

Поэтические сборники:

  • Стихотворения и поэмы

  • Остановка в пустыне

  • Конец прекрасной эпохи

  • Часть речи

  • В Англии

  • Римские элегии

  • Новые стансы к Августе

  • Двадцать сонетов к Марии Стюарт

  • Путешествие в Стамбул

  • К Урании

  • Примечания папоротника

  • Пейзаж с наводнением

1. Что вам известно о жизни и творчестве И.А. Бродского? Чьё влияние испытал Бродский как поэт? Какие события повлияли на его творческое становление?

2. Сделайте письменный анализ стихотворения «Пилигримы», опираясь на вопросы и задания.

Иосиф Александрович БРОДСКИЙ

ПИЛИГРИМЫ

Мои мечты и чувства в сотый раз

Идут к тебе дорогой пилигримов.

В. Шекспир

Мимо ристалищ, капищ,

мимо храмов и баров,

мимо шикарных кладбищ,

мимо больших базаров,

мира и горя мимо,

мимо Мекки и Рима,

синим солнцем палимы,

идут по земле пилигримы.

Увечны они, горбаты,

голодны, полуодеты,

глаза их полны заката,

сердца их полны рассвета.

За ними поют пустыни,

вспыхивают зарницы,

звезды горят над ними,

и хрипло кричат им птицы:

что мир останется прежним,

да, останется прежним,

ослепительно снежным,

и сомнительно нежным,

мир останется лживым,

мир останется вечным,

может быть, постижимым,

но все-таки бесконечным.

И, значит, не будет толка

от веры в себя да в Бога.

...И, значит, остались только

иллюзия и дорога.

И быть над землей закатам,

и быть над землей рассветам.

Удобрить ее солдатам.

Одобрить ее поэтам.

Вопросы и задания.

А) В каком возрасте поэт написал стихотворение «Пилигримы»? Что даёт этот факт для понимания стихотворения?

Б) Что означает слово «пилигримы»? Каковы тема и идея стихотворения? Помогает ли эпиграф пониманию идеи произведения?

В) Как описаны в стихотворении пилигримы? Какие приёмы и с какой целью использует автор?

Г) Лирический герой стихотворения – один из пилигримов или сторонний наблюдатель? Как это доказать?

Д) Почему пилигримы изображены в постоянном движении? Какими языковыми средствами передано это движение? Что символизирует это движение? Почему пилигримы идут «мимо»? Мимо чего они проходят?

Е) Какими средствами создаётся образ мира? Какая характеристика даётся миру? Почему возникает этот образ в стихотворении?

Ж) Почему в стихотворении дважды подчёркнуто, что «мир останется прежним»? В каком смысле мир останется «всё-таки бесконечным»?

З) Можно ли судить об отношении лирического героя к Богу? Почему утверждается, что «не будет толка от веры в себя да в Бога»?

И) Что означает фраза «…остались только иллюзия и дорога»?

К) Каково значение антитезы в заключительных строках стихотворения?
3. Прочитайте и прокомментируйте стихотворения

  • Рождественский романс

  • А.А. Ахматовой

  • Гладиаторы

  • «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря…»

  • Художник

  • «…и при слове «грядущее» из русского языка…» (из цикла «Часть речи»)

  • Одиночество

  • Стихи под эпиграфом «То, что дозволено Юпитеру, не дозволено быку»

  • «Я входил вместо дикого зверя в клетку…»

  • Дружок



итоговые работы за 1 и 2 полугодия

цели: контроль уровня знаний на конец полугодий 11 класса;

подготовка к коррекционной работе в конце года



Итоговое полугодовое

классное сочинение

по литературе начала ХХ века
Тему сочинения выберите из списка.

Составьте сложный план.

Напишите к каждому пункту плана тезисы.

Каждую часть основного текста стройте как сочинение-рассуждение.


Итоговое годовое

классное сочинение-размышление

о литературе 30-90-ых годов
Тему сочинения выберите из списка.

Составьте сложный план.

Напишите к каждому пункту плана тезисы.

Каждую часть основного текста стройте как сочинение-рассуждение.


Приложение 1

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


В истории русской литературы выделяют несколько периодов.

1. ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ: до 10 века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Сюжетные и лирические произведения существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение.
2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА развивалась с 11 по 17 века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси.
3. ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА. Эту эпоху называют "русским просвещением". Основу великой русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.
4. ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА - "золотой век" российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гению Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова и многих других великих писателей.
5. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК - непродолжительный период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, появления множества новых течений и направлений в литературе, время смелых экспериментов в искусстве, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилёва, Цветаевой, Северянина, Маяковского, Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала 20 века.
6. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1922-1991) - время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и в странах Запада, куда эмигрировали десятки русских писателей после революции; время существования официальной литературы, выгодной советской власти, и литературы потаённой, создававшейся вопреки законам эпохи и ставшей достоянием широкого круга читателей лишь спустя десятилетия.



Приложение 2

РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА


Я на мир взираю из-под столика:

Век двадцатый – век необычайный.

Чем он интересней для историка,

Тем для современника печальней.

Н.И. Глазков

Двадцатый век в истории русской литературы – самый драматичный и наиболее насыщенный событиями и направлениями период. Двадцатый век изменил понимание сущности литературы, вписал в более масштабный контекст вопросы любви, смерти, предназначения человека, перспектив развития искусства.

Русский духовный ренессанс

(обзор)

Изменилась перспектива. Получалась иная направленность сознания. Раскрылись глаза на иные миры, на иное измерение бытия. И за право созерцать иные миры велась страстная борьба.

Н.А. Бердяев

Так сложилось в истории русской литературы, что рубежи столетий оказывались для нее временем небывалых взлетов, связанных с социальными и духовными потрясениями. Если рубеж 18-19 веков был временем зарождения Золотого века русской литературы, то рубеж 19-20 столетий получил в истории литературы название «Серебряный век». Это время проходило под знаком «переоценки ценностей» — как в науке, так и в искусстве. Небывалый подъем во всех сферах духовной жизни России, обострившийся интерес к философским вопросам был обусловлен рядом обстоятельств:

  1. социально-экономический кризис требовал поисков оптимального выхода из него;

  2. научные открытия и технические изобретения рубежа веков (теория относительности Эйнштейна, открытие клеточного ядра, кино, автомобили, радио, телефон, метро, признание геометрии Лобачевского и т.д.) привели к переосмыслению взглядов на мир;

  3. Россия к этому времени уже «переболела» имморализмом Ф. Ницше, прославившегося фразой «Бог умер», и учением А. Шопенгауэра — автора работ «Мир как воля и представление» и «Метафизика половой любви», что, в свою очередь, обусловило зарождение в конце 19 века русской религиозной философии, основателем которой стал национальный гений России Владимир Сергеевич Соловьев (1856-1900).

Появляются новые течения и направления в живописи (абстракционизм К. Малевича и В. Кандинского, лучизм М. Ларионова), в музыке (поиски новых форм ритма и музыкального самовыражения у П.И. Чайковского,
С. Рахманинова, А. Скрябина), в балете (обновлению балетного искусства содействовали А. Павлова и М. Фокин).

Бурные духовные искания русской интеллигенции, взлет творческих сил, обострение религиозно-мистической чувствительности — все это были признаки явления, которое Н.А. Бердяев назвал русским духовным ренессансом.

Приметой эпохи стало соединение божественного и человеческого начал в сознании и, как следствие, соединение философии и литературы благодаря общей цели — поиску высшей истины. Усилившееся ощущение грядущей вселенской катастрофы определило стремление деятелей искусства к творческому преображению мира. Появилась вера в то, что искусство сможет стать силой, перерождающей мир.

Главным достижением эпохи русского духовного ренессанса Н.А. Бердяев считал «освобождение от остатков писаревщины». Лозунг Белинского «Социальность или смерть» уже к началу 1890-х утратил свой смысл. Русская литература начала развиваться полифонично и разнонаправленно:

а) литературный процесс Серебряного века определялся борьбой и взаимовлиянием реализма и модернизма (к модернизму относились все нереалистические течения);

б) в одно и то же время на сценах российских театров ставились психологические пьесы Чехова, социальные драмы Горького и экспрессионистские драмы Андреева;

в) в один и тот же год — 1907 — появляется первый соцреалистический роман «Мать» Максима Горького и первый русский порнографический роман «Санин» Михаила Арцыбашева, развивается символистский роман (две трилогии Дмитрия Мережковского — «Христос и Антихрист» и «Царство Зверя», романы «Тяжелые сны» и «Мелкий бес» Фёдора Сологуба; «Огненный ангел» Валерия Брюсова; «Серебряный голубь» и «Петербург» Андрея Белого).

Наиболее значительным направлением Серебряного века стал символизм, становление которого проходило под знаменем идей Вл. Соловьева. Распад символизма в 1910 году привел к возникновению новых модернистских течений: акмеизма, эгофутуризма, кубофутуризма, имажинизма, новокрестьянской поэзии, импрессионизма.

Все эти течения просуществовали недолго, зато дали дорогу в «большую литературу» Н.С. Гумилеву, А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштаму, В.В. Маяковскому, Б.К. Зайцеву, С.А. Есенину, М.А. Волошину и др.
Развитие русской литературы в 1890 – 1921 гг.

В русле реализма

В русле модернизма

Проза и драматургия А.П. Чехова

Символисты:

В.Я. Брюсов, Д.С. Мережковский, Н.М. Минский, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб, И.Ф. Анненский, Эллис, А. Белый, А.А. Блок, В.И. Иванов, М.А. Кузмин

Проза и драматургия Л.Н. Толстого

Проза А.И. Куприна

Проза И.С. Шмелева

Поэзия и проза И.А. Бунина

Акмеисты:

Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, А.А. Ахматова, Вл. Нарбут, О.Э. Мандельштам, М. Зенкевич

Проза Б.К. Зайцева

Проза и драматургия М. Горького

Проза и драматургия Л.Н. Андреева

Футуристы:

а) Кубофутуристы: Д.Д. Бурлюк, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, В.В. Хлебников, В.В. Каменский.

Проза А.М. Ремизова

Творчество «сатириконцев»

А.Т. Аверченко, Н.А. Тэффи

Проза В.Г. Короленко

б) Эгофутуристы: И.В. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов

Проза В.В. Вересаева

в) «Центрифуга»: Б.Л. Пастернак, Н. Асеев

Проза А.С. Серафимовича

Новокрестьянские поэты:

С.А. Клычков, П.В. Орешин, С.А. Есенин, Н.А. Клюев




Имажинисты: А. Мариенгоф,
В. Шершеневич, С.А. Есенин

Независимые поэты:

М.А. Волошин, В.Ф. Ходасевич, М.И. Цветаева

Благодаря необыкновенному разнообразию литературных течений, направлений и форм самовыражения Серебряный век составил значительный пласт отечественной культуры. Именно в это время была преодолена односторонняя социальность русской литературы. Именно с высоты достижений Серебряного века стало понятным величие классической литературы 19 столетия. Именно серебряный век предопределил развитие русской культуры вплоть до конца 20 века.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(1892 – 1921)

РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ

Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных.

Ф.М. Достоевский

Истоки русского символизма

Как художественная система символизм сложился во Франции в 1870-е гг. в творчестве поэтов Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме, которые были последователями Шарля Бодлера, учившего видеть прекрасное в безобразном и утверждавшего, что каждый человек и каждый земной предмет существует одновременно в реальном мире и «ином бытии». Постичь это «иное бытие», проникнуть в тайную суть вещей и была призвана новая поэзия. Философские и эстетические установки русский символизм позаимствовал у французского, преломив, однако, западные идеи через учение В.С. Соловьева. Литературным предшественником русской символистской поэзии явился Ф.И. Тютчев – первый в России поэт-философ, попытавшийся выразить в своем творчестве интуитивное, подсознательное мироощущение.
Возникновение русского символизма

История русского литературного символизма началась с почти одновременного возникновения в Москве и Петербурге литературных кружков, объединивших поэтов-декадентов, или старших символистов. (Слово «декадентство», происходящее от французского decadence – упадок, обозначает не только направление в искусстве, но и определенное мировоззрение, в основе которого – тезис о непознаваемости мира, неверие в прогресс и в силу человеческого разума, мысль об относительности всех нравственных понятий). В 1892 году молодые поэты В.Я. Брюсов (в Москве) и Д.С. Мережковский (в Петербурге) заявили о создании нового литературного направления. Брюсов, увлекавшийся поэзией французских символистов и философией А. Шопенгауэра, издал три сборника стихов «Русские символисты» и, объявив себя вождем нового направления, Мережковский в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», где указал, что отечественная литература, многие десятилетия находившаяся под влиянием идей Чернышевского, Добролюбова и Писарева, зашла в тупик, так как чересчур увлеклась социальными идеями. Главными принципами новой литературы, по мнению Мережковского, должны стать

1) мистицизм;

2) символизм

3) расширение художественной впечатлительности.

Одновременно он издает поэтический сборник «Символы», с которого, собственно, и началась история русского символизма.

К группе старших символистов относились В.Я. Брюсов; К.Д. Бальмонт, Ю.К.Балтрушайтис, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, Н.М.Минский, Ф.К. Сологуб. В 1899 году московские и петербургские символисты объединились и основали свое издательство «Скорпион», которое занялось публикацией альманаха «Северные цветы» и журнала «Весы», которые пропагандировали искусство модернизма.

В начале 1900-х гг. символизм переживает новый этап развития, связанный с творчеством младосимволистов – В.И. Иванова, А. Белого, А.А. Блока, Эллиса (Л. Кобылинского). Младосимволисты стремились преодолеть крайний индивидуализм, абстрактное эстетство, свойственное творчеству старших символистов, поэтому в произведениях «младших» присутствует интерес к проблемам современности, в особенности – вопрос о судьбе России. Связано это было в первую очередь с концепцией исторического развития В.С. Соловьева, который утверждал, что историческая миссия России заключается в построении общества, базирующегося не на экономических или политических началах, а на началах духовных. Такой общественный идеал получил название «вселенской теократии». Соловьев утверждал также, что вселенную и человечество оберегает София – Премудрость Божия. Она – душа вселенной, она – Вечная Женственность, воплощение силы и красоты. Понимание Софии основывается, согласно учению Соловьева, на мистическом миросозерцании, которое свойственно именно русскому народу, ибо истина о Премудрости открылась русичам еще в одиннадцатом веке в образе Софии в Новгородском соборе. С этими пророчествами Соловьева связаны основные мотивы поэзии
А. Блока и А. Белого. Противопоставление земного и небесного, символические образы туманов, вьюг, купины, символика цвета – все это позаимствовано из философских поэм Вл. Соловьева (в частности, «Три свидания» и «Три разговора»). Эсхатологические направления, предчувствие конца истории, поклонение Вечной Женственности, борьба Востока и Запада – таковы основные темы поэзии младосимволистов.

К началу 1910-х гг. символизм переживает кризис и как целостное направление уже не существует. Это было связано, во-первых, с тем, что наиболее талантливые поэты нашли свой творческий путь и не нуждались в «привязке» к определенному направлению; во-вторых, символисты так и не выработали единого взгляда на сущность и цели искусства. Блок в 1910 году выступил с докладом «О современном состоянии русского символизма». Попытка В. Иванова обосновать символизм как целостное направление (в докладе «Заветы символизма») оказалась безуспешной.
  1   2   3   4   5