Главная страница

Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Развитие» г. Армавира


Скачать 0.96 Mb.
Название Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Развитие» г. Армавира
страница 4/5
Дата 09.02.2016
Размер 0.96 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4   5

ПОЭЗИЯ И ПРОЗА
Поэзия и проза – два основных типа организации художественной речи. Каждое литературное произведение написано либо в поэтической, либо в прозаической форме.
Поэзией называют ритмически упорядоченную речь. Поэзия отличается от прозы привнесением в речь дополнительной меры (измерения), не определенной потребностями обыденного языка. Считается, что поэзия возникла раньше прозы: в дописьменный период произведения хранились в народной памяти и передавались из уст в уста. Чтобы тексты легко запоминались, им придавали стихотворную, т.е. ритмически упорядоченную форму. При этом ошибочно полагать, что рифма является обязательным признаком поэзии. Стихи могут быть как рифмованными, так и нерифмованными. Поэтическая речь отличается тем, что записывается стихами - ритмически упорядоченными строками. В отличие от поэзии, проза – это устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесённость синтаксических конструкций.

Отдельная строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу, называется стихом (некорректно «стихом» называть стихотворение).
Силлабо-тоническое стихосложение

Стихотворные размеры

Формы стихотворного ритма разнообразны. Русское стихосложение опирается на силлабо-тоническую (слогоударную) систему стихосложения.
Силлабо-тоническое стихосложение – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Василием Кирилловичем Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и Михаилом Васильевичем Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине XVIII века такой способ организации стихотворения стал главенствующим в русской поэзии.
Под стихотворным размером понимают правила чередования безударных и ударных слогов в стихе, иными словами – чередование стоп.
Стопа – это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб – двусложные стихотворные размеры), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест – трёхсложные стихотворные размеры). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в одной поэтической строке учитывается при определении стихотворного размера. Количество стоп соответствует числу ритмических ударений в одной строке.
В русском стихосложении выделяют пять стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.
Хорей, или трохей (от греч. horeios – плясовой) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на нечётные слоги. Стопа хорея схематически выглядит так: | – (знаком “|” условно обозначим ударный слог, а знаком “–“ безударный).
Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

(А.С. Пушкин)

| – | – | – | –

| – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного хорея. (При этом следует учитывать, что ритмические ударения не всегда совпадают с обычным словесным ударением, и в слове иногда может быть два ритмических ударения – в приведённом примере слово «снежные» обладает двумя ритмическими ударениями. "Лишнее" ритмическое ударение называется пиррихием).
Ямб (от названия древнегреч. музыкального инструмента) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на чётные слоги.

Стопа ямба схематически выглядит так: – |
Мой дядя самых честных правил.

Когда не в шутку занемог…

(А.С. Пушкин)

– | – | – | – | –

– | – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного ямба.

Один из героев романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» - Васисуалий Лоханкин – общался с окружающими исключительно пятистопным ямбом:
Я к вам пришёл навеки поселиться.

Пожар, пожар пригнал меня сюда.

(И. Ильф, Е. Петров)

– | – | – | – | – | –

– | – | – | – | – |

Это пример 5-стопного ямба.
Комедия А.С. Грибоедова написана разностопным ямбом, т.к. в тексте произведения используется разное количество стоп в ямбических строках:
Молчать!

Ужасный век! Не знаешь, что начать!

Все умудрились не по летам.

А пуще дочери, да сами добряки.

Дались нам эти языки!

(А.С. Грибоедов)

– |

– | – | – | – | – |

– | – | – | – | –

– | – | – | – | – | – |

– | – | – | – |

Это пример разностопного ямба. В каждой из строк от одной до шести стоп.
Дактиль (от греч. daktilos – палец) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 1-й, 4-й, 7-й и т.д. слоги.

Стопа дактиля схематически выглядит так: | – –
Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит…

(Н.А. Некрасов)

| – – | – – | – – | –

| – – | – – | – – |

Это пример 4-стопного дактиля.
Амфибрахий (от греч. amfibrahus – с обеих сторон краткий) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 2-й, 5-й, 8-й и т.д. слоги.

Стопа амфибрахия выглядит так: – | –
К отцу, весь издрогнув, малютка приник.

Обняв, его держит и греет старик.

(В.А. Жуковский)

– | – – | – – | – – |

– | – – | – – | – – |

Это пример 4-стопного амфибрахия.

По синим волнам океана,

Лишь звёзды блеснут в небесах…

(М.Ю. Лермонтов)

– | – – | – – | –

– | – – | – – |

Это пример 3-стопного амфибрахия.
Анапест ( от греч. anapestos – отражённый назад, т.е. обратный дактилю) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. слоги.

Стопа анапеста выглядит так: – – |
Укажи мне такую обитель,

Я такого угла не видал…

(Н.А. Некрасов)

– – | – – | – – | –

– – | – – | – – |

Это пример 3-стопного анапеста.
Рифмы и рифмовки

Поэтические строки могут быть как рифмованными, так и нерифмованными. Нерифмованная поэзия, соблюдающая правила того или иного стихотворного размера, называется белым стихом.
Шёл трамвай десятый номер

По бульварному кольцу.

В нем сидело и стояло

Сто пятнадцать человек.

(С.В. Михалков)
Белый стих следует отличать от верлибра (свободного стиха), который не имеет ни рифмы, ни размера и отличается от прозы только наличием членения на стиховые отрезки. Яркий пример верлибра в русской поэзии – стихотворение А.А. Блока «Она пришла с мороза…».
Рифма (от греч. «соразмерность») – это звуковой повтор в заключительных слогах строки. Говоря о рифмах, следует иметь в виду их звучание, произношение, а не написание. В зависимости от того, насколько совпадают звуки в рифмующихся словах, рифмы делятся на точные и неточные.

Точная рифма – рифма, в которой все звуки (гласные и согласные) совпадают (куст – пуст, волн – полн).
И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль

И вижу берег очарованный

И очарованную даль

(А. Блок)
Неточная – рифма, в которой не все звуки совпадают.
Мой письменный верный стол!

Спасибо за то, что шел

Со мною по всем путям.

Меня охранял – как шрам

(М. Цветаева)
По расположению ударения в рифмующихся словах или сочетаниях слов рифмы бывают мужские, женские и дактилические. В мужской рифме ударение падает на последний слог строки.
Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди…

(К. Симонов)
В женской рифме ударение падает на второй слог с конца строки.
Слова их скупы и случайны,

Но взоры ясны и упрямы,

Им древние открыты тайны,

Как строить каменные храмы

(Н.Гумилев)
Однако чаще всего в русской поэзии встречается чередование женских и мужских рифм.
Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет

(А. Блок)
Намного реже встречается дактилическая рифма (с ударением на третьем слоге с конца строки).
Ночи безумные, ночи бессонные,

Речи несвязные, взоры усталые…

Ночи, последним огнем озаренные,

Осени мертвой цветы запоздалые!

(А. Апухтин)
Если рифма оканчивается на гласный звук, она называется открытой, а если на согласный – закрытой.
По расположению рифм в строках стихотворения выделяют несколько видов рифмовок:

1. смежная, или парная – рифмуются соседние строки (аабб),
Не дождаться мне, видно, свободы,

А тюремные дни будто годы;

И окно высоко над землей,

И у двери стоит часовой!

(М. Лермонтов)
2. перекрёстная – рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки (абаб),
Я не люблю себя, когда я трушу,

Досадно мне, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более – когда в нее плюют

(В.Высоцкий).
3. кольцевая – рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки (абба)
Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю

(М. Лермонтов).
Если при смежной рифмовке рифмуется более двух строк, то такие рифмы называются тройными, четверными и многократными.
В огромном городе моем – ночь.

Из дома сонного иду – прочь.

И люди думают: жена, дочь, -

А я запомнила одно: ночь

(М. Цветаева).
Если в стихотворении на всем протяжении употребляется только одна рифма, оно называется монорим (от фр. «одна рифма»).

Когда будете, дети, студентами,

Не ломайте голов над моментами,

Над Гамлетами, Лирами, Кентами,

Над царями и над президентами,

Над морями и континентами,

Не якшайтеся там с оппонентами,

Поступайте хитро с конкурентами.

А как кончите курс эмитентами

И на службу пойдете с патентами –

Не глядите на службе доцентами

И не брезгайте, дети, презентами!

Окружайте себя контрагентами,

Говорите всегда комплиментами,

У начальников будьте клиентами,

Утешайте их жен комплиментами,

Угощайте старух пеперментами –

Воздадут вам за это с процентами:

Обошьют ваш мундир позументами,

Грудь украсят звездами и лентами!..

(А. Апухтин).




Приложение 5

Темы сочинений по русской литературе ХХ века


Стихотворение И.А. Бунина «Ночь». (Восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение И.А. Бунина «Летняя ночь». (Восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение И.А. Бунина «Крещенская ночь». (Восприятие, истолкование, оценка).
Женские образы в рассказах И.А. Бунина.
Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи».
Тема жизни и смерти в прозе И.А. Бунина.
Тема обреченности буржуазного мира. (По рассказу И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»).

Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Судьба господина из Сан-Франциско в одноименном рассказе И.А. Бунина.
«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радостного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души» (М. Горький). (По творчеству И.А. Бунина).
«Так знать и любить природу, как умеет Бунин – мало кто умеет» (А.А. Блок).
Образ России в прозе И.А. Бунина.
Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи».
Смысл названия и проблематика одного из произведений И.А. Бунина.

«…По роковой силе своего таланта, по крови, по благородству стремлений … и по масштабу своей душевной муки, – Горький – русский писатель» (А.А. Блок).
Социальная проблематика пьесы М. Горького «На дне».
Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне».
Тема веры и безверия в драме М. Горького «На дне».
Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне».
«Горький нагромоздил гору жесточайших страданий … и объединил жгучим стремлением к правде и справедливости» (Л.Н. Андреев о пьесе «На дне»).
Тема любви в пьесе М. Горького «На дне».

Роль женских образов в драме М. Горького «На дне».
Люди «дна»: характеры и судьбы. (По пьесе М. Горького «На дне»).
Образы «хозяев жизни» в драме М. Горького «На дне».
Жизнь ночлежников до появления Луки. (Анализ первой сцены пьесы М. Горького «На дне»).
Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького «На дне»).
Рассказ Луки про «праведную жизнь». (Анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне»).

Спор ночлежников о человеке. (Анализ диалога в начале третьего действия пьесы М. Горького «На дне»).
Анализ 4 действия пьесы М. Горького «На дне».
Стихотворение А.А. Блока «На железной дороге». (Восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение А.А. Блока «Ты – как отзвук забытого гимна…» (из цикла «Кармен»). (Восприятие, истолкование, оценка).
Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии А.А. Блока.
Образ возлюбленной в лирике А.А. Блока.
Прекрасная Дама в лирике А.А. Блока.
Образ Руси в поэзии А.А. Блока.

«В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами; личность поэта всегда перед читателем» (В.Я. Брюсов).
«От своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не так как мыслитель – с отвлеченной идеей, а как поэт – с интимной любовью» (В.М. Жирмунский).

Какой предстает Россия в лирике А.А. Блока?
Лики «страшного мира» в поэзии А.А. Блока.
Тема святости и греха в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
Роль символов в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
Что услышал Блок в «музыке революции»? (По поэме «Двенадцать»).
Какова символика образа вьюги в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
«Старый мир» в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
Особенности композиции поэмы А.А. Блока «Двенадцать».
Христианские мотивы в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
Изображение «мирового пожара» – стихии революционного переустройства жизни в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
«Вечные» вопросы и их решение в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
Анализ финальной главы поэмы А.А. Блока «Двенадцать».
Стихотворение С.А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» (Восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение С.А. Есенина «Письмо матери» (Восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение С.А. Есенина «Русь» (Восприятие, истолкование, оценка).
Философские мотивы лирики С.А. Есенина.
Лирический герой поэзии С.А. Есенина.
Человек и природа в лирике С.А. Есенина.
Тема любви в лирике С.А. Есенина.
Образ любимой женщины в творчестве С.А. Есенина.
Мир природы в лирике С.А. Есенина.
Образ революционной эпохи в произведениях С.А. Есенина.
«Гой ты Русь, моя родная…» (По лирике С.А. Есенина).
«На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше» (М.К. Осоргин).
Стихотворение В.В. Маяковского «Нате!». (Восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение В.В. Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой». (Восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно». (Восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение В.В. Маяковского «О дряни». (Восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение В.В. Маяковского «Сергею Есенину». (Восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение В.В. Маяковского «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». (Восприятие, истолкование, оценка).
«Адище города» в ранней лирике В.В. Маяковского.

Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В.В. Маяковского «Во весь голос».
Образ героя-бунтаря в поэзии В.В. Маяковского.
Своеобразие сатиры В.В. Маяковского. (На примере 2-3 произведений).
Тема поэта и толпы в лирике В.В. Маяковского.
Тема назначения поэта в обществе в лирике В.В. Маяковского.
«Революцией мобилизованный и призванный…» (Образ поэта в лирике В.В. Маяковского).
Тема сочувствия и доброты в лирике В.В. Маяковского.
Герой и толпа в лирике В.В. Маяковского.

Что вызывает протест у героя ранней лирики В.В. Маяковского.
Как вы понимаете слова В.В. Маяковского «Поэт всегда должник вселенной…»? (По стихотворению В.В. Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии»).
Тема любви в лирике В.В. Маяковского.
«Гримасы быта» в сатирической поэзии В.В. Маяковского.
В.В. Маяковский – сатирик.
В чем смысл бунта лирического героя поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах»?
Тема будущего в лирике В.В. Маяковского.
Трагедия русской деревни в лирике С.А. Есенина.
Поэт и революция в лирике В.В. Маяковского.
«Маяковским разрешается элементарная и великая проблема поэзии для всех, а не для избранных» (О.Э. Мандельштам).
«Стихотворения Маяковского все время на острие комического и трагического» (Ю.Н. Тынянов).
Анализ первой главы поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах».
Анализ второй главы поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах».

Анализ рассказа В.М. Шукшина «Чудик».
Тема творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Образ Города в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».
Кто из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему?
Каким предстает белое движение в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»?
Проблема нравственного выбора в прозе М.А. Булгакова. (По романам «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия»).
«Булгаков… испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши» (К. Паустовский). Судьба художника в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».

Сатирические мотивы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Тема семьи и дома М.А. Булгакова «Белая гвардия».
Образ профессора Преображенского. (По повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»).
Образ Понтия Пилата и проблема совести. (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Сны героев и их связь с проблематикой романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».
Мастер и его ученик в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Люди долга и чести в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».
Как в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» доказано утверждение: «трусость – самый страшный порок»?
Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»)?
Герой-интеллигент в прозе М.А. Булгакова. (По одному из романов «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия»).
«Раздвоение Ивана». (Анализ 11 главы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Начало романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». (Анализ 1 главы первой части).
Знакомство Берлиоза и Бездомного с «иностранцем». (Анализ главы 1, части 1 романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Тайники инженера Лисовича. (Анализ эпизода из главы 3, части 1 романа М. Булгакова «Белая гвардия»).
а) Допрос во дворце Ирода Великого. (Анализ эпизода из главы 2, части 1 романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
б) Сцена в Александровской гимназии. (Анализ эпизода из главы 7, части 1 романа М. Булгакова «Белая гвардия»).
Разговор Пилата с Афранием. (Анализ эпизода из главы 25, части 2 романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Бегство Тальберга. (Анализ эпизода из главы 2, части 1 романа М. Булгакова «Белая гвардия»).

Знакомство Ивана Бездомного с мастером. (Анализ главы 13 «Явление героя», части 1 романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Гибель Най0Турса и спасение Николки. (Анализ эпизода из 11 главы, части 2 романа М. Булгакова «Белая гвардия»).

Темы и мотивы поэзии Серебряного века. (На примере творчества одного из поэтов).
Тема любви в поэзии Серебряного века. (На примере творчества одного из поэтов).

Стихотворение Б.Л. Пастернака «Про эти стихи». (Восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение Б.Л. Пастернака «Любить иных – тяжелый крест…». (Восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение Б.Л. Пастернака «Никого не будет в доме…». (Восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение Б.Л. Пастернака «Снег идет». (Восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение Б.Л. Пастернака «Никого не будет в доме…». (Восприятие, истолкование, оценка).

Каковы особенности поэзии Б.Л. Пастернака?
Каким предстает мир природы в лирике Б.Л. Пастернака?
Мир природы и мир человеческой души в лирике Б.Л. Пастернака.
«Быть знаменитым некрасиво…» (Образ поэта в лирике Б.Л. Пастернака).

Тема России в поэзии М.И. Цветаевой.

Стихотворение А.А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…». (Восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение А.А. Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…». (Восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение А.А. Ахматовой «Песня последней встречи». (Восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение А.А. Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли…». (Восприятие, истолкование, оценка).
«Не с теми я, кто бросил землю…». (Патриотическая тема в лирике А.А. Ахматовой).
Мир женской души в лирике А. Ахматовой.
«Она первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично…» (К.И.Чуковский).
«Поэзия Ахматовой – лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи» (А.Т. Твардовский).
Поэт и родина в лирике А.А. Ахматовой.

«Я научилась просто, мудро жить…» (Философские мотивы лирики А.А. Ахматовой).
Тема Петербурга в творчестве А.А. Ахматовой.
Трагедия личности, семьи, народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».
Как разворачивается трагическая тема в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»?
Тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».
«Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа ХIХ века» (О. Мандельштам).

Тема войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Судьбы крестьянства в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина».
Любовь в жизни героев М.А. Шолохова. (По одному из романов писателя).
Жизненный путь Андрея Соколова. (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).
Тема поиска жизненной правды в прозе М.А. Шолохова. (По одному из романов «Тихий Дон» или «Поднятая целина»).
Образ воина – труженика в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».
Пейзаж в прозе М.А. Шолохова. (По одному из романов «Тихий Дон» или «Поднятая целина»).

Тема природы в повести В.П. Астафьева «Царь-рыба».
Какое место в жизни Григория Мелехова занимает любовь? (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»).
Что объединяет и что разнит активистов Гремячего Дога? (По роману М.А. Шолохова «Поднятая целина»).
Трагедия гражданской войны. (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»).
Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова? (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»).
Проблема нравственного выбора человека в прозе М.А. Шолохова. (По одному из романов «Тихий Дон» или «Поднятая целина»).
Быт и нравы казачества в прозе М.А. Шолохова. (По одному из романов:«Тихий Дон» или «Поднятая целина»).

Возвращение Григория Мелехова на хутор. (Анализ финала романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» том 4, часть 8, глава 18).
Сцена «бабьего бунта» в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина». (Анализ фрагмента главы 33, книги первой).
Кошевой в доме Мелеховых. (Анализ главы 2, части 8, тома 4 романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»).
сцена раскулачивания. (Анализ эпизода из романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» книга первая, глава 7).

Красноармейцы в доме Мелеховых. (Анализ главы 16, части 6, тома 3 романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»).

Стихотворение Н.А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц». (Восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Метаморфозы». (Восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Читая стихи». (Восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Все, что было в душе…». (Восприятие, истолкование, оценка).

Темы, идеи, образы лирики Н.А. Заболоцкого.

Правда о войне в современной отечественной прозе. (По произведению одного из писателей).
Правда о войне в произведениях современных писателей. (По 1-2 произведениям русской и родной литературы).
Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы.
Нравственная проблематика произведений конца ХХ века. (По 1-2 произведениям русской и родной литературы).

Тема русской деревне в современной отечественной прозе. (На примере 1-2 произведений).
Тема русской деревни в современной прозе. (На примере 1-2 произведений русской и родной литературы).
Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов.
Образ современника в отечественной прозе последних десятилетий.
Кто он, «герой нашего времени»? (По одному из произведений современной отечественной литературы).
Кто он, «герой нашего времени»? (По двум произведениям русской и родной литературы последней четверти ХХ века).
Каковы особенности лирики одного из современных поэтов?
Природа и человек в современной отечественной прозе. (На примере 1-2 произведений).
«Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора…» (И.С. Тургенев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).

«Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир…» (И.С. Никитин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).
«Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи…» (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы ХХ века).
«Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей…» (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы ХХ века).
«Искусство стремиться непременно к добру…» (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).
«Школа несчастья есть самая лучшая школа…» (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы ХХ века).
«Любить истинно может только вполне созревшая душа…» (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы ХХ века).

«Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).
«Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (А.П. Платонов). (По одному из произведений русской литературы ХХ века).
«Поэзия – плуг, взрывающий время…» (О.Э. Мандельштам). (По одному из произведений русской литературы ХХ века).
«В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно полезно…» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).
«Мужество есть великое свойство души» (Н.М. Карамзин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).
«Сильные люди всегда просты» (Л.Н. Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).
«Счастье и радость жизни… в правде…» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).

«Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала…» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).
«Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости…» (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).
«Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).
«Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека…» (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы ХХ века).
«Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться собой…» (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы ХХ века).

«Революция обнаруживает и высоту человеческой природы, и истребление духовных ценностей» (Н.А. Бердяев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).
«Общество находит в литературе свою действительную жизнь…» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).
«Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).
«Болезнь любви не излечима…» (А.С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).

«Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А.С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).
«Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).
«Страдания и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).
«Избавиться от мысли люди не могут…» (К.С. Аксаков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).

«Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг» (Л.Н. Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).
«Хорош божий свет. Одно только нехорошо – мы» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).

«То, что у нас зовется искусством, в сущности не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все» (В. Набоков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).
«Просвещенный – тот, кто понимает смысл своей жизни» (Л.Н. Толстой). (По одному из произведений русской литературы ХХ века).
«Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе – мы убьем свободу своими же руками» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).

«Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).

«Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство» (Б. Окуджава) (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века)

«Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…» (Б.Л. Пастернак) (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века)



1   2   3   4   5