Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Проблемы и задачи при введении новых стандартов в образовательный процесс


Скачать 37.38 Kb.
НазваниеПроблемы и задачи при введении новых стандартов в образовательный процесс
Дата01.03.2016
Размер37.38 Kb.
ТипДокументы

Проблемы и задачи при введении новых стандартов в образовательный процесс.

Модернизация системы среднего профессионального образования, создание механизмов и моделей подготовки высокопрофессионального специалиста, владеющего комплексом профессиональных и общих компетенций, отвечающего требованиям современного рынка труда, обеспечение гарантий качества предоставляемых образовательных услуг с позиций профессиональной деятельности,- все эти задачи обусловлены современным динамичным развитием социально-экономической сферы, науки, производства, техники, технологии и предполагают создание новых моделей взаимодействия всех субъектов образовательной политики.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, но и выработать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельный метод обучения. Одним из таких методов является создание на уроках проблемных ситуаций, использование заданий с проблемными вопросами и использование на уроках коллективных форм работы. Например, по дисциплине «Теплотехническое оборудование производства вяжущих материалов» для специальности 240111 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий», при изучении вращающихся печей, принципа их действия, назначения их основного и вспомогательного оборудования, студенты должны не только рассказать о назначении или конструкции тех или иных узлов и элементов, показать их на макетах, но и ответить на ряд вопросов, требующих анализа полученных знаний: ( например, «Что произойдет, если….», «В каких случаях устанавливается то или иное оборудование?», «Как влияет на работу вращающейся печи тот или иной элемент?», «Как повысить экономичность работы того или иного оборудования?» и т.д.).

Целью проблемного опроса является не получение оценки, а поиск истины.

Проблемные вопросы заставляют студентов думать, искать правильный ответ, используя конспекты, учебные пособия, учебники и справочники, интернет-ресурсы.

Футуролог Элвин Тоффлер называл знания топливом. Но увеличивать количество топлива, пусть даже очень высокого качества, нет смысла, если это топливо не является ресурсом двигателя, в нашем случае – двигателя личностных новообразований, развивающего в каждом студенте самостоятельную, образованную, компетентную и, главное, просвещенную личность.

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы.

Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это привело к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Актуальные проблемы профессионального образования в контексте внедрения ФГОС – повышение качества образования, качества подготовки специалистов, подготовки специалистов к креативной, а не репродуктивной деятельности, связанной с использованием традиционных технологий. В настоящее время деятельность человека все в большей степени становится инновационной.

Инновационное развитие (модернизация) должно обеспечить создание постиндустриальной национальной экономики, основанной на производстве инновационных продуктов со значительной интеллектуальной составляющей.

Приоритетными целями, обозначенными в Концепции модернизации Российского образования, определены:

-формирование у выпускников ССУЗов готовности к профессиональному самоопределению;

-подготовка компетентного квалифицированного работника, конкурентноспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту.

Но для этого необходимо:

1) переоснащение лабораторий новым, современным оборудованием, программно-техническими комплексами и системами;

2) внедрение в колледжах инновационных образовательных технологий, использование в учебном процессе информационного пространства, формирование новых подходов к обучению ( уроки с применением мультимедийных технологий);

3) изменение требований к выпускникам и к специальностям;

4) широкомасштабная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

5) вектор модернизации направить на решение проблемы кадров, которая в масштабах всей страны является самой острой и самой нерешенной в последние два десятилетия;

6) тесное взаимодействие с работодателями, которые должны информировать власти о том, в каких специалистах возникает потребность.

Главный смысл разработки новых образовательных стандартов заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышение его качества, достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих конкурентоспособность учебного заведения, его готовность к решению социальных задач: консолидации общества, формированию российской идентичности, способности к достижению эффектов «социального лифта», т.е. выравнивания социальных возможностей людей с разными стартовыми условиями. Образовательный стандарт сегодня должен служить не средством фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентировать образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства.

Литература:

  1. Журнал «Среднее профессиональное образование №1-3 2013 г.

  2. «Учительская газета» 2013 г.

  3. Интернет – ресурсы.

Автор: преподаватель спецдисциплин Вольского технологического колледжа Далечина Г.К.