Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Знакомство с жизнью и творчеством известного алтайского пейзажиста Григория Ивановича Чорос-Гуркина» воспитатель 2 кк танзыкова Н. М. Пояснительная записка


Скачать 85.33 Kb.
Название«Знакомство с жизнью и творчеством известного алтайского пейзажиста Григория Ивановича Чорос-Гуркина» воспитатель 2 кк танзыкова Н. М. Пояснительная записка
Дата03.05.2016
Размер85.33 Kb.
ТипДокументы

Танзыкова Наталья Михайловна, Чойский район, с.Паспаул, детский сад “Тополек”



МОУ«Паспаульская СОШ» Детский сад «Тополек»

Художественно-эстетическое развитие ребенка-дошкольника

Цикл занятий по изобразительному искусству

«Знакомство с жизнью и творчеством известного алтайского пейзажиста Григория Ивановича Чорос-Гуркина»


Выполнила:

воспитатель 2 КК

Танзыкова Н.М.

Пояснительная записка

Для детей старшего дошкольного возраста характерно то,что они начинают проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, общении, испытывают интерес ко всему новому,неизвестному в окружающем их мире,начинают осознанно относиться к своему прошлому. Каждому ребенку интересна и занимательна история своего края,своей малой родины.

Ныне музейная педагогика и проектирование представляются едва ли не единственными систематизированными формами педагогической деятельности,обеспечивающей эффективное воспитание юных граждан в духе патриотизма.

Уверена, что формировать чувство патриотизма у ребенка — воспитывать не только любовь к месту, где родился и живешь, но и уважение к традициям и обычаям народа, его истории,культуре.

Целесообразно знакомить детей этого возраста (5-6 лет) с произведениями искусства, приобщать к этнокультурным ценностям, расширять знания детей о великих земляках, оставивших творческое наследие своими работами, воспитывать чувство гордости за них, развивать эмоциональную отзывчивость на творение рук человека.

Творчество Григория Ивановича Чорос-Гуркина открывает большие возможности для изучения и показа на примере детям безграничной красоты и очарования Алтая, о представлении поэтическом восприятии художником родной природы, учит чувствовать , что в его картинах много поэзии, музыкальности, формирует знания детей о людях, живущих на родной земле,об их трудовых достижениях.

Предлагаю ниже перспективный план по ознакомлению с творчеством художника Г.И.Чорос-Гуркина.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1(подготовительный)

Организация мини-музея «Гордимся мы,что живем на Алтае»

Портрет художника (знакомство с художником)

Рассматривание фотографий из семейного альбома художника

Рассматривание репродукций Г.И.Чорос-Гуркина, обмен впечатлениями,составление рассказов о малой родине по репродукциям пейзажиста

2(основн ой)

Проведение цикла занятий : «Мастер из Аноса»,

«В мастерской художника», Аппликация « Алтай-моя родина!», «Составление рассказа по картине «Алтайка в чегедеке», Беседа о жанрах живописи

Художественно-продуктивная деятельность на занятиях и вне, изготовление коллективных работ, участие в игровой деятельности

3 (итоговое)

Итоговые занятия «Что мне нравится в картинах Г.И.Чорос-Гуркина?», Конкурс знатоков изобразительного искусства.

Творческие работы детей


Занятие 1

Тема: «Мастер из Аноса»(рассматривание портрета художника Г.И.Чорос-Гуркина)

Цель: формировать представление у детей об известных людях Алтая — Григории Ивановиче Чорос-Гуркине,как художника — пейзажиста.

Задачи : 1).знакомить с портретным искусством и средствами его выразительности;

2).продолжать учить детей рассматривать портрет последовательно,

составляя описание;

3).развивать творческие способности детей, фантазию, воображение; 4)воспитывать эстетический вкус к художественному искусству.

Материал: портрет художника , письмо-сюрприз(изображение пейзажа Алтая, разрезанное на 10-12 частей),аудиообращение к детям, для дидактических

игр: «Чудесные превращения» -четверть албомного листа, цветные карандаши.

Предварительная работа: посещение мини-музея , рассматривание репродукций художника,чтение художественной литературы об Алтае, знакомство с природой малой родины.
Ход занятия:

1.Вводная часть.

В группу ребятам приходит письмо. Показываю письмо -сюрприз,сопровождая чтением:

Кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите,письмецо.

Может,это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может,это воробьишко,

Пролетая,обронил?

Может,кот письмо,как мышку,

На окошко заманил?

-Ребята,вам хочется узнать ,что находится внутри?(достаю из конверта изображение пейзажа алтайскиз гор,разрезанное на 10-12 частей) Вам нужно постараться и собрать целое (дети,справившись с заданием, узнают природу Алтая) Но это еще не все! (достаю из конверта аудиозапись и предлагаю прослушать.) Звучит голос:

...Алтай не просто горы, леса,

реки,водопады, а живой дух,

щедрый, богатый исполин — великан.

Сказочно красив он своей многоцветной

одеждой лесов,цветов,трав.

Туманы, его прозрачные мысли,

бегут во все страны мира.

Озера — это его глаза, смотрящие во

Вселенную.

Водопады и реки — его речь и песни о жизни,

о красоте земли, гор...

2.Основная часть.

  1. Беседа.

    -Ребята, сегодня недаром к нам пришло письмо. О чем вы узнали из его содержания? (и пейзаж, и запись говорят о нашей малой родине — Алтае)

    - Много красивых мест у нас, и много замечательных людей , живущих на этой земле.

    -Угадайте: к человеку какой профессии я вас приглашаю? Он создает Красоту, потому что умеет видеть Ее вокруг себя. Для работы ему нужны холст...кисть... Догадались?( мы пойдем к художнику)

2.Рассказ о жизни и творчестве о художнике( демонстрация фотографий )

Я расскажу вам о замечательном человеке, который ,как и все вы ,родился на Алтае, в селе Улала (ныне Горно-Алтайск), но жил и работал он в другом селе - Анос Чемальского района.Этот человек (выставляется репродукция портрета Григория Ивановича Чорос-Гуркина) и есть художник, очень известный не только на Алтае, но и во всем мире.

Его отец был седельным мастером, и очень хотел чтобы Григорий Иванович продолжил его дело. Но Чорос-Гуркин, будучи маленьким мальчиком, очень любил рисовать и слушать сказки о добрых и злых духах, обитающих в лесах и горных ущельях, о всесильных шаманах, которые могли общаться с этими духами. Он был учеником у самого известного пейзажиста И.И.Шишкина, и это видно в его работах. Он отразил в своих полотнах : быт и обычаи, сказки илегенды своего народа, родную природу и людей, живущих в Горном Алтае. Его именем названа одна из улиц в столице нашей республики.

Настоящие картины можно увидеть в Национальном музее г.Горно-Алтайска.Его называют «мастером из Аноса».Почему? (ответы детей)

  1. Описание портрета Чорос-Гуркина (последовательно)

    -Посмотрите и скажите к какому жанру живописи принадлежит эта картина? (портрет) Почему? Кто изображен на портрете? (изображен человек, прежде всего лицо, мужчина)

    -Как вы догадались ,что это мужчина? (короткие волосы, необычный головной убор — шапка, усы)

    -Что делает человек ? (сидит, сложив руки на груди)

    -Какой он? (серьезный, о чем-то думает) Как вы определили его настроение ? (это выдают глаза, выражение лица)

    -Как вы понимаете выражение «глаза-зеркало души»?(по взгляду можно узнать состояние души).

  2. Эмоциональная разгрузка «Придумай портрет»

    Предлагаю детям за определенное время изобразить эмоции :горя,

    радости, гнева, удивления... ( под музыку)

    -О,диво дивное — искусство!

    В нем страсть, и красота, ичувство!

    Здесь все трепещут, и творят,

    И жаждой творчества горят!

    -А вы горите жаждой творчества? Что для этого нужно? (листы бумаги, цветные карандаши...)

  3. Дидактическая игра «Чудесные превращения»

    Детям предлагается превратить лист бумаги в собственный портрет за короткое время.

    3. Итог занятия

    - Что нового вы узнали сегодня? (познакомились с известным художником — земляком Г.И.Чорос-Гуркиным)

    -Какой жанр живописи мы сегодня рассматривали?(портрет)

    Дети выставляют готовые портреты и проводят выставку, делая вывод, как бы оценил их работу сам Чорос-Гуркин., прощаются и уходят.


Занятие 2

Тема: «В мастерской художника»( репродукции пейзажей Чорос-Гуркина)

    Цель: обучение умению рисовать пейзаж родной природы Алтая, передавая перспективу или ее элементы.

    Задачи: 1)дать представления об условиях , в которых работает художник; обогатить воображение новыми впечатлениями;

    2).формировать интерес к изобразительному искусству через репродукции художника — земляка Чорос-Гуркина;

    3).уточнять знания цветовой гаммы, характерной для природы ГорногоАлтая;

    4).воспитывать любовь к родному краю.

    Материал: репродукции пейзажей Чорос-Гуркина «Горная река», «Озеро горных духов», «Телецкое озеро», гуашь, различные кисти, альбомные листы,рамочки от слайдов,палочки-условные мерки.

Предварительная работа: наблюдения в природе с использованием «видоискателей» и условных мерок, чтение стихов о природе Горно Алтая (П.Самык, Л.Кокышев, А.Адаров), отрывки из очерка Чорос-Гуркина «Алтай и Катунь».
Ход занятия:

1.Вводная часть.

  • Сегодня мы с вами пойдем в мастерскую ( так называется помещение,где работает художник).

  • Какие предметы нужны для работы художнику? (мольберт, краски, кисти,палитра)

  • Посмотрите на репродукции картин . Как называется этот жанр, в котором они выполнены? (после ответов детей читаю стихотворение)

    Если видишь, на картине

    Нарисована река,

    Живописные долины

    И дремучие леса,

    Белокурые березки,

    Или старый кедр могучий,

    Или вьюга, или ливень,

    Или солнечный денек.

    Нарисованным быть может

    Или север, или юг.

    И любое время года

    Мы в картине разглядим.

    Не задумываясь,скажем:

    Называется...пейзажем!

Дети рассматривают различные пейзажи, составляя рассказы — описания.

2.Основная часть

1.Рассматривание картины «Озеро горных духов»

-Природа нашего края необыкновенна

    ...Какой везде простор и какая мощь!

Это ты,заколдованный угрюмый царственный Алтай!

...Это ты,богатырь, дремлешь веками, сдвинув свои морщинистые брови, и думаешь свои заветные добрые думы...

-Ребята, о чем говорится в этих строках?( об Алтае) Так красиво и величественно назвал свою малую родину Г.И.Чорос-Гуркин , сравнил ее с богатырем.

  • -А вы знаете что означает слово «Алтай»? (в переводе с тюркского «золотые горы»).

    Описание картины производится с рамочками от слайдов.

  • Посмотрите на картину , возьмите рамочки, приложите вначале и ответьте : какая здесь природа?( все светится в лучах вечернего солнца, краски как будто чистые:синеватая гладь озера)

  • Сколько места занимает озеро на картине? (большую часть(среднюю).

  • На переднем плане находится большая голубая льдина, около нее лежит на берегу ствол поваленного кедра, художник четко передал сами корни величественного дерева.

  • На заднем плане(приложив рамочку) вы увидете белоснежные горы с зазубренными вершинами.

  • Небо выполнено в теплых тонах. Назовите цвета(ответы детей)

  • Какого размера предметы на переднем плане? А на заднем плане вы видите два низких кедра, поднимающие густые ветви, они могут поместиться на вашей ладони.

  • Экспериментирование с палочками-условными мерками(дети берут палочки,прикрывая один глаз и отмечают на палочке размер кедра, который находится далеко)

  • Что получилось?(на ладони размещаются) Но это может быть в действительности?(нет, не может, потому что кедр находится далеко)

  • Это и есть законы перспективы.

  • Вот так и писал Чорос-Гуркин пейзаж , который назвал «Озеро горных духов», коорый покорил его в пути по Катунскому хребту.

  • Вот что он говорил:

...Любимое место горных духов,

куда редко может проникнуть человек,

а потому оно чистое, неоскверненное ...

    2.Художественно-продуктивная деятельность детей

    Дети рисуют пейзажи родного села, передавая характерные особенности родного края, соблюдая законы перспективы.

    3.Итог занятия

    Выставляют свои работы на мольберты, делятся впечатлениями.


Список литературы:

1.Акунова Г.Н.,Корхунова В.Н Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре алтайцев ./пособие для воспитателей детских садов.-Горно-Алтайск,2002.-99 с.

2.Н.В.Вострикова Национально-региональный компонент в планировании образовательного процесса в детском саду./Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений.-Горно-Алтайск,2008.-74 с.

3. В.И.Эдоков Мастер из Аноса . Барнаул,1984 — 71 с.