Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Тема. Малые фольклорные жанры. Заклички, приговорки, кричалки


Скачать 0.77 Mb.
НазваниеТема. Малые фольклорные жанры. Заклички, приговорки, кричалки
страница3/6
Дата19.02.2016
Размер0.77 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5   6

Ворон и лисица


Дядюшка ворона, сидя на дереве,

Держал в своем клюве сыр.

Дядюшка лис, привлеченный запахом,

Повел с ним такую речь: «Добрый день, благородный ворон!

Что за вид у вас! Что за красота!

Право, если ваш голос

Так же ярок, как ваши перья,

-То вы - Феникс: наших дубрав!» (Жан Лафонтен)

Ворона и лисица

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась.

Да призадумалась, а сыр во рту держала... (И. А. Крылов)

Ворон и лисица

Негде ворону унесть сыро часть случилось;

На дерево с тем взлетел, кое полюбилось.

Оного лисице захотелось вот поесть;

Для того домочься б, вздумала такую лесть:

Воронову красоту, перья цвет почтивши

И его вещбу еще также похваливши... (В. Тредиаковский)

Ворон и лисица

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над пицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что у него голос; выпустил Он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».

Басня уместна против человека неразумного. (Эзоп)

4. Подведение итогов. Задание. Выучить одну из басен И. А. Крылова наизусть.

Занятие 19. Тема. Басня. Ирония.

Задачи. 1. Расширять знания учащихся о басне.

2. Развивать речь учащихся, умение сравнивать, анализировать.

Ход занятия.

1. Постановка темы занятия.

Сегодня продолжим работу над басней. Познакомимся с планом анализа басни.
2. Работа над темой занятия.

На прошлом занятии мы говорили об аллегории, хотелось бы сегодня напомнить вам еще об одной форме выражения мысли – об иронии.

Ирония – форма выражения мысли, когда высказывание или слово обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его.

Ирония обычно является выражением насмешки посредством иносказания. Явлению умышленно приписывается то свойство, которого в нем нет, но которое надо было ожидать.
У вас было задание: выучить одну из басен наизусть. Давайте послушаем ваши басни и попробуем их проанализировать по следующему плану:
1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.

2. Попробуй передать мораль басни своими словами.

        1. Обрати внимание на то, как написана басня – прозой или стихами. Найди рифмы.

        2. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

        3. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

        4. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

        5. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

        6. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?

        7. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?

Персонажами современной басни нередко выступают вещи. Но истинными героями как древней, так и современной басни являются, конечно же, люди.
Задание. Вашему вниманию предлагается три басни современного писателя Феликса Кривина. Ваша задача – обнаружить воспитательное значение каждой из них: о каком человеке рассказывается в каждой басне? Какое поведение вызывает у писателя улыбку? Какая мораль может следовать из каждой басни?

ПОГРЕМУШКА

Нужно быть проще, доходчивее, – наставляет Скрипку Погремушка. – Меня, например, всегда слушают с удовольствием. Даже дети – и те понимают.

КЛЯКСА

Среди однообразных букв на листе бумаги одна Клякса умеет сохранить свою индивидуальность. Она никому не подражает, у нее свое лицо, и прочитать ее не так-то просто.

ЗАНАВЕС

Всякий раз, когда спектакль близился к концу, Занавес очень волновался, готовясь к своему выходу. Как его встретит публика? Он внимательно осматривал себя, стряхивал какую-нибудь едва заметную пушинку и – выходил на сцену.
Зал сразу оживлялся. Зрители вставали со своих мест, хлопали, кричали "Браво". Даже Занавесу, старому, испытанному работнику сцены, становилось немного не по себе оттого, что его так восторженно встречают. Поэтому, слегка помахав публике, Занавес торопился обратно за кулисы.
Аплодисменты усиливались. "Вызывают, – думал Занавес. – Что поделаешь, придется выходить!"
Так выходил он несколько раз подряд, а потом, немного поколебавшись, и вовсе оставался на сцене. Ему хотелось вознаградить зрителей за внимание.
И тут – вот она, черная неблагодарность! – публика начинала расходиться.


3. Подведение итогов.

Занятие 20. Проверочная работа по теме «Басня».

Задачи. 1. Расширять знания учащихся о басне.

2. Развивать речь учащихся, умение сравнивать, анализировать.

Ход занятия.
Задание. Ты уже знаешь жанр басни, басни разных пи­сателей и поэтов и, в частности, басни современного писа­теля Феликса Кривина. Твоему вниманию предлагается пять произведений Феликса Кривина.

Задача - определить, каждое ли из них можно назвать басней. Какие произведения напоминают вам жанр сказки или лирической зарисовки? Докажи свое мнение.

Говоря о баснях, укажи, какая мораль может следовать из них?

Объясни тему и идею каждого произведения, не являю­щегося, по твоему мнению, басней.
Муравей

Почему вы не носите очки? - спросили у Муравья.

Как вам сказать... - замялся он. - Мне нужно видеть солнце, и небо, и эту дорогу, которая неизвестно куда ведет. Мне нужно видеть улыбки моих друзей... Мелочи меня не
интересуют.
Пень

Пень стоял у самой дороги, и прохожие часто спотыка­лись об него. - Не все сразу, не все сразу, - недовольно скри­пел Пень. - Приму сколько успею: не могу же я разорваться на части! Ну и народ - шагу без меня ступить не могут!
Парус

- Опять этот ветер! - сердито надувается Парус. - Ну
разве можно работать в таких условиях?

Но пропадает ветер - и Парус повисает, расслабляется. Ему уже и вовсе не хочется работать.

А когда ветер появляется снова. Парус опять надувается:

  • Ну и работенка! Бегай целый день, как окаянный...Добро бы еще хоть ветра не было...



Любовь

Былинка полюбила Солнце...

Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на земле, что где ему заметить малень­кую неказистую Былинку! Да и хороша пара: Былинка - и Солнце!

Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую, стройную Акацию.

Красивая Акация, чудесная Акация - кто узнает в ней теперь прежнюю Былинку! Вот что делает с нами любовь, даже неразделенная...
Ночь

Было тихо.

Было темно.

В темноте сквозь окно светились желтые зрачки звезд. В тишине за окном притаились какие-то шорохи.

Мышка сказала:

Когда я вырасту большой, я обязательно стану кошкой...


Занятие 21. Анализ выполненных работ.

Ответы к заданию и оценка выполненных работ.
Чисто басенную природу имеет миниатюра «Пень»: ей свойствен аллегорический характер; высмеиваются (сатирически представляются) черты характера, присущие людям; легко выводится мораль.

  • Правильно обозначен жанр миниатюр – 3 балла

  • Доказательно выраженное мнение – 4 балла

  • Выведена мораль басни – 4 балла

  • Правильно определена тема произведения – 3 балла

  • Правильно определена идея произведения – 4 балла

Всего 18 баллов.

Занятие 22. Тема. Сказка.

Задачи. 1. Расширять знания учащихся о сказках.

  • Развивать речь учащихся, умение сравнивать, анализировать.

  • Способствовать развитию творческих способностей.



Ход занятия.

1. Постановка темы занятия.

Тему занятия вы узнаете, разгадав ребус (краски, а, змея, белка)




2. Работа над темой урока.

Сказка – один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

На какие группы можно разделить сказки?

  • Волшебные

  • Бытовые

  • О животных

А какие сказки, на ваш взгляд, появились раньше? (О животных)

Что характерно для каждой из этих сказок?

В волшебных сказках:

  • присутствует волшебный помощник или чудесные предметы (конь, старичок, Коровушка, волшебная палочка, сапоги – скороходы, скатерть – самобранка);

  • происходят чудесные превращения,

  • мир делится на свой и чужой,

  • герои попадают в волшебный мир и получают трудные задания (три), с которыми невозможно справиться человеческими силами,

  • волшебные числа и т. д.

  • Во многих сказках есть волшебные животные («Конек – горбунок», «Змей Горыныч»)

  • Многособытийность;


К языковым особенностям сказки можно отнести:

  • присловья – прозвища героев («Свинка – золотая щетинка», «Кочеток – золотой гребешок, маслена головка»),

  • употребление постоянных эпитетов (камни самоцветные, красна девица, добрый молодец),

  • употребление синонимов («Не бросай меня, товарищ, друг, не покинь»),

  • сравнений («помчался, как вихрь», «волк побежал стрелой»),

  • пословиц и поговорок (« Щука востра, да не съешь ерша с хвоста»),

  • повторов («В праву дорогу идти – добра не видать, в леву дорогу идти – живому не бывать»).

  • Использование гиперболы (В сказке «О молодильных яблоках и живой воде» Иван – царевич в десять лет стал проситься у отца поездить по чужой стороне и, получив согласие, пошел выбирать лошадей в конюшне).

  • Начинается, как правило, присказкой, завершается волшебная сказка обычно концовкой.

Примеры волшебных сказок: «Крошечка Хаврошечка», «Гуси – лебеди», «Сивка Бурка», «Морской царь и Василиса Премудрая».

В сказках о животных героями выступают животные, нет того, что присуще волшебным сказкам. Примеры сказок о животных: «Кот и Лиса», «Кот, петух и лиса», «Зимовье зверей».
А по – другому признаку на какие группы можно разделить сказки?

  • Авторские (литературные) – есть автор

  • Народные

Предлагаю вашему вниманию план анализа сказки.


  1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

  2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышленно?

  3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

  4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

  5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

  6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

  7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена главная мысль?

  8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем – то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

3. Практическая работа.
1   2   3   4   5   6