Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Тема. Малые фольклорные жанры. Заклички, приговорки, кричалки


Скачать 0.77 Mb.
НазваниеТема. Малые фольклорные жанры. Заклички, приговорки, кричалки
страница6/6
Дата19.02.2016
Размер0.77 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5   6

Повесть временных лет


Колобок

Слово о Полку Игореве (1 балл)


  1. Расшифруйте запись. Найдите 3 фамилии известных вам писателей и поэтов

УБАРТОТМИХАЛКОВПВЗАХОДЕРИНЧЕХОВЕУ (2балла)


  1. Соедините линиями фамилию автора и название его произведения. Какое произведение «лишнее»? Запишите его автора.

Д. Родари


Г. Х. Андерсен

«Снежная королева»

«Как Алиса в море побывала»

«Приключения Чиполлино»

«Свинья под дубом»

«Огниво»

(6 баллов)

  1. Подчеркните произведения, которые относятся к устному народному творчеству.

Поговорка

Повесть

Народная сказка

Рассказ

Закличка

Пьеса

(3балла)

  1. Закончите крылатые выражения, взятые из сказок, басен.

  • Это все присказка, ___________________________________________________

  • Поди туда – не знаю куда _____________________________________________

  • Скоро сказка сказывается, ___________________________________________

  • А Васька слушает __________________________________________________

  • От радости в зобу __________________________________________________

  • Я там был; мед, пиво пил- _________________________________________

  • Вперед чужой беде __________________________________________________

  • Хоть видит око, _____________________________________________________

(По 1 баллу за верный ответ)


  1. Прочитай небольшие произведения и отрывки из произведений. Определите название произведения и его автора там, где они не указаны.

1.

Разговор лягушек

- Кума,

Ты к нам?

- К вам, к вам!

К воде скачу,

Ловить хочу.

- А кого, кого, кума?

- Карпа, рака и сома.

- Как поймаешь, дашь ли нам?

- Как не дать? Конечно, дам!

2.

Чьи там крики у пруда:

- Квасу, квасу нам сюда!

Ква-ква-квасу, простокваши,

Надоела нам вода!

(Ирина Токмакова)
3.

Старый пруд.

Прыгнула в воду лягушка.

Всплеск в тишине.

(Басе)
4.

… Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком.

«Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! – думала она. – Какое это наслаждение – жить на свете!»

Дождик моросил по ее пестренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно.

5.

Недовольная лягушка

Даже вода взволновалась – вот до чего взыгрались лягушки. Потом они вышли из воды и разбрелись по земле: вечером было, - что ни шаг, то лягушка.

В эту ночь все лягушки тихонечко урчали, и даже те урчали, кто был недоволен судьбой: в такую-то ночь стало хорошо и недовольной лягушке, и она вышла из себя и, как все, заурчала.

(Михаил Пришвин)

6.

…А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото. Смотрит - сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит.

Иван-царевич хотел было бежать и отступиться от своей находки, а лягушка и говорит:

- Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.

Опечалился Иван-царевич и отвечает:

- Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!

- Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!

Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул ее в платочек и принес в свое царство-государство.

Назови жанр каждого из произведений как можно более точно.

Что, по-твоему, объединяет все произведения? Какова их тема? А идея?

Раздели предложенные шесть произведений на две группы. Предложи все возможные, на твой взгляд, варианты группировки. Укажи признаки, по которым ты классифицируешь произведения.
Занятие 34. Анализ работ.

Ответы:

    1. Колобок.

    2. Барто, Михалков, Заходер, Чехов.

    3. Д. Родари: «Как Алиса в море побывала», «Приключения Чиполлино»

Г. Х. Андерсен: «Снежная королева», «Огниво».

И. А. Крыло: «Свинья под дубом»


    1. Поговорка, народная сказка, закличка.

    2. Это все присказка, сказка будет впереди.

  • Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что.

  • Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.

  • А Васька слушает да ест.

  • От радости в зобу дыханье сперло.

  • Я там был; мед, пиво пил - по усам текло да в рот не попало.

  • Вперед чужой беде не смейся, голубок.

  • Хоть видит око, да зуб неймет.

6.

1. «Разговор лягушек», Самуил Маршак.

2. «Лягушки», Ирина Токмакова.

3. Басе.

4. «Лягушка-путешественница», Всеволод Гаршин.

5. «Недовольная лягушка», Михаил Пришвин.

6. «Царевна-лягушка», русская народная сказка.

Определяя жанр каждого из произведений, учащиеся указывают следующее:

1 - стихотворение с элементами скороговорки.

2 - стихотворение с элементами скороговорки.

3 - хокку.

4 - авторская сказка.

5 - лирическая зарисовка, миниатюра, стихотворение в прозе.

6 - волшебная народная сказка.

За каждое правильное указание жанра произведения начисляется по одному баллу. Максимальное количество баллов за эту часть задания – 6 баллов.

При определении темы произведений необходимо указать, что, на первый взгляд, она общая и объединяет произведения в одну подборку: рассказ о лягушке. Однако идея каждый раз разная и, более того, важно заметить, что она необязательно связана с раскрытием образа лягушки. В стихах (1) и (2) – это действительно любование (с улыбкой) центральным героем; сказка Гаршина (помимо симпатии к героине) нацелена на раскрытие нравоучительной идеи; в хокку и в миниатюре Михаила Пришвина – это любование миром, всматривание в красоту природы; народная сказка учит жить в человеческом и магическом мирах. При оценивании задания важно обратить внимание на правильность общего представления о несовпадении темы и идеи, удачность словесных формулировок, а не на точность комментирования идеи каждого произведения. За правильное определение темы и идеи соответственно начисляется по 1 баллу. Максимальное количество баллов за эту часть задания – 2 балла.

Варианты группировки произведений могут быть таковы:

произведения народные и авторские;

прозаические и поэтические;

русские и зарубежные;

описывающие героя и описывающие настроение автора;

обыгрывающие яркую примету героя (внешность, кваканье) и «безразличные» к этим деталям;

имеющие ярко выраженные средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, звукопись) и написанные простым языком без видимых художественных приемов.

За каждый предложенный вариант группировки начисляется 1 балл. На эту часть задания отводится 4 балла.

Максимальное количество баллов за все задание – 18 баллов.

Список используемой литературы.


  1. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г., Крылатые слова, М: Правда, 1986

  2. Волина В. Этимологический словарь. Откуда пришли слова. М: АСТ – Пресс, 1997.

  3. Голованова М. В., Шарапова О. Ю., Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение,М: Дрофа, 2005

  4. Давыдова О. Приложение к газете «Первое сентября» «Начальная школа» №22 2003г.

  5. Задания Всероссийского интеллектуального марафона учеников – занковцев.

  6. Королева Е. В. Предметные олимпиады в начальной школе. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений, М: Аркти, 2005

  7. Лазарева В. А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе, М: Издательский дом «Оникс 21 век», 2002

  8. Левин В., Когда маленький школьник становится большим читателем, М: Лайда, 1994

  9. Литература и фантазия: книга для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. Стрельцова Л. Е. , М: Просвещение, 1992

  10. Микушова Т. П. Работа с разными жанрами сочинений художественного и публицистического стиля в 3 – 4 классах. /Ж. Начальная школа, № 7 2006 г.

  11. Никитина Л. Б. «Насколько глуп Иван – дурак?» /Ж. Начальная школа, № 11 2004

  12. Ожегов с. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, М: АЗЪ, 1994 г.

  13. Олимпиадные задания по предмету «Литературное чтение», Сост. Фральцова Т. А., Богданова Л. А., Лысенко л. А., Мотылец Е. А., Кемерово, 2002

  14. Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника /Сост. Н. А. Родная, Санкт- Петербург:Издательский дом «Литера», 2003

  15. Свиридова Е. В. Волшебные сказки и приемы их анализа на уроках литературного чтения /Ж. Начальная школа№ 6 2004 г.

  16. Собрание пословиц и поговорок русского народа, М: Крон – Пресс, 1996

  17. Сухин и. Г. Занимательные материалы 1 – 4 классы, М: Вако, 2005





1   2   3   4   5   6