Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 0.77 Mb. |
Повесть временных лет Колобок Слово о Полку Игореве (1 балл) Расшифруйте запись. Найдите 3 фамилии известных вам писателей и поэтов
УБАРТОТМИХАЛКОВПВЗАХОДЕРИНЧЕХОВЕУ (2балла) Соедините линиями фамилию автора и название его произведения. Какое произведение «лишнее»? Запишите его автора.
Д. Родари Г. Х. Андерсен «Снежная королева» «Как Алиса в море побывала» «Приключения Чиполлино» «Свинья под дубом» «Огниво» (6 баллов) Подчеркните произведения, которые относятся к устному народному творчеству.
Поговорка
Повесть
Народная сказка
Рассказ
Закличка
Пьеса (3балла)
Закончите крылатые выражения, взятые из сказок, басен.
Это все присказка, ___________________________________________________
Поди туда – не знаю куда _____________________________________________
Скоро сказка сказывается, ___________________________________________
А Васька слушает __________________________________________________
От радости в зобу __________________________________________________
Я там был; мед, пиво пил- _________________________________________
Вперед чужой беде __________________________________________________
Хоть видит око, _____________________________________________________
(По 1 баллу за верный ответ)
Прочитай небольшие произведения и отрывки из произведений. Определите название произведения и его автора там, где они не указаны.
1.
Разговор лягушек
- Кума,
Ты к нам?
- К вам, к вам!
К воде скачу,
Ловить хочу.
- А кого, кого, кума?
- Карпа, рака и сома.
- Как поймаешь, дашь ли нам?
- Как не дать? Конечно, дам!
2.
Чьи там крики у пруда:
- Квасу, квасу нам сюда!
Ква-ква-квасу, простокваши,
Надоела нам вода!
(Ирина Токмакова) 3.
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.
(Басе) 4.
… Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком.
«Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! – думала она. – Какое это наслаждение – жить на свете!»
Дождик моросил по ее пестренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно.
5.
Недовольная лягушка
Даже вода взволновалась – вот до чего взыгрались лягушки. Потом они вышли из воды и разбрелись по земле: вечером было, - что ни шаг, то лягушка.
В эту ночь все лягушки тихонечко урчали, и даже те урчали, кто был недоволен судьбой: в такую-то ночь стало хорошо и недовольной лягушке, и она вышла из себя и, как все, заурчала.
(Михаил Пришвин)
6.
…А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото. Смотрит - сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит.
Иван-царевич хотел было бежать и отступиться от своей находки, а лягушка и говорит:
- Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.
Опечалился Иван-царевич и отвечает:
- Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!
- Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!
Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул ее в платочек и принес в свое царство-государство.
Назови жанр каждого из произведений как можно более точно.
Что, по-твоему, объединяет все произведения? Какова их тема? А идея?
Раздели предложенные шесть произведений на две группы. Предложи все возможные, на твой взгляд, варианты группировки. Укажи признаки, по которым ты классифицируешь произведения. Занятие 34. Анализ работ.
Ответы:
Колобок.
Барто, Михалков, Заходер, Чехов.
Д. Родари: «Как Алиса в море побывала», «Приключения Чиполлино»
Г. Х. Андерсен: «Снежная королева», «Огниво».
И. А. Крыло: «Свинья под дубом»
Поговорка, народная сказка, закличка.
Это все присказка, сказка будет впереди.
Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что.
Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.
А Васька слушает да ест.
От радости в зобу дыханье сперло.
Я там был; мед, пиво пил - по усам текло да в рот не попало.
Вперед чужой беде не смейся, голубок.
Хоть видит око, да зуб неймет.
6.
1. «Разговор лягушек», Самуил Маршак.
2. «Лягушки», Ирина Токмакова.
3. Басе.
4. «Лягушка-путешественница», Всеволод Гаршин.
5. «Недовольная лягушка», Михаил Пришвин.
6. «Царевна-лягушка», русская народная сказка.
Определяя жанр каждого из произведений, учащиеся указывают следующее:
1 - стихотворение с элементами скороговорки.
2 - стихотворение с элементами скороговорки.
3 - хокку.
4 - авторская сказка.
5 - лирическая зарисовка, миниатюра, стихотворение в прозе.
6 - волшебная народная сказка.
За каждое правильное указание жанра произведения начисляется по одному баллу. Максимальное количество баллов за эту часть задания – 6 баллов.
При определении темы произведений необходимо указать, что, на первый взгляд, она общая и объединяет произведения в одну подборку: рассказ о лягушке. Однако идея каждый раз разная и, более того, важно заметить, что она необязательно связана с раскрытием образа лягушки. В стихах (1) и (2) – это действительно любование (с улыбкой) центральным героем; сказка Гаршина (помимо симпатии к героине) нацелена на раскрытие нравоучительной идеи; в хокку и в миниатюре Михаила Пришвина – это любование миром, всматривание в красоту природы; народная сказка учит жить в человеческом и магическом мирах. При оценивании задания важно обратить внимание на правильность общего представления о несовпадении темы и идеи, удачность словесных формулировок, а не на точность комментирования идеи каждого произведения. За правильное определение темы и идеи соответственно начисляется по 1 баллу. Максимальное количество баллов за эту часть задания – 2 балла.
Варианты группировки произведений могут быть таковы:
произведения народные и авторские;
прозаические и поэтические;
русские и зарубежные;
описывающие героя и описывающие настроение автора;
обыгрывающие яркую примету героя (внешность, кваканье) и «безразличные» к этим деталям;
имеющие ярко выраженные средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, звукопись) и написанные простым языком без видимых художественных приемов.
За каждый предложенный вариант группировки начисляется 1 балл. На эту часть задания отводится 4 балла.
Максимальное количество баллов за все задание – 18 баллов.
Список используемой литературы.
Ашукин Н. С., Ашукина М. Г., Крылатые слова, М: Правда, 1986
Волина В. Этимологический словарь. Откуда пришли слова. М: АСТ – Пресс, 1997.
Голованова М. В., Шарапова О. Ю., Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение,М: Дрофа, 2005
Давыдова О. Приложение к газете «Первое сентября» «Начальная школа» №22 2003г.
Задания Всероссийского интеллектуального марафона учеников – занковцев.
Королева Е. В. Предметные олимпиады в начальной школе. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений, М: Аркти, 2005
Лазарева В. А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе, М: Издательский дом «Оникс 21 век», 2002
Левин В., Когда маленький школьник становится большим читателем, М: Лайда, 1994
Литература и фантазия: книга для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. Стрельцова Л. Е. , М: Просвещение, 1992
Микушова Т. П. Работа с разными жанрами сочинений художественного и публицистического стиля в 3 – 4 классах. /Ж. Начальная школа, № 7 2006 г.
Никитина Л. Б. «Насколько глуп Иван – дурак?» /Ж. Начальная школа, № 11 2004
Ожегов с. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, М: АЗЪ, 1994 г.
Олимпиадные задания по предмету «Литературное чтение», Сост. Фральцова Т. А., Богданова Л. А., Лысенко л. А., Мотылец Е. А., Кемерово, 2002
Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника /Сост. Н. А. Родная, Санкт- Петербург:Издательский дом «Литера», 2003
Свиридова Е. В. Волшебные сказки и приемы их анализа на уроках литературного чтения /Ж. Начальная школа№ 6 2004 г.
Собрание пословиц и поговорок русского народа, М: Крон – Пресс, 1996
Сухин и. Г. Занимательные материалы 1 – 4 классы, М: Вако, 2005
|
|
|