Дома снова жалобы:
- Голова болит…
Я бы полежала бы –
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
- Мы откроем счет,
Сосчитаем жалобы –
Сколько будет в год?
Испугалась ------------
И сидит тихонечко.
-
(Сонечка)
Как звали подругу Тани из стихотворения Барто о санитарах в классе?
(Тамара)
Супер – игра
Какое прозвище было у Милочки?
-
(Копилочка)
Звучит стихотворение «Милочка – копилочка»
Проиллюстрируй стихотворение без слов так, чтобы все его узнали.
Ответь на вопросы.
Какое увлечение было у Лидочки? (Прыгать на скакалке)
Почему сегодня Петя просыпался 10 раз? (боялся проспать в школу, шел в нее первый раз)
Что за вой? Что за рев?
Там не стадо ли коров? (Это Ганя – ревушка)
Я пошла смотреть … (балет)
Какая буква немного портит дело Сереже? (р)
Какое качество девочки высмеивается в стихотворении «Про Любочку»? (грубость)
В каком городе родилась Агния Львовна? (Москве)
Кем мечтала стать? (балериной)
В каком году родилась Агния Львовна? (1906)
Ведущий. Молодцы! Награждаем победителей дипломами.
Занятие 29. Тема. Аннотация. Отзыв о прочитанном.Задачи. 1. Познакомить с понятиями: «аннотация», «отзыв»
2. Развивать речь учащихся, умение находить аннотацию в книге, составлять отзыв о прочитанном произведении.
Ход занятия.
1. Постановка темы занятия. Как вы выбираете книги в библиотеке? Как вы решаете, какую книгу взять для прочтения? Руководствуетесь рисунками, смотрите на название, автора, просматриваете? Все верно. Но в книге есть еще небольшой текст в начале или в конце, в котором кратко говорится, о чем это произведение. Вот сегодня мы и будем говорить об этом тексте.
2. Работа над новым материалом.Краткая информация о содержании книги, статьи называется
аннотацией. Давайте рассмотрим принесенные вами книги, найдем в них аннотацию. Какая информация указывается в аннотации?
Для какого возраста предназначена книга, о ком или о чем в ней говорится, может кратко говорится о том, какое событие происходит, какое время и т. д.
Можно составить
отзыв о прочитанной книге. Для этого нужно указать следующее:
Автора книги.
Название книги
Перечислить главных героев. Какой герой любимый. Почему?
Написать, какие приключения показались тебе самыми интересными.
Ответить на вопрос «Чему научила тебя эта книга?»
Хотелось бы сказать о сочинении публицистического стиля – о заметке.
Заметка – краткое сообщение в печати.
Памятка.
Знай точно, о чем пишешь и для чего.
Не старайся в одной заметке рассказать о многом, лучше напиши об одном факте, но подробно.
Излагай материал логично и последовательно.
Называй фамилии тех, о ком рассказываешь.
Выражай свое отношение к происходящему.
Сделай язык заметки ярким и красочным.
3. Практическая работа. А) Составление отзыва к прочитанному рассказу.Б) Написание заметки о мероприятиях, прошедших в классе.4. Подведение итогов, задание: выбрать небольшой по объему текст, прочитать, написать отзыв о прочитанном.
Занятие 30. Тема. Литературные понятия: Тема, идея, сюжет произведения. Работа с текстом. Осмысление текста.Задачи. 1. формировать понятия: тема, идея, сюжет произведения.
2. Развивать речь учащихся, умение сравнивать, анализировать.
Ход занятия.1. Постановка темы занятия.2. Работа над темой занятия.Тема – главный предмет повествования, то, о чем говорится в произведении (события, явления).
Идея – главная мысль автора, замысел, определяющий содержание чего – нибудь.
Сюжет – последовательность и
связь описания событий, ход повествования о событиях в любом литературном произведении. Главные составляющие сюжета – завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Завязка – событие, определяющее начало действия, «завязывание» конфликта в литературном произведении. Завязке предшествует экспозиция, в которой представлены действующие лица, время, место, обстановка действия. Завязка может быть смещена даже в конец действия.
Кульминация – наиболее напряженный момент в развитии коллизии литературного произведения; момент решающего столкновения между характерами, момент перелома, с которого начинается подготовка к развязке.
Задания: 1. Попробуем придумать, построить рассказ по всем правилам построения литературного произведения. Выбираем тему, героя. Например, сосулька, висящая под крышей дома. С чего начнем повествование?
с экспозиции. Вот и в наши края пришла долгожданная весна. Днем стало пригревать солнышко, стал кое – где таять снежок, с крыш закапало. И под крышей нашего дома наросла длинная, блестящая на солнце сосулька.
Завязка. И вот в один из ярких солнечных дней что – то загрохотало по крыше. Оказалось, пришли работники из нашего ЖЭК –а сбивать сосульки.
Кульминация. Вот они взяли лопаты и подошли к краю крыши. Несколько взмахов, и вниз полетели осколки сосулек: больших и маленьких, вот и наша длинная сверкающая полетела вниз в сугроб. Но вот подбежала маленькая девчушка и подхватила торчащую из снега сосульку.
Развязка. Девочка побежала к ребятам, что строили снежную бабу в тени дома, и воткнула сосульку вместо носа в снежную бабу. Сосулька еще долго слушала веселые разговоры детей, наслаждалась жизнью.
2. Спрогнозируйте смысл предложения, в котором есть:
Частица лишь;
Предлог несмотря на;
Слово вдруг;
Слово наутек;
Слово благодаря;
Слово добро;
Слово вопреки;
Слово смеялись.
В предложении будет говориться о чем – то избранном: что – то мог сделать лишь этот человек; этот человек мог сделать лишь это; что –то можно сделать лишь там – то; лишь при каких – то условиях.
В этом предложении будет сказано о том, что происходило, происходит или будет происходить вопреки чему – либо. И остальные суждения строятся подобно приведенным).
Прочитайте фрагменты стихотворений разных поэтов.
Как приведение, за рощей сосновой
Луна туманная взошла…
А. С. Пушкин
Смеркает день. В бору темнеет.
Пожар зари над ним краснеет.
И. С. Никитин.
Смотри: из – за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.
А. А. Фет
В столетнем мраке черной ели
Краснела темная заря…
И. А. Бунин
Без суеты и без труда
Сосняк и ельник просквозила,
Да так, как будто навсегда.
Я. В. Смеляков.
Определите, что общего во всех этих описаниях. Какое время суток?Какие две составляющие пейзажа присутствуют во всех контекстах?Как вы думаете, почему поэты рисуют зарю на фоне елей, сосен, бора, а не на фоне, например, березовой рощи? (Во всех контекстах обязательно есть свет (чаще свет вечерней зари, заката) и есть сосны, ели, бор – хвойные деревья.
М Эпштейн объясняет так: «Чаще, чем другие деревья, сосны и ели описываются на фоне заката или восхода. Поэты самых разных стилей находят поэтическое именно в том, что солнце или луна показываются между стволами «мрачных» деревьев. Образуется как бы волшебная сетка из древесных «лучей» и световых «стволов» - тот эффект контраста, который невозможен в лиственном лесу: густота листвы не позволяет пробиться солнечным лучам. И хотя солнце столь же часто заходит за дубы и березы, как за сосны и ели, но именно «заря над бором» становится фактом поэзии».)
3. Подведение итогов.Занятие 31.Олимпиадные задания по литературедля учащихся 3, 4 класса.1. Определи жанр произведения.а) Ткёт ткач ткани на платье Тане. дразнилка
б) Первенчики, Другенчики,
Круги-други, Вон!
в) Прокоп - укроп, закличка
Медный лоб,
Сам с аршин.
Голова с кувшин.
г) Огуречик, огуречик! скороговорка
Не ходи на тот конечик –
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
д) Дождик, дождик, пуще, считалка
Дам тебе гуще,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка. потешка
Дам и хлеба каравай –
Сколько хочешь проливай!
По 1 баллу за верный ответ.2. Подчеркни «лишнее». Объясни свой выбор.а) Ш. Перро, Ф. Тютчев, Г. Андерсен.
_____________________________________________________________
б) Н. Носов, Л. Толстой, Н. Некрасов.
_______________________________________________________________
в) Э. Успенский, В. Драгунский, М. Пришвин.
_______________________________________________________________
г) И. А. Крылов, С. В. Михалков, А. С. Пушкин ______________________
По 1 баллу за верный ответ.3. Определи, какие художественные приемы использованы в следующих строках.Чуть солнце пригрело откосы
И сало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей…
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной…
Убежало молоко.
Убежало далеко!
Земля вся в серебряном свете.
Божественная ночь!
Очаровательная ночь!
Мчусь, как пуля, я вперед.
Лишь поскрипывает лед.
По 1 баллу за верный ответ.4. Придумай сказку по вопросам:
Кто это был?
Как выглядел?
Куда пошел?
Кого встретил?
Что ему сказали?
Что он ответил?
Что ему сделали?
Какова была его реакция?
Чем вся история закончилась?
Вывод или мораль.
5. Придумай ситуацию, к которой можно применить одно из выражений:
Быть не в своей тарелке
Словно сквозь землю провалился
Яблоку негде упасть
Не видать как своих ушей
6. В названии произведений пропущены слова, обозначающие имя. Вставьте их. Соедините стрелочкой название произведения с автором.«Детств______________» А. П. Гайдар
«______________ горе» К. И. Чуковский
«Дядя_________, пес и кот» А. С. Пушкин
«_________ и его команда» В. Ю. Драгунский
«Сестра моя ___________» А. Н. Толстой
«Сказка о попе и о работнике его _________» Э. Н. Успенский
«________ каша» Д. Н. Мамин - Сибиряк
«_____________ сказки» А. Л. Барто
«____________ - добрая душа» Н. Н. Носов
По 0,5 балла за каждое верное имя и 0,5 за каждое верное соединение автора и названия произведения.Занятие 32. Анализ олимпиадных работ.Ответы.
Скороговорка, считалка, дразнилка, потешка, закличка.
2. а) Ф. Тютчев – русский поэт в отличие от зарубежных сказочников.
б) Н. Носов – современный писатель
в) М. Пришвин – писал о природе
г) А. С. Пушкин – не писал басен
3. Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы Развесила с тонких ветвей…(метафора)
В
пустыне чахлой и скупой,На почве,
зноем раскаленной…(эпитеты)Убежало молоко.(повтор)Убежало далеко!Земля вся в
серебряном свете.Божественная ночь!Очаровательная ночь!(эпитет)Мчусь, как пуля, я вперед.
(сравнение)Лишь поскрипывает лед.
6. «Детство Никиты» А. Н. Толстой
«Федорино горе» К. И. Чуковский
«Дядя Федор, пес и кот» Э. Н. Успенский
«Тимур и его команда» А. П. Гайдар
«Сестра моя Ксения» В. Ю. Драгунский
«Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкин
«Мишкина каша» Н. Н. Носов
«Аленушкины сказки» Д. Н. Мамин - Сибиряк
«Вовка - добрая душа» А. Л. Барто
При проверке 4 и 5 задания оценивают соответствие заданию, оригинальность.
Занятие 33. Олимпиадные задания по литературедля учащихся 4 класса.
Подчеркните «лишнее» из перечисленных произведений.