Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Тема. Малые фольклорные жанры. Заклички, приговорки, кричалки


Скачать 0.77 Mb.
НазваниеТема. Малые фольклорные жанры. Заклички, приговорки, кричалки
страница1/6
Дата19.02.2016
Размер0.77 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6



Занятие 1. Тема. Малые фольклорные жанры. Заклички, приговорки, кричалки.
Задачи. 1. Сформировать понятия: «закличка», «приговорка», «кричалки».

2. Развивать умения сравнивать, отличать заклички, приговорки, кричалки.

3. Развивать творческие способности учащихся.

4. Прививать интерес к русской культуре.

Ход занятия.

    1. Постановка темы занятия.

Предлагаю вам выполнить задание и тогда вы узнаете тему сегодняшнего занятия. Возьмите первый слог из слова, обозначающего тончайший металлический лист для упаковки продуктов или теснения (фольга), глухой парный звук звуку [г] (к), сокращенное название профессии врача «отоларинголог» (лор) – получилось слово «Фольклор»

Фольклор – устное народное творчество.

Сегодня познакомимся с малыми фольклорными жанрами, а впрочем, вы с ними наверняка знакомы с детства.

Кто не слышал в детстве слова:
Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.
Бабочка – коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки-

На березовой ветке.
Как же появились эти стихи? Сегодня и поведем наш разговор об этом.

    1. Объяснение нового материала.

Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Самые древние из них заклички и приговорки. Попробуем исследовать слово «закличка», от какого другого слова оно образовалось? От слова «закликать» - звать, приглашать. А слово «приговорка»? От слова приговаривать, говорить. А слово «кричалка» - от слова кричать.

В далекие времена жизнь человека полностью зависела от природных явлений, человек верил во всемогущие силы природы, верил в магию слова и использовал определенные слова для того, чтобы Солнце, Дождь ему помогали в сборе урожая, чтобы в лесу уродились грибы, ягоды, орехи.

Заклички – это небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей, часто сопровождаются игровыми действиями.

Используются ласковые имена: солнышко-колоколнышко, золотое донышко, весна – красна. Здесь и просьба, и обещание награды, и перечисление даров, которых ждут.

Приговорки – общение с природой один на один. Они обращены к домашним делам, к повседневным занятиям. Здесь также используются ласковые слова (матушка – репка), ожидаемый урожай (бобы велики и круты). Есть и приговорки во время игр – просьба к природе помочь.

Кричалки – это переживания ребенка, запечатленные в словах. Их нужно петь, кричать, выпрыгивать, вытанцовывать.

Что же общего и в чем различие закличек, приговорок, кричалок?

    1. Практическая работа.

Попробуем исследовать следующие строки и попробуем доказать, что перед нами: заклички, приговорки, кричалки.

Солнышко, покажись,

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода:

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка (закличка)
Ах ты, радуга – дуга,

Ты высока и туга!

Не дай дождичка,

Дай на ведрышко.

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать,

Нужно солнышко,

Колоколнышко (закличка)




Матушка – репка,

Уродись крепка,

Ни густа, ни редка,

До великого хвоста (приговорка)
Улитка, улитка,

Высунь рожки!

Дадим лепешки,

Свиные ножки,

Каши горшок,

Хлеба ворошок! (приговорка)
Боровик, боровик,

Красная головка,

Дам тебе морковку (приговорка)
Ветер - ветерцо,

Не дуй мне в лицо.

А дуй мне в спину,

Чтоб идти было в силу (приговорка)

    1. Подведение итогов, задание на дом.

Что нового узнали на занятии? Найдите в детских книжках заклички, приговорки или сочините свои.
Занятие 2. Тема. Малые фольклорные жанры. Прибаутки, потешки, перевертыши.
Задачи. 1. Сформировать понятия: «прибаутка», «потешка», «перевертыш».

2. Развивать умения сравнивать, отличать прибаутки, потешки, перевертыши.

3. Развивать творческие способности учащихся.

Ход занятия.

1. Проверка домашнего задания.

Какие заклички, приговорки вы отыскали, а может быть, сочинили сами?

  1. Постановка темы занятия.

Сегодня мы продолжим тему прошлого занятия и узнаем о новых фольклорных жанрах.

  1. Объяснение нового материала.

Фольклорная прибаутка – небольшое стихотворение из двух, четырех, иногда из восьми строчек. Это яркие словесные картинки о том, что ребенка окружает во дворе, в доме, на улице. Прибаутки лишены нравоучения. Во многих прибаутках предметы немного необычны, чуть-чуть нелепы:

У нас в Рязани

Грибы с глазами!

Их едят,

А они глядят.

Присутствуют в прибаутках и юмор, и в то же время серьезная интонация.

Среди народных стишков для детей большую группу составляют такие, где главным является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Эта чепуха подчиняется правилу – перевертышу. Это название придумал К. И. Чуковский. Он же выделил несколько видов народных нелепиц: перевертыши большого и малого, легкого и тяжелого, холодного и горячего, съедобного и несъедобного, перевертыши частей и деталей одежды, явлений природы, ездока и средств передвижения, жилища и его обитателей.

Как у нашего Данилы

Разыгралася скотина:

Овцы – в донцы,

Тараканы – в барабаны,

Утки – в дудки,

Сверчки – в смычки,

Комары – в котлы,

Козел пляшет,

Ножкой машет.

Нелепицы, чепуха, небывальщина – средство воспитания и развития чувства юмора.

Потешки – стихи для детей, для того, чтобы их развеселить, распотешить. Особо принципиальной разницы между потешками и прибаутками, пожалуй, нет.

На болте стоит пень,

Шевелится ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

Что же объединяет потешки, перевертыши, прибаутки?

  1. Практическая работа.

Определите, к какому жанру относятся эти стихи? Докажите свой выбор.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках (потешка)
Как петух в печи пироги печет,

Кошка на окошке рубаху шьет,

Поросенок в ступе горох толчет,

Конь у крыльца в три копыта бьет,

Уточка в сапожках избу метет (перевертыш)
Эх, сапоги у меня на вате,

А поддевка на скрипах.

Да я на пегой на телеге,

На сосновой лошади (перевертыш)
Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет (потешка)
Пошла Маня на базар,

Принесла домой товар:

Родной матушке - платок,

Посередочке цветок.

Братьям-соколам –

По козловым сапогам,

Сестрицам – лебедицам –

Да по белым рукавицам (потешка)

5. Подведение итогов, задание на дом.

Что нового узнали на занятии? Найдите в детских книжках прибаутки, потешки, перевертыши.
Занятие 3. Тема. Малые фольклорные жанры. Считалки, дразнилки.
Задачи. 1. Сформировать понятия: «считалки», «дразнилки».

2. Развивать умения сравнивать, отличать считалки, дразнилки.

3. Развивать творческие способности учащихся.

Ход занятия.

        1. Проверка домашнего задания. Постановка темы занятия.

Поделитесь своими находками: потешками, прибаутками. Какие их них вам особенно понравились и почему?

Сегодня мы продолжим тему прошлого занятия и узнаем о новых фольклорных жанрах.

        1. Объяснение нового материала.

Часто в игре вам нужно выбрать водящего в игре. Как это можно сделать? Верно, нужно посчитаться. Как? Использовать считалки. Какие считалки вы знаете?

Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова. Попробуем найти ритм (прохлопать, простучать):

Катилася торба

С высокого горба;

В этой торбе:

Хлеб, пшеница,

С кем хочешь,

С тем поделися.

Самые распространенные считалки – это считалки для определения водящего. Последний, оставшийся после расчета, водит. В этих считалках нет прямого словесного указания на водящего, его заменяет последнее выразительное слово.

Сива, ива,

Дуба, клен,

Шуга – юга,

Кон!
Первенчики

Другенчики,

Круги – други,

Вон!

Другая группа считалок – игровая – предназначена для расчета и для игры. Здесь требуется ответить на вопросы (Кто ты такой?), назвать количество предметов:

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек:

-Приходите все на чай!

-Сколько чаек? Отвечай!
Очень тесно связаны со считалками, скороговорками, небылицами детские дразнилки. К сожалению, человеку свойственны и огорчение, и неприязнь, и злость. Вот дразнилки и использовались для выхода этих эмоций. Народная дразнилка предназначена для того, чтобы поставить обидчика на место.

Дразнилка возникает как прибавление к имени ребенка рифмованного слова: Антошка-картошка, Лешка-лепешка. В дразнилках также кроется нелепица, перевертыш. Ребенку приписывают несуразные черты внешности (соломенная ножка, ноги бревнышком), или нелепые поступки (на кочку села, комарика съела).

3. Практическая работа.

Определите жанры предложенных строк. Докажите, что вы правы.

Ваня, Ваня, простота!

Купил лошадь без хвоста!

Сел задом наперед

И поехал в огород (дразнилка)
Плакса, вакса,

Гуталин.

Проглотил

Горелый блин (дразнилка)
Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на пороге.

Сколько надо гвоздей?

Не задумывайся,

Говори поскорей! (считалка)
Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он,

Кто не верит – выйди вон! (считалка).

4. Подведение итогов, задание на дом.

Что нового узнали на занятии? Подготовьтесь к аукциону считалок.

Занятие 4. Тема. Малые фольклорные жанры. Скороговорки.
Задачи. 1. Сформировать понятие «скороговорки»

2. Развивать умения сравнивать, отличать считалки, дразнилки.

3. Развивать творческие способности учащихся.

Ход занятия.

      1. Аукцион считалок – проверка домашнего задания.

Какие считалки можно назвать редкими, интересными, типичными, оригинальными? Какую считалку вам захотелось выучить и использовать в игре?

      1. Постановка темы занятия.

А сегодня мы продолжим тему прошлого занятия и узнаем о новых фольклорных жанрах.

Какое название дадите этому жанру?
Шесть мышат в камыше шуршат.
Идут бобры во сыры боры,

Идут бобры во сыры боры.
Верно, это скороговорки.

3. Работа над темой занятия.

Скороговорка – веселая игра и быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Это специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка («Толковый словарь русского языка» С. И Ожегова).

Скороговорки бывают:

  • короткие и длинные,

  • рифмованные и нерифмованные,

  • сюжетные и бессюжетные,

  • логичные и абсурдные,

  • с повторами и без


Колотил Клим в один блин клин (короткая)
Петр Петрович,

По прозванью Перов,

Поймал птицу пигалицу;

Понес по рынку,

Просил полтинку,

Подали пятак,

Он и продал так (длинная)
Шли сорок мышей.

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли два гроша (рифмованная)
У осы не усы, не усищи, а усики (нерифмованная)
Шла Саша по шоссе,

Несла сушку на шесте

И сосала сушку (сюжетная)
Из-под кислого молока,

Из-под простокваши (бессюжетная)

Каждый звук, звукосочетание и слово в скороговорке подчиняется ритму и создают ритм.

4. Практическая работа.
А). Попробуем научиться проговаривать скороговорки без ошибок.

  1. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

  2. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.

  3. От топота копыт пыль по полю летит.

  4. Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.

  5. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.

  6. Говорил попугай попугаю: "Я тебя, попугай, попугаю". Отвечает ему попугай: "Попугай, попугай, попугай!"

  7. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

  8. Встaвaй, Архип, петух охрип.

  9. Купи кипу пик.

  10. На дворе растет трава, на траве стоят дрова. Не руби дрова на траве двора.

  11. Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке – pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку – цап!

  12. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: "Грабь граблями гравий, краб".

  13. Тpидцaть тpи коpaбля лaвиpовaли, лaвиpовaли, дa тaк и не вылaвиpовaли.

  14. Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет.

  15. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

  16. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

  17. Четыpе чеpненьких чумазеньких чеpтенка чеpтили чеpными чеpнилами чеpтеж.

  18. Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.

  19. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

  20. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

Б). Составь длинное предложение, где каждое слово будет начинаться с буквы «т» (или другой).

5. Подведение итогов занятия. Задание: научись выговаривать скороговорки без ошибок, сочини свои скороговорки о своих друзьях.

  • Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

  • Перепелка перепелят прятала от ребят.

  • Проворонила ворона вороненка.

  • Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

  • Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

  • У щучки – чешуйки, у чушки – щетинки.

  • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

  • Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.

  • Рыла свинья тупорыла, белорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.

  • Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.

  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

  • На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.

  • Около ямы три хвоя вялы: на хвой стану, хвой достану.

  • Поровну-равну всем норовлю!

  • Токарь в коротайке окоротал таратайку.


Занятие 5. Тема. Малые фольклорные жанры. Загадки.

Задачи. 1. Сформировать понятие: «загадка»

2. Развивать умения анализировать загадки, умение их отгадывать.

3. Развивать творческие способности учащихся.

Ход занятия.

        1. Проверка домашнего задания.

«Почистим» язычок: проговорим сначала медленно, затем все быстрее наши скороговорки, но без ошибок.

        1. Постановка темы занятия.

Сегодня мы продолжим изучение малых фольклорных жанров. А о каком жанре пойдет речь, вы сейчас узнаете.

  1. Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана,

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого (зеркало)

  1. Полосатое ядро,

Кумачовое нутро.

Хвостик, как у хрюшки,

В виде завитушки (арбуз)

3. Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей (газета)

4. На конверте пишем город,

Улицы название,

Имя, номер дома,

Фамилию и до свидания! (адрес)

    1. Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор (дятел)

6. Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная (коньки)

  1. Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины,

А питается бензином (автобус)
3. Объяснение нового материала.

Я думаю, что вы догадались, о каком жанре будет сегодня идти речь, а кто не догадался, тому предлагаю взять первые буква слов – отгадок соединить по порядку и получится слово… загадка.

Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе. И это иное нужно не просто узнать, нужно до – гадаться,

от – гадать.

Старинная народная загадка не описывает предмет, не сравнивает его с похожими, а замещает иным.

Серый маленький Денис

На веревочке повис (паук)

Догадаться трудно, просто невозможно. Многие современные люди не могут отгадать старинные загадки. Как вы думаете, почему? Верно, потому что в нашей современной жизни мы уже не видим и не пользуемся ни ухватом, ни коромыслом и т. д.

Современные загадки, пожалуй, отгадывать легче. Многие поэты используют звукоподражание.

За стеклянной дверцей

Бьется чье-то сердце…
Бьется чье-то сердце…

Тихо так,

Тихо так (часы)

Одна из любимых форм подсказки – рифма.

Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровозова сестричка.

Кто такая? (электричка)

4. Практическая работа.

Попробуем отгадать старинные загадки.

Был ребенок –

Не знал пеленок,

Стал стариком –

Сто пеленок на нем (капуста)

Желтый Антошка

Вертится на ножке.

Где солнце стоит,

Туда он и глядит (подсолнух)
В новой стене,

В круглом окне

Днем стекло разбито,

На ночь выставлено (прорубь)
Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем пить чай велит (самовар).
Докажите, что вы правы.
Попробуйте сами придумать загадки об окружающих нас предметах, сравните их с другими по похожим признакам.

5. Подведение итогов, задание на дом.

Что нового узнали на занятии? Сочините свои загадки о явлениях природы, о школьных принадлежностях.
Занятие 6. Тема. Малые фольклорные жанры. Частушки. Пословицы и поговорки

Задачи. 1. Сформировать понятия: «частушки», «пословицы», «поговорки».

2. Развивать умения сравнивать, анализировать, группировать.

3. Развивать творческие способности учащихся.

Ход занятия.

      1. Давайте послушаем загадки, которые вы сочинили к нашему занятию и попробуем их отгадать.

Какая загадка оказалась самой трудной, легкой, необычной? Почему?

      1. Постановка темы занятия.

Отгадав ребус, вы узнаете, о каком жанре пойдет речь (часы, торт, игрушки)

Это частушки. Что вы о них знаете?

3. Работа над темой занятия.

Частушка – народная песенка задорно – шутливого содержания, часто из четырех строк. От какого слова образовано слово «Частушка»? От слова часто, частый (быстрый)

Часто частушки высмеивают некоторые недостатки людей, вызывают смех у слушателей.

Заиграй – ка, балалайка,

Балалайка, три струны,

Запевайте, не зевайте,

Выходите плясуны.
Тетя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

  • Извините, тетя Сима,

  • Я вам вовсе не батрак.


А наш Гриша ходит гордо,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.
Витя очень умный парень,

Может все он смастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

А какие вы знаете частушки на школьную тему?

Можно указать на недостатки человека при помощи частушки, а можно и научить хорошему при помощи кратких изречений назидательного характера – пословиц и поговорок. А пословица и поговорка это одно и тоже? Народная мудрость гласит:

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Поговорка - краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, но в отличие от пословицы, не составляет законченного высказывания, часто это только намек:

  • Гляди в оба (о бдительности)

  • На воде вилами писано (о неопределенности)

  • Решетом воду носит (о бестолковом)

Поговоркой может быть пожелание, мечта:

  • Отвяжись худая жизнь, привяжись хорошая.

  • Будет и на нашей улице праздник.

Очень популярны именные поговорки:

  • У всякого Федорки свои отговорки.

  • Федот, да не тот.

  • Мели, Емеля, - твоя неделя (о болтуне)


Существуют исторические поговорки:

  • Погиб, как швед под Полтавой!

  • Пусто, словно Мамай прошел.

Пословицей называют законченное предложение – краткое и всегда нравоучительное; это поучение, высказанное или прямо, или обиняком:

  • Кончил дело – гуляй смело.

  • Волков бояться – в лес не ходить.

Пословицы состоят как бы из двух частей: если, то.

  • Любишь кататься, люби и саночки возить.

  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.


4. Практическая работа.
А) Прочтите народные изречения. Объясните их смысл. Разделите на две группы: пословицы (1) и поговорки (2).

  • Кто аккуратен, тот и людям приятен.1

  • Хвастун вреднее моли. 2

  • Пришла беда, отворяй ворота.2

  • И камень лежа мохом обрастает.2

  • Толочь воду в ступе.2

  • И готово, да бестолково.2

  • Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.1

  • Кто грамоте горазд, тот маху не даст.1

  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.2

Б) Придумай ситуацию, к которой можно применить одно из выражений:


  • Не видать как своих ушей.

  • Остаться с носом.

  • Путаться под ногами.

  • Язык проглотил.

В). Ответь пословицей.

  • С самого утра Маша не могла придумать, чем бы ей заняться. Весь день ходила из угла в угол, а вечером пожаловалась сестре: «Как долго длится день!» На что ей сестра сказала: ____ (Скучен день до вечера, коли делать нечего)

  • Миша без конца менял свое решение по поводу того, что он будет делать завтра. Мама долго слушала его и сказала: «У тебя ________» (у тебя семь пятниц на неделе).

  • Вася был груб с друзьями. Однажды он пожаловался брату, что с ним не хотят дружить. Что ответил ему брат? (Как аукнется, так и откликнется)

Г) Из слогов «собери» пословицы:

  • Бе поз зья де в на ся дру ют (Друзья познаются в беде)

  • Те ся де ра бо ло мас ит (Дело мастера боится)

  • Се у без нек зу ми ди ня тя гла (У семи нянек дитя без глазу)


5. Подведение итогов занятия, задание.
Найди пословицы и поговорки о дружбе и о грамоте.
Занятие 7 . Тема. Малые фольклорные жанры. Пословицы и поговорки

Задачи. 1. Расширять словарный запас учащихся.

    1. Развивать умения сравнивать, анализировать, группировать.

    2. Развивать творческие способности учащихся.

Ход занятия.

      1. Проверка домашнего задания.

Прочитайте пословицы о дружбе или о грамоте, объясните, как вы понимаете их смысл. Приведите свои примеры, подтверждающие эти мысли.

      1. Постановка темы занятия.

Мы продолжим работу с пословицами и поговорками.

3. Работа над новым материалом.

А) Отгадай пословицу по двум словам:

  • Дело – безделье (Маленькое дело лучше большого безделья)

  • Руки – скука (Умные руки не знают скуки)

  • Дело – потеха (Делу – время, потехе – час)

  • Пряха – рубаха (Какова пряха, такова на ней и рубаха)

  • Корень – плод (Корень ученья горек, да плод его сладок)

Б). Назовите русские пословицы и поговорки, в которых упоминается одно из следующих слов: дом, свинья, ворона, кошка, цыплята, телега, яблоня, камень, колодец, топор, сапоги, мешок.

(В своем дому и стены помогают. Посади свинью за стол, она и ноги на стол. Гусь – свинье не товарищ. Знает кошка, чье мясо съела. Цыплят по осени считают. Готовь сани летом, телегу – зимой. Яблоко от яблони недалеко падает. Капля по капле камень долбит. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться. Чем дальше в лес, тем больше дров. Что написано пером, того не вырубишь топором. Два сапога – пара. Шила в мешке не утаишь)

В) Вспомните, как называют в народе такого человека:

  • Подал ручку, да подставил ножку (двуличный)

  • Ел да устал, спал да намаялся (лентяй)

  • Язык без костей: что хочет, то и лопочет (болтун)

Г) Вспомните пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки.

  • Готовь лыжи летом (Готовь сани летом, а телегу зимой)

  • Мал городок, да дорог (Мал золотник, да дорог)

  • Цыплят считают и зимой (Цыплят по осени считают)

  • Проводили по одежке (Встречают по уму, провожают по одежке)

Д) Назовите пословицы, в которых упоминаются числительные один, два, три, семь, сто.
(Один за всех, все за одного. Один в поле не воин. Одна ласточка не делает весны. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. В трех соснах заблудился. Семь пятниц на неделе. Семь раз отмерь, один отрежь. Семеро одного не ждут. У семи нянек дитя без глаза. Не имей сто рублей, а имей сто рублей).

Е) Правильно ли записал Незнайка известные пословицы и поговорки? Исправь неверные слова. Объясни значения получившихся выражений:

Ус хорошо, а два лучше! ______________________________________

_____________________________________________________________

Не делай из муки слона. _______________________________________

_____________________________________________________________

Мы сами с ушами. ___________________________________________
Не зная броду, не суйся в моду _________________________________________

Ж) Посмотри на картинки и закончи пословицы:

Какова пряха, ____________________ Не сиди, сложа руки, _______________

З) Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её:

а) Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком

б) По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей

4. Подведение итогов.

Среди частей пословиц найди начала и концы и соедини их стрелками (от начала к концу) так, чтобы получились 4 русских и 4 китайских пословицы с тем же значением. Подчеркни русские пословицы:

1. написанное на бумаге

2. за двумя зайцами погонишься

3. когда стоит ясная погода

4. трудно схватить двух угрей

5. хочешь узнать человека

6. скажи мне, кто твой друг

7. что написано пером

8. готовь сани летом

1. не вырубишь топором

2. и боги не сотрут

3. а телегу зимой

4. и я скажу, кто ты

5. ни одного не поймаешь

6. зонт готовь

7. узнай, кто его друзья

8. двумя руками

(Ответы:1 – 2, 2 - 5, 3 – 6,4 – 8, 5 – 7, 6 – 4,7 – 1, 8 – 3)

Занятие 8. Тема. Фразеологизмы. Крылатые слова.

Задачи. 1. Сформировать понятия: «фразеологизмы», «крылатые слова»

2. Развивать речь учащихся, словарный запас, умение сравнивать, обобщать.

3. Развивать творческие способности учащихся.

Ход занятия.

      1. Проверка домашнего задания. Постановка темы занятия.

Сегодня мы будем говорить о фразеологизмах и крылатых выражениях.


  1. Работа над темой занятия.

Что такое фразеологизмы? Истоки фразеологии.
Фразеологизмы – неделимые сочетания слов. Источники фразеологических оборотов:

  • На основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (много снега – много хлеба);

  • Мифология и реальные исторические события (пусто, словно Мамай прошел);

  • Песни, сказки, загадки, литературные произведения (страшнее кошки зверя нет).

Почему слова названы «крылатыми»?

Крылатые слова – одно из средств образной и выразительной литературной речи. Гомер называл их крылатыми потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего. Крылатые слова – цитаты, образные выражения, пришедшие из литературных источников.

Из басен И. А. Крылова. Отгадайте из каких басен.

  • У сильного всегда бессильный виноват (Волк и ягненок)

  • Ай, Моська! Знать, она сильна,

Что лает на Слона! (Слон и Моська)

  • А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь (квартет)

  • Да только воз и ныне там (Лебедь, Щука и Рак)

3. Практическая работа.


  1. Подобрать по 10 фразеологизмов с общим для них словом: нога, зуб, рука, ухо, язык.



  1. Замени словами – синонимами:

    • в час по чайной ложке (мало),

    • кривить душой (лгать),

    • кожа да кости (худой),

    • себе на уме (хитрый).



  1. Объясни значения выражений.

Делать из мухи слона.

Стрелять из пушки по воробьям.

Как кошка с собакой.


  1. Назовите фразеологизмы, связанные с: конем, лошадью, медведем, белкой, свиньей, курицей.



  1. Вместо точек вставьте названия животных.

Голоден как…

Хитер как…

Труслив как…

Изворотлив как…

Надут как…

Нем как…

Грязный как…

Упрям как…

Болтлив как …

Колючий как…

  1. Какие слова нужно добавить к слову проще, чтобы получилось устойчивое словосочетание?

А) парного молока, б) пареной репы; в) вяленой воблы; г) соленого огурца; д) вареной картошки.

7. Что это?

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос).

8. Соедините слова из разных колонок, создайте фразеологизмы. Объясните их значение.

Хромать
Бить
Камень
Принять
Рог

Изобилия
В набат
На обе ноги
Преткновения
За чистую монету

9. Составьте фразеологизмы, соединив нарицательное и собственное существительное. Объясните значения фразеологизмов.

1) Азбука, бочка, конь, лампа, меч, нить, осел, пята, узел, победа.
2) Аладдин, Дамокл, Пирр, Гордий, Морзе, Троя, Ариадна, Буридан, Диоген, Ахиллес.

10. Подберите к данным словам фразеологизмы-антонимы:
трудиться –
молчать –
много –
медленно (идти) –
светло –
дружно (жить) –

4. Подведение итогов.

Задание: найдите 10 фразеологизмов, связанных со словами: нос, глаз, голова,

Занятие 9. Проверочная работа по теме « Пословицы. Крылатые слова».

Задачи. 1. Проверить знания и умения учащихся по теме занятия.

2. Развивать речь учащихся, словарный запас, умение сравнивать, обобщать.

Ход занятия.

      1. Вашему вниманию предлагается ряд пословиц и крылатых выражений. Вам предстоит:

I) распределить высказывания на две группы в зависимости от их происхождения: пословицы (фольклорного происхождения, не имеют автора); крылатые выражения (нефольклорного происхождения, имеют автора); 2) для крылатых выражений указать автора и название произведения; 3) раскрыть переносный смысл каждого высказывания.

  1. Бабушка надвое сказала.

  2. Чует кошка, чье мясо съела.




  1. Л Васька слушает да ест. _____

  2. Остаться у разбитого корыта. _ _____




  1. Сколько веревочке ни виться, а конец будет.

  2. От радости в зобу дыханье сперло.

  3. Большому кораблю - большое плаванье.

8. А ларчик просто открывался.

1 группа 2 группа

        1. По 1 баллу за каждый верный ответ.

        2. По 1 баллу за верное указание автора и название произведения.

        3. По 2 балла за верное раскрытие переносного смысла высказывания.

Занятие 10. Анализ выполненных работ.

Ответы:

1 группа «пословицы»:

        1. Бабушка надвое сказала (говорят, когда сомневаются, осуществится ли то, что предполагают)

        2. Большому кораблю – большое плаванье (говорится чаще как напутствие, пожелание тому, кто заслуженно получает возможность проявить свои незаурядные способности, кому поручают ответственное дело)

        3. Сколько веревочке ни виться, а конец будет (говорится с уверенностью, что плохим делам, поступкам придет конец)

        4. Чует кошка, чье мясо съела (говорят о том, кто чувствует свою вину и своим поведением выдает это)

2 группа «Крылатые выражения»:

          1. А Васька слушает да ест (И. А. Крылов «Кот и повар»). Человек продолжает делать что – то плохое, не обращая внимания на увещевания и уговоры. Бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.

          2. Остаться у разбитого корыта (А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»). Ничего не вышло, мечты не осуществились.

          3. От радости в зобу дыханье сперло (И. А. Крылов «Ворона и Лисица»). Человек от неожиданной радости, от изумления не может произнести ни слова.

          4. А ларчик просто открывался (И. А. Крылов «Ларчик»). Все оказалось неожиданно просто, нашлось простое объяснение происходящему.


Занятие 11. Тема. Рифма. Ритм.

Задачи. 1. Сформировать понятия: «рифма», «ритм»

2. Развивать речь учащихся, умение сравнивать.

3. Развивать творческие способности учащихся.

Ход занятия.

      1. Постановка темы занятия.

Тему нашего занятия вы узнаете, отгадав, что за слово здесь зашифровано.

ри - ф - мак)







3.Работа над темой урока.

Рифма – повтор в окончаниях стихотворных строк (слогов, слов), отмечающий их границы и связывающий их между собой в строфу.

Рифмы бывают разных видов (по положению в стихе и строфе):

  • Кольцевые (опоясанные)

Прямо в рот летят снежинки… а

Огонечки фонарей… б

«ну, извозчик, поскорей! б

Будут, мамочка, картинки?» а

(М. И. Цветаева)

  • Перекрестные

Где сладкий шепот а

Моих лесов? б

Потоков ропот, а

Цветы лугов? б

(Е. Баратынский)

  • Смежные

Как в котлах он не сварился, а

Как красавцем учинился; а

Словом: наша речь о том, б

Как он сделался царем… б

(П. Ершов)

Помимо рифмы при написании стихов важно соблюдать и ритм.

Ритм – повторяемость (чередование) однородных звуковых явлений через определенные промежутки времени. Ритм – основа стихотворной речи. Элементами ритма являются ударения, созвучия. Ритмичность может создаваться одинаковым порядком расположения слов, их повторов. Ритм бывает разным: быстрым, медленным, плавным, напряженным, неторопливым, энергичным, веселым, монотонным и т. д. Четким ритмом отличаются считалки.

Аты – баты – шли солдаты,

Аты – баты – на базар.

Аты – баты – что купили?

Аты – баты – самовар.

Аты – баты – сколько стоит?

Аты – баты – три рубля.

Аты – баты – кто выходит?

Аты – баты – это я.

      1. Практическая работа.

А) Определи, какая используется рифма в данных стихотворениях.

  • Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

(Ф. И. Тютчев)

  • Мама! Глянь – ка из окошка –

Знать вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно есть мороз.

(А. А. Фет)

  • Царь с царицею простился,

В путь – дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

(А. С. Пушкин)

  • Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела, -

А нынче… погляди в окно.

(А. С. Пушкин)


Б) Подбери рифмы к словам (можешь несколько вариантов)
Чудеса________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вода__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мчится______________________________________________________________________________________________________________________________________________


В). Сочини четверостишие, используя слова: апрель, метели, капель, летели.



      1. Подведение итогов, задание.

Сочините стихотворение, используя слова: пенек, денек, морозы, угрозы.


Занятие 12. Тема. Проверочная работа по теме «Малые фольклорные жанры»
1. Определение жанра произведения.
Малые фольклорные жанры.

А). Определи жанры, к которым относятся данные тексты. Укажи номер жанра из предложенного списка, к которому он принадлежит.


  • Наша Паша тоненька,

Как ярова соломинка.

А в лапотки обуется –

Как пузырь надуется _________


  • И зелен, и густ –

На грядке вырос куст.

Начали щипать –

Стали плакать и рыдать _________


  • Хитрую сороку

Поймать морока,

А сорок сорок –

Сорок морок ________


  • В некотором царстве,

В некотором государстве жили- были царь с царицей ________


  • За двумя зайцами погонишься -

Ни одного не поймаешь __________


  • Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись _________


  • Ягодка – малинка,

Медок – сахарок.

Вышел Иванушка – сам Королек _________


  • Недавно мы гуляли во дворе:

Аленка, Мишка и я.

Вдруг во двор въехал грузовик.

А на нем лежит ёлка _________
1. Загадка

2. Дразнилка

3. Считалка

4. Сказка

5. Пословица

6. Скороговорка

7. Басня

8. Рассказ
По 0, 5 балла за каждый верный ответ.

Б). Определи, к каким малым фольклорным жанрам относятся следующие тексты.

  • Милу мама мылом мыла

  • Хочешь есть калачи – не сиди на печи

  • Шла кукушка мимо сада,

Поклевала всю рассаду

И кричала: Ку – ку, мак –

Отжимай один кулак!

  • Гром гремучий,

Тресни тучи,

Дай дождя

С небесной кручи

  • Уродитесь, бобы,

Велики и круты,

В поле кусты,

На столе вкусны

  • На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется

  • Эх, сапоги у меня на вате,

А поддёвка на скрипах.

Да я на пегой на телеге,

На сосновой лошади

  • Прокоп – укроп,

Медный лоб,

Сам с аршин,

Голова с кувшин

  • Летит орлица

Орлица по синему небу.

Крылья распластала,

Солнышко застлала

  • Дал списать я на контрольной

Все задачи Колечке.

И теперь у нас в тетрадках

У обоих двоечки
По 1 баллу за каждый верный ответ.
2. Придумай, сочини.
А) Сочини считалку, используя необычные слова.

Б) Сочини скороговорку.

По 3 балла.

3. Восстанови три пословицы. Запиши их правильно.

  • Грамоте учиться легче плечам.

  • Пустая бочка всегда пригодится.

  • Чем умнее голова пуще гремит.


По 1 баллу за каждый верный ответ.

4. Среди перечисленных словосочетаний найди и подчеркни фразеологические обороты.

Намозолил глаза, синие глаза, пустил пыль в глаза, усталые глаза, бежал со всех ног, скакал на одной ноге, легкая рука, правая рука, уши вянут, ослиные уши, прокололи уши, тянул за язык, русский язык.

По 0,5 балла за каждый верный ответ.
 5. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

    1. Не воробей

    2. На дворе, на траве

    3. Продукт, который маслом не испортишь

    4. Она пуще неволи

    5. Мельник, работающий неделями

    6. Отсеминедужник

По 1 баллу за верный ответ.

Занятие 13. Анализ олимпиадных работ.

Ответы.

      1. А) Дразнилка, загадка, скороговорка, сказка, пословица, басня, считалка, рассказ. Б) Скороговорка, пословица, считалка, закличка, приговорка, потешка, перевертыш, дразнилка, загадка, частушка.




      1. Оценивается соответствие выполненного задания условию (считалка: ритм, необычные слова, скороговорка: соответствующие звуки).




      1. Пустая бочка пуще гремит. Грамоте учиться всегда пригодится. Чем умнее голова, легче плечам.




      1. Намозолил глаза, синие глаза, пустил пыль в глаза, усталые глаза, бежал со всех ног, скакал на одной ноге, легкая рука, правая рука, уши вянут, ослиные уши, прокололи уши, тянул за язык, русский язык.



5. Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь.

На дворе – трава, на траве – дрова.

Кашу маслом не испортишь.

Охота пуще неволи.

Мели, Емеля, твоя неделя.

Лук от семи недуг

(Рассматриваются верные ответы, исправляются ошибки, недочеты.)

Занятие 14. Тема. Средства художественной выразительности

(языковые средства выразительности)

Задачи. 1. расширять знания учащихся о языковых средствах выразительности: метафоре, олицетворении, сравнении, эпитете.

2. Развивать речь учащихся, умение сравнивать.

3. Развивать творческие способности учащихся.

Ход занятия.

        1. Постановка темы занятия.

Сегодня мы будем говорить о том, какими секретами пользуются писатели и поэты при создании тех или иных образов. Эти секреты называют средствами художественной выразительности, языковыми средствами выразительности. На уроках литературы вы уже с ними встречались. Давайте вспомним, какие же это средства.

2. Работа над темой занятия.

  • Метафора – один из оборотов речи, состоящий в перенесении свойств одного предмета (явления, события) на другой на основании общего признака. В основе метафоры – неназванное сравнение, т. е. метафора – скрытое сравнение.


Тихо в чаще можжевеля по обрыву.

Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.

(С. А. Есенин)


  • Олицетворение – вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.


Росинка дрожала

На тонком листке.

Речонка дышала,

Шурша в тростнике.

(К. Д. Бальмонт)


  • Сравнение – образное выражение, в котором сопоставляются два предмета, явления с целью пояснить один из них при помощи другого. Используются слова: как будто, словно, точно, как.


Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

(Ф. И. Тютчев)


  • Эпитет – образное определение, которое подчеркивает важный в данном контексте признак предмета, можно сказать устойчивое определение.


Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

(Н. М. Рубцов)
О других средствах художественной выразительности будем говорить на следующих занятиях.

3. Практическая работа.

А) Подберите эпитеты к словам:

  • Цветочек (аленький)

  • ветерок (легкий)

  • капель (звонкая)

  • море (синее)

  • березка (русская)

  • осень (золотая)

  • голубь (сизокрылый)

  • землица (родная)

  • весна (красна)

Б) Найди сравнение в стихотворении А. С. Пушкина
Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленнные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.
  1   2   3   4   5   6