Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Классный час «Я человек, но какой?»


Скачать 86.43 Kb.
НазваниеКлассный час «Я человек, но какой?»
Дата20.04.2016
Размер86.43 Kb.
ТипКлассный час

Классный час

«Я – человек, но какой?»
Цели

  1. Поразмышлять о познании человека, прекрасном и добром, ложном и низменном.

  2. Помочь развить интерес к человеку как к явлению природы вообще и к самому себе в частности.

  3. Сформировать не только эстетические эмоции, но и нравственные убедления.

  4. Развивать умения выражать свое мнение.

  5. Показать широкие воспитательные возможности текса, воздействия его содержания на чувства, мысли (речь).




  1. Организационный момент.

Сегодня мы собрались для того, чтобы разобрать вопрос «Какой я человек?» В толковом словаре об этом сказано так: «Человек – это живое существо, обладающее даром мышлении и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими…»

Я прочитаю сказку Шэла Сильверстейна «Щедрое дерево». Что это за дерево, кто главные герои, узнаете, отгадав кроссворд.


  1. Столица России.

  2. Столица Башкортостана.

  3. Хвойное дерево.

  4. Месяц, идущий за маем.

  5. Чувство, состояние высшего удовольствия.

  6. Имя девочки с удвоенной согласной.

  7. Знак конца предложения.




  1. Наш город.

  2. «Добрыня Никитич», «Илья Муромец и соловей разбойник» - это сказки или былины?

  3. Башкирский национальный герой.

  4. Прибор для измерения температуры.

  5. Сын царя Салтана.

  6. Продолжи название басни Крылова «Зеркало и …»



А вот и герои: мальчик и яблоня. (вывешиваются картинки с изображением яблони и мальчика). Послушаем сообщение о яблонях.

На свете есть достаточно различных сортов яблонь, чтобы удовлетворить любой, даже самый придирчивый вкус. Только в одной Англии их насчитывается более двух тысяч. Яблоко было одним из первых фруктов, которые люди стали выращивать сами. Родина – юго-восточная Европа и западная Азия. В Европе выращивали ещё до нашей эры. В Башкортостане тоже выращивают яблони. Их так мног, поэтому паявились пословицы: «Алма тошэрлек тэ урын юк» - «Яблоку некуда упасть», «Алма агэсыннэн ерак тошмэй» - «Яблоко от Яблони далеко не упадёт».


  1. Знакомство с произведением.



Под звуки музыкального сопровождения, создающего эмоционально – эстетическую атмосферу, учитель читает рассказ.

- Я читаю, а вы слушайте очень внимательно и вдумывайтесь в его смысл.

- Кто хотел бы поделиться со мной своими мыслями, чувствами, которые возникли при слушании. Можно пользоваться таблицей «Анализ художественного произведения». (Дети делятся своими мыслями)


  1. Работа над лексическим значением опорных слов.


На доске слова – рисунки, которые дети нарисовали заранее. Дети объясняют значения слов, которые нарисовали и почему так представляют. Образцы рисунков.


Желание – стремление к осуществлению чего – нибудь, просьба, обладание чем – нибудь, пожелание.

Дружба – близкие отношении, основанные на взаимном доверии, приязанности.

Забота – мысль или деятельность, направленная на благополучие кого - чего – нибудь, внимание, беспокойство за кого –чего – нибудь.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим - нибудь горем, несчастьем.

Доброта – всё положительное, хорошее, полезное, отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям.

Любовь – чувство глубокой привязанности, сердечного влечения.

Щедрость – оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости, охотно тратящийся на других.

Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Терпеливость – обладание способностью терпеть, выдержать.

Прощение – не поставить в вину чего- нибудь, извинить.

Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других.

Одиночество – состояние одинокого человек.

Счастье – чувство и состояние высшего удовольствия, успех, удача.

Память – воспоминание о ком – чём – нибудь.

- А теперь представьте, что каждое из этих слов превратилось в «слово-магнит», имеющее способность притягивать, присоединять. Какие слова притянет к себе слово «яблоня»? Объясните выбор.

- Какие слова притянет слово «мальчик»?

- Какие слова объединяют яблоню и мальчика? Докажите




Желание





Дружба

Забота

Сострадание

Доброта

Любовь

Щедрость

Верность

Совесть

Терпеливость

Прощение

Эгоизм

Одиночество

Счастье

Память




  1. Составление плана.

Ни строительство дома, путь капитана

Не получатся, если их делать без плана.

Будь как строитель, и как капитан,

Готовься к делу, обдумывай план.

- Ребята, послушаем ещё раз сказку – рассказ и составим план (Чтение по ролям)

- Выделим 5 пунктов – основных частей. На доске вразброс 5 рисунков.



- Какая картинка на 1 месте?

Варианты плана

  1. Яблоня и маленький мальчик любят друг друга. Счастливые друзья.

  2. Мальчик рос и хотел развлечений. Нужны деньги. Яблоня отдала свои яблоки и счастлива.

  3. Прошло время. Возвратился взрослым человеком – мужчиной. Новое желание – завести семью, дом. Яблоня отдала свои вети и счастлива.

  4. Возвращение к яблоне мальчика – пожилого человека. Желание побыть в одиночестве: уплыть далеко – далеко. Яблоня жертвует своим стволом и счастлива.

  5. Прошло много времени. Возвращение к яблоне – пню мальчика – старика. Последнее желание – сесть и отдохнуть. Яблоня пригодилась: сослужила добрую службу и на этот раз. Старец садится на пень и отдыхает.

- Попробуйте сформулировать основную мысль текста. (Добро и зло)

- Обратите внимание на заглавие. Придумайте свои варианты заголовка. («Жизнь дана на добрые дела»

- Кто же истинный счастливец?

- Чьё счастье сиюминутное, а чьё постоянное?


  1. Цитатный материал.

Пословицы, поговорки и мудрые мысли о красоте души человеческой, добре и зле, соыести, дружбе и верности, молодости и старости.

VI Комплексный анализ
- Назовите главных героев.

- Какой частью речи являются слова? (Существительные)

- Поставьте вопросы? (Кто? Что?)

- Вывод: на самом деле живого, душевного больше у яблони, а не у мальчика (человек), так как она способна чувствовать, ощущать, переживать.

- Пофантазируйте, с кем можно сравнить яблоню и мальчика.

Варианты ответов: мама – дочь, мама – сын, собака – мальчик, кошка – девочка, сестра – брат, цветы – человек, учитель – ученик, бабушка – внук.


  1. Совет – пожелания. Памятка.




  1. Жизнь не стоит на месте. Проходит детство, юность, зрелость и наступает старость. Помни об этом!

  2. Жизнь даётся один раз и прожить нужно честно и совестливо. Чаще спрашивай: как я живу? Что дал другому?

  3. Одному трудно. Должен быть друг: настоящий, верный. Береги его.

  4. Учись быть щедрым и бескорыстным.

  5. Умей быть благодарным и помни о тех, кто делал тебе добро. Во всё надо иметь чувство меры.




  1. Детское творчество.


Детям раздаются трафареты яблок, которые они должны раскрасить в соответствии с настроением. Затем они крепятся на дереве.

Дети читают стихи. Всем раздаются яблоки.
Приложение
Щедрое дерево

Жила в лесу дикая яблоня … И любила яблоня маленького мальчика. И мальчик каждый день прибегал к яблоне, собирал падавшие с неё листья, плел из них венок, надевал его как корону и играл в лесного короля. Он взбирался по стволу яблони и качался на её ветках. А потом они играли в прятки, и когда мальчик уставал, он засыпал в тени ее ветвей. И яблоня была счастлива… Но шло время, и мальчик подрастал, и все чаще яблоня коротала дни в одиночестве.
Как-то раз пришел мальчик к яблоне. И яблоня сказала:
- Иди сюда, мальчик, покачайся на моих ветках, поешь моих яблок, поиграй со мной, и нам будет хорошо!
- Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьям, – ответил мальчик. – Мне хотелось бы других развлечений. Но на это нужны деньги, а разве ты можешь мне дать их?
- Я бы рада, – вздохнула яблоня, – но у меня нет денег, одни только листья и яблоки. Возьми мои яблоки, продай их в городе, тогда у тебя будут деньги. И ты будешь счастлив! И мальчик залез на яблоню и сорвал все яблоки, и унес их с собой. И яблоня была счастлива.
После этого мальчик долго не приходил, и яблоня опять загрустила. И когда однажды мальчик пришел, яблоня так и задрожала от радости.
- Иди скорей сюда, малыш! – воскликнула она.
- Покачайся на моих ветках, и нам будет хорошо!
- У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям, – ответил мальчик, – мне хотелось бы иметь семью, завести детей. Но для этого нужен дом, а у меня нет дома. Ты можешь дать мне дом?
- Я бы рада, – вздохнула яблоня, – но у меня нет дома. Мой дом – вот мой лес. Но зато у меня есть ветки. Сруби их и построй себе дом. И ты будешь счастлив. И мальчик срубил ее ветки и унес их с собой, и построил себе дом. И яблоня была счастлива.
После этого мальчик долго-долго не приходил. А когда явился, яблоня чуть не онемела от радости.
- Иди сюда, мальчик, – прошептала она, – поиграй со мной.
- Я уже слишком стар, мне грустно и не до игр, – ответил мальчик. – Я хотел бы построить лодку и уплыть на ней далеко-далеко. Но разве ты можешь дать мне лодку?
- Спили мой ствол и сделай себе лодку, – сказала яблоня, – и ты сможешь уплыть на ней далеко-далеко. И ты будешь счастливым. И тогда мальчик спилил ствол, и сделал из него лодку, и уплыл далеко-далеко. И яблоня была счастлива. …Хоть в это и не легко поверить.
Прошло много времени. И мальчик снова пришел к яблоне.
- Прости, мальчик, – вздохнула яблоня. – Но я больше ничего не могу тебе дать. Нет у меня яблок…
- На что яблоки? – ответил мальчик. – У меня почти не осталось зубов.
- У меня не осталось ветвей, – сказала яблоня. – Ты не сможешь посидеть на них.
- Я слишком стар, чтобы качаться на ветках, – ответил мальчик.
- У меня не осталось ствола, – сказала яблоня. – И тебе не по чему больше взбираться вверх.
- Я слишком устал, чтобы взбираться вверх, – ответил мальчик.
- Прости, – вздохнула яблоня, – мне бы очень хотелось дать тебе хоть что-нибудь, но у меня ничего не осталось. Я теперь только старый пень. Прости…
- А мне теперь много и не нужно, – ответил мальчик. Мне бы теперь только тихое и спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал.
- Ну что ж, – сказала яблоня, – старый пень для этого как раз и годится. Иди сюда, мальчик, садись и отдыхай.
Так мальчик и сделал. И яблоня была счастлива.

Анализ художественного произведения

  1. Самый яркий момент…

  2. Незабываемый эпизод…

  3. Читая (слушая), я испытывал…

  4. Особенно меня тронуло…

  5. Особенно удивило…

  6. Взволновало…

  7. Я поражался…

  8. Никогда не забуду…

  9. Мне думается, что…

  10. Моё отношение к…

  11. По- моему…

  12. Мне показалось…

  13. Приятные чувства от…

  14. Я представил себе, что…

  15. Порадовался тому, что…

  16. Испытываю симпатию…


Дополнительный материал

«Потому что я человек» Р. Паль.

Для врагов я хотел бы отлиться в булат,

Потому что я человек.

Для друзей я в родник обратиться бы рад,

Потому что я человек.

За любимой ушёл бы в чужие края,

Потому что я человек..

И вернулся бы снова, Отчизна моя,

Потому что я человек.
Ольга Высотская.

Берегите друг друга, добротой согревайте,

Берегите друг друга, обижать не давайте.

Берегите друг друга, без притворства и лести,

Берегите друг друга, не надолго мы вместе.
«После работы можно и поиграть» Габдула Тукай
Зашумела возле дома Яблони листва

«Как тебе не надоели скучные слова».

И опять на этот шелесть Яблони в ответ:

«Раз урок не приготовил, я не выйду, нет».

Наконец закрыл он книгу и тетрадь

И сказал: «После работы можно поиграть».

Солнце ясно улыбнулось другу своему,

Яблоня дала большое яблоко ему.