Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» |
 Скачать 0.64 Mb. |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 91»
ПРОГРАММА
«Формирование здорового образа жизни
детей дошкольного возраста»
Выполнила: Шлякова Мария Валерьевна
Воспитатель МДОУ «Детский сад № 91»
Ярославль
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной целью Программы «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» является: объединение стремлений педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и потребности в здоровом образе жизни.
Необходимые предпосылки для реализации настоящей программы — организация в ДОУ и семье целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей и формирование его у детей с 1,5 до 7 лет.
Данная программа является обеспечивающей преемственность семьи, детского сада, особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда проводимой работы по формированию здорового образа жизни, и осуществлять ее не только в ДОУ, но и в семье. Созданная система по формированию здорового образа жизни позволяет сформировать функциональную систему «Здоровье ребенка и фундамент культуры будущего взрослого человека», в которую входит:
положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ;
мотивация к занятиям физическими упражнениями и привлечение родителей и детей к спорту;
начальные навыки естественных движений общеразвивающего характера, правильной осанки, охране зрения, знания о своем организме, полезности продуктов, умение ориентироваться в пространстве, профилактика плоскостопия, культуры поведения, самостоятельность;
уровень физической подготовленности, соответствующий нормативам ДОУ.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.
Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях — физкультурные досуги и праздники, походы.
Задачи программы:
содействовать укреплению здоровья;
формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;
обогащать знания о здоровом образе жизни через различные виды деятельности, изменить уклад жизни с пользой для здоровья каждого;
расширить и разнообразить взаимодействие ДОУ и родителей по формированию здорового образа жизни.
Принцип реализации программы
В каждом направлении выделены две части:
1. Обучающий компонент — это первоначальные сведения о здоровом образе жизни
2. Воспитывающий компонент — понимание значения ведения здорового образа жизни, оценка своей деятельности в этом направлении и бережное отношение к себе и своему здоровью.
Для реализации программы не требуется дополнительных часов, они входят в раздел «Познавательное развитие» и «Физическое развитие и здоровье», воспитательные мероприятия при совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Данная программа, и может дополняться каждым воспитателем самостоятельно, так как результаты анкетирования, наблюдения, взаимодействия будут анализироваться только ими.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СЕМЬЕ И ДОУ
самопознание;
я и другие;
гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний;
питание и здоровье;
основы личной безопасности и профилактики травматизма;
культуры потребления медицинских услуг.
Предлагаем следующие направления для совместной деятельности педагогов детского сада и родителей воспитанников от 3 до 5 лет.
I направление. «Я познаю себя»
Обучающий компонент. Формирование представлений у детей о себе и других детях. Формирование представлений о половых различиях. Части тела: о правилах гигиены тела. Воспитывающий компонент. Бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать желание быть здоровым.
II направление. «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья».
Обучающий компонент. Значение закаливания на состояние организма человека; о значении физической нагрузки на развитие детского организма.
Воспитывающий компонент. Положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам.
III направление. «Азбука движений».
Обучающий компонент. О двигательных умениях человека; о значении двигательной активности в жизни людей; о приемах самомассажа.
Воспитывающий компонент. Воспитывать интерес к движению, к совместным подвижным играм детей с родителями.
IV направление. «Школа моего питания».
Обучающий компонент. О режиме питания; о полезной и вредной пище; о витаминнах.
Воспитывающий компонент. Воспитывать положительное отношение к овощам и фруктам, блюдам из них приготовленных.
Учитывая активно развивающиеся потребности в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, мы предлагаем для работы с детьми 5-7 лет следующие направления, которые являются логическим продолжением начатой работы с дошкольниками 3-5 лет по формированию здорового образа жизни совместно с семьей.
I направление. «Самопознание»
Обучающий компонент. Строение организма человека. О симптомах заболевания. О критериях здоровья.
Воспитывающий компонент. Воспитывать желание быть здоровым.
II направление. «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний».
Обучающий компонент. О функции кожи. Строение зубов. Микробы. Взаимодействие человека с микробами.
Воспитывающий компонент. Воспитывать устойчивые культурно-гигиенические привычки.
III направление. «Питание и здоровье».
Обучающий компонент. О полезных и вредных для здоровья продуктах. О содержании витаминов в продуктах. Использование фруктов, овощей в приготовлении пищи.
Воспитывающий компонент. Традиции в семье, в организации семейного стола.
IV направление. «Основы личной безопасности и профилактики травматизма».
Обучающий компонент. Правила безопасного поведения в быту, на улице.
Воспитывающий компонент. Сознательное отношение у дошкольников по безопасности жизнедеятельности.
V направление. «Культура потребления медицинских услуг».
Обучающий компонент. Обращение с лекарственными препаратами. Знание о пользе и вреде медикаментов.
Воспитывающий компонент. Устойчивые знания по применению лекарства только по назначению врача, родителей и в присутствии родителей.
КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Разделы
| Содержание
| Ожидаемый результат
| Самопознание
| • Мой организм.
Важно уточнить знания детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела у себя, здоровье и болезнь.
| Дети могут назвать органы и части тела.
Чем отличается здоровый человек от больного.
| Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний
| • Гигиена тела. Кожа, Функциональное назначение. Уход за кожей, волосами и ногтями.
• Гигиена полости рта. Общее представление о ротовой полости. Уход за зубами.
• Гигиена деятельности и двигательной активности.
Режим дня. Активный и пассивный отдых. Сон. Гигиена органов зрения, слуха.
• Профилактика инфекционных заболеваний.
Микромир: микробы. Взаимодействие человека с микромиром «Хорошие» и «Плохие» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытье рук, чесночная и луковая терапия.
| Ребенок должен быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры, поддерживать в чистоте игрушки в группе и дома.
Дошкольник должен иметь навыки правильной чистки зубов, сформированную привычку чистить зубы 2 раза в день, вовремя лечить кариес. Ребенок должен соблюдать режим дня, уметь распознавать признаки утомления, в том числе и зрительные.
Дошкольник должен иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи, уметь использовать «пассивную защиту» (отдельная посуда, мытье рук), знать для чего делают прививки.
| Питание и здоровье
| • Питание — основа жизни.
Важнейшие пищевые источники, как происходит пищеварение. Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Правила поведения за столом.
• Гигиена питания.
Мытье овощей и фруктов. Правила ухода за посудой.
| Ребенок должен уметь соблюдать элементарные правила режима питания, пользоваться столовыми приборами.
Ребенок к 7 годам должен уметь мыть посуду, иметь навыки обработки фруктов и овощей перед употреблением.
| Основы личной безопасности и профилактики травматизма
| • Безопасное поведение на дорогах.
Основные ситуации: переход улицы, середина проезжей части улицы, «Родители с детьми». Правила безопасности у ж/д путей.
• Бытовой и уличный травматизм.
Опасные факторы современного жилища, игровой площадки. Опасность при игре с острыми предметами. Опасность открытого окна, катание на перилах. Элементарные правила безопасности при катании на санках, велосипеде, самокате.
Оказание первой помощи при ссадине, царапине.
• Поведение в экстремальных ситуациях.
Экстремальная ситуация, связанная с незнакомым человеком.
Правила поведения при пожаре.
Вызов экстренной помощи : 01, 02, 03, 04, службы спасения (112, 911)
| Ребенок должен оценить ситуацию на дороге, переключаться на самоконтроль.
Ребенок должен распознавать опасные зоны на улице, получение травмы, ожога, избегать их.
Применять на практике правила безопасности при катании на санках и велосипеде.
Уметь оказывать помощь себе и другим при простых травмах. Уметь распознавать негативные реакции животного, насекомого.
Ребенок должен освоить три модели поведения экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Принимай меры самостоятельно».
Уметь выполнять последовательные действия по эвакуации при возникновении пожара. Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.
| Культура потребления медицинских услуг
| • Обращение с лекарственными препаратами.
Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома.
| Ребенок должен знать, что применять лекарства только по назначению врача, родителей и в присутствии родителей, не пробовать неизвестные таблетки.
| ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ
1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия — принцип без которого все попытка наладить отношения с родителями оказываются безуспешными. Понимать и доверять друг другу значит направить совместные действия на воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Чем чаще педагог жалуется на неудачи и неумения ребенка, тем тяжелее найти взаимопонимание и поддержку со стороны родителей. В конечном счете, педагог «расписывается» в бессилии и своей некомпетентности.
2. Принцип «Активного слушателя» - это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства.
3. Принцип согласованности действий. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой, в противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила здорового образа жизни.
4. Принцип самовоспитания и самообучения. Ребенок чувствует как никто другой обман со стороны взрослого. Потерять доверие со стороны ребенка очень легко, завоевать трудно и почти невозможно, если его постоянно обманывают: «Говорят не кури, а сами курят». Педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться.
5. Принцип ненавязчивости. Благодаря этому принципу педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании у дошкольников здорового образа жизни.
6. Принцип жизненного опыта. Не бойтесь поделиться своим опытом и выслушать опыт родителей, возможно в совместных действиях он пригодится, и вы не набьете лишних «шишек» в общении с детьми.
7. Принцип безусловного принятия. Вместе с родителями обсудите эту тему. Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за что, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, за то, что он есть! Вы почувствуете, как родители проникнуться к вам не только уважением, но и признанием за то, что вы Педагог с большой буквы.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
№ п/п
| Этапы
| Задачи
| 1
| 2
| 3
| 1.
| Подготовительный
(ознакомительный)
| Заинтересовать и побудить родителей включиться в учебно-воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни, узнать как можно больше о ДОУ, которые посещает их ребенок.
| 2.
| Просветительский
| Совершенствование содержания и образования в д/саду в соответствии с реализуемой программой развития «Формирование здорового образа жизни в совместной деятельности с семьей»:
• открытие клуба «Здоровая семья»;
• подбор методических рекомендации по созданию здоровьесберегающей среды;
• распространение лучшего опыта семейного воспитания;
• подбор литературы по ЗОЖ в библиотеке.
| 3.
| Совместной деятельности с семьей.
| • формирование взаимопомощи с семьей в воспитании и занятиях с детьми;
• создание семейного клуба;
• подчеркивание роли отца в воспитании детей;
• проведение семейных праздников, акций, «Дня открытых дверей», с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей;
• обогащение совместной деятельности родителей и детей в формировании участков для двигательной активности.
| ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
№ п/п
| Формы
| Виды
| 1
| 2
| 3
| 1.
| Интерактивная
| • анкетирование;
• интервьюирование;
• дискуссия;
• круглые столы;
• консультации специалистов.
| 2.
| Традиционная
| • родительские собрания «Мы за здоровый образ жизни», «День открытых дверей»;
• семейные спортивные соревнования;
• акция «Здоровый образ жизни»;
• вечера развлечений «В гостях у доктора Айболита».
| 3.
| Просветительская
| • использование СМИ для освещения деятельности ДОУ по формированию ЗОЖ у детей;
• организация клуба «Здоровая семья»;
• выпуск бюллетеней, информационных листков;
• стенд «Здоровье с детства»;
• уголок в группах.
| 4.
| Государственно общественная.
| • создание творческой инициативной группы «Мы за здоровый образ жизни».
| ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ И ДОУ
№ п/п
| Формы работы
| В детском саду
| В семье
| 1.
| Беседы педагога с детьми:
• формировании культурно-гигиенических навыков;
• организации питания.
| Беседы отца и матери:
• «Вкусные посиделки»;
• чистота тела;
• организация сна;
• мои чистые игрушки;
• я люблю комнатные растения.
| 2.
| Образовательные мероприятия:
• физическая культура;
• динамический час.
Праздники, развлечения: «Папа, мама и я — спортивная семья», «Мы за здоровый образ жизни».
| Оздоровительные традиции в семье:
• ходим в сауну;
• бассейн;
• на лыжах, в походы.
Оздоровительные игры в семье:
• профилактика осанки;
• зрения;
• плоскостопия;
• игры для предупреждения гиподинамии.
| 3.
| Чтение художественной литературы.
| Чтение художественной литературы.
| 4.
| Просмотр телепередач
| Просмотр телепередач в выходные дни программы «Здоровье».
| 5.
| Встреча с интересными спортсменами Заволжского района
| Посещение городских мероприятий:
• футбольные матчи;
• мотокроссы;
• все виды соревнований, проходящих в городе
| 6.
| Психотерапевтические прогулки с педагогом-психологом.
| Организация игр во время совместных походов:
• этюды на выражение удовольствия и радости;
• «Замри», «Кто позвал», «Слушай звуки», «Петушиный бой».
| 7.
| Акция «Здоровый образ жизни»
• подготовка наглядного материала.
| Непосредственное участие родителей в акции.
| 8.
| Познавательное развитие:
• беседы о ЗОЖ;
• рассказы из личного опыта;
• беседы медицинской сестры, врача.
| Беседы отца:
• я веду здоровый образ жизни.
Беседы матери:
• я веду активный и подвижный образ жизни;
• физические качества отца.
| 9.
| Проведение тематических меропритий по ЗОЖ «В гостях у Доктора Айболита».
| Посещение библиотеки, клуба здоровье, спортивного магазина «Китеж».
| 10.
| Тематические мероприятия:
• выставки
• марафон «Мой выбор»
| Тематические мероприятия в городе:
• посещение игры по баскетболу в школе № 9
| 11.
| Информационное поле для детей:
• выпуск брошюр, плакатов;
• анкетирование;
• интервьюирование.
| Информационное поле для родителей:
• непосредственное участие в выпуске плакатов;
• газет (подкрепление фотографиями из семейного архива);
• анкетирование;
• освещение в СМИ.
| СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА
Одной из главных задач детского сада является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье.
Разумные поручения, задания и т. п., которые дошкольники должны выполнять дома (но не повторять, не копировать, что делалось в группе), направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи.
Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.
Очень важными для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовывать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей.
Содержание работы детского сада с семьей должны быть тесно связано с содержанием воспитательно-образовательной работы с детьми.
ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА
В семье
| В ДОУ
| 1. По мере материальной возможности позаботится о создании условий для физического развития детей.
| 1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей.
| 2. Приобрести несколько настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни.
| 2. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей.
| 3. Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни.
| 3. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек, как основу становления характера ребенка.
| 4. Вспоминать о своем детстве и рассказывать какими видами спорта вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками.
| 4. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр. Привлекать детей, обучающихся в различных спортивных секциях к взаимообучению сверстников.
| 5. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 +22 °С.
| 6. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну.
| 6. Соблюдение требований СанПиН по организации жизни детей в ДОУ.
| 7. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур.
| 8. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом.
| 9. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача:
| - условиями домашних условий
| - условиями образовательного учреждения
| 10. Создание детской библиотеки энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.
| 10. Пропагандировать среди родителей детской литературы, являющейся педагогически ценной.
| 11. Личный пример взрослых родителей и педагогов — мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т.п.
| 12. ПО мере возможности расширять сферу реальных контактов с людьми, ведущими здоровый образ жизни.
| 12. Обогащать знания детей о жизни и деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни.
| СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
Соблюдение и обогащение семейных традиций одно из направлений нашей Программы.
Цель данного направления: взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также повышение педагогической культуры родителей, т.е. Сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как педагогам.
Задачи взаимодействия с семьей.
Продолжать формировать у дошкольников привычку к здоровому образу жизни;
Укреплять и охранять здоровье детей;
Развивать способность устанавливать простейшие связи между совершаемыми действиями и состоянием здоровья;
Сообщать родителям о значении стиля общения с детьми для их развития.
У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь, продолжать лучшие семейные традиции. Мы предлагаем в ходе изучения социального статуса семьи, поинтересоваться и семейными традициями семей воспитанников детского сада, это поможет в проведении праздников в ДОУ, обозначит формы работы с семьей в течение года, в совместных мероприятиях, проводимых в детском учреждении, родители поделятся свои опытом по сохранению и продолжению семейных традиций.
№ п/п
| Традиция
| Содержание
| 1.
| Семейный стол
| Взрослые должны есть вместе с детьми, чтобы создать дружескую атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать.
Совей культурой общения, доброжелательностью они создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом, положительное отношение к здоровой пище вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь.
| 2.
| Мы ходим в походы
| Эта традиция «для ума и тела». Во время прогулок есть возможность поговорить с ребенком на интересующие его темы.
| 3.
| Лыжные прогулки
| В развитии и формировании у ребенка привычки к здоровому образу жизни большое значение имеет физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры.
| 4.
| Мы ходим в баню
| Во-первых, это общение с семьей. Во-вторых, бани — первое средство, чтобы укрепить иммунитет, повысить общую сопротивляемость организма инфекциям, улучшить кровообращение и вывести из организма все шлаки.
| 5.
| Праздники семьи
| Общение с ребенком согласно принципам Ю. Б. Гиппенрейтер:
• Безусловное принятие
• Законы «зоны ближайшего развития»
• Давайте вместе
• Передавать ответственность детям
• Позволять вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, становится «сознательным»
- «Активное слушание»
| 6.
| Совместное чтение
| Ежедневное чтение художественной литературы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и воспитывает бережное отношение, любовь к членам семьи. Ребенок получает опыт о выборе литературы для чтения, учиться слушать и слышать. Голос матери, отца, близких на всю жизнь сохранится в памяти, воспоминания о совместно проведенном времени поможет в воспитании уже своих детей.
| 7.
| Походы в кинотеатры
| Сближение отношений ребенок, родитель. Ребенок делится своими впечатлениями о просмотренном, родители объясняют то, что ребенок не понял. Активно развивать фантазирование, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетных линий, давать нравственные оценки поступкам героев.
| 8.
| Посещение выставок
| Продолжать обогащать впечатления детей.
| Общаясь с родителями, мы делимся своими традициями, которые сохраняются и обогащаются коллективом детского сада, например: «Сладкий час», «Театральная пятница», «Встреча с интересными людьми», «Наша коллекция», «День рождения детского сада», «Встреча Нового года», «День рождения только раз в году», «В гостях у доктора Айболита» и другие.
Сохранение и продолжение семейных традиций актуально и необходимо, так как одной из главных проблем отношений между детьми и взрослыми считаем отсутствие преемственности поколений, по данным нашей группы более 70% дошкольников воспитываются без участия старшего поколения — бабушек и дедушек.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ «КЛУБА ЗДОРОВОЙ СЕМЬИ»
Все начинается с семьи. Первое слово, первый шаг, полезные и вредные привычки ребенок увидит впервые в семье, среди людей, которые любят его не за что-то, а за то, что он просто есть, такой красивый, смышленый, с хорошим аппетитом, и не всегда с хорошим здоровьем.
Вряд ли найдутся такие родители, которых не интересует здоровье своего ребенка.
В современном мире многие родители с точностью назовут заболевание (если ребенок болеет), препараты, которыми лечат, название клиники, в которой ребенок проходил консультацию. Проводя беседу с детьми на тему «Что нужно делать, чтобы не болеть?» (2014 год) 99% ребятишек ответили: «Лечиться!».
И одной из задач в работе по формированию здорового образа жизни заключается в том, чтобы совместно с родителями сформировать у детей привычки, которые сохраняют и укрепляют здоровье с детства: соблюдение режима дня, правильное питание, закаливание, формирование потребности в движении.
Одной из форм работы с родителями определили необходимость введения «Клуба здоровой семьи», цель которого: объединить стремления педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни у детей и потребности в здоровом образе жизни.
Цель: Объединить стремления педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни у детей и потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
Привлечь внимание родителей к проблемам, связанным со здоровьем детей, их современном и полноценном психическом развитии и подготовки к школе.
Продолжать работу по вовлечению родителей в педагогический процесс с целью приобретения родителями педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.
План работы «Клуба здоровой семьи»
с семьями воспитанников в возрасте от 1,5 до 3-х лет.
№ п/п
| Наименование мероприятия
| Дата проведения
| Участники
| Примечание
| 1.
| Адаптация детей раннего возраста
| октябрь
| - пелагог-психолог;
- Педагоги групп раннего возраста;
- Родители детей от 1,5 до 3 лет.
| Форма проведения - «Круглый стол».
| 2.
| Особенности развития детей раннего возраста
| ноябрь,
декабрь
| - педагог-психолог;
- заместитель заведующей по УВР;
- медицинская сестра;
- родители.
| Форма проведения - «Вечер вопросов и ответов»
| 3.
| Физическое воспитание и уход (соблюдение режима дня, закаливание, сон, питание и т.д.),
| январь
| - медицинская сестра;
- инструктор по физической культуре;
- родители.
| Консультация
| 4.
| Умственное развитие в раннем возрасте.
Основные показатели
| февраль
| - педагог-психолог;
- заместитель заведующей по УВР;
- родители
| Консультация
| 5.
| Игра в жизни ребенка
| март
| - педагоги групп детей раннего возраста;
- родители.
| Семинар-практикум
| 6.
| Воспитание самостоятельности.
Кризис 3 лет.
| апрель,
май
| - психолог;
- родители.
| Семинар-практикум
| План работы «Клуба здоровой семьи»
с семьями воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет.
№ п/п
| Наименование мероприятия
| Дата проведения
| Участники
| Примечание
| 1.
| Банк данных обо всех категориях семей, ведущих здоровый образ жизни.
| сентябрь,
октябрь
| - педагог-психолог;
- заместитель заведующей по УВР;
- воспитатели
| Сбор информации осуществляется в период составления социального паспорта группы, ДОУ.
| 2.
| «Эмоциональное благополучие - залог здоровья воспитанников»
| октябрь
| - медицинская сестра;
- воспитатели;
- родители.
| Форма проведения - «круглый стол».
| 3.
| «Роль отца и матери в общении с ребенком»
| ноябрь
| - педагог-психолог;
- воспитатели;
- родители
| Консультация
| 4.
| «Основные правила здорового образа жизни»
| январь
| - инструктор по физической культуре
| Консультация
| 5.
| «Нетрадиционные методы оздоровления»
| февраль
| - - инструктор по физической культуре
- родители
| Форма проведения - «круглый стол».
| 6.
| «Молодая семья»
| март
| - руководитель «Клуба»;
- родители
| Форма проведения - «круглый стол».
| 7.
| «Критерии здоровья. Особенности личности, индивидуальные особенности»
| апрель
| - воспитатели,
- педагог-психолог;
- медицинская сестра;
| Консультация
|
Список литературы
Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях // «Дошкольное воспитание» № 6, 2000
Алферова В.П.(ред) Как вырастить здорового ребенка. Л.,Медицина, 1991
Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М. 1993
Амонашвили Ш.А., Алексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. М., Педагогика, 1990
Богина Т.Л., Терехова И.Т. Режим дня в детском саду. М., Просвещение, 1995
Богина Т.Л. Здоровье – прежде всего. // «Дошкольное воспитание», 2004, №4
Богина Т.Л. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка. // Дошкольное воспитание №6,1999
Голубева Л., Прилепина И. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей. // Дошкольное воспитание № 1, 2001
Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми.//
Дошкольное воспитание №12, 2001
Егоров Б.Б. Система эффективного закаливания. // Начальная школа, №7, 2000
Ермолаев С.Д. Готовимся к аттестации.- СП, Детство-пресс,2000
Змановский Ю.Ф. Биоритмы – основа режима. // Дошкольное воспитание № 2, 1994
Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств.- М, Знание.1991
Змановский Ю.Ф. Воспитание детей здоровыми. – М, Просвещение, 1995
Зарубин Г.П. Окружающая среда и здоровье. – М, 1993
Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник. // Дошкольное воспитание № 6, 1995
Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. – М, Просвещение, 2002
Каралашвили Е. Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет. // Дошкольное воспитание №6, 2002
Коростылев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М, Просвещение, 1991
Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления.- М, Линка-пресс, 2000
Кудрявцев В.Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками. // Начальная школа, №7, 2000
Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольников. // Дошкольное воспитание, №11, 2002
Ладодо К. Дружинина Л.- Организация питания в детских дошкольных учреждениях. // Дошкольное воспитание, № 1, 2000
24. Лисицин Ю.П. Концепция формирования здорового образа жизни. Сб.научных трудов. М, 1991
25. Маханева М. Воспитание здорового ребенка.// Дошкольное воспитание №6, 2002
26. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках.- М, Просвещение, 1996
27. Пукинская М., Рунова М. Активный отдых дошкольников.// Дошкольное воспитание, №12, 2001
28. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. – М, Мозаика-Синтез, 2005
29. Рунова М. Особенности организации занятий по физической культуре.// Дошкольное воспитание, №11,2002
30. Рунова М. Формирование оптимальной двигательной активности.// Дошкольное воспитание, № 6, 2000
31. Рунова М. Характеристика модели оптимального двигательного режима.
// Дошкольное воспитание , № 11, 1999
ПРИЛОЖЕНИЯ
АКЦИЯ
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Цель: Пропаганда здорового образа жизни среди детей, родителей, сотрудников и жителей города через создание информационного поля.
Задачи: Объединить усилия педагогов, медицинских работников, родителей к сотрудничеству на основе общей цели, направленной на формирование культуры здорового образа жизни. Показать примеры положительного влияния на организм человека через формирование культуры здорового образа жизни.
Оборудование: Газеты, выпущенные педагогами и детьми, детей и родителей, памятки для всех участников акции, сердечки — жетоны для голосования, журналисты.
Участники: родители, дети, сотрудники, учащиеся школы №9.
Ведущий: Сегодня, уважаемые дети, родители, педагоги, гости, мы говорим о здоровом образе жизни, о формировании полезных привычек для организма. Наша акция называется «Здоровый образ жизни».
Участники акции:
дети, родители, сотрудники ДОУ;
корреспонденты газет и журналисты.
Здоровый образ жизни, какой образ жизни нужно считать здоровым?
Только такой, который не приносит вреда здоровью, позволяет человеку поддерживать высокий уровень работоспособности, хорошего самочувствия и настроения. Чтобы обеспечить все эти условия, здоровый образ жизни должен включать:
настрой на здоровый образ жизни;
достаточную двигательную активность;
умение регулировать свое психическое состояние;
правильное питание;
четкий режим жизни;
отказ от вредных привычек;
выполнение гигиенических требований;
умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.
Уже доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушения законов здоровой жизни.
Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве, с возрастом становятся все более выраженными и ведут к ограничению возможностей ребенка, снижению его работоспособности и в итоге — к серьезным заболеваниям. Но, к счастью, в любом возрасте переход к здоровому образу жизни помогает заметно нормализовать состояние ребенка и взрослого. Вспомним притчу:
Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: - «Что у меня в руках: живое или не живое?». Если он скажет: «Не живое.», я выпущу ее. Если он скажет: «Живое», я ее задавлю, и он будет неправ».
Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?». «Все в твоих руках!» - ответил мудрец.
Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни.
Сегодня, уважаемые участники акции «Здорового образа жизни» вам представится возможность видеть конкретные примеры формирование ЗОЖ у детей совместными усилиями ДОУ и семьи:
Театральное представление «В гостях у Айболита»
Цель: закрепление знаний о здоровом образе жизни: умение содержать свое тело в чистоте. Расширять знания о средствах гигиены. Развивать у детей потребность в новых знаниях, умение переносить их в социальную среду. Воспитывать положительное отношение к героям, сопереживать. Формировать активность и инициативность детей.
Спортивное развлечение «Веселые старты»
Цель: создать у детей радостное настроение. Обогатить эмоциональный опыт детей, развить фантазию детского восприятия. Развивать быстроту реакции в различных двигательных заданиях.
Двигательная деятельность детей на прогулке согласно погодным условиям.
Цель: через двигательную активность детей на улице и грамотно подобранное спортивно-игровое оборудование, продолжать формировать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни.
Кружок для педагогов и родителей «Группа здоровья»
Цель: создать условия для реализации потребности взрослых в движении. Способствовать оздоровлению сотрудников, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, ЛОР заболеваний и т.д.
Выставка спортивного оборудования, которое необходимо использовать с детьми в домашних условиях.
Цель: привить внимание родителей к использованию спортивно-игрового оборудования в домашних условиях.
Плакаты и газеты всех возрастных групп, выпущенные родителями и детьми, педагогами и детьми.
Цель: объединить стремления педагогов, родителей и детей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни.
Памятка по ЗОЖ.
Цель: продолжать работу по педагогическому просвещению родителей.
Ведущий и ответственные приглашают гостей посмотреть все мероприятия по пропаганде ЗОЖ.
Ведущий: Спасибо. Как вы считаете, тема, которую мы сегодня затронули, серьезная и глобальная или нет?
Нужно ли формировать ЗОЖ?
Почему нужно об этом говорить? (ответы детей...)
Влияет ли пример родителей на детей?
Давайте перейдем к голосованию. Участники опускают жетоны, если решают, что акция необходима и дала положительный настрой.
Всем спасибо. Наша акция ЗОЖ подошла к концу, и результатом нашей встречи стало решение:
- Вести ЗОЖ родителям и формировать это у детей, пропагандировать среди друзей, знакомых.
Положение о «Клубе здоровой семьи»
1. Общие положения.
1.1. Работа «Клуб здоровой семьи» осуществляется в соответствии с приоритетным направлением группы.
1.2. Работа «Клуб здоровой семьи» является нетрадиционной формой педагогического просвещения родителей.
1.3. Цель определяется важным направлением в развитии ребенка — становление ценностей здорового образа жизни.
2. Задачи «Клуб здоровой семьи»
2.1. Привлечь внимание родителей к проблемам, связанным со здоровьем детей, их современному и полноценному психическому развитию и подготовки к школе.
2.2. Продолжать работу по вовлечению родителей в педагогический процесс с целью приобретения родителями педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.
3. Структура «Клуб здоровой семьи».
3.1. Руководитель «Клуба» назначается из числа педагогов по результатам педагогической работы, работы с родителями в конце учебного года.
3.2. В состав «Клуба» входят педагоги, родители.
3.3. В работе «Клуба» могут принимать участие педагоги, заинтересованные в повышении своего мастерства по работе с родителями, родители-спортсмены.
3.4. Основными участниками «Клуба» являются родители, чьи дети посещают детский сад.
4. Основные требование к содержанию работы «Клуба здоровой семьи».
4.1. При планировании работу «Клуба» учитывать приоритетное направление работы ДОУ.
4.2. Вовлекать в работу «Клуба» родителей, учитывая виды семей; типы воспитания.
4.3. Информация должна быть интересной, понятной и необходимой родителям сегодня, чтобы они могли применить ее.
5. Подведение итогов работы «Клуба здоровой семьи».
5.1. На основании аналитической справки о работе «Клуба» определяется уровень проведения запланированных мероприятий; активность включения родителей в работу ДОУ по формированию здорового образа жизни у детей.
5.2. Итоги работы «Клуба» заслушивать на итоговом педсовете 1 раз в году.
5.3. Поощрить активных участников «Клуба».
АНКЕТА
«Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка».
Уважаемые родители, просим Вас ответить на следующие вопросы:
1. Болел ли ваш ребенок в последние полгода?______________________________
Если болел, перечислите заболевания ___________________________________
____________________________________________________________________
2. Сколько дней болел Ваш ребенок?_______________________________________
3. Что было причиной его болезни? _______________________________________
____________________________________________________________________
4. У ребенка есть постоянный режим дня? _________________________________
5. Ежедневно ли Ваш ребенок выполняет утреннюю гимнастику?______________
____________________________________________________________________
6. Ежедневно ли он чистит зубы?__________________________________________
7. Сколько времени ежедневно проводит ребенок на свежем воздухе?___________
____________________________________________________________________
8. Употребляет ли фрукты, овощи? Сколько раз в день?_______________________
____________________________________________________________________
9. Уважает ли ребенок окружающих его людей и не спорит по пустякам?________
____________________________________________________________________
10. Регулярно с ним проводите закаливание?_________________________________
11. Всегда ли одеваете его по погоде?_______________________________________
12. Занимается ли ребенок в спортивной секции, танцами или другими видами двигательной активности не менее 1 часа в день (помимо занятий физкультурой в детском саду)?_____________________________________________________________________
13. У ребенка есть книги о здоровье и здоровом образе жизни?__________________
АНКЕТА
"Какое место занимает физкультура в вашей семье"
Уважаемые родители, просим Вас ответить на следующие вопросы:
Ф.И.О., образование, количество детей в семье. _________________________________________________________________
Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким? _________________________________________________________________
Есть в доме спортивный снаряд? Какой? _________________________________________________________________
Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? Какую? _________________________________________________________________
Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (Да, нет)
Соблюдает ли ребенок этот режим? (Да, нет)
Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?
Мама (да, нет),
папа (да, нет),
дети (да, нет),
взрослый вместе с ребенком (да, нет).
Регулярно или нерегулярно.
Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)?
Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их. _________________________________________________________________
Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (Да, нет)
Что мешает вам заниматься закаливанием детей дома? _________________________________________________________________
Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком? _________________________________________________________________
Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (Да. Нет, иногда)
Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (Да, нет, иногда).
Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:
Подвижные игры
Спортивные игры
Настольные игры
Сюжетно - ролевые игры
Музыкально - ритмическая деятельность
Просмотр телепередач
Конструирование
Чтение книг.
КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
|
|
|