Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»


Скачать 0.64 Mb.
НазваниеПрограмма «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
страница3/3
Шлякова Мария Валерьевна
Дата05.05.2016
Размер0.64 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3

Стретчинг упражнения


СТРЕТЧИНГ (stretch)- упражнения на растягивание полезны и необходимы всем, независимо от возраста и степени развития гибкости. Для достижения лучших результатов вам необходимо включить целый ряд упражнений на гибкость в свои ежедневные тренировочные занятия. Вы можете выполнять все упражнения подряд или часть из них по выбору в зависимости от желания и потребностей.

Занимаясь стретчингом, вы должны уяснить для себя, какую конкретную пользу для своего организма вы получаете:

-- СТРЕТЧИНГ оказывает стимулирующее воздействие на кровообращение и циркуляцию лимфы в организме.

-- СТРЕТЧИНГ упражнения, включаемые в заключительную часть тренировочного занятия, помогают мышцам восстановиться путем возврата от сокращенного состояния к прежней длине (в покое).

СТРЕТЧИНГ упражнения оказывают расслабляющее действие на мышцы и снимают различные боли, вызванные стрессами и напряжениями нервной системы.

-- СТРЕТЧИНГ замедляет и делает постепенными некоторые процессы в нашем организме, связанные со старением.

--  Мышцы, регулярно тренируемые в растягивании, сохраняют свою эластичность, хорошо снабжаются кровью и питательными веществами.

— Упражнения на растягивание — это эффективное средство снижения психического напряжения, поскольку они тонизируют мышцы, но расслабляют мозги.

— Занятия стретчингом позволят вам почувствовать себя высокой, стройной и гибкой, а улучшение состояния мышечного аппарата не может не сказаться на улучшении осанки.

На что обратить внимание

Всегда растягивайтесь до определенных, характерных» только для вас пределов. Ощущения должны быть только приятными и сопровождаться чувством расслабления. Болевые ощущения — это знак к тому, что амплитуда растяжки слишком велика.

— Никогда не пружиньте, но выполняйте «удержания».

— Идеальное время для тренировки в растягивании — это сразу после нагрузки: ходьбы или другой формы аэробных упражнений. Также, поскольку стретчинг снимает излишнее напряжение мышц, вы можете использовать эти упражнения в любое время для повышения настроения и хорошего самочувствия.

— Во время упражнений на растягивание не забывайте правильно дышать. Самое главное в этом — не задерживать дыхание и не форсировать выдох. Лучше всего дышать обычно и спокойно, а в перерывах между упражнениями можно сделать глубокий вдох и полный выдох.

СТРЕТЧИНГ упражнение 1

Поднимите руки вверх и потянитесь, поднимая вверх плечи и грудную клетку. Удержите 5 счетов.



СТРЕТЧИНГ упражнение 2

Теперь поставьте руки назад, сцепите ладони, втяните живот и наклонитесь вперед так низко, как можете. Удержите 15 медленных счетов.

СТРЕТЧИНГ упражнение 3

— Сгибая колени, наклонитесь вперед, коснувшись руками пола.

— Выпрямите колени настолько, насколько можете. Удержите 15 счетов. Медленно прогните спину, сгибая ноги и возвращаясь в исходное положение.








СТРЕТЧИНГ упражнение 4

Выпрямитесь, поставьте ноги врозь, втяните живот, грудная клетка приподнята. Поставьте правую руку на верхнюю часть правого бедра, а левую — вверх над головой. Тянитесь левой рукой вправо так, как будто вы хотите толкнуть рукой стену. Удержите 15 счетов. Медленно вернитесь в исходное положение и выполните упражнение в другую сторону.

СТРЕТЧИНГ упражнение 5

Поставьте ноги шире, наклонитесь вперед и поставьте ладони на пол. Скользя правой ногой в сторону и сгибая левую ногу, примите положение, изображенное на рисунке. Прочувствуйте растяжение всей внутренней поверхности правого бедра. Удержите 15 счетов. Поменяйте ноги и выполните упражнение в другую сторону. Контролируйте положение стоп: они должны касаться пола всей подошвой на протяжении всего упражнения.



СТРЕТЧИНГ упражнение 6

Лягте на спину, притяните правое колено к грудной клетке. Удержите 5 счетов.



6-А. Теперь выпрямите правую ногу так, как можете не вызывая болевых ощущений, и постарайтесь притянуть ее к грудной клетке. Удержите 10 или 15 счетов. Медленно опустите ногу. Выполните упражнение другой ногой.



СТРЕТЧИНГ упражнение 7

Лягте на спину и притяните оба колена к грудной клетке. Наклоните голову вперед к коленям и удержите это положение 10-15 счетов.



СТРЕТЧИНГ упражнение 8

— Лежа на спине, притяните оба колена к грудной клетке и захватите руками стопы.

— Аккуратно и медленно выпрямляйте ноги до возможного для вас положения. Удержите 10-15 счетов.





СТРЕТЧИНГ упражнение 9

Сидя на полу со скрещенными ногами или стоя, наклоните голову точно в сторону, как бы положив ее на плечо. Удержите 5 счетов. Вернитесь в исходное положение и выполните упражнение в другую сторону. Повторите дважды.




СТРЕТЧИНГ упражнение 10

Сидя на полу со скрещенными ногами или стоя, поверните голову в одну сторону так, чтобы вы могли заглянуть за свое плечо. Удержите 5 счетов. Вернитесь в исходное положение, затем поверните голову в другую сторону и вновь выполните удержание. Повторите дважды. В конце комплекса упражнений на растягивание выполните несколько глубоких вдохов.

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

Тема: «Здоровьесберегающее пространство ДОУ»
Форма занятия: мини-лекция, круглый стол, работа творческих микрогрупп.

Задачи:

● закрепить с педагогами понятия здоровьесберегающие технологии, педагогика здоровьесбережения, здоровьесберегающее пространство;

● дать представление о роли современных технологий в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

● провести анализ обобщенного в научной литературе и периодике опыта по обозначенной проблеме;

● определить рамки возможного использования данных технологий в ДОУ.

Предварительная работа:

● изучение истории вопроса;
● составление списка научной литературы по использованию современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ;

● определение спектра вопросов круглого стола;

● изучение литературы по использованию современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ.


Содержание:

Мини-лекция: «Современное дошкольное образовательное учреждение как пространство заботы о здоровье детей и педагогов».

Вопросы круглого стола: Организация воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении на основе здоровьесберегающих технологий. Методический инструментарий здоровьесберегающих образовательных технологий. Педагогический инструментарий здоровьесберегающих образовательных технологий.

Методическое сопровождение деятельности педагога по формированию ЗОЖ у детей. Модель приобщения дошкольников к ЗОЖ. Работа с семьей по приобщению дошкольников к ЗОЖ.

Вопросы для обсуждения в микрогруппах: Здоровье педагога, возможности самосовершенствования, психологические аспекты здоровья.

Оценка образовательных технологий с позиций здоровьесберегающей педагогики.

Алгоритм анализа технологий обучения и воспитания в контексте здоровьеформирующего образования.

Схема анализа личностно-ориентированного здоровьесберегающего занятия.

Методы: теоретический анализ литературы, беседа, постановка проблемных вопросов, обсуждение.
СЕМИНАР

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога"

Цель семинара:

конкретизация в представлении педагогов понятий: “технология”, “здоровьесберегающие технологии”, “здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании”

классификация форм воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы в области здоровьесберегающих технологий по доминирующим целям и решаемым задачам

Ход семинара:

1. Вступление

Ведущий сообщает тему и цель семинара.
Ведущий. Неоспоримо, что основная задача детского сада- подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.

Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии”появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Так, К.В.Дубов (2002) определяет их как “полноценное медицинское обеспечение работы образовательного учреждения”. А.Н.Акимова (2002) включает в это понятие своевременное проведение прививок и профилактику “школьных заболеваний”. Как вы видите, существуют различные мнения ученых по данному вопросу.

Мы придерживаемся мнения, что эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологи, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей!
2. Классификация здоровьесберегающих технологий.
Ведущий. Прежде чем мы начнем говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”.
Что такое “технология”?

Какие составные части входят в понятие “технология”?
Ответы педагогов:
- В технологию входят различные формы и методы, которые мы используем в своей работе.

- Технология-это некая совокупность приемов работы педагога

- Технология – это закономерность в использовании определенных приемов в работе, подчиненная единой цели.

- Результаты работы по технологии можно отследить, провести диагностику.
Ведущий.
Ваши ответы верны. Необходимо объединить их в определение. (Данное определение предлагается Деркунской В.А.-канд.пед.наук)
Технология- это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Что такое здоровьесберегающие технологии?
Ответы педагогов:
- Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.

- Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей.
Ведущий:
Здоровьесберегающие образовательные технологии –

системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?
Ответы педагогов:
Главная цель в воспитании и образовании дошкольников - это сохранение здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Ведущий:
Верно. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в дошкольном образовательном учреждении?
Ответы педагогов.
- закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

- выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня

- педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе

- педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.
Ведущий.
Вы верно перечисляете формы работы, которые проводятся в детском саду. Необходимо классифицировать их различные виды.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании- классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
приложение 1 - Словарь терминов по здоровьесберегающим технологиям
(по Деркунской В.А.)
Ведущий прикрепляет на доске (или записывает) виды здоровьесберегающих технологий.
- Назовите составляющие элементы медико-профилактической технологии.
(Педагоги называют, ведущий прикрепляет на доске или записывает элементы медико-профилактической технологии)

организация мониторинга здоровья дошкольников

разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,

физического развития дошкольников,

закаливания;

организация профилактических мероприятий в детском саду;

организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
- Какие составляющие элементы входят в физкультурно-оздоровительные технологии?
(Педагоги называют, ведущий прикрепляет на доске или записывает элементы физкультурно- оздоровительной технологии)

развитие физических качеств, двигательной активности

становление физической культуры дошкольников,

дыхательная гимнастика,

массаж и самомассаж,

профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,

воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
- Для ребенка, как и для взрослого необходима эмоционально благоприятная обстановка в группе, образовательном учреждении.
Какую работу проводят педагоги, решая данную задачу?
Психолог: в образовательном учреждении осуществляется психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии получает квалифицированную помощь, направленную на индивидуальное развитие. В образовательном учреждении применяется песочная терапия, психогимнастика и другие формы работы с ребенком.
В технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят:

технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка
Ведущий: Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.

технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Ведущий: Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Технологии валеологического просвещения родителей.

папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др.формы работы.
Ведущий:
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
наиболее значимые из всех вышеперечисленных на здоровье детей. Какие здоровьесберегающие образовательные технологии используются в работе?
Тифлопедагог: в работе используются элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”). Отличительной особенностью этой технологии состоит в следующем:

(демонстрируются видеофрагменты занятия тифлопедагога) Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность увеличивается до половины занятия.
Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую –либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху-вниз.
Рисунок 1

Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости.
Ребенку предлагают рассмотреть круг, наклеенный на стекле, ответить, сколько на рисунке веточек, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за окном и рассказать, что он там видит.

Зрительно-пространственная активность. Детям предлагают найти зрительный материал в пространстве группы. Это могут быть отгадки загадок, слова с заданными звуками и др.(Просмотр видеофрагментов заканчивается)
Тифлопедагог: в работе педагога можно использовать и элементы технологии У.Бейтса. Она достаточно эффективна интересна как для педагогов так и для детей.
Ведущий: Об элементах технологии У.Бейтса мы поговорим позже. Какие из данных элементов можно использовать в работе педагогов с детьми?
(Педагогам предлагается назвать элементы технологий. В случае если педагоги не называют, ведущий сам прикрепляет названия элементов технологий)
Педагоги называют:

режим смены динамических поз (по Базарному),

схемы зрительных траекторий (по Базарному),

метка на стекле (по Аветисову),

зрительно-пространственная активность детей (по Базарному).
(Тем самым педагоги закрепляют еще раз названия элементов здоровьесберегающих технологий, а ведущий может проверить правильность запоминания педагогами названий)
Педагогам предлагают карточки с заданием. За правильный ответ начисляется 1 балл. Если педагог приводит пример- дополнительный балл. Максимальное кол-во баллов-12
Примерный образец заполненный педагогом карточки:№ п/п Вопрос Ответ Приведите пример

1 Дайте определение “технология” Инструмент профессиональной деятельности педагога. Технология ТРИЗ, технология личностно-ориентированного подхода и др.

1 Данные технологии обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с мед.правилами и нормами Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании Организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья, организация и контроль питания, физического развития, закаливания, организация профилактических мероприятий в детском саду, организация контроля и помощь в соблюдении СанПиН, организация здоровьесберегающей среды в ДОУ

2 Элементами данной технологии являются развитие физических качеств и двигательной активности детей Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании Становление физической культуры дошкольников, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

3 Целью технологий является становление осознанного отнош. реб к здоровью и жизни человека Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду К данным технологиям относится технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка.

4 Назовите задачи технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка Обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взр. в дет.саду и дома К данным технологиям относятся технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе.

5 С какой целью применяется в ДОУ технологии здоровьеобогащения и здоровьесбережения педагогов С целью развития культуры здоровья педагогов, развитие потребности к здоровому образу жизни Больной педагог думает о своей болезни, а не о творческой работе с детьми. Педагог прежде всего должен уметь быть здоровым сам, а затем уже обучать этому детей. Нужно уметь оставаться здоровым в работе с детьми (в том числе и психическое здоровье)

6 Задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей Технологии валеологического просвещения родителей Папки-передвижки, совместные с родителями походы в лес, круглые столы по вопросам здоровья и т.д.

Карточки с ответами педагогов собирают. (На следующем педагогическом часе подсчитывают количество баллов).
Ведущий раздает приложение 2.- Классификация здоровьесберегающих технологий.
Педагоги еще раз проверяют свои знания.
(На следующем педагогическом часе ведущий раздает карточки педагогов и предлагает исправить ошибки, допущенные в карточке другим цветом фломастера. Карточки со своими ответами педагоги уносят с собой).
Решение семинара:

Ввести использование в работе педагогов элементов здоровьесберегающих технологий (по Базарному, по Аветисову) Ответственные: воспитатели дошкольных групп.

Провести семинар по изучение элементов здоровьесберегающих технологий (по Бейтсу У.) Ответственный: тифлопедагог- Капитонова Т.А.
1   2   3