Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Совершенствование работы с родителями в рамках фгос ноо |
 Скачать 63.35 Kb. |
Совершенствование работы с родителями в рамках ФГОС НОО.
В последнее десятилетие у всех возрастных групп детей значительно уменьшился объем непосредственного эмоционального общения с взрослыми и сверстниками. У значительного числа современных детей, наряду с достаточно высоким уровнем умственного развития, обнаруживается задержка в их личностном развитии.
«Все негативные явления, по мнению ученых, связаны с катастрофой человеческой души, с деформацией системы духовно-нравственных ценностей».
В связи с этим назрела необходимость модернизировать воспитательно-образовательную систему.
Основная цель модернизации сложившейся в последние десятилетия системы образования – повышение качества образования, которое отвечало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Очевидно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техническими достижениями и новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Важным аспектом работы с родителями в рамках введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение. При этом основным источником информации о ФГОС для родителей являются педагоги и администрация школы.
Значимую роль в информационном сопровождении родителей, кроме традиционных форм взаимодействия, играет Интернет-сайт школы, который включает информационные рубрики для родителей:
- форумы для обсуждения;
- полезные ссылки( переход на электронный дневник, сайт класса, сайт департамента образования, на портал государственных услуг);
- материалы для родителей( материалы для подготовки к уроку ,задания повышенной сложности, объявления, новости школы и класса).
Введение ФГОС привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности, как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними. Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной и вне учебной деятельности, помогать в её организации, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы:
1.Повышение педагогической культуры родителей:
- знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;
-изучение закономерностей развития ребенка;
-содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;
2.Повышение правовой культуры родителей:
- изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;
- изучение Конвенции ООН о правах ребенка;
- изучение Закона РФ “Об образовании”;
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей через родительские собрания и консультации.
- встречи с медицинскими работниками
- встречи Родительского комитета с администрацией школы, учителями
- встреча с психологом.
4.Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:
- участие родителей в конкурсах, выставках, праздниках и других мероприятиях, проводимых в классе , школе.
- совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки;
5. Проведение открытых мероприятий для родителей;
- конкурс отцов и сыновей, дедушек и внуков “А ну-ка, парни!”;
- конкурс матерей и дочерей, бабушек и внучек “А ну-ка, девушки!”;
- поздравление бабушек и дедушек с Днём пожилого человека.
6. Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:
- организация деятельности Родительского комитета;
- создание фонда развития школы для поддержки инновационных процессов;
- беседы с учителями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса;
-ознакомление родительской общественности с Уставом школы;
-проведение классных родительских собраний, в рамках которых происходит ознакомление с основными положениями ФГОС и Концепциями.
7.Пропаганда здорового образа жизни в семье:
- организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье;
- семинары по ОБЖ ребенка в условиях семьи;
- совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.
Участие родителей в жизни школы становится более значимым и более активным в учреждении, отличающемся повышенным уровнем образования, т.к. уверенность в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.
Следовательно, задача педагогов – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей.
Используются следующие методы и формы работы с родителями:
Методы работы с родителями
-наблюдение;
-индивидуальные беседы;
- тестирование;
-анкетирование;
- диагностика;
-анализ детских рисунков и рассказов о семье;
Формы работы с родителями:
- Формы участия родителей в управлении ОУ:
- социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг;
- эксперты качества образования;
- защитники прав и интересов ребенка.
- Формы психолого-педагогического просвещения родителей:
- Университет педагогических знаний
- Лекция Школьные и классные родительские конференции
- Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
- Открытые уроки
- Индивидуальные тематические консультации
- Классные родительские собрания
Родительские чтения – форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.
Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится психологом школы с группой, состоящей из 12–15 человек.
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь. |
|
|