Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности разработана на основе авторской программы «Я исследователь»


Скачать 398.98 Kb.
НазваниеПрограмма по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности разработана на основе авторской программы «Я исследователь»
страница1/3
Дата17.02.2016
Размер398.98 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3

Управление образования администрации

Белгородского района Белгородской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Журавлевская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

«Согласовано» «Утверждаю»

заместитель директора по Директор МОУ

воспитательной работе «Журавлевская сош» __________ Лучникова Д.И ________ Самойлова О.В./

«_____»_____________ 2014 год «_____»_____________ 2014 год

Рабочая программа

внеурочной деятельности
«Я - исследователь»
Срок реализации – 1 год

Возраст учащихся – 6,5 - 7 лет
учитель 1 класса

МОУ «Журавлевская СОШ»

Бабаева Ирина Юрьевна
с. Журавлевка

2014

Рабочая программа: «Я - исследователь» общеинтеллектуальной направленности разработана на основе авторской программы «Я - исследователь» (авт. А.И.Савенков)// Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/ сост. Е.Н. Петрова. - 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012).

Автор программы: А.И.Савенков.


Программа рассмотрена на заседании педагогического совета

от «__» _____ 2014 г., протокол № ___
Председатель ____________ ( )

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности разработана на основе авторской программы «Я - исследователь» (авт. А.И.Савенков)// Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/ сост. Е.Н. Петрова. - 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Программа разработана для использования в муниципальном общеобразовательном учреждении «Журавлевская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» в 1 классе.

Цель курса - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи курса:

  • развивать познавательные потребности младших школьников;

  • развивать познавательные способности младших школьников;

  • обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

  • формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Изучение практики применения в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, современные технологии исследовательского обучения учащихся предполагают в основном лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. Большинство педагогов начальной, средней школ и тем более высших учебных заведений убеждены, что стоит только «загрузить» уча-- щегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом.

Считается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни учащийся средней школы, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут, если их этому специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся.

Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.

Предполагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:

  • тренинг исследовательских способностей; (приобретение учащимися специальных знаний и развитие умений и навыков исследовательского поиска).

  • самостоятельная исследовательская практика; (проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов).

  • мониторинг исследовательской деятельности. (содержание и организация мероприятий необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.)


Тренинг исследовательских способностей

В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг в 1 классе, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во 2-4 классах.

Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.
Самостоятельная исследовательская практика

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Мониторинг исследовательской деятельности

Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Мониторит включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Объем курса и виды учебной работы

Курс предназначен для учащихся 1-4 классов. Предложенное распределение часов следует квалифицировать как примерное. Часы поделены между тремя вышеназванными подпрограммами. Коррективы обязательно потребуются в зависимости от уровня развития детей, их интересов, возможностей школы и других характеристик, которые заранее невозможно предвидеть. Поэтому к данному распределению необходимо подойти творчески, здесь не только допустим, но даже необходим элемент импровизации.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В рабочую программу внесены изменения: авторская программа А.И.Савенкова «Я - исследователь» (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/ сост. Е.Н. Петрова. - 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012) для 1 класса рассчитана на 28 часов и рекомендуется начинать занятия со 2 четверти, полагаясь на адаптацию первоклассников. В соответствии с учебным планом МОУ «Журавлевская СОШ» на 2014-2015 учебный год, ориентированным на 33 учебные недели, в рабочую программу добавлено 5 часов, в содержание которых входят различные упражнения для адаптации школьников развивающего характера и не выходящие за рамки тематики курса. Дополнительные часы включены в подпрограмму «Тренинг исследовательских способностей».. Таким образом, программа курса «Я - исследователь» рассчитана на 1 ч в неделю, итого 33 часа в год.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Важнейшим приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Я исследователь» носит развивающий характер. Занятия курса разделены на теоретические и практические.

Причём исследовательская деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я исследователь» имеет отличительные особенности:

 имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

 в большинстве случаев исследование имеет краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

 исследовательская деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

 исследовательская деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

 исследовательская деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

 в содержание исследовательской деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

 реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

Принцип системности

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА.
Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к исследовательской деятельности;

  • широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательны и внешние мотивы;

  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;

  • ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

  • морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия;

  • оценивать свои действия на уровне ретро_оценки;

  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

  • высказываться в устной и письменной формах;

  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

  • владеть основами смыслового чтения текста;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте;

  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

  • подводить под понятие;

  • устанавливать аналогии;

  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,

  • возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения

  • в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • контролировать действия партнера;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1 класс (33 часа).

Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе.

Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одарённых детей). Правда программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.

Результаты собственной исследовательской работы первоклассник представляет только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований. Программой предусмотрено специальное время для участия первоклассников в качестве зрителей в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов.





Кол-во

часов

Название темы

1

17

Тренинг развития исследовательских способностей

2

10

Самостоятельная исследовательская практика

3

6

Мониторинг
  1   2   3